Пятый арбитражный апелляционный суд. Порядок проведения инвентаризации имущества и формирования имущественной массы организации Проведение инвентаризации имущества должника

1. Комментируемая статья обязывает конкурсного управляющего произвести

инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления этой работы

конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов (например,

бухгалтеров, аудиторов и т.п.).

Право привлечения оценщиков и иных специалистов для целей проведения

инвентаризации и оценки, предусмотренное п.1 комментируемой статьи, дополняет

(применительно к конкурсному производству) общую норму ст.20 Закона о банкротстве,

предоставляющую арбитражному управляющему право привлечения иных лиц для обеспечения

его деятельности. По общему правилу, оплата услуг привлекаемых конкурсным

управляющим специалистов осуществляется за счет имущества должника. Собрание

кредиторов или комитет кредиторов могут определить иной источник оплаты труда

привлекаемых специалистов. Особый порядок оплаты услуг привлекаемых специалистов

может быть установлен кредиторами, например, в случаях, когда должник не располагает

необходимыми для этого денежными средствами.

2. Необходимость проведения инвентаризации связана прежде всего с возложением на арбитражного управляющего обязанностей по управлению делами должника при отстранении его руководителя. Свидетельством этого является то, что данная

обязанность установлена не только для конкурсного управляющего, но и для внешнего

управляющего (см. комментарий к ст.74).

учете" установлено, что в ходе инвентаризации имущества и обязательств организации

проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с данным законом порядок и сроки проведения инвентаризации,

а также методы оценки видов имущества и обязательств являются составными частями

учетной политики организации, которая утверждается приказом или распоряжением

лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета; предусмотрены

случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. По смыслу ст.101 Закона

о банкротстве за организацию и состояние бухгалтерского учета должника в период

конкурсного производства отвечает конкурсный управляющий.

При проведении инвентаризации осуществляется выявление фактического наличия

имущества, сопоставление фактического наличия имущества и его состояния с

данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств

организации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием

имущества и его состоянием и данными бухгалтерского учета подлежат соответствующему

отражению на счетах бухгалтерского учета. В настоящее время при проведении

инвентаризации применяются Методические указания по инвентаризации имущества

и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской

4. Законом о банкротстве 1992 г. также устанавливалась обязанность конкурсного

управляющего по проведению инвентаризации имущества (активов) должника и его

обязательств (пассивов). Несмотря на то, что в период внешнего управления

на арбитражного управляющего аналогичная обязанность возлагалась, практика

показала, что в случаях отстранения арбитражным управляющим руководителя должника

от выполнения обязанностей по управлению должником, а также в целях разработки

арбитражным управляющим плана проведения внешнего управления имуществом должника

инвентаризация имущества и обязательств должника проводилась и в рамках внешнего

управления имуществом должника.

5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств должника как правило

является первым и необходимым шагом в осуществлении оценки имущества должника,

под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику

имущества. Целью проведения оценки является установление стоимости имущества,

позволяющей с достаточной степенью достоверности оценить выручку, которую

предполагается получить в результате реализации данного имущества.

Различаются различные виды стоимости: например, первоначальная стоимость

основных средств (т. е. стоимость данных активов при постановке их должником

на учет, которая определяется на основе цен их приобретения, затрат на строительство

и т.д. и может увеличиваться после реконструкции или модернизации основных

фондов или уменьшаться при частичной ликвидации или демонтаже), восстановительная

стоимость основных средств (т. е. стоимость воспроизводства данных активов),

остаточная стоимость основных средств (т. е. первоначальная либо восстановительная

(после переоценки) стоимость основных средств за вычетом начисленного износа),

балансовая стоимость (т. е. стоимость, по которой активы отражаются в бухгалтерском

балансе), рыночная стоимость активов (определяемая на основе сложившихся на

момент проведения оценки рыночных цен на имущество, подлежащее оценке), ликвидационная

стоимость активов (определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом

расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов

в режиме ликвидации должника).

Существуют также специальные методы оценки рыночной стоимости принадлежащего

должнику предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого должником

для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемого в соответствии

со ст.132 ГК РФ недвижимостью, а также методы оценки стоимости осуществляемого

должником бизнеса. Кроме того, особо необходимо отметить такой вид стоимости

как фактическая стоимость (цена) реализации имущества (другими словами выручка

от реализации имущества), которая, очевидно, не оценивается, а устанавливается

по факту в процессе реализации этого имущества.

