С изменениями и дополнениями от. Новые правила определения неустойки по контракту Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств

Расторжение контракта по решению суда возможно по иску заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением обязательств по контракту поставщиком (Приложение № 5).

Напомним, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Суд констатирует ненадлежащее исполнение контракта, взыскивает пени и иные убытки, возникшие у заказчика. После решения суда заказчик обязан в трехдневный срок внести сведения о недобросовестном поставщике в антимонопольную службу.

Надлежащее исполнение контракта подтверждается соответствующими документами, а именно:

выполнение контракта на поставку подтверждается подписанными без возражений товарными накладными;

выполнение контракта на работы подтверждается актом проведенных работ;

выполнение контракта на услуги подтверждается актом оказанных услуг.

При этом нужно обратить внимание на то, что предмет торгов и, следовательно, предмет контракта должен быть четко отражен в документах по приемке. Недопустимо, если в предмете контракта звучит вывозка снега в количестве 100 тонн, а в акте указано, что заказчик приял 50 машино-часов.

Надлежащее исполнение контракта это не только полное выполнение объема контракта, но и выполнение его в срок. Все документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязательств, должны быть подписаны исключительно после реального их выполнения в срок, указаний в контракте. Выход за пределы срока исполнения контракта автоматически является ненадлежащим исполнением контракта.

При поставке товара или выполнении работ необходимо для подписания накладных и актов требовать документы, подтверждающие качество товара: сертификаты соответствия, декларации качества и прочие.

Таким образом, самыми распространенными видами нарушений контракта со стороны поставщиков являются:

непоставка (невыполнение работ, услуг) в срок;

недопоставка (неполное выполнение работ, услуг);

поставка товаров ненадлежащего качества (некачественно выполненные работы, услуги) Матковский С.В. Указ. соч. С. 202..

В случае первых двух нарушений порядок действий заказчика следующий.

На следующий день после истечения срока, когда обязательство должно быть исполнено, заказчик направляет поставщику претензию. Претензия представляет собой письмо, в котором заказчик указывает, что прошел срок исполнения обязательства, которое неисполнено или частично исполнено. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие сроки исполнения обязательства и пункты, предусматривающие пени за просрочку исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично), заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства Кикавец В.В. Нужен ли такой Порядок? // Финансовое право. - 2009. № 9. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска при условии уплаты поставщиком пеней, начисленных заказчиком.

Из положений Закона о размещении заказов не следует, что всякое нарушение сроков выполнения работ является безусловным основанием для расторжения муниципального контракта. Допущенные сторонами нарушения условий обязательства подлежат оценке судом применительно к конкретным предусмотренным в гражданском законодательстве основаниям расторжения договоров.

Обратимся к судебной практике. Муниципальное учреждение «Т» (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «А» (далее - ответчик, общество) о расторжении муниципального контракта.

Судом установлено, что по результатам аукциона на выполнение рабочих проектов на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых домах и диспетчеризации учета тепловой энергии города Кирова, ремонт участка наружной канализации от дома № 3 до дома № 16 по ул. Советской между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 15.12.2008 на выполнение проектных работ.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ определен с момента подписания контракта до 15.12.2008.

Судом было установлено, что контракт сторонами был подписан 15 декабря 2008 года, то есть в день истечения срока исполнения обязательства.

Письмом от 16.12.2008 учреждение уведомило общество о нарушении сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 1.3. контракта, а также предложило в срок до 19.12.2008 направить предложения по исполнению муниципального контракта.

Письмом от 29.12.2008 учреждение предложило расторгнуть муниципальный контракт в связи с нарушением сроков выполнения работ и направило проект соглашения о его расторжении.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, основываясь на положениях статей 405, 406, 450 ГК РФ, части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, решением Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2009 в удовлетворении исковых требований учреждения о расторжении муниципального контракта было отказано.

При вынесении решения суд учитывал, что хотя работы по муниципальному контракту от 15.12.2008 были выполнены с нарушением срока, но при этом срок выполнения работ по договору и дата заключения договора совпали. Кроме того, истец и ответчик, заключая договор, знали о том, что техдокументация не может быть сдана в срок, указанный в пункте 1.3 договора. Ответственность за просрочку исполнения обязательства лежит не только на ответчике, но и истце, несвоевременно подготовившем договорные документы (по материалам дела № А28-3814/2009-157/9 Арбитражного суда Кировской области) Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», одобренный на заседании Президиума Арбитражного суда Кировской области 02.02.2010..

