Реестр решений арбитражных судов рф. Картотека арбитражных дел: казнить нельзя, помиловать? Уважаемые лица, участвующие в деле

На должность судьи хотят претендовать многие, но становятся судьями лишь единицы. Теоретически на эту высокопоставленную должность может претендовать любой гражданин России, но на практике все намного сложней. Поэтому постараемся ответить на актуальный вопрос кто может стать судьей? и одного юридического образования здесь не хватит, как считают многие соискатели.

Кто же может стать судьей, и какие требования выдвигаются к кандидатам?

По закону «О статусе судей в РФ» к кандидату на должность судьи выдвигаются следующие требования:
  1. нужно иметь лишь одно гражданство – российское;
  2. потребуется получить необходимое образование. Обычного юридического образования хватает, но самое главное, чтобы степень была выше бакалавра;
  3. стаж работы в юридической области должен быть больше пяти лет. Для того чтобы взяли судьей среднего звена необходимо проработать более семи лет. Для кандидатов на должность судей Верховного и Высшего Арбитражного Суда стаж работы юристом составляет более десяти лет. А будущий судья Конституционного суда обязан иметь за плечами юридический стаж 15 лет. Стоит отметить, что со стажем работы может возникнуть много нюансов. К примеру, юристу адвокатской конторы или торгового предприятия сложней претендовать на такую должность. А вот помощник прокурора или судьи идеально подойдет на эту вакансию;
  4. для того чтобы стать судьей, человек не может быть возрастом моложе 25 лет и старше 70 лет. Если говорить точней, то кандидат на должность судьи среднего звена должен быть возрастом не менее 30 лет. Судья Верховного и Высшего Арбитражного Суда должен быть не моложе 35 лет, а претендующий на вакансию судьи Верховного суда – не моложе 40 лет;
  5. кандидат на эту высокопоставленную должность должен иметь хорошее здоровье. Никогда не возьмут работать судьей человека, который состоит на учете в наркологическом или же в психоневрологическом диспансере.
Поэтому стать судьей может только человек, который полностью соответствует вышеуказанным требованиям.

Как стать судьей

Если человек соответствует всем требованиям, указанным выше он может подать заявление в суд, чтобы встать в резерв на должность судьи. Потом ваши действия следующие:
  1. назначается медицинская комиссия. На ней кандидат на вакансию судьи доказывает свою профпригодность. Кроме всего этого, человека проверяют, нет ли у него связей с преступным миром;
  2. потом судебный департамент формирует специальную комиссию по выдвинутой кандидатуре. Тут потребуется сдавать специальный экзамен на должность судьи;
  3. после положительной сдачи экзамена его результат действителен три года после сдачи. За это время нужно обратиться в судейскую коллегию с заявлением, в котором просят о выдаче рекомендаций кандидату на вакантную должность судьи;
  4. председатель суда после получения этих рекомендаций отправит их в вышестоящий суд. Оттуда рекомендация перенаправляется в администрацию Президента, в специальную комиссию Совета кадровой политики и если кандидатуру там оформят, то Президент России вынесет указ о назначении кандидата судьей.
Не думайте, что в центре занятости вам предложат эту высокую должность. Такую работу найти нелегко. Вакансии на эту должность можно увидеть лишь в СМИ, которые публикуют разные законы и указы. В этих газетах указывается дата и время проведения квалификационного экзамена, который обязательно сдает претендент на эту высокопоставленную должность.


Где находится верховный суд РФ? В Москве. Улица Поварская д 15. Верховный Суд представляет собой вышестоящий судебный орган страны. Данный судебный орган рассматривает все дела,...

Многие абитуриенты стараются поступить в престижные ВУЗы, выбирая такие же факультеты, например, юридические. Большая часть выпускников планируют занимать престижные должности, что позволит иметь высокий социальный статус и материальное положение. По этой причине после окончания учебного заведения они стараются работать в суде, органах прокуратуры, адвокатуре, нотариальной конторе, кто-то становится полицейским .

Кто может стать судьей

Судья – смысл жизни, а не работа или профессия. Выясните, не привлекался ли кто из родственников к административным или уголовным наказаниям, ведь судья – эталон честности, должен быть кристально чистым. Прежде чем назначить судьей, проводят полную проверку, даже родителей и родственников супруга.

