Режим открытое небо. Договор по открытому небу

Военный эксперт, занимал пост замначальника направления по реализации Договора по открытому небу в Минобороны России, бывший военный советник РФ по вопросам безопасности и разоружения в Вене.

В связи с этим в СМИ появилось множество разных суждений и высказываний, как по частным моментам, так и по целесообразности имплементации данного Договора в дальнейшем. Причем ряд авторов высказывают свои мнения и даже не знают, что это за Договор, в чем его суть и каков его механизм реализации.

В свое время автор с 1992 по 2009 год занимался практическими вопросами подготовки и последующей реализации ДОН в Российской Федерации и хотел бы ознакомить с основными его положениями, проблемами практической реализации и высказать свое видение судьбы этого не однозначного Договора.

О чем собственно Договор, и для чего он нужен

Идея разработки договоренностей между США и СССР, которые позволили бы путем наблюдения с воздуха за военной деятельностью как-то снизить накал напряженности между сверхдержавами, в первый раз возникла в середине 50-х годов прошлого века за Атлантикой. И не случайно - именно в это время руководство США осознало, что СССР способен нанести ответный ядерный удар по территории Северной Америки. По ряду причин эта идея тогда практического воплощения не получила.

Идея разработки договоренностей между США и СССР, которые позволили бы путем наблюдения с воздуха за военной деятельностью как-то снизить накал напряженности между сверхдержавами, в первый раз возникла в середине 50-х годов XX века.

К ней американцы вернулись уже в 1989 году, когда необходимость реализации на практике мер, повышающих прозрачность военной деятельности через меры доверия, стала очевидна практически для всех. В течение трех лет главным образом специалисты, а не дипломаты, занимались отработкой процедур реализации таких мер, закрепленных в тексте международного соглашения, получившего название Договор по открытому небу. Он был подписан 24 марта 1992 года в г.Хельсинки представителями 27 государств, включая Российскою Федерацию и США.

Главная цель Договора - развитие открытости и транспарентности (прозрачности), содействие наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях, достичь которые предполагалось путем использования специального режима, определенного в данном соглашении и документах, его дополняющих.

Договор давал право его участникам выполнять наблюдательные полеты в пределах выделенной активной квоты над территорией любого его участника в пределах его пассивной квоты по установленным процедурам. Для каждого участника были закреплены годовые активная и пассивная квоты, которые были равны. Причем последняя устанавливалась такой, чтобы обеспечить хотя бы один раз наблюдение любой точки национальной территории. Поэтому Россия и США получили годовую пассивную квоту по 42 полета. Столько же полетов они имели право выполнить. Распределение активных квот полетов и очередность их выполнения по кварталам следующего календарного года ежегодно согласуется в рамках Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН).

Регламент полетов

Наблюдательные полеты могут выполняться только на специально выделенных самолетах, которые не могут нести вооружение, прошедших международную сертификацию с участием специалистов всех государств-участников по процедурам, описанным в данном Договоре. На таких самолетах должны быть оборудованы места для работы в полете представителей наблюдаемой стороны, которые будут следить за работой аппаратуры наблюдения и соблюдением согласованного маршрута полета, а также фиксировать факт того, что передача какой-либо информации в полете с борта самолета не ведется.

Не менее, чем за 72 часа до прибытия на территорию наблюдаемого государства посылается специальное уведомление о намерении провести наблюдательный полет, для чего будет использован один из выделенных принимающей стороной аэродромов (аэродром открытого неба).

Наблюдательные полеты могут выполняться только на специально выделенных самолетах, которые не могут нести вооружение, прошедших международную сертификацию с участием специалистов всех государств-участников по процедурам, описанным в данном Договоре.

Наблюдательный полет может выполняться только с аэродромов открытого неба и начаться, спустя 24 часа после вручения желаемого маршрута полета, и только после его согласования (процедуры согласования четко определены в Договоре и его дополнениях и решениях ККОН) и допуска к полету представителями наблюдаемой стороны прибывшего самолета наблюдения, который ранее прошёл международную сертификацию, также по определенным правилам и процедурам, всей установленной на нем аппаратуры и электронных устройств.

Время на выполнение наблюдательного полета по согласованному маршруту ограничивается 72 часами. В ходе всего полета на борту самолета наблюдения находится представители принимающей стороны, которые строго следят за соблюдением согласованного маршрута, фиксируют периоды включения аппаратуры наблюдения и смену носителей информации, которые сами и опечатывают, чтобы не было подмены. Они имеют право запретить использование аппаратуры наблюдения в случае отклонения от согласованного маршрута. По итогам полета стороны согласовывают и подписывают формализованный отчет, который рассылается по специальной сети связи всем участникам ДОН.

Аппаратура наблюдения

Из 11 типов аппаратуры наблюдения, предложенных специалистами США в ходе подготовки текста ДОН, Договором первоначально разрешалось применять следующую аппаратуру наблюдения, доступную для покупки на коммерческом рынке:

Оптические кадровые и панорамные аэрофотоаппараты с разрешающей способностью на местности не лучше 30 см;

Видеокамеры с той же разрешающей способностью;

Радиолокационные станция бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой с разрешающей способностью на местности не лучше - 3 м;

Инфракрасные станции линейного сканирования с разрешающей способностью не лучше 50 см.

Копии всех данных, записанных аппаратурой наблюдения в ходе наблюдательного полета, безвозмездно передаются представителям наблюдаемой стороны, а по запросу и за плату, остальным участникам ДОН.

В ДОН сразу предусматривалось, что возможности аппаратуры наблюдения будут уступать возможностям разведывательных спутников и прежде всего США (запомним этот факт).

