Самолеты и вертолеты используемые в мчс. Спасательные вертолеты МЧС России: обзор, описание и фото

В России ликвидацией последствий локальных и стихийных бедствий занимается федеральное министерство, которое сокращенно называется МЧС. Это самая важная в стране Она действует совместно с другими органами быстрого реагирования. В ее состав входят муниципальные пожарные и спасательные службы. МЧС осуществляет единое руководство аварийными ведомствами городов, областей и страны в целом. Всего министерство проводит более 25 % федеральных проверок.

Деятельность МЧС

Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.

Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.

При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе - около 150 тыс. сотрудников.

Спасательная авиация

Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.

Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.

Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова - водосливного аппарата ВАП-2.

Вертолет Ми-8

Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.

Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.

Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей - 1500 л. с.

Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и др. задач.

В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов, используются беспилотные летательные аппараты. Самолёты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 м3 на вертолётах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными по-жарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В декабре 2015 года в МЧС России была создана Авиационно-спасательная компания. Парк воздушных судов АСК насчитывает девять самолетов: пять Ил-76 и два Ан-148, а также новые приобретения - два лайнера «Сухой Супеджет-100».

В вертолётной эскадрилье АСК МЧС России имеются вертолёты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолёта Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолёта лёгкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.

10 мая 1995 года день создания Федерального Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России. Этот день официально принято считать днем создания авиации Российского МЧС. Однако свою историю авиация российского МЧС ведет с момента, когда Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 305 в подчинение Государственного Комитета по делам ГО ЧС (ГКЧС) из состава Минобороны России с войсками ГО в распоряжение Центрального, Уральского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных центров передавались четыре отдельных вертолетных отряда.

К июню месяцу 1992 г. ГКЧС принял 9 вертолетов Ми-6 и 16 вертолетов Ми-8. Конечно, с таким парком авиатехники выполнять задачи по ликвидации ЧС на огромном пространстве страны было непросто.

Ответственность, возложенная на МЧС России по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требовала создания сильной авиационной структуры министерства, способной собственными силами и средствами решать задачи на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Однако, малочисленный парк старой, изношенной авиационной техники не позволял своевременно и качественно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации, особенно в отдаленных регионах страны. Поэтому с первых дней создания «чрезвычайной службы» России стало очевидным: чтобы в кратчайшие сроки приходить на помощь людям, терпящим бедствий в различных районах страны и мира, нужна «чрезвычайная» авиация. Для решения спасательных и гуманитарных задач нужен был парк новой разнообразной авиационной техники и подготовленные специалисты. Ведь ни одна задача по выполнению или обеспечению в зоне ЧС, как известно, практически не может быть успешно решена без эффективного применения авиации.

В 1993 году ГКЧС России были приобретены для решения задач авиационного обеспечения первые два самолета Ил-76ТД и переданы Государственному центральному аэромобильному отряду «Центроспас».

Начало 1994 года ознаменовалось преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вскоре, среди первых документов разработанных в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России.

Для решения задач МЧС нужна была современная многофункциональная авиационная техника. С этой целью руководство МЧС заказало вертолетной фирме «Камов» разработку аварийно-спасательного вертолета легкого типа – КА-226, который планировалось применять в поисково-спасательных работах в особо сложных условиях в обстановке городской застройки, а также для патрулирования крупных автомагистралей, доставки пострадавших в клиники и больницы, экологического мониторинга окружающей среды. К сожалению, выпуск вертолета КА-226 затянулся, мы были вынуждены приобрести Ка-32. Не отказываясь от КА-226, руководство министерства рассматривает возможность закупки вертолета «Ансат». ТАНТК имени Бериева министерство заказало многоцелевой самолет-амфибию Бе-200, определив весьма разнообразный круг его задач: выполнение грузовых и пассажирских перевозок, тушение пожаров посредством сброса воды или огнегасящей жидкости, патрулирование лесных массивов, поисково-спасательные работы на воде, оказание медицинской помощи, контроль за прибрежными водами и экономическими зонами, мониторинг экологической обстановки.

Для руководства созданием, применением и развитием авиации был необходим руководящий и координирующий орган.

Приказом МЧС России от 28 сентября 1994 года № 590 в составе Департамента управления было создано Управление авиации на базе авиационно-транспортного отдела Главного управления экстренного реагирования и отдела авиации Управления войск гражданской обороны. 7 июля 1995 г. в соответствии с приказом МЧС № 482 Управление авиации стало самостоятельным органом управления.

Чеченские события 1994-1995 годов явились серьезным испытанием для МЧС России и создаваемой авиации. Вместе с авиацией МО и МВД России, обеспечивавших переброску воинских подразделений и частей, боевой техники в район вооруженного конфликта, авиация МЧС России выполняла гуманитарные задачи, эвакуацию беженцев, больных и раненых из районов боевых действий, поставляла грузы гуманитарной помощи. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.

На вертолетах летчики министерства только за январь-апрель 1995 года совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, больных, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами оперативной группы МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя в госпитали и больницы. Неоднократно подвергавшиеся стрелковому обстрелу со стороны бандформирований они не потеряли ни одного летательного аппарата, ни одного экипажа.

Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.

10 мая 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 было создано Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России (ГУАП). Необходимость создания собственного авиационного предприятия была продиктована задачами авиационного обеспечения работы спасателей. Постановлением Правительства Российской Федерации местом базирования ГУАП был определен аэродром Летно-исследовательского института имени М.М.Громова в городе Жуковском. Здесь же базировался отряд спасателей. Такое удачное размещение в непосредственной близости отряда спасателей, его техники и авиации позволило обеспечить заданную трехчасовую готовность к вылету по ЧС в любую точку мира.

