Раздел земельного участка с сохранением. Участок в муниципальной собственности – делим правильно

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

Раздел земельного участка

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Например, делится ЕЗ в результате раздела могут образоваться землепользования и многоконтурные ЗУ или только многоконтурные ЗУ или только землепользования.

Раздел допускается проводить в отношении уточненных земельных участков, если же границы исходного земельного участка не уточнены, то раздел допускается при условии если границы образуемых земельных участков совпадают с границами исходного земельного участка, т.е. не смещаются. Однако, в этом случае в состав межевого плана необходимо будет включить Акт согласования внешних границ образуемых ЗУ или Акт согласования границ исходного земельного участка, т.к. при таком разделе одновременно уточняются граница ранее неуточненного исходного земельного участка.
Раздел с сохранением исходного земельного участка в измененных границах
Раздел с сохранением исходного ЗУ в измененных границах допускается в отношении земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и в отношении единых землепользований.

В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утв. Приказом МЭР РФ от 04.02.2010 г. № 42 в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Т.е. если в составе единого землепользования остается менее 2-ух обособленных ЗУ, то в этом случае необходимо осуществлять раздел такого земельного участка.

Также как в случае с обычным разделом, Акт согласования границ образуемых ЗУ или исходного ЗУ требуется в том, случае если осуществляется раздел ЗУ, имеющего неуточненные границы. Но если ЗУ образуются таким образом, что не затрагивают внешних границ исходного земельного участка, т.е. одновременно не происходит уточнение границ исходных ЗУ, то акт согласования в этом случае не требуется. Также не требуется Акт согласования границ в случае раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, когда осуществляется раздел ЗУ, границы которого в ГКН отсутствуют. Данное правило действует и при согласовании ЗУ образующихся путем выдела.
Перераспределение земельных участков.

В соответствии со ст. 11.7. Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается.

Перераспределение допускается, если оба исходных ЗУ относятся:

К неразграниченной государственной собственности;

К муниципальной собственности;

К частной собственности;

К федеральной собственности;

Собственности субъекта РФ.
Перераспределение между обычными земельными участками.

При перераспределении границы исходных ЗУ должны быть «уточненными» (исключение: допускается перераспределение ЗУ, имеющих не уточненные границы, если границы образуемых ЗУ совпадают с границами исходных ЗУ (не смещаются).

Границы образуемых ЗУ не должны выходить за пределы исходных ЗУ;

Перераспределение допускается только в отношении смежных ЗУ.
Есть разновидность перераспределения, не предусмотренная земельным кодексом, но предусмотренная Приказом МЭР РФ № 412 от 24.11.2008 г. - перераспределение с землями государственной собственности – это когда земельный участок частично образуется из земельного участка, частично из земель государственной собственности.

Перераспределение с землями государственной собственности допускается только в отношении тех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Перераспределение с землями госсобственности:

Допускается в отношении земельных участков, границы которых являются «уточненными» или «неуточненными»;

Допускается в отношении одного или одновременно нескольких исходных земельных участков.

Допускается только в отношении смежных ЗУ.

В результате перераспределения ЗУ с землями госсобственности могут быть образованы один или несколько земельных участков.

Документы, на основании которых могут быть образованы ЗУ при объединении, разделе или перераспределении.

Документ, на основании которого проводятся кадастровые работы (один из):

Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на каждый исходный ЗУ;

Постановление об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане на образуемые ЗУ, в

Постановление о предоставлении ЗУ (образуемого), выданное после 24.10.2008 г.(если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности)

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта,с актом выбора и схемой расположения (если исходный ЗУ находится в государственной или муниципальной собственности).

Как правильно прописывать в постановлении муниципалитета, из какого единого землепользования участок образуется и доступ? Можно ли это не писать в постановлении (с номерами конкретно), а только на схеме указывать?
В Сборнике образцов документов, которые подготавливают органы государственной власти и местного самоуправления, необходимые для кадастрового учета, который размещен на официальном сайте кадастровой палаты kadastr.tatarstan.ru в разделе «Для органов государственной власти и местного самоуправления» имеются образцы для подготовки таких постановлений. В тексте постановления указывается кадастровый номер земельного участка, из которого образуется ЗУ. Т.е. указывается кадастровый номер единого землепользования. Сведения об обеспечении земельного участка доступом к землям общего пользования указываются в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, причем должны быть указаны земельные участки, через которые обеспечивается доступ, только если это земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

Также по вопросам доступа к земельным участкам можно отметить следующее.

