Работа системы управления охраны труда. Система управления охраной труда
Перед разработкой системы управления охраной труда любой конкретной организации (компании, фирмы или проекта) целесообразно: оценить возможность интеграции системы управления охраной труда в общую систему управления организации в виде отдельной подсистемы; определить перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию; определить политику организации в области охраны труда; определить цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; разработать программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач; подготовить аудиторов системы управления и разработать процедуру проведения внутренних аудитов системы управления.
В Руководстве (Положении) по системе управления охраной труда могут быть предусмотрены различные разделы. Обычно это: политика; планирование; внедрение и функционирование; проверочные и корректирующие действия; а также анализ функционирования системы со стороны высшего руководства для того, чтобы обеспечить ее соответствие принятой политике и ее последовательное совершенствование; адаптация к изменяющимся обстоятельствам.
Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления в отдельных организациях имеются существенные различия в моделях управления, в методах и средствах их реализации, в степени детализации и конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах документооборота, учета, анализа и контроля, методах планирования, аудита и тд. При этом основной целью управления охраной труда остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей на уровне организации для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.
При управлении охраной труда на уровне организации для любой модели управления необходимо изначально предусмотреть, чтобы с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда гармонично сочетались принципы организации и функционирования всего производственного процесса (процесса оказания услуг и т.д.).
В числе наиболее важных организационных принципов СУОТ можно выделить:
Использование имеющихся уровней управления в качестве основы функционирования системы управления охраной труда;
Разграничение ответственности и функций субъектов управления охраной труда на всех уровнях управления;
Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы на всех уровнях управления;
Взаимодействие руководства и служб организации с органами государственного надзора и общественного контроля, с органами исполнительной власти, профсоюзами, подрядчиками (сервисными организациями) и другими заинтересованными сторонами для выработки и реализации политики в области охраны труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда работников;
Обеспечение общественного (или паритетного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и (или) иные уполномоченные работниками представительные органы;
Координация деятельности в области охраны труда и социально-экономической политики организации;
Координация деятельности в области социальной защиты работников, социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечения расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
Использование механизмов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
Учет и контроль требований безопасности труда при проектировании, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия (организации);
Внедрение и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда на предприятии (проведение экономической политики, стимулирующей заинтересованность работников в улучшении условий и охраны труда);
Единая скоординированная система профессионального отбора и обучения кадров на основе непрерывного обучения в области охраны труда;
Пропаганда значимости охраны труда как фактора сохранения жизни и здоровья работников;
Организация обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами в соответствии с действующим законодательством;
Внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, связанных с улучшением условий и охраны труда.
Целесообразно, чтобы в СУОТ наряду с уже перечисленными разделами был введен раздел "Мотивация работников на знание и соблюдение норм охраны труда", либо аналогичный документ был введен в действие на более низком уровне, чем Руководство (Положение о СУОТ).
Такой раздел необходим в СУОТ потому, что руководители среднего и даже высшего уровня управления иногда допускают пренебрежение опасностями, т. е. сознательно не соблюдают правила охраны труда. Деятельность системы в этом направлении должна сводиться к таким воздействиям на работников, чтобы они все стремились знать и соблюдать правила, отказывались от потенциально опасных действий. Причем желательно, чтобы такое влияние на поведение работника было максимально длительным и устойчивым. Поэтому материальными и моральными стимулами - премиями, конкурсными баллами и другими поощрениями в рамках предусмотренных смотров (конкурсов, опросов, лотерей) должны инициироваться долгосрочные мотивы уважения, признания и выгоды знания и соблюдения правил охраны труда.
Успешное решение вопросов охраны труда означает вертикальную (линейную) ответственность, требующую самого активного участия высшего и линейного руководства в вертикальном контроле на всех уровнях, распределении ресурсов и оптимизации принятой организационной структуры. Для этого организация должна определить функции, ответственность, полномочия и взаимосвязь сотрудников, участвующих в обеспечении СУ ОТ, в том числе:
Компетенцию, обеспечение ресурсами, кадрами для реализации СУОТ;
Получение и предоставление информации по вопросам охраны труда;
Определение действий и возможностей для совершенствования деятельности в области охраны труда.
В целом организационная структура и распределение функциональных обязанностей отражают линейную ответственность руководителей всех уровней за эффективное применение и поддержку СУОТ на их конкретных участках работы. Эта структура также отражает взаимоотношение между:
Различными звеньями управления и участками производства;
Участками производства и службами обеспечения (вспомогательным производством), независимо от того, принадлежат ли эти службы отдельному производству или всей организации;
Штатными работниками и привлеченными;
Партнерами по совместной деятельности.
