Рассказы сбитых пешеходов. Что делать, если вы сбили пешехода или животное? Инструкция к действию и советы юриста

Решила рассказать Вам реальную историю о том, как сбила машина на пешеходном переходе молодого человека. Это произошло внезапно, и я не успела его окликнуть!

Если Ваш возраст не достиг 18 лет, убедительная просьба покинуть наш сайт.

Меня зовут Марина Дмитриевна. 48 лет. Город Москва. Пешеходный переход (зебра), являющийся не регулируемым.

Я еще с детства остерегалась машин, всегда переходя дорогу на разрешающий сигнал светофора.

Больше всего, я боялась зебру, когда идешь, а машины нагло едут прямо по ногам.

И мне было страшно представить как я перенесу картину, если машина собьет реального человека.

Центр города Москвы, 4 года назад.

На пешеходном переходе стою я, два мужика и молодой человек, на повышенный тонах беседующий по телефону. На вид ему примерно 18-20 лет.

Те, что постарше, не торопились перейти дорогу, смеялись, шутили, смакуя пятничное подвыпившее настроение.

А парнишка, видать, поссорился с девушкой, и все норовил перейти на другой конец улицы по пешеходному переходу.

Ну как так можно: ни водители, ни пешеходы не хотят уступать?!

Когда в первый раз парень сделал шаги, его уже чуть не сбила машина, нахально сигналя и “показывая кулак” нетерпеливого шофера.

Опять шаг назад, и телефонная полемика.

Ну живи, живи с другим, раз у него денег больше! Только почему ты об этом говоришь в мой день рождения? Не волнуйся, как- нибудь переживу. Вот только до дома доеду, сразу же забуду тебя- орал в трубку молодой человек.

После этого, в него как будто бесенок вселился.

Не глядя по сторонам, парень уверенно сделал несколько шагов по пешеходному переходу- и был тут же нещадно сбит машиной, двигающейся на высокой скорости.

Удар пришелся прямо в бок- с левой стороны.

Лобовое стекло машины мгновенно окрасилось в алый цвет.

Господи, эти летящие внутренности, попавшие прямо на меня, подскочившее тело, а в мобильном телефоне женский голос, вещающий о том, что любви больше нет.

Боюсь соврать, но сбитого протащило вправо на метров 50, после чего машина остановилась.

Вышел водитель, весь дрожа, сзади образовалась пробка, а он, присел на корточки, ухватившись за голову.

Надо было что- то делать, а я стояла и смотрела на сбитого машиной человека, который так и не сумел пережить разлуку с любимой.

Кто- то вызвал скорую, сотрудников ГАИ.

Меня всю колотило, я не могла дышать.

И лишь взволнованно гудящие сирены вывели меня из оцепенения, да подъехавшая скорая, констатирующая последний вздох человека.

И я Вас очень прошу, даже на пешеходном переходе, оглядитесь, переждите, оцените интенсивность движения, и только потом делайте рисковые шаги.

Переходя дорогу на разрешающий сигнал, Вы можете быть сбиты безответственным или пьяным водителем.

Я не вселяю в Вас страх, и не программирую на тяжелые последствия!

Может быть я “тронулась”, но после реального присутствия на пешеходной зебре, когда на моих глазах машина сбила человека, я всеми силами стараюсь отыскать подземный переход, чтобы в максимальной степени себя обезопасить.

Не паникуйте на дорогах, но переходя их, будьте предельно внимательны.

Марина Дмитриевна Звонарь. (персональные данные изменены).

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

В ноябре 2014 года в г. Сызрань произошло дорожное происшествие. Около шести часов вечера на перекрестке улицы Красильникова с улицей Маршала Жукова и улицей Хлебцевича (перекресток «У вертолета») автомобиль Lada 4x4 наехал на переходившую дорогу женщину.

Водитель не стал останавливаться и удрал с места аварии . Пешехода бригада скорой помощи увезла в больницу. Очевидцы сообщили о происшествии в полицию. Прибывший наряд провел обследование близлежащих дворов. Нарушителя обнаружили буквально через пятнадцать минут. Им оказался некий Добряков С.В.


