Работа по формированию фонематического слуха. Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе. Для этого необходима система занятий по формированию правильной устной речи. Это осуществляется в логопедическом детском саду.

Нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематических представлений создают помехи, в основном, на начальном этапе овладения чтением в букварный период, а недостаточное осознание звуковой стороны слова препятствует полноценному усвоению звуко-буквенной символики, что может привести к нарушениям чтения и письма у школьников, т.е. дислексиям и дисграфиям.

Это чаще всего возникает в результате недоразвития фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников. Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановках, пропусках и смешениях звуков, а также в добавлении слогов, звуков в слоге и сокращении количества слогов. Произносительные затруднения особенно видны в самостоятельной речи детей. Отсюда у детей возникает неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом, что приводит к специфическим ошибкам на письме, трудностям к овладению лексико-грамматическим строем речи и нарушениям различных психических функций.

Поэтому одним из обязательных условий формирования фонетически правильной четкой, внятной и выразительной речи у дошкольников является воспитание у них активного произвольного внимания к чужой и собственной речи, развитию памяти, а также мелкой и общей моторики. Все эти задачи решаются в процессе развития фонематического восприятия и воспитания произносительных навыков в логопедическом детском саду.

С самого начала обучения у детей воспитывается произвольное внимание к собственному произношению путем выработки точных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата и поэтому ведется работа по формированию фонематического восприятия. Это, в первую очередь, осуществляется на индивидуальных занятиях с логопедом. При произнесении звуков ребенок слушает себя и если звук произнесен правильно, то он может положить фишку, кружок и другие предметы. Таким образом, дети постепенно учатся слышать свое собственное произношение и отличать искаженное произношение от правильного. Это помогает, впоследствии, осуществлять самоконтроль за собственной речью.

Дети также учатся различать на слух правильное произношение звуков от неправильного, если эти звуки произносятся логопедом. Например: логопед произносит звук «Ш» 3 раза. Из которых только один раз правильно, а остальные два нет. Звуки произносятся несколько раз в разном порядке. Ребенок определяет, какой звук был произнесен правильно. Работа по формированию фонематического восприятия проводится с детьми на подгрупповых занятиях. Сначала предлагается узнавать и различать на слух неречевые звуки. Затем слуховое внимание привлекается к различению отдельных гласных наиболее резко противопоставленных, как акустически, так и артикуляционно. Это звуки А, У, И. Работа обязательно проводится с опорой на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.

Знакомство с гласными звуками начинается с разъяснения положения органов артикуляционного аппарата при их произнесении и с их основных характеристик

(можно петь и тянуть, произносить тихо и громко, долго и коротко). Предлагается выполнить определенные действия и одновременно произносить гласные звуки: У-У-У – поезд, А-А-А- укачивание куклы, А – руки в стороны, У –руки вверх, И- руки расходятся в стороны от груди и т.д.

Одновременно с работой по знакомству с гласными звуками в материал упражнений включаются согласные, правильно произносимые детьми, а потом и те, которые дети научились произносить правильно. Знакомим со следующими понятиями: согласный глухой, звонкий, твердый, мягкий, шипящий, свистящий. Для каждого гласного и согласного звука есть место в пособии «Город букв и звуков», на карточках, в домиках, где у согласных звуков звонкость обозначается колокольчиком, твердость – синим цветом, мягкость – зеленым цветом. Гласные – красным.

При прохождении звука в городе появляется домик или открывается окошко в домиках, где «живут» звуки, обозначенные буквой определенного цвета.

При прохождении согласных звуков учим детей слышать их среди других звуков, в слогах, словах и фразах. Постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам, т.е. отрабатываемый звук сопоставляется с другими звуками. Глухие, свистящие, шипящие звуки сравниваются между собой в своей группе звуков. Затем сравниваются группы свистящих звуков с шипящими, глухие со звонкими, всегда твердые с всегда мягкими звуками.

Например: о звуках П, Т, К, Х дети говорят, что они все согласные, глухие, твердые и мягкие – это одинаковое. Эти звуки произносят по-разному – это различное.

В ходе работы с детьми учим их слышать согласные звуки сначала среди других звуков, а потом в составе слогов. Сначала выделяем звук, находящийся в ударном слоге, затем в безударном, потом в начале, середине и конце слова.

При этом в начале работы при проговаривании звуков и слогов привлекаем зрительный контроль, а потом работаем без него. Работа со слогами с целью развития фонематического слуха проводится почти на всех занятиях. Начинается она с повторения слогов с одинаковыми звуками:

прямых та-та

то-то или

Обратных: ат-ат

Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество элементов в рядах от 2-х до 4-х, усложняется состав элементов в рядах: слоги прямые, обратные или сочетание прямых и обратных слогов, закрытые слоги, слоги со стечением согласных, слоги, требующие переключения с одной артикуляции на другую. Изменяется и последовательность элементов в рядах.

Например:

1. Слоги для закрепления знаний о дифференциации согласных звуков.

