Реестр недобросовестных лиц. Регионы формируют реестры квалифицированных подрядчиков в сфере капремонта

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок . Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер ( , Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков

«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

Реестр недобросовестных поставщиков — это список контрагентов, нарушивших положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок.

В Российской Федерации существуют правовые нормы, которые регулируют ответственность исполнителей, признанных победителями по результатам закупки. В случае их уклонения от исполнения контракта, они попадают в особый список, который называется Реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой наложение определенных санкций на таких контрагентов.

22 ноября 2012 г. Правительством РФ было принято постановление, описывающее алгоритм действий — “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц””.

ФАС реестр недобросовестных поставщиков

Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.

Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:

    отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;

    обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;

    отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.

Реестр недобросовестных поставщиков — официальный сайт

Информация о компаниях, занесенных в данную базу, согласно ст. 104 44-ФЗ должна размещаться на едином информационном портале и быть доступна всем желающим на бесплатной основе.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков в ЕИС — http://zakupki.gov.ru

Многие заказчики ставят обязательным условием участия в торгах — отсутствие подрядчика в реестре.

Видео: как избежать внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:

  1. Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
  5. Данные о контракте:
    — дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует);
    —наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт;
    —код ОКВЭД товара (работ или услуг);
    —цена и валюта договора;
    —срок, в который должен быть исполнен контракт.
  6. Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
  7. Дата прекращения действия договора.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, так же есть коммерческие тендеры.

Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.

Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.

Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).

Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.

Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но практически повсеместно у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.

Алгоритм внесения подрядчика в РНП

В зависимости от ситуации, действия заказчика немного отличаются. Рассмотрим подробно каждую из ситуаций:

  1. Отмена (расторжение) контракта через суд или отказ от исполнения контракта заказчиком. Заказчик в течении 3-х дней, с момента расторжения контракта, должен направить в ФАС данные, соответствующие ч.3 ст. 104 ФЗ-44, а так же решение суда (его копию) или письмо с обоснованием причин отказа заказчика сотрудничать с данным поставщиком.
  2. Если планируется заключение договора с участником закупки, следующим по списку после отказавшегося победителя, то заказчик должен направить в ФАС информацию (п.1-3 ч. 3 ст. 104) не позже трех рабочих дней с момента заключения договора с участником под номером 2. Также необходимо приложить выписку из протокола рассмотрения заявок, протокола о проведении аукциона или какие-либо другие документы, которые свидетельствуют об отказе победителя от подписания контракта.
  3. Третий случай предусматривает уклонение от подписания договора единственным участником закупки. В данной ситуации заказчик в течение 5-ти рабочих дней после истечения срока подписания договора направляет информацию в ФАС (п.1-3 ч. 3 ст. 104) и прикладывает выписку из протокола рассмотрения заявки, протокола проведения тендера и иных документов, которые могут подтвердить, что единственный подрядчик отказался от заключения договора.

После того, как документы поступают в ФАС, сотрудники данного учреждения в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть факты, предоставленные в документации и вынести решение.

Если информации будет недостаточно для вынесения решения, то заказчику в течение 3-х рабочих дней, с момента получения данных ФАС, отправляется об этом уведомление. И еще 3 дня дается заказчику на обратную связь со службой для предоставления недостающей информации. Если информация о недобросовестности подрядчика подтверждается, то в течение трех дней ФАС включает в реестр недобросовестных поставщиков данного исполнителя.

Санкции за предоставление ложной информации

В случае, когда предоставление информации о недобросовестном поставщике является необходимым правовым действием, в рамках заключаемого контракта, то забывать и игнорировать это действие не стоит. Т.к. непредставление указанной информации влечет штрафные санкции (в соответствии с КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: для должностных лиц 15 000 руб; для юр. лиц — 100 000 руб.