Исключительно важно, чтобы высшее руководство организации воспитывало в сотрудниках чувство активного содействия СУОТ путем поощрения их участия во всех предусмотренных системой процедурах и приверженности этим процедурам, укрепления в них веры и мотивации, а также повышения индивидуальной ответственности. Прежде всего это заключается в демонстрации самого высшего руководства приверженности охране труда посредством личного участия в действиях, которые могут наблюдать работники. На практике этого можно достичь с помощью многих действий, оговариваемых в СУОТ, например, при использовании средств индивидуальной защиты, при руководстве проверками или при участии в расследовании несчастных случаев.
Демонстрация приверженности задачам СУОТ на разных административных уровнях включает в себя и многие другие аспекты:
Предоставление необходимых ресурсов, таких, как время и средства на решение проблемы охраны труда;
Личный пример в повседневной работе;
Придание вопросам охраны труда первостепенного значения в повестке дня любого заседания, начиная с заседаний Правления (Совета директоров) и ниже;
Активное участие в решении вопросов охраны труда и анализе работы СУОТ как на месте, так и на отдаленных производственных участках;
Внимание вопросам охраны труда при принятии любых деловых решений;
Признание и поощрение заслуг подразделений при достижении установленных целей;
Поощрение личных достижений и инициатив сотрудников, предлагающих меры по улучшению работы СУОТ;
Участие во внутренних и внешних проверках.
Все разделы Руководства (Положения о СУОТ) взаимосвязаны. Организация, определяя перечень мероприятий по охране труда, определяет и источники финансирования ("Бюджет охраны труда"), и критерии улучшения количественных параметров - обобщенных показателей травматизма и профессиональной заболеваемости, например, по отношению к установленным целям, остальным организациям или средним показателям в отрасли (подотрасли) с учетом планируемых скидок по страховым тарифам и т.д. В частности, это может быть снижение частоты травм (профзаболеваний) на тысячу работников и тяжести травм. Важность таких количественных параметров заключается в том, что они дают руководителям, специалистам, проверяющим и рядовым работникам представление о масштабах планируемых мероприятий и целевых конечных результатах.
Таким образом, в рамках Политики и стратегических целей в области охраны труда организация будет иметь планы (программы), соответствующие достижению этих целей и следовать принятым показателям (критериям) деятельности в данной области. Тогда и перспективные, и годовые планы всех уровней будут включать в себя следующие элементы:
Четкое определение целей;
Определение ответственности руководителей за достижение целей;
Средства достижения поставленных целей;
Требования к наличию ресурсов;
Сроки выполнения;
Конкретные программы (мероприятия) мотивации и стимулирования персонала для достижения цели (результата).
Кроме того, возможно включение документированных процедур по признанию (поощрению) коллективных успехов работников в области охраны труда и механизмов оценки эффективности мероприятий по охране труда (например, анализ "затраты/прибыль" или минимизации потерь).
Среди наиболее важных элементов "внешнего" механизма экономической заинтересованности организации в улучшении условий и охраны труда можно выделить надбавки/скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также механизм частичного финансирования за счет страховых взносов некоторых предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Многие признанные органы по сертификации (BVQI, DNV, TUV и др.), аккредитованные в различных международных и национальных системах аккредитации, проводят добровольную сертификацию систем управления охраной труда. Тем самым подтверждая, что действующая в той или иной организации система управления охраной труда соответствует определенному стандарту (спецификации). В России крупные организации сертифицируют свои системы управления охраной труда (охраной труда и промышленной безопасностью) на соответствие спецификации OHSAS 18001.
Сертификация систем управления охраной труда на соответствие ГОСТ 12.0.006-2002 в России возможна в рамках зарегистрированной добровольной системы сертификации.
В определенной мере при проведении сертификационных аудитов таких систем управления охраной труда могут быть использованы принципы, программы и положения, касающиеся проведения внешних и внутренних аудитов и компетентности аудиторов, изложенные в международном стандарте ISO 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента".
ПРОКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Система охраны труда работающих предназначена для создания безопасной работы персонала и организации мероприятий по созданию высокого общего уровня производственной среды и культуры производства.
В общем виде структура системы охраны труда персонала приведена на рисунке 14.1.