  • Глухих или звонких звуков

КА-ХА ОК-ОХ ОР-ОЛ РА-ЛА

ХУ-КУ УК-УХ УЛ-УР РУ-ЛУ

КА-КА-ХА РА-РА-ЛА

ХА-КА-ХА ЛА-РА-РА

  • Твердых и мягких звуков

КЛА-КЛЯ ГЛА-ГЛЯ ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ХРУ-ХРЮ-ХРЮ

КЛО-КЛЕ ГЛО-ГЛЕ СЛО-СЛЕ-СЛО ТРЫ-ТРИ-ТРИ

КЛУ-КЛЮ ГЛУ-ГЛЮ ВЛУ-ВЛИ-ВЛЯ ПРЕ-ПРЕ-ПРЯ

  • Свистящих и шипящих

СА-ША ОС-ОШ СПА-ШПА СЛА-ШЛА

СО-ШО АС-АШ ШТА-СТА СВА-ШВА

  • Глухих и звонких звуков

АБА-АПА-АБА

ОБО-ОПО-ОБО

ЭБЭ-ЭПЭ-ЭБЭ

2. Слоги на дифференциацию акустически близких по звучанию звуков

АЛЬ-АЛ АСА-АЗА ИРИ-ИРЫ ИЛИ-ИЛЫ

3. Слоги, способствующие преодолению нарушений слоговой структуры

АЖМА АБДНА ЭДНА СТА ШТА

ОЖНА УСНА ЭГНА ЖДЫ ЖВА

Количество слогов можно постепенно увеличивать до 4-х с двумя или тремя звуками.

4. Для правильной постановки ударения в словах можно повторять следующие слоги:

  • Слоги с переменой ударения на другой слог.

КО̀-КО КО-КО̀ ТА̀-ТА-ТА ТА-ТА-ТА̀

ТА̀-ТА ТА-ТА̀ ТА-ТА̀-ТА

  • Слоги сначала с заданным ударением, а потом по отстукиванию с переменным ударением.

ТА̀-ТА ТА-ТА̀ ТА̀-ТА-ТА ТА-ТА̀-ТА

  • Слоги с ударением темпа ЖА-ЖА-ЖМА

ША-ША-ШТА

ЖА-ЖА-ЖДА

Также работа по развитию фонематического восприятия проводится при проговаривании различных слов:

1. На дифференциацию звуков в 2-х словах. Н-р.:

Миска-мишка зайка-сайка

2. На дифференциацию звуков в одном слове. Н-р.:

Зажимать (з-ж). сушки (с-ш). Лариса (л-р), чистый (ч-с).

3. На дифференциацию звуков в предложении. Н-р.:

Расшумелись на опушке сойки и кукушки (с-ш).

Основным материалом, предназначенным для закрепления правильного произношения звуков, являются отдельные слова. Их правильное произношение дает возможность подбирать фразовый, а затем и текстовой материал. Для тренировки произносительных навыков хорошо применять заучивание наизусть потешек, рассказов и стихотворений. Все это помогает выработать у детей умение различать на слух звуки в собственной речи.

Следовательно, развитие фонематического восприятия, т.е. слухопроизносительной дифференциации фонем, проходит путь от сравнения на слух звуков наиболее далеких акустически и артикуляционно до умения не только различать их в речи окружающих, но и в собственном произношении отличать наиболее тонко противопоставленные звуки. Таким образом, речь детей становится фонетически правильно оформленной.

Развитие фонематического восприятия помогает дошкольникам с нарушениями речи преодолеть трудности в звуковом анализе и синтезе слов.

Дети, опираясь, в основном, на лексическое значение слова, не чувствуют последовательности звуков в слове, что впоследствии может привести к дисграфии. На письме это может проявиться в виде перестановок, пропусков, недописывания или наращивания слов лишними буквами.

С самого начала знакомства детей с фонетикой постепенно вводили речезвуковой анализ, а позднее синтез, что, с одной стороны, способствует ускорению процесса обучения правильному произношению, а с другой – является необходимым условием подготовки к обучению грамоте.

Эта работа начинается при знакомстве с гласными звуками: их сравнивают между собой, выделяют среди согласных и других гласных. Сначала дети учатся определять место гласного в сочетаниях гласных звуков, начиная с двух звуков – АУ, а потом в сочетаниях из всех пройденных гласных звуков – из шести АУОИЭИ. Одновременно знакомим с понятием «слово» и его обозначением символом- зеленая полоска.

___________ слово

!__________ слово с большой буквы

Объясняем ребятам, что начало слова слева на полоске, конец справа, середина в центре. Гласные звуки обозначаем красным кружком и показываем букву соответствующую этому гласному звуку.

Когда дети познакомятся с шестью основными гласными звуками, знакомим с еще четырьмя «забавными» звуками. При этом мы только их называем и показываем соответствующие буквы. Обозначаем гласные звуки и выкладываем их парами, получается 5 пар красных кружков и 5 пар гласных звуков. Проводим игру «Назови пару»: А – Я

После прохождения гласных звуков начинаем знакомить детей с согласными звуками. В начале второго периода производим фонематический анализ закрытого, а потом открытого слогов. Для этого рассказываем небольшую сказочную историю о двух звуках, которые гуляли по двум дорожкам, а потом встретились, подружились и пошли по одной дорожке рядом. Например:

После знакомства с несколькими согласными звуками появилась возможность графически составлять схему слова и последовательно называть звуки в словах типа: ТОП, ТУК, СОК, СУП и др.

В течение 2-3 периодов обучения дети учились самостоятельно анализировать слова, определяя место и последовательность звуков в них. Постепенно в словах увеличивали количество звуков. Дети учились не только обозначать и анализировать слова, но и изменять кол-во звуков в них. Например: КОТ-КОТЫ-КОТИК. При этом дети объясняли, каким образом получилось новое слово. Например: «Я прибавил 1 гласный звук (красный кружок), это звук Ы. Он гласный и т.д.».

