Работа в море. Начало карьеры




Курсы матроса.

Паспорт моряка

Загранпаспорт.



медицинскую комиссию


Паспорт моряка
Загранпаспорт
Basic safety training

Учебный диплом матроса
Медкомиссия

протокол комиссии ГКК

на рабочий диплом

PS: Вам еще понадобится «Послужная книжка моряка».

Или, допустим, мотористом – путь примерно одинаков: сквозь тернии к звездам. Итак, мои ненасытные друзья, жаждущие стабильной оплаты своего труда, морских путешествий, разных и красивых женщин, внеурочной работы и острых ощущений. Сия статья посвящена тем, кто собирается связать свою судьбу с морем. Стать моряком. С чего начать путь матроса (моториста), где учиться, какова примерная стоимость этого удовольствия в современных реалиях. Путь от прыщавого шкета до дипломированного морского специалиста (хотя пока и без опыта). Обо всем этом и немного о другом читаем ниже.

В общем и целом сообщество моряков можно смело разделить на две группы людей:
К первой группе относятся те, кто с половозрелого возраста сами или по наставлению родителей стремились связать свою жизнь с морем. Обычно такие люди сразу, со школьной скамьи, поступают в мореходное училище. И дальше с песней по жизни.

Вторая группа включает в себя людей, которые уже имеют какую-либо гражданскую профессию на берегу, но в силу сложившегося финансового состояния или по иным меркантильным причинам решивших сменить землю на воду. Эти люди идут на такой шаг осознанно и не редко делают успешную карьеру.

Именно вторую группу людей мы и рассмотрим.

Итак, проснувшись однажды утром и почесав тестикулы, вам в голову пришла шальная мысль – а почему бы мне не помантулить в морях-океанах. Денег на берегу особо не заработаешь, стабильности нет, вечный кризис и ипотека, а в мореходку вы не решились поступать вовремя по объективным причинам. Более того, взглянув на своих бывших одноклассников, сокурсников, коллег по шиномонтажу и покеру, которые вовремя почуяв ветер перемен уже давным-давно работают в море и прекрасно себя чувствуют – подумали, чем вы хуже?

Рассмотрим примерный ход событий. Первым делом вы задались вопросом: «ГДЕ?» постичь азы нехитрого ремесла матроса т.е. как оббивать ржавчину, красить палубу во время дождя, улыбаться старпому и многому другому, но не менее увлекательному. Если у вас в городе есть морской ВУЗ или подобное учебное заведение – то вероятнее всего при нем образованы кошерные курсы по отъему денег у жаждущих до морей в обмен на необходимые знания и блестящие корочки. Если таковые курсы в месте вашего проживания имеются – это хорошо, если нет, то придется потратиться и совершить променад в другой город. Сущая ерунда, ведь у вас уже есть цель, не правда ли?

Список некоторых учебно-тренажерных центров подготовки плавсостава в Украине:

Допустим, с учебным центром вы определились, и вот тут наступает момент первого расставания с денежными знаками в обмен на свою мечту. Эти знаки у вас отнимут при поступлении на курсы подготовки плавсостава. Взамен предложат минимальный пакет необходимых документов для безудержного мореплавания. Рассмотрим процесс подробнее.

Курсы матроса. Минимальный багаж знаний для рядового состава, часть из которого состоит из теоретического материала, к сожалению, на практике не всегда пригодного. Частично из информации о жизненноважных и архинеобходимых аспектах работы в море: такелаж, устройство судна, работа рулевого, где находится гальюн и клотик и т.п.

Стоит отметить, что срок обучения на матроса занимает порядка 4-5 месяцев в зависимости от учебной программы того или иного центра подготовки плавсостава. Как апофеоз сего мозгового штурма, после соответствующего экзамена в конце обучения вы получите Учебный диплом квалифицированного матроса 2-го класса (ordinary seaman). Стоимость курсов подготовки матроса в пределах 4000 грн. (12000 руб.). Цена за обучение может варьироваться как от тренажерного центра так и от страны проживания.