Казалось бы, водитель установлен, есть пострадавшая, имеются очевидцы происшествия - что еще нужно для принятия быстрого и справедливого решения? Но, как оказалось позже, следствие решило не утруждать себя сбором доказательств и приняло весьма странное решение.

Дело, шитое белыми нитками

Итак, водитель Добряков С.В., когда его обнаружили сотрудники Госавтоинспекции, был в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Как указал в своем рапорте инспектор Лаврентьев, водитель Лады мирно спал прямо за столом, на котором лежали пустые бутылки из-под водки и остатки закуски. На вопросы отвечал невнятно. Правда, смог подтвердить, что это он сбил женщину. А то, что уехал с места аварии, так это, дескать, с испугу.

Дело о наезде попало к следователю СУ МУ МВД России «Сызранское» майору юстиции Шигорину Е.А.

Тот опросил инспекторов ДПС, которые приезжали на место аварии, а также самого Добрякова С.В. и свидетелей происшествия - супружескую пару Клипач. Успел поговорить и с пострадавшей - к несчастью, через неделю она скончалась в больнице от полученных травм.

По непонятным причинам, следователь долго тянул с решением. Хотя никаких телодвижений по делу не было. Только после жалобы родственников погибшей, спустя 8 (!) месяцев следователь назначил экспертизу.

Самое интересное, что в качестве исходных данных для эксперта были предоставлены лишь показания самого Добрякова С.В. Никаких свидетельских показаний и объяснений очевидцев в деле попросту не оказалось.

Как пояснил в дальнейшем следователь Шигорин Е.А., свидетелей и очевидцев по делу установить не представилось возможным. Место же наезда на пешехода было обозначено благодаря показаниям супружеской пары Клипач. К этим показаниям мы еще вернемся.

Итак, Добряков С.В. рассказал следующее. В тот злополучный день он, предварительно выпив 150 граммов водки, поехал по делам. Двигался со стороны ул. 1-я Мурманская через улицу Загорская в сторону улицы Красильникова (карта места аварии, рисунок слева). Ему нужно было повернуть на улицу Маршала Жукова налево. Перед перекрестком он остановился и, убедившись в отсутствии других автомобилей, медленно начал движение. Внезапно для него на дорогу вышла женщина, и он ее задел правым передним крылом. Касание было несильным, но женщина упала на дорогу. Испугавшись, он уехал с места аварии.

Именно эту версию и проверял эксперт. По его заключению, у Добрякова С.В. не было технической возможности избежать наезда на пешехода. А раз так, то следователь Шигорин Е.А. прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.

С широко закрытыми глазами

После знакомства с отказным постановлением мне стало очевидно, что у следствия были попросту закрыты глаза. Иначе как можно объяснить решение следователя Шигорина?

Дабы получить подтверждение своим заключениям или их опровергнуть, я решил провести небольшое расследование. Для начала обратился за консультацией к специалисту судебно-экспертной организации «Кримэкспертиза» Александру Гладышеву. Изучив материалы дела, он пояснил следующее.

Следователю нужно было полнее разобраться в механизме взаимодействия автомобиля и пешехода. Возможно, это позволило бы, проверить версию водителя Добрякова. Не исключено, что эта версия ложная. По мнению Гладышева, нужно было делать комплексную (судебно-медицинскую, трасологическую и автотехническую экспертизу) с тремя специалистами. Только такое исследование позволило бы дать объективную оценку происшествия.

Эксперт обратил внимание и на то, что в материалах дела есть данные о следах от контакта с автомобилем на одежде пострадавшей. В частности, на куртке, брюках и сапогах множественные следы, характерные при переезде автомобиля через пешехода. Кроме того, механизм повреждения головы (что впоследствии и послужило причиной наступления смерти) говорит о том, что голову чем-то давили. Такие повреждения невозможно получить при падении и ударе о дорожное покрытие.

