С а котляревский утверждает что. С.а.котляровский, оздоровление,- в сб

Биография

В 1892 году окончил с золотой медалью 5-ю московскую гимназию . Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета , курс обучения на котором окончил в 1897 году . После окончания учёбы был оставлен на три года при университете для подготовки к получению профессорского звания по кафедре всеобщей истории.

За труд «Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках» (1901) в мае 1902 года получил степень магистра всеобщей истории, а степень доктора, за сочинение «Ламеннэ и современный католицизм» - в декабре 1904 года . Затем Котляревский сдал экстерном экзамены на юридическом факультете и защитил диссертации на степень магистра («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», 1907) - в январе 1908 года ; и доктора государственного права («Правовое государство и внешняя политика», 1909) - в феврале 1910 года .

С конца 1890-х годов Котляревский совмещал занятия наукой с общественной деятельностью.

Котляревский участвовал в деятельности кружка «Беседа», организованного в ноябре 1899 года в Москве, участвовал в ряде философских и литературных кружков. Одним из таких кружков был кружок, объединявший интересы по истории религии, организованный Сергеем Николаевичем Трубецким , Котляревский был председателем.

С. А. Котляревский был известен среди современников антивоенными взглядами . Свою позицию на проблемы войны и мира он изложил в работе "Правовое государство и внешняя политика", увязывая прекращение конфликтов прежде всего с изменением государственного строя (демократизацией) .

Много печатается в «Русских ведомостях» по вопросам внутренней и внешней политики, по национальным вопросам.

В 1917 году комиссар Временного правительства по Департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, председатель Особого совещания по вероисповедным вопросам; одновременно с июля 1917 года - товарищ обер-прокурора Святейшего Синода. Участвовал в создании Лиги русской культуры .

28 апреля 1920 до суда был освобождён из-под стражи под подписку о невыезде. Дал обширные показания о деятельности Совета общественных организаций, Национального центра и Союза возрождения России . Приговором Верховного трибунала при ВЦИК от 20 августа 1920 признан виновным в участии и сотрудничестве в контрреволюционной организацией с целью свержения советской власти путём вооружённого восстания. Приговорён к расстрелу с заменой условным тюремным заключением сроком на 5 лет, освобождён из-под стражи в зале суда. Постановлением распорядительного заседания Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 10 ноября 1920 года он был освобождён и от условного осуждения.

После 1920 года читал лекции по финансовому праву на факультете советского права МГУ. Выступал с докладами в Вольной Академии Духовной культуры, в руководство которой входил в 1922 году. Затем работал в журнале «Советское право», Институте советского права. Юрисконсульт комиссариата (Наркомата) юстиции. Работал в государственном контроле. Занимался исследованиями в области финансов, местного хозяйства, международных отношений. С конца 1921 года - член литературной секции ГАХН.

В 1928-1930 годах был профессором финансового права в Московском промышленном институте. С 1931 года - на пенсии .

С 1936 почётный член Международного института юридической социологии. В 1938 году - консультант Совета по изучению производительных сил Союза ССР при Академии наук СССР, жил в Москве. Главный консультант Института государственного права Академии наук СССР.

17 апреля 1938 года был арестован по обвинению «в принадлежности к террористической организации и вредительской деятельности» и 14 апреля 1939 приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации. Похоронен на территории совхоза «Коммунарка» Московской области.

8 августа 1956 по определению Военной коллегии Верховного суда СССР дело в его отношении прекращено «за отсутствием состава преступления». Реабилитирован (по делу 1920) 18 ноября 1992 по заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

С 1898 года был женат на Екатерине Николаевне Орловой , внучке декабриста

Политический деятель

Дата рождения: Дата смерти:

За труд «Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках» () получил степень магистра всеобщей истории, а степень доктора - за сочинение «Ламеннэ и современный католицизм» (). Вскоре Котляревский сдал экзамен на юридическом факультете и защитил диссертации на степень магистра («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», ) и доктора государственного права («Правовое государство и внешняя политика», ).

С конца 1890-х годов Котляревский совмещал занятия наукой с общественной деятельностью.

Много печатается в «Русских ведомостях» по вопросам внутренней и внешней политики, по национальным вопросам.