Паспорт моряка (свидетельство моряка или Удостоверение личности моряка). Во время обучения на курсах вам придется оформить себе паспорт моряка. Централизованно активом учебной группы будут собраны анкеты и переданы в соответствующие инстанции. Или в случае отсутствия такового самому придется побегать сначала за допуском в компетентные органы, потом оформляться к капитану порта. О часах работы капитании, как и о пакете необходимых документов лучше предварительно погуглить.

Фокус в том, что в капитании не всегда есть бланки. И тут на свет божий являются посредники. Улыбчивые ребята с хитрым прищуром и потными ладонями помогут вам оформить паспорт моряка, даже если бланки в капитанию не завозили последнюю пятилетку. Но дороже. В любом случае проявив настойчивость и уделив этому время вы станете счастливым обладателем документа удостоверяющего вас как морского специалиста. Хотя на самом деле пока вы им не являетесь. Стоимость паспорта моряка в районе 1000 грн. (около 2 тыс. рублей).

Загранпаспорт. Оформлять не задумываясь. Без него только каботаж, только хардкор.

Ознакомление, начальная подготовка и инструктаж по вопросам безопасности. Обязательный курс. По итогу вы получите корочку «Basic safety training» за каких-то 500 грн. (в России не в курсе, но предполагаю 3-4 тыс. руб.).

На этом учебном курсе вам поведают об элементарных мерах предосторожности при работе на морских судах. Теория, пожарная подготовка, оборудование для спасения, оставление судна, медицинская помощь. Много интересного вам придется узнать в теории о безопасной, безаварийной работе на судне, но и совершить на практике некоторые увлекательные действия:
- пострадавшего в задымленном помещение в костюме пожарного и дыхательном аппарате.
- прыжки в бассейн или открытый водоем с высоты третьего этажа как имитация прыжка с палубы судна с обязательным требованием вплавь достичь спасательной шлюпки.

Так как судно – место повышенной травмоопасности, то и курс оказания первой медицинской помощи не будет лишним: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, наложение шины, сифонная клизма, укол в голову и т.п. Все это вы прочувствуете на себе при обучении.

В четвертых вам понадобиться корочка специалиста по шлюпкам и плотам (Proficiency in survival craft and rescue boats, other than fast rescue boats) (200 грн, 2-3 тыс рублей). Название курсов говорит само за себя. Ознакомление и управление средствами спасения. Хотя, все это впоследствии, уже на судне, вам будут периодически вдалбливать в голову чиф со вторым помощником во время ежемесячных тренировок.

После учебных курсов у вас будет небольшая практика 1-1.5 месяца на каком-нибудь Учебно-производственном типа «Герой Советского союза Абдулла Дермухамедов» с последующей записью в паспорте моряка. Посчитаем, что это ваш первый опыт – сын ошибок трудных.

Как очередная ступень к достижению своей цели обязательно понадобится пройти медицинскую комиссию в профильном медучреждении. А также сделать прививку от желтой лихорадки. Все нюансы данного мероприятия я уже описывал в статье Стоимость на данный момент: медкомиссия 550 грн. и прививка 200 грн (1500 и 550 рублей соответственно).

Итак, вы отучились и имеете в прикупе следующее:
Паспорт моряка
Загранпаспорт
Basic safety training
Proficiency in survival craft and rescue boats, other than fast rescue boats
Учебный диплом матроса
Медкомиссия

Денег потратили немало, но и получил заряд бодрости и мотивацию.

Но! Для того чтобы работать на торговом, пассажирском, оффшорном, любом другом судне – прежде всего нужен рабочий диплом. Следующий шаг – все вышеперечисленные документы, заявление и оплату вы подаете в Инспекцию по подготовке и дипломированию плавсостава . В инспекции все дотошно проверят и, если все в ажуре, назначат дату и время экзамена в государственной квалификационной комиссии (ГКК). Суровые старцы с погонами проверят вашу теоретическую подготовку и после прохождения экзамена выдадут протокол комиссии ГКК . Все это от подачи документов до получения протокола может занять месяц.