К слову, по словам родственников пострадавшей, на месте аварии были очевидцы, которые рассказывали, как машина, сбив женщину, начала движение задним ходом и попросту переехала пешехода! Об этом говорила и сама пострадавшая, пока находилась в больнице.

Но следователь почему-то не придал этим данным никакого значения.

Не менее интересным можно считать и то, как следствие обозначило место наезда на пешехода. Зафиксировано оно было с помощью того же Добрякова С.В, который при осмотре места аварии и лыка не вязал. Но, по мнению следователя Шигорина Е.А., пьяному водителю можно верить. Ведь на то же место наезда указали и очевидцы - супруги Клипач.

Нам удалось поговорить с Юлией Клипач, якобы одним из очевидцев, которая показала, где произошел наезд. В телефонной беседе Юлия рассказала, что ни она, ни ее муж не видели, как произошло дорожное происшествие. Более того, они даже не знают, в каком конкретно месте был совершен наезд. О происшествии, в котором сбили женщину, они слышали. В тот день они с мужем сами стали участниками другой аварии и ехали в ГИБДД для получения справки. По дороге видели скопление людей на дороге. Пока проталкивались к перекрестку, услышали, что там сбили пешехода. Но они не останавливались и не выходили из машины!

В ГИБДД, пока ждали оформления бумаг, к ним обратился кто-то из сотрудников и попросил подписать акт осмотра места происшествия. Они и подписали.

Получается, что эксперту, проводившему исследование, предоставили сфальсифицированные данные! Ведь кроме показаний Добрякова С.В., которого, напомню, застали в состоянии сильнейшего опьянения, никаких доказательств следствие и не думало собирать, да и имеющиеся толком не проверяли. Получается, что в основу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела легли весьма сомнительные данные и «липовые» доказательства.

Очевидный исход?

Сейчас, наверное, сложно будет установить, что в действительности произошло на этом перекрестке. По словам родственников погибшей, Добряков С.В. ехал на своем автомобиле совсем не так, как установило следствие. По их версии, водитель вседорожника ехал на приличной скорости по улице Красильникова и направлялся в сторону 1-й Мурманской через улицу Загорская (карта места аварии, рисунок справа). Сбив пешехода (удар был по касательной, поэтому автомобиль не пострадал), водитель остановился. Потом он начал движение задним ходом, переехал пешехода и скрылся с места аварии.

Учитывая данные медицинской экспертизы о травмах пешехода, а также сильное опьянение Добрякова С.В., эта версия вполне соответствует обстоятельствам.

Но следствие почему-то посчитало по-другому. Привлекать к уголовной ответственности Добрякова С.В. не стали.

Что это - халатность или отсутствие у следователя желания работать? Обращения родственников с жалобами в прокуратуру ни к чему не привели. Может быть, наша публикация поможет правоохранительным и надзорным ведомствам разобраться в ситуации?

По данным ГИБДД по Новосибирской области, 2 февраля в 17:35 на ул. Автогенной у дома № 146 внедорожник Toyota Highlander сбил 33-летнюю женщину с 4-летним ребенком. Как изначально было указано в сводке ДТП, пешеходы переходили дорогу «в неустановленном месте». Тяжелое столкновение привело к критическим травмам для матери и сына - женщина получила переломы крестца, костей таза и плеча, а мальчик - ушиб головного мозга, переломы шейного и грудного отделов позвоночника.

рассказал представитель регионального управления ГИБДД Алексей Толочный. Саму же причину наезда 38-летний мужчина пояснил тем, что у него замерзло стекло на непрогретой машине. «Ввиду плохой видимости включил щетки лобового стекла. Поскольку машина была холодной, омыватель на лобовом стекле замерз. У меня образовались на стекле разводы, что очень сильно усугубило видимость, в результате совершил наезд на пешеходов, не видя их», - так водитель описал ДТП в объяснительной, признавая в целом свою вину.

