Разгром фадеев в сокращении. Александр фадеев - разгром

© Издательство «Детская литература». 2001

© И. М. Дубровина. Вступительная статья, 2001.

© О. Г. Верейский. Рисунки, наследники.

1901–1956

Человек в экстремальных обстоятельствах

Александр Александрович Фадеев (1901–1956) относится к числу самых заметных и вместе с тем противоречивых фигур литературного процесса советских лет.

Юность его прошла на Дальнем Востоке, где он участвовал в партизанской борьбе. События этих лет отражены в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924), романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэге» (1929–1940). В 1945 году писатель публикует роман на документальной основе «Молодая гвардия» о юных героях-антифашистах города Краснодона (вторая редакция – 1951).

А. А. Фадеев являлся также руководителем литературных организаций, автором теоретических и критических статей. Эта его деятельность была сложной и неоднозначной. Заботясь о создании высокой литературы, он в то же время испытал на себе влияние официальных установок и зловещей практики сталинской поры. Не найдя выхода из трагического тупика, писатель покончил с собой в 1956 году.

«Разгром» – одна из самых известных книг Фадеева.

Произведения о людях гражданской войны, да и сами события гражданской войны вызывают в последнее время резкие споры. С одной стороны – полный пересмотр вчерашних оценок. С другой стороны – стремление сохранить, тщательно сберечь то ценное, что оставило время, несмотря на всю его сложность. Думается, дискуссии эти еще не закончены.

Во всяком случае, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Книги, выражающие точку зрения участников событий, как бы к этой точке зрения ни относились следующие поколения, важны уже тем, что они являются живым свидетельством определенных общественных отношений своей поры.

И второе. Даже в самые суровые и противоречивые эпохи люди находят и создают нечто светлое, гуманное, сохраняющее свое общечеловеческое значение, что не может не отразиться в произведениях серьезного талантливого художника.

Когда у А. Фадеева родился замысел книги «Разгром», в памяти писателя были еще свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он активно участвовал. «Основные наметки этой темы появились в моем сознании еще в 1921–1922 годах», – сообщал Фадеев. Отдельным изданием произведение вышло в 1927 году и сразу вызвало острейшую дискуссию.

Многими литераторами книга была высоко оценена. Писали, что «Разгром» «открывает поистине новую страницу нашей литературы», что в нем найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны», подчеркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьезную силу имеет наша литература в Фадееве».

Фадеевский подход к действительности многими в литературных кругах был принят. Многими – но не всеми. Полемику вызвала сама суть художественных принципов писателя. Речь шла не только непосредственно о «Разгроме», но и о перспективах дальнейшего развития нашей литературы.

Если сейчас говорят, что в той или другой книге удачно изображен внутренний мир героев, их психология, то все мы воспринимаем такое заявление как признание заслуг писателя. В годы же, когда впервые появился «Разгром» Фадеева, критики в рецензиях отмечали реалистическое изображение психологии героев, их душевных конфликтов и… именно это ставили в упрек автору. В одной из статей говорилось, что психологизм в литературе совсем не нужен и его надо заменить описанием документальных фактов, то есть «производством нужных классу и человечеству ценностей (вещей)». А другой критик в рецензии, посвященной «Разгрому», категорически утверждал, что задача литературы – «давать не людей, а дело, описывать не людей, а дело, заинтересовывать не людьми, а делами». «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает». Неправомерность такого противопоставления тогда далеко не для всех была очевидной.

Само по себе реалистическое исследование психологии людей не было, конечно, открытием Фадеева. Советская литература получила в наследство от литературной классики гениальные образцы художественного исследования диалектики человеческой души. И если бы Фадеева критиковали только за то, что иногда его интонации в чем-то слишком уж повторяли интонации Льва Толстого (как в других случаях – интонации раннего Горького), то с этим, пожалуй, и не стоило бы спорить. Но в укор писателю ставили вовсе не чересчур прилежное следование отдельным чертам стиля классиков, их манере. Нет, некоторые критики в принципе отвергали всякий психологизм.

Фадееву вовсе не была чужда задача «описывать дела», «заинтересовывать делами» – деяниями его эпохи, борьбой народа. Но это ни в коей мере не противоречило вниманию к отдельному человеку и к «тому, что он переживает».

Именно в человеке, в личности, в создании условий для наибольшего расцвета индивидуальности каждого из миллионов Фадеев видел успех общего дела.