Но и это еще не все. С этим протоколом вы снова мчитесь по проторенной дороге в капитанию для обмена на рабочий диплом (Certificate of competency) и подтверждение к рабочему диплому (Endorsement). И вуаля – у вас в кармане рабочий диплом международного образца с указанием на каких типах судов вы имеете право работать и какие обязанности выполнять. Опять же капитания – не «Красный крест» и благотворительностью не занимается. Т.е. необходимо будет раскошелиться в пределах 300 грн. (в России - ?).

Все обучение занимает около 4-5-х месяцев. Долго? Это, безусловно, индивидуально. Но есть и другой вариант – купить рабочий диплом и все сопутствующие сертификаты у добрых людей. Но я бы не советовал покупать документы. Если решили изменить свою жизнь – делайте это как положено.

PS: Вам еще понадобится «Послужная книжка моряка». Документ по типу трудовой книжки необходимый для последующего обмена рабочего диплома или повышения, чтобы подтвердить свой плавценз.

Много молодых людей выбирают для себя профессию моряка однажды и на всю жизнь. Но так везёт далеко не всем. В силу разных жизненных обстоятельств, нам иногда приходится менять род занятий. По-научному, это называется социальная адаптация. Естественно, приходится переучиваться, получать второе образование заочно. Как действительно обрести новую специальность, а не пополнить ряды тех, кого «морские волки» называют парикмахерами и таксистами, случайно оказавшимися в море?

Ниже несколько советов тем, кто собирается учиться или уже учится заочно.

Поступая на заочное обучение, помните, что придётся-таки учиться. Причём обучение должно быть непрерывным. Это значит, что ежедневно, по несколько часов, Вы должны самостоятельно изучать какой-либо предмет. Тут можно выбирать: или учить всё сразу, как делает стационар или по-уму, выбрать пару «пересекающихся» дисциплин, изучать их, а потом переходить к следующим. Как это работает? Например, берёте «Навигацию и лоцию» и учите вместе с «Мореходной астрономией». Какую-нибудь «Философию» учите вместе с «Украинской культурой» и т.д.

Как заставить себя заниматься?

Обычно заочники – люди «зрелого» возраста и делают свой выбор более осознанно. Значит, они должны быть более мотивированы на обучение. Да, заочник, как правило, большую часть времени работает. Если это работа в море – наберите в рейс необходимой литературы. Сейчас вся учебная литература есть в электронном виде в Интернете, в открытом доступе. Кафедральные методички можно сфотографировать – они не слишком большие. Думаю, при желании, в самом трудном рейсе, можно выделять пару часов на занятия. Результат не заставит себя ждать. Тем более, есть отличная возможность проверять знания на практике. Если работаете на берегу – тоже не беда. В основном, вся работа до 18-00. Остальное время принадлежит Вам и распоряжаетесь им только Вы. Да, придётся отказаться от просмотра сериалов по «ящику», «серфинга» в сети, или игры в «танчики» («ферму»). Но тут уж Вам выбирать – тренировать мозги или указательный палец правой руки, бесконечно кликая мышкой. Вообще, поражают геймеры, которые думают, игры что-то там развивают. Посмотрите на них со стороны – сидит скрюченный человек и беспрерывно дергает указательным пальцем правой руки. Такому движению запросто можно научить обезьяну. Кстати, никто не слышал, ещё не проводят чемпионаты по киберспорту с участием обезьян? Думаю при правильной мотивации, у них есть хорошие шансы на победу.

Итак, расставьте приоритеты: учёба или прожигание времени.