При поставке товара ненадлежащего качества на следующий день после срока, когда выявилась данное нарушение контракта, заказчик направляет поставщику претензию. В претензии заказчик указывает, что ему поставлен товар ненадлежащего качества, указывает, какой конкретно товар и в каком количестве. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие качество исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства и заменить бракованный товар, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично) заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта, с взысканием стоимости бракованного товара (если она была уплачена поставщику) и неустойки за пользование чужими денежными средствами (по ставке рефинансирования, если деньги за поставку были уплачены), начисленными со дня нарушения (поставки товара ненадлежащего качества) по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства.

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска.

В любом случае после решения суда заказчик обязан внести такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой публично размещенный Федеральной антимонопольной службой России на своем сайте (http://rnp.fas.gov.ru) список лиц.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими муниципальных контрактов.

Реестр содержит следующие сведения:

наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика лиц;

дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок в случае, если победитель аукциона, победитель конкурса или победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату признания несостоявшимися торгов, в которых единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату проведения запроса котировок, в котором единственный участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, отказался от заключения государственного или муниципального контракта, дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта;

предмет, цену контракта и срок его исполнения;

основания и дату расторжения государственного или муниципального контракта в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта;

5) дату внесения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков Кочаненко Е.П. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в документации, направляет в антимонопольную службу сведения, предусмотренные законом, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.

В случае расторжения муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу сведения, предусмотренные пунктами 1-4 части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, а также копию решения суда о расторжении контракта.

Лица, внесенные в реестр, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков, исключаются из реестра недобросовестных поставщиков.

Пока лицо находится в реестре, с ним не вправе заключить контракт по результатам торгов или запроса котировок цен.

Кроме того, пытаясь сделать Закон о размещении заказов максимально либеральным с точки зрения расширения круга участников торгов и предоставления равных возможностей, законодатель оставил без внимания такое понятие, как репутация и квалификация участника размещения заказа.

Сегодня отказать в участии в торгах из-за плохой репутации можно лишь в том случае, если компания внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому состоящему в реестре недобросовестному поставщику ничего не стоит зарегистрировать новое юридическое лицо с незапятнанной репутацией. Отказать же фирме в участии или занизить ей итоговую оценку по причине короткого срока присутствия на рынке нельзя. Этим обстоятельством пользуются в основном обычные мошенники. Фирма-однодневка выставляет на конкурс проходную заявку с демпинговыми ценами, нереальными сроками и т.д. Даже если муниципальный заказчик и чувствует подвох, найти формальный повод для ее низкой оценки затруднительно. При этом далеко не во всех конкурсах либо аукционах предусмотрено внесение исполнителем обеспечения по контракту (страховки, банковской гарантии, денежного залога). Однако заказчик может быть обязан перечислить аванс. Получив его, фирма-однодневка победитель конкурса исчезнет.

Чтобы этого избежать необходимо:

запретить муниципальным заказчикам производить авансирование контракта;

обязать муниципального заказчика требовать от исполнителя обеспечения муниципального контракта во всех случаях;

установить критерии оценки квалификации и деловой репутации, время присутствия на рынке, опыт работы, качество исполнения предыдущих заказов с целью исключить допуск к участию в торгах фирм, которые находятся на рынке менее двух лет Зданович Ю.А. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В условиях наличия повышенных рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципального контракта поставщиком особую актуальность приобретают правовые способы защиты заказчиком интересов муниципального образования, от имени которого он заключает муниципальный контракт.

На практике наиболее эффективным способом защиты заказчиком своих интересов от недобросовестных поставщиков на стадии исполнения муниципального заказа является расторжение муниципального контракта.

Как уже говорилось выше, расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальный контракт заключается для муниципальных нужд, т.е. для выполнения муниципальным образованием в лице своих органов полномочий и функций, реализация которых, как правило, не терпит отлагательств: больницы должны своевременно получить оборудование и медикаменты, школы должны быть отремонтированы именно во время каникул и т.д. Поэтому муниципальный заказчик должен иметь возможность оперативно расторгнуть муниципальный контракт с поставщиком, который не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязательства и таким образом создает угрозу неисполнения или несвоевременного исполнения муниципальным образованием своих функций и социальных обязательств Богдадьев А.С. Проблемы расторжения муниципального контракта // Право и экономика. - 2009. № 11. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

При отсутствии соглашения сторон контракта о его расторжении последнее осуществляется в арбитражных судах в порядке искового производства.