Сложные задачи решала авиация МЧС на ликвидации последствий землетрясения на Сахалине (Нефтегорск) в мае 1995 года. В сложнейших условиях летчики 137 отдельного вертолетного отряда вывозили из Нефтегорска в районный центр Оху искалеченных людей, доставляя туда медикаменты и продовольствие. Далее пострадавшие доставлялись самолетами ГУАП в Южно-Сахалинск, Хабаровск и Магадан, а самые тяжелые направлялись в Москву.

За время работы на острове самолеты и вертолеты выполнили соответственно 241 и 191 полет и перевезли в общей сложности 5048 раненых и пострадавших, 690 тонн строительных материалов и гуманитарных грузов. Из-за малочисленности воздушных судов «чрезвычайной» авиации к работе было привлечено более 40 самолетов и вертолетов других ведомств.

10 июля 1995 года приказом МЧС России № 147 начальником Управления авиации МЧС России назначен полковник Закиров Рафаиль Шакурович. Возглавив Управление авиации, он непосредственно занялся формированием органов управления авиацией МЧС России, летных подразделений, под его руководством создавалась Концепция авиационного обеспечения МЧС России, шло становление ГУАП. Вместе со специалистами управления он занимался разработкой новых авиационных технологий и их практическим применением при проведении спасательных операций, что впоследствии позволило оперативно и грамотно использовать авиацию для выполнения задач авиационного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории России и за рубежом.

Летом 1996 года сложилась пожароопасная обстановка в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре. На тушение лесных пожаров туда направили экипажи ГУАП: Абрамова Е., Смирнова А., Филина Л. Это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС, подготовленных к тушению пожаров. Трудностей было немало, но опыт, приобретенный летчиками путем напряженных тренировок, помог успешно выполнить задачу.

За пять дней в Хабаровском крае экипажи Е.Абрамова, Л.Филина, А. Смирнова выполнили 50 полетов, сбросили на очаги пожаров в общей сложности более 2100 тонн воды. Разбушевавшаяся стихия огня была побеждена. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.

После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в г. Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-остойнике ЗАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Такого масштабного пожара в нашей стране еще не было. Населению Волгоградской и Ростовской областей грозила экологическая катастрофа. Требовалось принятие срочных, неординарных мер.

Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС доказали обратное. В результате профессиональных действий авиаторов, четкого взаимодействия экипажей и проявленного мужества, пожар на отстойнике нефтепродуктов был ликвидирован. Эффективность применения авиацией МЧС специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания.

В 1995-1996 гг. был выполнен ряд специальных полетов по поиску воздушных судов Ту-154, потерпевших катастрофу на Шпицбергене, под Хабаровском, и Су-27 пилотажной группы «Русские витязи», разбившихся под Комранью (во Вьетнаме). Вертолеты зарубежного производства Бо-105 и БК-117, участвовавшие в поисках, хорошо себя зарекомендовали. С конца 1997 года вертолеты-спасатели Бо-105, БК-117 начали летать над столицей, перевозя тяжелобольных и пострадавших в ДТП с места происшествия в больницы и клиники Москвы. В результате экстренной медицинской помощи спасателей спасены тысячи человеческих жизней.

В 1998 году летчики МЧС России приобрели первый опыт тушения лесных пожаров за рубежом. В рамках Черноморского экономического соглашения экипажи В. Дробинского и А. Паршина на самолетах-пожарниках Ил-76ТД помогали бороться с крупными лесными пожарами в Хорватии, а экипажи Е. Серых и Л. Попова – в Республике Греция. Всего в 1998 году экипажи ГУАП за рубежом выполнили 156 полетов на тушение пожаров.

В июне 1999 года Греческое правительство обратилось с просьбой к МЧС России предоставить самолет Ил-76ТД с экипажем и техническим персоналом на период с 15 июня по 31 августа для тушения лесных пожаров. Команда специалистов ГУАП под руководством В. Дробинского успешно справилась с поставленной задачей. МЧС России стали приглашать на тушение пожаров ежегодно, потому что так, как летают и тушат пожары наши летчики, этого не делает никто за рубежом.

В августе 1999 года после обращения за помощью Турции вновь были востребованы наши «Илы-пожарники» и летчики авиации МЧС России. Авиационная группа в составе трех экипажей и наземных специалистов под руководством командира летного отряда ГУАП МЧС России Е. Серых приняла участие в ликвидации пожара на нефтехимическом комплексе в городе Измит после сильного землетрясения, постигшего Турцию. Возглавил эти работы начальник авиации Р. Закиров. Небывалый затяжной пожар, который длился несколько дней, мог инициировать взрывы резервуаров со сжиженными углеводородными газами и выбросы высокотоксичных веществ, что привело бы к экологической катастрофе в районе пролива Босфор, отравлению населения прилегающих городов и поселков токсичными продуктами горения. Всего этого удалось избежать. Здесь впервые в мировой практике было осуществлено групповое, масштабное тушение пожара тремя российскими самолетами Ил-76ТД с применением новейших отечественных авиационных технологий.

Группа выполнила полет и, сбросив на лавину огня с высоты 50 метров сотни тонн огнегасящей жидкости, ликвидировала пожар. Эта уникальная по своей технологии операция вызывает чувство гордости за российскую технику, авиационную технологию, за мужество и мастерство летчиков российского МЧС.

К 2001 году у нас значительно увеличилось количество летательных аппаратов. Парк авиации МЧС пополнился современными самолетами и вертолетами. Была проведена оптимизация состава авиации, реформирование организационных структур и создание мощных авиационных группировок центра и регионального подчинения.

Для оснащения авиационных частей региональных центров МЧС было принято решение об оснащении их новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС и самолетами Ан-3.

