Родовые и видовые понятия. Родовые и видовые понятия Что значит родовое понятие

В стихотворении нашей современницы поэтессы Л. Татьяничевой «Времена года» есть слова: лето, осень, зима, весна, времена года. Во всех значениях этих слов присутствует общее, что объединяет их, - "время года": лето - "самое теплое время года, следующее за весной"; весна - "время года, следующее за зимой"; зима - "самое холодное время года , следующее за осенью"; осень - "время года, следующее за летом":

Всему на свете свой черед. Всему свой мудрый срок. И не спеши ты наперед Давать себе зарок, Что, мол, сочтешь ты за беду Дожить до седины. Четыре времени в году - И все в правах равны. На зимний полдень погляди: Простор. Голубизна. У лета - Осень впереди, А у зимы - Весна .

Можно привести очень большое количество примеров, когда в речи или в художественной литературе одни слова «подчиняются» другим, одни слова «главные» другие «подчиненные».

Чем отличаются, например, слова: цветы - жасмин, ромашки, незабудки, фиалки, ландыши, сирень? Или: деревья - дуб, береза, клен, ясень, осина? Слова становятся подобными, если называют одинаковые предметы. В наших примерах одно и то же понятие - «цветок» называется разными словами: жасмин, ромашка, незабудка, фиалка, ландыш, сирень. Здесь мы наблюдаем понятие подчинения одного слова другому и соподчинения между словами, т. е. мы подошли с вами к отношениям подчинения видового понятия родовому.

О роде и виде вначале заговорили логики и философы, а потом биологи, а затем лингвисты.

В логике, философии род - логическая характеристика класса предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся видами этого рода. Вид - каждый класс предметов, который входит в объем более широкого класса предметов, называющегося родом, например, хвойные деревья являются видом по отношению ко всему классу деревьев, но они становятся родом по отношению к классу сосен (сосны - вид хвойных деревьев).

В биологии под родом понимается группа животных или растительных организмов, объединяющая близкие виды. Вид - это совокупность особей, обладающих одинаковыми признаками, единица классификации животных и растений, подчиненная роду как высшей единице.

В русском языке вы уже знакомились с родом и видом как грамматическими категориям и. Род характеризует имя существительное как относящееся к одному из трех классов: мужскому, женскому или среднему. Вид обозначает в русском языке характер глагольного действия (совершенный вид, несовершенный вид).

Но что такое видовые и родовые слова? Попробуем объяснить это на ряде примеров.

Мы с вами говорили о семантической функции синонимов замещения и уточнения. Функция замещения реализуется тогда, когда синонимы, взаимозаменяя друг друга, употребляются в тексте для обозначения одного и того же. Функция уточнения используется для раскрытия различных сторон, свойств, характерных признаков обозначаемых предметов или явлений действительности.

Есть еще и такие отношения между словами, которые основываются на родовидовых отношениях лексических единиц.

В рассказе С. Воронина «Таежная развязка» употребляются слова: деревья - липы, клены, дубы. Слова липа, клен, дуб называют различные сорта растений. А слово дерево - как название многолетних растений вообще: Весь участок заполним деревьями: липами, кленами, дубами - мечтал он. - Сирень посадим. Вот на этом месте, где сейчас стоим. Если первое слово деревья обозначает любое дерево, независимо от сорта - хвойное или лиственное, ель или это береза, то следующие слова: липы, клены, дубы - употребляются как конкретные названия сорта дерева. Например, липа - это лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками; клен - дерево с широкими у большинства видов фигурными листьями; дуб - крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и плодами-желудями. Наличие общего признака «дерево» - многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону - объединяет их и отличает своими конкретными значениями: клен - не просто дерево, а дерево с широкими, фигурными листьями; дуб - не только крупное лиственное дерево с крепкой древесиной, но и с плодами-желудями.

Такие признаки лексических единиц, отличающие одно слово от других, находящиеся в определенной системе, и составят их вид. Общие признаки для всех видовых понятий образуют род. Такие сближения слов, находящихся в родовидовых отношениях, называют гипонимами. Гипонимия тесно связана с синонимией лексических единиц. Гипонимия характеризуется подчинением одних единиц другим. Понятие «липа» подчинено понятию «дерево», так как в этом слове находятся общие признаки всех деревьев. Понятия «липа», «береза», «дуб» находятся в отношении соподчинения, так как они одинаково подчинены родовому понятию «дерево», например: овощи - огурцы, морковь, помидоры, свекла, капуста, картофель; ф р у к т ы - яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, вишни; ягоды - брусника, земляника, морошка, голубика, клюква, малина, смородина. Такие понятия основываются на логико-семантических отношениях (логика - наука о законах, формах мышления).