Потом проводим игру на внимание. Дети отвечают на вопросы:

  1. Сколько они обозначили слов.
  2. Сколько звуков в слове.
  3. Сколько гласных.
  4. Сколько согласных.
  5. Сколько твердых согласных.
  6. Сколько мягких согласных и т.д.

После этого они называют звуки, находящиеся на месте, указанном логопедом.

По порядку и вразбивку. Постепенно ребята учаться находить звуки в словах на любом месте. Например: в слове КАША – звук «Ш» стоит на третьем месте. Или называть звук по указанному месту.

Например: Назовите третий звук в слове.

Особую трудность для анализа вызывают слова со стечением согласных типа: МОСТ, КУСТ, СТОП. Поэтому такие слова произносились логопедом более четко, если стечение согласных было в середине, то при произношении делили слова на слоги. При обозначении таких слов символами кружки при составлении схем разводили немного в стороны.

Когда дети научились находить звуки в словах, предлагали им делить слова на слоги, считая гласные звуки. Произнося слова, делили их на слоги, выделяя их голосом. Символом слога является желтая полоска.

Постепенно дети сами учатся делить слова на слоги, называя гласные, самостоятельно придумывать слова с определенным количеством слогов.

Всю проделанную с детьми работу по формированию фонематического слуха проводим в тесном контакте с воспитателями. Они включают в логопедические пятиминутки различные задания, игры и упражнения.

В итоге проделанной работы преддошкольники учатся:

1. Правильно произносить дефектные звуки, слышать свою речь и осуществлять самоконтроль за ней, слышать речь окружающих.

Таким образом, сформировался фонематический слух.

2. Слышать из каких звуков состоят слова, делить слова на слоги, определять кол-во звуков (кол-во гласных и согласных) и кол-во слогов.

Таким образом, дети приобрели навыки фонематического анализа и синтеза.

В статье перечислены виды работы по развитию фонематического слуха — дается система упражнений и игровые задания к ним.

В формировании речи ведущую роль играет непосредственное акустическое восприятие. Именно оно и страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. О фонематическом восприятии можно говорить только тогда, когда ребенок начинает понимать речь, что происходит при подключении самостоятельного артикулирования.

Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем.

Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез).

В этой статье фонематическим восприятием я называю именно слуховое различение фонем, а фонематическим слухом – всю систему фонематических отношений (процессы восприятия, представлений, анализа и синтеза). Это не противоречит определению Л.С. Выготского.

В зависимости от того, какой из фонематических процессов в коррекционном упражнении мы развиваем в большей степени, можно выделить следующие виды работы:

  1. Работа над фонематическим восприятием
  2. Уточнение фонематических представлений
  3. Развитие фонематического анализы и синтеза

«Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина.

I. Работа над фонематическим восприятием.

Узнать, услышал ли ребенок фонему можно только одним способом: если он подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука)

Начинаем с облегченного варианта: выделение звука в ряду изолированных звуков, слогов, в словах, где нет близких по артикуляционно-акустическим свойствам звуков. Предварительно нужно уточнить артикуляционный уклад звука с опорой на зрительный, тактильный, кинестетический анализаторы. В дальнейшем можно исключить визуальный ряд (с закрытыми глазами поднимать руку на заданный звук). По мере развития фонематического слуха, игровые задания усложняются.

«Чьи ушки лучше слышат?»

Логопед называет слова: бегать, побегать, палка, банка, печка, копать, заботливый, победа (на дифференциацию п-пь, б-бь), а ребенок поднимает нужный сигнал.

П – синий закрашенный кружок

Б – синий незакрашенный кружок

Пь – зеленый закрашенный кружок

Бь – зеленый незакрашенный кружок

II. Уточнение фонематических представлений.

Здесь всего два вида работы: припомнить слова на заданный звук или отобрать картинки. Только так можно узнать, насколько точны фонематические представления. Это и содержание работы, и ее результат. Конечно, есть разница: вспомнил ли ребенок одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал двадцать слов – разных частей речи и рассортировал картинки на два-три-четыре смешиваемых звука (это реально).

Например: ч-ть-ц.

Картинки: чайник, цыпленок, утюг, цветок, мяч, цапля, утенок, картина, удочка, кольцо, котенок. Кто быстрее рассортирует картинки на звуки ц-ч-ть.

Игра «Кто больше вспомнит слов?»

Логопед побуждает детей подбирать слова – разные части речи (с заданным звуком) и дает цветные фишки (красная – существительные (слова-предметы), зеленая – прилагательные (слова-признаки), синяя – глаголы (слова-действия), золотая – остальные части речи). Игру можно провести по командам: девочки вспоминают слова со звуком [р], а мальчики со звуком [рь].

Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».

Картинки разложены в группе, дети выбирают те, в названии которых есть заданный звук (звуки) и по одной относят на свое место. Игра начинается и заканчивается по команде логопеда: раз, два, три, четыре, пять — игру можно начинать (заканчивать). Победитель тот, кто выбрал больше картинок и ни разу не ошибся.

Игра «Молчанка».

Ребенок выбирает картинки на заданный звук или сортирует на два близких. Удобно проводить после игры в лото: — Отдайте мне большие картинки, а маленькие рассортируйте. Со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую. Взаимопроверка.

III. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Синтез в «чистом» виде — «устное чтение».

Собери слово из звуков.

Все звуки поссорились, помири их и отгадай, какое слово я задумала:

Усложнение: удлинение слова и увеличение интервала между звуками.