Перечисленные виды стоимостей одного и того же имущества могут существенно

различаться по своей величине, например, балансовая стоимость какого-либо

имущества на практике может в несколько раз превосходить рыночную стоимость

этого имущества, в то же время и рыночная стоимость имущества в общем случае

не совпадает с фактической стоимостью реализации данного имущества. Более

того, оценка стоимости существенно зависит от того, каким предполагается последующий

режим функционирования или реализации имущества должника. Так например, рыночная

стоимость предприятия должника в целом как имущественного комплекса будет

отличаться от ликвидационной стоимости принадлежащего должнику имущества,

ликвидационная стоимость одного и того же имущества существенно отличается

в зависимости от выбора режима ликвидации: ускоренного (форсированного), при

котором уменьшаются затраты на содержание и хранение имущества, однако существует

большая вероятность получить при реализации имущества относительно меньшую

выручку (меньшую фактическую цену), либо упорядоченного (обычного), при котором

достаточно велика вероятность получения относительно большей выручки от реализации

имущества, однако увеличиваются расходы на содержание и хранение активов.Выбор

типа стоимости, который предполагается оценить, а также методов оценки определяется,

исходя из целей проведения оценки.

Представляется, что по смыслу процедур банкротства, и в частности, конкурсного

производства, необходимо проведение оценки ликвидационной стоимости имущества

должника и иных видов оценки, базирующихся на методах оценки рыночной стоимости

(рыночная стоимость имущества, рыночная стоимость принадлежащего должнику

предприятия в целом как имущественного комплекса, рыночная стоимость бизнеса

должника), так как они, во-первых, позволяют корректно оценить наиболее вероятную

выручку (фактическую стоимость), которая будет получена при реализации имущества,

а во-вторых, позволяют обосновать выбор тех или иных способов реализации имущества

в рамках конкурсного производства (продажа предприятия должника, выбор способа

лотирования имущества и т.д.), исходя из цели конкурсного производства по

максимизации степени удовлетворения требований кредиторов на основе максимизации

доходов от управления (использования) имуществом должника и выручки от реализации

конкурсной массы.

6. При проведении оценки указанных стоимостей должны учитываться положения

ст.87, 103, 104, 112, 137, 138, 139, 145, 155, 171 и 172 Закона о банкротстве,

так как часть имущества должника в соответствии с законодательными и иными

правовыми актами Российской Федерации может быть изъята из оборота, ограничена

в обороте или могут иметься в отношении данного имущества иные ограничения

(например, установление обязательных условий для покупателей).

7. Закон о банкротстве 1992 г. устанавливал исключительную компетенцию

собрания кредиторов по решению вопросов о начале продажи, форме продажи, а

также о начальной цене имущества должника без сопряжения решения данных вопросов

с проведением оценки имущества должника. Данная норма, перекладывая всю полноту

принятия решения по вопросу, имеющему подчас определяющее значение для максимизации

степени удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве, на

кредиторов, на практике приводила в ряде случаев к формальному исполнению

конкурсным управляющим своей обязанности по проведению оценки имущества должника.

В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., в конкурсном производстве

собранием кредиторов должны быть одобрены лишь порядок и сроки продажи имущества

должника; одобрение ими начальной цены продаваемого имущества не предусмотрено,

за исключением случая продажи предприятия должника (см. комментарий к ст.112).

8. Следует отметить, что наряду с правом привлечения специалистов для

обеспечения деятельности конкурсного управляющего, комментируемой статьей

установлена и обязанность конкурсного управляющего привлекать независимого

оценщика для оценки принадлежащей должнику и подлежащей продаже недвижимости,

если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов.

Дело в том, что любой объект недвижимости в качестве объекта продажи

обладает специфическими, присущими только ему свойствами (например, местоположением),

что исключает возможность установления начальной цены данного объекта на основе

прямой аналогии с уже проданными (что применимо для установления начальной

цены такого имущества как транспортные средства, универсальное оборудование,

сырье, материалы и т.д.). Сложившаяся мировая практика показывает, что даже

в условиях сложившихся и развитых рынков недвижимости проведение профессиональной

оценки предназначенного к продаже объекта недвижимости является обязательным

требованием. В отечественных условиях независимая предпродажная оценка объектов

недвижимости приобретает особое значение из-за неразвитости рынков недвижимости.