Родовидовые отношения лексических единиц - распространенное явление в художественной литературе. Рассмотрим на некоторых примерах:

А еще какие-нибудь документы у вас есть? - спросил Алехин...

- Что вас интересует?.. Расчетная к н и ж к а... в е щ е в а я... продовольственный а т-теста т... партийный биле т... наградные удостоверения (В. Богомолов. Сердца моего боль)? ...Лососенок скатывается в соленую купель океана, где и проходит вся его жизнь... Речь у нас, читатель, пойдет только о лососевых, рыбах, - кете, горбуше, чавыче, кижуче, семге и прочих (В. Пикуль. Богатство).

Если герой произведения употребил слово документы в значении "деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-то*, то его партнер в акте коммуникации использует слова и словосочетания: расчетная книжка, вещевая, продовольственный аттестат, наградные удостоверения и т. п., объединяет их как видовые формы одного и того же слова документы, т. е. мы наблюдаем гипонимию в таких текстах, где рассматривается общее, что есть у этих слов, и они образуют определенную группу слов подчинения видового понятия родовому.

Итак, можно сделать вывод.

Гипонимы возникают потому, что предметы имеют несколько отличительных и общих признаков для всех слов определенной системы, находящихся в определенных смысловых отношениях.

Гипонимия художественной литературы расширяет и углубляет синонимические возможности языка. Писатели отбирают нужные слова из синонимического богатства языка для получения дополнительной информации, для конкретизации определенных предметов.

Тщательная работа над слогом пишущего и говорящего, поиски нужного слова требуют особого внимания к выбору и употреблению необходимого слова. Это и создает собственную речевую культуру.

Мы уже знаем, что как в процессе ограничения, так и в процессе обобщения получается ряд понятий, из которых одни являются менее общими, а другие более общими. Более общие понятия называются родовыми понятиями, менее общие – видовыми понятиями .

Возьмём ряд понятий: «город» – «столица» – «Москва». Понятие «город» будет родовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» будет родовым по отношению к понятию «Москва». Но эти же понятия находятся и в другом отношении: понятие «Москва» является видовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город».

Таким образом, одно и то же понятие в одно и то же время может быть и видовым, и родовым, но только в разных отношениях: по отношению к менее общему – оно родовое, а по отношению к более общему – видовое. В приведённом выше примере понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город» и родовым по отношению к понятию «Москва».

Родовое понятие (или род) не может существовать отдельно от видовых понятий, а видовые понятия (или виды) не могут существовать отдельно от рода. Род и вид всегда взаимно связаны.

Эта взаимная связь рода и вида отражает существующую в предметах связь общего и отдельного, а именно: каждый предмет объективного мира содержит в себе и общие свойства, которые объединяют его с однородными предметами, и свои, особые свойства.

Например, яблоко есть плод (общее свойство, присущее яблокам и другим плодам), но яблоко имеет также свои, особые свойства, которых нет у других плодов; сосна есть дерево (общее свойство), но сосна имеет и свои, особые свойства, присущие только сосне и отличающие её от других деревьев.

Общие свойства существуют только в отдельных предметах. Тем самым общие свойства являются признаком отдельных предметов.

Так как всякое яблоко есть плод, то «плод» есть признак яблока; «дерево» есть признак сосны и т д. Причём эти общие свойства (плод, дерево) являются существенными признаками, так как они выражают коренные свойства предметов.

Точно так же родовые понятия, отражая объективную связь предметов и явлений действительности, являются признаками своих видов.

Когда мы говорим «химия есть наука», то мы указываем, к какому роду относится «химия» (к роду «наука»), и в то же время указываем существенный признак «химии», её родовой признак («наука»).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Логика мышления и наука логика

Логика учебник для средней школы издание восьмое утвержд н министерством просвещения рсфср..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Логика мышления и наука логика
В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении – везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротивореч

Логические законы и формы
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют

О материалистическом понимании мышления
Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса различаются в философии два направлени

Мышление и язык
Мышление развивалось вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе. «Язык, – говорит

Значение логики
Можно логично рассуждать и не зная науки логики, так же, например, как можно практически владеть языком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики повышает ку

Логические приемы
§ 1. Мышление – опосредствованное и обобщённое познание действительности Процесс познания начинается с ощущений, возникающи

Сравнение
Познание вещей начинается с того, что мы их чувственно воспринимаем, сравниваем друг с другом. В процессе сравнения устанавливается отличие данной вещи от других и с