Защитникам такого искусства, где нет отдельных героев, а существует лишь единый гигантский «вещественный» герой, какая-нибудь отрасль труда, продукт человеческой работы, казалось, что развитие личности, культивирование внимания к тончайшим оттенкам чувств человека грозит индивидуализмом, противостоит вниманию к обществу, вредно для общества, антисоциально. На самом же деле чем глубже, интереснее, многограннее, талантливее человек, личность, индивидуальность, чем больше внимания уделяется всестороннему развитию индивидуальных качеств личности, тем нужнее она обществу, тем интереснее она всем остальным, тем больше она может дать человечеству, иначе говоря – тем «социальнее» эта личность. И в то же время для нее самой важна связь с обществом: чем больше нитей связывает человека с другими людьми, помогающими ему и поддерживающими его, тем его личность будет богаче и сильнее, тем свободнее человек будет ориентироваться и действовать в окружающем его мире.

Актуальность проблематики «Разгрома» с годами не теряет остроты. Она противостоит как анархической трактовке «свободной личности», попирающей законы общества, так и казарменно-уравнительному подходу к массам, стремлению прикрыть фразами о революционном деле пренебрежение к человеку.

Образная система «Разгрома» определена прежде всего соотношением, связью, слитностью двух моментов: с одной стороны, автору романа свойственно глубокое внимание к формированию и выявлению качеств характера отдельного человека, с другой – умение увидеть в этих частных изменениях, порой незаметных движениях души свойства эпохи, увидеть связь частного и общего, личности и массы. Причем большие обобщающие идеи о человеке и массе выражены в небольшом по объему произведении – очень емко и чрезвычайно компактно. Партизанский отряд рассматривается Фадеевым отнюдь не как механическое соединение отдельных человеческих песчинок, а как сложное и своеобразное единство интереснейших индивидуальностей. В произведении нет какого-либо одного главного драматического события, одного конфликта, который бы цементировал сюжет всей книги. Здесь драматизм – психологический: судьба отряда раскрывается не столько во внешних, сколько во внутренних, психологических столкновениях и сопоставлениях его бойцов.

Всмотримся в героев «Разгрома» и в его сюжет.

Один из главных героев «Разгрома», партизанский командир Левинсон, так формулирует для себя первоочередную задачу: сохранить свой отряд как боевую единицу. Читатель, однако, видит, что конечная цель усилий героев, их борьбы – не только в этом. Да и у Левинсона, кроме задачи военной, есть еще и программа-максимум, связанная с его жаждой нового, прекрасного, сильного и доброго человека, хотя ему не всегда удается до конца выразить ее: «…Он чувствовал, что нужно было говорить о чем-то другом более основном и изначальном, к чему он сам не без труда подошел в свое время и что вошло теперь в его плоть и кровь. Но об этом не было возможности говорить теперь, потому что каждая минута сейчас требовала от людей уже осмысленного и решительного действия».

Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на все четыре стороны. Морозка, одумавшись, берет письмо и отправляется в путь, заметив, что «уйтить из отряда» ему никак нельзя.

Далее следует предыстория Морозки, который был шахтером во втором поколении, все в жизни делал бездумно - бездумно женился на гулящей откатчице Варе, бездумно ушел в восемнадцатом году защищать Советы. На пути к отряду Шалдыбы, куда ординарец и вез пакет, он видит бой партизан с японцами; партизаны бегут, бросив раненого парнишку в городском пиджачке. Морозка подбирает раненого и возвращается в отряд Левинсона.

Раненого звали Павлом Мечиком. Очнулся он уже в лесном лазарете, увидел доктора Сташинского и медсестру Варю (жену Морозки). Мечику делают перевязку. В предыстории Мечика сообщается, что он, живя в городе, хотел героических подвигов и поэтому отправился к партизанам, но, когда попал к ним, разочаровался. В лазарете он пытается разговориться со Сташинским, но тот, узнав, что Мечик был близок в основном с эсерами-максималистами, не расположен говорить с раненым. Мечик не понравился Морозке сразу, не понравился и позже, когда Морозка навещал свою жену в лазарете. На пути в отряд Морозка пытается украсть дыни у сельского председателя Рябца, но, застигнутый хозяином, вынужден ретироваться. Рябец жалуется Левинсону, и тот приказывает забрать у Морозки оружие. На вечер назначен сельский сход, чтобы обсудить поведение ординарца. Левинсон, потолкавшись между мужиками, понимает окончательно, что японцы приближаются и ему с отрядом нужно отступать. К назначенному часу собираются партизаны, и Левинсон излагает суть дела, предлагая всем решить, как быть с Морозкой. Партизан Дубов, бывший шахтер, предлагает выгнать Морозку из отряда; это так подействовало на Морозку, что тот дает слово, что больше ничем не опозорит звание партизана и бывшего шахтера. В одну из поездок в лазарет Морозка догадывается, что у его жены и Мечика возникли какие-то особенные отношения, и, никогда не ревновавший Варю ни к кому, на этот раз чувствует злобу и к жене, и к «маменькиному сынку», как он называет Мечика.