Летный и инженерно-технический состав – главная ценность нашей авиации. Все они – мужественные люди, профессионалы высочайшего класса, знатоки спасательного дела. Именно благодаря этим качествам авиаторы МЧС заслужили любовь и уважение со стороны сограждан».

В мае 2001 года случилось катастрофическое наводнение в городе Ленске (Якутия). Уровень воды в реке Лене повышался с невероятной быстротой. Превысив максимум половодья, он достиг 20 метров 7 сантиметров. 98 % города было затоплено. Самолеты ГУАП Ил-76 обеспечили доставку отрядов спасателей «Центроспаса», Центра «Лидер», медиков ВЦМК «Защита» и техники к месту катастрофы. Спасатели трудились круглосуточно. Вместе с ними работали летчики 235 и 171 осаэ. Снимая жителей с крыш домов, они отправляли их в безопасные места. Было эвакуировано около 23 тыс. человек. Вертолетчики МЧС провели операцию по эвакуации 277 нетранспортабельных больных из центральной городской больницы в город Мирный. Действиями авиационной группировки в операции по ликвидации последствий наводнения руководил начальник авиации МЧС России Р. Закиров. Он организовал воздушный мост, по которому на самолетах Ил-76 доставляли строительные материалы, технику, оборудование, жизненно важные гуманитарные грузы (продовольствие, одежду, медикаменты и т.д.). Из различных регионов страны самолеты доставляли строительные бригады. На вертолетах к местам ледяных заторов на реке доставлялись саперы с взрывчаткой.

В результате наводнения в течение двух суток в округе не осталось ни одной посадочной площадки. Тогда по инициативе начальника авиации СРЦ С.Федорова вертолетчики стали использовать как посадочные площадки крыши недостроенных зданий.

1 февраля 2002 года Государственное унитарное предприятие МЧС России было переименовано в Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России. В 2002 году авиация МЧС России совершила 7610 полетов, доставила в зоны бедствий 12760 тонн различных гуманитарных грузов и перевезла 18330 человек. Наиболее сложные задачи авиаформирования решали при оказании помощи исламскому государству Афганистан, при тушении лесных и торфяных пожаров в Подмосковье, на Дальнем востоке и во время летнего катастрофического наводнения в Южном федеральном округе России, когда наводнению подверглись 9 субъектов округа. В зоне затопления оказались 377 населенных пунктов. Стихией было разрушено 13338 домов, повреждено почти 40000 жилых зданий 445 учебных учреждений.

За время спасательной операции в Южном федеральном округе авиация МЧС выполнила 577 полетов. В Минеральных Водах, станице Берсуковская (Ставропольский край) и в поселке Красный Партизан (Дагестан) авиаторы МЧС спасли свыше 700 человек, в том числе 250 детей. При помощи вертолетов из зоны бедствия было эвакуировано в безопасные места 2535 человек и перевезено 9840 тонн различных грузов. Руководил авиационным обеспечением спасательной операции начальник авиации Р.Ш.Закиров.

Летом 2002 года сложная пожарная обстановка сложилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Горели также леса в Подмосковье, Владимирской, Рязанской, Иркутской и Читинской областях, в Приморском крае.

Переломить крайне напряженную обстановку с торфяными пожарами в Центральном регионе и Подмосковье, с крупными лесными пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке позволило применение авиацией МЧС отечественных технологий пожаротушения с воздуха, которые в очередной раз подтвердили свою высокую эффективность.

В 2003 году авиация МЧС России получила самолет нового поколения – многоцелевую амфибию Бе-200ЧС. Летный и инженерно-технический состав прошел переучивание на учебной базе ТАНТК им. Бериева. Летчики освоили полеты с воды и посадку на воду. Характерно, что первым освоил и вылетел на самолете Бе-200ЧС начальник авиации Р.Ш.Закиров. Водную подготовку прошли все летчики, прошедшие переучивание.

Правительство Французской Республики в 2003 году обратилось к России с просьбой о помощи. Туда была направлена авиагруппы МЧС России в составе 19 человек под руководством заместителя начальника авиации А. Фомина.

Несмотря на все трудности, авиагруппа МЧС России выполнила все задачи, поставленные перед ней французской стороной. Она работала в самых горячих точках, о которых трубили пресса и телевидение Франции: плато Ларзак, Люберон, Люцеран, Корсика, массив Мор.

Французы остались довольны действиями наших летчиков, работой нашей авиатехники. Вертолеты МЧС совершили более 50 вылетов, сбросив на горящие леса тысячи тонн воды.

В 2003 году авиация МЧС России осуществила 11197 полетов, в том числе 1534 – в зоны чрезвычайных ситуаций. Общий налет при этом составил 8108 часов. Самолетами и вертолетами МЧС перевезено 16796 пассажиров и свыше 17000 тонн грузов, при тушении лесных пожаров на очаги огня сброшено более 4800 тонн воды.

2004 год. В связи с продолжающимися боевыми действиями в Ираке и участившимися случаями нападения и похищения иностранных специалистов, работающих по контрактам, возникла угроза жизни российским специалистам. Правительством РФ было принято решение об эвакуации наших соотечественников. Экипажи ФГУАП под руководством Е.Серых, В. Крюкова, А. Кудашкина, А.Паршина в условиях, сопряженных с риском для жизни, четырьмя спецрейсами вывезли из Багдада в Москву более 500 соотечественников.

В середине мая 2004 года в Курганскую область, охваченную огнем крупных лесных пожаров, была направлена авиационная группировка МЧС России. Под угрозой оказались 20 населенных пунктов, в которых проживало 18327 человек. Авиационная группировка под руководством начальника авиации Р.Ш. Закирова во время тушения пожаров с 14 по 20 мая постоянно наращивая силы, совершила 145 вылетов, сбросив на очаги лесных пожаров 12789 тонн воды с огнегасящими реагентами.