Анализ и синтез
Уже много тысячелетий тому назад человек заметил, что любой предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых отличается своими особенностями. Так, дер

Абстрагирование и обобщение
Много тысячелетий тому назад человек в процессе трудовой деятельности заметил, что из камня можно сделать прочное орудие, что шкуры животных хорошо защищают от холод

Сущность понятия
Из предыдущей главы мы знаем, что мышление есть отображение в мозгу человека общих существенных свойств вещей, явлений внешнего мира. Те вещи, явления окруж

Понятие и представление
Понятия существенно отличаются от представлений. Представления – это наглядные образы предметов, явлений. Поэтому нельзя, например, иметь представления о скорости дв

Понятие и слово
Понятие, как и всякая мысль, возникает и существует на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. «Реальность мысли, – говорит И. В. Сталин, – прояв

Ограничение и обобщение понятия
В практике мышления мы нередко пользуемся логическими приёмами, которые называются обобщением понятия и ограничением понятия. Обобщить понятие – это

Отношения между понятиями
Все вещи, явления объективного мира находятся во всеобщей связи и взаимозависимости. И наши понятия являясь отражением объективного мира, находятся во взаимной связи

Вопросы для повторения
1. Что называется понятием? 2. Что такое существенные признаки? (Приведите примеры.) 3. Чем отличается понятие от представления? 4. Что та

Правила определения
Чтобы определить понятие, необходимо, конечно, прежде всего иметь знание о существенных признаках тех предметов, на которые это понятие распространяется. Человек, ко

Определение должно быть соразмерным
Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму. Возьмём для примера определение понятия «квадрат»: «квадрат есть равносторонний прямоугольник». Эт

Определение не должно делать круга
Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. Например: «Что такое противоречие в рассуждени

Определение не должно быть отрицательным
Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем не является предмет. Поэтому такое определение, как «свет есть отсутствие темноты», не может дать никакого знания

Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений
К числу последних выражений относятся: «архитектура есть окаменевшая музыка», «лев есть царь зверей» и т. д. Иногда определение не получает необходимой ясности и чёткости, становится громо

Генетическое определение
Слово «генезис» означает «происхождение». Генетическое определение – это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого пре

Номинальное определение
От определения понятия следует отличать так называемое номинальное определение, т. е. разъяснение смысла слова, имени, выражающего данное понятие.

Значение определений
Определить понятие – значит вскрыть его содержание, т. е. указать существенные признаки, которые являются отражением коренных свойств предметов. Однако в определении

Сущность деления понятия
Деление понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается объём понятия. Раскрыть объём понятия – это значит указать видовые понятия,

Деление должно быть соразмерным
Это значит, что члены деления должны в совокупности равняться объёму делимого понятия. При правильном делении не может быть такого положения, чтобы сумма членов деления была больше или меньше объём

Деление должно производиться по одному основанию и притом существенному
Чтобы произвести деление понятий, можно взять в качестве основания любой признак из числа тех, которые входят в содержание делимого понятия. Так, объём понятия «река» можно разделить следу

Дихотомическое, т. е. двучленное, деление состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два противоречащих понятия
Например: «Все книги могут быть или учебниками, или не учебниками». Это деление отвечает всем правилам деления: оно соразмерно, имеет одно основание, члены деления исключают друг друга, скачка в де

Вопросы для повторения
1. Что такое определение понятия? 2. Укажите составные части определения. 3. Назовите правила определения. (Дайте примеры на каждое правило.)

Сущность суждения
Познавая окружающую действительность, мы выделяем предметы, их признаки. Так, например, исследовав какой‑либо металлический предмет, мы высказываем такую мысль

Состав суждения
В каждом суждении имеются три части: подлежащее, сказуемое и связка. Возьмём для примера такое суждение: «Новатор есть передовик социалистического

Суждение и предложение
Каждое суждение всегда выражается грамматическим предложением. Предложение – это материальная оболочка суждения. Суждение, как и понятие, может возникнуть и

Виды суждений
Суждения могут отличаться и отличаются друг от друга рядом особенностей. Объясняется это тем, что в суждениях отображаются различное количество предметов и различные

Утвердительным суждением называется такое суждение, в котором отображается связь предмета и признака
Например: Город Горький находится на берегу Волги. Язык есть орудие борьбы и развития общества. И. В. Мичурин – гениальный преобразователь природы.