9. Кредиторы могут установить, что предпродажная оценка объектов недвижимости

может в некоторых случаях и не проводиться, например, если подобная оценка

уже была недавно проведена и кредиторы уверены в независимости выводов оценщика,

а также в том, что за прошедший с момента проведения такой оценки срок величина

оцененной стоимости объекта недвижимости не подверглась каким-либо значимым

изменениям, либо в случае, когда состояние предполагаемого к продаже объекта

недвижимости не оставляет сомнений в том, что понесенные расходы на проведение

оценки могут превысить выручку от реализации этого объекта.

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании конкурсного управляющего предпринимателя Курносова Р.Н. (ИНН 613300562986, ОГРНИП 307613308000019) Бахвалова С.В., открытого акционерного общества Коммерческий банк "Центр-Инвест", иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Бахвалова С.В. на определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года (судьи Щербакова И.Л., Хворых Л.В., Латышева К.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года (судьи Стрекачёв А.Н., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-31357/2009, установил следующее.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предпринимателя Курносова Р.Н. (далее - должник) в суд обратился ОАО КБ "Центр-Инвест" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего должника Бахвалова С.В. (далее - конкурсный управляющий).

Определением суда от 11 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 ноября 2015 года, заявление удовлетворено в части. Бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении инвентаризации имущества должника, признано незаконным.

В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты в части удовлетворенных требований мотивированы следующим. Бахвалов С.В. не провел инвентаризацию имущества должника в течение трех месяцев с момента назначения его конкурсным управляющим. Проведение инвентаризации предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В. не имеет правового значения и не освобождает нового конкурсного управляющего от названной обязанности.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять новое решение в данной части.

По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусматривает прямо того, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материального ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие. Должником является предприниматель, который теряет свой статус с момента объявления его банкротом, а гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имуществом гражданина. Конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего. Результаты инвентаризации, проведенные предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В., являются обязательными для Бахвалова С.В. Закон о банкротстве не содержит нормы, регламентирующей сроки проведения инвентаризации имущества должника.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Определением суда от 1 марта 2013 года Мелешко В.Н. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утвержден Передереев С.В.

Определением суда от 30 декабря 2014 года Передереев С.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

Определением суда от 10 марта 2015 года (резолютивная часть от 24 февраля 2015 года) конкурсным управляющим утвержден Бахвалов С.В.

Податель кассационной жалобы не согласен с выводам судов о том, что вновь утвержденный конкурсный управляющий обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника (инвентаризация имущества проведена и у Бахвалова С.В. нет оснований ей не доверять).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Согласно абзацу 4 пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являющихся приложением к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Суды правильно истолковали положения статьи 129 Закона о банкротстве как обязывающие вновь назначенного конкурсного управляющего провести инвентаризацию имущества должника (в том числе и когда она уже проводилась, когда должник являлся предпринимателем). Названное соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Кроме того, в ходе банкротства установлено, что у должника имеются доли в ООО "Подсолнух", ООО "Курант" и ООО "Гранит". Данное имущество было выявлено ранее конкурсными управляющими, однако не включено им в отчет ввиду не проведения инвентаризации.

Суды отметили, что конкурсный управляющий три месяца не проводил инвентаризацию. Из позиции управляющего по делу следует, что у него отсутствовало намерение проводить инвентаризацию.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года по делу N А53-31357/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Обзор документа

Кредитор должника-ИП обратился в суд с жалобой на бездействие вновь назначенного конкурсного управляющего.

Как указал заявитель, управляющий после его назначения на должность не провел инвентаризацию имущества должника.

Возражая, управляющий сослался на то, что данную инвентаризацию ранее уже проводил прежний конкурсный управляющий.

Закон о банкротстве напрямую не предусматривает, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материально ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие.

В данном деле должником является ИП, который теряет такой статус с момента объявления его банкротом. Гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имущество гражданина. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего.

Поэтому конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию.

Суд округа не согласился с такой позицией и указал следующее.

По Закону о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию.

Согласно требованиям Положения по ведению бухучета и бухотчетности проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Аналогичное правило предусмотрено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Таким образом, вновь назначенный конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника в т. ч. в случае, если она уже имела место (когда должник еще являлся ИП).