Благодаря оперативным и профессиональным действиям летчиков МЧС России Р. Закирова, Е. Серых, В. Шалунова, А. Паршина, А. Ляляева, А. Абрамова, А. Пласткова, А. Середы, Р. Латыпова, С. Шульгина, А. Григорьева, Б. Шагиева, А. Лазаренко, было предотвращено выгорание 13 населенных пунктов, исправительно-трудовой колонии, а также армейского склада и арсенала с боеприпасами.

Ради безопасности жизни каждого человека в МЧС России проводятся регулярные тренировки и учения, на которых совершенствуется мастерство, проверяются возможности техники и оборудования, повышается эффективность управления.

Стало хорошей традицией проведение совместных международных учений. При проведении совместных учений с представителями иностранных государств отрабатываются практические вопросы взаимодействия с наземными, воздушными и морскими поисково-спасательными службами. Авиация МЧС участвует почти во всех таких учениях. Это «Полярные зори» – 1995 год, «Совместная спасательная операция – 97», «Совместный страж» – 2000 год, «Баренц Рескью» – 2001, 2009 годы, «Богородск» – 2002, 2009 годы(г. Ногинск), совместное комплексное учение «Взаимодействие-2009» (г. Алматы), совместные учения МЧС России и ПС ФСБ России (о. Земля Франца-Иосифа), Комплексная безопасность-2010.

11 июня 2004 года авиация МЧС получила второй самолет Бе-200ЧС, а уже с 20 июня он заступил в боевое дежурство. 22-25 июня 2004 года в г. Калининграде на полигоне Балтийского флота проводилось очередное учение спасателей стран НАТО и России в рамках программы «Партнерство ради мира».

Высокую оценку самолету Бе-200ЧС дали председатель правительства Российской Федерации М.Фрадков и члены Правительства, присутствовавшие на показательных учениях МЧС России в городе Ногинске в июне 2004 года.

Аналогичное учение по спасательной операции на море было проведено в конце августа 2004 года Дальневосточным региональным центром в г. Владивосток. Важная роль, как и в ходе международного учения «Калининград-2004», была отведена самолету-амфибии Бе-200ЧС.

Прошедшие учения показали, что в России появилось лучшее в мире средство спасения людей, терпящих бедствие на воде. Бе-200ЧС в очередной раз доказал, что обладает способностью оперативно доставить к месту чрезвычайной ситуации спасателей и плавсредства, подобрать пострадавших с водной поверхности, эвакуировать их на берег для оказания квалифицированной медицинской помощи, а также эффективно тушить с воздуха горящие танкеры, пассажирские суда и нефтяные платформы.

С 27 декабря 2004 года по 5 февраля 2005 года совершили более 10 вылетов в страны Юго-Восточной Азии – Шри-Ланку и Индонезию. В результате этой операции летчики ФГУАП доставили пострадавшим странам более 200 тонн жизненно важных грузов, эвакуировали более 100 человек туристов, провели в воздухе в общей сложности 232 часа.

В 2008 г. во время проведения гуманитарной операции в Южной Осетии авиация принимала самое активное участие в ликвидации последствий вооруженной агрессии Грузии против этой республики. Самолеты и вертолеты МЧС России за время операции доставили населению республики около 3000 тонн грузов гуманитарной помощи, эвакуировали раненых и больных в лечебные учреждения. Летные экипажи провели в воздухе 677 часов, выполнили более 150 полетов. Наиболее отличившиеся авиаторы: В. Чернобровкин, В. Скаковский, С. Худик, В. Королев, А. Оленин, В. Фокин награждены государственными наградами.

За период с 28 ноября по 1 декабря 2009 г. воздушными судами МЧС России выполнено 43 полета с налетом 47час.31мин. Перевезено 59,4 тонны различных грузов и специального оборудования, 120 спасателей, врачей, сотрудников прокуратуры и других специалистов.

Эвакуировано 23 пострадавших, в лечебные учреждения г. Москвы и Санкт - Петербурга доставлено 14 погибших.

Авиационное обеспечение мероприятий по ликвидации последствий пожара в г. Перми осуществлялось авиационной группировкой МЧС России в составе 12 воздушных судов.

С 5 по 10 декабря 2009 г. воздушными судами МЧС России выполнено 43 полета с налетом 47 час. 31мин. Перевезено 59,4 тонны различных грузов и специального оборудования, 120 спасателей, врачей, сотрудников прокуратуры и других специалистов.

Эвакуировано 99пострадавших в лечебные учреждения г. Москвы и Санкт - Петербурга, доставлено 2 погибших.

Во время XXVII Всемирной летней универсиады-2013 в г. Казани и Олимпиады 2014 года в г. Сочи авиацией МЧС России обеспечивалась безопасность проведения мероприятий.

Авиацией МЧС России в 2014 году эвакуировано 1010 пострадавших, в том числе 19 тяжелобольных из 14 стран Европы, Азии и Южной Америки. Оказана международная гуманитарная помощь 24 странам мира.

В 2015 году авиацией МЧС России выполнено 17224 полета с налетом 13980 часов, из них по задачам МЧС России выполнено 10725 полетов с налетом 5896 часов.

Перевезено 24187 человек и свыше 8138 тонн различных грузов, на тушение пожаров выполнено 2587 полетов с налетом 2539 часов, на очаги пожаров слито свыше 47358 тонн ОГЖ.

Так, 21 февраля 2015 года В акватории залива Мордвинова Корсаковского муниципального района на удалении 500 метров от берега образовалась трещина во льду шириной до 3-х метров. На льду находилось 224 рыбака-любителя. Незамедлительно к месту происшествия убыли спасательные подразделения, сотрудники ГИМС и авиация МЧС России. Экипаж вертолета Ми-8 осуществлял мониторинг обстановки и координацию работы спасателей МЧС России, с применением авиационно-спасательных технологий спасено 27 человек.