Единичным суждением называется такое суждение, в котором утверждается (или отрицается) связь признака с единичным предметом
Например: Московский метрополитен имени Л. М Кагановича – лучший метрополитен в мире. Эдисон не является изобретателем лампочки накаливания.

Соединение делений суждений по количеству и по качеству
Мы знаем, что каждое суждение имеет признак качества, т. е. всегда является или утвердительным, или отрицательным. Вместе с тем, каждое суждение имеет также признак

Суждения возможности, действительности и необходимости
В суждении отображается объективная связь предмета и его свойств, отношений и связи между предметами, явлениями внешнего мира. Но к осознанию связи того или иного пр

В общеутвердительных суждениях подлежащее распределено
Это видно из самой формулы суждения: «Все S суть P», ибо в ней говорится относительно всех представителей того или другого класса. Например, в суждении «Все автомобили имеют двигатели» подлежащее в

В частноутвердительных суждениях подлежащее не распределено
То, что подлежащее в таком суждении не распределено, очевидно из самой формулы данного суждения: «Некоторые S суть Р». В суждении речь идёт не о всех, а о некоторых предметах, не о всём объёме данн

В общеотрицательных суждениях и подлежащее, и сказуемое распределены
Возьмём, например, суждение: «Ни один металл не есть органическое тело». Подлежащее в этом суждении распределено, так как мы утверждаем обо всех металлах, что они не являются орга

В частноотрицательных суждениях подлежащее не распределено
Это ясно видно из самой формулы этого суждения: «Некоторые S не суть Р». В нём речь идёт о части предметов данного класса. Например, в суждении «Некоторые спортсмены не являются студентами

Отношения между суждениями
Материальный мир – это связное, единое целое, где предметы и явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. Ес

Из истинности частного суждения не следует необходимо истинность соответствующего общего суждения
Так, например, из истинности суждения «Некоторые ученики нашей школы знают стенографию» вовсе не вытекает истинность соответствующего общего суждения «Все ученики нашей школы знают стенографию».

Вопросы для повторения
1. Что такое суждение? 2. Из каких частей состоит суждение? 3. В каком отношении находятся части логического суждения к членам грамматического пред

Уточнение логического смысла суждений
Суждение может иметь различное словесное выражение. Одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями. Возьмём следующие предложения: «Пионер

А. Категорические суждения
ПРОСТАЯ ФОРМА СУЖДЕНИЯ. В суждении, как мы знаем, имеются три части (подлежащее, сказуемое, связка), но в предложении может быть и меньше, и больше трёх слов. Безличное предложение «Светает» состои

Б. Условные суждения
Одним из признаков условных суждений являются слова «если... то». Однако наличие этого признака не является обязательным. Например: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Любишь кататься – люби и

Превращение
Превращение суждений есть такой логический приём, посредством которого утвердительное суждение преобразуется в отрицательное или отрицательное в утвердительн

Обращение
Обращение есть такой логический приём, посредством которого подлежащее суждения превращается в сказуемое, а сказуемое в подлежащее. В резул

Понятие о логическом законе
Как мы уже знаем, вне и независимо от нашего сознания существует материальный мир, а наше мышление есть отражение в мозгу человека предметов и явлений материального

Закон тождества
Всё в окружающем нас мире, в природе и обществе, находится в вечном и неустанном движении и изменении. Движение – это существенное и неотъемлемое свойство материи. О

В данном рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле
Это самое элементарное условие, которое должно выполняться каждым писателем и докладчиком, каждым выступающим в прениях и в собеседованиях, в дискуссиях, спорах и т. п. Соблюдение этого непременног

Закон противоречия
В логическом законе тождества отобразилось такое свойство предметов материального мира, как их относительная устойчивость, определённость. В процессе многов

Два противоположных высказывания не могут быть оба истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении
Закон противоречия распространяется на оба вида противоположных мыслей: 1) не могут быть одновременно истинными два противных суждения (например, «Все планеты имеют атмосферу» и «Ни одна п

Из двух противоречащих суждений всегда одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может
Закон этот соблюдается в правильном мышлении. В силу этого закона мы с полной уверенностью можем сказать о двух противоречащих суждениях, что одно из них обязательно будет истинным, а другое – ложн

Закон достаточного основания
Всякое явление в материальном мире имеет свою причину, своё реальное основание. Вызванное причиной явление называется действием. Нет действия без причины, а всякая п

Всякая истинная мысль должна быть обоснованной
Этот закон является необходимым условием правильного мышления. Как в природе всё имеет своё реальное основание, так и наши мысли, отражающие действительность, должны быть обоснованными. За

