Решение госдумы водительского удостоверения иностранных граждан. Водители-гастарбайтеры: кто теперь будет за рулем маршруток и такси

В России уже давно разработан законопроект, запрещающий осуществление коммерческой деятельности гражданами с иностранными правами. Его вступление в силу откладывалось трижды. И вот в сети появились сообщения о том, что иностранные права продлили на 2018 год. Но так ли это на самом деле и чего ожидать водителям и перевозчикам, разберемся далее.

Правительство Российской Федерации давно планирует запретить иностранные права. Запрет относится только к тем водителям, которые управляют транспортными средствами с коммерческой целью (получения прибыли) на территории страны, то есть осуществляют грузовые или пассажирские перевозки. Впервые это решение было принято в 2013 году, тогда и был разработан федеральный закон №92-ФЗ, согласно которому иностранные водители с удостоверением, полученным на родине, не смогут перевозить пассажиров и грузы. Закон вступил в силу 1 июня 2017 года, а встречающиеся в сети сообщения о том, что иностранные права продлили на 2018 год, ошибочные, хотя этот вопрос поднимался парламентариями.

Под действие закона попали:

  1. Водители, работающие на маршрутках.
  2. Водители автобусов и другого общественного транспорта.
  3. Таксисты.
  4. Водители микроавтобусов и грузового транспорта, осуществляющего перевозку грузов.

Закон распространяется на всех иностранных водителей вне зависимости от их родины. Одинаково пострадают шоферы из Молдовы, Украины, Таджикистана, Узбекистана и других государств. Для продолжения деятельности необходимо получить водительские права российского образца, а для этого требуется сдать экзамены.

По-прежнему передвигаться по российским дорогам иностранцы могут с правами, полученными в родной стране, в личных целях или при транзитном пересечении государства.

Замена водительских прав перенесена до 2018 года?

Решение запрета на иностранные водительские удостоверения было принято из-за большого количества ДТП на дорогах, виновниками в которых выступают мигранты. Часто приезжие из других стран граждане не знают правил дорожного движения в России или не соблюдают их с целью заработать больше денег. В результате страдают обычные люди. Как показывает статистика, количество ДТП по вине мигрантов еще больше увеличилось.

Вступление закона в силу переносилось трижды по разным причинам. В этом году вопрос о переносе замены иностранных прав до 2018 года также поднимался и даже был принят на первом чтении в мае, но после он не выносился на чтения, а поэтому не набрал законной силы. Многие граждане по-прежнему ошибочно полагают, что поменять иностранцам ВУ можно до 30 мая 2018 года.

Инициировали перенос закона перевозчики. Они заявляли о том, что сейчас нет соответствующей техническо-материальной базы для соблюдения закона. Но как показывает практика, никто из иностранных граждан не спешит получать российские водительские удостоверения, хотя и принятие закона уже откладывалось. За последний год желающих отыскалось всего 3%. Доля мигрантов водителей на дорогах превышает больше 50% от всех шоферов.

Как получить российские права?

Новости о продлении иностранных прав до 2018 года сообщают, что законопроект набрал силы, а поэтому водителям-мигрантам и перевозчикам следует позаботиться о получении российских удостоверений. Чтобы стать обладателем прав в РФ, необходимо пройти трехмесячное обучение и сдать экзамены. Обучение и получение прав во многих странах СНГ происходит по одному стандарту, принятому еще с советских времен. В связи с этим было решено, что при замене иностранных прав на российское удостоверение не нужно проходить повторное обучение. К тому же многие шоферы имеют приличный стаж, и повторное обучение им не к чему.

В обязательном порядке водителю необходимо сдать три экзамена:

  1. Экзамен на знание теоритической части.
  2. Экзамен езды на площадке.
  3. Экзамен езды по городу.

Для сдачи экзамена и получения водительского удостоверения требуется предъявить такие документы:

  1. Медицинскую справку о состоянии здоровья.
  2. Паспорт.
  3. Водительские права, полученные в родной стране.

Также следует написать заявление по определенному образцу и заплатить госпошлину в размере 2000 рублей. Заявление подать можно непосредственно в отделение ГИБДД или на сайте «Госуслуги». В таком случае размер госпошлины уменьшается до 1600 рублей.

