Решу егэ впр физика. ВПР по физике: разбираем задания с учителем

ВПР. Физика. 11 класс

Всероссийская проверочная работа по ФИЗИКЕ

ОПИСАНИЕ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ПО ФИЗИКЕ

11 класс

подготовлено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по физике определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

На основании ФК ГОС по физике базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).

Структура проверочной работы отражает необходимость проверки всех основных требований к уровню подготовки выпускников по курсу физики базового уровня. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. Отбор содержания курса физики для ВПР осуществляется с учетом общекультурной и мировоззренческой значимости элементов содержания и их роли в общеобразовательной подготовке выпускников.

В начале работы предлагается 10 заданий, которые проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики. Эта группа заданий проверяет умения различать изученный понятийный аппарат и применять величины и законы для описания и объяснения явлений и процессов. Здесь 3 задания построены на содержании механики; 2 задания – на содержании молекулярной физики; 3 задания – на содержании электродинамики и 1 задание – на материале квантовой физики.

Следующая группа из двух заданий проверяет сформированность методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учетом заданной погрешности измерений. Во втором задании предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трех заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознавать изученные явления и процессы в окружающем мире. Первое задание имеет комплексный характер и предлагает учащимся либо определить физическое явление, которое проявляется в различных процессах из окружающей жизни, либо определить физическое явление, лежащее в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта). Далее идут два контекстных задания. Здесь предлагается описание какого-либо устройства (как правило, это устройства, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни). На основании имеющихся сведений учащимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трех заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе подобраны, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение

и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющегося запаса знаний.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант ВПР содержит 18 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В работу включено 13 заданий, ответы к которым представлены в виде последовательности цифр, символов, букв, слова или нескольких слов. В работе содержится 5 заданий с развернутым ответом, которые различаются объемом полного верного ответа – от нескольких слов (например, при заполнении таблицы) до трех-четырех предложений (например, при описании плана проведения опыта).

При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

Раздел курса физики

Количество заданий

Механика

Молекулярная физика

Электродинамика

Квантовая физика

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по

исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 26

Повышенный

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.

Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом.

Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

6. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

7. Условия выполнения работы

Ответы на задания всероссийской проверочной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описаны правила записи ответов к заданиям.

8. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении ВПР по физике используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

9. Обобщенный план варианта ВПР по ФИЗИКЕ

Коды ЭС (элементов содержания) представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ФИЗИКЕ (см. Приложение).

Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Проверяемые умения/элементы содержания

Коды требований

Уровень сложности задания

Максимальный

балл за выполнение задания

Задания 1–9. Понимание смысла понятий, величин, законов. Объяснение явлений

Группировка понятий (физические явления, физические величины, единицы измерения величин, измерительные приборы)

Интерпретация данных, представленных в виде графика / Кинематика

Понимание смысла законов и

принципов / Динамика

Определение изменения величин в физических процессах / Законы сохранения в механике

Описание процессов при помощи физических величин / Молекулярная физика

Распознавание характеристик изученных объектов и процессов / Молекулярная физика

Применение законов и формул для объяснения явлений / Электростатика

Применение формулы для расчета физической величины / Постоянный ток, магнитное поле

Распознавание характеристик изученных объектов и процессов / Электромагнитная индукция, электромагнитные волны

Использование моделей при решении задач / Квантовая физика

Задания 11 и 12. Методы научного познания: наблюдения и опыты

Определение показания приборов/ Мензурка, динамометр, барометр, амперметр, вольтметр

Планирование исследования по заданной гипотезе

Задания 13–15. Устройство и принцип действия технических объектов, физические явления в окружающей жизни

Распознавание примеров использования физических явлений и процессов в технике и проявления их в окружающей жизни

Определение физических явлений и процессов, лежащих в основе принципа действия технического устройства (прибора)

Объяснение характера использования технического устройства (прибора), в том числе и правил его безопасного использования

Задания 16–18. Работа с текстом физического содержания

Выделение информации, представленной в явном виде, сопоставление информации из разных частей текста, в таблицах или графиках

Выводы и интерпретация информации

Применение информации из текста и имеющихся знаний

Всего заданий – 18 ; из них по уровню сложности: Б – 14 ; П – 4 .

Максимальный балл за работу – 26 баллов .