Не разделяйте предметы на важные и второстепенные

Часто слышал от одногруппников на первых курсах: «Зачем мне этот «Сопромат» или «Технология материалов»? Не буду даже книгу открывать. Заплачу и сдам. А вот когда пойдут предметы по специальности, вот тогда начну учить…» Но пришёл третий курс, начались спецпредметы «Теория и устройство судна», «Навигация и лоция» и другие, а платить-то продолжаем. Потому что, во-первых вообще не привыкли что-либо читать и учить. А во-вторых, если открываем книгу, то видим ф…у (Вы поняли что). У человека нет базовых знаний. Например, корпус судна с точки зрения прочности – это пустотелая балка из «Сопромата», испытывающая изгиб и кручение. Среднеквадратичная погрешность определения места судна – это теория вероятностей из высшей математики; расчет плавания по дуге большого круга – формулы из сферической тригонометрии и т.д. Знания должны накапливаться системно – чем лучше будет фундамент, тем крепче будет здание.

Старайтесь найти в любом изучаемом предмете, что-то интересное для себя

Чтобы легко и хорошо изучить предмет учебной программы, постарайтесь «увлечься» им. Тут поможет Ваша любознательность. Проверяйте полученные знания на практике. Например, казалось бы что скучнее «Истории украинской культуры», по факту, «Культурологии». Ну, бубнит там что-то преподаватель, о том, как «космические корабли бороздят Большой театр». Сидишь, клонит в сон. Мой сосед на задней парте заснул с открытыми глазами на такой лекции. Поняли — что спит, когда захрапел на всю аудиторию. Но, я решил провести время с пользой и послушать, что рассказывает лектор. Узнал для себя много нового, что заставляет задумываться. Например, сейчас прогрессивные философы, считают, что общество развивается по случайным законам. Оглянитесь назад, как вы познакомились со своей женой/мужем? А если бы в тот день где-то задержались? И всё – другие люди, другая жизнь… Так и в обществе: какой-то Правитель думает, что он управляет процессами, а на самом деле, он просто давно не читал книг. Почитал бы — глядишь, гонору бы поубавилось… А как удивила меня студентка философского факультета университета, которая заявила что общество развивается по линейному закону! Если бы это было так, то человечество давно бы уже вычислило некий коэффициент развития, а мы бы жили при сильно развитом феодализме (может, конечно, так и живём?)).

Итак — в любой дисциплине можно найти что-то особенное, интересное, близкое тебе. Вы приятно удивите окружающих, описав какое-то естественное явление законами физики. Нашли, увлеклись – считайте что сдали экзамен.

Пишите конспекты

Да-да, именно, пишите конспекты, хотя Вы и не хОдите на лекции. Хороший конспект – минимум тройка на экзамене. Помните как Шурик, в известной комедии Гайдая 60-х годов гонялся за конспектом? Несмотря на развитие компьютеров, телефонов и других гаджетов, хороший конспект будет всегда в цене. Не любите писать? НаучИтесь быстро печатать на клавиатуре «вслепую», по-любому в жизни пригодится. Вообще говоря, в наше время не уметь печатать на компе вслепую – это всё равно, что не уметь писать в семидесятые годы прошлого века. Итак, пишите от руки или на компьютере, но пишите конспекты.

Преимущества хорошего конспекта

— Написание конспекта заставляет Вас сосредоточиться на предмете чтения.
— Конспектируя, вы «укладываете» материал в характерный именно для Вас, способ. Значит, в нужный момент быстрее вспомните прочитанное и записанное.
— Конспект показывает наглядно результат работы – после нескольких часов, проведённых за учёбой, что-то останется – если не в голове, так на бумаге.
— Когда Вы конспектируете то, что читаете, работает не только зрительная память, но и моторная. Вы лучше запоминаете материал.
— Конспект Вы можете взять с собой и почитать где угодно, в любую свободную минуту.
— Почти все преподаватели разрешают заочникам пользоваться своими конспектами, а некоторые, за само его наличие уже готовы поставить тройку.
— Если Вас намеренно валят на экзамене (что происходит крайне редко), Вы имеете на руках письменные доказательства в виде конспекта, что таки изучили сдаваемую дисциплину. Пусть и не на отлично, но всё же…