Наказание за нарушение закона

Поскольку переноса обмена иностранных водительских прав до 2018 года не произошло, водителям-мигрантам следует позаботиться о получении удостоверений российского образца, иначе наказания не избежать. Кстати, штрафные санкции будут накладывать не только на шоферов, но и перевозчиков. За нарушение закона им придется заплатить 50 тысяч рублей, а вот водителям грозит штраф от 5 до 15 тысяч, как и за передвижение без прав.

В ГИБДД заявили, что специальные рейды по выявление мигрантов-нарушителей проводить не будут. Хотя многие жители Москвы и других городов стали отмечать, что с вступлением закона в силу, патрульные все чаще останавливают водителей маршруток и таксистов. Доказать, что они осуществляют перевозки в коммерческих целях проще всего, а вот категории водителей, которые перевозят грузы на небольшом грузовом транспорте (микроавтобусах) менее уязвимы. Чтобы оштрафовать, необходимо доказать, что транспортировка осуществляется в коммерческих целях, порой это непросто.

Законы в Российской Федерации касательно действующих образцов водительских удостоверений за последнее время поменялись для иностранцев, которые собираются вести коммерческую деятельность в России, либо устраиваться на работу водителем у российского работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Теперь очень важно нерезидентам страны узнать, каким образом они могут получить российские водительские права, не утрачивая своего гражданства.

При оформлении понадобится собрать определенный состав документов, а также быть готовым оплатить госпошлину в определенном размере.

Изменения в новом законе с 1 июля 2019 года

Федеральным законом, который говорит № 92-ФЗ от 07.05.13 г. , отредактированным 23.05.15 г., учреждено, чтобы иностранные граждане использовали не свои национальные удостоверения, а российские.

Только это касается не тех случаев, когда водительские права используются для личных целей, а случаев, когда водитель собирается устраиваться шофером на работу в России.

Предусмотрены права для иностранных граждан в России проживающих временно по патенту. Они заключаются в том, чтобы использовать свое легальное положение в стране в виде приобретения патента и российских водительских прав.

Это обозначает, что граждане иной страны, которые нынче в России захотят вступить в официальные трудовые отношения, должны будут в первую очередь оформить:

  • регистрацию места пребывания;
  • страховку обязательную по ;
  • патент для права вести трудовую деятельность в РФ;
  • медицинский полис;
  • водительские права российского образца.

Таким правилам подчиняются все иностранные граждане, намеревающиеся устроится на работу в России водителем, кроме граждан Беларуси.

Недавно белорусам разрешено использовать свои, национальные водительские права в коммерческих целях, а также в целях основания для трудоустройства водителем в РФ.

Их водительские права приравниваются к российским по правительственному указу, который вступил в силу с 1 июля 2019 года.

Обратите внимание! Все водители, которые едут через Россию транзитом (международные перевозчики), даже, если это в коммерческих целях или по работе, не меняют свои водительские удостоверения на российские.

То же самое касается тех водителей, что используют водительские права, свои машины в личных целях, без осуществления трудовой деятельности на своем автотранспорте.

Получение водительского удостоверения иностранными гражданами в России

Процедура получения документов для водителя, иностранного гражданина, имеет свой порядок, правила и регламент. Документы следует сдавать вовремя – не позднее заключения трудового соглашения с работодателем.

В случае игнорирования новых правил, работодателя могут оштрафовать на 50 000 рублей , а самого водителя на 5000-15 000 рублей .

В любое время, как только иностранного водителя остановят на дорогах полицейские, чтобы проверить документы, и выяснится, что водительское удостоверение у него национальное, не российского образца, так сразу же на адрес работодателя придет письмо со уведомлением о штрафе.

Теперь с иностранным водительским удостоверением с 1 июня не допустят к трудоустройству или к работе, если гражданин уже ранее был трудоустроен.

Получается, что новые правила касаются даже тех иностранных граждан, которые трудоустроились водителями ранее 1 июня 2019 года.

Заявление

Заявление заполняется на специальном бланке, установленного учреждением регистрирующего органа. Образец заявления можно отыскать самому на сайте МФЦ, Госуслуг, либо ГИБДД.

А можно получить бланк уже при встрече с сотрудником дорожной полиции и за полнить бланк при нем. Сам бланк один является тем же самым бланком заявления, который подают россияне на замену своих водительских прав.

