С чего начать начинающему экологу. Что должен делать эколог на предприятии

Начинающий специалист – это работник, не имеющий практического опыта. К таким сотрудникам относят выпускников ВУЗов или техникумов. В статье мы рассказали, с чего начать экологу в первые месяцы работы на предприятии.

Из статьи вы узнаете:

С чего начать экологу на предприятии: алгоритм действий

Начинающие сотрудники имеют свежие теоретические знания, прошли преддипломную производственную практику на передовом предприятии, поэтому первые рабочие дни и месяцы они должны применить полученные знания на практике.

Если начинающий эколог будет работать в отделе по экологии с другими сотрудниками, у него будет меньше ответственности, а его должностные обязанности установит руководитель. Если же эколог один, придется самостоятельно разработать должностную инструкцию (при ее отсутствии) и составить перечень первоочередных . К таким мероприятиям относятся:

  • Контроль соблюдения технологических режимов природоохранных объектов организации, анализ их работы, контроль обеспечения нормативного состояния окружающей среды в районе расположения.
  • Подготовка необходимых материалов по проведению производственного экологического контроля.
  • Проведение технических испытаний оборудования, обеспечивающего экологическую безопасность организации, определение эффективности работы оборудования.
  • Проведение периодических проверок соблюдения технологических режимов, связанных с загрязнением окружающей среды.
  • Контроль накопления, утилизации, . Самостоятельную работу следует начать с изучения документации, которая велась до приема на работу нового сотрудника.

По этому перечню нужно отметить документы, которые есть на предприятии, отдельно выписать недостающие. После этого проверьте, требуется ли вести недостающие документы в настоящее время, поскольку законодательство по экологии в январе 2019 года изменилось коренным образом, документооборот стал меньше. С 01.01.2019 года отменена разработка проектов допустимых выбросов . Но это не значит, что имеющиеся тома ПДВ нужно выбросить. Оставьте их на хранение в архиве предприятия. Сроки хранения документации по экологии указаны в , они составляют не менее 5 лет.

Если наступило время сдавать отчеты по экологии, нужно подготовить их, применяя при этом только актуальные формы. Обязательно оставлять бумажные версии отчетности. Несмотря на то, что облачный сервис подачи отчетности в Росприроднадзор гарантирует "исключение потери отчетов, фиксацию момента отправки электронного отчета, сохранение отчета на электронном интернет-ресурсе с защищенным доступом", всегда следует учитывать возможность сбоя. Отчеты в Росприроднадзор можно сдавать как на бумаге, так и в электронном виде, за исключением отчета по рекультивации. Отчитывающиеся организации должны обеспечить подтверждение сдачи отчетности.

Эколог должен отвечать квалификационным требованиям, которые указаны в . Если у работника нет высшего образования, он может работать по данной специальности только при наличии двух лет опыта в области экологии.

При отсутствии профильного образования потребуется профпереподготовка по одной из следующих программ:

  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • Безопасность технологических процессов и производств
  • Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Природообустройство

Если образование у эколога среднее профессиональное в объеме колледжа или техникума, то потребуется 500 и более часов профессиональной переподготовки. Если же имеется непрофильное высшее образование, то часы профпереподготовки уменьшаются вдвое. Такая переподготовка проводится один раз, и проходить ее каждые пять лет не нужно.

В настоящее время не требуется проходить периодическое повышение квалификации чаще, чем это необходимо работодателю. Это следует из 196 статьи Трудового Кодекса РФ.

После приема на работу с экологом проводят , затем – первичный инструктаж на рабочем месте. Стажировку проходить не нужно. В первый месяц работы его следует направить на обучение по охране труда. Где проводить это обучение, решает работодатель. Если эколог не будет контролировать выполнение работ, проводить инструктажи, организовывать работы повышенной опасности и участвовать в разработке проектов и планов производства работ, достаточно обучить его в собственной организации, при наличии комиссии. Затем работник должен на руки получить удостоверение о проверке знаний правил охраны труда.