Если доступ к землям общего пользования обеспечивается через смежный земельный участок, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.64 Приказа Минэкономразвития РФ № 412 от 24.11.2008 г.).

Если доступ обеспечивается через земельный участок паевого фонда, документом, подтверждающим обеспечение доступа, может быть протокол общего собрания участников общей долевой собственности о согласии на обеспечение доступа.
При образовании земельного участка в результате выдела или раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах в межевом плане должны быть отражены сведения об обеспечении доступа как к образуемым, так и к измененным земельным участкам.

В случае если измененным земельным участком является единое землепользование или МЗУ, то доступ должен быть обеспечен к соответствующему обособленному земельному участку или контуру МЗУ. Если контур или обособленный земельный участок выделяется полностью, то в раздел «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам», сведения об обеспечении доступа к измененному земельному участку не включаются.
Уточнение единого землепользования.

В случае, если необходимо уточнить границы обособленных земельных участков, входящих в состав декларированного единого землепользования, подготавливается МП на уточнение всего ЕЗ. Уточнять отдельные обособленные ЗУ входящие в состав ЕЗ не предусмотрено действующим законодательством, поскольку объектом учета является именно ЕЗ, не обособленные ЗУ. При этом, также стоит иметь ввиду что при уточнении ЕЗ все его границы должны быть согласованы.
При уточнении ЕЗ из его состава могут быть исключены или наоборот включены в его состав обособленные ЗУ. Для отображения в XML файле межевого плана таких ЗУ используются реквизиты InsertEntryParcels «Включаемые в ЕЗ участки» и реквизит DeleteEntryParcels «Исключаемые из ЕЗ входящие участки» раздела Compozition_EZ «Состав единого землепользования».
Рассмотрим случай, когда ЕЗ является смежником

Подготавливается МП на образование или уточнение земельного участка и при этом уточняется часть границ смежного земельного участка являющегося ЕЗ, в этом случае допускается в МП включать сведения только о той части границ ЕЗ, которая является смежной с образуемым (уточняемым) земельным участком.

Согласование в этом случае проводится только той границы ЕЗ, которая была уточнена в результате проведения кадастровых работ по образованию (уточнению) основанного ЗУ. В ЗКИ должен быть отражен этот факт.
Также бывают случаи, когда образуемый (уточняемый) ЗУ, в отношении которого проводятся кадастровые работы, полностью накладывается на обособленный земельный участок, входящий в ЕЗ и при КР выявлена необходимость исключения этого обособленного ЗУ из ЕЗ.

В этом случае нужно подготовить МП вначале на уточнение ЕЗ, а затем образовать (уточнить) ЗУ. Поскольку 412 приказом, предусмотрена подготовка МП в виде одного документа, в случае если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в т. ч. в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.

Исключаемый из ЕЗ обособленный ЗУ, не является фактическим смежником образуемому (уточняемому) ЗУ. Кроме того, действующей xml-схемой не предусмотрено при уточнении (образовании) ЗУ одновременно включать в xml сведения об исключаемом из др. ЗУ, представляющего собой ЕЗ обособленного ЗУ.
Еще один случай: если в обособленном земельном участке допущена кадастровая ошибка, как образовать из него земельный участок в исправленных границах.

Сначала нужно подготовить межевой план на исправление кадастровой ошибки в ЕЗ (в обособленном ЗУ). После исправления ошибки по заявлению правообладателя, готовить МП на образование ЗУ
В связи с тем, что в последнее время участились случаи включения МП заключений кадастровых инженеров, где в качестве обоснования исправления кадастровой ошибки указывается, что границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, дополнительно поясняем.
При уточнении границ ЗУ их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 70.1. Требований к подготовке МП в заключении кадастровый инженер должен обосновать местоположение уточненных границ ЗУ.

В письме Минэкономразвития РФ от 16.09.13 г. №ОГ-Д23-5116 приведены примеры обоснований местоположения границ ЗУ:

Конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;
- источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);
- меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

Таким образом, при уточнении земельных участков необходимо чтобы уточняемые границы земельного участка были подтверждены - это может быть правоустанавливающий документ или документ, который определял местоположение границ ЗУ при его образовании. Либо если границы ЗУ существуют более 15 лет, подтверждение существования границ этого ЗУ. Т.е. при уточнении границ обоснованием уточнения будет являться это подтверждение.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка – это воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Т.е. обоснованием кадастровой ошибки является не соответствие фактических границ земельного участка на местности границам земельного участка по сведениям ГКН, а в свою очередь фактические границы земельного участка подтверждаются вышеперечисленными обоснованиями.