Жительница ул. Автогенной Татьяна Рублева, видевшая последствия аварии, рассказала: «Женщина лежала на дороге, встать не могла, подальше от перехода. Располагалось так: переход, потом машина за "пешеходником" и пострадавшие», - описывает Татьяна. НГС.НОВОСТИ нашли и непосредственного очевидца, на чьих глазах автомобиль сбивал людей. «Я подходила к переходу, женщина с ребенком с той стороны почти дошла до середины, и их этот джип сбил. Все так быстро - бах, и всё. Это прям на переходе.

Ребенка протащил, и ее маленько - она поближе лежала, - он протащил их. Ребенок вообще под колесами был.

Мужчина рядышком какой-то на коленях стоял и молился, говорит, господи, только бы ты жив был», - рассказывает местная жительница Виктория Ключевская.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ, осмотрев место аварии, пришел к выводу, что двухполосная проезжая часть здесь достаточно широка, и можно выехать на середину дополнительным третьим рядом. Знаки перехода установлены по обеим сторонам и просматриваются хорошо, зрительных помех или поворотов здесь нет, как, впрочем, и нет «зебры» на асфальте. Фактически это типичное место, в котором, как правило, сбивают пешеходов по невнимательности. Статистика областной ГИБДД показывает, что число сбитых новосибирцев растет: в 2015 году таких было 1105 человек, в 2014-м - только 950. Сюда входят ДТП на самих переходах, где, как правило, пешеход считается невиновным: сбито 325 человек против 278 человек годом ранее. Остальные случаи - это вина самих пешеходов, которые перебегают дорогу в неположенных местах.

Впрочем, и на «зебрах», поясняют эксперты, пешеходы не всегда правы. «Автомобиль не может резко остановиться, если он едет на скорости. Трудно доказать, что пешеход не убедился в безопасности маневра, он скажет: "Я шел, дорога была пустая". Только видеозаписью можно подтвердить. Если экспертиза покажет, что у водителя не было технической возможности избежать наезда на пешехода, что он его обнаружил только в последний момент, то пешеходу будет вынесен штраф за нарушение правил дорожного движения, есть отдельная статья», - объясняет автомобильный юрист Денис Алмазов, отмечая, что этот штраф небольшой - всего 500 руб. «Они расслабились, понимая, что им должны уступать дорогу, если они ступили на переход. Некоторые даже не смотрят по сторонам», - добавляет юрист.

Представитель новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России» (ФАР) Вячеслав Ашурков выделяет особо беспечные группы людей, которые редко смотрят по сторонам. «Первое - это дети: "Ой, я опаздываю на урок!" - и сломя голову помчался, хотя вроде бы его и не было на переходе.

На втором месте - это бабушки, они даже не безалаберные, а они делают как назло: мне надо, и я пойду, я знаю, что я права. На третьем месте - дедушки. Вот это понимание - я был прав… Ну что оно ему - на могильном камне написать "Я был прав"?» - говорит Ашурков.

Руководитель автошколы «Ягуар» Маргарита Политова считает, что жизнь человека в любом случае находится в его руках, и он несет ответственность, даже если формально не виноват. «Только убедившись, что водитель тебя действительно увидел, только тогда я могу ступить на переход. А вдруг там дурачок едет? Или тормоза заблокировало», - объясняет Политова. Однако осуждение сбитого пешехода со стороны общества специалист считает неприемлемым. «Он несчастный человек, у нас у каждого есть промашки. По неосторожности получилось, может, у него горе какое, задумался там. И теперь ему больно, ему страшно, его нельзя осуждать, это обоюдная трагедия. У нас общество - как пираньи набрасываются на жертву, нельзя так», - заключает Маргарита Политова.

Дмитрий Косенко

16 сентября сего года произошло ДТП на Посадской улице. Водитель грузовика Кубыкин, заметив женщину, которая стояла на пешеходном переходе, затормозил, пропуская пешеходку. Гражданка Рыбец, которой ни разу в жизни ни одна машина и даже лошадь не уступала дорогу, продолжала стоять, ожидая, когда машина проедет.