Судья — вершитель правосудия, должен обладать совершенными знаниями.

  • Независим от власти.
  • Подчиняется Конституции или другим законодательным актам.
  • Поддерживает репутацию и авторитет судьи. Тактичный, вежливый, сдержанный и уважительно относится к участникам судебного процесса.
  • Поддерживает квалификацию.
  • Не реагирует на давление или влияние посторонних лиц, проявляет стойкость и мужество.
  • Не разглашает информацию, полученную в ходе разбирательства дела.
  • Не занимает государственные должности, кроме должности судьи.
  • Не выражает симпатии политическим партиям, не состоит в них.
  • Не проявляет предубеждения по расовому, половому, национальному или религиозному признаком.
  • Не принимает подарков или иных вознаграждений, которые связаны с рабочей деятельностью.
  • Не занимается индивидуальным предпринимательством .
  • Может заниматься научной, преподавательской, творческой деятельностью.

Квалификационная коллегия выбирает того, кто успешно окончил государственный ВУЗ . Если руководствоваться законом, судьей может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, с юридическим стажем не менее 5 лет. Для этого следует обратиться в квалификационную коллегию судей региона проживания и написать заявление о желании сдать экзамены на квалификацию.

Кроме заявления в комиссию, подаются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.

Документы принимают и проверяют в отделе кадров Судебного департамента. После рассмотрения, документы передают в экзаменационную комиссию, которая находится при квалификационной коллегии.

Видео материал

Экзаменационная комиссия

Экзаменационная комиссия принимает экзамен в течение месяца, со дня подачи заявления. Комиссия состоит из 12 человек, задает вопросы, если на один из них дан неправильный ответ, экзамен провален. В ходе экзамена разрешено пользоваться нормативными документами. Самые сложные вопросы – практические. Понадобится полная концентрация внимания, нужно учитывать каждую мелочь.

После успешной сдачи квалификационного экзамена, претендент получает удостоверение о сдаче. Результаты экзамена действительны 3 года. После сдачи экзамена претендент может обратиться в коллегию судей с заявлением, чтобы его рекомендовали на имеющуюся вакантную должность. В заявлении указывается, каким судьей хочется работать, мировым или федеральным.

В обязанности мирового судьи входят гражданские споры: расторжение брака, имущественные споры, раздел имущества, трудовые споры. Некоторые уголовные дела, где применяется наказание не более 3 лет лишения свободы. Все дела вне имеющейся зоны юриспруденции мирового судьи, рассматривает федеральный судья.

Кроме заявления, подается ряд документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Анкету, где указаны сведения о претенденте.
  • Диплом о юридическом образовании.
  • Трудовая книжка или другой документ, подтверждающий юридический стаж.
  • Справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие ряда заболеваний, препятствующих работе.
  • Документ, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена.
  • Характеристику с места работы. Если отработаны не по юридической специальности, указываются еще 5 лет стажа юридической практики. Характеристика выдается претенденту на должность в течение недели.
  • Сведения о доходах и имуществе. Также предоставляются сведения о доходах супругов и сведения о несовершеннолетних детях, согласно закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132 в редакции Закона РФ от 25.12.2008 г. №274-Ф3.

После коллегия судей проверяет достоверность предоставленных документов и фактов. Квалификационная коллегия оставляет за собой право обратиться в правоохранительные или иные органы на факт проверки достоверности документов. Претендентов проверяют через ФСБ, МВД, прокурорскую проверку и проверку таможенной службы.

Если органами выявлена недостоверность сведений или фактов, комиссия вправе отказать претенденту на должность. Если никаких нарушений не обнаружено, комиссия рекомендует претендента на вакантную должность. Решение коллегии возможно обжаловать через суд, если нарушен установленный законом порядок отбора претендентов.

Статус судей

Претендент на звание районного судьи должен быть не моложе 25 лет, с 30 летнего возраста можно претендовать на должность среднего звена — областного. Претенденты на должность судьи Верховного или Высшего арбитражного суда, не должны быть моложе 35 лет и иметь не менее 10 лет судебной практики. На должность судьи Конституционного суда — от 40 лет, судебная практика — не менее 15 лет. В должности можно находиться до 70 лет.