В документе обязательно должны присутствовать пункты следующего содержания:

  1. Сначала пишется шапка документа, в которой указывается кому подается заявление – на имя начальника отделения ГИБДД.
  2. Потом ниже указывается имя, фамилия, откуда прибыл водитель, документы, легально обосновывающие его нахождение на территории России.
  3. После этого нужно указать свою просьбу, прописать номер своих национальных водительских прав и обозначить, что замене подлежат именно они на определенный срок.
  4. Указать обязательно перечень тех бумаг, которые нужны как приложение для оформления разрешительного документа.
  5. Подписывается заявление составителем – иностранным гражданином, водителем, а не его будущим работодателем.
  6. В конце документа ставится обязательно дата его составления.

Заметьте, обратная сторонам бланка заявления не заполняется водителем. Эту часть будет заполнять уже специалист регистрационного учреждения – МФЦ, ГИБДД, в зависимости от того, куда обратился зарубежный гражданин.

При указании документов, дающих право легально проживать какое-то время на территории Российской Федерации, а также указании того населенного пункта, от куда прибыл гражданин – эти факты и будут рассматриваться как причина, на основании которой можно заменять удостоверение водителя.

Пакет документов

Для замены национального водительского удостоверения на российский образец иностранному водителю нужны будут следующие документы:

  • гражданский паспорт, либо иное удостоверение личности, которое котируется в стране иностранного лица и признается как удостоверение личности гражданина другого государства;
  • водительское удостоверение иностранного образца;
  • миграционное свидетельство, подтверждающее, что нахождение на территории России лица, прибывшего из-за границы, легально;
  • медицинская справка о допуске к управлению автотранспортом;
  • полис ОСАГО, подтверждающий наличие обязательного автострахования для иностранных лиц.

Все эти бумаги копируются и вместе с оригиналами подаются на проверку и оформление специалисту ГИБДД.

Миграционная карта подтверждает только легальное пересечение границы с Россией и какое-то пребывание (90 дней без регистрации) на территории этой страны. Но вот уже ВУ (временное убежище), ВНЖ (вид на жительство), РВП (разрешение на временное проживание, патент виза и прочее) – эти документы подтверждают право пребывания и трудоустройства на территории РФ.

Если у иностранного гражданина имеется какой-либо их этих документов, он также может потребоваться при регистрации водительских прав по российскому законодательству.

Кроме этих бумаг, еще может потребоваться подтверждение регистрации места проживания (временная прописка), но она нужна в редких случаях.

Обратите внимание! Документальных доказательств того, что работодатель будет принимать на работу водителя, являющегося иностранным гражданином, предоставлять сотрудникам автодорожной полиции не требуется.

Порядок оформления

Существует определенный порядок оформления водительских удостоверений по российским правилам. Этому порядку подчиняются также и граждане России.

Алгоритм действия заключается в следующих шагах:

  1. Успешная сдача экзаменов и получение соответствующей справки о том, что экзамены сданы, и водитель годен по медицинским показателям к управлению автотранспортным средством.
  2. Приложение пакета документов к заявлению.
  3. Получение квитанции на оплату госпошлины.
  4. Возвращение в регистрирующий орган и сдача квитанции с отметкой о проплате государственной пошлины.
  5. Получение новых документов российского стандарта, дающих право на управление автотранспортным средством на дорогах России.

Водительские права по стандарту РФ, выданные лицу, прибывшему из-за границы на своем автотранспорте, выдаются в виде пластиковой карты, на который на двух языках – русском и универсальном английском прописаны краткие сведения о водителе и его стаже вождения, категории транспорта.

Такой документ оформляется сроком ровно на столько, на сколько выдавались в УФМС документы иностранцу, разрешающие ему проживать и трудиться в России.

Поэтому сроки пребывания в России иностранного лица и сроки действия прав по вождению должны совпадать.

Обратите внимание! Ранее все работодатели при приеме на работу иностранного гражданина на должность водителя, легально пребывающего на территории страны, имели право использовать перевод национальных (иностранных) водительских прав с нотариальным переводом на русский язык с иностранного.

Как заменить права и в каких случаях

Иностранные граждане за получением российского водительского удостоверения могут обращаться в ближайшее подразделение РЭО ГИБДД – экзаменационный отдел. Там они сдают вождение и теорию на знание правил автодорожного движения.

После успешных экзаменов только они могут подавать уже заявление на получение российского образца водительского удостоверения.

При этом национальные права у водителя отбираются и не остаются при нем – это и называется обменом национального иностранного удостоверения водителя на российские права.

Для оформления удостоверения по вождению на территории РФ иностранный водитель обязан сдать 3 экзамена:

Обратите внимание! При обращении в государственное учреждение за получением водительского удостоверения, привязки к месту прописки (временной регистрации места проживания) не предусмотрено.