28 апреля 1920 до суда освобождён из-под стражи под подписку о невыезде. Дал обширные показания о деятельности Совета общественных организаций, Национального центра и Союза Возрождения. Приговором Верховного трибунала при ВЦИК от 20 августа 1920 признан виновным в участии и сотрудничестве в контрреволюционной организации с целью свержения советской власти путём вооружённого восстания. Приговорён к расстрелу с заменой условным тюремным заключением сроком на 5 лет, освобождён из-под стражи в зале суда. Постановлением распорядительного заседания Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 10 ноября 1920 освобождён от условного осуждения. Выступал с докладами в Вольной Академии Духовной культуры, в руководство которой входил в 1922. Затем работал в журнале «Советское право», Институте советского права. Юрисконсульт комиссариата (Наркомата) юстиции. Работал в государственном контроле. Занимался исследованиями в области финансов, местного хозяйства, международных отношений. С конца 1921 член литературной секции ГАХН. С 1936 почётный член Международного института юридической социологии. В 1938 консультант Совета по изучению производительных сил Союза ССР при Академии наук СССР, жил в Москве. Главный консультант Института государственного права Академии наук СССР. 17 апреля 1938 арестован по обвинению «в принадлежности к террористической организации и вредительской деятельности». 14 апреля 1939 приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации. 8 августа 1956 по определению Военной коллегии Верховного суда СССР дело в его отношении прекращено «за отсутствием состава преступления». Реабилитирован (по делу 1920) 18 ноября 1992 по заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Похоронен на территории совхоза «Коммунарка» Московской области.

Литература

  • Томсинов В. А. Сергей Андреевич Котляревский (1873 - 1939) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах (Том 2). - М ., 2007. - С. 364-413. - 672 с. - («Русское юридическое наследие»). - 1000 экз. - ISBN 978-5-8078-0145-6

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 июля
  • Родившиеся в 1873 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1939 году
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Депутаты Государственной думы Российской империи I созыва
  • Историки России
  • Правоведы России
  • Масоны России
  • Историки масонства
  • Репрессированные в СССР
  • Расстрелянные и похороненные на полигоне «Коммунарка»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ледокол Вайгач
  • Thank You
Энциклопедический словарь

КОТЛЯРЕВСКИЙ Сергей Андреевич - (23.07(4.08). 1873 15.04.1939) историк, теоретик права, общественный деятель. Окончил историко филологический ф т Московского ун та (1896), с 1900 г. приват доцент кафедры всеобщей истории. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию (Ламенне и… … Русская Философия. Энциклопедия

Котляревский, Сергей Андреевич - (род. в 1873 г.) историк и юрист, автор трудов по истории Запада и государственному праву. По своим теоретическим взглядам примыкал к авторам Вех и к метафизическим и религиозно мистическим течениям того времени. Был членом центрального комитета… … Исторический справочник русского марксиста

Сергей Андреевич Котляревский - Род деятельности: историк, писатель, правовед, политический деятель Дата рождения: 23 июля 1873 года Место рождения: Московская губерния Сергей Андреевич Котляревский (1873 … Википедия

Котляревский, Сергей - Сергей Андреевич Котляревский Род деятельности: историк, писатель, правовед, политический деятель Дата рождения: 23 июля 1873 года Место рождения: Московская губерния Сергей Андреевич Котляревский (1873 … Википедия

Котляревский (значения) - Котляревский, Александр Александрович (1837 1881) славист, археолог и этнограф. Котляревский, Иван Петрович (1769 1838) украинский писатель. Котляревский, Игорь Леонидович профессор кафедры Московской консерватории, заслуженный… … Википедия

Котляревский - Котляревский, Сергей Андреевич (род. в 1873 г.) историк и юрист, автор трудов по истории Запада и государственному праву. По своим теоретическим взглядам примыкал к авторам Вех и к метафизическим и религиозно мистическим течениям того времени.… … 1000 биографий

Котляревский - (укр. Котляревський) украинская фамилия. Известные носители: Котляревские дворянский род Котляревский, Александр Александрович (1837 1881) славист, археолог и этнограф. Котляревский, Арсений Николаевич (1910 1994) … … Википедия

Сергей Андреевич Котляревский (1873-1939) - русский историк, писатель, правовед, политический деятель.

Биография

Сергей Андреевич Котляревский родился 23 июля 1873 года в Московской губернии в семье чиновника. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, курс обучения на котором окончил в 1894 году. После окончания учёбы был оставлен при университете для подготовки к получению профессорского звания по кафедре всеобщей истории.

В 1899 году началась преподавательская деятельность Котляревского в Императорском Московском университете на должности приват-доцента.

За труд «Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках» (1901) получил степень магистра всеобщей истории, а степень доктора - за сочинение «Ламеннэ и современный католицизм» (1904). Вскоре Котляревский сдал экзамен на юридическом факультете и защитил диссертации на степень магистра («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», 1907) и доктора государственного права («Правовое государство и внешняя политика», 1909).

С конца 1890-х годов Котляревский совмещал занятия наукой с общественной деятельностью.

Котляревский участвовал в деятельности кружка «Беседа», организованного в ноябре 1899 года в Москве, участвовал в ряде философских и литературных кружков. Одним из таких кружков был кружок, объединявший интересы по истории религии, организованный Сергеем Николаевичем Трубецким, Котляревский был председателем.

