Протокол по ст 14.15 коап рф.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.



Комментарии к ст. 14.15 КОАП РФ


1. Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующий Государственный стандарт в области торговли под товаром понимает любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи (принят и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 - 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.)); за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 (с изм. и доп.).

3. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

4. Субъект административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

При рассмотрении данного вопроса, обратимся вначале к общим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так статьей 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП законами субъектов Федерации могут быть установлены административные наказания только в виде предупреждения и административного штрафа.

Статья 4.5 (часть 1) устанавливает базовый срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца, а также более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности за некоторые категории правонарушений, в частности в области таможенного, антимонопольного, валютного законодательств, вопросов по налогам и сборам, о защите прав потребителей, о рекламе.

Для упомянутых правонарушений срок давности установлен в один год.

В случае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответственности о рассмотрении дела по его месту жительства срок давности привлечения к ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела соответствующему лицу по месту жительства привлекаемого.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ ответственность может наступить, только если установлена вина лица в совершении данного правонарушения.

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

КоАП РФ предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность.

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В главе 3 КоАП РФ, определяющей меры ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, эти меры именуются административными наказаниями.

Единственной целью применения наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1).

В отношении юридического лица могут применяться только следующие меры наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

В отношении физических лиц помимо указанных наказаний могут применяться также: лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Все наказания устанавливаются КоАП РФ. Наказания в виде предупреждения и штрафа могут устанавливаться также законами субъектов РФ об административной ответственности.

Возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение могут применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Остальные виды наказания применяются только в качестве основного наказания (ст. 3.3).

Предупреждение выносится в письменной форме и является официальным порицанием физического или юридического лица (ст. 3.4).

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.5) установлены ограничения размеров налагаемых штрафов: на граждан – до 5000 рублей; на должностных лиц – до 50 000 рублей; на юридических лиц – 1 000 000 рублей. Также административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Согласно части 1 ст. 3.11 КоАП РФ новый вид наказания – дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В данной норме речь идет о должностных лицах, органах и организациях, которые упомянуты в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ при определении понятия должностного лица.

В соответствии с этой статьей частью 3 ст. 3.11 КоАП РФ предусмотрено, что дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только судьей.

Представляется, что право осуществлять соответствующую работу, предусмотренную частями 1 и 3 ст. 3.11 КоАП РФ, может быть запрещено одновременно, независимо от места работы виновного в момент совершения административного правонарушения.

При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

При назначении наказания юридическому лицу учитываются те же критерии (естественно, кроме личности), а также финансовое положение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (ст. 4.4).

Если административным правонарушением причинен имущественный ущерб или моральный вред, применяются правила, предусмотренные ст. 4.7 КоАП РФ.

Рассматривая нормы Кодекса об административных правонарушениях, необходимо отметить, что правонарушения в сфере торговли в основном связаны с нарушениями различных правил, действующих в торговле, либо с нарушением установленных требований к продаваемой продукции или к отдельным ее видам. Большинство составов специальных административных правонарушений в области торговли сосредоточено в гл. 14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Однако некоторые правонарушения, имеющие более широкую область применения, но охватывающие также отношения в торговле, предусмотрены и в других главах КоАП РФ.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение упомянутых правил, нормативов и невыполнение предписанных компетентным органом мероприятий.

Правонарушение является формальным и считается оконченным в момент нарушения соответствующих правил и нормативов торгующими субъектами либо с момента истечения срока, установленного для выполнения мероприятий, независимо от наступивших последствий.

Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека, виновные физические лица подлежат уголовной ответственности в соответствии со ст. 236 УК РФ.

Статьей 6.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц и юридических лиц за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Понятие оборота указанной продукции включает закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу. Поэтому правонарушением должно признаваться несоблюдение упомянутых в статье обязательных требований, правил и нормативов, предъявляемых к продукции, при любой из указанных форм оборота.

Правонарушение является формальным, т. е. считается оконченным в момент передачи (отгрузки) или хранения такой продукции, которая согласно законодательству не может находиться в обороте, независимо от наступивших последствий и целей реализации продукции.

Субъектами ответственности могут быть организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие соответственно закупку (импорт), поставку (экспорт), хранение или розничную продажу указанной продукции, а также их должностные лица (приравненные к ним лица).

Ответственности подлежат должностные лица, в обязанности которых входит организация и осуществление контроля за соблюдением соответствующих требований к продукции.