Сдача карт (планов) объектов землеустройства в государственный фонда данных.
Как Вы знаете 14.02.2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 г. № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее – 71 Постановление).

Согласно данному постановлению обязательным приложением к направляемым в ОКУ документам, для внесения сведений о границах населенных пунктов, муниципальных образований, зон с особыми условиями использования территорий и при направлении решений об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в ОКУ карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

С целью разъяснения процедуры сдачи карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных нами было направлено письмо в Управление Росреестра по РТ, на которое было получено письмо с описанием данной процедуры.

В соответствии с разъяснениями:

Согласно п. 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267 (далее – Порядок) материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Комментарии к ст. 11.4 ЗК РФ


1. Пункт 1 разъясняет, что, по мнению законодателя, следует понимать под разделом земельного участка. При этом момент прекращения существования земельного участка как объекта прав в связи с его разделом следует связывать с положениями п. 2 ст. 11.2 настоящего Кодекса.

2 - 3. Нормы п. п. 2 и 3 настоящей статьи имеют важное значения для решения вопроса соотношения прав на ранее существовавшие и возникшие в связи с разделом земельные участки. Обратим внимание при этом, что в случае раздела земельного участка, находящегося в собственности одного лица, законодатель определяет, что у него возникает право на вновь образованные земельные участки, тогда как при разделе земельных участков, находящихся в общей собственности, это право за сособственниками сохраняется. Заметим, что с правовой точки зрения между "возникновением" и "сохранением" прав имеется разница. Она заключается в отношении этих правовых сущностей к тому праву, которое существовало до определенных юридически значимых действий. Так, если мы говорим о возникновении права, мы подразумеваем, что право, имевшееся у лица ранее, прекратилось. Если же мы говорим о сохранении права, то сам собой напрашивается вывод о том, что нет речи о прекращении ранее существовавшего права. Если учесть, что право собственности - это совокупность определенных правомочий и обязательств собственника, причем не только принадлежащих ему по закону, но и таких, которые возникли и существуют в процессе реализации владения, пользования и распоряжения (например, ипотечные обязательства, обязательства по выплате налогов и т.п.), то категория "сохранение" права (в отличие от его "возникновения") дает основания считать, что все эти правомочия и обязательства также сохраняются. Думается, что в комментируемых пунктах законодатель все же не намеревался поставить индивидуального собственника и лиц, обладающих общей собственностью, в разные правовые условия. Это согласуется и с положениями п. 6 ст. 11.8, определяющей отдельные нормы о возникновении и сохранении прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки.

Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому при толковании данной статьи, как и других статей этой главы, регулирующих сходные отношения, следует исходить из того, что право собственности на вновь образуемые земельные участки сохраняется у собственников вне зависимости от того, в общей или индивидуальной собственности находился прежний участок. Право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.

4. Норму п. 4 можно считать определенной новеллой действующего законодательства, поскольку она предполагает, как можно понять из текста, конструкцию "участок в участке". Новеллой является и понятие измененного земельного участка, часто используемое в данной главе. Правовое значение категории "измененный земельный участок" заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращения земельного участка и возникновения нового. С правоприменительной точки зрения введение новой категории "измененный участок" может иметь будущее. Имевшееся ранее излишне прямолинейное понимание действий по изменению границ участка порождало большое количество проблем.

5. Образование новых земельных участков при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства является одним из последних действий по комплексному освоению, когда основные объекты недвижимости уже построены и необходимо определить, какие земельные участки должны возникнуть взамен предоставленного для этих целей. Образование земельных участков в этом случае заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.

Условия комплексного освоения земельного участка требуют от арендатора проведения землеустроительных работ по:

1) размежеванию территории в границах предоставленного в аренду земельного участка на основании документов планировки территории, в том числе образованию земельных участков, предназначенных для использования объектов инженерной инфраструктуры и подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность, необходимых для использования объектов капитального строительства (жилых домов, зданий социально-культурного и иного назначения);

2) определению границ земель общего пользования;

3) вынесению на местность устанавливаемых ограничений и обременений (размещение кабельных и иных линейных сооружений, установление сервитутов, др.).

Межевой план – документ, в котором фиксируются сведения о конкретном земельном участке , что позволяет идентифицировать именно этот надел на местности.