Октябрь 2015 год - катастрофа пассажирского самолета А-321 в Египте, для авиационного обеспечения поисково-спасательных работ привлекалось 4 самолета, выполнено 57 полетов с налетом 205 часов. В Арабскую Республику доставлено 169 человек (124 спасателя, 45 специалистов министерств и ведомств, свыше 340 тон различных грузов и 5 единиц техники);

эвакуации российских граждан и их багажа из аэропортов (г. Шарм-эль-Шейх, г. Хургада и г. Каир Арабской Республики Египет), на решение данной задачи авиацией МЧС России произведено 17 рейсов. В Российскую Федерацию доставлен багаж пассажиров 420 рейсов;

Об итогах работы авиации МЧС России свидетельствуют доставленная в разные точки мира гуманитарная помощь, эвакуированные из зон чрезвычайных ситуаций и боевых действий люди, доставленные в больницы раненые, потушенные пожары и просто спасенные жизни – одним словом результаты, которых удалось добиться за 25 лет, вошли не только в историю МЧС, но и в историю современной России.

Еще одним из важных достижений за последние годы, безусловно, являются разработанные уникальные авиационные технологии спасения людей, пожаротушения с воздуха, борьбы с ледяными заторами, наводнениями, разливами нефти, которые успешно применяются сегодня на практике. В настоящее время ведутся работы по созданию новых технологий, которые обязательно появятся в будущем.

В настоящее время на оснащении авиации МЧС состоит 74 воздушных судна из них 18 самолетов и 56 вертолетов (по состоянию на ноябрь 2017 год).

В 2017 году общий налет в авиации МЧС России по состоянию на 22.11.2017 составил 14163 часа, выполнено 16148 полетов, из них:

на чрезвычайные ситуации 5005 полетов с налетом 5186 часов, при этом на защиту населенных пунктов, тушения природных пожаров, в том числе за пределами территории Российской Федерации (Чили), совершен 881 вылет, произведен 3961 слив, на очаги пожаров сброшено свыше 33 тысяч тонн воды, в зоны чрезвычайных ситуаций переброшено 6541 человек (спасателей, пожарных МЧС России пожарных авиадесантных подразделений «Авиалесоохрана». Совместными действиями наземной и воздушной группировок не допущено распространение пожаров в сторону свыше 3700 населенных пунктов с населением 8 млн. 485 человек;

на санитарно-авиационную эвакуацию тяжелобольных и пострадавших в медицинские учреждения как на территории Российской Федерации, так и из-за рубежа выполнено более 2300 полетов с налетом свыше 2500 часов, эвакуировано порядком 2800 человек;

на доставку гуманитарных грузов выполнено 29 полетов с налетом 123 часа, перевезено 337 тонн гуманитарной помощи в Республики Йемен, Таджикистан, Шри-Ланка, Мексика, Вьетнам.

А также силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых в установленном порядке.

Авиационное обеспечение включает:

  • авиационно-спасательные работы:
    • поиск и обнаружение потерпевших бедствие при ЧС ;
    • наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
    • десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
    • эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствия на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;
    • эвакуация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах и чрезвычайных ситуациях на железнодорожных транспортных магистралях в лечебные учреждения;
  • специальные авиационные работы:
    • ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
    • обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами;
    • авиационно-монтажные и демонтажные работы;
  • обеспечение управления и связи:
    • управление силами и средствами с воздушных командных пунктов;
    • ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления;
  • воздушные перевозки:
    • выполнение полетов по отдельным распоряжениям (поручениям) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
    • доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, оперативных групп МЧС России, специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов, а также оказания медицинской помощи;
    • эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС;
    • эвакуация российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    • вывоз уникального оборудования и ценностей из районов ЧС;
    • доставка грузов гуманитарной помощи населению иностранных государств, пострадавшим от ЧС;
    • выполнение специальных полетов по обязательствам Российской Федерации перед ООН и другими международными организациями;
    • оперативные перевозки грузов и пассажиров, а также выполнение других специальных заданий и услуг Методические рекомендации по созданию, оснащению и порядку применения аэромобильных групп территориальных органов МЧС России, утв. 30.05.2014 .

Инфографика авиации аэромобильных групп

Порядок применения дежурных сил и средств авиации при возникновении ЧС

Приведение дежурных сил авиации МЧС России в готовность к авиационному обеспечению реагирования на ЧС осуществляется по распоряжению Министра или лица, исполняющего обязанности Министра, начальника Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России или лица, исполняющего его обязанности, а также начальников региональных центров (РЦ) МЧС России. Распоряжение на применение авиации передается на Командный пункт авиации (КПА) МЧС России. Предварительное распоряжение в обязательном порядке подтверждается в письменной форме.

Применение авиации для выполнения воздушных перевозок

При перевозке спасателей и грузов АМГ, в случае необходимости, на основании приказа или распоряжения МЧС России на аэродромах погрузки (выгрузки) создаются наземные команды для решения вопросов приёма и выпуска, организации погрузки и выгрузки воздушных судов, обслуживания воздушных судов и обеспечение экипажей питанием, размещением экипажей на отдых и их доставку на аэродром при ЧС. На аэродромах базирования авиации МЧС России приказами начальников РЦ МЧС России (ГУ МЧС субъекта Российской Федерации) назначаются нештатные группы контроля, которые в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации выполняют функции службы авиационной безопасности для исключения случаев неплановых и не предусмотренных заданием перевозок спасателей и грузов, нарушений эксплуатационных ограничений воздушных судов (ВС) МЧС России.