Рисунок 15.1 – Структура системы охраны труда работающих
Подсистема обеспечения безопасной работы персонала предназначена для создания безопасной эксплуатации и обслуживания оборудования, профилактики и ликвидации пожаров, а также ограничения их последствий. В автоматизированном производстве роль этой подсистемы возрастает, так как возрастает насыщенность производства автоматическими средствами, работающих от ЭВМ, и представляющими особую опасность для работающих. Большое значение приобретает защита от воздействия механических устройств. На планировке автоматизированных участков необходимо предусматривать защитные ограждения у основного и вспомогательного оборудования и пульты аварийного отключения его. Рекомендуемая высота ограждения 1,3 м от уровня пола при условии, что расстояние от исполнительных устройств автоматизированного комплекса до ограждения составляет не менее 0,8 м. Ограждения рекомендуется выполнять из труб, обшитых металлической сеткой с ячейками 60x60 мм. Ограждения следует окрашивать в соответствии g требованиями ГОСТ 12.4.026-76 в виде чередующихся наклоненных под углом 45…60 0 полое шириной 150…200 мм желтого и черного цвета при соотношении ширины полос 1:1 .
При использовании подвесного транспорта под проходами, проездами и рабочими местами в целях предупреждения несчастных случаев необходимо предусматривать под зоной движения защитные сетки или другие устройства, предупреждающие падение перемещаемых изделий.
Скорость перемещения исполнительных устройств промышленных роботов во время программирования и обучения не должна превышать 0,3 м/с. Запрещается присоединять и отсоединять захватные устройства без предварительного отключения последних от источника питания. Все захватные устройства для манипулирования должны быть снабжены устройствами блокирования от выпадения изделия при прекращении подачи электро- и гидроэнергии. Захватные устройства, робокары часто оснащают защитными скобами, срабатывающими при контакте захвата с препятствием на пути его перемещения.
Ограждение рабочей зоны автоматизированного участка может быть выполнено с применением устройств, использующих различные контактные, силовые, ультразвуковые, индукционные, светолокационных и другие датчики. К числу таких устройств относятся трапики, переходные мостики, буфера и т. п.
Светолокационные датчики (например, датчики, работающие на просвет) определяют месторасположение человека в рабочей зоне автоматизированного участка. На рисунке 14.2 приведены типовые схемы планировки рабочих позиций и размещения на них светолокационных стоек.
Защитное устройство работает следующим образом. Пересечение светового луча человеком при его входе в зону рабочего пространства приводит к включению лампочек-светофоров стоек, ограничивающих эту зону. Если промышленный робот находится в этой зоне, либо входит в нее, формируется команда на аварийное торможение и выключение движения робота.
Вместе с тем для увеличения безопасности обслуживающего персонала предусматривают дополнительные устройства, например, выдвижные упоры, располагаемые в местах, ограничивающих рабочую зону автоматических транспортных средств. Эти упоры выдвигаются как по команде от оператора, так и по защита от стружки и СОЖ может быть индивидуальной (защитные костюмы, очки, специальная обувь и т. п.) и может осуществляться с помощью оградительных средств, которые могут быть стационарными, подвижными и переносными
1 – технологическое оборудование; 2 – промышленный робот; 3 –излучатель; 4 – приемник
Рисунок 14.2 – Типовые схемы планировок роботизированных
комплексов и размещение на них светолокационных стоек
Должны быть приняты меры, обеспечивающие защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества. Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, необходимых для предупреждения возникновения пожара или уменьшения его воздействия. Активная пожарная защита обеспечивает успешную борьбу с возникающими пожарами. При проектировании механосборочного производства для активной пожарной защиты предусматривают систему пожарных водопроводов, стационарные пожарные установки автоматические и ручные с дистанционным пуском, огнетушители и противопожарные щиты с ящиками для песка.
Подсистема обеспечения санитарных условий труда предназначена для соблюдения санитарных норм воздушной среды, освещенности, чистоты помещений, защиты от вибраций, шума, а также, проведения мероприятий по производственной эстектике. Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводительного труда является обеспечение санитарных норм воздушной среды в рабочей зоне помещений, т. е. в пространстве высотой до 2 м над уровнем пола, путем устранения воздействия таких вредных производственных факторов, как пары, пыль, избыточные теплота и влага.
Правильно спроектированное и выполненное освещение в производственных цехах способствует обеспечению высокой производительности труда и качества выпускаемой продукции. Сохранность зрения, сотояние нервной системы работающих и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещения. Культура производства в значительной степени определяется правильной организацией работ по обеспечению чистоты помещений. При проведении этих работ следует облегчать труд рабочих по уборке путем механизации этих работ.