Значение логических законов
Рассмотренные нами четыре закона (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания) выражают коренные черты правильного

Вопросы для повторения
1. Что такое логический закон? 2. В чём сущность закона тождества. Укажите, какие стороны действительности он отражает. 3. Дайте примеры нарушения

Понятие об умозаключении
Знание об окружающей нас действительности мы получаем в форме суждений, понятий, а также в форме умозаключений. Умозаключение, как и другие формы мышления, является

Определение силлогизма
Дедуктивные умозаключения имеют форму силлогизма. Силлогизм, или дедуктивное умозаключение, – это такое умозаключение, в котором из двух данных сужд

Терминами называются понятия, которые входят в состав посылок и заключения
Терминов всего три: меньший термин (S) , больший термин (Р) и средний термин (М). Меньший термин – это подлежащее заключения. Больший термин – это сказуемо

Аксиома силлогизма
Умозаключение в форме силлогизма, хотя бы в сокращённой его форме, является для нас привычной, естественной формой мышления. Эта естественность силлогизма объясняетс

Правила силлогизма
Заключение силлогизма будет истинным только при соблюдении двух условий: 1) если наши посылки являются истинными и 2) если мы правильно применяем законы мышления.

Понятие о фигурах силлогизма
Средний термин может занимать в силлогизме различные положения: он может быть в обеих посылках подлежащим и сказуемым и может быть в одной посылке подлежащим, а в др

Разновидности силлогизма
В состав силлогизма входят суждения, разные по количеству и качеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. В зависимост

Характеристика фигур
Состав модусов каждой фигуры определяет её особые правила, а именно: 1‑я фигура. Большая посылка должна быть обязательно общей, а меньшая – ут

Познавательное значение силлогизма
Фигуры и модусы силлогизма правильны постольку, поскольку они отражают реально существующие отношения вещей. Всякое отклонение от правильных форм именно потому и ста

Энтимема
В практике нашего мышления мы редко употребляем силлогизм в полной его форме. Полный силлогизм применяется в математических рассуждениях и доказательствах, которые т

О сложных силлогизмах
В практике нашего мышления мы пользуемся не только сокращёнными, но и сложными формами умозаключений. Рассмотрим одну из таких форм, которая схематически мо

Вопросы для повторения
1. Что такое умозаключение? 2. Дайте определение силлогизма. 3. Что входит в состав силлогизма? 4. Назовите термины силлогизма. Укажите ро

Сущность индукции
В предыдущей главе мы рассмотрели дедуктивные умозаключения, т. е. такие умозаключения, с помощью которых мы получаем знание об единичных или частных случаях, исходя

Полная индукция
Полная индукция – это такой вид индуктивного умозаключения, посредством которого мы получаем общий вывод из посылок, исчерпывающих все случаи данного явления

Неполная индукция
Неполная индукция – это такой вид индуктивного умозаключения, посредством которого общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех случаев изучаемого

Научная индукция
Научная индукция тесным образом связана с анализом и синтезом. В процессе научной индукции всесторонне исследуют наблюдаемый факт, анализируют его, отбрасывают всё с

О причинной связи явлений
Все предметы, явления в мире связаны между собой, зависят друг от друга, обусловливают друг друга. Нет в мире изолированных предметов, явлений. Эта всеобщая

Методы исследования причинной связи явлений
В науке и технике, в политической и общественной жизни всегда бывает важно найти причину интересующего нас явления. Найти причину – это значит во многих случаях подч

Метод сходства
Рассмотрим этот метод на следующем примере. При прохождении солнечного луча через призму появляются цвета радуги. Это же явление наблюдается при прохождении белого света сквозь неко

Метод различия
Поясним этот метод на таком примере: под воздушным колоколом производится звук; если под колоколом есть воздух, то звук слышен, если воздуха нет, то звук не слышен. Отсюда

Метод остатков
Примером применения этого метода является открытие планеты Нептун. Ещё до открытия этой планеты астрономами было замечено, что планета Уран (которая считалась тогда последн

Если возникновение одного явления всякий раз вызывает возникновение другого, то первое из них есть причина второго
Метод сопутствующих изменений применяется в тех случаях, когда интересующее нас явление по самой своей природе не может быть отделено от сопутствующего ему явления. Нельзя, например, отдел

Условия применения методов индукции
Индуктивные методы применяются обычно не в отдельности, не изолированно друг от друга, а в сочетании друг с другом, во взаимном дополнении. Рассмотрим такой

Вопросы для повторения
1. Что такое умозаключение? Дайте его определение. 2. Назовите три основные формы умозаключения. 3. Что такое индуктивное умозаключение? 4