Общее время выполнения работы – 90 мин .

В Приложении приведен кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по физике.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кодификатор

Элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ФИЗИКЕ

Кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организацийсоставлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями всероссийской проверочной работе по физике

руемого эле-

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научные методы познания окружающего мира

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы

МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Равномерное прямолинейное движение

Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение

Законы динамики: первый закон Ньютона, принцип суперпозиции сил, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона

Всемирное тяготение, закон всемирного тяготения

Законы сохранения в механике: закон изменения и сохранения импульса

Законы сохранения в механике: кинетическая энергия, потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести, закон изменения и сохранения механической энергии

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества

Давление газа

Уравнение состояния идеального газа

Строение и свойства жидкостей и твердых тел

Первый закон термодинамики

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

Электрическое поле

Электрический ток

Магнитное поле тока

Явление электромагнитной индукции

Электромагнитные волны. Волновые свойства света

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

Фотоэффект. Фотон

Квантовые постулаты Бора

Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра

Ядерные реакции. Ядерная энергетика

Солнечная система

Звезды и источники их энергии

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется заданиями всероссийской проверочной работы по физике

Код требования

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать:

смысл физических понятий

смысл физических величин

смысл физических законов

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел

объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных

проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

ФИЗИКА

11 КЛАСС

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ФИЗИКА

11 КЛАСС

ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с 2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10 –11 Н·м 2 /кг 2

универсальная газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

скорость света в вакууме

с = 3·10 8 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = 9·10 9 Н·м 2 /Кл 2

модуль заряда электрона

(элементарный электрический заряд)

e = 1,6·10 –19 Кл

постоянная Планка

h = 6,6·10 –34 Дж·с

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики. объем, диффузия, сила тока, магнитная индукция, кипение, преломление света

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

    Первые 10 мин. автомобиль движется равномерно, а следующие 10 мин. стоит на месте.

    Первые 10 мин. автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 мин. – равномерно.

    Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.

    Через 30 мин. автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.

    Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с 2 .

Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент удалось сдвинуть с места.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается увеличивается не изменяется Слова в ответе могут повторяться.

С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки

_____________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ____________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ______________________.

Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 С, 80 С, 60 С, 40 С. Какой из брусков имеет температуру 60 С?

Ответ: брусок ______________

В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.

    Воздух в пакете расширяется.

    Воздух в пакете сжимается.

    Температура воздуха понижается.

    Температура воздуха повышается.

    Давление воздуха в пакете остается неизменным. 6) Давление воздуха в пакете повышается.

Ответ: _____________

На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?

А Б

Показания электрометра А: _____

Показания электрометра Б: _____

В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Ответ: _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

    рентгеновское излучение

    инфракрасное излучение

    видимое излучение

Ответ: ____ → ____ → _____

На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия

2 He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа

232,038 Торий

Протактиний

Нептуний

Плутоний

Америций

Ответ: _____________________

С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.


Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Ответ: ____________________________________

Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:

    секундомер электронный;

    набор из трёх пружин разной жесткости;

    набор из пяти грузов по 100 г;  штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

    Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

    Опишите порядок действий при проведении исследования.

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.


Б) При чистке одежды волосяной щеткой к ней прилипают ворсинки.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

    электризация тела при трении

    электризация тела через влияние

    намагничивание вещества в магнитном поле

    взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 23

Образец ВПР 2018 по физике 11 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2018 года по физике 11 класс, содержит 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

электроёмкость, паскаль, литр, энергия, генри, плотность

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий Понятия

2. Выберите два верных утверждения о физических величинах или понятиях. Запишите в ответ их номера.

1. Упругими называются деформации, которые исчезают после того, как действие внешних сил прекращается.
2. При равноускоренном движении тело за каждый час проходит одинаковые расстояния.
3. Кинетическая энергия тела зависит от высоты, на которой находится тело над поверхностью Земли.
4. Силой Ампера называют силу, с которой электрическое поле действует на заряженные частицы.
5. Фотоны не обладают массой покоя и движутся в вакууме со скоростью, равной скорости света в вакууме.

3. При вытекании воздуха из надутого воздушного шарика он приходит в движение (см. рисунок).

Как называется такой вид движения в физике?