эколог

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАЧИНАЮЩЕГО ЭКОЛОГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

В настоящее время внедрение на предприятиях и в организациях экологических требований происходит быстро - предписания, проверки и штрафы территориальных органов Минприроды и иных контролирующих инстанций способствуют этому процессу. Достаточно создано и ВУЗов, готовящих промышленных экологов (хотя, конечно же, уровень подготовки в них разный). Стало нормальным иметь штатную единицу - эколога, на которую приглашаются большей частью молодые экологи - вчерашние выпускники. Также часто происходит наделение полномочиями (и обязанностями, соответственно) лиц, далеких прежде от вопросов экологии на предприятии. Главный вопрос остается в непринятии требований в области охраны окружающей среды работниками предприятий, особенно давно работающими - ведь в прежние времена таких требований было значительно меньше. Поэтому тяжело представить, допустим, главному механику, работающему на предприятии с 70-х годов прошлого века, что отходы надо раздельно собирать, мешающие деревья нельзя рубить, а отработанное масло не сливается в канализацию - ведь до этого так работали годами. Кроме того, выполнение экологических требований - это дополнительная статья затрат для предприятия (например, услуги сторонних организаций стоят достаточно дорого, а без них не обойтись, а что уж говорить про установку современного газоочистного оборудования в цехах), а в условиях кризиса в экономике первоочередными являются платежи по заработной плате, коммунальным услугам, электроэнергии и пр. - соответственно, эколог с его требованиями представляется этаким «нахлебником» на плечах работников. Но законодательство в области охраны окружающей среды с каждым годом ужесточается, а контролирующие органы законы читают.

Итак, ситуация в целом по стране в данной области нам известна. Предположим, что Вы - начинающий эколог, закончивший недавно специализированный ВУЗ и распределенный на промышленное предприятие или Вы работаете на предприятии в должности инженера по охране труда, и на Вас возложили выполнение обязанностей эколога. Предположим худший вариант - до Вас эколога не было. С чего ж начинать?

Часть первая. Ознакомительная.

Шаг 1. Знакомство с предприятием, производством.

Познакомьтесь со своим предприятием, обойдите все цеха, познакомьтесь с начальниками цехов, различных служб и т.п. Пока просто познакомьтесь. Обходя территорию предприятия, сразу оцените в общих чертах:

Как хранятся отходы, вторичные материальные ресурсы,

соблюдаются ли санитарные требования,

Где в каких цехах есть источники выбросов, газоочистные установки, системы вентиляции,

Как осуществляется уход за растительными миром,

Не разливаются ли ГСМ на почву,

Не происходит ли несанкционированных рубок.

Как происходит снабжение предприятия водой - есть ли своя скважина или снабжение централизованное из городского водопровода;

как происходит сброс вод.

Шаг 2.Знакомство с отчетностью и документооборотом по экологии.

Посмотрите:

Как ведется учет и сдается отчетность в области охраны окружающей среды - кто ведет,

Какие документы заполняются,

Какие документы должны заполняться и не заполняются,

Кто ответственный и за какие вопросы,

Как рассчитывается экологический налог,

Какие штрафы давались предприятию (любо должностным лицам),

Какие выданы предписания,

Когда были проверки и по каким вопросам и когда будут.

Шаг 3.Знакомство с организацией мероприятий по экологии по направлениям.

Посмотрите, все ли сделаны необходимые документы по каждому из направлений:

Наименование направления

Наименование мероприятий

В области охраны атмосферного воздуха

Проведена ли инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда получено разрешение, не просрочено ли, те ли выбросы производятся на предприятии, что и в разрешении?

Разработан ли том ПДВ?

Разработаны ли паспорта на газоочистные установки, своевременно ли проводится проверка их эффективности?

Разработаны ли паспорта на системы вентиляции?

Ведется ли учет (ПОД-1-3)?

В области обращения с отходами

Получено ли разрешение на хранение/захоронение отходов? Не просрочено ли?

Составляются ли сопроводительные паспорта при вывозе отходов?

Проводится ли инвентаризация отходов?

Ведется ли раздельный сбор?

Разработан ли весь необходимый пакет документов (инструкция, нормативы и пр.)?

Оборудованы ли места хранения отходов?

Ведутся ли ПОД-9,10?