Элементарный фонематический анализ:

  • определение наличия или отсутствия звука в слове (к 3-4 годам в норме)
  • определение первого и последнего звука в слове (в норме к 6 годам)

Игра «Домино» — название следующей картинки начинается с последнего звука в названии предыдущей. Можно устно – по типу игры «в города».

К 6 годам ребенок, занимающийся с логопедом с 4-5 лет, уже называет по порядку звуки в коротких словах, следовательно, определение звука в середине слова на этом этапе уже неактуально.

Высшие формы фонематического анализа:

Определение последовательности, количества и места звуков в слове

Учет поэтапного формирования умственных действий:

  • опора во внешнем плане
  • в речевом плане
  • в умственном плане.

1. Составление схемы слова.

Методику я уже публиковала на этом сайте: .

Примерная последовательность типов слов для анализа: ус, да, рот, мама, домик, санки, стол, волк, крыша, капуста, королева.

Можно отдельно выделить методику работы со словами – паронимами (отличающимися одним звуком)

Как ты думаешь, «бочка» и «почка» одно и то же или разные слова?

Придумай предложение со словом «бочка».

Придумай предложение со словом «почка».

Вывод: По смыслу слова разные.

Давай сравним их по звуковому составу.

Составление схем.

Анализ: В слове «бочка» первый звук [б], а в слове «почка» — [п], все остальные звуки одинаковые. Вывод: Важно слышать и правильно произносить все звуки.

2. Игра «Лото».

1 вариант:

Что ты будешь делать?

Я буду определять место звука [с] в слове.

Чьи «усы»? — Мои «усы». В слове «усы» звук [с] стоит (живет) на втором месте. Я закрываю «усы» «усами» (кладу усы на усы)

2 вариант:

Что ты будешь делать?

Я буду определять, какой звук есть в слове [c] или [ш] и на котором по счету месте.

Чья пушка? Моя пушка. В слове «пушка» я слышу звук [ш], он стоит на третьем месте. Я закрываю пушку пушкой.

Чья сова? Моя сова. В слове «сова» я слышу звук [с], он стоит на первом месте.

Ведущего (ведущих) можно выбрать из детей.

3. Звуковое и слоговое домино.

Звуковое домино: найти два слова с одинаковым количеством звуков.

В словах «воробей» и «ромашка» по семь звуков.

Я кладу воробья к ромашке.

Сначала дети считают количество звуков, загибая пальчики: СГ-2, изолированный звук — 1. Потом в уме.

Слоговое домино:

В словах «кресло» и «цветок» по два слога (по два гласных звука).

Я кладу кресло к цветку.

4. Игра «в кубик».

В зависимости от того, сколько точек на грани, задание: вспомни слово, где три звука. Вспомни слово, где два слога. Вспомни пять слов со звуком [ч].

5. Ребусы.

Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например:

КАРАНДАШ ОБЛАКО ТАНК – КОТ

То же с цифрами:

УЛИТКА (2) РЕПКА (2) СОВА (1) – ЛЕС

6. Цифровой ряд от 1 до 6 у каждого ребенка.

Нужно определить место заданного звука в словах, называемых логопедом, и выложить символ звука над (под) цифрой.

Что ты будешь делать? – Определять место звука в слове.

Аналогичное задание на дифференциацию звуков:

Здесь надо определить какой звук есть в слове (из смешиваемых) и на котором по счету месте. В одном слове могут быть 2 смешиваемых звука. Детям, которые первыми справились с заданием – фишки.

7. Игра «Лото».

Логопед: У кого есть слово, где звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом?

Дети закрывают картинки фишками. Можно брать большие картинки от любого лото.

8. Преобразование слов.

Заменить один из звуков в слове заданным. Например:

Меняем первый звук на [р]

  • кот – рот
  • сом – ром
  • забота – работа

Меняем третий звук на [ч]

  • ветер – вечер
  • Петька – печка
  • корка – кочка

9. Подбор слов (картинок) к схемам и наоборот.

Соединить картинку с нужной схемой маркером на доске или в индивидуальных тетрадях.

10. Игра с мячом «Назови гласные звуки».

Логопед слово, а ребенок только гласные звуки:

Кастрюля – а у а.

11. Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове.

Подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук.

Становление фонематической системы заканчиваются во время обучения грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез есть закономерное продолжение работы по развитию фонематического слуха.

Важно идти от звука к букве, так как именно такой способ обучения предупреждает нарушения письма и чтения.

Литература:

  1. Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г
  2. Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г
  3. Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов»
  4. Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г
  5. Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г
  6. Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г
  7. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г

Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Тема 20: Развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста



1.Понятия «фонематическое восприятие», «фонематический слух». Особенности развития фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста. стр.3-4

Методика работы по формированию фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников. стр. 5-9

Выводы стр.10

Литература стр.11

Приложение:

Конспекты занятий

Комментарии к занятиям.


.Понятия «фонематическое восприятие», «фонематический слух». Особенности развития фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонема (греч. звук) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов. В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте- звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

В психологии есть понятие сензитивного возраста - это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4-5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие.

Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным. (3)

По мере фонематического развития ребёнка появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на восприятии слова со всеми его признаками, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, но и симультанном, одномоментном их сопоставлении. Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а так же проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха.


.Методика работы по формированию фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников

фонематический восприятие слух дошкольник

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы(фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы? формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.