В ФГУАП МЧС России указанные функции контроля возлагаются на Службу перевозок и Службу авиационной безопасности предприятия.

Для обеспечения мер безопасности на борту ВС по решению начальника авиации может быть организовано сопровождение ВС в полёте сотрудником Службы авиационной безопасности.

Перевозка пассажиров

Воздушными судами МЧС России, установленным порядком, могут перевозиться служебные пассажиры, к которым относятся:
  • военнослужащие спасательных воинских формирований и сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы , личный состав спасательных формирований МЧС России, лица гражданского персонала МЧС России, следующие в районы ЧС, служебные командировки, к местам проведения учений, других оперативных мероприятий и обратно.

Перевозка грузов

Перевозка грузов осуществляется на ВС, оснащённых для этих целей необходимым оборудованием и швартовочными средствами.

На борт ВС, кроме лиц, сопровождающих груз, в качестве пассажиров могут допускаться лица, выполняющие задачи МЧС России, согласно утвержденным спискам. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных посадочных мест. Лица, сопровождающие груз, располагаются на борту воздушного судна на месте, определенном командиром ВС.

Ответственность за подготовку, своевременную доставку на аэродром погрузки перевозимых грузов и загрузку их в ВС возлагается на отправителя.

Груз может быть допущен к перевозке только при наличии грузовой накладной и лица от организации грузоотправителя, ответственного за доставку, сопровождение и сдачу груза.

При подготовке к воздушным перевозкам автотракторной, специальной и другой техники особое внимание должно быть обращено на:

  • соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов, заправку жидкостных систем техники нормам, предусмотренным для перевозки по воздуху, отсутствие течи топлива, масел и других жидкостей;
  • обеспечение надежности крепления навесных агрегатов, а также грузов, размещенных в кузове, и определение фактического центра тяжести загружаемой в воздушное судно техники;
  • проверку работы тормозов, обеспечение пониженного давления в камерах шин.
Удельная нагрузка на пол грузовой кабины воздушного судна от колес, гусениц и других опор не должна превышать предельно допустимой для данного типа воздушного судна.

Если удельное давление на пол грузовой кабины и грузовые трапы превышает величину допустимой нагрузки, то разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), которые подготавливаются грузоотправителем.

Перевозка личного оружия и боеприпасов пассажиров на ВС выполняется в металлических ящиках, оборудованных надежными запорами, закрытых на замки, в опечатанном виде. Ключи от ящиков с оружием и боеприпасами во время полёта временно хранятся у командира ВС.

Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

Ответственность за подготовку опасных и особо опасных грузов и их взаимную совместимость при воздушных перевозках в соответствии с установленными требованиями несёт отправитель груза. Погрузка грузов в ВС и их выгрузка производится расчётами и специально назначенными погрузочно-разгрузочными командами отправителя (получателя) под руководством члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку) .

Применение авиации для выполнения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ

Выполнение авиационно-спасательных и специальных авиационных работ, осуществляется в соответствии с действующими документами, регламентирующими лётную работу, безопасность полётов и методики их выполнения по типам воздушных судов, участвующих в выполнении задачи.

Независимо от срочности вылета, на выполнение указанных работ в обязательном порядке предоставляется необходимое время на подготовку экипажа и авиатехники к полету. К выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ допускаются экипажи, прошедшие специальную подготовку по конкретному виду этих работ и не имеющие перерывов по ним.

При выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ в отрыве от аэродрома базирования назначается старший авиационный начальник, который организует исполнение указаний и распоряжений должностных лиц по применению авиации МЧС России в районе работ.

При подготовке к выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть отработаны следующие вопросы:

  • условия, порядок и особенности выполнения полёта;
  • порядок взаимодействия членов экипажа и спасателей, а также порядок работы со специальным оборудованием;
  • порядок управления экипажем;
  • порядок передачи информации с борта воздушного судна на заинтересованные наземные пункты и сроки представления донесений после посадки;
  • меры безопасности при выполнении задания.
При выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть заранее подобраны и согласованы основные и запасные аэродромы и площадки для временного базирования и посадки воздушных судов. Во время работы вертолётов эти площадки должны быть свободны от наземной техники и грузов. Площадка временного базирования вертолёта или группы вертолётов должна оборудоваться средствами связи и (при необходимости) средствами радиотехнического обеспечения (РТО) полётов.

Решение на использование площадок временного базирования вертолётами МЧС России принимается только после доклада старших авиационных начальников РЦ МЧС России на КПА МЧС России о готовности площадок и исправности их оборудования.

Десантирование личного состава и грузов

Десантирование личного состава, техники, грузов и руководство им осуществляются в соответствии с Наставлениями, Инструкциями и другими нормативными документами, регламентирующими данный вид применения авиации.

Для руководства десантированием на площадке приземления из лиц руководящего лётного состава назначается руководитель выброски.

Для десантирования личного состава и грузов применяются ВС, оснащенные необходимым для выполнения задания десантным оборудованием.

Подготовка к десантированию личного состава, техники и грузов проводится в соответствии с руководящими документами, определяющими:

  • обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке;
  • основные положения по организации подготовки личного состава, техники и грузов к десантированию;
  • правила выполнения прыжков с парашютом с различных типов транспортных воздушных судов;
  • подготовку техники и мобилизационных ресурсов к воздушному десантированию.
Ответственность за подготовку личного состава, техники и грузов к десантированию несут соответствующие командиры и руководители подразделений и организаций МЧС России, участвующих в десантировании.

