Работы по ликвидации последствий катастроф. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций Возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидация

И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

1. Обязанность защиты населения и территорий при ЧС возложена на:

A: на полицию

C: на скорую помощь

2. Плановый вывоз людей, материальных и духовных ценностей из зоны ЧС называется:

A: мобилизация

B: эвакуация

C: дестабилизация

3. Установите правильную последовательность действия человека, попавшего под завал при взрыве.

A: отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене

B: обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы

C: закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится

D: стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой

4. Эвакуация – это:

A: вывод (вывоз) населения из очага поражения или из зоны чрезвычайной ситуации

B: вывод населения из очага бактериологического заражения

C: организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в производстве (в том числе учащихся), из городов в загородную зону

D: вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации

5. РСЧС создана с целью…

A: прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно- спасательных работ

B: объединение усилий органов центральной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организации, их сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

C: обеспечение организованного вывоза (вывода) неработающего населения в загородную зону

D: обеспечение первоочередного жизнеобеспечения жизни населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было создано:

7. Выход из строя людей при ЧС из-за гибели, травм и болезней называется:

B: потери

8. Восстановление здания, сооружения возможно после капитального ремонта при ______ степени разрушения.

A: полной

B: сильной

C: средней

D: слабой

9. Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимают:

A: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводящиеся при возникновении чрезвычайной ситуации

B: заблаговременную подготовку сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

C: создание материально-технических и финансовых резервов для жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации

10. Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций называется:

A: гражданскими организациями ГО

B: аварийно-спасательными формированиями

C: аварийно-спасательной службой

11. К ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются государственные материальные и финансовые ресурсы в случае:

A: локальной чрезвычайной ситуации

B: чрезвычайной ситуации местного значения

C: крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам чрезвычайной ситуации

12. Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной:

A: когда снижена до приемлемого уровня угроза жизни и здоровью людей

B: когда устранена непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

C: когда подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

13. Разведка при чрезвычайной ситуации:

A: проводится перед началом аварийно-спасательных и других неотложных работ для выявления обстановки в ходе чрезвычайной ситуации

B: организуется и ведётся непрерывно, вплоть до полного завершения работ

14. Установление характера разрушения дорог, зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей входит в задачи ________ разведки:

B: пожарной

C: инженерной

15. В начале второй половины суточного перехода пешей колонны назначается…

A: большой привал

B: медосмотр

C: ночлег

D: малый привал

16. Покрытие затрат общественных ресурсов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации называется:

A: материальным обеспечением

B: жизнеобеспечением

C: техническим обеспечением

D: финансовым обеспечением

17. Эвакуационные пункты, служащие для отправки населения различными видами транспорта в безопасную зону, называются пунктами…

A: посадки

B: промежуточными

C: высадки

D: сборными

18. В случае внезапного наводнения в первую очередь необходимо…

A: позвонить в аварийно-спасательную службу

B: перенести ценные вещи на верхние этажи

C: начать срочную эвакуацию

D: выслушать информацию по телевизору или радио

19. При выводе населения пешим порядком вблизи сборных эвакуационных пунктов формируются…

A: колонны

B: отряды

C: бригады

D: коллективы

20. Штаб и службы гражданской обороны в организациях и на предприятиях предназначены для…

A: организации работы приёмного эвакуационного пункта

B: обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны

C: проведения призыва на военную службу

D: организации работы промежуточного эвакуационного пункта

21. Основными документами для учёта, размещения и обеспечения в загородной зоне эвакуированного населения являются…

A: трудовые книжки и школьные аттестаты

B: эвакуационные списки и паспорта

C: приписные свидетельства и паспорта

D: военные билеты и ордера на квартиру

22. Через каждый час движения колонны назначается…

A: малый привал

B: медосмотр

C: ночлег

D: большой привал

23. Руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет…

A: Министерство по чрезвычайным ситуациям России

B: Правительство РФ

C: премьер-министр РФ

D: Президент РФ

24. Эвакуация населения организуется через _______ пункты, которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах) обеспечивают сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн.