Иностранный гражданин вправе обратиться в любое территориальное отделение ГИБДД, в которое ему будет удобно обращаться.

Но есть одна здесь поправка – важно подать документы на получение права вождения по российскому образцу только там, в том регионе России, где именно регистрировался в ФМС иностранный гражданин.

Цена документа

Цена обучения в автошколе и прохождение экзаменов входят в процедуру получения российского водительского удостоверения.

Если учитывать прохождение занятий в автошколе, сдачу экзаменов, а также оформление самих водительских прав, то это обойдется в приличную сумму.

Поэтому новое правило выгодно только тем, кто в России остается надолго и собирается использовать свое водительское умение и свой автотранспорт для работы. При этом стоимость одного только обучения отличается от региона к региону по всей России.

В западно-центральном регионе стоимость обучения составляет около 35000-40000 рублей , тогда как в других регионах можно встретить цены и дешевле.

Теперь, что касается госпошлины, которую платят все, как россияне, так и иностранные лица, оформляющие водительское удостоверение по любой замене.

Размер пошлины за оформление бланка водительского удостоверения российского образца составляет 2000 рублей .

Но если даже иностранный гражданин станет оформлять получение водительского удостоверения на российском бланке через портал Государственных услуг (сайт Госуслуг), то он может оплатить пошлину по 30% скидке. Это допущение будет действовать с 1 января 2019 года по 1 января 2019 года.

Среди автомобилистов-иностранцев распространяются слухи о том, что будто бы действие иностранных водительских удостоверений продлили до 2019 года по территории России. На самом деле, это далеко от действительности.

Привет! Закон об иностранных водительских правах в россии — внесенные изменение в середине 2007 года дали повод многим о нём говорить.

Сегодня мне хотелось бы подробно поговорить об этом нормативном акте, ведь его принятие, хотя и не было неожиданным, вызвало большой ажиотаж среди граждан соседних государств, которые приехали в нашу страну с целью работы или проживания. Многим из них теперь предстоит заменить свои права на российские. Коснулось ли это всех иностранцев или кому-то всё же удастся ездить со старым родным документом? Давайте разберёмся.

Основной закон, регулирующий действие иностранных водительских удостоверений в РФ

Основные положения относительно действия иностранных водительских прав (ВП) содержатся в Законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД).

Регламентирует статус водителей с иностранными ВП статья 25 указанного Закона, которая была принята в новой редакции (по сути – переписана) в 2013 году, но осталась, по мнению депутатов, недоработанной. Ввиду этого в неё по сей день продолжают вноситься изменения, конца-края которым пока не видать.

Итак, рассмотрим, каков статус приезжих водителей в России с 2013 года, а также что это за новые изменения, вступившие в силу в 2017 году.

Закон № 92: что изменилось в ЗоБДД с его принятием

Закон № 92-ФЗ – нормативный акт, принятый 7 мая 2013 года, в котором была полностью по-новому изложена ст. 25 ЗоБДД, а также были подготовлены поправки в другие нормы ЗоБДД.

Важный нюанс: все нововведения должны были вступить в силу через полгода после принятия Закона № 92, то есть, в ноябре. Но ввиду некоторых трудностей, введение части новых положений приостановили сперва до 2015 года, потом до 2017…

В середине 2017 года наконец-то поправки вступили в силу полностью. О них, наверное, вы уже слышали – это новые положения касательно граждан, работающих по иностранным ВП на территории России, деятельность которых связана с извозом.

Кроме этого, в свете происходящих изменений, появилась необходимость дополнить КоАП РФ новой статьёй 12.32.1, предусматривающей наказание за неисполнение требований ЗоБДД. Введена она в действие тем же Законом № 92-ФЗ. К этой норме мы ещё вернёмся.

Изменения от мая 2013 года: можно ли иностранцам ездить с ВП, выданными на родине?

До конца 2013 года упоминания об иностранных ВП в ЗоБДД совсем не было.