4. Прочитайте текст и вставьте на место пропусков словосочетания из приведённого списка.

На рисунке изображён момент демонстрационного эксперимента по проверке правила Ленца, когда все предметы неподвижны. Южный полюс магнита находится внутри сплошного металлического кольца, но не касается его. Коромысло с металлическими кольцами может свободно вращаться вокруг вертикальной опоры. Если начать выдвигать магнит из сплошного кольца, то кольцо будет _______________________________. Если магнит начать ______________________с разрезом, то кольцо будет ___________________________.

Список словосочетаний

оставаться неподвижным
перемещаться вслед за магнитом
отталкиваться от магнита
совершать колебания
выдвигать из кольца
вдвигать в кольцо

5. Под колокол воздушного насоса поместили слегка надутый и завязанный шарик. По мере выкачивания воздуха из-под колокола шарик раздувается (см. рисунок). Как изменяются при этом объём воздуха в шарике, его давление и плотность?

Для каждой величины определите характер изменения и поставьте в таблице знак «٧» в нужной клетке таблицы.

6. Связанная система элементарных частиц содержит 9 электронов, 10 нейтронов и 8 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите, ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта связанная система.

7. На рисунках А, Б, В приведены спектры излучения атомарных паров стронция, неизвестного образца и кальция. Содержится ли в образце стронций и кальций? Ответ поясните.

8. Воду, первоначальная температура которой равна 25 °С, нагревают на плитке неизменной мощности. Для нагревания воды до температуры кипения потребовалась энергия, равная 100 кДж. Далее на кипение воды было затрачено 40 кДж. Изобразите описанные процессы на графике зависимости температуры воды от полученной энергии.

9. Летом Андрей живёт в дачном доме, в котором электропроводка выполнена медными проводами сечением 1,5 мм2. Линия для розеток оснащена автоматическим выключателем с установкой срабатывания 16А (цепь размыкается при превышении данного значения тока). Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в доме, и потребляемая ими мощность.

В доме работает электрический обогреватель. Какой(-ие) из указанных приборов можно включить в сеть дополнительно к обогревателю? Запишите решение и ответ.

10. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в гПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы барометра.

Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

11. Космонавты исследовали зависимость силы тяжести от массы тела на посещённой ими планете. Погрешность измерения силы тяжести равна 2,5 Н, а массы тела – 50 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на рисунке.

Каково приблизительно ускорение свободного падения на этой планете?

12. В катушку индуктивности вносят магнит. При этом в её обмотке возникает индукционный ток. Вам необходимо исследовать, зависит ли направление индукционного тока, возникающего в катушке, от направления вектора
магнитной индукции магнита. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

— катушка индуктивности;
— амперметр (на шкале которого «0» посередине);
— магнит;
— соединительные провода.

В ответе:
1. Опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Технические устройства

А. двигатель постоянного тока
Б. лампа накаливания

Физические явления

1) взаимодействие постоянных магнитов
2) действие магнитного поля на проводник с током
3) тепловое действие тока
4) химическое действие тока

Прочитайте фрагмент инструкции к стиральной машине и выполните задания 14 и 15.

Прежде чем включать машину в розетку, подсоедините провод заземления к водопроводной трубе, если она сделана из металла. Если вода подаётся по трубам из синтетического материала, такого как винил, заземление не может быть произведено к водопроводной трубе. Необходимо использовать другой способ заземления.

Внимание: Не подсоединяйте провод заземления к газовой трубе, громоотводу, телефонным линиям и т.п.

Для максимальной безопасности подсоедините провод заземления к медной пластине или штырю заземления и закопайте пластину или штырь в землю на глубину не менее 20 см.

14. В инструкции требуется при установке стиральной машины подсоединить провод заземления. Для чего делают заземление?

15. Почему в инструкции запрещается делать заземление через водопроводную трубу из синтетического материала, такого как винил?

Прочитайте текст и выполните задания 16–18.