По характеру и способам проведения уборочные работы можно разделить на уборку помещений (конторских, цеховых производственных, бытовых, складских и т. п.) и уборку на высоте (мытье окон, остекление фонарей, уборка межфонарного пространства, карнизов, стен, осветительной арматуры и т. п.). Каждая разновидность уборочных работ требует своих способов механизации и организации их выполнения.
Все уборочные работы должны проводиться по графику, который составляют в соответствии с руководящими материалами. Уборочные работы на высоте требуют специальной подготовки рабочих и применения соответствующих механизмов и устройств. Увеличение производительности и, как следствие, рост мощности и быстроходности производственного оборудования при одновременном снижении его материалоемкости сопровождается усилением вибраций. Воздействие вибраций не только ухудшает самочувствие работающих и снижает производительность труда, но часто приводит к тяжелому профессиональному заболеванию – виброболезни. Поэтому при проектировании механосборочного производства вопросам борьбы с вибрацией должно уделяться большое внимание. Введение дистанционного управления цехами и участками позволит полностью решить проблему защиты от вибраций. Шум на производстве причиняет большой ущерб, вредно воздействуя на организм человека и снижая производительность труда. Утомление рабочих и операторов вследствие сильного шума увеличивает число ошибок при работе, способствует повышению травмирования. При проектировании цехов выполняют расчет ожидаемого уровня шума на рабочих местах и предусматривают необходимые противочумные мероприятия: изменения в конструкции шумообразующего источника; заключение его в изолирующие кожухи; использование глушителей шума при выпуске сжатого воздуха из пневмосистемы; размещение наиболее мощных источников шума в звукоизолирующих помещениях; использование звукопоглощающей облицовки потолков и стен, штучных звукопоглотителей и звукопоглощающих экранов, виброизолирующих фундаментов или амортизаторов под оборудование. Если невозможно снизить уровень шума до допустимых пределов путем проведения перечисленных мероприятий, следует применять индивидуальные средства защиты работающих – заглушки (тампоны из ультратонкого стекловолокна) и наушники. В ряде случаев при проектировании производственных процессов необходимо обращать внимание на средства защиты не только от шума, но и от инфра- и ультразвука.
Производственная эстетика, оказывая психологическое воздействие на человека, также влияет на производительность труда, поэтому проведению различных мероприятий по улучшению эстетического оформления помещений следует также уделять большое внимание.
Подсистема обслуживания работающих предназначена для создания нормальных условий для работы путем организации бытового и медицинского обслуживания, а также служб общественного питания.
По видам обслуживания и размещения объектов бытовое обслуживание можно разбить на три группы:
местное, в повседневное рабочее время, в радиусе 50…90 м – курительные, санитарные узлы, питьевые устройства;
цеховое и межцеховое, повседневное и периодическое, в радиусе 200…400 м – комплекс гардеробов, умывальников и душевых помещений;
общезаводское, повседневное и периодическое, в радиусе 500…800 м - прачечные, ремонтные и другие объекты.
В механосборочных цехах создают фельдшерский пункт при числе работающих 300…800 , а в цехах с повышенной опасностью в отношении травматизма и профессиональных заболеваний - при меньшем числе работающих. По видам обслуживания и размещения объекты медицинского обслуживания имеют деление, так же как бытовое обслуживание. К местному медицинскому обслуживанию относят санитарные посты, площадь которых принимают из расчета 0,01 м 2 на одного человека в смену с максимальным количеством персонала и комнаты личной гигиены женщин, на которые предусматривают площади из расчета 0,1 м 2 на одну работающую женщину в смене с максимальным количеством персонала. Цеховое медицинское обслуживание осуществляют здравпункты. Их площадь рассчитывают по норме 0,06…0,08 м 2 на одного работающего в смене с максимальным количеством персонала. Обычно основная площадь здравпунктов состоит из нескольких комнат общей площадью 48 м 2 . Дополнительно выделяют площадь для санитарного узла.
К службам местного общественного питания относят торговые автоматы, киоски и лотки. Службы цехового общественного питания включают буфеты, столовые-раздаточные, столовые-доготовочные (обеды из полуфабрикатов).