В 2013 году статус приезжих водителей наконец-то определился. Вкратце расскажу об особенностях действия иностранных ВП у нас в государстве. Они следующие:

  • Если гражданин другой страны имеет , то он может управлять автотранспортом без ограничений и каких-либо дополнительных документов.
  • Иностранцы на просторах РФ могут пользоваться национальным водительским удостоверением (НВУ), выданным в своей стране. На момент написания статьи готовятся изменения относительно временных ограничений на использование ВП иностранцами, перебравшимися в РФ на постоянное место жительства. Пока что иностранцы могут пользоваться своими национальными удостоверениями без каких-либо препятствий.
  • Если НВУ иностранца выдано ему ранее возраста, с которого в России можно управлять автомобилями, то право на вождение такой водитель получит в РФ только по достижении возраста, с которого можно ездить в России.
  • ВП приезжего должны соответствовать требованиям международных стандартов, в частности Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Так, если в НВУ срок действия не указан, то оно на территории России не признаётся, так как противоречит межгосударственным соглашениям.
  • Если НВУ иностранца требованиям конвенции не соответствует, то водить автомобили он может только на основании , предъявляемых вместе с национальными ВП. Как альтернативу международному удостоверению, можно использовать .
  • Постоянно проживающие иностранцы в РФ могут, но не обязаны .
  • Если НВУ, выданное в другом государстве, иностранец потерял, то новый документ вместо него в России не выдаётся. Для получения нового удостоверения нужно пройти полный курс обучения в автошколе. Записаться на курсы водителей в России можно только постоянно проживающим в РФ иностранцам.
  • Гражданину России желательно заменить иностранное НВУ на российское, так как согласно п. 6 ст. 41 Венской конвенции РФ вправе не признавать на своей территории документы, выданные российским гражданам за границей.

Все указанные особенности были введены в 2013 году и действуют по сей день. Изменения 2017 года коснулись лишь гостей нашей страны и граждан РФ с иностранными ВП, работающих в сфере извоза. Сейчас поговорим и о них.

Долгожданные изменения от июня 2017 года: причины отсрочки и введение в действие

Одним из положений Закона № 92 является запрет на управление транспортных средств для граждан РФ и других государств, которые работают в сфере извоза в России по иностранным ВП (абз. 38 п. 2 ст. 1).

Эта норма особенная – вступила она в силу в середине 2017 года, так как была сначала приостановлена Законом № 132 от 5 мая 2014 г., затем Законом № 130 от 23 мая 2015 г.

Причины отсрочки вступления нормы в силу:

  • Присоединение Крыма и необходимость обмена большого количества украинских НВУ на российские.
  • Рассмотрение проекта относительно граждан стран Евразийского экономического союза. Госдума хотела ввести некоторые поблажки для представителей этих государств, но проект не был принят.
  • Нехватка материально-технической базы. Оказалось, что Россия не готова выдать большое количество новых удостоверений в 2013 году, что стало одной из причин отсрочки введения нормы в действие.

Кстати, перед введением абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 в силу, депутаты снова предлагали отложить замену НВУ приезжим до 2018 года, но это предложение было отклонено.

Итак, с середины 2017 года абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92 наконец-то после длительных споров был введён в действие. Сейчас это п. 13 ст. 25 ЗоБДД.

Суть этой нормы: обязать иностранцев и россиян, работа которых непосредственно связана с управлением автомобилей, получить внутренние российские удостоверения, если этого не было сделано ранее.

Обратите внимание! Заменить НВУ нужно только тем, кто предоставляет услуги извоза на территории РФ как предприниматель или наёмный работник. Для тех, кто живёт в России и работает в иных сферах, ничего в 2017 году не изменилось.

Изменения в КоАП РФ, внесённые Законом № 92: наказание за допуск к работе по нероссийскому НВУ

Как я уже упоминал, наряду с рядом изменений в ЗоБДД, в Кодекс об административных нарушениях была добавлена норма, предусматривающая ответственность для руководителей предприятий, допустивших к управлению транспортными средствами граждан с иностранным удостоверением.

Таким образом, наказание понесёт не только иностранный гражданин, работающий на транспорте с НВУ, выданным родной страной, но и его начальство.

Штраф для работодателя составит ни много ни мало, а 50 000 рублей – сумма достаточная, чтобы отбить желание у предпринимателей нарушать законодательство.

Кстати, иностранец или гражданин РФ, который будет работать с нероссийским НВУ в нарушение п. 13 ст. 25 ЗоБДД, будет наказан по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, то есть, ему тоже выпишут штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб.

Смотрите видео о серьёзных последствиях управления автомобилем иностранцами без российских ВП:

Что поменялось в 2017 году для граждан, работающих в сфере извоза с иностранными ВП?