В области водопользования

Если есть свои скважины и разработаны ли проекты зоны санитарной охраны, проводятся ли анализы?

Получено ли разрешение на спецводопользование (в необходимых случаях)?

Как проводится первичный учет воды и кто за него отвечает?

Разработаны ли нормативы водопользования?

Как обстоят дела с нормативами допустимых сбросов (в случаях необходимости)?

Как осуществляется контроль за сбросами?

Ведутся ли ПОД-6 (7),8?

Почвенный слой

Не происходит ли проливов ГСМ и как они ликвидируются?

Положено ли твердое покрытие в предполагаемых местах проливов?

Не было ли предписаний по рекультивации почвенного слоя и как они выполнены?

Растительный мир

Проведен ли учет объектов растительного мира и согласно какого постановления?

Не просрочена ли учетная документация?

Удалялись ли объекты растительного мира и получалось ли для этого разрешение?

Как осуществляется уход, озеленение?

Санитарно-защитная зона

Попадает ли предприятие под категорию тех, для которых устанавливаются границы санитарно-защитной зоны?

Были ли предписания на эту тему?

Разработан ли и согласован проект санитарно-защитной зоны предприятия?

Соблюдается ли план мероприятий, указанный в проекте?

Производственныйэкологический контроль

Разработана ли инструкция о производственном экологическом контроле?

Установлен ли список ответственных?

Как это отражено в приказах,

Назначены ли ответственные лица?\

Проведены ли инструктажи и есть ли росписи в журналах?

Разрабатываются ли планы-графики ПЭК и планы природоохранных мероприятий?

Проводится ли локальный мониторинг (в необходимых случаях), производственный аналитический контроль?

Экологический паспорт предприятия

Разработан ли и насколько полностью внесена в него информация о предприятии, не просрочен ли?

Нет ли недостающих разделов?

В общем и целом

Сдается ли необходимая отчетность?

Назначены ли ответственные приказами?

Часть вторая. Анализ.

Шаг 4.Разработка плана действий.

Оценив ситуацию, разработайте для себя оптимальный план действий.

Разбейте вопросы на:

а) такой-то учет не ведется, а необходимо вести, необходимо сдавать такую-то отчетность;

б) в таких-то цехах нарушают такое-то законодательство в области охраны окружающей среды;

в) такие-то документы не разработаны, а их разработка необходима.

Разработайте меры действий по всем этим пунктам, но для начала составьте полный план по производственному экологическому контролю , разработайте ежегодный план мероприятий и продумайте вопросы в части назначения ответственных.

Итак:

По пункту «а» - необходимо начать и наладить учет, то есть: сбор информации, занесение ее в учетные документы, сдача отчетности. Назначить ответственного. Вести должен будет ответственный.,

По пункту «б» - в начале необходимо для начала провести инструктаж по данным вопросам для потенциальных и реальных нарушителей, издание приказа с указанием ответственных, ознакомление с приказом под роспись. а также дать всем расписаться под приказами об ответственности и в журналах (провести первичный инструктаж),

По пункту «в» - необходимо создать план, в какие сроки что будет сделано, что своими силами, а что путем заключения договора со сторонними организациями.

Часть третья. Работа с руководством.

Шаг 5. Подготовка и встреча с руководством предприятия.

Идя на прием к руководителю предприятия вы должны быть тщательно подготовлены. Ваша информация должна содержать следующие данные по предприятию:

Расписываете, что именно не так,

Чем это грозит,

Где происходит,

как можно это исправить.

Ваша цель - привлечь внимание к проблеме, убедить руководителя и склонить на свою сторону.

С собой имейте:

Готовые предложения по каждому вопросу,

Приказы о назначении ответственных, особенный акцент сделайте о назначении ответственных) - лучше придите с готовыми приказами - возможно, руководитель сразу их и подпишет. И напишите

Докладные о необходимых мерах.

Если Вы удачно проведете эту часть - то половина успеха обеспечена.

Часть четвертая. Практическая.

Шаг 6. Наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.