Каждый надел соседствует с другими, а границы между располагающимися рядом участками образуют межу. Весь процесс протекает в такой последовательности:

Со всеми соседями по земельному участку требуется согласовать межи под роспись в специальном бланке, чтобы исключить проблемы в дальнейшем. Правильно изготовить документ может только высококвалифицированный специалист при помощи геодезических инструментов, как теодолит.

Межевой план содержит графическую часть – по сути, чертеж, схему, выполненную в масштабе, и текстовую часть, на которой приводится таблица координат каждой характерной точки участка. Под схемой располагают расшифровку условных обозначений, облегчающих прочтение документа даже не специалистом.

Изготовление такой бумаги необходимо, если:

  • подается заявление о постановке земельного надела на кадастровый учет;
  • нужно внести изменения в базу данных ЕГРН относительно размеров или вследствие уточнения координат участка и пр.

Чтобы узаконить малейшие изменения и придать им юридическую значимость, потребуется того или иного вида. Сама форма не может быть произвольной, так как она утверждена «Об утверждении формы…».

Его разновидности и как его получить?

Межевые планы требуются в разных случаях, диктующих вид этого документа. Чаще всего и спрашиваются такие виды межевых планов:

  • по уточнению границ надела земли;
  • исправление ошибок в составлении планов, оформленных ранее;
  • объединение участков;
  • выдел надела межеванием;
  • перераспределение земельных участков;
  • при образовании участка из двух или нескольких;
  • образование нового надела;
  • при выделении из надела большой площади двух и более участков;
  • с сохранением исходного плана и др.

С тем, как выглядит образец межевого плана ЗУ, можно ознакомиться в .

Выполнять такую работу наделены правами кадастровые инженеры местного муниципалитета, а также специалисты из частных компаний, аккредитованных на выполнение подобных услуг, при этом не имеет значения, будет это индивидуальный предприниматель или крупная фирма.

Государственные услуги оказываются бесплатно (только до 2020 г.), а за работы по оформлению межевого плана любого вида в специализированной компании нужно будет заплатить сумму, обусловленную договором.

В зависимости от сложности работ и региональных цен, цена изготовления бумаги частным образом может составлять от 2-х до 15-ти тыс. руб.

О том, кто занимается оформлением межевого плана, мы рассказывали , а из вы узнаете, каков срок действия документа и его стоимость.

В межевом плане содержится такая информация:

  1. цель оформления бумаги и ее разновидность.
  2. Данные о заявителе – ФИО, адрес, СНИЛС, контакты.
  3. Сведения об исполнителе- ФИО, № аттестата кадастрового инженера, наименование фирмы, если заказ выполняется юр. лицом, контакты.
  4. Дата проведения работ.
  5. Специальные сведения – система координат и пр.
  6. Список используемых приборов и инструментов.
  7. Кадастровый номер надела (при наличии), данные о размещенных на участке объектах.
  8. Необходимые сведения о других участках, если предстоит их слияние или уточнение границ с ними, или их частей.
  9. Метод определения координат.
  10. Данные о характерных точках границ участков.
  11. Сведения о площадях с расшифровкой формул.
  12. Сведения об образуемых и измененных участках.
  13. Сводная таблица общих сведений об интересующем участке при необходимости уточнения границ.

Документ сложный, требующий внимания, скрупулезности и точности: ошибки приведут к судебным разборкам между соседями и путаницей в картах, что недопустимо.

Межевание как процедура не заканчивается выездом на местность и камерной работой геодезиста. Только после приведения в соответствие планов ЕГРН с новыми бумагами и корректировок площадей участков можно считать, что межевание выполнено.

У каждой разновидности межевых планов есть свои особенности. Суть каждого из видов планов границ – возможность идентифицировать конкретный земельный участок на местности и в документах. В местных органах власти и в ЕГРН имеются в базах данных карты, достоверность которых должна быть абсолютной.

Ниже расскажем, какие виды его существуют?

Уточнение пределов участка

Такой вид плана нужен, когда участок уже выделен ранее, ему присвоен кадастровый номер, но требуется уточнить площадь и уточнить границы по факту.

Крайне редко выявляются ошибки, допущенные при размежевке, тогда тоже необходимы корректировки границ и площадей.

Уточнение позволяет избежать наложений участков друг на друга и вытекающих из таких обстоятельств конфликтов.

Следует знать, что кадастровый инженер только составляет бумагу, он не наделен правами разбираться в сути конфликтов и выступать миротворцем: для этого следует обращаться в суд.