·Узнавание неречевых звуков

·Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

·Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов

·Дифференциация фонем

·Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобртшую систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.

Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение

·звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

·звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных);

·звуков во фразах.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Овладение иностранным языком подчиняется иным законам. Однако и в этом случае слуховая афферентация является базальной для овладения разговорной речью. По мере овладения иностранным языком человек учится его слышать, так как у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку.

Речевой, или систематизированный слух - весьма сложное образование. В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности - на специальных занятиях.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

.Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

.Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

.Различение звука в слове.

.Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

.Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие - шипящие, звонкие - глухие, Р - Л и т.д.).

.Придумывание слов на определённый звук.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка - это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и Определи первый звук), затем - первый и последний звуки в ряде слов (игра Цепочка слов).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение Найди место звука в слове). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры Кто в домике живет?, Собери букет), в дифференциации наиболее сложных звуков: С-Ш, Р-Л (игры Кто быстрее соберёт вещи?, Магазин).

В игровом упражнении Найди пару ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком - сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа Построй пирамиду дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в цветочном магазине можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра Как их зовут?, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак-аист-шапка-арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и Два домика.

По серии картинок дети определяют третий лишний звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре Четвертый лишний.

Деление слов на слоги закрепляется в игре Украсим елку {двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.). (10)

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане - арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: Эхо, Поле чудес, Живые звуки, За грибами, Отбей мячом слово по слогам. Развивают фонематический интерес игры: Подбери рифму, Доскажи словечко, Слова-перевёртыши, Добавлялки.

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: Поймай рыбку, Звенит-жужжит, Телеграф. (4)

Покорми горохового человечка - так называется д/и, способствующая одновременно и становлению фонематический слух, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет А - ребёнок отвечает нет, Ф - нет, М - нет, Р - Да. Кушай, Рома, пожалуйста! и с этими словами отправляет в рот человечку одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом - со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать человечку две горошины. Разные имена дают дети гороховому человечку - в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: (4)

·Какие звуки нарушают тишину?,

·Кто услышит больше звуков?,

·Назови звуки групповой комнаты,

·Назови звуки улицы,

·Вспомни звуки леса, луга, болота,

·Найди по звучанию такую же коробочку с крупой,

·Жмурки с колокольчиком,

·Ладушки,

·Морзянка,

·Солнце или дождик,

·Угадай по звуку, что делать?,

·Звучание музыкальных инструментов.

·Песенки насекомых.

·Звуки транспорта.

·Звуки рабочих инструментов.

Задачи по формированию фонематического восприятия у дошкольников

  • Установление эмоционального контакта с ребенком.
  • Развитие положительного интереса к занятиям.
  • Формирование основ слухового и зрительного внимания.
  • Формирование умения воспринимать речевые и неречевые звуки.
  • Развитие понимания обращенной речи.
  • Привлечение внимания к предметам и явлениям.
  • Формирование регулятивной функции речи, т.е. умения управлять своим поведением на основе словесных инструкций в деятельности.
  • Развитие системы межанализаторных связей как основы для анализа неречевых и речевых звуков.
  • Указания по организации занятий
  • Помните о главной направленности проводимого занятия.
  • Приготовьте необходимые игрушки, направленные на движение и звуковой эффект, а также картинки, аксессуары, музыкальные инструменты.
  • Всегда реагируйте на звуки, которые произносит ребенок.
  • Говорите медленно и четко, сопровождая речь мимикой.
  • Общаясь с ребенком, оречевляйте каждое действие.
  • Используйте различные формы поддержки ребенка - улыбку, поглаживание, обнимание.
  • Не оказывайте физическую помощь ребенку, у которого возникают трудности в повороте головы или фиксации взгляда.
  • Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность. (6)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи, отдельные занятия, направленные на формирование фонематического восприятия, на развитие фонематических навыков.



.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

.Фонематическое восприятие и речевой слух имеют характерные особенности на каждом возрастном этапе. Сензитивным период для фонематического восприятия является дошкольный возраст с 4до 66 лет.

.Работа по развитию фонетического восприятия и речевого слуха должна осуществляться в соответствии с методикой.

.Грамотно организованные занятия помогают развитию у детей фонематического восприятия и речевого слуха, способствуют подготовки детей к звуковому анализу слов.


Литература


1.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М., Просвещение, 1983.

3.Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. - (сост. Шматко Н.Д.) - М., 1997, с.88-89.

4.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Педагогика, 1959. - С.63.

5.Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) - М., 1974 , с. 15-32.

.Кириллова Е.В.Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

7.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 1991.

8.Фомина Т.Г. Фонематический и фонетический анализ слова // www.ka-zanlinguist.narod.ru <#"justify">10.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988, с.42-63.


Приложение


.Конспекты занятий


Занятия по формированию фонематического восприятия у детей 4-6 лет

Тема: «Ух!!! Ах!!!»

Программное содержание: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц (рефлективных восклицаний); развитие речедвигательного образа звука [х] и адекватного эмоционального реагирования.

Материал: картинки; конфеты; магнитофон.

1.Взрослый последовательно показывает ребенку картинки (сова, девочка смеется, девочка плачет), называет их и дает образец звукоподражаний.

  • Это сова. Она кричит: ух-ух!
  • Это девочка. Она увидела сову и испугалась: ох-ох-ох!
  • А другая девочка не испугалась, она смеется: ха-ха-ха.
  • Покажи сову (девочку, которая плачет, смеется).
  • Как кричит сова?
  • Как девочка плачет (смеется)?
  • Пожалей печальную девочку, угости ее конфетой.
  • Когда мы говорим: ох! ух! ах! ха!