Рентгеновские лучи

Рентгеновское излучение − это электромагнитные волны, энергия фотонов которых лежит на шкале электромагнитных волн между ультрафиолетовым излучением и гамма-излучением.
Рентгеновские лучи возникают всегда, когда движущиеся с высокой скоростью электроны тормозятся материалом анода (например, в газоразрядной трубке низкого давления). Часть энергии, не рассеивающаяся в форме тепла, превращается в энергию электромагнитных волн (рентгеновские лучи).
Есть два типа рентгеновского излучения: тормозное и характеристическое. Тормозное рентгеновское излучение не является монохроматическим, оно характеризуется разнообразием длин волн, которое может быть представлено сплошным
(непрерывным) спектром.
Характеристическое рентгеновское излучение имеет не сплошной, а линейчатый спектр. Этот тип излучения возникает, когда быстрый электрон, достигая анода, выбивает электроны из внутренних электронных оболочек атомов анода. Пустые места в оболочках занимаются другими электронами атома. При этом испускается рентгеновское излучение с характерным для материала анода спектром энергий.
Монохроматическое рентгеновское излучение, длины волн которого сопоставимы с размерами атомов, широко используется для исследования структуры веществ. В основе данного метода лежит явление дифракции рентгеновских лучей на трёхмерной кристаллической решётке. Дифракция рентгеновских лучей на монокристаллах была открыта в 1912 г. М. Лауэ. Направив узкий пучок рентгеновских лучей на неподвижный кристалл, он наблюдал на помещённой за кристаллом пластинке дифракционную картину, которая состояла из большого количества расположенных в определённом порядке пятен.
Дифракционная картина, получаемая от поликристаллического материала (например, металлов), представляет собой набор чётко обозначенных колец. От аморфных материалов (или жидкостей) получают дифракционную картину с размытыми кольцами.

16. Какой из типов рентгеновского излучения имеет линейчатый спектр?

17. На рисунках представлены дифракционные картины, полученные на монокристалле, металлической фольге и воде. Какая из картин соответствует дифракции на монокристалле?

18. Можно ли исследовать атомную структуру монокристалла, используя инфракрасные лучи? Ответ поясните.

Ответы на Образец ВПР 2018 по физике 11 класс
1.
Название группы понятий
Физические величины
Единицы физических величин
Понятия
Плотность, энергия, электроёмкость
Генри, паскаль, литр
2. 15
3. реактивное движение (или реактивное)
4. перемещаться вслед за магнитом вдвигать в кольцо / выдвигать из кольца оставаться неподвижным
5.
Объём воздуха в шарике увеличивается.
Давление воздуха в шарике уменьшается.
Плотность воздуха в шарике уменьшается.
6. ион кислорода
7. В спектре образца присутствуют спектральные линии атомарного стронция, но отсутствуют спектральные линии кальция. Следовательно, в неизвестном образце содержится стронций, но не содержится кальций.
8.


9. Максимальная мощность, на которую рассчитана проводка, P = IU = 16 220 = 3520 Вт.
Суммарная мощность всех включённых в сеть электроприборов не должна превышать 3,5 кВт. Электрический обогреватель имеет мощность 2000 Вт. Значит одновременно с ним можно включить в сеть либо только утюг, либо только телевизор, либо только СВЧ-печь. Либо можно одновременно включить телевизор и СВЧ-печь (их суммарная потребляемая мощность 1300 Вт)
10. (744 ± 1) мм рт. ст.
11. любое значение в интервале от 7,3 до 8,8 м/с 2
12.
1) Используется установка, изображённая на рисунке. Катушка подсоединяется к амперметру. Магнит вносят в катушку и наблюдают появление индукционного тока.
2) Направление вектора магнитной индукции магнита изменяют, внося магнит в катушку сначала северным, а затем южным полюсом. При этом скорость движения магнита в двух опытах примерно одинакова.
3) О направлении индукционного тока судят по направлению отклонения стрелки амперметра.
13. 23
14. При неполадках в электросети машины ее корпус может оказаться под напряжением.
Если корпус машины заземлен, то при прикосновении к нему через тело человека не будет течь ток, поскольку его сопротивление много больше сопротивления провода заземления.
15. Труба из пластика (винила) не проводит электрический ток, а значит, не может использоваться для заземления.
16. характеристическое рентгеновское излучение
17. 2
18.
1) Нельзя.
2) Длины волн инфракрасного излучения много больше размеров атомов, поэтому ИК лучи будут огибать атомы («не замечая» их)

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Физика 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с 2
гравитационная постоянная G = 6,7·10 –11 Н·м 2/ кг 2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·10 8 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·10 9 Н·м 2 /Кл 2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10 –19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10 –34 Дж·с

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.