С 1 июня 2017 года граждане, желающие работать на территории России в сфере предоставления услуг перевозок, обязаны обменять иностранные ВП на российские. Это положение не касается тех, кто пересекает Российскую Федерацию транзитом.

В соответствии с разъяснениями ГИБДД МИД РФ от 13 апреля 2015 года иностранными ВП, подлежащими обмену, являются:

  • НВУ нового образца , выданное в другой стране, соответствующее действующей редакции Венской конвенции.
  • НВУ старого образца , выданное в другом государстве, сопровождаемое переводом.
  • ВП со знаком «SU» , полученные в республиках бывшего СССР.

Что касается поиска нарушителей, то специальных рейдов сотрудники Госавтоинспекции не проводят – проступки выявляются в ходе обычных проверок документов. Особое внимание при этом уделяется таксистам, ведь зачастую именно они работают без необходимой докментации. И речь здесь идёт не только о ВП, но и о лицензии, и других атрибутах деятельности извозчика.

Как обменять НВУ на российские удостоверения?

Порядок замены ВП на российские регламентируется разделом IV Постановления Правительства № 1097.

Для обмена НВУ на российское необходимо:

  1. Сдать теорию ПДД.
  2. Сдать практический экзамен.
  3. Пройти .

Особенности замены ВП на российские:

  • Получение ВП осуществляется в субъекте, где временно или постоянно зарегистрирован приезжий работник.
  • Обучение в автошколе не требуется . Тем не менее на практике с этим возникают определённые трудности. Так, жители азиатских стран уже столкнулись с тем, что в их иностранных ВП были найдены ошибки в переводе их имён и фамилий. В результате такого казуса многие удостоверения были признаны недействительными и большому количеству водителей пришлось записываться в автошколу и проходить полный курс обучения.
  • Подтверждать навыки вождения можно не на всех видах транспорта. Экзамен разрешено сдать только на высшую из открытых категорий. В новое НВУ будут перенесены из старого документа все отметки об открытых категориях на вождение.

Такую процедуру с 1 июня 2017 года следовало бы пройти водителям с иностранными ВП, занимающимся перевозками на просторах РФ. Но! Для граждан дружественных государств тем же летом 2017 года были введены некоторые поблажки – им всё же разрешили водить автомобили с родными НВУ даже при осуществлении трудовой деятельности.

Для граждан каких государств замена НВУ не является обязательной?

После введения в силу п. 13 ст. 25 ЗоБДД Госдума пересмотрела свою позицию. Уже 16 июня было принято Постановление Совмина о признании белорусских НВУ на территории РФ. Позднее, 26 июля, подписали Закон № 204 о допуске к управлению на просторах России и других иностранцев.

Постановление Совмина № 29 о признании белорусских ВП в РФ

Этот документ стал первым шагом на пути признания иностранных ВП в России.

Необходимость замены белорусских ВП на российские вызвала огромный ажиотаж. Ввиду этого 16 июня в Санкт-Петербурге Председатель Совета Министров Союзного государства Д. Медведев, руководствуясь решением Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 о равных правах на трудоустройство, подписал Постановление № 29. Этим актом Россия обязалась признать белорусские ВП без каких-либо проверок и легализаций.

Таким образом, действие п. 13 ст. 25 ЗоБДД на граждан Беларуси не распространяется, они могут работать в сфере извоза в России со своими родными ВП.

Закон № 204-ФЗ от 26.07.2017 и признание других иностранных ВП в РФ, которые могут быть использованы в трудовой деятельности

Этот акт значительно расширил перечень иностранных лиц, которые могут не менять свои ВП для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортных средств в России.

Законом № 204 был добавлен абзац 2 в п. 13 ст. 25 ЗоБДД. В нём сказано о том, что требование о замене ВП не распространяется на граждан Киргизии и представителей государств, законодательство которых одним из своих официальных языков считает русский.

Перечислю страны, граждане которых могут ВП на российские не менять даже если будут предоставлять услуги извоза на профессиональной основе:

  • Россия.
  • Киргизия.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Абхазия.
  • Южная Осетия.

Обратите внимание! Речь идёт именно о гражданстве иностранцев. Место получения ими ВП роли не имеет. Например, если представитель Казахстана будет ездить с НВУ, выданным во Франции, то менять этот документ ему ненужно.

Все остальные иностранцы, которые зарабатывают осуществлением перевозок в РФ, должны иметь российские НВУ.