Мероприятие

Примечание

Назначение ответственных и проведение инструктажей

Снятие с себя ответственность за чужие нарушения

Наведение порядка в отчетности

Заставлять работать тех, кто является ответственным

Отрегулируйте сбор информации:

О потребленной воде

И прочее

Постоянно требуйте необходимую информацию

Ежедневные инспекционные проверки своего предприятия

Указание недостатков, требование исправления

В случае нарушения:

Не соблюдение раздельного сбора отходов,

Вывоз отходов без сопроводительных паспортов,

Рубка деревьев,

Разлитие масла,

Не скашивание травы или не уборка территории и т.д.

Составляется докладная записка руководству

Освобождение себя от ответственности, которая существует на Вас по умолчанию

Внедрение системы актов-предписаний

В рамках производственного экологического контроля

Личная работа по разработке документов

При невозможности -поиск , заключение с ними договора (аргумент для руководства- крайняя необходимость)

Посещение семинаров

Проведение семинаров для своих сотрудников (возможно привлечение работников сторонних специализированных организаций)

В какой последовательности все делать? В принципе, важно все. В первую очередь:

Следите:

Чтобы разрешения были действующими, непросроченными,

За правильным обращением с отходами, растительным миром и пр.,

За содержанием территории предприятия,

За своевременностью контроля (пробоотбора и т.п.), если таковой обязательный.

Начните одновременно с выбросов, отходов, почвенного слоя и производственного экологического контроля.

Разработайте экологический паспорт предприятия.

Закажите проект санитарно-защитной зоны (эти работы стоят дорого).

Ну и, конечно же, постоянно следите за соблюдением требований законодательства.

В общем, Ваша задача - наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.

Приветствую, уважаемые друзья! Заметка от моей помощницы по развитию группы «Экологическая Безопасность» Ксении Ралдугиной.

Первые шаги начинающего эколога

Вспоминая себя в первые 2 недели работы в должности эколога, прекрасно понимаю панику начинающего специалиста-эколога. Вы пришли в новый коллектив, работать надо, но что делать и как – совершенно непонятно. Когда я в первый свой рабочий день пришла в офис, мне показали стол, заваленный папками, и руководитель мне объявил: «Я не знаю, что тебе делать, но вот все, что осталось от предыдущих экологов – разбирайся». Вот это была паника! Первые недели 2-3 голова просто кипела! И самое трудное, что и спросить-то не у кого было, так как эколог, как правило, один на предприятии! Наверное, у каждого в работе была такая ситуация.

Поэтому я и решилась написать несколько советов начинающим специалистам!

Самое главное – без паники! Чем больше паники, тем меньше пользы! Попробуйте познакомиться с коллегами, узнайте, как устроена работа в офисе, понаблюдайте за людьми, не хватайтесь за все и сразу, все равно не успеете!
Нормативные документы в области экологии! Это то, без чего специалисту экологу вообще никуда! Основанием вашей деятельности в области экологии является законодательство, касающееся вопросов охраны окружающей среды. В связи с этим необходимо иметь доступ и изучить актуальные законы, постановления, СТБ, ТКП, СанПиН и т.п. Проще всего создать для себя нормативную базу, на которую вы сможете опираться и прослеживать изменения.
Интернет! Есть несколько отличных сайтов, на которых можно получить информацию. В том числе и сайт Антона Хабирова, который освещает информацию в доступном виде, просто и понятно.
Сайты с надзорных органов. Для начинающего эколога невероятно полезны. Существует несколько официальных сайтов, их ссылки приведены ниже:

https://76.rpn.gov.ru/ Росприроднадзор
https://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
https://www.gosnadzor.ru/ Ростехнадзор
и другие.

Также следует учитывать, что согласно специфике любого предприятия существуют основные направления его воздействия на окружающую среду.
Таковыми являются:

Загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв;
использование природных ресурсов;
физические факторы (шум, тепловое излучение и т.п.).

Для того, чтобы определить, какое воздействие на окружающую среду оказывает предприятие, и, соответственно, какими законодательными актами регламентируется его деятельность, необходимо изучить предприятие: его структуру, производственные процессы, имеющуюся документацию по вопросам охраны окружающей среды.

С чего же начать?