Согласно абз. 1 пункта 1 статьи 133, статей 134, 152 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение должно быть принято в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. На практике дело может быть рассмотрено и в более длительные сроки, если другая сторона будет прилагать к этому определенные усилия. Кроме того, согласно п. 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Таким образом, процесс расторжения контракта в судебном порядке может затянуться как минимум на четыре месяца, если не будет подана апелляционная жалоба. Если такая жалоба будет подана, то она, в соответствии со статьей 267 АПК РФ, будет рассмотрена в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

В подтверждение выводов о сроках рассмотрения дела о расторжении муниципального контракта обратимся к судебной практике.

Муниципальный заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта 8 августа 2008 г. Истец обжаловал такие действия заказчика в суде. Решением от 12 декабря 2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Между расторжением контракта и решением суда прошел срок в четыре месяца. Истец обжаловал это решение в суд апелляционной инстанции, который Постановлением от 24 февраля 2009 г. оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу истца без удовлетворения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 г. по делу № А56-42633/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Из примера, который отражает ситуацию в целом, видно, что дело было рассмотрено в двух инстанциях в пределах 4 5-месячного срока, т.е. в пределах, установленных АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за некоторыми исключениями. Согласно определениям, содержащимся в статье 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Таким образом, Бюджетным кодексом установлены пределы срока действия муниципального контракта, в соответствии с которыми срок начала действия не может быть ранее 1 января текущего финансового года, а срок окончания действия не может быть позднее 31 декабря текущего финансового года. Следовательно, если вопрос о расторжении муниципального контракта в судебном порядке возникнет в третьем или четвертом квартале текущего финансового года, то разрешен он будет исходя из вышеуказанных сроков рассмотрения дел в суде после того, как окончится срок действия самого спорного контракта.

При этом заказчик лишится возможности заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с ч. 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов заказчик вправе заключить муниципальный контракт, в случае расторжения такого контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств. При этом денежные средства, запланированные для оплаты по такому контракту, будут возвращены в бюджет в связи с окончанием финансового года и муниципальный заказ вообще не будет исполнен.

В сложившейся ситуации муниципальные заказчики вынуждены в одностороннем порядке, предусмотренном п. 2 статьи 407 ГК РФ, отказываться от исполнения контрактов, по которым поставщики (исполнители, подрядчики) не исполняют или ненадлежаще исполняют свои обязательства.

Суды же, рассматривая иски к заказчикам в связи с их односторонним отказом от исполнения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств, исходят, как правило, из того, что «положения пункта 8 статьи 9 Закона не исключают возможность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, когда такой отказ допускается законом» Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 октября 2008 г. по делу № А56-16386/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В целях разрешения указанных проблем расторжения муниципального контракта можно предложить к обсуждению два пути. Первый связан с внесением в АПК РФ изменений, предусматривающих существенное сокращение времени рассмотрения в судах дел о расторжении муниципального контракта.

Второй путь, связан с тем, чтобы, принимая во внимание нормы гражданского права и судебную практику, внести в Закон о размещении заказов следующие изменения:

1. Часть 8 ст. 9 Закона о размещении заказов изложить в новой редакции: «8. Государственный (муниципальный) контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

2. Первое и третье предложения ч. 8.1 ст. 9 Закона после слов «расторжения государственного или муниципального контракта» дополнить словами «(одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта)» Богдадьев А.С. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Исходя из вышесказанного, можно объяснить небольшой процент количества дел, связанных с применением положений Закона о размещении заказов (около 0,3% от общего количества дел), рассмотренных Арбитражным судом Кировской области в период 2008-2009 года.

Так же рассмотрим проблемы ненадлежащего исполнения муниципального контракта заказчиком. В соответствии с пунктом 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно выделить следующие основные нарушения при заключении и исполнении муниципального контракта со стороны муниципального заказчика.

Во-первых, нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт.

В соответствии со статьями 9, 28 и 29 Закона о размещении заказов, контракт формируется путем включения в опубликованный (на сайте) проект контракта условий, во-первых, из заявки победителя, во-вторых, иных условий из конкурсной (аукционной) документации. В этой части заказчик может нарушить данный порядок. Например, победитель торгов подал заявку на аукцион с товаром, являющимся эквивалентом запрошенному, победил в аукционе, а в контракт заказчик включил товар, который он запрашивал, а не тот, который предложил победитель торгов (эквивалент). Или когда вдруг после проведения торгов в проекте контракта ответственность победителя торгов увеличивается по отношению к опубликованному ранее проекту контракта, а ответственность заказчика - уменьшается. Или когда количество товара (объема работ) уменьшается по отношению к проведенным торгам.