Кубыкин, убедившись, что женщина переходить не собирается, тронулся с места. Рыбец, видя, что грузовик едет медленно, прикинула, что, как обычно, успеет проскочить, и бросилась через дорогу. Водитель резко затормозил и сделал жест рукой, мол, проходите, гражданочка!

Рыбец истолковала жест в смысле "проваливай, пока не переехал!" и метнулась на тротуар обратно, дожидаясь, по ее словам, "когда этот псих проедет". Водитель, решив, что женщина странная, на всякий случай дал предупредительный гудок. Рыбец сообразила, что он гудит, приняв ее за глухую, и покачала головой, мол, я не такая глухая, как вам кажется.

Кубыкин расценил качание головой как "переходить отказываюсь" и, кивнув, поехал. Рыбец решила, что кивком он дал понять: "Еду медленно, проскочишь!" и рванула наперерез. Грузовик встал. Рыбец остановилась, не зная, с какой скоростью он поедет, без чего не рассчитать, с какой скоростью надо перебегать. Кубыкин пришел к выводу - женщина сумасшедшая. Дав задний ход, он скрылся за углом, чтобы она успокоилась и перешла. Рыбец разгадала маневр так: водитель хочет разогнаться и выскочить на полном ходу! Поэтому переходить не стала. Когда Кубыкин через сорок минут выехал из-за угла, женщина стояла на тротуаре как вкопанная. Грузовик попятился, не зная, чего от нее ждать. Кубыкин, предчувствуя, что добром это не кончится, решил сделать крюк, проехать другой дорогой. Когда грузовик опять скрылся, Рыбец, не зная, что этот тип задумал, в панике бросилась бежать проходными дворами с криками: "Убивают, спасите!"

В 19.00 на углу Посадской и Бебеля они вылетели навстречу друг другу. Кубыкин едва успел затормозить. Рыбец едва успела перекреститься.

Поняв, что "не раздавив ее, грузовик не уедет", она показала Кубыкину кукиш, мол, не раздавишь!

Кубыкин, у которого, по его словам, уже плыли перед глазами круги, увидев в красном круге кукиш, принял его за дорожный знак "Водитель! Освободи проезжую часть!" и выехал на тротуар, освобождая шоссе идиотке.

Рыбец, сообразив, что водитель в доску пьян и будет давить ее на тротуаре, где могут пострадать посторонние люди, приняла единственно верное решение: бросилась навстречу машине, решив принять удар на себя.

Кубыкин дал задний ход. Рыбец сделала то же самое. Так они маневрировали часа три. Стало смеркаться.

И тут до Кубыкина дошло: тетку в детстве хорошо переехали, а он, очевидно, похож на водителя, который ее недодавил! Чтобы она его не боялась, Кубыкин натянул на лицо черные колготки, которые купил жене. Вглядевшись, Рыбец опознала в Кубыкине особо опасного преступника, фото которого было напечатано в газете. Рыбец решила его обезвредить и с криком "Ура!" метнула в машину бидон молока. Кубыкин вывернул в сторону и врезался в фонарный столб, который, падая, придавил некоего Сидорчука, которого действительно пять лет разыскивала милиция.

Вот так, благодаря решительным действиям граждан, был задержан особо опасный преступник.

Каждый водитель, соблюдающий правила движения, старается избежать ДТП. Однако бывают ситуации, когда ничего сделать нельзя – и был причинён вред животному или даже человеку. Что закон требует от водителя в этом случае?

○ Что делать если сбил пешехода?

Самой страшной для автомобилиста является ситуация, когда под удар его машины попал человек. Даже в том случае, если все требования ПДД были соблюдены, тщательно выдерживался скоростной режим, а автомобиль был абсолютно исправен – пешеход может переходить дорогу в неположенном месте, внезапно выйти на проезжую часть из-за припаркованного автомобиля, либо каким-то иным способом оказаться сбитым. К сожалению, автомобиль всегда был и остаётся источником повышенной опасности, который владелец не может полностью контролировать, и неприятные случайности могут произойти в любой момент.

Как поступать водителю в этом случае?