Аналогия
Мы видели, что дедукция есть умозаключение от общего к частному, индукция есть умозаключение от частного к общему. Но, кроме этих двух форм умозаключения, возможна т

Определение гипотезы
Мы считаем то или иное явление объяснённым, когда нам удалось найти причину, которая вызвала данное явление, или отыскать тот общий закон, которому эти явления подчи

Проверка гипотезы
Конечно, не всякая гипотеза может иметь научное значение. Чтобы гипотеза получила научное значение, она должна подвергнуться проверке. Что значит проверить

Гипотеза и теория
Гипотеза, которая не только не противоречит наблюдаемым фактам, но и подтверждается в практике людей, становится теорией. Примером превращения гипотезы в те

Определение логического доказательства
В любом школьном сочинении, в научном исследовании, в докладе и лекции, в беседе и дискуссии нам приходится не только высказывать различные суждения, но и обосновыва

Состав доказательства
Во всяком доказательстве безотносительно к тому частному и конкретному, что в нём обосновывается, всегда должны быть налицо следующие три составные части: тезис, осн

Доказательства прямые и косвенные
По способу ведения все доказательства делятся на прямые и косвенные. Допустим, нам требуется доказать такой тезис: «Выборы депутатов в верховный ор

Доказательство, в котором доводы непосредственно обосновывают истинность тезиса, называется прямым доказательством
Но нередко приходится встречаться с таким положением, когда доводов, которые прямо доказывали бы истинность тезиса, в данный момент не имеется. Как же поступать в таком случае? На

Правила доказательства
Для того чтобы доказательство действительно обосновывало тезис, надо соблюсти ряд совершенно необходимых правил. ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. На занятии кружка или на со

Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, должны быть истинными, не подлежащими сомнению
Самым серьёзным нарушением третьего правила доказательства является логическая ошибка, которая называется основным заблуждением. Существо её состоит в том, что тезис обос

Доводы должны являться достаточным основанием для тезиса
Одним из серьёзнейших нарушений этого правила является логическая ошибка, которая в логике носит такое название: от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно. Существо

Доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса
Нарушением этого правила является логическая ошибка, которая издавна называется в логике порочным кругом. Существо ошибки заключается в следующем: тезис обосновывается доводами, а доводы о

Опровержение
Опровержением называется доказательство ложности или несостоятельности какого‑либо тезиса. Опровержение тезиса достигается такими пят

Вопросы для повторения
1. Что значит обосновать суждение? 2. Какие суждения не нуждаются в логическом обосновании? 3. Какие три значения имеет слово «доказательство»?

Понятие
1. Назовите существенные признаки понятий: «социализм», «комсомольцы», «колхозники», «театр», «пионер», «стенгазета», «кооперация», «яблоко», «скульптура», «школа», «учебник».

Суждение
1. Дайте полный логический анализ следующих суждений: а) «Когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант» (Белинский). б) «Если враг не сдаётся, – его

Класс: 5

Цели урока:

образовательная: совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая: развивать познавательные (интеллект), коммуникативные, регулятивные (воли) универсальные учебные действия;

воспитательная: формировать личностные УУД через содержание учебного материала.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем.

А какое у вас сегодня настроение, ребята? (Учащиеся выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).

Ой, как много улыбок засветилось! Спасибо!

А это моё настроение (большой смайлик!). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи всем!

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

– Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

– Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

– А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Учитель: Молодцы! В листах самоконтроля поставьте заслуженный один балл за правильно выполненное домашнее задание.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание.

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (3 слайда). Поставив тире, назовите их одним словом.

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном, поставьте 1балл в Листе самоконтроля, если нет ошибок. При наличии хоть одной ошибки вы лишаетесь балла (слайд № 6).

Учитель: Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

А каковы задачи нашего урока? (ответы учащихся).

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. Сверьте с образцом ответа и поставьте 1 балл в ЛСК.

3. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала; проведение коррекции.

Учитель: Приступаем к закреплению.

– Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – по вариантам по 2 предложения).

Проверка в п а р а х! (Балл в ЛСК).

– Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах.

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким… (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котёнком),
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыплёнком).
А из маленьких утят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

– Заслушиваем группу, которая записала 7 слов и указала родовое понятие.

– Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 10). Поставьте балл в ЛСК.

4. Динамическая пауза:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова! (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (садятся).