В отряде все считают Левинсона человеком «особой, правильной породы». Всем кажется, что командир все знает и все понимает, хотя Левинсон испытывал сомнения и колебания. Собрав со всех сторон сведения, командир приказывает отряду отступать. Выздоровевший Мечик приходит в отряд. Левинсон распорядился выдать ему лошадь - ему достается «слезливая, скорбная кобыла» Зючиха; обиженный Мечик не знает, как обходиться с Зючихой; не умея сойтись с партизанами, он не видит «главных пружин отрядового механизма». Вместе с Баклановым его послали в разведку; в деревне они наткнулись на японский патруль и в перестрелке убили троих. Обнаружив основные силы японцев, разведчики возвращаются в отряд.

Отряду нужно отступать, нужно эвакуировать госпиталь, но нельзя брать с собой смертельно раненного Фролова. Левинсон и Сташинский решают дать больному яду; Мечик случайно слышит их разговор и пытается помешать Сташинскому - тот кричит на него, Фролов понимает, что ему предлагают выпить, и соглашается.

Отряд отступает, Левинсон во время ночевки идет проверять караулы и разговаривает с Мечиком - одним из часовых. Мечик пытается объяснить Левинсону, как ему (Мечику) плохо в отряде, но у командира остается от разговора впечатление, что Мечик «непроходимый путаник». Левинсон посылает Метелицу в разведку, тот пробирается в деревню, где стоят казаки, забирается во двор дома, где живет начальник эскадрона. Его обнаруживают казаки, сажают его в сарай, наутро его допрашивают и ведут на площадь. Там вперед выходит человек в жилетке, ведя за руку испуганного пастушонка, которому Метелица накануне в лесу оставил коня. Казачий начальник хочет «по-своему» допросить мальчика, но Метелица бросается на него, стремясь его задушить; тот стреляет, и Метелица погибает.

Казачий эскадрон отправляется по дороге, его обнаруживают партизаны, устраивают засаду и обращают казаков в бегство. Во время боя убивают коня Морозки; заняв село, партизаны по приказу Левинсона расстреляли человека в жилетке. На рассвете в село направляется вражеская конница, поредевший отряд Левинсона отступает в лес, но останавливается, так как впереди трясина. Командир приказывает гатить болото. Перейдя гать, отряд направляется к мосту, где казаки устроили засаду. Мечик отправлен в дозор, но он, обнаруженный казаками, боится предупредить партизан и бежит. Ехавший за ним Морозка успевает выстрелить три раза, как было условлено, и погибает. Отряд бросается на прорыв, остается девятнадцать человек.

Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на все четыре стороны. Морозка, одумавшись, берет письмо и отправляется в путь, заметив, что «уйтить из отряда» ему никак нельзя.

Далее следует предыстория Морозки, который был шахтёром во втором поколении, все в жизни делал бездумно - бездумно женился на гулящей откатчице Варе, бездумно ушёл в восемнадцатом году защищать Советы. На пути к отряду Шалдыбы, куда ординарец и вёз пакет, он видит бой партизан с японцами; партизаны бегут, бросив раненого парнишку в городском пиджачке. Морозка подбирает раненого и возвращается в отряд Левинсона.