Выполнение такой обязанности соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Инвентаризация и оценка имущества должника. Пункт 3 ст. 101 Закона прямо предписывает конкурсному управляющему принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию и оценку, а также принять меры по обеспечению его сохранности. Для того чтобы принять в ведение имущество должника, необходимо знать точно его состав, стоимость и основные характеристики.

Данные сведения можно получить только после проведения инвентаризации всего имущества банкрота. Следовательно, сразу после назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает по акту всю документацию п. 2 ст. 101 Закона, которая имеется на предприятии в том числе бухгалтерскую, печати, штампы, материальные и иные ценности. Только после этого можно приступить к проведению инвентаризации. Для проведения инвентаризации конкурсному управляющему целесообразно привлечь соответствующих специалистов предприятия - должника на основании отдельных трудовых договоров.

Ведь бухгалтерия должника справится с проведением инвентаризации быстрее чем лица, привлеченные со стороны. Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 г. Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризацию проводит комиссия, состав и сроки которой утверждаются арбитражным управляющим.

При инвентаризации основных средств до начала инвентаризации рекомендуется проверить а наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета б наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации в наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих права организации на его использование правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактическое наличие ценных бумаг на момент инвентаризации, фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. По результатам инвентаризации руководителем издается приказ, который поступает в бухгалтерию и служит основанием для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Федеральным законом РФ О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. No. 129-ФЗ ст. 12 п. 3 . После завершения инвентаризации должна быть проведена оценка имущества должника.

Для осуществления указанной деятельности в соответствии со ст. 102 Закона конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

В случае, если имуществом должника, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Таким образом, для оценки движимого имущества привлечение независимого оценщика не обязательно.

В то время как для оценки недвижимости Закон обязывает обратиться к независимому оценщику. Подобная щепетильность понятна, т.к. именно исходя из результатов оценки собрание комитет кредиторов будет определять начальную цену продажи предприятия имущественного комплекса. Однако окончательный выбор кандидатуры оценщика Закон оставляет за собранием комитетом кредиторов. Ведь каждый арбитражный управлюящий после обучения при ФСДН получает сертификат, дающий право заниматься оценкой движимого и недвижимого имущества.

Поэтому собрание кредиторов или комитет кредиторов, исходя из соображений экономии средств должника, могут поручить проведение всей работы по оценке движимого и недвижимого имущества должника непосредственно конкурсному управляющему. Существуют три основных подхода к оценке имущества рыночный, доходный и затратный. Все эти подходы имеют временный характер. 2.2.1.Рыночный подход Оценка стоимости осуществляется путем сравнения недавних продаж сравниваемых объектов с объектом, подлежащим оценке, после проведения соответствующих корректировок.

Этот подход дает наиболее реальную цену оцениваемого объекта. К преимуществам рыночного подхода относится его простота, статистическая обоснованность, а также он обеспечивает данными все другие подходы. К недостаткам относится то, что этот подход требует внесения поправок, не всегда есть сравнительные данные, и основанность на прошлых событиях не принимает в расчет будущие ожидания.

Рыночный подход оценки имущества целесообразен для объектов специального назначения и для целей страхования. 2.2.2.Затратный подход При этом подходе оценка имущества производится с точки зрения текущих затрат на воссоздание объекта. Применяется в настоящее время для целей налогообложения имущества юридических и физических лиц, в случае ареста недвижимости, при оценке объектов специального назначения, новых объектов, для целей страхования и т.д. Сущность этого метода заключается в том, что оценщик суммирует все затраты, которые бы понес застройщик на строительство такого же или подобного объекта, вычитает весь накопленный износ и получает стоимость объекта на сегодняшний день, а затем прибавляет стоимость земли если речь идет об оценке недвижимости. Затратный подход дает верхнюю планку стоимости и может применяться для проверки результатов оценки, полученной другими подходами. 2.2.3.Доходный подход Основан на допущении, что стоимость оцениваемого объекта равна текущей стоимости прав на будущие доходы.

При доходном подходе выделяют два метода метод прямой капитализации и метод дисконтированных денежных потоков.