Почему существуют ограничения в возрасте? Для того, чтобы человек накопил жизненный опыт.

Неприкосновенность, гарантированная конституционными законами. Распространяется на членов семьи. Судья, который отработал 20 лет получает от государства пожизненное содержание. Претенденты на должность не должны состоять в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Судья обязан руководствоваться в практике принципами неподдельной честности и исключительной справедливости. Выносить вердикты, строго следуя законодательным актам, опираясь на юридические знания, по справедливости и на основе богатого жизненного опыта. При вступлении в должность, кандидат дает клятву в выполнении обязанностей, руководствуясь только законом, беспристрастно и справедливо вершить правосудие, как велит совесть и долг.

Необходимость таких требований связывают со спецификой и особой профессиональной деятельностью, которая осуществляется только в соответствии с Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Построить карьеру судьи реально, но нелегко. Удачи!

В. Яковлев, доктор юридических наук, профессор, считает: "Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности" Яковлев В. На очереди - обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. 2001. N 11.. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Данные положения Конституции Российской Федерации находят свою конкретизацию в комментируемой статье Закона о статусе судей.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Посылками к выводам, установленным в нормах права, вероятно, рассматривались законодателем совокупности обстоятельств, характеризующих пределы достижения минимального жизненного опыта члена общества при получении им минимальных профессиональных навыков, с одной стороны, и потребность в замещении вакантных мест судей для обеспечения функционирования судебной власти в государстве - с другой.

Согласно принципу 10 "Квалификация, подбор и подготовка" Основных принципов независимости судебных органов (приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 по 06.09.1985, и одобрены Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.1985 N 40/146) лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения..." Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325 - 329..

Следует отметить, что "наше законодательство даже не раскрывает понятие "кандидат на должность судьи". Неясно, кандидат в судьи - это человек, лишь решивший стать судьей либо прошедший какой-то путь к судейскому креслу, или, наконец, это человек, чья фамилия включена в проект указа Президента РФ о назначении судей? Статус кандидата в судьи необходимо законодательно легализовать - видимо, кандидатом нужно считать человека, сдавшего в суд все необходимые документы и написавшего все нужные заявления: о допуске его к сдаче квалификационных испытаний, о согласии на проведение в отношении него и его родных проверки и т.д.

Европейская хартия о статусе судей (принята в г. Лиссабоне 10 июля 1998 г.) в пункте 3.2 предусматривает, что "статус определяет положения, в которых предшествующая деятельность кандидата или деятельность, осуществляемая его близкими, является препятствием ввиду сомнений, которые она может законно и объективно вызывать в отношении беспристрастности или независимости, при назначении в суд". Это означает, что российское законодательство должно исчерпывающе содержать ограничения для назначения судьей, продления его полномочий либо основания для досрочного прекращения судейской деятельности в случаях, когда его близкие родственники занимаются деятельностью, могущей вызвать сомнения в отношении его беспристрастности или независимости.

С учетом того что согласно пункту 2.1 кандидат на должность судьи не может быть отстранен от отбора "по причине своей половой, этнической или социальной принадлежности, или из-за своих философских, или политических взглядов, или из-за своих религиозных убеждений" во взаимосвязи с положениями вышеуказанного пункта 3.2, предшествующей деятельностью кандидата может быть таковая, которая наносила бы ущерб его репутации, нарушала бы Уголовный кодекс Российской Федерации. Причем даже при погашенной судимости следует предусмотреть в Законе иные точно названные исчерпывающим образом случаи, например "систематическое взаимодействие либо принадлежность к организованному преступному сообществу либо террористической организации".

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Статья 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, отмечает, что "такое же ограничение следовало бы установить в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10.. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, устанавливаются Конституцией Российской Федерации: необходимый возраст - 25 лет и образование - высшее юридическое; стаж работы по юридической профессии - 5 лет.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональным образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135 возможны различные ступени высшего юридического образования. Квалификационные коллегии обычно полагают, что бакалавр не может быть судьей. Министерство образования и науки РФ занимает противоположную позицию. Было бы, конечно, желательно, чтобы судьями становились наиболее подготовленные выпускники вузов - "специалисты" с 5-летним или "магистры" с 6-летним образованием. В.В. Ершов абсолютно прав в том, что поскольку согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не правоприменителями, то данный спор корректно с позиции Конституции РФ и международного права может быть разрешен только в федеральном законе. То есть в Законе о статусе судей.