Раненого звали Павлом Мечиком. Очнулся он уже в лесном лазарете, увидел доктора Сташинского и медсестру Варю (жену Морозки). Мечику делают перевязку. В предыстории Мечика сообщается, что он, живя в городе, хотел героических подвигов и поэтому отправился к партизанам, но, когда попал к ним, разочаровался. В лазарете он пытается разговориться со Сташинским, но тот, узнав, что Мечик был близок в основном с эсерами-максималистами, не расположен говорить с раненым. Мечик не понравился Морозке сразу, не понравился и позже, когда Морозка навещал свою жену в лазарете. На пути в отряд Морозка пытается украсть дыни у сельского председателя Рябца, но, застигнутый хозяином, вынужден ретироваться. Рябец жалуется Левинсону, и тот приказывает забрать у Морозки оружие. На вечер назначен сельский сход, чтобы обсудить поведение ординарца. Левинсон, потолкавшись между мужиками, понимает окончательно, что японцы приближаются и ему с отрядом нужно отступать. К назначенному часу собираются партизаны, и Левинсон излагает суть дела, предлагая всем решить, как быть с Морозкой. Партизан Дубов, бывший шахтёр, предлагает выгнать Морозку из отряда; это так подействовало на Морозку, что тот даёт слово, что больше ничем не опозорит звание партизана и бывшего шахтёра. В одну из поездок в лазарет Морозка догадывается, что у его жены и Мечика возникли какие-то особенные отношения, и, никогда не ревновавший Варю ни к кому, на этот раз чувствует злобу и к жене, и к «маменькиному сынку», как он называет Мечика.

В отряде все считают Левинсона человеком «особой, правильной породы». Всем кажется, что командир все знает и все понимает, хотя Левинсон испытывал сомнения и колебания. Собрав со всех сторон сведения, командир приказывает отряду отступать. Выздоровевший Мечик приходит в отряд. Левинсон распорядился выдать ему лошадь - ему достаётся «слезливая, скорбная кобыла» Зючиха; обиженный Мечик не знает, как обходиться с Зючихой; не умея сойтись с партизанами, он не видит «главных пружин отрядового механизма». Вместе с Баклановым его послали в разведку; в деревне они наткнулись на японский патруль и в перестрелке убили троих. Обнаружив основные силы японцев, разведчики возвращаются в отряд.

Отряду нужно отступать, нужно эвакуировать госпиталь, но нельзя брать с собой смертельно раненного Фролова. Левинсон и Сташинский решают дать больному яду; Мечик случайно слышит их разговор и пытается помешать Сташинскому - тот кричит на него, Фролов понимает, что ему предлагают выпить, и соглашается.

Отряд отступает, Левинсон во время ночёвки идёт проверять караулы и разговаривает с Мечиком - одним из часовых. Мечик пытается объяснить Левинсону, как ему (Мечику) плохо в отряде, но у командира остаётся от разговора впечатление, что Мечик «непроходимый путаник». Левинсон посылает Метелицу в разведку, тот пробирается в деревню, где стоят казаки, забирается во двор дома, где живёт начальник эскадрона. Его обнаруживают казаки, сажают его в сарай, наутро его допрашивают и ведут на площадь. Там вперёд выходит человек в жилетке, ведя за руку испуганного пастушонка, которому Метелица накануне в лесу оставил коня. Казачий начальник хочет «по-своему» допросить мальчика, но Метелица бросается на него, стремясь его задушить; тот стреляет, и Метелица погибает.

Казачий эскадрон отправляется по дороге, его обнаруживают партизаны, устраивают засаду и обращают казаков в бегство. Во время боя убивают коня Морозки; заняв село, партизаны по приказу Левинсона расстреляли человека в жилетке. На рассвете в село направляется вражеская конница, поредевший отряд Левинсона отступает в лес, но останавливается, так как впереди трясина. Командир приказывает гатить болото. Перейдя гать, отряд направляется к мосту, где казаки устроили засаду. Мечик отправлен в дозор, но он, обнаруженный казаками, боится предупредить партизан и бежит. Ехавший за ним Морозка успевает выстрелить три раза, как было условлено, и погибает. Отряд бросается на прорыв, остаётся девятнадцать человек.

Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то, что ему говорят, то придется забрать у него оружие и выгнать из отряда. Сам Морозка был шахтером и четвертым сыном в семье. Он не сильно задумывался о жизни и свои поступки делал бездумно. За время его службы его ранили около шести раз и два раза контузили. У него была жена откатчица Варя.

Дорога к Шандыбе оказалась тяжелой, по дороге герой попал под обстрел. Там же он спас молодого парнишку.