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков:

– Упр.120 (1 ряд – из учебника математики;

2 ряд – из учебника литературы;

3 ряд – из учебника истории);

Докажите, что видовое понятие разъясняется через родовое (обобщение);

– Тест (по вариантам);

– Озвучить результаты. Баллы в Лист самоконтроля выставить.

6. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каковы результаты по Листам самоконтроля? Поставьте себе оценку (смотри слайд № 12).

Учитель: Урок удался, потому что у нас хорошие результаты: “5” – 8, “4” – 8, “3” – 5.

7. Выберите смайлик своего настроения.

8. Домашнее задание разноуровневое:

Учитель: Всем СПАСИБО за урок!

Понятие рода и вида.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие рода и вида.
Рубрика (тематическая категория) Логика
Операции обобщения и ограничения тесно связаны с важными для логики понятиями рода и вида . Понятие А является родом по отношению к понятию В, в случае если А должна быть получено в результате обобщения В. Понятие В является видом понятия А, в случае если В должна быть получено в результате ограничения А.

Совершать операции обобщения и ограничения понятий можно только с теми понятиями, которые связаны родо-видовыми отношениями.

Нельзя совершать данные операции с понятиями, которые представляют между собой связь части и целого.

К примеру: факультет – университет; звезда – созвездие и т.д.

2.6. Упражнения

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет.

Студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Определите, какие операции произведены с понятиями и правильно ли они произведены:

парламентская республика → республика → форма правления;

общество → классовое общество → интеллигенция;

юридический факультет – факультет → университет;

море → Балтийское море → Финский залив;

Полярная звезда → созвездие Малой Медведицы → созвездие.

3. Обобщите и ограничьте понятия:

кража, ВУЗ, планет, школа, Уголовный кодекс, воспитание, судья.

4. Укажите ближайший род для следующих понятий:

автократия, клевета͵ студент, преступление, коллектив, понятие.

5. Укажите ближайший вид для следующих понятий:

деяние, коллектив, преступление, дивизия, коллектив МГУ, демократия.

3.Виды понятий

Все понятия можно разделить по следующим признакам:

I. По характеру признаков.

II. По числу элементов объёма понятий.

III. По характеру элементов объёма.

3.1.По характеру признаков.

а) Положительные и отрицательные.

Положительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только положительные признаки.

Отрицательным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак.

Понятие "преступление" является положительным, так как в его содержание входят только положительные признаки: "предусмотренность уголовным законом", "быть деянием" и "быть общественно "опасным"; понятие "человек" – положительное, так как признаки: "обладать разумом, речью, способностью к орудийной, целœесообразной деятельности" - ϶ᴛᴏ положительные признаки.

Понятие "автократия" – отрицательное, так как будучи разновидностью монархии, при этой форме правления отсутствуют подлинно представительные учреждения, ᴛ.ᴇ. наличествует отрицательный признак.

б) Относительные и абсолютные.

Абсолютным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только признаки – свойства. К примеру, квадрат - ϶ᴛᴏ прямоугольный равносторонний четырехугольник.

Относительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один признак – отношение.

К примеру: должник – кредитор, истец – ответчик, мать – ребенок и т.п.

3.2. По числу элементов объёма.

а) пустые

б) единичные

Пустым принято называть понятие, объём которого представляет собой пустое множество, ᴛ.ᴇ. не содержит в себе ни одного предмета.

Это – вечный двигатель, круглый квадрат, русалка и др.

Единичным принято называть понятие, в объём которого входит ровно один элемент. Это – "Луна", "первый космонавт", "нынешний президент России".

Общим принято называть понятие, в объём которого входит более одного элемента. Это – "спутник Земли", "президент", "космонавт" и т.д.

3.3. По характеру элементов объёма

а) Собирательные и разделительные.

Собирательным принято называть понятие, элементы объёма которого сами составляют множества однородных объектов.

К примеру, понятие "толпа" является собирательным, поскольку элементами объёма являются отдельные толпы, которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов – людей.

Понятие "библиотека" – собирательное, поскольку элементы объёма этого понятия состоят из однородных предметов – книᴦ.

Разделительным принято называть понятие, элементы объёма которых не представляют из себямножеств однородных объектов.

К примеру, человек, студент, стул, логика, преступление и т.п.

б) Абстрактные и конкретные.

Абстрактными называются понятия, элементами объёма которых являются свойства или отношения.

Примеры: "Справедливость", "белизна", "преступность", "отцовство" – всœе это абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, элементами объёма которых являются сами предметы.

Примеры: "Стул", "стол", "тень", "преступление", "музыка" – всœе это конкретные понятия.