A: сборные эвакуационные

B: приёмные эвакуационные

C: промежуточные эвакуационные

D: контрольно-пропускные

25. Заблаговременный, организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения (студентов, учащихся, пенсионеров и др.) в загородную зону называется:

A: общей эвакуацией

B: рассредоточением

C: частичной эвакуацией

D: миграцией населения

26. Если сигнал «Воздушная тревога» застал на улице, то необходимо…

A: быстро направиться домой

B: направиться в ближайшее убежище

C: сообщить по телефону родственникам

D: постараться выехать из города

27. В загородной зоне для приёма эвакуированного населения создаются…

A: сборные эвакуационные пункты

B: контрольно пропускные пункты

C: промежуточные эвакуационные пункты

D: приёмные эвакуационные пункты

28. Начальником эвакуационной комиссии объекта гражданской обороны общеобразовательного учреждения является…

A: представитель департамента образования

B: руководитель образовательного учреждения

C: один из заместителей руководителя учреждения

D: представитель органов местного самоуправления

29. Запас продуктов питания при эвакуации берётся на _____ суток.

30. При эвакуации на транспортных средствах максимальный вес личных вещей не должен составлять не более _______ килограммов на одного взрослого человека.

31. Установите правильную последовательность действий населения при получении распоряжения на эвакуацию после аварии на атомной электростанции…

A: провести йодную профилактику; выключить газ, электричество, воду; надеть средства индивидуальной защиты; взять вещи, документы, еду и следовать на сборный эвакопункт

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это внешне неожиданная, вне­запно возникающая и быстро изменяющаяся обстановка при про­мышленных авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностъю и стрессовым состоя­нием населения, значительным экономическим ущербом, человечес­кими жертвами и, вследствие этого, необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасателъных работ и ликвидации последствий этих ава­рий, катастроф и стихийных бедствий.

Чрезвычайная ситуация - это крупномасштабное экстраор­динарное природное, техногенное или социальное событие, для лик­видации последствий которого требуется привлечение дополни­тельных сверхштатных сил и средств.

Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекраща­ется воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуа­ции, когда ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здо­ровья людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, когда начинается период восстановительных работ.

Условно чрезвычайные ситуации можно разделить на стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или про­цессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосфер­ного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, кото­рые вызывают катастрофические ситуации., характеризующиеся:

Внезапным нарушением жизнедеятельности населения;

Разрушением и уничтожением материальных ценностей;

Поражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной многих аварий и катастроф.

Аварии - это повреждение машин, станков, оборудования, зда­ний, сооружений, в результате которых человеческих жертв нет или они единичны

Катастрофа - это внезапное событие, влекущее за собой разру­шения зданий, сооружений и гибель людей..

Общими признаками в определении понятия катастроф, имеющейся в литературе, являются такие, как непредвиденная, неожиданная ситу­ация, возникающая внезапно или несколько растянутая во времени, сопровождающаяся в результате воздействия различных поражающих факторов серьезной угрозой для здоровья и жизни отдельных групп или больших контингентов населения и даже всего общества в целом, а также нарушения привычного уклада жизни, целостности окружаю­щей среды. Катастрофа в этом случае проявляется как острейшая фор­ма социальной патологии вообще и медико-социальной в частности.



В интересах здравоохранения под катастрофой следует понимать внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи и защите, вызвавшие диспропорцию между си­лами и

средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны.

Своевременно медицинская помощь считается ока­занной тогда, когда она спасает жизнь и предупреждает развитие не­благоприятных осложнений.

Массовые потери людей, когда число пораженных, нуждающихся в своевременной медицинской помощи, превосходит возможности в ее оказании имеющимися в зоне бедствия силами и средствами здра­воохранения.

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера» разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций:

Локальные

Местные

Территориальные

Региональные

Федеральные

Трансграничные

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от ко­личества людей, пострадавших в них, людей, у которых оказались на­рушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущер­ба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрез­вычайной ситуации.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате кото­рой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнеде­ятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или соци­ального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате кото­рой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены ус­ловия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. ми­нимальных размеров.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в резуль­тате которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не вы­ходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществ­ляется силами и средствами органов исполнительной власти субъек­та Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результа­те которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не бо­лее 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Феде­рации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляет­ся силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жиз­недеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свы­ше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникнове­ния чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществля­ется силами и средствами органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной си­туации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражаю­щие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществля­ется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.

Исходя из существующих классификаций (рис.1), катастрофы по причинам их возникновения (происхождения) подразделяются на при­родные (стихийные бедствия) и производственные (технологические).

К природным катастрофам (стихийным бедствиям) относят­ся: метеорологические (ураганы, смерчи, циклоны, морозы, засухи необычайная жара, пожары), теллурические и тектонические (извержения вулканов, землетрясения), топологические (наводнения, сели, ополз­ни, снежные обвалы) и космические (метеориты и др.).