Глава 2. Мечик

Парня звали Павел Метчик, на первый взгляд он не произвел впечатление на Морозку. До случившейся беды парень жил в городе и хотел совершить подвиг. Но, к сожалению его мечты быстро были разрушены. Морозка доставил Метчика в лазарет, там он встречает Варю и влюбляется в девушку, она же была женой Морозка. Варя не отвергает парня и даже отвечает ему взаимностью. Но девушка получает порцию негативных отзывов в свою сторону от Пики, он считает девушку блудливой и не верной.

Глава 3. Шестое чувство

Морозка невзлюбил Метчика, считал что он идет на все готовое, а самое главное не понимал, как Варя обратила на него внимание. Однажды Морозка пошел воровать у головы села Рябца дыни, и об этом узнал Левинсон. По приказу было назначено собрание для обсуждения этого случая. Вскоре Левинсон заподозрил какую-то угрозу, поэтому приказал всем готовить запасы еды для людей и лошадей.

Глава 4. Один

На Метчика давят мысли о том, что к нему отношение не такое как ко всем. Он не чувствует сочувствия к себе, а только насмешки. Он рассказал Сташинскому о своей службе у максималистов. Сташинский не понял его и начал проявлять всё большую сухость в общении.

Глава 5. Мужики и «угольное племя»

Левинскон спешит прийти на собрание первым, чтобы узнать слухи, раньше чем другие. Он подозревал что-то нехорошее, в голосах мужиков он чувствовал тревогу. Как оказалось, на собрании было принято решение изгнать Морозку, но тот клался и просил его простить, говорил, что такого больше не случится. Левинсон приказал партизанам оказывать помощь остальным по хозяйству, когда будет время.

Глава 6. Левинсон

Левинсона постоянно мучили не хорошие новости, из-за которых ему сложно было принимать решения и давать распоряжения. На самом деле Левинсом никогда не показывал своих тревог, поэтому многие считали место командира именно его местом, так как тот справлялся с ролью командира на отлично. Через некоторое время оказалось, что японский десант пробрался в город. Левинсон вынужден дать команду от отступлении.

Глава 7. Враги

Сташинский получает весть о приказе разгружать лазарет. После этого люди начали возвращаться в свои деревни. В лазарете остались только три человека. Пика не был болен, а просто привык там находится. Метчик шел на поправку, ему как раз сняли повязку и Варя обещала, что скоро он сможет пойти в отряд. Мечтик очень хотел попасть к Левинсону, мечтал показать себя полезным солдатом, хотел изменится так, чтобы его не узнали, когда он вернется в город.

Глава 8. Первый ход

Внезапно появились дезертиры, они подняли тревогу, вся округа была в панике. Была собрана группа разведчиков, чтобы проверить наличие японцев на территории, но она ничего не выявила. Левинсон отпускает Морозку во взвод, а на новое место ординарца становится Ефимка.

В этот же Морозка был во взводе. Ночью была тревога из-за выстрелов за рекой. Но, как оказалось позднее это была ложная тревога. Это Левинсон проверял готовность своей команды

Глава 9. МЕЧИК В ОТРЯДЕ

В госпитале собирают запасы пищи, на случай, если придется прятаться в тайге. Метчик уходит с Пикой в отряд, там их присоединяют ко взводу Кубрака. Метчика оскорбил вид клячи, и он даже хотел пойти в штаб чтобы выразить недовольство, но в итоге забоялся. Метчик не хотел ухаживать за лошадью, но этим только получил негативные взгляды со стороны товарищей.

Глава 10. НАЧАЛО РАЗГРОМА

Левинсону от разведчиков была направлена информация о нахождении японцев на больших территориях. Командир отправил разведать ситуацию Бакланова и Мечика. Информация об отсутствии японцев от прошлой разведки была не правдива. Бакланову и Метчику удалось сбежать разведав всё нужное.

Глава 11. Страда

Дорога через тайгу для партизан выдалась очень тяжелой, в пути он встречают Стыркшу. Тот сказал, что тому, кто поймает Левинсона будет награда. Вскоре они подходят к госпиталю. Тем временем Сташинский и Левинсон решают, что делать с Фроловым, который смертельно ранен. В итоге они дают ему яд, чтобы не мучить ни его, ни себя.

Глава 12. Пути-дороги

Морозка встречает свою жену, и его терзают мысли о его жене и Метчике. Но он пытается взять себя и руки и сделать вид, что ему безразлично.