Система охраны труда на предприятии – залог безопасной работы
Система охраны труда на предприятии начинается с создания руководителем организации службы охраны труда. Данная служба подчиняется руководителю и одному из его заместителей, которому это будет поручено. Обычно такая служба является самостоятельным структурным подразделением организации. Состоит она из штата специалистов по безопасности на производстве и охране труда. Во главе стоит руководитель службы. Данное подразделение осуществляет свою непосредственную работу при полном взаимодействии с другими подразделениями предприятия, уполномоченными лицами от профессиональных союзов, службой по охране труда вышестоящей организации, комиссией (комитетом) по охране труда. А также происходит тесное сотрудничество с органами федеральной исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора за исполнением всех требований охраны труда и органами общественного контроля. В своей деятельности работники данной службы охраны труда в обязательном порядке руководствуются законами, нормативно-правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами.
Контроль над деятельностью службы ведёт руководитель предприятия, орган исполнительной власти, одноимённая служба вышестоящей организации, органы контроля и надзора за соблюдением всех требований охраны труда. Ответственность за действия службы несёт именно руководитель предприятия. Работники службы несут ответственность за правомочное исполнение своих обязанностей в соответствии с определённым положением и должностными инструкциями.
У системы охраны труда на предприятии (система менеджмента охраны труда) существуют определённые задачи:
своевременная организация работы, направленной на обеспечение выполнения требований охраны труда всеми работниками;
контроль над тем, что бы все работники соблюдали законы и другие нормативно-правовые акты об охране труда, различные соглашения по охране труда и прочие локальные акты организации;
обязательная организация профилактических мер по предупреждению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, а так же других заболеваний, обусловленных производственными факторами и принятие мер по улучшению условий труда;
консультирование и информирование руководителя и работников организации по вопросам, касающимся охраны труда;
изучение и продвижение передового опыта по охране труда и пропаганда вопросов охраны труда.
Структуру самой службы и численность её работников определяет непосредственно руководитель предприятия. Это зависит от характера условий труда, численности работников, степени опасности производства и многих других факторов. Если на предприятии работают более 100 человек, то обязательно создаётся служба по охране труда, либо вводится вакансия специалиста по охране труда. В организации, где численность менее 100 человек, решение о создании службы или вводе должности принимается руководителем предприятия. В этом случае обязанности по охране труда могут быть возложены на иное лицо, прошедшее специальное обучение и проверку знаний. В случае отсутствия в организации такой службы, руководитель вправе заключить договор с организациями или специалистами, которые способны оказывать услуги в сфере охраны труда. На такую должность назначаются лица, имеющие квалификацию инженера в области охраны труда либо специалисты, которые имеют высшее профессиональное (техническое) образование. Все перечисленные лица обязаны пройти специальное обучение по охране труда.
Система охраны труда на предприятии, как как элемент общей системы менеджмента, проводит в обязательном порядке мероприятия, направленные на предотвращение производственного травматизма. Например, выполнение любых ремонтных и монтажных работ должно непременно сопровождаться соблюдением всех требований работы. Все действия по проведению тех или иных работ должны согласовываться с действующими нормами, стандартами и правилами. К монтажу конструкций и оборудования нельзя допускать рабочих, моложе 18 лет. Все рабочие обязаны пройти вводный инструктаж по технике безопасности и получить соответствующее удостоверение на допуск к выполнению данных работ. Так же каждый работник должен быть обеспечен всеми средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения данного вида работы.
Виды инструктажа.
Существуют различные виды инструктажа.
Вводный инструктаж (при поступлении на работу). Проводится в отделах охраны труда, пожарной охраны и газоспасательной службы (если она имеется). По инструкциям, утвержденным главным инженером, фиксируется в журнале вводного инструктажа. Перечень вопросов вводного инструктажа определяется действующим положением предприятия.
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте. Данные инструктажа, номер инструкции, подписи инструктируемого и инструктирующего фиксируются в личной карте инструктажа и проверки знаний. Первичный инструктаж не дает право на самостоятельную работу.
Вновь принимаемые рабочие после первичного инструктажа проходят теоретическое и производственное обучение по рабочему месту и технике безопасности по утвержденным программам со сдачей экзаменов квалификационной комиссии. Сроки обучения в зависимости от квалификации рабочего устанавливаются начальником цеха или для вновь поступающих рабочих - нормативами проверки знаний комиссией выдаются удостоверения, разрешающие работать самостоятельно.
Для пожаро- и взрывоопасных, вредных и особо вредных химических производств, а также для рабочих, обслуживающих паровые котлы, подъемные сооружения и механизмы, аппараты, работающие под давлением, газовое хозяйство установлена периодичность проверки знаний правил техники безопасности один раз в год. Для ИТР - 1 раз в 2 года. Для остальных производств: для рабочих - 1 раз в 2 года. Для ИТР - 1 раз в 3 года.