Во всех этих случаях имеет место нарушение объявленных условий или условий, предложенных лицом, с которым заключается контракт. Последний имеет право составить протокол разногласий и направить его заказчику либо отказаться от подписания муниципального контракта. Протокол разногласий по данным условиям будет законен, и квалифицировать его как уклонение исполнителем от заключения контракта нельзя Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Салищевой Н.Г. - «Проспект», 2009. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Разновидностью данного правонарушения является нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Во-вторых, отдельно в КоАП выделен состав правонарушения порядка заключения муниципального контракта в части нарушения сроков заключения контракта со стороны заказчика, а равно уклонение заказчика от заключения муниципального контракта.

Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Исчерпывающий перечень причин, по которым заказчик отказывается от заключения контракта, перечислен в части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.

В-третьих, это изменение условий муниципального контракта, в том числе увеличении цены муниципального контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена Законом о размещении заказов.

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Перечень изменения цены контракта, указанный в Законе о размещении заказов, является исчерпывающим. Никакое иное изменение цены не допускается.

Повышенная ответственность установлена, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают руководители Федеральной антимонопольной службы, ее структурных подразделений и территориальных органов и их заместители, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, еще одной проблемой исполнения муниципального контракта является нарушение условия контракта как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика.

Приведем обзор судебной практики, в которой стороны не установили точную сумму штрафа и не определили порядок взыскания неустойки. Расскажем, как определить точную величину штрафа.

О чем пойдет речь: при заключении государственного контракта на охрану здания стороны не установили точную сумму штрафа и не определили порядок взыскания неустойки. Вместо этого в текст была включена общая формулировка об ответственности сторон в соответствии с нормами законодательства РФ.

Совет

При включении в контракт условия о неустойке используйте типовые положения (приведены в письме ФАС России от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14).

Размер штрафа должен быть предусмотрен контрактом в виде фиксированной суммы. Порядок его расчета устанавливает Правительство РФ (ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). И здесь ключевой документ - Правила определения размера штрафа и начисления пени, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

В рассматриваемом случае в контракт было включено положение о том, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с действующим законодательством РФ. Именно этот довод привел заказчик. Однако суд апелляционной инстанции счел данный аргумент неубедительным. Ведь конкретный размер штрафа стороны не указали, а значит, условие о неустойке не было согласовано.

Кассационная жалоба была оставлена без удовлетворения по тем же основаниям.

Как поступить на практике

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, давайте выясним, как правильно прописать условие о штрафе.

Документ

Федеральное казначейство ответило на некоторые вопросы об установлении штрафов и пеней в Обзоре решений контрольных органов в сфере закупок (доведен письмом от 19 мая 2015 г. № 07-04-05/09-319).

Заказчик должен сделать это еще на этапе разработки документации о закупке. Но ведь в Правилах № 1063 сказано, что размер штрафа зависит от итоговой цены заключаемой сделки, а она на момент подготовки проекта контракта еще не известна. Выход один - включить в проект все возможные значения размера санкции.

Например, если речь идет о закупке с НМЦК до 3 млн руб., возможно только одно значение. Формулировка может быть такой: «Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств по контракту, устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет руб. коп. - 10 процентов цены контракта».

После того как торги состоялись и цена контракта определена, внесите в проект конкретную сумму.

Как определить величину штрафа

Обратимся к пункту 4 Правил № 1063. Он гласит, что за ненадлежащее исполнение обязательств (за исключением просрочки) для поставщика должен быть предусмотрен штраф в размере:

  • 10 процентов цены контракта, если она не превышает 3 млн руб.;
  • 5 процентов цены контракта, если она находится в интервале от 3 млн до 50 млн руб.;
  • 1 процента цены контракта, если она составляет от 50 млн до 100 млн руб.;
  • 0,5 процента цены контракта, если она превышает 100 млн руб.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Установлены правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Соответствующий документ разработан Минфином России и утвержден Правительством РФ.

Напомним, что возможность взыскания с заказчика неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение обязательств установлена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ .

Размер штрафа устанавливается в контракте в фиксированном виде и рассчитывается как процент цены контракта . При этом за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрен штраф в размере:

  • 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб.;
  • 1% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн руб.

Ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, влечет штраф в виде фиксированной суммы, установленной в размере от 0,5% до 2,5% цены контракта.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, и устанавливается в размере не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных.

Как отмечается в справке к постановлению, оно направлено на развитие конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок. Реализация принятых решений позволит обеспечить своевременное и качественное исполнение государственных и муниципальных контрактов.

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" вступает в силу с 1 января 2014 г.

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063
"Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"

В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Правила
определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).

2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).

4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.1 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 Правила дополнены пунктом 4.1

4.1. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.



Просмотров