В связи со снятием с производства пленочных аэрофотоаппаратов в 2008 году ККОН приняла решение о возможности установки цифровых фотоаппаратов, получающих изображение в специальном формате, который также был утвержден в рамках ККОН.

Копии всех данных, записанных аппаратурой наблюдения в ходе наблюдательного полета, безвозмездно передаются представителям наблюдаемой стороны, а по запросу и за плату, остальным участникам ДОН. В период распечатывания носителей информации, доставленных с борта самолета наблюдения и последующей обработки результатов и изготовлении копий, могут присутствовать два представителя страны, над которой выполнялся наблюдательный полет.

В деятельности по Договору по открытому небу может принимать участие только персонал, внесенные в специальные списки, прошедшие одобрение каждым участником ДОН. Функции каждого человека из списка строго определены и разграничены.

Таким образом, в рамках ДОН создан и успешно функционирует жестко регламентированный, технически сложный и абсолютно "прозрачный" режим, позволяющий обеспечить достижение целей данного Договора при соблюдении баланса интересов его участников.

Долгий путь от подписания до вступления в силу

Специалисты, которые работали над текстом ДОН, понимали, что предусмотреть все тонкости такого сложного режима невозможно и потребуется время на подготовку к его практической реализации.

Специалисты, которые работали над текстом ДОН, понимали, что предусмотреть все тонкости такого сложного режима невозможно и потребуется время на подготовку к его практической реализации, а, главное, на практическую проверку правильности закрепленных Договором процедур и разработки дополнительных. Поэтому сразу были предусмотрены период временного применения ДОН (до его вступления в силу) и два этапа последующей реализации.

Период временного применения продлился 10 лет, за которые специалисты дополнили Договор рядом Решений ККОН (их объем превысил объем самого Договора) практической направленности. Была создана специальная система обмена формализованными сообщениями на шести официальных языках ДОН, подготовлены самолеты наблюдения и назначенный персонал. Для этого заинтересованные государства-участники выполняли так называемые тренировочные полеты. Представители Российской Федерации провели более 50 таких полетов.

Ратификация Договора в мире

Но главным в период временного применения ДОН стал процесс его ратификации, который не во всех государствах-участниках шел гладко. Европейские участники ДОН, наиболее заинтересованные в скорейшем вступлении данного Договора в силу в виду отсутствия своих средств космической разведки, ратифицировали его в течение трех-четырех лет.

Главным в период временного применения ДОН стал процесс его ратификации, который не во всех государствах-участниках шел гладко.

Лидирующую роль в этом процессе стала играть Германия, правительство которой решило использовать ДОН качестве основного механизма укрепления безопасности на Европейском континенте и углубления сотрудничества с Россией. Это нашло свое отражение в активной деятельности немцев по популяризации ДОН в Европе, создании совместно с РФ, но при финансовой помощи Германии, аппаратуры наблюдения для российского и немецкого самолетов наблюдения, совместной подготовке персонала и продвижении в ККОН российско-немецких решений.

США, недовольные тем, что с одной стороны ДОН не позволял им как-то дополнить возможности своей космической разведки, а с другой стороны открывал возможности для наблюдения их территории для государств-участников, провели специальные слушания в Конгрессе.

В ходе слушаний схлестнулись представители Госдепартамента (политики) и разведсообщества, отстаивавшие полярные точки зрения на целесообразность ратификации. В итоге комиссия Конгресса по международным делам выдала рекомендацию Договор ратифицировать, но значительно снизить возможности его участников по получению информации по территории США и стран НАТО.

Ратификация Россией

Более сложно прошел процесс ратификации Договора в Российской Федерации, который был вынесен президентом страны на рассмотрение Государственной Думы в сентябре 1994 года. Развернулись дискуссии, отвечает ли ДОН интересам безопасности России? Естественно были противники и сторонники данного соглашения.

Более сложно прошел процесс ратификации Договора в Российской Федерации, который был вынесен президентом страны на рассмотрение Государственной Думы в сентябре 1994 года.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос Минобороны России проделала большую практическую и исследовательскую работу с привлечением специалистов силовых ведомств и промышленности. Параллельно велась подготовка нормативно-правовой базы по реализации ДОН, отработка взаимодействия с Республикой Беларусь (в рамках ДОН РФ и РБ выступают в качестве одной стороны), создание инфраструктуры, необходимой для практического выполнения положений данного Договора.

Этот процесс затянулся до начала 2001 года. К этому времени судьба Договора полностью была в руках российского парламента, так как все остальные государства-участники, от кого зависело его вступление в силу (имеют не менее 12 пассивных квот) ДОН ратифицировали.

Рассмотрение ДОН в Государственной Думе активизировалось во второй половине 2000 года. Профильные комитеты рассмотрели ратификационный пакет (насчитывал почти 600 страниц различных материалов аналитического, технического и справочного характера) и приняли решение о целесообразности ратификации Договора. После ратификации ДОН Госдумой и Советом Федерации президент Владимир Путин закон РФ №57 от 26 мая 2001 года о ратификации международного Договора по открытому небу, который вступил в силу 1 января 2002 года.

Постепенная трансформация ДОН в сторону противостояния одного всем

ДОН показал свою полезность, как вопросах повышения транспарентности и уменьшения напряженности, так и в ходе решения дополнительных задач.

ДОН показал свою полезность, как вопросах повышения транспарентности и уменьшения напряженности, так и в ходе решения дополнительных задач. Еще в 1997-1998 годах была успешно проведена серия миротворческих полетов с задействованием режима ДОН в Боснии и Герцеговине, позволившая на практике доказать полезность данного Договора в ходе посткризисного мониторинга вооруженных конфликтов. Несколько раз самолеты наблюдения использовались для мониторинга масштабных наводнений на территории США и Европы.