К технологическим катастрофам относятся: транспортные (же­лезнодорожные, авиационные, космические, автомобильные на реч­ном и морском флоте), производственные (с высвобождением механи­ческой, химической, радиационной, термической энергии и бактерио­логического агента), специфические (эпидемии, войны) и социальные (голод, терроризм, общественные беспорядки, наркомания, токсикомания, беженцы и др.).

Всемирная организация здравоохранения предлагает классифика­цию катастроф по происхождению:

Метеорологические: бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т. п.;

Топологические: наводнения, снежные обвалы, оползни снеж­ные заносы, сели;

Теллурические и тектонические: землетрясения, извержения вулканов и т. п.;

Аварии: выход из строя технических сооружений (плотин тун­нелей, зданий, шахт и т. п.), пожары, кораблекрушения, крушения по­ездов, крупные взрывы и др.

ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ (стихийные бедствия)
МЕТЕОРО ЛОГИ- ЧЕСКИЕ ТЕЛЛУРИЧЕ СКИЕ И ТЕКТО НИЧЕСКИЕ ТОПОЛО ГИЧЕ- СКИЕ КОСМИ- ЧЕСКИЕ
БУРИ (УРАГАНЫ, СМЕРЧИ, ЦИКЛОНЫ) МОРОЗЫ ЗАСУХИ НЕОБЫЧАЙНАЯ ЖАРА ПОЖАРЫ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ НАВОДНЕНИЯ СЕЛИ ОПОЛЗНИ СНЕЖНЫЕ ОБВАЛЫ МЕТЕОРИТЫ ПРОЧИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ (технологические)
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (с высвобождением энергии) СОЦИАЛЬНЫЕ
АВИА И КОСМИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КАТАСТРОФЫ АВТОДОРОЖНЫЕ КАТАСТРОФЫ КАТАСТРОФЫ НА РЕЧНОМ И МОРСКОМ ФЛОТЕ (транспорте) МЕХАНИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ РАДИАЦИОННОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТА ГОЛОД ТЕРРОРИЗМ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЕСПОРЯДКИ АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ ТОКСИКОМАНИЯ

Медико-санитарные последствия ЧС (определение понятия), понятие о людских потерях в ЧС, элементы медико-тактической характеристики ЧС. Методы прогнозирования и оценки обстановки при ЧС.

Мсп чс – это комплексаная характеристика чс, определяющая содержание и объем и организацию медико-санитарного обеспечения.

В ходе ликвидации последствий ЧС объём работы и количество привлекаемых сил и средств здравоохранения зависят от складывающейся обстановки, характера и масштаба очага массового поражения. Последние, в свою очередь, зависят как от количества пострадавших и структуры поражения, так и от места, где произошло чрезвычайное событие. Величина санитарных потерь при катастрофах и авариях может варьировать в большом диапазоне: от нескольких десятков до сотен и тысяч человек. Она зависит от масштабов ЧС, общего количества жителей, в том числе граждан, работающих в различных сферах народного хозяйства, наличия и состояния лечебно-профилактических учреждений в зоне ЧС и ряда других особенностей.

Все потери среди населения называют общими потерями. Общие потери делятся на безвозвратные и санитарные.

К безвозвратным потерям относятся убитые, умершие, утонувшие, пропавшие без вести.

К санитарным потерям относятся поражённые и больные, потерявшие трудоспособность на срок не менее 1 сут и поступившие в медицинские пункты или медицинские учреждения.

Структура санитарных потерь - процентное соотношение различных категорий поражённых и больных, входящих в общее количество санитарных потерь. Изучение структуры санитарных потерь даёт возможность представить лечебно-эвакуационную характеристику поражённых и больных, а следовательно, определить потребность в силах и средствах для оказания медицинской помощи, эвакуации и лечения.

Организация оказания медицинской помощи в ЧС часто осложняется в связи с труднодоступностью самого очага поражения, разрушением местных медицинских учреждений, неточностью информации, обусловленной нарушением средств связи в очаге поражения, объективной трудностью быстрой оценки объёма поражения, массовостью людских потерь и пострадавших. Всё это приводит к потере времени для оказания медицинской помощи и, соответственно, к уменьшению эффективности медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС.