объем, диффузия, сила тока, магнитная индукция, кипение, преломление света

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу
название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Первые 10 с автомобиль движется равномерно, а следующие 10 с стоит на месте.
2) Первые 10 с автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 с – равномерно.
3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.
4) Через 30 с автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с2.

25 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)

3. Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы,
которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент удалось
сдвинуть с места.

Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила реакции опоры, сила тяги и сила трения. (Сила Архимеда, действующая со стороны воздуха, не учитывается).

При этом:

  • модули векторов силы тяжести и силы реакции опоры примерно
    одинаковы по величине;
  • модуль сила тяги больше модуля силы трения.

Указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги)

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

уменьшается
увеличивается
не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки _____________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ____________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ______________________.

Вставлены слова в следующей последовательности:
увеличивается
уменьшается
не изменяется

5. Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Какой из брусков имеет температуру 60 °С?

Ответ: брусок

6. В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.

1) Воздух в пакете расширяется.
2) Воздух в пакете сжимается.
3) Температура воздуха понижается.
4) Температура воздуха повышается.
5) Давление воздуха в пакете остается неизменным.
6) Давление воздуха в пакете повышается.

145 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)

7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?

Ответ:
Показания электрометра А: _____
Показания электрометра Б: _____

Показания электрометра А: 0,5
Показания электрометра В: 0,5

8. В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Используется формула для расчёта мощности электрического тока:

9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их
частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) рентгеновское излучение
2) инфракрасное излучение
3) видимое излучение

Ответ: ____ → ____ → _____

10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа урана.

Ответ: _____________________

11. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.

Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Ответ: ____________________________________

Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения

А) (764 ± 1) мм рт. ст.
Б) от 763 до 765
В) 763 < p < 765

12. Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:

− секундомер электронный;
− набор из трёх пружин разной жесткости;
− набор из пяти грузов по 100 г;
− штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

1. Используется установка, изображённая на рисунке: одна из пружин, несколько грузов и секундомер.
2. К пружине подвешивается один груз и измеряется время 10 колебаний. Полученное время делится на количество колебаний, и получается период.
3. К пружине подвешиваются два груза, и измерения периода повторяются. Можно провести аналогичные измерения, добавляя ещё грузы.
4. Полученные значения периодов сравниваются

13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры
иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца
подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Индукционные плиты

Под стеклокерамической поверхностью индукционной плиты находится катушка индуктивности. По ней протекает переменный электрический ток, создающий переменное магнитное поле. В дне посуды наводятся вихревые или индукционные токи, которые нагревают дно, а от него и помещённые в посуду продукты. Частота переменного тока в катушке индуктивности составляет 20–60 кГц, и чем она выше, тем сильнее вихревые токи в дне посуды.

В отличие от обычной газовой плиты, здесь нет никакой теплопередачи снизу вверх, от конфорки через стеклокерамическую поверхность к посуде, а значит, нет и тепловых потерь. С точки зрения эффективности использования потребляемой электроэнергии индукционная плита выгодно отличается от всех других типов кухонных плит: нагрев происходит быстрее, чем на газовой или обычной электрической плите.

Устройство индукционной плиты:
1 – посуда с дном из ферромагнитного материала;
2 – стеклокерамическая поверхность;
3 – слой изоляции;
4 – катушка индуктивности

Индукционные плиты требуют применения металлической посуды, обладающей
ферромагнитными свойствами (к посуде должен притягиваться магнит). Причём чем толще
дно, тем быстрее происходит нагрев.

14. Какое физическое явление лежит в основе действия индукционной плиты?

Явление электромагнитной индукции
(или электромагнитная индукция)

15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Действие индукционной плиты основано на действии магнитного поля на проводник с током.
2) Нагревание продуктов в посуде на индукционной плите связано с тепловым действием электрического тока.
3) Индукционный ток, нагревающий посуду, зависит от частоты переменного тока в катушке индуктивности.
4) Дно посуды для индукционных плит может быть выполнено из стекла.
5) КПД нагрева у обычной электрической плиты выше, чем у индукционной.

23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)

Прочитайте текст и выполните задания 16–18.

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

Таблица.
Сравнительная таблица некоторых параметров планет

*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов – малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки – метеориты с грохотом падают на Землю.

16. Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере удаления планеты от Солнца?

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

ВПР по физике 11 класс варианты с ответами 2018 г.

Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы.

Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.

Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.

Выполняя задания ВПР, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.

Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия; находить определения физических величин или понятий; узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные свойства в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах; работать с физическими моделями; использовать физические законы для объяснения явлений и процессов; строить графики зависимости физических величин, характеризующие процесс по его описанию, и применять законы и формулы для расчёта величин.

В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание выпускниками основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики.

Следующая группа из трёх заданий проверяет сформированность у выпускников методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учётом заданной погрешности измерений. Второе задание проверяет умение анализировать данные опытов, представленные в виде графиков или таблиц. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трёх заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов. Первое задание предлагает выпускникам определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта).

Далее следуют два контекстных задания. В них предлагается описание какого-либо устройства или фрагмент из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений выпускникам необходимо выделить явление (процесс), лежащее(-ий) в основе работы устройства, и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трёх заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющихся знаний.

ВПР по физике для одиннадцатиклассников включает в себя 18 заданий, из которых к базовому уровню сложности относятся 14 номеров, а к повышенному – 4. Работа отражает все аспекты, изучаемые в школьном курсе физики: молекулярную и квантовую физику, механику и электродинамику.

Система оценок

На написание ВПР по физике отводится 90 минут, то есть 2 урока. Учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за работу – 26, перевод баллов в оценки осуществляется на усмотрение руководства образовательной организации.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание заключается в группировке физических терминов. В условии дается список из шести понятий – например:

  • динамометр, транспортир, фокусное расстояние линзы, сила тока, манометр, ускорение
  • фарад, полет самолета, ньютон, ампер, таяние льда, электромагнитная волна

Нужно разделить их на две группы, дать им название и записать понятия в ту группу, к которой они относятся, в таблицу вида:

Название группы Перечень понятий

Название группы не должно быть слишком сложным. Чаще всего это «физические величины» либо «физические явления», или же просто указание на раздел физики в виде «понятия, относящиеся к кинематике».

Если все графы таблицы заполнены правильно – ученик получает 2 балла. 1 балл ставится в следующих случаях:

  • понятия распределены верно, но одна из групп названа неправильно
  • группы названы верно, но при распределении понятий допущено 1-2 ошибки

В остальных случаях ученик не получает баллы за первое задание.

Задание 2

Задание под номером 2 связано с различными графиками движения, отображающими, например, зависимость скорости или ускорения от времени. Пример графика:

  1. Автомобиль движется равномерно с 30 по 40 секунду
  2. С 30 по 40 секунды автомобиль покоится
  3. В течение 50 секунд наблюдения скорость движения автомобиля все время увеличивается
  4. За 50 секунд направление движения автомобиля изменялось
  5. На этапе разгона автомобиль движется с ускорением 3м/с2

Нужно выбрать два утверждения, соответствующих графику. Если оба выбранных утверждения верны – ставится 2 балла, если верно лишь одно – 1 балл, если ни одного – 0.

Задание 3

В третьем задании приводится рисунок, иллюстрирующий какой-либо физический процесс. Нужно дополнить его, изобразив действующие на определенный предмет силы и возможное направление его ускорения. Рисунок может быть таким:

Если верно изображено все, что требуется в условии – ученик получает 2 балла. Если же соотношение величин сил нарисовано не так, как нужно, либо допущена одна другая ошибка – 1 балл. В остальных случаях ученик не получает баллы за третье задание.

Задание 4

В данном задании приводится небольшой текст (3-4 предложения), в котором допущено три пропуска слов. Поскольку это задание направлено на проверку знаний выпускников в области законов сохранения в механике, чаще всего пропущены либо слова «сохраняется, уменьшается, увеличивается», либо названий энергий. В тексте не обязательно используются все данные слова, поскольку они могут повторяться. Текст может быть следующим:

При выстреле из ружья пуля и ружье начинают движение в противоположные стороны с различными скоростями. При этом модель импульса пули ___________. Модуль импульса ружья при выстреле ____________. Суммарный импульс системы ружье-пуля ____________ и равен 0.

Если все пропуски заполнены верно, ответ оценивается в 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки – в 0 баллов.