В течение нескольких лет после вступления в силу к Договору присоединились Финляндия и Швеция, страны Прибалтики, Хорватия, Босния и Герцеговина. Несмотря на постепенное ухудшение ситуации с Договором по ограничению обычных вооружений в Европе, выполнение наблюдательных полетов в рамках ДОН шло без заметных осложнений до 2008 года.

Но еще до вступления в ДОН в силу США в рамках НАТО добились принятия решения о том, что участники альянса не будут выполнять полеты над территорией друг друга. Этим достигались две цели: выполнять полеты над США могла фактически только РФ, возможности РФ использовать данные, полученные в ходе наблюдательных полетов без ее участия, сводились к минимуму.

Блоковый Договор

Таким образом, США внеблоковому по букве Договору придали формы блокового соглашения. Несколько парировать информационный дисбаланс позволило принятие Решения ККОН, позволявшего перераспределять неиспользованные активные квоты участников в пользу другого участника (читай, России). Еще более дисбаланс увеличился для России после принятия в Договор стран Балтии, ставших членами НАТО.

США внеблоковому по букве Договору придали формы блокового соглашения.

Начиная с 2003 года, американцы стали стремиться добиться для себя процедур выполнения полетов по правилам использования воздушного пространства, действующим на территории Северной Америки. И это несмотря на то, что в ДОН четко определен приоритет национальных правил выполнения полетов наблюдаемой стороны.

Для этого они активно использовали делегацию Канады в ККОН, которая буквально забросала Консультативную комиссию инициативами о том, что должна сделать в одностороннем порядке Российская Федерация, чтобы всем остальным было удобней наблюдать территорию России и Беларуси. Но так как любое обязывающее решение в ККОН принимается на условиях консенсуса из этих затей ничего не вышло. Однако канадцам удалось посеять зерна недовольства друг другом среди ряда участников ДОН.

Свертывание партнерских отношений

Всходов долго ждать не пришлось. Уже в ходе международного освидетельствования (проводилась в Германии в период с 24 апреля по 7 мая 2004 г.) российского самолета наблюдения Ту-154М ЛК-1, оснащенного устаревшими пленочными аэрофотоаппаратами и уже применявшимся на самолетах наблюдения Ан-30, делегации США и Канады решили заблокировать сертификацию российского самолета. Это и произошло бы, если бы российская делегация жестко не отстаивала свою правоту и не заявила в кулуарах о том, что в случае такого развития событий она не подпишет отчеты о сертификации турецкого и шведского самолетов наблюдения.

Как результат - часть аппаратуры наблюдения российского самолета была допущена до применения в ходе наблюдательных полетов. Тем самым была открыта дорога к выполнению наблюдательных полетов над США и Канадой.

Часть аппаратуры наблюдения российского самолета была допущена до применения в ходе наблюдательных полетов. Тем самым была открыта дорога к выполнению наблюдательных полетов над США и Канадой.

В это же время возобладала тенденция свертывания добрых партнерских отношений, сложившихся между лицами назначенного персонала европейских государств-участников и Российской Федерации. Тон опять задала Германия. В конце 2003 г. начальником Верификационного центра Бундесвера был назначен генерал-майор Циммерман, внук битого на Восточном фронте немецкого генерала.

Он начал удалять офицеров, хорошо относящихся к российским коллегам. За два года были уволены все такие офицеры и гражданские специалисты, включая внука хорошо известного у нас генерал-полковника Г.Гудериана. За немцами потянулись и остальные европейцы, особенно из числа новых членов НАТО. Итогом этих усилий стала потеря Германией своих лидирующих позиций в реализации ДОН и нарастание общей напряженности в отношениях.

В рамках ДОН к концу 2007 года фактически сформировалось три неофициальных лагеря: США и их партнеры по НАТО, Россия с Беларусью и тяготеющая к ним Украина и Финляндия, Швеция, Грузия, Хорватия и БиГ, формально независимых с точки зрения реализации положений ДОН государств, но практически во всем поддерживающих первую группу. Внутри групп их участники проводили или стремились проводить координацию своей деятельности по всем основным направлением реализации Договора.

Нагнетание ситуации

Еще больший раздел в позициях произошел после событий августа 2008 года.

Еще больший раздел в позициях произошел после событий августа 2008 года. Российская Федерация в полном соответствии с процедурами ДОН на период активной фазы конфликта в районе Цхинвала закрыла воздушное пространство над Северной Осетией. Грузия вообще отказалась принимать наблюдательные полеты до особого решения своего правительства, хотя такой процедуры ДОН не предусматривает, что было нарушением его положений. Однако попытка российской делегации в ККОН обратить внимание западных коллег на этот очевидный факт, встретила активное противодействие. Тем самым был создан опасный прецедент.

Не было абсолютного единства и в стане натовцев. Турция в течение трех лет блокировала попытку присоединения к Договору по открытому небу Кипра, который в свою очередь активно поддерживала Греция. Это противостояние закончилось тем, что делегация Турции в 2010 году заблокировала дальнейшую работу всех рабочих групп ККОН, где шла подготовка проектов документов, кроме группы по аппаратуре наблюдения. Эта ситуация сохраняется и поныне.