✔ Как действовать после ДТП?

С точки зрения закона действия водителя после столкновения описаны в п. 2. 6 ПДД. Правила требуют от автомобилиста:

  1. Немедленно оказать помощь пострадавшему.
  2. Вызвать скорую и полицию, а самому оставаться на месте в ожидании их прибытия. Лишь в экстренном случае дозволяется покинуть место ДТП, но лишь для того, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
  3. Освободить проезжую часть для движущегося транспорта, если машина мешает проезду. Перед этим нужно зафиксировать (в том числе и с помощью фото- либо видеосъёмки) положение машины, пострадавшего, следы торможения и другие обстоятельства имеющие отношения к делу. В том же случае, если оставленный на проезжей части автомобиль можно объехать, действует п. 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
  4. Записать данные очевидцев и передать их прибывшим сотрудникам полиции.
  5. Связаться со своей страховой компанией и адвокатом. Этих требований нет в ПДД, однако они необходимы, чтобы возместить ущерб пострадавшему и избежать несправедливого наказания.

Отдельно нужно оговорить оказание первой помощи. Сейчас она уже не называется медицинской: никто не требует от каждого водителя наличия медицинских знаний. Однако есть некоторый минимум того, что сделать может каждый. В него входят:

  • Остановка кровотечений, в том числе и с помощью жгута.
  • Искусственное дыхание, если пострадавший не дышит.
  • Закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение.
  • Наложение шин на места переломов, если планируется доставка пострадавшего в медицинское учреждение своими силами.

Однако если ожидается прибытие скорой, лучше предоставить это профессиональным медикам. Первую помощь оказывать можно только в том случае, если есть серьёзный риск для здоровья или жизни пешехода.

✔ Фиксация обстоятельств и оформление.

Фиксировать все следы на том месте, где произошло ДТП, обязаны сотрудники полиции. Однако и сам водитель может кое-что сделать.

Прежде всего, необходимо воспользоваться фотосъёмкой. Поскольку сейчас мобильные телефоны есть практически у всех, а на большинстве моделей предусмотрена камера, имеет смысл тщательно сфотографировать:

  • Положение пострадавшего и автомобиля.
  • Повреждения автомобиля.
  • Тормозные следы на асфальте.
  • Осколки, если при ДТП были разбиты стёкла или пластиковый бампер автомобиля.
  • Состояние асфальта (сухой, мокрый, покрытый снегом, грязью и т. д.).

Съёмку можно (и нужно!) производить и во время осмотра места происшествия сотрудниками полиции. Крайне желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке печатались дата и время, когда он был сделан.

При составлении протокола необходимо проследить, чтобы все обстоятельства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано в протоколе, он вправе сделать об этом отметку в специальной графе, а позднее – указать это сначала в объяснениях, а позднее, если будет возбуждено дело – в протоколе допроса.

○ Ответственность за ДТП с пешеходом.

ДТП, в котором пострадал пешеход – повод для применения к водителю мер ответственности по закону. Разберёмся, в чём они состоят, и как избежать несправедливого наказания.

✔ Как доказать невиновность?

Говоря о сбитых пешеходах, необходимо помнить: автомобиль – источник повышенной опасности. Это означает, что избежать ответственности удастся лишь в том случае, если окажется, что в ДТП виноват сам пешеход. Однако есть разница между гражданской ответственностью и возмещением вреда – и уголовной или административно-правовой, когда водитель будет не компенсировать причинённый ущерб, а отвечать непосредственно перед государством.

Поэтому для того, чтобы отвести от себя ложные обвинения, водителю необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать как можно больше доказательств того, что ПДД нарушил пешеход. Записи видеорегистратора, показания свидетелей, пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев – сгодится всё.
  2. Доказать, что сам водитель ПДД соблюдал, в частности - выдерживал нужный скоростной режим. Здесь очень поможет фиксация тормозного следа, который обычно чётко виден на асфальте.
  3. Внимательно следить за тем, что сотрудники полиции фиксируют в своих документов, внимательно читать все протоколы и при не согласии – ставить об этом отметку.
  4. Как можно быстрее обратиться к адвокату. Это касается тех случаев, когда в результате столкновения пешеход либо получил тяжкий вред, либо и вовсе погиб. В идеале стоит вызвать адвоката прямо на место ДТП.