До выхода на сессию выполняйте самостоятельно все контрольные и курсовые работы

В морской академии, каждому заочнику методист даёт список предметов на год. В конце списка, мелким шрифтом есть примечание, о том, что до выхода на сессию, студент должен выполнить контрольные и курсовые работы или рефераты. Удивительно, но многие заочники не дочитывают до этого примечания! Между тем, это не пустые слова. Делайте все контрольные и курсовые заранее, до сессии. Преимущества очевидны. Рано или поздно, ведомость по контрольным и курсовым надо «закрывать». Т.е. все равно их надо делать и сдавать. На сессии, это отнимает дополнительное время, которого и так не достаёт (кто сдавал за месяц 16 предметов, меня поймёт). Помимо подготовки к экзамену/зачёту, во время сессии надо выполнить лабораторные и практические работы. Чтобы не сидеть над книгами по ночам сделайте и сдайте контрольные/курсовые заранее. Я лично знаю нескольких человек, которые на первом курсе «протормозили» не выполнили (или не купили) контрольные и их не допустили к экзаменам. Люди остались на второй год.
Второй немаловажный момент. Тематика контрольных и курсовых работ соответствует программе дисциплины. Поэтому, контрольная/курсовая служит для Вас ориентиром – как, в каких объёмах учить предмет. Посидев несколько часов над какой-нибудь задачей и всё-таки решив её, растёшь в своих глазах. Вот, сегодня взял пусть и не большую, но новую для себя высоту. Это, как говорят, доставляет)).

В одесской морской академии, контрольные/курсовые надо защищать. Беседуя с преподавателем на защите контрольной и отвечая на его вопросы, Вы проводите «артподготовку» и «разведку боем» к сессии. Помните, как говорил Остап Бендер в «Золотом телёнке»? «Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты». В нашем случае, преподавателя надо приучить к мысли, что денег за экзамен Вы платить не будете – он должен это чётко уяснить и «переспать с этой мыслью».

ХодИте на консультации

При выполнении контрольных/курсовых, у Вас возникнут вопросы. Найдите время, придите к преподавателю на консультацию. Но приходите подготовленным – заранее почитайте теорию по теме, чтобы не выглядеть идиотом, который видит эти буквы/цифры впервые. Это ещё один хороший повод познакомиться с преподавателем и добиться своих целей (см. пункт выше «приучение к мысли…»).

Добивайтесь высоких оценок

Если Вы уверены, что знаете предмет нормально, не соглашайтесь на низкие оценки. Некоторые преподаватели любят «перестраховаться» и поставить заочнику троечку – абы чего не вышло. В этом случае, прямо заявите, что претендуете на более высокую оценку. Обычно, после правильного ответа на дополнительный вопрос, преподаватель «сдаётся». Хотя на каждом курсе попадаются индивидуумы, которые считают, что заочник не может знать на «отлично», в принципе. С такими лучше не спорить. Соглашайтесь на «хорошо». Экономьте своё время и нервы.
Для чего надо добиваться хороших оценок? Все оценки проставляются в Вашу «зачётку», которая, к курсу так третьему, станет Вашей «визитной карточкой». Такая «визитка» охладит любую горячую голову преподавателя, который считает, что может заработать с любого студента (к счастью, с такими не сталкивался, но слышал от других).

На сессии носите с собой учебники

Тут ничего нового. Не щеголяйте на сессии с тонкой папочкой, Вам не восемнадцать лет. Станьте постоянным клиентом ВУЗовской библиотеки. Литература понадобится для выполнения контрольных и курсовых. Берите учебники на занятия. «Матчасть», лежащая на столе, вызывает уважение преподавателя, как бы говоря: «Человек настроен серьёзно. Пришёл сюда учиться, а не просто провести время».

Английский язык

Выделяю отдельным пунктом. Так как сносное знание английского языка – половина успеха. Часто слышал от сокурсников: «Английский за один день не выучишь. Буду платить». Но через год приходил следующий экзамен, и опять всё повторялось. «За один день английский не выучишь…». Так вот, не дожидаясь очередного понедельника, начинайте учить английский. Тут кому — что удобнее: ходите на курсы или учите самостоятельно. Я учу самостоятельно. В Сети полно обучающих программ. Для себя выбрал программы LIM (не реклама), полностью бесплатные, составлены энтузиастами, изучающими английский. Сейчас они переложили в программную оболочку курс Дмитрий Петрова. Как заявляет Петров, знание до автоматизма настоящего, будущего, прошедшего времени (отрицательная, утвердительная, вопросительная формы) снимает всякое напряжение в общении. Набирайте словарный запас, учите времена до автоматизма – это работает, проверено на практике.