Внедрение цифровых технологий - новые вызовы для ДОН

К 2007 году всем специалистам, кто занимался практической реализацией ДОН, стало ясно, что назрел вопрос о переходе на цифровые технологии записи данных взамен пленочным. Тому были вполне объективные причины - основные производители пленки для аэрофотоаппаратов сворачивали ее производство и переходили на цифровые технологии. На рынке появились цифровые аэросъёмочные системы, сочетавшие в себе свойства фотоаппаратов и видеокамер. К этому времени стало ясно, что использовать на практике весь разрешенный Договором перечень аппаратуры наблюдения не представляется возможным и подавляющее большинство государств-участников делать это не собирается.

К 2007 году всем специалистам, кто занимался практической реализацией ДОН, стало ясно, что назрел вопрос о переходе на цифровые технологии записи данных взамен пленочным.

В связи с этим в ККОН возобновила работу группа экспертов по аппаратуре наблюдения, получившая мандат на разработку рекомендаций по внедрению цифровых аэросъемочных систем. Специалистам предстояло решить ряд проблем, главными из которых были обеспечение соблюдения договорных ограничений по разрешающей способности на местности не лучше 30 см, исключение несанкционированной перезаписи необработанной первичной информации с целью улучшения ее характеристик математическими методами, отработка единого формата записи первичной информации для последующего изготовления копий, выработка процедур сертификации цифровой аппаратуры.

Решить эти проблемы было необходимо таким образом, чтобы ни у кого не оставалось озабоченности по поводу несанкционированного получения информации в наблюдательном полете. Поскольку политики в этих вопросах ничего не понимали, работа экспертов в группе протекала в спокойной обстановке и в конструктивном ключе, но потребовала почти пяти лет. Результатом усилий стали соответствующие Решения ККОН, закрепившие единые походы и методики применения цифровых технологий и контроля за цифровой аппаратурой.

К этому времени выяснилось, что кроме России и Норвегии создавать новые самолеты наблюдения в обозримой перспективе никто не собирается. В Российской Федерации решили сконструировать свой собственный цифровой аэрофотоаппарат, который можно было бы установить, как на старые самолеты наблюдения Ан-30 и Ту-154М ЛК-1, так и на новые Ту-214ОН.

Угрозы Договору

В США представители Пентагона и разведсообщества планы России восприняли, как повод поднять вопрос о выходе США из Договора по открытому небу. Они убедились, что аппаратура устаревших американских самолетов наблюдения ОС-135В приносит мало пользы в деле обновления информации по Российской Федерации. К тому же постоянные технические проблемы с самолетами, выпущенными промышленностью в 1961 и 1962 годах, усложняли американцам выполнение наблюдательных полетов и даже стали причиной отмены нескольких полетов.

В США представители Пентагона и разведсообщества планы России восприняли, как повод поднять вопрос о выходе США из Договора по открытому небу.

Первым в атаку пошел главком стратегического командования вооруженных сил США адмирал Сесил Д. Хейни, который заявил, что Россия получает больше информации в рамках ДОН, чем США и с внедрением цифровых сенсоров дисбаланс увеличится. В сентябре 2013 года Российская Федерация проводила международное освидетельствование цифрового аппарата, установленного на самолете наблюдения Ан-30 (выполняет полеты над Европой и Турцией).

Хотя всем иностранным специалистам был предоставлен полный пакет требуемых Договором сведений, как о цифровом аппарате, включая базу данных собранных в полетах при подготовке к освидетельствованию, так и о самолете, американская делегация единственная отказалась подписать отчет, ссылаясь на указания Вашингтона. США согласились допустить использование Ан-30 с цифровым сенсором только в июне 2014 года, после чего российские специалисты стали выполнять наблюдательные полеты с ним. Сейчас цифровая аппаратура наблюдения используется только Российской Федерацией.

В США понимали, что скоро такая-же аппаратура будет установлена и на Ту-154М ЛК-1, который выполняет наблюдательные полеты над Северной Америкой. Да, Россия этого и не скрывала, сделав официальное заявление на эту тему в ККОН. В Вашингтоне активизировались противники ДОН. Мнение о нежелательности наблюдательных полетов выразил генерал-лейтенант морской пехоты Винсент Стюарт, возглавляющий разведывательное управление министерства обороны США.

"Вещи, которые можно увидеть (в ходе запланированных полетов), количество информации, которую можно собрать и получить при последующей обработке, позволяют России, на мой взгляд, получить невероятные фундаментальные разведданные по крайне важной инфраструктуре, базам, портам и всему нашему оборудованию", — сказал Стюарт на слушаниях в конгрессе США. Мнение военных нашли поддержку в Конгрессе со стороны ряда сенаторов.

Без аргументов

При этом каких-либо технических аргументов, чем же цифровые аппараты на Ту-154М ЛК-1 опасней пленочных, не приводилось. Да их и не могло быть. Американские специалисты на практике доказали, что у них есть технические средства, используя которые в ходе обязательной перед каждым наблюдательным полетом инспекции (на нее отводится до 8 часов) самолета наблюдения, его оборудования и аппаратуры наблюдения, они способны полностью проконтролировать весь самолет Ту-154М ЛК-1 на отсутствие несанкционированных устройств сбора информации.

При этом каких-либо технических аргументов, чем же цифровые аппараты на Ту-154М ЛК-1 опасней пленочных, не приводилось.

В ход были пущены избитые приемы. В качестве претензий Россию обвинили в том, что она недобросовестно выполняет Договор, затрудняет выполнение американцам наблюдательных полетов (надо понимать, не хочет идти на односторонние уступки). Тот же Стюарт заявил, что Договор по открытому небу был разработан для другой исторической эпохи, следовательно, не нужен сейчас.