Данные в статье актуальны на момент ее написания, для более полной и актуальной информации следите за правовыми нормами РФ.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

14.05.2018 введен в эксплуатацию функциональный блока Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), обеспечивающий реализацию требований постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – постановление № 615).
С даты ввода в эксплуатацию вышеуказанного функционального блока, размещение процедур предварительного отбора и электронного аукциона по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту будет осуществляться во взаимодействии ЕИС с электронными торговыми площадками в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением № 615.
Одновременно с этим в публичной части ЕИС будет доступно 2 новых реестра (Реестр квалифицированных подрядных организаций (далее – РКПО) и Реестр недобросовестных подрядных организаций (далее – РНПО)). Указанные реестры будут наполнены информацией, содержавшейся в соответствующих региональных реестрах, опубликованных на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Ведение и наполнение реестров РКПО и РНПО будет осуществляться уполномоченными органами в ЕИС.
Сведения о заключенных по результатам электронных аукционов договорах на оказание услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (в том числе по процедурам, начатым ранее) после 14.05.2018 г. должны размещаться в Реестре договоров ЕИС.

Вопрос-Ответ

  • - Каков порядок признания исчисления налога на прибыль расходов в виде вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации?
  • - Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 12 июля 2010 г. N 03-03-05/150 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания расходов...
  • - Может ли участвовать в торгах, которые проводятся в соответствии с Законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», организация, которая не имеет Свидетельства о допуске к работам по организации строительства?
  • - Нет, не может. Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах...
  • - Просим Вас дать разъяснения по следующей формулировке отраженной в Свидетельстве "вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 10 000 000 (десять миллионов рублей). 1. Относится ли данная формулировка ко всему перечню работ, допуск к которым разрешен указанным в приложении к Свидетельству или только к работам в которых выполняются функции Генподрядчика. 2. Возможно ли за исключением функций Генподрядчика выполнять работы на сумму превышающую 10 000 000 (десять миллионов) рублей. 3. Просим дать определение термину "Функция Генподрядчика"
  • - 1. Формулировка в Приложении к Свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства -организация вправе заключать договоры...
  • - В: Влечет ли изменение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, изменение договора страхования гражданской ответственности?
  • - О: В случае изменения перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в результате которого вводятся новые виды работ, исключается часть видов работ, ...
  • - В: Могут ли свидетельства, удостоверения и другие документы, выданные Ростехнадзором по результатам обучения физических лиц по различным специальностям, приравниваться к документам о повышении квалификации?
  • - О: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не является образовательным учреждением, и выдача свидетельств или удостоверений о повышении квалификации не входит в...
  • - В: Вправе ли лицо иметь свидетельства о допуске к работам, выданные разными саморегулируемыми организациями?
  • - О: В соответствии с частью 7 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого...
  • - В: Сохраняет ли свидетельство о допуске к работам свое действие в случае изменения состава учредителей юридического лица?
  • - О: Изменение состава учредителей юридического лица не влияет на его правоспособность, в том числе на действие свидетельства о допуске к...
  • - Есть какие-то нюансы вступления компаний, не имеющих опыта строительной деятельности? Организациям с действующими лицензиями проще вступить в СРО?
  • - Строительные компании из других регионов вступить в саморегулируемую организацию, зарегистрированную в...
  • - Каковы условия вступления и членства в СРО?
  • - По этому вопросу в разделе «Нормативная база» имеется письмо Министерства Финансов РФ N 03-03-05/150 от 12 июля 2010 ...

Сформированы реестры добросовестных подрядчиков капремонта в 78 субъектах РФ

По словам главы Министерства строительства России Михаила Меня, сформированы реестры добросовестных подрядчиков капитального ремонта, охватывающие около 3000 подрядчиков в 78 субъектах РФ.

Это необходимо, прежде всего, для повышения качества капитального ремонта. Сначала проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, затем среди отобранных компаний проводится конкурс на конкретные работы. По мнению Михаила Меня, к проведению капитального ремонта целесообразно допускать только хорошо зарекомендовавшие себя компании. Причем критерии попадания в реестр добросовестных подрядчиков являются публичными, что позволяет любому надежному подрядчику попасть в этот список. Например, одним из требований к подрядчику является отсутствие проигранных исков по предыдущим контрактам.

По информации на 1 февраля 2017 года, предварительные отборы уже проведены в 78 субъектах России. Заявки подали свыше 7 500 компаний, но в реестр удалось попасть лишь 3000 подрядчикам. До сих пор не сформированы реестры в семи регионах: в Республике Коми, Карелии, Дагестане, Сахалинской, Самарской, Ульяновской областях и Алтайском крае.

Дата создания: Пт, 02/03/2017 - 12:12

Дата последнего изменения: Пт, 02/03/2017 - 12:12



Просмотров