Последний метод означает, что все будущие доходы переводятся в текущую стоимость путем дисконтирования при соответствующих коэффициентах. В российской практике используются затратный и рыночный подходы. Доходный подход не используется ввиду отсутствия данных, хотя формально и присутствует в отчетах оценщика. 2.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Банкротство

Ранее в дореволюционной России более века существовало и широко применялось развитое законодательство о несостоятельности банкротстве. Но, к.. И в этом смысле действительно приходится начинать все сначала. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В соответствии с Федеральным Законом «О несостоятельности» (N 127-ФЗ) понятие банкротства означает юридический факт неспособности физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением. Банкротство, как судебная процедура, вводится арбитражным судом по заявлению должника либо его кредитора. Для этого у компании должна быть задолженность не менее 100 000 рублей и просрочка платежа (неуплата долга) более трех месяцев. Суть банкротства заключается в том, что компания-банкрот неспособна рассчитаться по своим обязательствам с контрагентом и поэтому она подвергается специальным процедурам, направленным на улучшение ее финансового состояния с целью последующего погашения задолженности или предоставляет свое имущество в распоряжение кредиторов в уплату долга.

Законом о несостоятельности компаний предусмотрено введение одного из или последовательно четырех этапов:

  1. наблюдения,
  2. финансового оздоровления,
  3. внешнего управления,
  4. конкурсного производства.
На этапе наблюдения происходит поиск мер по сохранению имущества должника, назначается временный управляющий, который собирает информацию о возможностях компании и составляет реестр требований кредиторов. Также на этапе наблюдения проводится собрание кредиторов, которое утверждает одну из трех последующих процедур и назначает арбитражного управляющего. На этапе финансового оздоровления руководитель компании управляет ей совместно с административным управляющим и под надзором комитета кредиторов. На этапе внешнего управления руководство компании отстраняется от управления и назначается внешний управляющий. На этапе конкурсного производства компания признается банкротом, назначается конкурсный управляющий, который проводит полную инвентаризацию и оценку стоимости имущества должника.

Необходимость: инвентаризация при банкротстве

После применения процедуры наблюдения арбитражный управляющий может:
  1. Использовать результаты инвентаризации должника при их наличии (ст.70 ФЗ «О несостоятельности») при финансовом оздоровлении;
  2. Принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником (ст. 83 ФЗ «О несостоятельности») при финансовом оздоровлении;
  3. Принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию (ст. 99 ФЗ «О несостоятельности») при внешнем управлении;
  4. Принять в ведение имущество компании-должника и провести его инвентаризацию (ст. 129 ФЗ «О несостоятельности») при конкурсном производстве.
Стоит отметить, что проведение инвентаризации при финансовом оздоровлении не является обязательным, но необходимо для фактического учета и контроля основных средств, имущества и товарно-материальных запасов компании для предоставления актуальной информации и разработки мер по улучшению деятельности компании с целью повышения эффективности. Инвентаризация при внешнем управлении является необходимой мерой, также как и проводимая конкурсным управляющим при ликвидации компании. Причем руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение инвентаризации при банкротстве

Инвентаризация при банкротстве предприятия проводится при соблюдении Федерального Закона «О бухгалтерском учете», Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального Закона «О несостоятельности». Особенности проведения процедуры в условиях несостоятельности компании. Инвентаризация при ликвидации предприятия ничем не отличается от обычной и состоит из нескольких последовательных этапов. На первом этапе проводится передача инвентаризационной комиссии всей необходимой документации. Второй этап заключается в установлении фактического наличия имущества компании: основных средств , товарно-материальных ценностей и обязательств. Третий этап включает в себя анализ и сравнение фактических данных и данных бухгалтерского учета. На заключительном четвертом этапе оформляются документально результаты инвентаризации и отражаются расхождения.

К основным особенностям инвентаризации при ликвидации компании относятся:

  • в условиях несостоятельности инвентаризация компании является обязательной;
  • проверка должна охватывать все категории имущества независимо от его местонахождения, а также имущество, не принадлежащее компании на правах собственности, но числящееся на ее бухгалтерском балансе;
  • ликвидационная комиссия, которая назначается общим собранием учредителей и комитетом кредиторов, определяет порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • инвентаризация конкурсным управляющим проводится до момента составления промежуточного баланса;
  • в случае больших площадей или удаленности объектов могут создаваться несколько инвентаризационных комиссий;
  • инвентаризационная комиссия, помимо работников компании-должника, обязана состоять из арбитражного управляющего и независимых аудиторских компаний, из чего следует необходимость обращения к сторонним организациям, предоставляющим услуги независимой инвентаризации.


Просмотров