В свою очередь представители Госдепа США указывали на то, что страхи преувеличены и, что ДОН американские союзники по НАТО в Европе рассматривают в качестве единственного реального механизма контроля за военной деятельностью и средством мониторинга развития военных кризисов. В 2014 году это подтвердилось в период боев в Донбассе, когда Россия предоставляла возможность выполнять наблюдательные полеты в приграничных районах Ростовской области, как того и требовал ДОН - без каких-либо ограничений. Другое дело, что, несмотря на очевидные полученные данные, это не помешало продолжать обвинять Российскую Федерацию в задействовании своих ВС в конфликте. В Госдепартаменте считают, что потерять этот Договор в настоящее время было бы ошибкой, а выход США из ДОН будет равнозначен его развалу.

Пока в Вашингтоне взяли паузу. Материалы слушаний в Конгрессе засекретили. Можно ожидать, что назначенная на июнь 2016 года международная сертификация Ту-154М ЛК-1 с цифровой аппаратурой не пройдет для российских специалистов гладко.

К сожалению, почти не осталось тех военных специалистов среди лиц назначенного персонала практически всех государств-участников, которые в 90-х годах прошлого века ставили ДОН "на крыло" и создали отношения между собой, которые политики, заседавшие в ККОН, называли "отношениями в семье открытого неба". Они хорошо понимали важность Договора по открытому небу и делали все, чтобы он состоялся. Ведь смотреть друг на друга посредством объективов аппаратуры наблюдения намного лучше и приятней, чем через прицелы.

Ветры новой холодной войны

Можно ожидать, что назначенная на июнь 2016 года международная сертификация Ту-154М ЛК-1 с цифровой аппаратурой не пройдет для российских специалистов гладко.

Но времена меняются, и следует согласиться с американскими противниками Договора по открытому небу с тем, что обстановка в Мире и вокруг России в частности, действительно значительно отличается от той, что была на момент подписания ДОН. Почти не осталось политиков, которые были у власти в период середины-конца 80-х годов и очень хорошо осознавали, что следует снизить градус военного и политического противостояния. Иначе - катастрофа станет неизбежной. Подули ветры новой холодной войны в Европе, а на ее границах война уже полыхает.

Смена политических векторов неизбежно привела к нарастанию противостояния по всем направлениям, в том числе и в военной сфере. Резко возросло количество военных учений и их масштабы. Практически у границ Российской Федерации создаются новые военные базы. Растет взаимное недоверие.

В этих условиях ценность ДОН, как отлаженного механизма контроля за военной деятельностью, и прежде всего, за наращиванием военной инфраструктуры, значительно возрастает.

Разное отношение к Договору

Смена политических векторов неизбежно привела к нарастанию противостояния по всем направлениям, в том числе и в военной сфере.

Несмотря на это, усиливается тенденция у отдельных его участников трактовать положения ДОН по своему усмотрению. Пример тому, разное отношение к своим обязательствам по Договору России и Турции в практически схожих ситуациях. В 2014-2015 гг. Российская Федерация предоставила возможность беспрепятственного наблюдения своих приграничных районов с Донбассом иностранным самолетам наблюдения, в том числе, и турецкому. Потому что так требовал ДОН и не было надобности что-то скрывать. В России хорошо понимали необходимость снять озабоченность по поводу возможного военного вторжения на Украину, о чем каждый день кричало ее политическое и военное руководство.

По-иному повело себя руководство Турции, которое, как мы теперь знаем, приняло активное участие в дестабилизации обстановки в районе границы с Сирией. Еще в феврале 2013 года Турция закрыла воздушное пространство над позициями ЗРК "Пэтриот" на юге своей территории. В 2014 году при согласовании маршрута наблюдательного полета над Турцией турецким представителем было заявлено о запрете полетов в ряде районов воздушного пространства из-за полетов боевой авиации. При этом официальная информация о таких запретах, как этого требуют положения ДОН, в сборниках ИКАО не публиковалась.

В октябре 2015 года в ответ на российское уведомление о намерении выполнить наблюдательный полет в счет распределенной квоты над Турцией, было сообщено, что по причинам безопасности полет надо отменить. В декабре 2015 года российской стороне было отказано в наблюдении южной части территории Турции опять с нарушением положений ДОН. Ну и наконец, в начале февраля 2016 года турецкие представители, несмотря на то, что российские представители внесли в план полета изменения, предложенные турками, запретили выполнение наблюдательного полета, ссылаясь на указание своего МИДа. Это прямое нарушение положений Договора по открытому небу. Как говорится, дальше не куда! Терпение российского МИДа иссякло.

Помощь НАТО

В октябре 2015 года в ответ на российское уведомление о намерении выполнить наблюдательный полет в счет распределенной квоты над Турцией, было сообщено, что по причинам безопасности полет надо отменить.

При этом очевидно, что Турция рассчитывала, что натовская солидарность им поможет. Это подтвердилось в ходе проведения собранного по требованию Российской Федерации внеочередного пленарного заседания ККОН, прошедшего в Вене 19 февраля 2016 года. В ходе заседания турецкая делегация вопреки зафиксированным в отчете по итогам отмененного наблюдательного полета фактам пыталась переложить вину на российскую сторону, аргументируя свою позицию принципом "они сами дураки".

Вместо того, чтобы осудить очевидное нарушение ДОН со стороны Турции представители ряда делегаций принялись ее защищать, говоря, что все было сделано правильно. Их адвокатский пыл несколько угас, когда глава российской делегации заявил, что если такие действия Турции считаются правильными, то и Россия в дальнейшем будет действовать так же.

Такое отношение к соблюдению положений ДОН вызывает озабоченность его перспективой. Ранее США, Канада и Норвегия также допускали свободное толкование его положений. Нарастание противоречий и разного толкования положений ДОН неминуемо приведет к его развалу. Так уже было с Договором по ограничению обычных вооружений в Европе и с так называемыми стамбульскими договоренностями 1999 года.