3.Упражнения на развитие зрительно-кинестетических ощущений.

Взрослый показывает ребенку правильную артикуляцию звука [х], сопровождая ее движениями рук:

-И.П. - руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук сжаты в кулаки на уровне плеч.

Произнося [х] ?резко опусти руки вниз (движение по интенсивности - со значительным мышечным напряжением).

Усложнение. Без интервала в движении взрослый произносит звукоподражания (звук [х] в сочетании со звуками [у], [а], [о], [э]) (см. занятие 25) и просит:

  • угадай, какой слог я загадала;
  • повтори слог и произведи соответствующие действия руками: ах, ох, эх, ух, их;
  • придумай свои слоги и произнеси их с движениями рук, а мы запишем тебя на магнитофон.

Тема: «Лошадки»

Программное содержание: развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц.

Материал: лошадка-качалка; магнитофон; мозаика.

Организация и методика проведения:

Игра «Лошадка»

  • Вова едет на лошадке, нно-нно;
  • покажи, как ты поедешь на лошадке;
  • что нужно сделать, чтобы лошадка бежала быстрее? Громко скажи ей: «Н-но, лошадка».
  • 2.Упражнение на развитие зрительно-кинестетических
    ощущений.
  • Взрослый демонстрирует движение, соответствующее звуку [н]:
  • И.п. - руки перед грудью ладонями к себе, согнуты в локтях, локти опущены вниз. Произнося нана-на, выполни движения, как будто ты даришь, даешь что-то (движение по интенсивности - с незначительным мышечным напряжением).
  • 3.Упражнения в слуховой дифференциации слогов но и на.
  • Взрослый предлагает ребенку послушать магнитофонную запись. Одновременно с услышанным слогом но он должен положить желтую деталь мозаики на дорожку, со слогом на - красную:
  • выложи любую дорожку, используя красные и желтые детали мозаики;
  • а теперь произнеси цепочку слогов но, на, нажимая пальцем на каждую из деталей мозаики, а мы запишем тебя на магнитофон.

Вариант. Взрослый предлагает ребенку хлопнуть, когда он услышит но, стукнуть - когда услышит на: но-но-на-но-на-на.

Тема: «Поезд»

Программное содержание: формировать навык фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т] (звукоподражательных слов, имитирующих неречевые комплексы звуков); закрепить понятие «транспорт», развивать активный словарь; воспитывать усидчивость

Материал: картинки; магнитофон; большой и маленький кружки.

Организация и методика проведения:

.Рассматривание картинок с изображением транспорта, беседа по картинкам.

.Упражнение на развитие слухового внимания. Взрослый последовательно показывает ребенку картинки и называет их (поезд, часы, молоток). Потом произносит звукоподражания, сопровождая их имитационными движениями:

тук-тук - движения кулаком сверху вниз;

туту - руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед-назад;

тик-так - руки на бедрах, наклоны туловищем в стороны (или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу).

Затем взрослый просит ребенка поднять вверх тот предмет (картинку), звук которого он услышал:

-скажи, как звучат часы, как гудит поезд, как стучит молоток, а мы запишем тебя на магнитофон.

Варианты

1.Упражнение на соотнесение ритмического рисунка стихов, текста с ритмом движения.

Взрослый побуждает ребенка произнести нужное слово и показать соответствующее ему движение.

Туту - вот поезд наш едет, колеса стучат:

Туту, туту, туту!

А в поезде этом ребята сидят:

Туту, туту, туту.

Тук-тук - строим, строим новый дом: Тук-тук - молотком.

Тик-так - наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

2.Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

Взрослый спрашивает:

-как будут тикать большие часы? маленькие? (Интонационно выделяет слова большие, маленькие.);

-большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит тик-так в замедленном темпе), а маленькие часики тикают быстро (произносит тик так в ускоренном темпе). Усложнение. Ребенок после прослушивания магнитофонной записи должен догадаться, какие часы тикают - большие или маленькие. Если большие, должен взять в руки большой кружок.

Тема: Чтение сказки «Три поросенка»

Программное содержание: учить детей определять направления звука, формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию активного словаря.

Материал: колокольчики, погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотка.

Организация и методика проведения:

1. Чтение сказки «Три поросенка», беседа по сказке.

2. Игра «Колокольчик»

Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету. Произнося фразу, взрослый сопровождает ее демонстрационными действиями.

  • Где же, где же колокольчик? Показывает колокольчик и прячет его в коробочку.
  • Нет-нет, нет-нет.Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям.

Где же, где же колокольчик? Вынимает колокольчик из другой коробочки.

Вот-вот, вот-вот. Звонит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой.

Варианты. Использование погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Постепенное увеличение расстояния между предметами.

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Тема: «Дежурные»

Программное содержание: учить детей слушать текс, отвечать на поставленные вопросы;упражнять в подборе синонимов к словам; формировать умение составлять небольшие предложения; развивать память внимание, умение пересказывать; воспитывать трудолюбие

Организация и методика проведения:

1.Чтение рассказа «ДЕЖУРНЫЕ»

Имена действующих лиц заменяются именами детей группы. Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол.

2.Беседа по рассказу Вопросы к рассказу

Ребенок отвечает полным, четким предложением.