Документ на его объединение

Если несколько участков объединяются в один, тогда на картах и в натуре выносятся новые границы, что требует корректировки в ЕГРН. Вновь созданный межевой план на объединение в таблице предоставляет полную и достаточную картину для специалистов кадастровой палаты.

Из этой таблицы ясно, какие точки и линии ликвидируются, а схематическое изображение наглядно демонстрирует, каким именно образом создан новый участок.

Раздел с сохранением исходного

Такой документ требуется, когда применяется раздел земельного надела в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ . Речь идет о том, что из одного ранее образованного большого участка образуют несколько, но их границы не выходят за пределы это разделяемого поля.

Получается, что новый межевой план показывает, как именно проложены новые границы, и при этом наружные абрисы исходного куска земли остаются без изменений.

Обычно подобные процедуры проводятся с участками, находящимися в гос. или муниципальной собственности, когда вокруг все роздано и оформлено, или когда надел получен некоммерческой организацией типа садового товарищества, и проводится деление на участки для членов сообщества, но исключительно внутри границы исходного куска земли.

Межевой план в этом случае демонстрирует, каким образом и за кем закреплены новообразованные доли.

По разделу земельного участка

Имеется в виду документ, устанавливающий законные пределы новых наделов при разделе уже существующего участка.

Здесь подразумевается не деление на примерно равные доли, как в дачных кооперативах, а как угодно и на сколько угодно частей, что можно отследить по межевому плану, как именно это осуществлено.

Нужно будет с этим новым документов откорректировать информацию в ГКН, заменив кадастровый паспорт, ранее выданный, и оформив новые кадастровые паспорта на те участки, которые получены в результате раздела.

На образование

Такой вид плана будет нужен, когда земельный надел только образовывается. С готовым межевым планом на образование участка нужно направляться в ГКН за кадастровым паспорт на вновь образованный надел. После этого можно оформлять право собственности или иной документ на право пользования землей.

Передел вследствие ошибок

Если оказывается, что суммарные площади нескольких частей по ранее оформленным документам превышают реальную площадь, или когда границы одного надела накладываются на другой участок, тогда проводятся работы по устранению ошибок.

Новые границы в полном объеме не совпадут с прежними, поэтому после корректировки изменятся абрисы участков и их площади, а ранее выпущенные межевые планы придется заменить уточненными, что потребует внесения изменений в сведения в ЕГРН.

Выдел надела

Этот вид межевого плана применяется, когда на немалой территории выполняют выдел относительно маленького участка. Бумага при таком раскладе требует наибольших затрат времени и труда, а потому имеет самую высокую цену: в зависимости от площади и конфигурации, стоит такой межевой план от 10 до 15 тыс. руб.

Перераспределение

Перераспределение между владельцами выполняется обычно уже после оформления кадастровых бумаг.

Иногда такие процедуры происходят, когда выявляются неточности, или при необходимости выкроить еще один участок.

Бывает, что в старых планах обнаружена путаница, а перераспределение и новые межевые планы позволят четко каждому собственнику выделить свой индивидуальный земельный надел с уже установленными, незыблемыми границами, что избавит от проблем в дальнейшем.

Как на межевом плане отображается перераспределение ЗУ узнаете .

Последние изменения в ЗК РФ говорят о том, что с 2018 г. невозможно будет без межевого плана провести никаких действий с земельными наделами.

Поэтому, пока не начался ажиотаж и не взлетели цены, следует позаботиться о том, чтобы изготовить этот документ на свой участок, воспользовавшись услугами только действительно надежного, ответственного кадастрового инженера с наличием всех требуемых разрешительных бумаг и документов, подтверждающих его уровень квалификации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Раздел земельных участков — это образование из исходной территории нескольких новых земель. Данная процедура регламентируется положениями Земельного кодекса и соответствующими Федеральными законами.

Следует отличать понятие раздела землевладения, находящегося в общей собственности, от понятия выдела, находящегося в долевой. Рассмотрим все определения, относящиеся к данной теме, а также основные принципы разделения, условия, при которых оно производится и особенности процедуры регистрации прав на вновь созданные земельные территории.

Нормативное регулирование

Рассмотрим основные положения действующего законодательства. В каждом конкретном случае будем полагаться на нормы Жилищного кодекса и соответствующих Федеральных законов.

Раздел

При разделе одного землевладения происходит образование нескольких новых, а первоначальное прекращает своё существование, исключая случаи, прописанные в положениях Земельного кодекса и соответствующих Федеральных законах.