Вооружившись схемой территории организации с расположением зданий и сооружений, рекомендую совершить обход территории предприятия. Основные цели данного обхода:

Ознакомление с деятельностью предприятия;
знакомство с ответственными лицами на производстве;
обнаружение имеющихся нарушений (о них, конечно, пока будет судить сложно, но вы попытайтесь).

Желательно пригласить с собой кого-то из производственников, например, главного инженера. Этот человек, как правило, всегда в курсе текущих событий.
На экскурсии обращаем свое внимание на отходы: какие отходы образуются, как складируются, есть ли площадка временного хранения, сколько контейнеров, как установлены и т.д.

Ищем источники выбросов. Под трубами могут оказаться кузнецы, котельные, очистное оборудование – все это стационарные источники выбросов.

Важно найти точку сброса. Может быть, в водный объект, а может просто в колодец, согласованный с водоканалом.

Попутно в разговорах изучаем технологию. Что, собственно, делает ваше предприятие, какова технология, что за оборудование и сырье используется.
После ориентирования на местности необходимо посмотреть документы, которые оставлены в офисе.
Перечень внутренней документации, которая должна быть в той или иной форме приведена ниже:
Инструкции и положения. Утверждены ли они, с кем согласованы.
Приказы, кого и за что назначали ответственным.
Обученные – кого, чему и когда обучали.
Переписка с надзорными органами.
Протоколы анализов (производственный контроль – бывает по воде, почве и воздуху, есть еще различные санитарные контроли).
Договоры на передачу отходов (полигон, ртутные лампы, масла, аккумуляторы и пр. в зависимости от перечня отходов).

Перечень документов, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проверке управлением регионального государственного экологического надзора

1. Основные документы, характеризующие объект хозяйственной деятельности:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
2. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
4. Устав юридического лица;
5. Учредительный договор юридического лица;
6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
7. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
8. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
9. Документы на землепользование;
10. Имеющиеся лицензии;
11. Структуру предприятия: основные и вспомогательные производства;
12. Перечень арендаторов;
13. Раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в проекте на строительство объекта;
14. Заключение государственной экологической экспертизы по проекту на строительство объекта;
15. Акт ввода объекта в эксплуатацию.

2. Документы, свидетельствующие об организации производственного экологического контроля на предприятии:

1. Распорядительный документ об организации экологической службы на объекте хозяйственной и иной деятельности;
2. Распорядительный документ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля;
3. Материалы, характеризующие результаты производственного экологического контроля.

3. Документы по результатам проверок соблюдения требований природоохранного законодательства органами государственного экологического контроля:

1. Акты по результатам предыдущих проверок;
2. Предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
3. Протоколы об административных правонарушениях, постановления о наложении штрафа;
4. Приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок;
5. Отчеты о выполнении предписаний.

4. Формы государственной статистической отчетности:

1. № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
2. № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды».
3. № 2-тп (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления».

5. Документы в области охраны атмосферного воздуха:

1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2. Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ);
3. План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов;
4. План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
5. Ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;(если требуется)
6. Ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;(если имеется)
7. Технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля;
8. Отчет о выполнении плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
9. Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:
ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;
10. Приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
11. Должностные инструкции для персонала обслуживающего установки очистки газа;
12. Паспорта на каждую установку очистки газов;
13. Результаты проверок технического состояния установок очистки газов;
14. Акты проверки соответствия фактических параметров работы газоочистного оборудования проектным;
15. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
16. Приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
17. График планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа;
18. Режимные карты на котлоагрегаты;
19. Паспорта на дыхательные клапаны резервуаров с нефтепродуктами;
20. Документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), включающая:
приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
журнал регистрации приема предупреждений о НМУ;
план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу;
21. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств, включающая:
журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
журнал ежедневного расхода горючего;
журнал пройденного километража;
журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями;
график технического обслуживания автотранспортных средств.