Что поливала Таня?

Что делала Таня?

Что делал Вова?

Что Петя ставил на стол?

Куда Петя ставил посуду?

Что делал Петя?

Что делали все дети?

Важно, чтобы дети не повторяли слово делал, а сразу употребляли нужный глагол.

3. Упражнения

1. Подбор слов.

Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.)

Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса малыша.

Вова кормил попугая. Кого ещё можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котёнка и т.п.)

Что можно ставить на стол? (вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т. п.)

Что можно класть на стол? (ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т. п.)

Уточняется разница между действиями ставить и класть. Важно, чтобы, отвечая на этот вопрос, ребенок каждый риз употреблял глагол класть (а не ложить, что часто встречается).

Замена действия в предложении.

Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки - ведь это писал Незнайка!

Салфетница лежит на столе.

Нож стоит на столе.

Чашка лежит на столе.

Таня наливает цветок.

Вова выливает кактус.

На этом этапе обучения еще рано выходить за рамки 3-4-словных предложений.

Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Цветы стоят на подоконнике. Слово подоконник проговаривается по слогам.

Таня любит рисовать. Вова любит попугая. Вова убрал игрушки. Петя вымыл руки. Петя надел фартук. Петя строил домик. Петя поставил тарелки. Петя положил ложки.

Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картины.

Взрослый должен поощрять добавление ребенком деталей, если они относятся к событиям, описанным в рассказе. На этом этапе ребенок пересказывает рассказ короткими, но четкими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, состоит из двух этапов:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование фонематического слуха.

1. Развитие слухового внимания при помощи неречевых звуков на подготовительном этапе.

Различение неречевых звуков: громко – тихо, долгий – короткий, высокий – низкий, приятный (добрый, ласковый)– неприятный (злой, грубый).

Упражнения и игры помогающие развить слухового внимания:

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,
  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки комнаты”,
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  • “Жмурки с колокольчиком”,
  • “Ладушки”,
  • “Морзянка”,
  • “Чей голос?”,
  • “Солнце или дождик”,
  • “Угадай по звуку, что делать?”,
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.
  • Звуки рабочих инструментов.

2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • научить произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и “Два домика”.

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.

Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (А не – а рбуз, а льбом, а втобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.

“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “ Р ” – “Да. Кушай, Р ома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (С емён, З ахар, Ми ш а, Ж еня, Во л одя, Р ома, Иго рь , К остя, Г ена и др.).

На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях:

насос – [с]
комар – [ з ]
синица – [ц]
гусь – [ ш ]
жук – [ж]
кузнечик – [ч]
змея – [щ]
самолет – [л]
катерок – [р]

Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения “Дифференциация” помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.

Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например : “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:

Мой

Друг

Петя

Поймал

На

Озере

Большого

Карася.

В этом предложении восемь слов.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

  • отхлопывание ладошками,
  • контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
  • шагослогометрия.

Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук,
[з"] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:

комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].

В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

– с лон, с обака, с винья и др.
– з мея, ко з а, обе з ьяна и др.
– ц ыпленок, кури ц а, ов ц а и др.
– ш и ш ка, ми ш ка, мы ш ка и др.
– ж ук, ж ираф, ё ж ик и др.
– ч ерепаха, Ч ипполино , бабо ч ка, кузне ч ик и др.
– щ енок, щ ётка, тре щ отка и др.
– л ошадка, л иса, само л ет и др.
– р ыба, ко р ова, кате р ок, Бу р атино и др.

Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.


Любовь Борисова
«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе .

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе , в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в дошкольном учреждении и семье .

Для успешного обучения в школе мы должны формировать у своих воспитанников фонематические процессы . Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов , различают понятия «фонематический слух » и «фонематическое восприятие » (слайд №2)

(слайд 3) Под фонематическим слухом понимают тонкий слух , позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка . Н. Х. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха : первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. Он отмечает, что при благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями

(слайд 4) Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия : первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова ; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития , спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника , а также закладывает основы успешного обучения в школе .

Хорошо подготовить ребенка к школе , создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия . Работу по развитию фонематического восприятия я провожу целенаправленно и поэтапно.

(слайд5) Можно выделить следующие этапы :

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем ;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

В начале учебного года провела диагностику по образовательной области «Речевое развитие » и выяснила, что у большинства детей нарушено фонематическое восприятие .

Мы все знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном учреждении . Игра – это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки , будит фантазию, стимулирует развитие мышления . Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка , переходным моментом для включения его в учёбу.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игры или игровые упражнения, используемые мной, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче . Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников .

Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей .

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей . Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе .

Поэтому развитие фонематического восприятия я провожу в игровой форме, с использованием игровых приёмов. Это способствует развитию и поддерживанию интереса детей , активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Игры провожу как во время организованной деятельности с дошкольниками , так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей .

Начала работу по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти . Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Затем работу по развитию фонематического восприятия вела сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

(слайд 6) Игры, которые использую на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки и на развитие слухового внимания и слуховой памяти . Это :

(слайд 7) Игра «Угадай, что делают» ;

(слайд 8) Игра «Угадай, кто кричит» ;

(слайд 9) Игра «Угадай, на чём играю» ;

(слайд 10) Игра «Где звучало?» ;

(слайд 11) Игра «Угадай, что делать?» ;

(слайд 12) Игра «Угадай, кто идёт» ;

(слайд 13) Игра «Солнце или дождик» ;

(слайд 14) Игра «Хлопни, как я» , «Дятел» .