Расчёты на десантирование личного состава и грузов в МЧС России проводятся управлениями десантируемых подразделений и согласовываются с Управлением авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России или авиационно-спасательным центром (по подчиненности). За правильность погрузки, швартовки, выгрузки техники, грузов и размещения личного состава на борту ВС отвечает командир экипажа. Погрузка (выгрузка), размещение, швартовка техники и грузов в грузовой кабине ВС производится грузоотправителем (грузополучателем) под руководством командира ВС или члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку).

В зависимости от условий, десантирование грузов может проводиться парашютным и посадочным способом, а личного состава посадочным, парашютным и беспарашютным способом с применением спусковых устройств. ВС должно быть полностью оборудовано для планируемого способа десантирования.

Погрузка техники и грузов в ВС, монтаж средств десантирования в ВС, предполетная проверка в ВС проводится под руководством члена экипажа ВС, ответственного за загрузку, и специалиста воздушно-десантной службы организации МЧС России, участвующей в десантировании, с оформлением необходимой документации.

21 сентября во время проведения учебно-тренировочного полёта в Люберецком районе потерпел крушение вертолет Ми-8 МЧС России, три члена экипажа погибли. Это уже третье серьёзное авиапроисшествие в авиации МЧС в 2016 году. В чём причина участившихся катастроф?

Одна из версий крушения МИ-8 МЧС в Подмосковье - отказ двигателя,сообщает «Взгляд» . Повод посмотреть на состояние авиапарка МЧС, тем более, что за 2016 год это не первое авиационное происшествие. В июле в Иркутской области разбился Ил-76МД, в августе в Португалии врезался в дерево Бе-200ЧС (в аварии никто, к счастью, не погиб, машину обещают поставить на крыло). Судя по статистике год для авиации МЧС получается «чёрным». Итак, что нам говорят цифры. Обратимся за помощью к порталу russianplanes.net .

Всего с 1990 года в составе МЧС числилось 102 воздушных судна. С 1990 по 2015 год включительно в авиации МЧС произошло всего две катастрофы . Это:

Катастрофа вертолёта Ми-26Т 3 мая 2003 года в Читинской области, погибли 12 человек (в винт попал трос);

Катастрофа Ка-32 в Ставропольском крае 11 ноября 2014 года. 4 человека пострадали, командир воздушного судна погиб.

В авариях за это же время было потеряно всего три воздушных судна :

В октябре 2011 года во время патрулирования Забайкалье потерпел аварию Ми-8МТ;

2 августа 2008 года при высадке группы спортсменов в районе Эльбруса потерпел крушение Ми-8МТ;

То есть за один 2016 год в авиации МЧС произошло столько же катастроф, сколько за 25 предыдущих лет! Аварию потерпел один борт, против трёх аварий за четверть века. Что происходит?

Посмотрим на средний возраст воздушных судов, он не выглядит преклонным - 14,6 лет. Самые старые борта в МЧС - это вертолеты Ми-8, среди них есть несколько 30-40-летних «старичков». Разбившийся в Подмосковье Ми-8П был произведен в 1993 году.

Среди самолетов самыми старыми являются Ил-76ТД. Всего МЧС эксплуатирует пять таких машин, все они были выпущены в 1993-1995 годах. Как видно, говорить о том, что МЧС использует старую технику, не приходится.

В чем же причина участившихся катастроф? Нельзя, конечно, исключать роковое стечение обстоятельств. Однако, как кажется, корень зла кроется в организации лётной работы, которая включает не только нормальное техническое обслуживание, но и подготовку пилотов.

____________________________

Чёрное лето авиации МЧС

При тушении лесных пожаров в окрестностях города Лейрии самолет МЧС Бе-200 столкнулся с деревом. К счастью, никто не погиб. Экипаж воздушного судна во главе с заслуженным лётчиком РФ Валерием Крузе смог довести поврежденную машину до аэродрома.

Авиагруппа МЧС России в составе двух самолётов Бе-200ЧС прибыла ступила к тушению крупных лесных пожаров в португальский город Лейрию. Однако, как сообщает Jornal de Noticias , у одного из самолетов обнаружилась неполадка с системой забора воды. Второй самолет, пилотируемый экипажем Валерия Крузе, приступил к тушению пожаров, но уже в одном из первых полетов столкнулся с деревом. По сообщению L!FE, самолет распорол крыло и топливный бак. Также получили повреждения так называемые поплавки, которыми крылья амфибии опираются на воду.

К счастью, экипажу удалось довести поврежденную машину до аэродрома, и никто не погиб. Сейчас оба российских Бе-200 проходят ремонт на авиабазе Монте-Реал.

Столкновение Бе-200ЧС с деревом - второй инцидент с пожарными самолетами МЧС за полтора месяца. 1 июля при тушении пожаров в Иркутской области разбился Ил-76 с бортовым номером 76840. Весь экипаж самолета погиб.

О своем опыте полета на пожарном Бе-200 рассказывает Геннадий Михайлов profile" target="_self" >http://gmichailov.livejournal.com/ " target="_self" >GMICHAILOV .

Бе-200, уникальный российский самолет, его еще называют летающей лодкой. Он способен взлетать, как с земли, так и с водной поверхности. Полет можно сравнить с американскими горками, болтает там прилично, из-за того, что он летит на малой высоте. Я во всяком случае надолго запомню этот полет).

С 13 апреля для тушения пожаров в Забайкалье активно привлекается авиация МЧС России. За этот период воздушные суда совершили 108 сливов, сбросили около 1000 тонн воды. При помощи авиации спасателей было потушено 8 природных пожаров, угрожавших населённым пунктам.

Самолет Бе-200 способен брать максимум воды - 12 тонн, и сбрасывать ее по тонне в секунду. Все зависит от того, на каком режиме сбрасывать воду. В залпе - по одному, по два бака. В зависимости от этого и полоса тушения. Метров 200-300 можно потушить, если растянуть.