Для успешного выполнения указанных мероприятий по медицинскому обеспечению населения в ЧС необходимо следующее:

Чёткое и непрерывное управление силами и средствами здравоохранения, принимающими участие в ликвидации последствий катастрофы;

Бесперебойное всестороннее материально-техническое обеспечение всех проводимых мероприятий;

Постоянное взаимодействие с администрацией, другими службами и ведомствами, обеспечивающими спасательные и восстановительные работы, а также своевременное достоверное информационное обеспечение как органов управления, так и населения.

Для эффективного осуществления лечебно-эвакуационного обеспечения населения в районах ЧС необходимо придерживаться конкретной доктрины медицины катастроф. Под этим термином принято понимать совокупность основных принципов, положенных в основу деятельности службы медицины катастроф. Среди них можно назвать следующие принципы:

Единое понимание задач службы медицины катастроф;

Единое понимание происхождения и развития разных патологических процессов и их проявлений;

Единые взгляды на принципы и методы лечения и профилактики поражений;

Ранняя первичная хирургическая обработка раны - надёжный метод предупреждения и развития инфекции в ране и т.д.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно - эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей:

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Пораженный в чрезвычайной ситуаций (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

При катастрофе потери обычно возникают внезапно и их количество, как правило, превышает возможности местных объектовых, а и иногда и территориальных сил и средств здравоохранения. Высокая тяжесть поражения, реальная угроза для жизни в ходе бедствия создает в среднем 25-30% тяжелопораженных. Среди пораженных от 20 до 30% составляют дети.

В структуре потерь по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно делят второе и третье место. На четвертом месте травмы с синдромом длительного сдавления ("краш- синдром"). 70%-пораженные с множественными и сочетанными травмами. Среди причин смерти на первом месте находится травма не совместимая с жизнью, на втором- травматический шок, на третьем -острая кровопотеря.

Значительная часть пораженных погибает от несвоевременности оказания медицинской помощи, хотя и травма не смертельна. После тяжелой травмы через 1 час погибает 30%,а через 3 часа 60%

Специфическими патологиями поражения населения в экстремальных условиях мирного времени являются психоневрологические стрессы, шок, ступор. Примерно 10-15% пораженных нуждается в стационарном лечении в психоневрологических ЛУ и не менее 50%- в амбулаторно-поликлинических условиях. При землетрясении в Армении психотравма коснулась всех раненых и до 90% проживающих в зоне катастрофы, а также родственников, проживающих в отдалении.

Характер потерь от воздействия СДЯВ среди населения весьма разнообразен. В структуре потерь превалирует легкая и средняя степень тяжести поражения, а в эпицентре- тяжелая степень. Смертельная степень не превышает 5%.Особую опасность для детского возраста представляют химические вещества, действующие на слизистые дыхательные пути, которые у детей отличаются высокой нежностью и васкуляризацией и склонны к отекам.

При авиационных и железнодорожных катастрофах возникают в основном механическая и ожоговая травмы при высоком удельном весе погибших.

При наводнении потери населения колеблются в большом диапазоне.

Основная патология связана с утоплением людей и заболеванием легочной системы. В зоне катастрофического затопления погибает ночью до 30% населения, а днем - не более 15%.

При землетрясении от 22,5% до 45% травм возникает от падающих конструкций зданий и 55% - от неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться и др.).

Структура потерь среди населения при катастрофических наводнениях и землетрясениях довольно быстро дополняется инфекционной заболеваемостью.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС ДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения людей.

Запомните!

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают в себя:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и блокированных помещений;

Работы по извлечению пострадавших из завалов. Сахалин. Нефтегорск. 1995 г.

  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

    Неотложные работы включают в себя:

    • прокладывание колонных путей и устройств проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
    • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
    • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
    • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
    • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
    • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
    • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями.

    К основным видам обеспечения относятся:

    • разведка;
    • радиационная и химическая защита;
    • инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение;
    • комендантская служба и охрана общественного порядка.

    В заключение отметим, что аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ и в сложных условиях их проведения работы организуются в две-три смены. При этом тяжелая инженерная техника обычно не вывозится, а передается подразделению, прибывшему на смену, непосредственно на месте работы.

    Запомните!

    Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.

    Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.

    Вопросы

    1. С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС ДНР) в очагах чрезвычайных ситуаций?
    2. Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения?
    3. Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
    4. В каком режиме ведутся АС ДНР?
    5. При каких условиях и кем определяется завершение АС ДНР?

    Задание

    Приведите известные вам примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации, имевшей место в нашей стране.

  • ГОСТ Р22.8.01,-96 БЧС "Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.02.-94 БЧС "Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.03.-95 БЧС "Технические средства разведки. Общие технические требования".