Еще одна проблема связана со стажем работы по юридической специальности. На практике возникают многочисленные спорные вопросы, можно ли отнести ту или иную работу к юридической специальности. В силу отсутствия необходимых нормативных правовых актов Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вынуждены по существу вырабатывать правовые положения, регулирующие данные отношения. В этой связи возникает важный теоретический и практический вопрос: может ли Высшая квалификационная коллегия судей РФ вырабатывать правовые положения, ограничивающие права граждан - претендентов на должности судей? Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ ответ очевиден: права граждан могут быть ограничены только федеральным законом.

В этой связи необходимо дополнить Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" примерным перечнем юридических профессий, безусловно засчитывающихся у претендентов на должность судьи в стаж, например юрисконсульт, преподаватель правовых дисциплин в вузе и т.д. Во-вторых, в Федеральном законе необходимо выработать легальное толкование оценочного понятия "юридическая профессия", которое позволяло бы членам экзаменационных комиссий принимать аргументированные правовые решения в спорных случаях, когда претендент на должность судьи занимал иные должности, прямо не отнесенные Федеральным законом к юридической профессии.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в своих разъяснениях от 15 - 18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность "Юриспруденция" или "Правоведение".

В бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца. Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации далее также замечает: "Следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности "Юриспруденция" Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10 - 12..

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии. По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3..

Законодатель, исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.

По-мнению Конституционного Суда Российской Федерации, прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как они закреплены Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13, часть 2 статьи 17, статья 27), может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2006..

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания. В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе. Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов. Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной или преподавательской деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и от морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства. От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики. Только Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем в статье 8 указывается, что судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены. К сожалению, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" таких конкретных норм не содержит. Вместе с тем минимальные требования, установленные данной статьей, сами по себе не препятствуют назначению на должности судей лиц, имеющих продолжительный юридический стаж, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник КС РФ. 2006. N 3..

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Статья 3 Закона о статусе судей закрепляет требования, предъявляемые к судье. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Установлены требования к поведению судьи: судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. 19 декабря 2012 г. VIII Всероссийским съездом судей принят новый Кодекс судебной этики, который, в частности, устанавливает: «1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти... 3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо» (ст. 4), «Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи» (ст. 6). Отметим, что в новом Кодексе исключено положение о дисциплинарной ответственности за нарушение его требований (но она по-прежнему предусмотрена ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Для судьи установлены также иные жесткие ограничения его общего правового статуса. Так, он не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Для гражданских государственных служащих такое ограничение носит «облегченный» характер. Им запрещено только использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Судьям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой раоотои, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Но даже в этом случае Закон о статусе судей предъявляет специальные требования к возможному занятию научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Статья 4 Закона о статусе судей устанавливает требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

  • 1. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Закон не указывает на формы приобретения гражданства. Это означает, что судьей может стать как гражданин России по рождению, так и лицо, получившее гражданство (процесс натурализации). Закон специально подчеркивает, что судьей может быть гражданин, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
  • 2. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Таким образом на должность судьи не могут претендовать лица, окончившие специальности укрупненной группы «Юриспруденция», такие как «Правоохранительная деятельность» и «Национальная безопасность».

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

  • 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
  • 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей федеральных судов расшифровывает, что в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях.

Кроме того, период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в Инструкции.

Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

  • 4. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность судьи. Перечень таких заболеваний утвержден решением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. Он достаточно большой, в него, в частности, входят:
    • эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии;
    • инсульт, последствия со стойкими двигательными и чувствительными нарушениями и расстройствами высших психических функций;
    • гипертоническая болезнь III степени;
    • цирроз печени с явлениями портальной гипертензии;
    • отсутствие зрения;
    • алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.