Конечно, сейчас большинство заочников учится по методу «всё покупаю». Давайте подсчитаем. Официальная оплата обучения – около $ 1 000 в год. Пять тысяч за обучение до бакалавра надо внести, официально, в кассу. Ещё тысяча – до специалиста/магистра. Если учиться «традиционным» методом, каждый год обойдётся Вам в среднем ещё по полторы тысячи долларов. Т.е. тысяч восемь – дополнительно. В общей сумме, бумажка под названием диплом обойдётся в 14-15 тысяч долларов США. Учтите, что эти деньги Вы просто выбросили на ветер, потому что без знаний Вы не имеете абсолютно никаких преимуществ перед другими претендентами, скорее наоборот.

А когда же учиться?

Для тех, кто думает, что его научат всему на судне, советую почитать одесский морской форум. Там, бывалые моряки, всерьёз обсуждают возможность обучения новичков на судне за деньги. Стоимость обучения – месячная зарплата. Как мне сказал один старший механик в разговоре: «На судне у каждого своя работа. Если кто-то не тянет, мне легче его списать, чем мучаться несколько месяцев. Пусть присылают другого». Плюс, без знаний специальности и английского у Вас нет шансов пройти собеседование в нормальной конторе. Значит, опять будете платить за уход в рейс, со всеми вытекающими последствиями. Хотите работать бесплатно или всё же сесть за книги?
Для тех, кто дочитал до конца, в подтверждение написанного, выкладываю фото пары страниц из «зачётки» заочника.

Тем, кто не-осилил-много-букфф – советую искать деньги. Сегодня морское образование – недешёвое удовольствие.

Всем удачи! Берегите себя!

Наверное, многие задумывались о том, как найти хорошую, денежную и стабильную при этом работу. В совеременном мире таких островком стабильности осталось мало, поэтому к выбору профессии надо подходить очень тщательно. Одной из немногих отраслей, где хорошо платят и есть гарантированный спрос на кадры является работа на море.

В этом материале журнала Reconomica наш приглашенный эксперт-моряк расскажет, куда пойти учиться морскому делу, сколько получают специалисты различных профессий на море, каким качествами нужно обладать для этой работы, и где искать работу на судне.

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема - это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.

При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм . С.О. Макарова , Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова . В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.

Что нужно знать новичку о работе в море

Все мы знаем, что . Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.

Морские профессии

Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.

Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов , как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

Выучиться на рядовой состав обойдется вам в районе 1100-1500$, а по времени это займет 3 – 5 месяцев. Что в плане окупаемости, затраты составят немного больше вашего месячного оклада, в среднем на различных фирмах он составляет от 800$ до 1200$.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$ . Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Комнадный состав судна и его зарплаты

А вот в командный состав входят помощники капитана, помощники старшего механика, капитан и сам старший механик . Здесь на карьерном росте можно разгуляться, но вся проблематичность состоит в стоимости и времени обучения, что составляет примерно по 700$ – 800$ в год, а учиться придётся, если поступать в колледж, минимум 4 года и, если поступать в высшее морское заведение, максимум 6 лет, для того чтобы получить документы должности Junior (4-го помощника капитана или старшего механика). И это не все расходы, не забывайте про документы и сертификаты, на которые уйдет еще в районе 1000$.

Конечно же, всем интересно, сколько получает капитан корабля и сколько стоит выучиться на эту специальность. Давайте считать.