Внимание! Исходя из содержания абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД, россиянам для деятельности, связанной с управлением транспорта, обменивать иностранные ВП не обязательно. Но это всё же желательно сделать, так как в соответствии с п. 6 ст. 41 Венской конвенции Россия вправе не признать НВУ иностранных государств, которые имеются у её резидентов.

Ограничение действия ВП для иностранцев: какие сюрпризы готовит новый проект

На момент написания этой статьи готовятся новые изменения в ст. 25 ЗоБДД.

Пока что это только проект, который находится на стадии экспертизы, но, думаю, упомянуть о нём стоит.

Законодатель на этот раз решил ограничить действие иностранных ВП на территории России во времени.

Напомню: на сегодняшний день все приезжие могут беспрепятственно и без каких-либо ограничений во времени использовать НВУ, полученные в других государствах, если речь не идёт о работе в сфере перевозок.

Исходя из текста проекта планируется ограничить период действия иностранных ВП шестью месяцами. После истечения этого времени нужно будет получать российские права. Ограничения будут вводиться (если закон, конечно, примут) для граждан РФ, вернувшихся в Россию на длительное время, и для иностранцев, получивших вид на жительство. Для временно пребывающих на просторах России представителей иных государств ничего не поменяется.

Подведём итоги

  • ЗоБДД № 196-ФЗ – закон, в который в 2013 году были включены положения о статусе иностранных ВП на территории России. Ранее упоминания о действии НВУ, выданных в других государствах, в нашем законодательстве не было.
  • Изменения в ЗоБДД были внесены Законом № 92-ФЗ . Этим нормативным актом и определился статус иностранных НВУ: их беспрепятственно разрешили использовать в России. Основное требование – соответствие документов на вождение положениям Венской конвенции.
  • Если иностранные ВП требованиям Венского соглашения не отвечают, водить авто в РФ можно с международными ВП или переводом НВУ на русский язык.
  • В 2017 году в ЗоБДД вступили изменения, коснувшиеся граждан, деятельность которых на просторах РФ напрямую связана с управлением транспорта. Остальные гости нашей страны могут управлять автомобилем с НВУ, выданным в другом государстве.
  • Иностранные НВУ нужно обменять на российские, если вы предоставляете услуги извоза.
  • Иностранные НВУ не нужно обменивать гражданам государств, где российский язык считается официальным. То есть, работать таксистом с казахстанскими или киргизскими ВП в России можно.
  • В КоАП РФ добавлена норма, предусматривающая ответственность за допуск к управлению транспорта граждан с иностранными ВП.
  • В будущем планируется ограничить срок действия иностранных ВП до полугода лицам, которые переехали в Россию на постоянное место жительства.
  • Россиянам желательно обменять иностранные НВУ на российские.

Заключение

Может показаться, что Закон № 92 очень строго обошёлся с гостями из других государств. Но не забывайте, сфера перевозок достаточно опасна и требует от водителей исключительных знаний и умений, поэтому к замене иностранных ВП на российские нужно относиться просто как к очередной проверке знаний.

Возможно, у вас уже есть опыт обмена иностранного НВУ на российское? Напишите о нём в комментариях, думаю, всем читателям будет это интересно.

А на сегодня всё! Новые статьи не заставят себя ждать, поэтому подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новых изменений в законодательстве.

С вами был Кулик Илья! Удачи на дорогах! До скорых встреч!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1633058/

Зал пленарных заседаний Государственной Думы

ФОТО: Владимир Афанасьев

На пленарном заседании Государственной Думы 17 мая планируется рассмотреть законопроект, внесённый 5 апреля группой депутатов во главе с председателем Комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичёвым.

Законопроект отстаивает права иностранных водителей, которым с 1 июня сесть в России за руль автомобиля с иностранными или международными водительскими правами будет запрещено.

Именно в первый день лета в силу вступят поправки в Закон «О безопасности дорожного движения». Изменения предусматривают запрет на работу в России в качестве водителей иностранцам по их национальным или международным водительским документам. Для продолжения работы им будет необходимо получить права, выданные в России. А значит, иностранным гражданам будет необходимо получить медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством и сдать теоретический и два практических экзамена.

Авторы внесённого законопроекта отмечают, что в российских транспортных компаниях трудоустроено около 9,5 тысячи иностранных водителей, подавляющее число которых граждане Белоруссии. Инициатива предлагает отсрочить вступление запрета в силу до 1 июня 2018 года. Авторы объясняют это тем, что отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, требуемой для сдачи экзаменов иностранными водителями, не позволило вовремя выполнить обмен документов.