6. Документы в области использования и охраны водных объектов:

1. Приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях;
2. Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измере¬ния забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
3. Паспорта на очистные сооружения;
4. Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
5. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; первичную учетную документацию по использованию воды;
6. Договор на водопользование;
7. Решение о предоставлении водных объектов в пользование;
8. Согласованные лимиты на водопользование;
9. Норматив предельно допустимых сбросов веществ (НДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
10. Схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
11. План мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
12. Ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;
13. Ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
14. Ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;
15. Ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств;
16. Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включающая в себя план ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

7. Документы в области контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:

1. Лицензия на право пользования недрами;
2. Землеустроительная документация;
3. Геолого-маркшейдерская документация;
4. Документы, подтверждающие осуществление регулярных платежей за пользование недрами;
5. Горный отвод на участок недр, предоставленный в пользование;
6. Технический проект разработки месторождения полезных ископаемых;
7. Регистрация участка недр, как опасного промышленного объекта;
8. Ежегодные утвержденные нормативы потерь ОПИ;
9. Согласованные планы рекультивации участков недр.

8. Документы по обращению с отходами производства и потребления:

1. Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
2. Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку;
3. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
4. Платежные документы на вывоз отходов;
5. Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
6. План проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
7. Перечень отходов образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
8. Результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;
9. Паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
10. Лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами;
11. Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
12. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
13. Лимиты на размещение отходов;
14. Мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
15. Ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

9. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:

1. Паспорт лаборатории;
2. Свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы;
3. Акты отбора проб и журналы их регистрации;
4. Аттестованные методики выполнения измерений;
5. Журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.

10. Документы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

1. Положение об организации ООПТ;
2. Паспорт ООПТ;
3. Охранное обязательство;
4. Инвентаризационная учетная карточка по таксанометрическому описанию дендрологических объектов.

Желаю вам удачи в работе, коллеги! В добрый путь!

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды");
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.



Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

март 2015

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте или по номеру 8-800-500-81-25.

1) Охрана атмосферного воздуха:
1.1. Первичная учетная документация
- Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик ()
- Журнал учета выполнений мероприятий по охране атмосферного воздуха ()
- Журнал учета работы ПГОУ ()
- Журнал регистрации НМУ
1.2. Нормативная документация
- Проект ПДВ
- Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу
- План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках
- Проект «Обоснование размеров СЗЗ предприятия»
- Паспорта газоочистных установок, графики ППР и контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ПГОУ
- Режимная карта
1.3. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств
1.4. Планы мероприятий по охране атмосферного воздуха
1.5. Форма государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух)

2. Охрана поверхностных вод:
2.1. Первичная учетная документация
- Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами ()
- Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами ()
- Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений ()
2.2. Нормативная документация
- Лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты
- Балансовая схема водоснабжения и водоотведения
- Проект НДС, разрешение на сброс загрязняющих веществ
- Паспорт водного хозяйства, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации
- Паспорта на очистные сооружения
- Схема-график аналитического контроля
2.3. Лицензионная и правоустанавливающая документация
- Лицензия и лицензионное дело на пользование водными объектами
- Договор на пользование водными объектами
- Договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации
- Договор на проведение аналитического контроля
2.4 План ликвидации аварий при загрязнении водного объекта
2.5. Форма государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз)
2.6. Форма государственного статистического наблюдения № 2-ос(для природопользователей осуществляющих водоохранные работы)
2.7. Форма государственного статистического наблюдения № 4-ос(для природопользователей, имеющих очистные сооружения)

3. Обращение с отходами производства и потребления:
3.1. Первичная учетная документация
- Перечень отходов, образующихся на предприятии в соответствии с ФККО
- Отчетная документация (акты, справки, накладные, контрольные талоны) о количестве и видах отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание, переданных другим юридическим и физическим лицам.

3.2. Нормативная документация
- ПНООЛР
- Паспорта опасных отходов
- Заключения ЦСГЭН с протоколами аналитического контроля об уровне загрязнения почвы на территории предприятия по химическому, токсикологическому и радиационному факторам.
3.3. Лицензионная и правоустанавливающая документация
- Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами
- Договора на транспортировку, размещение, переработку, обезвреживание отходов с лицензированными перевозчиками и лицензированными объектами размещения, переработки и обезвреживания отходов.
3.4. Форма государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)

Кроме этого, должны быть внутренние приказы и должностные инструкции.



Просмотров