Итого, что у нас есть, нужно потратить 4 – 6 лет, 4000$ – 6000$, но, что мы имеем взамен - это оклады в пределах начиная от 2500$ и до 14000$ – 16000$ в должностях капитана и старшего механика. Вполне заманчиво, я считаю.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше , но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов , они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Секрет успеха для желающих работать на море

Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме - это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.

Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.

И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.

Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь - в море, пенсия - в своей квартире. . Банки любят моряков!

Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине . Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги , в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.

В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

Для людей, выбравших профессию моряка, работать на судне - это призвание, цель жизни, воплощение детской мечты. Ведь что еще может заставить человека изменить стиль жизни, сподвигнуть длительное время находится в плавании, пребывать в разлуке с семьей?
Тот, кто стремится познать дальние путешествия, постоянно выходить в море, открывать для себя что-то новое, пройдет длительную подготовку и только тогда станет моряком.

Что нужно, чтобы стать моряком

  1. Решившие получить профессию моряка поступают в соответствующие учебные заведения;
  2. Только тех, кто прошел теорию, практику, получил практический опыт и диплом, могут допустить работать на корабле;
  3. Крепкое здоровье, выносливость, способность адаптироваться к новой среде. Перед каждым рейсом моряк проходит обязательную медкомиссию, делает прививки, особенно для поездки в дальние страны;
  4. Стоимость образования высокая, но затраты на учебу окупаются хорошей оплатой труда. Профессия востребованная, конкуренция высокая.
  5. После получения диплома осталось проявить упорство, показать себя с лучшей стороны, выбрать хорошо оплачиваемый рейс на надежном судне. В этой профессии нелишним будет знание иностранных языков.

Моряки делятся на следующие категории:

  • машинная команда;
  • палубная команда;
  • обслуживающий персонал.

Есть моряки командного состава и офицеры. Офицерам необходимо высшее образование, рядовые могут пройти только курсы.

Как стать моряком дальнего плавания

Моряки могут выбирать как короткие рейсы - 4 месяца, так и более длинные. Быть моряком дальнего плавания совсем непросто, но для тех, кто все же решился, стоит рассмотреть такие варианты:

1. Выбрать круизную компанию, лайнер или грузовое судно;

2. Заключить контракт на определенный период (от нескольких месяцев до года и больше).

Быть моряком дальнего плавания - настоящее испытание, под силу далеко не каждому. У таких людей высокий процент распада браков, дети растут без отца, полностью меняются привычки и взгляды на жизнь, он становится другим человеком. Профессия достаточно опасная, длительные рейсы считаются самыми рискованными.

Как стать моряком-подводником

Обучение проводится в высших учебных заведениях, к примеру, в Тихоокеанском военно-морском институте имени адмирала О.С. Макарова .

В подводники идут именно те, кто действительно давно мечтает о такой профессии, случайных людей здесь нет по причинам:

  1. На психику постоянно давит узкий круг людей, которые постоянно находятся на подводной лодке, замкнутое пространство, далеко находятся от суши;
  2. Опасная профессия, большой процент смертности среди военнослужащих;
  3. В случае аварии на подводной лодке экипаж всеми силами старается спасти ситуацию, ведь все понимают, что спастись бегством не сможет никто;
  4. Длительные рейсы, разлука с семьей.

Как стать моряком в России

1. Пройти обучение в одном из ВУЗов:

  • Государственная морская академия им. С.О. Макарова ;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • учебные заведения Санкт-Петербурга;
  • можно пройти обучение в Украине - Одесса, Киев, Харьков.

2. После прохождения обучения можно остаться работать в России, а можно выбрать зарубежную компанию. Зарубежные работодатели предоставляют больше возможностей для карьерного роста, лучшую оплату труда. Если ориентироваться на поиск зарубежного судна, без хорошего английского работу найти не получится.

3. Работа в России подразумевает постоянную аттестирование, моряк получает официальную зарплату, трудовой стаж. К сожалению, работа на Родине оплачивается на порядок ниже, чем платят европейские или американские работодатели.

4. Трудоустройство на российского работодателя более стабильное, ведь зарубежом после контракта никто не гарантирует продление, решение принимает работодатель.



Просмотров