Все больше становится очевидным, что судьба Договора по открытому небу будет целиком зависеть от политической воли государств-участников соблюдать его положения ради того, чтобы не скатиться в пучину очередной "холодной войны" и взаимного недоверия.

Сергей Колесников

Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,



признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

Статья I. Общие положения

1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…

Статья III. Квоты

Раздел I. Общие положения

1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

Статья XV. Срок действия и выход из договора

1. Настоящий Договор является бессрочным…

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Власти США раздумывают над ответными мерами на предполагаемое несоблюдение Россией Договора по открытому небу, сообщил РИА Новости представитель Госдепартамента.

По его словам, Вашингтон "был давно обеспокоен" соблюдением Москвой пунктов соглашения. В то же время он пояснил, что если российская сторона вернется к выполнению своих обязательств, ответные меры будут тут же отменены.

"Мы надеемся, что это изменит расчеты России и побудит ее общаться с нами о нашей обеспокоенности в более конструктивном ключе", — отметил американский чиновник.

На Калининград ответят Аляской и Гавайями

Российские власти назвали претензии США необоснованными. В Кремле призвали выдвигать любые претензии в рамках договора в строгом соответствии с документом.

В МИД пояснили, что договор сам по себе достаточно сложный, его положения не всегда можно "однозначно интерпретировать".

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил, что ограничение не нанесет никакого вреда России, однако добавит очередную "ложку дегтя" в и без того непростые отношения двух государств.

Договор об открытом небе

В 1992 году 23 государства-члены ОБСЕ подписали соглашение, которое подразумевает взаимные инспекции. Участники договора могут совершать облеты территорий друг друга с целью контроля военной деятельности. Россия ратифицировала договор в 2001 году.

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 сентября Госдепартамент США заявил, что власти страны "обеспокоены несоблюдением Россией" Договора по открытому небу, в связи с чем решили предпринять "разумные и сопоставимые" шаги.

Эти действия будут отменены, если Россия "вернется к выполнению своих обязательств". В частности, газета Wall Street Journal указывает, что США намерены объявить о введении ограничений на полеты самолетов России над своей территорией в ответ на введение Россией лимита в отношении полетов над Калининградской областью.

Договор по открытому небу (Treaty on Open Skies) - международный документ, устанавливающий режим наблюдения полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории разработки этого документа, его основных положениях и выполнении.

История подписания

Идея "открытого неба" впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим "открытого неба", предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью. Эйзенхауэр считал, что "эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения". Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

Весной 1989 года президент США Джордж Буш - старший предложил руководству странам НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве и Будапеште. Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован, а 24 марта в Хельсинки его подписали представители 27 стран-членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

Участники

В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Основные положения

Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Квоты

Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных, когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных, когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии - по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины - по 12 полетов. Самая малая квота - 2 - у Португалии.

При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США - более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Самолеты, аэродромы

Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США - Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств, участвующих в договоре, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных документом. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская обл.), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

Запрет на полеты

Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако, согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту.

Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

Консультативная комиссия

С целью практической реализации положений договора государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Выполнение, конференции

Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. Тысячный по счету полет в рамках договора был проведен весной 2012 года.

В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии.

В апреле 2017 года Госдепартамент США опубликовал очередной доклад о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения, в котором, в частности, выражалось недовольство по поводу выполнения Россией некоторых положений договора. В комментарии МИД РФ было указано, что американская сторона неоднократно обвиняла Россию в якобы нарушении договора, "умалчивая о проблемах с выполнением документа со стороны самих США, их союзников по НАТО и других "близких" им государств".

Согласно договору, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению его выполнения. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая - в июне 2010 года, третья - в июне 2015 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"

Факультет юриспруденции и политологии

Контрольная работа

по дисциплине Международное право

на тему: Договор по открытому небу

Выполнила: студентка

группы 201

Багинская О.С.

Рязань, 2013

Введение

Глава 1. История и принципы воздушного права

1.1 История воздушного права

1.2 Принципы воздушного права

Глава 2. Виды воздушного пространства и правовой режим воздушного пространства

2.1 Виды и правовой режим воздушного пространства

2.2 Договор по "открытому небу"

Глава 3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Заключение

Список литературы

Введение

Обеспечение национальной безопасности России подразумевает надежную защиту воздушных рубежей нашей страны. Военно-воздушные силы России осуществляют деятельность не только над территорией своего государства, но и в воздушном пространстве над экономическими зонами, над открытым морем, над территориями союзных стран. Самолеты гражданской авиации регулярно совершают полеты, пересекая многие государственные границы. Вся эта деятельность проводится на основе правовых норм, составляющих международное воздушное право.

Международное воздушное право - совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по вопросу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений. Это отрасль современного международного права и его составная часть.

Актуальность. Воздушное пространство является важным компонентом глобальной системы жизнеобеспечения людей и представляется позитивным фактором, открывающим возможности для устойчивого развития. Защита и охрана воздушного пространства является необходимой нормой любого государства.

Цель работы: изучить основные положения Воздушного Кодекса, Договора по открытому небу.

Изучить общие сведения о принципах воздушного права;

Изучить виды и правовой режим воздушного пространства;

Выявить роль Договора по "открытому небу" среди других правовых актов.

Методы исследования проводятся на основе изучения основного документа, регламентирующего воздушное право - Воздушный Кодекс Российской Федерации 1997 г., Договора по "открытому небу" 1992 г. и иных документов, регламентирующих воздушное право.