Самолет способен брать до 64 пассажиров.

Кислородные баллоны.

Пилоты получают координаты из Главного Управления МЧС России, куда со спутника стекается вся информация о пожаре. Летчики не любят фотографироваться. Я и не настаивал.

За бортом небольшие очаги уже тлеющих пожаров, летим дальше к намеченной точке.

Подлетаем к намеченной точке в горах, сюда не добраться пожарным машинам.

И вот тут начинается высший пилотаж, самолет опускается до минимальной высоты. чтобы эффективно потушить пожар.

Крутой вираж. заход на пожар. Кажется сейчас коснемся земли.

В этот момент мне удалось сфотографировать тень самолета-амфибии.

Самолет опускается до 50 метров и резко сбрасывает тонны воды на очаг. И резко взмывает вверх, так, что сердце выпрыгивает из груди.

Наш полет занял 40 минут до пожара и столько же назад. После этого Бе-200 встал на очередную дозаправку водой и потом полетит к следующей точке.

На видео, которое мне дали в МЧС, как раз видно как происходит сброс воды.

____________________________

Самолет МЧС Ил-76 с бортовым номером 76840 потерпел крушение 1 июля во время тушения лесных пожаров, которые угрожали населенным пунктам. Экипаж до последнего пытался спасти машину. По предварительной версии, в двигатель самолета мог попасть горячий воздух от пожаров, у лайнера пропала тяга, он не смог набрать высоту, зацепился за верхушки деревьев и рухнул.

Я налетал с летчиками МЧС более 100 часов на всех типах самолетов, вертолетов и всегда чувствовал себя в безопасности, это профессионалы высокого класса.

Экипаж пропавшего тяжелого транспортного самолета Ил-76, командир которого Леонид Семенович Филин, во время работы в Сибирском федеральном округе уже совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор) и способно сбрасывать на очаги пожаров одновременно до 42 тонн воды.

Благодаря профессиональным действиям этого экипажа МЧС России в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживает более 50 тысяч человек. Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты.

В Иркутской области экипаж Леонида Семеновича работал уже не в первый раз, в прошлом году он вылетал на тушение пожаров и на Байкале. Командир воздушного судна Леонид Филин - заслуженный пилот Российской Федерации, летчик первого класса. С отличием окончил Балашовское ВВАУЛ. В строевых частях ВВС прошел путь от рядового летчика до командира авиационной эскадрильи. Управлял самолетами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22, Ил −76. У него около 12 тысяч часов налета. Проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации СССР и России. Участник боевых действий в Афганистане. В авиации МЧС России с 1995 года. Участвовал почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в стране и за рубежом.

В числе первых Леонид Филин освоил тушение крупномасштабных пожаров на тяжелом самолете Ил-76. Это было летом 1996 года, когда в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре была сложная пожароопасная обстановка. На тушение лесных пожаров туда направили 3 экипажа ФГУАП (Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России), в числе которых - и экипаж Л. Филина.

Тогда это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС России, подготовленных к тушению пожаров. Трудностей, которые осложняли работу воздушных пожарных, было немало: гористая местность, удушливая гарь, высокая температура и сильная задымленность, осложняющая ориентацию. После каждого вылета экипажи проводили летучки, на которых обменивались опытом. Затем вновь уходили на задание.

Опыт, приобретенный летчиками в результате напряженных тренировок, помог успешно выполнить задачу.

Тогда за пять дней в Хабаровском крае экипажи МЧС России выполнили 50 полетов, сбросили на очаги пожаров в общей сложности более 2 тысяч тонн воды. Разбушевавшаяся стихия огня была побеждена. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.

Так, впервые в истории авиации МЧС России было выполнено реальное тушение природных пожаров самолетами Ил-76, оснащенными выливными авиационными приборами ВАП-2.

После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в г. Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-отстойнике ЗАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Такого масштабного пожара в нашей стране еще не было. Населению Волгоградской и Ростовской областей грозила экологическая катастрофа. Требовалось принятие срочных, неординарных мер.

Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС России доказали обратное!

В условиях почти 40-градусной жары, сильного задымления местности самолеты с предельно малой высоты сбрасывали на горящий пруд-отстойник сотни тонн воды и огнегасящей жидкости. В результате мужественных и профессиональных действий летных экипажей пожар был ликвидирован. Эффективность применения авиацией МЧС России специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания.

За отвагу, проявленную при тушении пожаров в Хабаровской крае и Волгограде, летные экипажи впервые в истории авиации МЧС России были отмечены государственными наградами, а командиры экипажей, в том числе Леонид Филин, удостоены Орденов Мужества.

Экипаж командира воздушного судна Леонида Филина - слаженный профессиональный и очень опытный коллектив, неоднократно участвовавший в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе, имеющий колоссальный опыт тушения пожаров на Ил-76, а также по доставке в сложных условиях гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших.

У второго пилота экипажа Алексея Лебедева за плечами свыше 5,5 тысяч часов налета, у штурмана Георгия Петрова - более 7 тысяч. Общий налет экипажа сегодня составляет более 71 тысячи часов.

Список членов экипажа Ил-76:

  • Филин Л. С - командир воздушного судна;
  • Лебедев А. А - второй пилот;
  • Жданов В. Г. - авиатехник;
  • Кузнецов В. Н. - бортинженер;
  • Макаров С. А. - бортоператор;
  • Машнинов А. М. - авиатехник;
  • Мурахин И. Е. - бортрадист;
  • Петров Г. Л. - штурман;
  • Сусов С. А. - бортоператор;
  • Хадаев М. М. - бортоператор

Жалко, когда уходят самые лучшие. вечная память им.



Просмотров