С помощью игр решала задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, проводила следующие игры : «Угадай, кто позвал?» : дети угадывали товарища - по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т. д.) .

(слайд 15) Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса такие, как :

(слайд 16) игра «Далеко – близко» ;

(слайд 17) игра «Большой – средний – маленький» ;

(слайд 18) игра «Взрослый или детёныш?» ;

(слайд 19) игра «Телефон» и многие другие.

(слайд 20) Для различения слов, близких по звуковому составу использовала игры, такие как :

(слайд 21) Игра «Красный – зелёный» ;

(слайд 22) Игра «Цепочка» ;

(слайд 23) Игра «Подбери картинку» ;

(слайд 24) Игра «Какое слово лишнее?» ;

(слайд 25) Игра «Самое короткое слово» ;

(слайд 26) Игра «Самое длинное слово» ;

(слайд 27) «Подскажи словечко» ;

(слайд 28) На дифференциацию слогов и фонем использовала следующие игры :

(слайд 29) Игра «Чей звук?» ;

(Слайд 30) «Назови лишний» ;

(слайд 31) «Назови по порядку слоги» ;

(слайд 32) Игра «Бабочки» ;

(слайд 33) Игра «Девочки – гласные» ;

(слайд) Игра «Мальчики – согласные» ;

(слайд 34) Игра «Флажки» ;

(слайд 35) Игра «Наушник – колокольчик» ;

(слайд 36) На развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов стоят задачи :

v Определение количества слогов в словах разной сложности;

v Выделение первого и последнего звука в слове;

v Определение места, количества, последовательности звуков в слове;

v Развитие фонематического представления .

Для их решения я использовала игры на определение количества слогов в словах разной сложности :

«Отбей слоги мячом»

Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Паровоз и вагончики»

Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«ГУСЕНИЦА»

Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т. д.

«ТУЧКА И ЗОНТИК»

На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове

(слайд 37) На выделение первого и последнего звука в слове брала следующие игры :

«РЫБАЛКА»

С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки : лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.

«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии.

«ТАРЕЛОЧКИ»

На столе – три тарелочки : зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая : «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает : «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [в’]». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ»

Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна : синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

(слайд 38) А также использовала игры на определение примерного места звука в слове :

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?»

Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук : в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке»

На рубашке с тремя пуговицами появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек»

В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т. е. показать где слышится звук.

«Клумба»

Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

(слайд 39) Немало важны игры на определение количества и последовательности звуков в слове такие, как :

«ФИШКИ»

С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«СХЕМА СЛОВА»

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора»

На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо»

С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.

(слайд 40) На развитие фонематических представлений использовала такие игры, как :

«Стаканчики»

Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий)

«Цветик – семицветик»

В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [З]) . Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук»

Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

Для развития речевого слуха на занятиях по развитию речи проводила фонематические пятиминутки , так как они являются эффективной формой работы . Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха , но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память , знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы , стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.

Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми – я давала образец чтения, а затем заучивали наизусть. Чтобы облегчить запоминание, прибегала к описательному, рисунчатому жесту, применяла ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага) . Текст можно говорить шепотом и громко. Также использовала соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко) .

Некоторые из предложенных стихов заучивали в движении. Так, при работе с четверостишием :

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Группа марширует, читает стихи и разыгрывает сценку. При заучивании двустишия :

Поезд мчится скрежеча ж-ж, ч-ч, ща.

Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.

При проведении фонематических пятиминуток использовала и такую форму работы , как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки :

Расскажи мне про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Особенно эффективным был диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.

Например :

Та, та, та - нет у нас кота.

Тя, тя, тя - вот мое дитя.

На, на, на - стою у окна.

Ня, ня, ня - я веду коня.

Некоторые из стихотворений заучивали по ролям, разыгрывали сценки. Так, при работе над произношением звука «ж» , использовала стихотворение «Жук и жаба» , можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора дети повторяли за мной хором.

Дети : Жаба толстая сидит

И по сторонам глядит.

Ведь на ужин жук ей нужен,

Очень нужен жабе жук.

Жаба : Вот жука бы увидать;

И скорей его поймать,

Ведь на ужин жук мне нужен,

Очень нужен жук на ужин.

Дети : Вот жук летит,

Жужжит, жужжит.

Жук :Я летаю и жужжу :

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»

Надоело мне летать,

Надоело мне жужжать,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Под ромашкой посижу».

Дети : Жаба жука увидала,

Прыг, прыг - и поймала.

Затем роли могут меняться.

Для фонематических пятиминуток также использовала считалочки и ритмостихи. Так как, развивая фонематический слух , выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи.

Фонетические упражнения проводила 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи , на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.

До начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки хорошо отрабатывали в медленном произношении.

Чаще всего стихи читали хором, особенно это важно при работе с детьми , которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда предлагала читать их отдельным детям.

Материал время от времени повторяла, так как он быстро забывается.

Игровая форма пятиминуток оживляла занятие по развитию речи и делала более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.

Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников , развивают их память , мышление, воображение.

Конечно же, каждое занятие не обходилось без здоровьесберегающих технологий. Применяла : психогимнастику, физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры. А также развивала артикуляционную моторику, мимические мышцы, используя различные упражнения. Проводила работу над развитием дыхания и голоса .

(СЛАЙД 41) Т. о., проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов , что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе .



Просмотров