Глава 1. История и принципы воздушного права

1.1 История воздушного права

В истории воздушного права выделяют три периода:

1. Первый (начальный) период (до 1919 г), когда в основном происходило формирование понятий воздушного права. Борьба шла между сторонниками принципа "свободы воздуха" и сторонниками принципа "суверенитета на воздушное пространство". Сторонники принципа "свободы воздуха" исходили из того, что воздушное пространство не подлежит национальному присвоению и на него не должна распространяться юрисдикция государства. Разновидностью этой теории была "теория зон", сторонники которой пытались провести аналогию правового режима водных пространств с правовым режимом воздушного пространства (нижние слои воздушного пространства должны находиться под суверенитетом государства, а верхние слои - в режиме "свободы воздуха"). В этот период многие государства приняли национальные акты, закрепившие суверенитет на свое воздушное пространство;

2. Второй период - между Первой и Второй мировыми войнами, когда произошло окончательное признание принципа полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. Этот суверенитет был закреплен не только в национальных законодательствах большинства государств, но и в многосторонних конвенциях о воздушных передвижениях - Парижской (1919), Варшавской (1929), Чикагской (1944) и др.;

3. Третий период - после принятия Чикагской конвенции (1944) - связан с научно-технической революцией в авиации, появлением качественно новых летательных аппаратов (реактивных, сверхзвуковых), а также с принятием новых принципов международного воздушного движения.

1.2 Принципы воздушного права

В основе современного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией, закрепленный в ст. 1 Чикагской конвенции. Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год)

Государственный суверенитет над воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика этого принципа проявляется в совокупности прав по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, авиапассажирам и грузам. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Государственный суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно условно определить как расстояние от поверхности Земли до перигея полета искусственных спутников Земли. В настоящее время сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между космическим и воздушным пространством не должна превышать 100-110 км. Государственный суверенитет распространяется и на воздушное пространство, находящееся над территориальным морем государства. Но в отличие от международного морского права, устанавливающего право мирного прохода судов в территориальном море прибрежного государства, международное воздушное право не содержит права мирного пролета воздушных судов в воздушном пространстве над территориальным морем. Суверенитет, как правило, не распространяется на воздушное пространство, лежащее над экономическими зонами прибрежных государств. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Вторым принципом международного воздушного права является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, не находящемся под суверенитетом одного государства (над открытым морем, включая экономические зоны, и Антарктикой). Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется "праву флага".

Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Он обязывает государства:

а) принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб;

б) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

Однако перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами или над открытым морем, самолет пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции, свободой от административного и иного принуждения. Серегин В. П. Международное воздушное право. М., 1978.

Глава 2. Виды воздушного пространства и правовой режим воздушного пространства

2.1 Виды и правовой режим воздушного пространства

Воздушное пространство подразделяют на следующие виды:

а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальным морем;

б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.).

В зависимости от этого:

1) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет;

2) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.

Правовой режим воздушного пространства государства определяет совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, включая воздушные перемещения, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается исходя из политических, экономических и оборонных интересов государства. Его главной составной частью является решение вопросов использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г. определяют меры по соблюдению Российской Федерацией норм и принципов международного воздушного права. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г.

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких, как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944), Договор "по открытому небу" (1992) и др.

2.2 Договор по "открытому небу"

Режим "открытого неба" предусматривает, что каждое государство-участник названного договора обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией и имеет право проводить такие же полеты над территорией любого другого государства-участника в равном количестве. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, квотируется ежегодно в рамках деятельности Консультативной комиссии по "открытому небу". Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ.1995. № 29. Ст. 2757.

Согласно Воздушному кодексу РФ, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства (ст. 1). Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. Это значит, что только России принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или разрешать полеты иностранных судов в воздушном пространстве страны.

Воздушное законодательство России состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Использование воздушного пространства России представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и т. д.), а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г.

Выполнение полетов воздушных судов в интересах обороноспособности и безопасности государства или иная деятельность по использованию воздушного пространства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Использование воздушного пространства включает: работу государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации; регулярные (нерегулярные) воздушные перевозки пассажиров и багажа, грузов и почты; полеты воздушных судов экспериментальной авиации; проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий и др. (ВК РФ, ст. 13). Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г., ст.13 В России использование воздушного пространства осуществляется на основании разрешения соответствующего органа единой системы организации воздушного движения (ВК РФ, ст. 16). Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г., ст.16

Ответственность за нарушение правил использования российского воздушного пространства предусматривается отраслевым законодательством Российской Федерации.

Полеты самолетов и вертолетов органов внутренних дел и сил национальной безопасности России осуществляются с разрешения Министерства обороны и других компетентных органов в соответствии с требованиями основных правил полетов в воздушном пространстве России и Наставлением по производству полетов. Особые правила установлены для полетов иностранных военных самолетов. Для них требуется предварительное разрешение правительства, получаемое по дипломатическим каналам.

Иной правовой режим устанавливается для полетов в воздушном пространстве, на которое не распространяется суверенитет отдельных государств. Находясь в таком воздушном пространстве, каждое судно должно учитывать законные интересы других государств, соблюдать правовой режим воздушного пространства, установленный в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), другими международно-правовыми актами (например, Конвенцией ООН по морскому праву). Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств. Запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер; в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой защиты. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Полеты военных самолетов в воздушном пространстве над открытым морем могут стать предметом регулирования международных соглашений. Межправительственное соглашение США и России о повышении безопасности полетов имеет целью упростить признание сторонами критериев летной годности и испытаний гражданской авиационной техники, ее одобрения в части воздействия на окружающую среду и квалификационной оценки летных тренажеров, а также условий надзора за предприятиями по техническому обслуживанию и предприятиями по изменению или модификации и летной эксплуатации поддержания эквивалентного уровня безопасности и качества окружающей среды в отношении безопасности авиации. Действует также российско-японское соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним (1993). Аналогичные соглашения заключены с Испанией (1990), Норвегией (1990), Нидерландами (1990) и др. Межправительственным соглашением с Латвией (1993) урегулирован порядок использования воздушного пространства этой страны авиацией Вооруженных Сил России.