Правонарушение может быть совершено умышленно.

В ст. 6.14 отсутствует указание на то, что производство должно быть промышленным. Это означает как будто бы возможность привлечения к ответственности за непромышленное, например домашнее, производство упомянутой продукции гражданином.

Однако в санкции статьи гражданин как субъект ответственности не упоминается.

Статьей 7.18 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна.

Статья 7.18 имеет право на существование только в том случае, если под предусмотренными в ней правилами будут пониматься обязательные требования государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, других общеобязательных нормативных актов, принимаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а не различными техническими документами.

Статья имеет формальный характер, не требует для применения ответственности наступления каких-либо последствий, правонарушения считаются оконченными с момента нарушения соответствующих правил.

Правонарушения, предусмотренные в статье, могут влечь ответственность, если совершены умышленно.

Статьей 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Ветеринарно-санитарные правила являются общеобязательными нормативными актами, действие которых распространяется на животноводческую продукцию.

Правонарушения, предусмотренные в статье, являются формальными и влекут ответственность, если совершены умышленно.

Статья 14.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Под продажей следует понимать реализацию товаров по всем видам договора купли-продажи, предусмотренным ГК РФ.

Запрет свободной реализации конкретных видов товаров или ее ограничение могут быть установлены только законом.

Основаниями принятия таких решений являются особая опасность соответствующих товаров (химикаты, яды, оружие и т. п.), соображения морально-нравственного характера (порнографическая продукция), недоброкачественность товаров, установление монополии государства на торговлю отдельными товарами и т. п.

Ответственность покупателей упомянутых товаров, в отличие, например, от ст. 6.14 и 7.18, в данной статье не предусмотрена.

За некоторые из указанных правонарушений в отношении определенных товаров установлена уголовная ответственность.

Так, в ст. 191 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение любой сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ.

Статьей 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в частности, за незаконное приобретение и сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (часть 1), газового оружия, холодного оружия (часть 4).

В ст. 228 УК РФ предусмотрена ответственность за различные операции с наркотическими средствами или психотропными веществами, в том числе за их незаконный сбыт и продажу, а в ст. 234 – за незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ.

Статьей 242 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную торговлю печатными изданиями, кино– или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

Статья 14.4 КоАП РФ в части 1 предусматривает ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность за те же действия с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Действие ст. 14.4 распространяется только на розничную куплю-продажу, осуществление бытовых работ и услуг для граждан.

Как следует из содержания части 1 данной статьи, она направлена на обеспечение продажи товара (работ, услуг) надлежащего качества, а часть 2 на обеспечение соблюдения правил торговли в части установленных санитарных правил реализации товаров и наличия сертификата соответствия (декларации о соответствии).

Статья 14.4 (ч. 1) распространяется на все товары (работы, услуги), реализуемые населению, за исключением тех товаров, ответственность за нарушения правил розничной продажи которых регулируется специальными статьями КоАП РФ об административной ответственности (например, ст. 6.14, 10.8).

Главной проблемой применения части 1 ст. 14.4 является предусмотренный в ней перечень документов и содержащихся в них требований к товарам, несоблюдение которых в проданном товаре влечет административную ответственность по этой статье.

Ответственность за продажу товара без знака соответствия ст. 14.4 не предусмотрена.

Статья 14.5 КоАП РФ содержит два правонарушения:

– продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях соответствующего профиля при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце;

– продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Статья 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа за неприменение ККТ организациями и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Обязанность по применению ККТ, установленная Законом N 54-ФЗ, распространяется только на организации и ПБОЮЛ и не затрагивает физических лиц, которыми являются кассиры-операционисты (продавцы).

ФНС России в Письме от 13.06.2006 г. № ММ-6-06/597@ поясняет, что обязанность по применению ККТ кассирами возлагается на них владельцами ККТ на основании трудового договора на условиях, поименованных в статьях 15, 20 ТК РФ.

Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель).

Между тем чиновники отмечают, что возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрены административные правонарушения в области ценообразования.

Объективную сторону правонарушения образует завышение или занижение цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок) на продукцию, товары, услуги, если указанные виды цен или иные формы ценообразования регулируются или устанавливаются государством в лице уполномоченных органов.

По смыслу статьи она может применяться к любым видам купли-продажи и оказания услуг (работ), независимо от юридического статуса сторон соответствующих правоотношений, назначения и вида продукции (услуг), цены на которую в той или иной форме регулируются государством.