С конца 1903 года он активно участвовал в деятельности политических формаций, находившихся в оппозиции к российской самодержавной власти. Котляревский был участником «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения». В 1904 году Котляревский участвовал в деятельности кружка «Аргонавты», организованного Андреем Белым. Результатом этой деятельности стал выпуск сочинения «Ламеннэ и современный католицизм» в одном из сборников, выпущенном участниками кружка.

В 1905 году Котляревский был участником земских съездов, одним из учредителей Конституционно-демократической партии и членом центрального комитета. В 1906 году был избран депутатом от Балашовского уездного собрания в I Государственную думу от Саратовской губернии. Подписал после разгона Думы Выборгское воззвание, был осужден за это на тюремный срок 3 месяца.

В 1906 году стал масоном. Член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции. С момента её учреждения являлся её Оратором.

Защитил магистерскую диссертацию (1908) по праву «Конституционное государство. Опыт политико-морфологического анализа», докторскую диссертацию (1910) - «Правовое государство и внешняя политика». Преподавал (с 1907) на юридическом факультете Московского университета. Экстраординарный профессор (1910), ординарный профессор кафедры государственного права (1910–1919) юридического факультета.

Много печатается в «Русских ведомостях» по вопросам внутренней и внешней политики, по национальным вопросам.

В 1920 году Котляревский рассматривался как один из обвиняемых по делу «Тактического центра».

Но вот самые страшные их действия: в разгар гражданской войны они… писали труды, составляли записки, проекты. Да, «знатоки государственного права, финансовых наук, экономических отношений, судебного дела и народного образования», они писали труды! (И, как легко догадаться, нисколько при этом не опираясь на предшествующие труды Ленина, Троцкого и Бухарина…) Проф. С. А. Котляревский - о федеративном устройстве России, В. И. Стемпковский - по аграрному вопросу (и, вероятно, без коллективизации…), В. С. Муралевич - о народном образовании в будущей России, Н. Н. Виноградарский - об экономике. А (великий) биолог Н. К. Кольцов (ничего не видавший от родины, кроме гонений и казни) разрешал этим буржуазным китам собираться для бесед у него в институте. (Сюда же угодил и Н. Д. Кондратьев, которого в 1931 г. окончательно засудят по ТКП.)

Котляревский Сергей Андреевич (23.07(4.08). 1873- 15.04.1939) - историк, теоретик права, общественный деятель. Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та (1896), с 1900 г. - приват-доцент кафедры всеобщей истории. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию («Ламенне и новейший католицизм»). Стоял у истоков создания партии кадетов, с 1905 г. - член ее ЦК. Избирался депутатом I Государственной думы. В 1906 г. участвовал в основании франкмасонской ложи «Возрождение» в Москве. После сдачи экстерном экзаменов на юридическом ф-те Московского ун-та защитил в 1907 г. магистерскую («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора»), а в 1909 г. докторскую диссертацию («Правовое государство и внешняя политика»). В 1908-1917 гг. работал приват-доцентом курсов Герье, читал лекции по истории Франции и международных отношений. После Февральской революции К. был комиссаром Временного правительства по инославным и иноверным исповеданиям, входил в состав Лиги русской культуры. С июля 1917 г. - товарищ обер-прокурора Синода и товарищ министра вероисповеданий.

К Октябрьской революции отнесся враждебно. Один из авторов сб. «Из глубины». Участвовал в деятельности ряда антисоветских организаций, был приговорен к 5-летнему условному заключению. Впоследствии заявил о своей лояльности советской власти, работал в Институте советского права, журнале «Советское право», Московском ун-те. По обвинению в контрреволюционной пропаганде расстрелян. Философские основания мировоззрения Котляревского - эклектичны: позитивизм и социал-дарвинизм сочетаются с кантианством. Испытал влияние Л. Гумпловича. В философии права развивал идеи естественно-правовой школы. В отличие от большинства юристов-неокантианцев, считавших право главной опорой политико-правового порядка, Котляревский обосновывал др. положение: власть и право являются равноправными субстанциями, их роль в общественном устройстве равновелика. И власть, и право одинаково глубоко укоренены в человеческой природе. Дуализм власти и права приобретает особое значение в условиях правового государства. Несмотря на то, что государство во многом представляет собой «культурно-этическую ценность», оно в огромной степени связано с насилием и стихией эгоизма . Никогда право, по Котляревскому, не подчинит себе государство полностью, не сделает власть окончательно правовой. Внеправовая природа государства ярко проявляется в международных отношениях, особенно в условиях войны. С одной стороны, наличие правового государства предполагает «сознание у граждан ценности права», «любовь к праву», «борьбу за право», что практически означает ценность человеческой личности и ее правовую защищенность, но с другой - признание ценности личности невозможно без сильного государства. Внеправовая природа государства, полагал он, порождает деспотизм. Основными средствами против узурпации власти Котляревский считал отнюдь не формальные юридические механизмы (принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов), а само общественное правосознание, содержащее в себе чувство справедливости и ощущение причастности к гармонии божественного миропорядка.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 297-298.