Глава 3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

гражданский авиация икао аэронавигация

Вопросы международного воздушного права решают некоторые международные организации, центральное место среди которых занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН, созданное на основе Чикагской конвенции (1944). Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год) Высший орган ИКАО - Ассамблея, созываемая один раз в 3 года. Постоянный орган - Совет, состоящий из представителей стран - членов ИКАО. Основные цели ИКАО: разработка принципов и методов международной аэронавигации; содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта; обеспечение безопасности полетов, в том числе борьба с воздушным пиратством; разработка стандартов и рекомендаций, касающихся правил полетов, оборудования самолетов и аэродромов. Стандарты и рекомендации принимаются в виде приложений к Чикагской конвенции. К настоящему времени приняты десятки таких рекомендаций. Так, 25-я чрезвычайная сессия Ассамблеи (1984) приняла поправку к Чикагской конвенции, согласно которой государства - члены ИКАО обязуются принимать меры по недопущению преднамеренного противоправного использования гражданских воздушных судов.

Страны СНГ осуществляют сотрудничество в области воздушного права. В рамках Содружества действуют соглашения: о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (1991), об использовании воздушного пространства (1992), Концепция охраны воздушного пространства государств - участников Содружества (1996) и др. Россия имеет значительный объем двусторонних соглашений о воздушном сообщении с государствами СНГ и другими странами.

В рамках СНГ действуют совместные структуры по использованию воздушного пространства. Органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны на территории государств-участников являются основными органами по вопросам управления и контроля за использованием воздушного пространства. Планы воздушного движения согласовываются с министерствами (комитетами) обороны государств-участников, на территории которых планируется использование воздушного пространства. О нарушениях порядка использования воздушного пространства органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны информируют министерства (комитеты) обороны государств-участников, на территории которых произошло нарушение. Координация действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контролю возложена на Главный центр Единой системы управления воздушным движением и Центральный командный пункт Войск противовоздушной обороны России.

Заключение

Международное воздушное право - совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по вопросу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений.

Охрана воздушного пространства СНГ включает в себя координацию усилий и взаимодействие войск и сил противовоздушной обороны государств-членов по охране границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно-политических центров, населения от ударов средств воздушно-космического нападения. В концепции охраны воздушного пространства СНГ изложены основные направления построения и поддержания объединенной системы противовоздушной обороны в состоянии, обеспечивающем решение каждым из государств задач по созданию объединенной системы противовоздушной обороны, а также по ее взаимодействию с системами противовоздушной обороны и управлению воздушным движением сопредельных государств. Концепция включает в себя основные принципы противовоздушной обороны, в том числе военно-технические и основные направления подготовки войск и сил государств - участников объединенной системы противовоздушной обороны. Страны СНГ осуществляют сотрудничество в области воздушного права. Россия имеет значительный объем двусторонних соглашений о воздушном сообщении с государствами СНГ и другими странами.

Список литературы

1. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997)

2. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ.1995. № 29. Ст. 2757.

4. Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год)

5. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

6. Международное воздушное право / Под ред. А.П. Мовчана. М., 1980.

7. Серегин В.П. Международное воздушное право. М., 1978.

8. Тарханов И.Е., Михалев В.Н. Международное воздушное право. Л., 1978.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и цели Международной организации гражданской авиации. Разработка принципов и техники международного воздушного сообщения. Структура и основное направление деятельности организации. Республика Узбекистан и ИКАО. Главные задачи Госкомиссии.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Деятельность Интерпола по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Взаимодействие и обмен информацией Интерпола с Международной организации гражданской авиации. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности Интерполом.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Специальные принципы международного воздушного права. Характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений. Вклад Международной организации гражданской авиации в развитие международного воздушного права.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Отношения, методы, способы и принципы, возникающие по поводу реализации концепций глобальной безопасности между Россией и другими странами в рамках системы международной безопасности. Евроатлантическое пространство безопасности: отношения США и НАТО.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2016

    Анализ международных договоров, регулирующих деятельность Международной морской организации. Основные функции, задачи и структура ИМО. Правовая оценка ее достижений, результатов и основных направлений деятельности в целях безопасности судоходства.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Понятие и свойства права международной безопасности, его нормативно-законодательное обоснование, значение для плодотворного международного сотрудничества на современном этапе. Характеристика и анализ основных источников международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2010

    Роль влияния международной среды на организации в Республике Беларусь. Подходы к изучению международной среды. Оценка влияния факторов международной среды на экономическую динамику организации БелМАПО. Развитие медицинских организаций образования.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2014

    Цели создания международной организации ООН. Основные органы и устав ООН. Сотрудничество ООН со специализированными учреждениями. Важнейшие задачи ООН: миротворческая деятельность, соблюдение прав человека, поддержание мира и международной безопасности.

    презентация , добавлен 13.04.2012

    Идея глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и сохранения мира. СССР, США и Великобритания - инициаторы создания международной организации по поддержанию мира и безопасности. Этапы создания Организации Объединенных Наций.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Принцип неделимости международной безопасности. Универсальная система обеспечения международной безопасности в рамках Организации Объединенных Наций. Особенности международного сотрудничества. Международные договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений.



Просмотров