Понятие рода и вида. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие рода и вида." 2017, 2018.

Урок русского языка в 5 классе

по УМК С.И. Львовой, В.В.Львова

Л.И. Устюгова, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ с.Дуван,

РМО учителей русского языка и литературы,

Родовые и видовые понятия

Цель урока:

образовательная

Дать представление о родовых и видовых понятиях и научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»; совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая

Развивать ассоциативное мышление учащихся за счёт расширения словарного запаса;

воспитательная

Привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.

Оборудование: карточки с заданием, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (хором – «5»!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем. Улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

Какими способами можно истолковать лексическое значение слова?

А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Назовите раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, - ___________________.

Что такое словарный состав языка? – это его ______________.

В каких специальных книгах объясняется значение слов? - _________________.

Какая фамилия принадлежит лингвисту – автору самого известного толкового словаря русского языка?

Молодцы, ребята.

3. Определение темы и постановка целей урока.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание. (Слайд № 2)

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (Слайды № 3 - 5). Поставив тире, назовите их одним словом (учитель показывает указкой слова, учащиеся называют и записывают).

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном. (Слайд № 6).

Как можно назвать одним словом каждую группу слов? (проверка – слайд № 7)

Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

(Слайд № 8)

А каковы задачи нашего урока? Что мы должны будем узнать на уроке и чему научиться? (ответы учащихся). (Слайд № 9)

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. (Слайд № 10)

Проверим, что у вас получилось. (Слайд № 11)

4. Первичное закрепление.

Итак, что обозначают родовые понятия? (обобщённые, широкие понятия)

Что обозначают видовые понятия? (частные конкретные понятия)

Какое понятие помогает объяснить лексическое значение слова? (родовое).

Например, что такое сосна? (это хвойное дерево) (Слайд № 12)

Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах. (Слайд № 13)

Кто кем становится?

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал …

Бык, могучий великан,

В детстве был … .

Толстый увалень баран –

Маленьким …

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … ,

А отважный петушок –

Кро-о-охотным … .

А из маленьких гусят

Вырастают … -

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Александр Шибаев

Учитель:

Заслушиваем ребят, у которых записано 7 слов и указано родовое понятие.

Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 14).

Что обозначают суффиксы –ОК, - ЁНОК? (уменьшительно-ласкательные)

5. Динамическая пауза:

Учитель:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова! (Вращение головой).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (садятся).

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – на доске по 1 предложению 1 человек, называя родовое и видовое понятия).

А сейчас попробуйте самостоятельно подобрать видовые и родовые понятия к словам, расположенным у вас на карточках.

Работа по карточкам.

1) Подберите родовое понятие к данным словам: автобус, троллейбус, метро, такси -______________________

2) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Ягоды: ______________________________________________________

3) Подберите родовое понятие к данным словам:

люстра, ночник, прожектор, торшер______________________________

4) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Школьные уроки:_____________________________________________

5) К данному родовому понятию подберите 3 видовых..

Садовые цветы:_________________________________________________

7. Домашнее задание. (Слайд № 15)

Повторить правила по разделу «Лексикология».

На выбор:

1) упр.119: распределить слова по тематическим группам;

2) упр. 121. (задание №2).

8. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Чему мы научились?

Как бы вы продолжили такие фразы:

«Я узнал новое….»

«Урок заставил задуматься над…»

«Я могу….»

Ещё раз скажите: как отличить видовое и родовое понятие? (Слайд № 16)

Оценивание.

9. Игра «Буриме»

Ребята, а какому поэту посвящается эта Неделя в школе? (М.Ю.Лермонтову)

Почему? (Ему исполняется 200 лет со дня рождения)

Чем он знаменит? (Поэт, написал «Бородино»)

Сейчас мы с вами попробуем поиграть в игру «Буриме».

Это игра на заданные рифмы. Ею увлекались поэты 17-19 века. Попробуйте и вы свои силы. Напишите стихотворение по заданным рифмам.

Ветер,

Листопад.

Светит,

Стоят.

Снежок,

Осень.

Дружок,

Просим.

2. Сравните четверостишие, написанное вами, с первыми опытами ваших сверстников.

Не гуди ты, сильный ветер, Берёзоньку качает ветер,

Не крутись ты, листопад. Пронёсся с шумом листопад,

Фонари, как звёзды светят, Уныло солнце с неба светит,

Липы голые стоят. И дни прохладные стоят.

(Миша Чибисов) (Вова Рябоконь)

На этом наш урок закончен. Дома вы можете продолжить работу над составлением буриме.



Просмотров