При разделении получает право на все вновь образованные в результате раздела владения. Если земля, подлежащая разделу, находилась в общей собственности, её участники сохраняют свои права на все вновь образованные территории, за исключением случаев, установленных во взаимном соглашении этих участников.

Если землевладение было предоставлено садоводческому, дачному некоммерческому или огородническому объединению граждан, то его раздел производится на основании проектов застройки и организации территории данного объединения либо на основании иных правоустанавливающих документов, устанавливающих порядок распределения. При разделении такой территории образовывается от одного до нескольких новых земель, целевое назначение которых — ведение дачного строительства, огородничества, садоводства либо использование в качестве общего имущества. При этом участок, раздел которого был произведён, становится изменённым и сохраняется в изменённых границах.

Если территория была предоставлена в целях комплексного освоения территории для жилищного строительства, её раздел выполняется лицом, с которым заключался договор аренды, на основании проекта межевания территории, утверждённого в порядке, регламентируемом законом о градостроительной деятельности.

Раздел земельных участков, принадлежащих государству (муниципальных), происходит с образованием одного либо нескольких земель, но с сохранением изменённых границ первоначальной территории.

Выдел земельного участка

Выдел производится в случаях выдела доли/долей из участка, находящегося в долевой собственности граждан. При этом образуются один либо несколько новых участков, а первоначальная территория сохраняется в изменённых границах.

Выдел по заявлению участника «долевки» предполагает возникновения права на вновь образованную землю вкупе с утратой долевого права на изменённый участок. Прочие участники долевой собственности (не заявители) сохраняют долевые права на изменённый участок, при этом учитывается изменение объёма их доли в праве долевой собственности.

Таким образом, раздел земельных участков находящихся в общей долевой собственности является выделом.

Требования

  1. Максимальные и минимальные (предельные) размеры территории определяются градостроительными регламентами, если в отношении участков эти регламенты установлены в законодательном порядке. В противном случае предельные размеры устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом и соответствующими Федеральными законами.
  2. Границы земель не должны находиться на пересечении с границами населённых пунктов и/или муниципальных образований.
  3. Нельзя разделять/образовывать земельные участки, если это приведёт к невозможности использования расположенных на них недвижимых объектов.
  4. Нельзя разделять, выделять или перераспределять участки в случаях, когда в отношении этих участков сохранены обременения/ограничения, не позволяющие использовать территорию.
  5. При разделе не должно происходить изломанности, вкрапливания, вклинивания границ, чересполосицы, невозможности размещения на участке объектов недвижимости и прочих препятствующих использованию недостатков.

Раздел земельных участков, находящихся в частной собственности

  1. В данном случае разделение можно произвести только при наличии оформленного письменно согласия всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов. Такое согласие не требуется только, если раздел будет производиться на основании судебного решения.
  2. Первоначальные участки прекратят своё существование с момента госрегистрации права, иных вещных прав на все вновь образованные земли.
  3. Собственник приобретёт право собственности на все образованные земли, включая право общей собственности.
  4. Если в отношении первоначального участка были установлены сервитуты, они сохраняются и в отношении новых земель в прежних границах.
  5. Новые земли требуют обязательной постановки на кадастровый учёт.

Перечислим документы, которые необходимо предоставить

  1. Основание для госрегистрации: это может быть решение о разделе участков, относящихся к муниципальной, государственной собственности, соглашение о разделе, выделе, перераспределении, иной документ, который может являться основанием в соответствии с законодательством.
  2. Правоустанавливающий документ на первоначальный участок, который был разделён.
  3. Согласие вышеперечисленных лиц на раздел земли, заключённое в письменной форме.
  4. Заявление вкупе с документами будет рассмотрено должностными лицами в течение пяти дней с последующим принятием решения о госрегистрации и постановкой земли на кадастровый учёт.

Итог

Раздел земельных участков: принципы, условия и процедура прописаны в Земельном кодексе и соответствующих Федеральных законах.

  1. Следует отличать понятия раздела земли от её выдела: в первом случае земля находится в общей собственности, а во втором — в долевой.
  2. Вновь образованные территории обязательно нужно поставить на кадастровый учёт, а права на каждый участок зарегистрировать в соответствующем государственном органе.
  3. Прежде чем приступать к разделению земли, необходимо заручиться согласием всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов, выраженным в письменной форме.
  4. Согласие всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов не требуется, если решение о разделении было вынесено в судебном порядке.


Просмотров