В результате в Комитет по транспорту и строительству начали поступать массовые обращения перевозчиков об имеющихся проблемах и фактической невозможности сдачи практических экзаменов и обмена иностранных водительских удостоверений на российские.

Кстати, депутаты Леонид Калашников, Виктор Водолацкий, Артём Туров 19 апреля также внесли в Государственную Думу законопроект, предлагающий не распространять запрет по водительским правам на граждан Союзного государства. Они отмечают, что согласно договору между Россией и Белоруссией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года предусматривается, что граждане обоих государств имеют равные права на трудоустройство в той и другой стране.

Кроме того, закон Белоруссии «О дорожном движении» не накладывает никаких аналогичных ограничений на иностранных граждан, желающих получить работу в республике. Авторы документа предлагают сделать исключение для граждан Белоруссии и разрешить им и дальше работать по национальным документам, что позволит обеспечить их права на территории Российской Федерации.

Кстати, большую дискуссию на вчерашнем заседании Совета Думы вызвал законопроект об обмене водительских удостоверений для водителей из стран СНГ. Об этом заявил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

«Дискуссию он вызвал, потому что речь в нём идёт о продлении срока обмена водительских удостоверений ещё на один год, - сказал Иван Мельников. - Все было бы ничего, если бы мы не принимали аналогичный документ уже третий раз». Именно столько раз Госдума переносила срок вступления в силу нормы об обмене удостоверений. По словам Ивана Мельникова, у всех членов Совета Думы было единодушное мнение, что такая ситуация ненормальна.

«Конечно, мы будем рассматривать законопроект, но завтра на его рассмотрение приглашён либо руководитель ГИБДД, либо замминистра МВД, которые должны объяснить, почему складывается такая ситуация, что мы вынуждены третий раз принимать такое решение», - сказал Мельников.

В Государственную Думу вновь внесен проект закона (в статью 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ), который позволит в очередной раз кардинально изменить подход к работникам «баранки» из-за рубежа. Иными словами, концепция может получить неожиданный разворот на все 180 градусов, так как предполагает запрет на работу водителем . Вновь!

Таким образом, законопроект, предложенный сенатором Карачаево-Черкесской Республики Ахматом Салпагаровым, предлагает изъять из правоприменения исключение из свода закона о безопасности дорожного движения, в котором официально предусмотрено, что для граждан стран, где русский язык признан официальным, в число которых входят:

Белоруссия,

Киргизия,

Армения,

Казахстан

Напомним, что с 1 июня 2017 года на территории РФ работать водителями-профессионалами могут только лица, имеющие российское ВУ. Но с 26 июля 2017 года в пункт 13 статьи 25 были внесены изменения, что позволило использование иностранных прав при работе водителем:

Пункт 13

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами».

Также мы не единожды отмечали, что изменения не раз переносились и откладывались, несмотря на то что они были введены еще в 2013 году. А обсуждение подобного законопроекта длится уже без малого с десяток лет!

На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом, запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД, несколько затянулось.


Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, и неготовность транспортных компаний к переходу (обмену национальных прав на российские водителями-гастарбайтерами), и опять же вновь политические мотивы.

В результате последнего фактора, кстати, и появились исключения из вышеназванных стран.

Тем не менее проблема, как показывает статистика, никуда не ушла. Аварийность с участием зарубежных водителей растет. И это, как отмечают эксперты, на фоне снижающейся аварийности российских коллег. Вот статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту:

по данным МВД, на всей территории страны за семь месяцев 2018 года произошло 5.040 аварий с пострадавшими при участии водителей с иностранными правами. В столице была зафиксирована большая часть подобных ДТП - 1.022 . А это без малого 21 процент от общего количества аварий с пострадавшими. В Московской области и Санкт-Петербурге при участии таких водителей произошло 437 (14%) и 451 ДТП (12% от общего числа аварий с пострадавшими).


Предлагается установить переходный период для вступления в силу поправок продолжительностью в полгода.

«С учетом того, что практическая сторона вопроса обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские удостоверения уже в достаточной мере отработана и многие автомобильные перевозчики успешно справляются с задачей по переподготовке водителей, данный период представляется реалистичным и обеспечивающим благоприятные условия как для водителей, так и для перевозчиков» , - говорится в пояснительной записке к проекту.

Подробнее о том, как обменять права иностранным водителям, читайте здесь:

И здесь:



Просмотров