Сергей Андреевич Котляревский

Котляревский Сергей Андреевич (1873-1939), депутат I Государственной Думы от Саратовской губернии. Котляревский Сергей Андреевич (1873-1939). Историк, правовед, профессор международного права. Один из организаторов партии кадетов, в 1905-1908 член ее ЦК. Депутат I Государственной Думы от Саратовской губернии. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в Выборге и был осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения. С 1908 отошел от политической деятельности, из партии кадетов вышел в 1912. В 1918-1920 активный член подпольных антибольшевистских организаций «Совет общественных деятелей», «Национальный Центр». Был арестован ВЧК. После выхода из тюрьмы занимался научной работой. Репрессирован в 1939 году. Реабилитирован посмертно. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в г. Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения.

Использованы материалы сайта http://www.kodeks.ru/

Котляревский Сергей Андреевич (23.07(4.08). 1873- 15.04.1939) - историк, теоретик права, общественный деятель. Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та (1896), с 1900 г. - приват-доцент кафедры всеобщей истории. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию («Ламенне и новейший католицизм»). Стоял у истоков создания партии кадетов, с 1905 г. - член ее ЦК. Избирался депутатом I Государственной думы. В 1906 г. участвовал в основании франкмасонской ложи «Возрождение» в Москве. После сдачи экстерном экзаменов на юридическом ф-те Московского ун-та защитил в 1907 г. магистерскую («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора»), а в 1909 г. докторскую диссертацию («Правовое государство и внешняя политика»). В 1908-1917 гг. работал приват-доцентом курсов Герье, читал лекции по истории Франции и международных отношений. После Февральской революции К. был комиссаром Временного правительства по инославным и иноверным исповеданиям, входил в состав Лиги русской культуры. С июля 1917 г. - товарищ обер-прокурора Синода и товарищ министра вероисповеданий.

К Октябрьской революции отнесся враждебно. Один из авторов сб. «Из глубины». Участвовал в деятельности ряда антисоветских организаций, был приговорен к 5-летнему условному заключению. Впоследствии заявил о своей лояльности советской власти, работал в Институте советского права, журнале «Советское право», Московском ун-те. По обвинению в контрреволюционной пропаганде расстрелян. Философские основания мировоззрения Котляревского - эклектичны: позитивизм и социал-дарвинизм сочетаются с кантианством. Испытал влияние Л. Гумпловича. В философии права развивал идеи естественно-правовой школы. В отличие от большинства юристов-неокантианцев, считавших право главной опорой политико-правового порядка, Котляревский обосновывал др. положение: власть и право являются равноправными субстанциями, их роль в общественном устройстве равновелика. И власть, и право одинаково глубоко укоренены в человеческой природе. Дуализм власти и права приобретает особое значение в условиях правового государства. Несмотря на то, что государство во многом представляет собой «культурно-этическую ценность», оно в огромной степени связано с насилием и стихией эгоизма . Никогда право, по Котляревскому, не подчинит себе государство полностью, не сделает власть окончательно правовой. Внеправовая природа государства ярко проявляется в международных отношениях, особенно в условиях войны. С одной стороны, наличие правового государства предполагает «сознание у граждан ценности права», «любовь к праву», «борьбу за право», что практически означает ценность человеческой личности и ее правовую защищенность, но с другой - признание ценности личности невозможно без сильного государства. Внеправовая природа государства, полагал он, порождает деспотизм. Основными средствами против узурпации власти Котляревский считал отнюдь не формальные юридические механизмы (принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов), а само общественное правосознание, содержащее в себе чувство справедливости и ощущение причастности к гармонии божественного миропорядка.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 297-298.

Далее читайте:

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Сочинения:

Что может дать антропогеография для истории? М., 1900;

Совещательное представительство. Ростов н/Д, 1905;

Власть и право. Проблема правового государства. Спб., 2001;

Война и демократия. М., 1917;

СССР и союзные республики. М., 1924.

Литература:

Шелохаев В. В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1983; Думова Н. Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988; Она же. Кончилось ваше время... М., 1990; Кроткова Н. В. С. А. Котляревский как теоретик правового государства // Государство и право. 2006. №11; Она же. Государственно-правовые взгляды С. А. Котляровского. М., 2011.



Просмотров