Партизаны стремительно идут вперед.

Глава 13. Груз

Метчик хочет уйти из отряда, и сообщает это Левинсону. Он обосновал свое решение тем, что просто считает себя ненужным и бесполезным.

Глава 14. Разведка метелицы

Метелицу отправляют в разведку, по приказу он должен вернуться ночью. Но место, куда его отослали находилась намного дальше, поэтому лишь к ночи он вышел из тайги. Он оказался в поле, где горел костер, возле него сидел мальчик. Сначала он испугался внезапно появившегося Метелицу, но потом спокойно рассказал, что родителей его убили пол года назад, и что в селе сейчас стоит целый полк казаков. Метелицу пошел в село, чтобы разведать еще что-нибудь. Но его поймали три казаки и избили. Утром в отряде все начали волноваться, ведь разведчик так и не вернулся.

Глава 15. Три смерти

Метелица оказался в сарае и думал о том, как вести себя, как показать, что он вовсе не боится смерти. Его отвели на допрос к взводному, а затем на площадь. Там он встречает того мальчика, которого видел в поле поле.

Глава 16. Трясина

Варя вернулась в село и пошла искать Морозку. Нашла она его лежащим на земле, пьяным. Морозка решился поцеловать Варю и вскоре они помирились.

Враги начали наступать на село утром, и Левинсон вынужден был приказать отступать.

Глава 17. Девятнадцать

Левинсон отдает приказ идти на прорыв, и узнает, что был убит Бакланов. Командир был очень расстроен. Прорвались через лес девятнадцать человек.

Картинка или рисунок Фадеев Разгром

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Жуковский Море

    В своем стихотворение в полной мере описал невероятную красоту моря. Он с трепетом и восхищением описывает его словно живое существо. Каждое его движение, каждое переживание вызывает у автора благоговейный трепет.

  • Краткое содержание Вредные советы Остера

    В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту

  • Краткое содержание Распутин Последний срок

    Восьмидесятилетняя старушка Анна умирает, но пока жива. Дочери знают об этом по запотевшему зеркалу, поднесенному к губам матери. Старшая дочь, Варвара, считает возможным начать отпевать мать

  • Краткое содержание Тяжёлый песок Рыбаков

    С первых страниц романа перед нами предстает история жизни папы главного героя. А судьба его отца была очень интересной. Он родился в Швейцарии, и считался в семье самым младшим

  • Краткое содержание Побег Станюкович

    В этом произведении говорится об адмиралтейском сыне. Мальчика зовут Василий, ему около 10 лет. Действие рассказа происходит в Севастополе, городе на берегу моря. Вася живет в добротной усадьбе

Командир парти-зан-ского отряда Левинсон прика-зы-вает орди-нарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он пред-ла-гает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно прика-зы-вает орди-нарцу сдать оружие и отправ-ляться на все четыре стороны. Морозка, одумав-шись, берет письмо и отправ-ля-ется в путь, заметив, что «уйтить из отряда» ему никак нельзя.

Далее следует предыс-тория Морозки, который был шахтером во втором поко-лении, все в жизни делал бездумно — бездумно женился на гулящей откат-чице Варе, бездумно ушел в восем-на-дцатом году защи-щать Советы. На пути к отряду Шалдыбы, куда орди-нарец и вез пакет, он видит бой партизан с япон-цами; парти-заны бегут, бросив ране-ного парнишку в город-ском пиджачке. Морозка подби-рает ране-ного и возвра-ща-ется в отряд Левин-сона.