В том случае, если может быть возбуждено дело по уголовной статье, последний пункт – самый важный, при этом обращаться надо именно к адвокату. Обычный юрист сможет помочь, когда грозит только компенсация ущерба, но по уголовным делам работать и выступать в качестве защитника на процессе он уже не сможет.

✔ Какая ответственность?

В том случае, если водитель сбил пешехода, виновного ждут следующие виды ответственности:

  • Гражданско-правовая – возмещение причинённого вреда. При этом вред понимается как материальный (в частности, так компенсируются понесённые расходы на лечение), так и моральный – возмещение испытанной боли и страданий. Избежать выплат можно лишь в том случае, если водитель сможет доказать, что никак не мог избежать столкновения – никакая презумпция.
  • Административная – за нарушение правил ПДД. В частности, если водитель покинул место ДТП, был пьян или превысил скорость, он дополнительно будет оштрафован и лишён прав.
  • Уголовная – касается тех случаев, когда был причинён тяжёлый вред здоровью, либо пешеход погиб по вине водителя.

✔ Компенсация ущерба.

В том случае, если водителю не удалось доказать свою невиновность, он должен будет компенсировать пешеходу:

  1. Вред имуществу – стоимость повреждённой одежды и иного имущества, которое было у пешехода при себе, и которое повредилось или было уничтожено при ДТП.
  2. Вред, причинённый здоровью – компенсация расходов на лечение, потери работоспособности и т. д. Здесь возможно взыскание и выгоды, упущенной из-за того, что человек пострадал от действий автомобилиста и не мог работать или получать прибыль.
  3. Моральный вред – возмещение понесённых страданий от боли и по другим нематериальным причинам. Особенность этого возмещения в том, что доказывание его – очень нетривиальная задача, и размер выплат часто остаётся целиком на усмотрении судьи, который ведёт процесс по делу.
  4. Выплаты в случае гибели – расходы на похороны и выплата иждивенцам. Их перечень определяется ст. 1088 ГК РФ.

✔ Наказание за причинение смерти в результате аварии.

В том случае, если ДТП закончилось тем, что пешеход погиб, водителю придётся отвечать по нормам уголовного законодательства. Конкретно ст. 264 УК РФ гласит следующее:

  • 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
  • наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
  • наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
  • наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
  • наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если вкратце подытожить, то водителю, из-за которого погиб человек, грозит не только срок от 2 до 9 лет – но и лишение прав после того, как будет отбыто наказание. Прав могут лишить на долгое время – вплоть до 3 лет.

✔ Что если виновен пешеход?

Но далеко не всегда ДТП происходит по вине водителя. Что, если окажется, что столкновение произошло исключительно по вине того, кто передвигался пешком?

В этом случае для водителя последствия будут следующими:

  1. Он избежит возмещения вреда.
  2. К нему не будут применены административные штрафы, если не было дополнительной вины (оставления места аварии, вождения в пьяном виде и т. д.).
  3. Он не понесёт уголовной ответственности.

Более того: если авария произошла по вине пешехода, возможна ситуация, когда платить будет не водитель, а сам пешеход. В частности, если из-за нарушения Правил пострадал товарный вид автомобиля – виновный пешеход обязан будет компенсировать причинённый вред уже автовладельцу.

○ Особенности некоторых видов ДТП.

А теперь рассмотрим, какие последствия будут для водителя в некоторых конкретных случаях столкновения с пешеходом.

✔ Если авария произошла на пешеходном переходе.

Самый плохой вариант – если получилось так, что пешеход был сбит на «зебре». В этом случае почти никогда не удаётся избежать ответственности. Даже если пострадавший был легко ранен или вообще отделался испугом – водителя ждёт ст. 12.24 КоАП РФ. По ней виновного ждёт штраф до 5 тысяч рублей или расставание с правами до 2 лет.