Закон о статусе судей подчеркивает, что судьей может стать только гражданин, не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

  • 5. Кандидат на должность судьи не должен иметь судимости, причем для решения вопроса не имеет значения, погашена она или не погашена. Таким образом законодатель отсекает от возможного приобретения статуса судьи всех лиц с «уголовным прошлым». Исключение составляют только граждане, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям. Интересен факт, что ч. 6 ст. 86 УК РФ закрепляет: погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Налицо некое противоречие, которое предлагается рядом авторов устранить путем внесения дополнений в УК РФ специальной фразы «если иное специально не предусмотрено законом» . Добавим, что аналогичные нормы содержатся в ряде законов, определяющих статус правоохранительных органов, причем прошедших положительную проверку на конституционность в Конституционном Суде РФ. В свое время Конституционным Судом РФ было принято Определение от 18 декабря 2002 г. № 353-0, в котором оценивались похожие положения Закона РФ «О милиции». В другом Определении от 23 июня 2009 г. № 1012-0-0 представленная позиция нашла свое развитие; согласно ней законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам .
  • 6. Претендент на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен. Любой гражданин, отвечающий вышеуказанным критериям, имеет право сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
    • а) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, и его копия;
    • б) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
    • в) подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, и его копия;
    • г) копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
    • д) документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему вышеуказанные документы (и их копии). Претенденту, представившему соответствующие документы, не может быть отказано в допуске к экзамену.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Данные комиссии являются органами судейского сообщества и формируются из числа:

  • 1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;
  • 2) преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат. В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта РФ включаются вопросы по законодательству субъекта РФ. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса по различным отраслям права и две задачи из судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение

0 рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта РФ, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня. В случае принятия положительного решения лицу, сдавшему квалификационный экзамен, выдаются удостоверение установленного образца, а также - по его просьбе - выписка из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. Кандидат, не сдавший квалификационного экзамена на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена.

Необходимо отметить, что в настоящее время квалификационный экзамен на должность судьи не сдают граждане, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

  • Бойко А. Уголовный кодекс Российской Федерации: недомолвки законодателя и их восполнение в правоприменительной практике // Уголовное право. 2008. № 2.
  • См.: Елинский А. В. Неуголовно-правовые последствия прежней судимости в свете решений Конституционного Суда РФ//Журнал российского права. 2010. №7.

В Российской Федерации во многих сферах вводят электронные информационные системы, которые ускоряют процессы, деятельность госорганов становится на порядок прозрачней. Одной из таких на сегодняшний день есть картотека арбитражных дел, причем она является одним из «первенцев» перехода на электронный вариант взаимодействия разных сторон судопроизводства, так как работает уже не первый год.

Высший арбитражный суд картотека дел, что это?

Данная картотека поддерживает получение, сохранение, выдачу информации по всем делам которые рассматривает каждый российский арбитражный суд, как уже закрытых, то есть тех, по которым принято решение и только проходящих рассмотрение. Это дало возможность создать единое рабочее пространство, которое обеспечивает эффективную работу судей, адвокатов, других специалистов, удобный, оперативный доступ всех участников судебных разбирательств, что делает правосудие, более прозрачным, позволяет быстро разрешить спор, а значит соответствующим своему названию. Высокий уровень удобства, эффективности сделал сервис востребованным, многие специалисты уже задумываются о создании полноценной системы, обеспечивающей электронное правосудие.

Эту систему часто связывают с ВАС (Высший арбитражный суд, расформирован в 2013 г, ее функции возложены на Верховный суд РФ), так как данная инстанция внедрила сервис, причем его работа была открыта сразу во всех арбитражных судебных учреждениях.

Сегодня происходит объединение картотеки с системой ГАС Правосудие, это основной электронный инструмент судов общей юрисдикции и скорей всего в 2018 г. произойдет прекращение самостоятельного существования картотеки, заработает новая версия системы. Но, пока что сервис будет оставаться образом успешной модернизации госсистемы.

Как искать документ?

Чтобы найти нужный судебный документ, акт нужно иметь Интернет и с его помощью попасть на http://kad.arbitr.ru/, можно просто набрать Арбитр.ру или Кадарбитр. Также можно попасть в картотеку посетив официальный сайт любого из 112 арбитражных судов или с главного сайта арбитражных судов (www.arbitr.ru). На любом их них в левой колонке или сверху нужно найти раздел «Картотека арбитражных дел», нажав кнопку попасть в нужный раздел, где останется ввести собственные данные, затем получить документ.

Кad arbitr ru



Просмотров