Ране-ного звали Павлом Мечиком. Очнулся он уже в лесном лаза-рете, увидел доктора Сташин-ского и медсестру Варю (жену Морозки). Мечику делают пере-вязку. В предыс-тории Мечика сооб-ща-ется, что он, живя в городе, хотел геро-и-че-ских подвигов и поэтому отпра-вился к парти-занам, но, когда попал к ним, разо-ча-ро-вался. В лаза-рете он пыта-ется разго-во-риться со Сташин-ским, но тот, узнав, что Мечик был близок в основном с эсерами-макси-ма-ли-стами, не распо-ложен гово-рить с раненым. Мечик не понра-вился Морозке сразу, не понра-вился и позже, когда Морозка навещал свою жену в лаза-рете. На пути в отряд Морозка пыта-ется украсть дыни у сель-ского пред-се-да-теля Рябца, но, застиг-нутый хозя-ином, вынужден рети-ро-ваться. Рябец жалу-ется Левин-сону, и тот прика-зы-вает забрать у Морозки оружие. На вечер назначен сель-ский сход, чтобы обсу-дить пове-дение орди-нарца. Левинсон, потол-кав-шись между мужи-ками, пони-мает окон-ча-тельно, что японцы прибли-жа-ются и ему с отрядом нужно отсту-пать. К назна-чен-ному часу соби-ра-ются парти-заны, и Левинсон изла-гает суть дела, пред-лагая всем решить, как быть с Морозкой. Партизан Дубов, бывший шахтер, пред-ла-гает выгнать Морозку из отряда; это так подей-ство-вало на Морозку, что тот дает слово, что больше ничем не опозорит звание парти-зана и бывшего шахтера. В одну из поездок в лазарет Морозка дога-ды-ва-ется, что у его жены и Мечика возникли какие-то особенные отно-шения, и, никогда не ревно-вавший Варю ни к кому, на этот раз чувствует злобу и к жене, и к «мамень-ки-ному сынку», как он назы-вает Мечика.

В отряде все считают Левин-сона чело-веком «особой, правильной породы». Всем кажется, что командир все знает и все пони-мает, хотя Левинсон испы-тывал сомнения и коле-бания. Собрав со всех сторон сведения, командир прика-зы-вает отряду отсту-пать. Выздо-ро-вевший Мечик приходит в отряд. Левинсон распо-ря-дился выдать ему лошадь — ему доста-ется «слез-ливая, скорбная кобыла» Зючиха; обиженный Мечик не знает, как обхо-диться с Зючихой; не умея сойтись с парти-за-нами, он не видит «главных пружин отря-до-вого меха-низма». Вместе с Бакла-новым его послали в разведку; в деревне они наткну-лись на япон-ский патруль и в пере-стрелке убили троих. Обна-ружив основные силы японцев, развед-чики возвра-ща-ются в отряд.

Отряду нужно отсту-пать, нужно эваку-и-ро-вать госпи-таль, но нельзя брать с собой смер-тельно ранен-ного Фролова. Левинсон и Сташин-ский решают дать боль-ному яду; Мечик случайно слышит их разговор и пыта-ется поме-шать Сташин-скому — тот кричит на него, Фролов пони-мает, что ему пред-ла-гают выпить, и согла-ша-ется.

Отряд отсту-пает, Левинсон во время ночевки идет прове-рять караулы и разго-ва-ри-вает с Мечиком — одним из часовых. Мечик пыта-ется объяс-нить Левин-сону, как ему (Мечику) плохо в отряде, но у коман-дира оста-ется от разго-вора впечат-ление, что Мечик «непро-хо-димый путаник». Левинсон посы-лает Мете-лицу в разведку, тот проби-ра-ется в деревню, где стоят казаки, заби-ра-ется во двор дома, где живет начальник эскад-рона. Его обна-ру-жи-вают казаки, сажают его в сарай, наутро его допра-ши-вают и ведут на площадь. Там вперед выходит человек в жилетке, ведя за руку испу-ган-ного пасту-шонка, кото-рому Мете-лица нака-нуне в лесу оставил коня. Казачий начальник хочет «по-своему» допро-сить маль-чика, но Мете-лица броса-ется на него, стре-мясь его заду-шить; тот стре-ляет, и Мете-лица поги-бает.

Казачий эскадрон отправ-ля-ется по дороге, его обна-ру-жи-вают парти-заны, устра-и-вают засаду и обра-щают казаков в бегство. Во время боя убивают коня Морозки; заняв село, парти-заны по приказу Левин-сона расстре-ляли чело-века в жилетке. На рассвете в село направ-ля-ется враже-ская конница, поре-девший отряд Левин-сона отсту-пает в лес, но оста-нав-ли-ва-ется, так как впереди трясина. Командир прика-зы-вает гатить болото. Перейдя гать, отряд направ-ля-ется к мосту, где казаки устроили засаду. Мечик отправлен в дозор, но он, обна-ру-женный каза-ками, боится преду-пре-дить партизан и бежит. Ехавший за ним Морозка успе-вает выстре-лить три раза, как было услов-лено, и поги-бает. Отряд броса-ется на прорыв, оста-ется девят-на-дцать человек.



Просмотров