    ГОСТ Р22Л04.-96 БЧС "Технические средства санитарной обработки людей. Дезинфекционно-душевые установки. Общие технические требования".

    ГОСТ Р22.8.05.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствии аварии на химически опасных объектах. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий и катастроф на транспорте. Общие требования".

    Ликвидация ЧС заключается в проведении в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организации жизнеобеспече­ния пострадавшего населения и личного состава этих сил.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

    Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя: спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидация аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах; энергетических и коммунальных сетях; нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.



    Аварийно-спасательные работы в ЧС включают в себя работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очагах поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

    Неотложными работами в ЧС являются первоочередные работы в зоне ЧС по устранению или снижению степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и обеспечению охраны общественного порядка в зоне ЧС

    Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

    Спасательные и другие неотложные работы – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

    Организационные мероприятия по подготовке СДНР проводятся в мирное время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника, или угрозе возникновения ЧС и после нападения противника или после возникновения ЧС.

    В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения ЧС проводятся:

    1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

    2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечения ее постоянной готовности.

    3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

    4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах ЧС мирного времени.

    5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.

    6. Организация взаимодействия с органами военного командования.

    При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

    1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

    2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

    3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

    4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

    После нападения противника или факта возникновения ЧС осуществляются:

    1. Восстановление нарушенных систем управления.

    2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита,

    3. Организация сбора информации и наблюдение за обстановкой.

    4. Организация и управление СДНР.

    Спасательные работы проводятся в целях:

    Розыска пораженных и извлечения их из под завалов, разрушенных сооружений;

    Оказания им первой медицинской и врачебной помощи;

    Эвакуации из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

    Спасательные работы включают:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения;

    Розыск пораженных и извлечение из задымленных помещений завалов;

    Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    Санитарную обработку людей, ветеринарную сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

    Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

    Другие неотложные работы включают:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зоне заражения;

    Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление конструкций зданий и сооружений.

    СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии с силами других министерств.

    Мероприятия по ликвидации ЧС планируются и готовятся заранее.

    При подготовке мероприятий учитывается, что каждому виду ЧС присущи свои специфические особенности, из которых вытекают определенные требования к составу привлекаемых сил, их техническому оснащению и способам действия.

    Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя; спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализацию аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидацию аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах, энергетических и коммунальных сетях, нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.

    В ходе спасательных работ проводят:

    Разведку очагов поражения и маршрутов выдвижения формирований на объекты работ;

    Локализацию и тушение пожаров па участке проведения работ и путях выхода к ним;

    Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

    Санитарную обработку людей;

    Дезактивацию техники, транспорта и средств защиты.

    При проведении таких работ прокладывают колонные пути; устраивают проезды в завалах и на зараженных участках; восстанавливают поврежденные мосты и наводят переправы и т.д.

    Для предотвращения и уменьшения ущерба, ожидаемых ЧС предусматривается проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, таких как строительство берегозащитных и берегоукрепляющих сооружений, обваловка и подсыпка дамб и т.д.

    Введение

    На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "чрезвычайные ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут вызвать опасные последствия в окружающей среде, создающие угрозу существования человека на Земле как биологического организма.

    В настоящее время наблюдается резкое возрастание количества ЧС и тяжести их последствий. Поэтому растет необходимость в проведении комплекса спасательных и других неотложных работ. Это вызывает повышение уровня требований к качеству и времени проведения комплекса СиДНР.

    Комплекс ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его содержание

    Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Ликвидация ЧС выполняется Вооруженными силами Украины, силами Гражданской Обороны Украины, специальными и невоенизированными формированиями Гражданской Обороны.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.

    Ликвидация ЧС
    Аварийно-спасательные работы Другие неотложные работы
    1. Разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ. 1. Прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках.
    2. Тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ. 2. Локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.
    3. Розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений. 3. Укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.
    4. Оказание первой доврачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.
    5. Санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

    Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

    В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

    – устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

    – локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;

    – укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

    В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

    В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

    Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

    Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

    Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.

    Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

    Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

    – пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

    – целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

    – сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

    – сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.

    Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества), как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

    – ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

    – обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

    – сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

    – постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);

    – изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

    После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

    Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс увеличения количества ЧС и тяжести их последствий. ЧС носят сложный характер и вызывают массовое поражение людей, значительные потери материальных ценностей и вызывают необходимость проведения сложного комплекса СиДНР. Источниками ЧС могут быть опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.



    Просмотров