Отделаться от наказания не выйдет: даже если никакого вреда здоровью не было. Не пропущенный на переходе человек – это для автомобилиста всегда ответственность. Как минимум по ст. 12.18 КоАП РФ. Даже если никто не пострадал – водителя, нарушившего п. 14.1 ПДД ждёт штраф в 1500 рублей.

Единственная возможность избежать наказания – это доказать, что столкновение произошло в тот момент, когда автомобиль уже пересекал «зебру». В этом случае, как показывает практика, водитель никогда не признаётся виновным: он исполнил свои обязанности, а пешеход виноват сам, если чётко не обозначил намерение перейти.

✔ Если авария была вне пешеходного перехода.

В том случае, если столкновение произошло за пределами «зебры», у водителя больше шансов оправдаться. Для этого ему необходимо доказать:

  1. Что он не мог избежать столкновения (к примеру, пешеход выскочил с тротуара слишком близко к машине – и водитель физически не успевал затормозить).
  2. Что после ДТП он принял все необходимые меры – вызвал скорую и полицию, оказал первую помощь, выставил аварийные знаки и т. д.
  3. Что причинённый пешеходу вред был незначительным. Если пострадавший не был серьёзно ранен, а отделался синяками и порванной одеждой – вопрос об уголовной ответственности ставиться не будет, даже если автомобилист и виноват в столкновении. Однако здесь может быть довольно серьёзное административное наказание – штраф и возможное лишение прав до 2 лет.

В целом же действия водителя при таком ДТП должны осуществляться по стандартному алгоритму: «Помощь пострадавшему – вызов служб – фиксация доказательств».

✔ Чем может грозить неоформление мелких аварий?

Если речь идёт о ДТП, в котором никто серьёзно не пострадал, у участников часто возникает соблазн не оформлять всё через ГИБДД, а «договориться на месте». И действительно, так проще: не нужно ждать, пока приедут инспектора, пока оформят все бумаги, можно избежать штрафа и т. д. Но стоит ли так делать?

Дело в том, что сразу определить, насколько существенен вред для пешехода, обычно нельзя. Человек может искренне чувствовать себя здоровым – и лишь потом обнаружить, что у него не синяк, а трещина в ребре, не просто ушиб головы – а сотрясение мозга. Если обнаружится такое, водителя может ждать дополнительное наказание.

Кроме того, пешеход может оказаться юридически грамотным. В этом случае он позднее соберёт доказательства и уже сам обратится в суд с требованием возместить ущерб и компенсировать моральный вред. Отбиваться в суде владельцу машины будет тогда намного труднее.

Но даже и в этом случае есть возможность обезопасить себя: водитель должен взять у пострадавшего расписку. В ней должно быть чётко зафиксировано, что:

  • Претензий пострадавший не имеет.
  • Вред ему компенсирован или же будет компенсирован в чётко установленные сроки и в чётком размере.
  • От вызова ГИБДД он отказывается сам.

✔ Если машина сбила человека и скрылась.

В том же случае, если произошёл наезд на пешехода, но водитель предпочёл скрыться, действовать надо следующим образом:

  1. Вызвать ГИБДД.
  2. Опросить свидетелей, записав модель и цвет машины. Очень хорошо, если свидетели запомнят номер автомобиля. Чем больше информации – тем выше вероятность, что виновного найдут.
  3. Прибывшим на место ДТП сотрудникам необходимо сообщить всю информацию, а также данные о свидетелях ДТП.
  4. Написать заявление, в котором будет просьба привлечь виновного в ДТП к ответственности.
  5. Если повреждения серьёзные и потребовалась скорая – пострадавшему надо убедиться, что медработники зафиксировали то состояние, в котором его обнаружили.

После того, как виновный будет найден, уже может идти речь о возмещении вреда через суд.

○ Сбил животное на дороге.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

✔ Пошаговая инструкция что делать.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.



Просмотров