Задание 5

Пятое задание ВПР по физике – небольшая задача, которая иногда бывает проиллюстрирована рисунком или графиком. Она относится к разделу молекулярной физики.

Чаще всего требуется либо найти изменение внутренней энергии, либо определить температуру, либо – количество теплоты. Приводим примеры задач:

  1. Идеальный газ получает от внешнего источника 500 Дж и совершает работу 200 Дж. На какую величину изменяется внутренняя энергия газа?
  2. 4 металлических бруска, нагретых до разной температуры, соединили друг с другом согласно рисунку. Стрелки указывают на направление теплопередачи от бруска к бруску. В некоторый момент времени температура брусков составляла 140, 95, 93 и 90 градусов Цельсия. Какой брусок имеет температуру 93 градуса Цельсия?

За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 6

Этот номер также построен на знании молекулярной физики. Объясняется какая-либо ситуация, часто проиллюстрированная, после чего приводится 6 утверждений, из которых нужно выбрать верные. Количество верных утверждений не указывается, что несколько усложняет задачу. Приводим пример задания:

Паук-серебрянка хватает на поверхности пруда пузырек воздуха и утаскивает его на глубину для постройки дома. Температура воды во всем пруду одинаковая. Выбери те утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пузырьке:

  1. Объем воздуха в пузырьке уменьшается
  2. Объем воздуха в пузырьке увеличивается
  3. Масса воздуха в пузырьке остается неизменной
  4. Масса воздуха в пузырьке снижается
  5. Давление воздуха в пузырьке повышается
  6. Давление воздуха в пузырьке понижается

Если в ответе приведены все верные цифры, ставится 1 балл. Если же хоть одна цифра написана неверно (или наряду с верными вариантами присутствует и неверный) – 0 баллов.

Задание 7

Седьмое задание относится к другому разделу предмета – электростатике. Оно представляет собой небольшую задачу, к которой дается рисунок. Чаще всего задача про показания электрометров или про заряды каких-либо тел, например, кубиков, например:

Стеклянные кубики 1 и 2 сложили вместе, после чего поднесли к кубику 2 положительно заряженное тело. Затем, не удаляя это тело, кубики разъединили. Какие заряды будут у каждого кубика?

Правильный ответ на задание приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 8

В данном номере нужно решать задачу с использованием формул для расчета физических величин – например, ЭДС, сопротивления, силы тока, скорости электрона. Примеры задач:

  1. Утюг работает от напряжения 220В. За 5 минут работы его нагреватель выдал количество теплоты 30 кДж. Вычислите электрическое сопротивление нагревателя.
  2. Сколько времени нужно нагревателю с сопротивлением 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течет электрический ток с силой 10А?

Если в ответе правильно записана нужная формула и получен верный ответ, в котором указаны единицы измерения, он оценивается 2 баллами. Если же формула записана правильно, но в расчетах есть ошибка – 1 баллом; во всех иных ситуациях – 0 баллами.

Задание 9

Девятый номер ВПР по физике направлен на проверку знаний учащихся по такой теме, как электромагнитные волны и индукция. Задания не очень трудные – чаще всего требуется расположить виды волн в порядке возрастания или убывания их частоты либо длины их волны.

Верный ответ приносит ученику 1 балл.

Задание 10

Это задание относится к квантовой физике. В условии дается рисунок – чаще всего это схема энергетических уровней атома либо фрагмент периодической таблицы Менделеева. Нужно ответить на вопрос по этому рисунку – к примеру, если рисунок вот такой

потребуется указать, в каком из переходов будет поглощен квант с наименьшей частотой. Если приводится фрагмент таблицы, обычно просят определить, какой элемент образуется после распада какого-либо изотопа.

Если это сделано правильно – ставится 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание начинает блок, относящийся к методам научного познания в физике. В нем нужно определять показания различных приборов – мензурки, барометра, амперметра, вольтметра или динамометра. Приводится какая-либо ситуация, отображенная на схеме; так же дается размер погрешности измерения. Примеры:

Необходимо записать показания изображенного прибора, учитывая погрешность. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 12

Это задание относится к тому же блоку, что и предыдущее, однако, в отличие от него, относится к повышенному уровню сложности. Его суть состоит в планировании исследования по данной гипотезе. В условии дается гипотеза и имеющееся оборудование. Нужно описать алгоритм действий во время исследования, а также – нарисовать экспериментальную установку. Приводим пример:

Вам нужно исследовать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины. Имеется такое оборудование:

  • источник постоянного тока;
  • вольтметр;
  • амперметр;
  • источник питания;
  • соединительные провода;
  • ключ;
  • реостат.

Если экспериментальная установка описывается правильно, и порядок проведения опыта также расписан верно – ставится 2 балла, если в описании хода проведения опыта присутствует ошибка – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 13

Этим заданием начинается блок из трех номеров, связанный с устройством и действием технических объектов, а также – физическими явлениями в жизни. В нем необходимо установить соответствие между примерами из жизни и физическими явлениями. Приводится 2 примера – скажем, нагревание насоса при накачивании велосипедной шины и притяжение двух параллельных проводов с сонаправленными электрическими токами. Явлений дается 4, из-за чего угадать ответ очень сложно. Если явления к обоим примерам подобраны верно, ответ оценивается в 2 балла, если только к одному – 1 баллом, и если ответ неверен, за него ставится 0 баллов.

После этого в работе приводится текст (размер – около страницы) о каком-либо физическом приборе – к примеру, двигателе внутреннего сгорания. Описывается история создания прибора, принцип его работы и основные характеристики. С ним связаны два следующих задания.

Задание 14

В четырнадцатом задании необходимо ответить на один вопрос, связанный с содержанием текста и принципом работы описываемого прибора – например, «какое преобразование энергии происходит в двигателе внутреннего сгорания » или «какое физическое явление лежит в основе действия вингсъюта ». Прямого ответа на вопрос в тексте не дается. Если ответ верен, ученик получает 1 балл.

Задание 15

В пятнадцатом номере нужно выбрать из пяти приведенных утверждений, относящихся к теме текста, два верных. Если оба элемента выбраны правильно, ответ оценивается 2 баллами, если только один – 1 баллом, если ни одного – 0 баллами.

Далее в тексте работы приводится еще один текст, с которым будут связаны три последних задания. Размер текста примерно такой же – около страницы. Темы текста могут быть самыми разными – например, «аномальное расширение воды», «радиоактивные изотопы в медицине» или «гидросфера Земли ». Текст сопровождается иллюстративным материалом – таблицей или графиком.

Задание 16

В данном задании ученику предстоит выделять информацию, которая в явном виде представлена в тексте или в иллюстративном материале, поэтому оно является одним из самых легких во всей работе. Например, если в тексте идет речь о тропосфере и указывается средняя плотность воздуха в ней, в 16 задании могут задать вопрос «какова примерная плотность воздуха в тропосфере », то есть нужно будет просто переписать величину из текста. Или, если приводится вот такая схема –

Могут спросить, какие три газа являются самыми распространенными в атмосфере. Правильный ответ приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Это задание несколько сложнее предыдущего, но оно также относится к базовому уровню сложности. В нем нужно делать выводы на основе текста и интерпретировать полученную информацию. Для приведенной таблицы вопрос этого задания будет звучать так: Масса какого газа – азота или кислорода – больше в атмосфере Земли? Во сколько раз? Округлите ответ до десятых долей. Правильный ответ также оценивается одним баллом.

Задание 18

Последнее задание работы относится к повышенному уровню сложности. Для его успешного выполнения нужно применять не только данную в тексте информацию, но и собственные знания по предмету. В нем задается какой-либо не очень простой вопрос по теме текста, иногда даже нужно выдвигать какие-либо собственные предложения – например, «как можно защитить Землю в том случае, если к ней приближаются астероиды». Другие примеры вопросов:

  1. Промерзает ли до дна вода в водоемах средней полосы России?
  2. Нужно ли ставить фильтры, улавливающие частицы сажи во время сгорания топлива, на тепловых электростанциях?
  3. Бывают ли на побережье океанов резкие температурные скачки?

Если ученик дает верный ответ на вопрос и приводит полную аргументацию, в которой нет ошибок – он получает 2 балла. 1 балл ставится, если ответ верен, но приведенной аргументации недостаточно, либо наоборот – рассуждения в аргументациях правильные, а вот ответ не сформулирован так, как нужно. В иных случаях баллы за это задание не начисляются.



Просмотров