Правонарушение может быть совершено только умышленно.

Статьей 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг).

Статья 14.7 подлежит применению независимо от наличия последствий в виде причиненного ущерба, т. е. является формальным правонарушением, которое считается оконченным в момент продажи товара (работ, услуг), с любой формой обмана потребителя, указанной или не указанной в этой статье.

Из текста статьи видно, что она применима только к отношениям, где сторонами являются предприниматель и гражданин-потребитель.

Статья 14.8 КоАП РФ содержит составы трех правонарушений, посягающих на некоторые права потребителя на стадии заключения соответствующего договора с продавцом (исполнителем).

Часть 1 статьи предусматривает нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Требования к указанной информации и гражданско-правовая ответственность за нарушение этого права потребителя предусмотрена ст. 8-13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Статья 14.5 предусматривает ответственность за отсутствие упомянутой информации в момент продажи, т. е. передачи товара (работы, услуги) потребителю, в то время как ч. 1 ст. 14.8 – за непредставление предусмотренной информации потребителю, имеющему намерение приобрести товар (заказать работу, услугу).

При этом ст. 14.5, в отличие от ст. 14.8, не включает информацию о товаре (работе, услуге).

Таким образом, получается, что при отсутствии информации о товаре в момент продажи ответственность по ст. 14.5 наступить не может. Данное правонарушение может быть квалифицировано по ст. 14.8.

Часть 2 ст. 14.8 предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Договоры с участием гражданина – потребителя являются, как правило, договорами присоединения, когда он не имеет возможности повлиять на содержание договора.

Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» такие условия, установленные не только Законом, но и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ), признаются недействительными, при этом также возмещаются причиненные убытки.

Поскольку большинство договоров розничной купли-продажи и оказания бытовых услуг заключается в устной форме, без составления письменного договора, указанные незаконные условия могут содержаться в различных технических документах продавца (изготовителя, исполнителя) – инструкциях по эксплуатации, паспортах гарантийных обязательств и т. п., а также в иных документах, выдаваемых с товаром и свидетельствующих о заключении договора.

Частью 3 ст. 14.8 предусмотрена ответственность за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

Статьей 14.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления за незаконное ограничение свободы торговли путем недопущения на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещения вывоза местных товаров в другие регионы РФ.

Появление данной статьи вызвано участившимися в последнее время случаями таких действий.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Объективная сторона правонарушения состоит в любых действиях указанных должностных лиц, направленных на ограничение свободы торговли. Такие действия могут выражаться в издании незаконных нормативных актов, распоряжений, в устных указаниях органам внутренних дел и т. п.

Правонарушение совершается только умышленно.

Статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Объективная сторона правонарушения включает использование без разрешения владельца как самих указанных изображений, так и сходных с ними изображений, если последние используются для товаров, однородных с теми, для которых предназначены изображения.

Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (ст. 4).

Использованием товарного знака считается его применение на товарах, их упаковке, а если это невозможно – в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках (ст. 22).

Незаконным использованием товарного знака следует считать любое из указанных действий, совершенных без согласия владельца товарного знака.

Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Правила продажи товаров в широком смысле регулируются законодательными актами РФ, детализируются и устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время указанные правила регулируются отдельным документом (Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55), где установлены правила продажи большинства групп товаров, а также специальными правилами продажи некоторых товаров (алкогольной продукции, огнестрельного оружия и боеприпасов, лекарств и др.).

В соответствии с этой схемой установлена и административная ответственность за нарушение правил продажи товаров: например, ст. 14.16 – за нарушение правил продажи спиртоалкогольной продукции; ст. 20.8 – оружия и патронов к нему; ст. 20.10 – пневматического оружия; ст. 20.23 – специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; ст. 14.15 – за нарушение правил продажи всей остальной продукции.

Следует обратить внимание, что КоАП РФ содержит немало статей, предусматривающих ответственность за некоторые правонарушения, связанные с продажей товаров (продажа товаров, не соответствующих государственным стандартам, санитарным и ветеринарным правилам, без установленной информации, с нарушением прав потребителей и т. д.).

По существу все эти действия являются нарушением правил продажи товаров, поскольку они запрещены законом. Из этого следует, что по ст. 14.15 может квалифицироваться продажа товаров с нарушением только тех правил, которые установлены Правилами продажи отдельных видов товаров и за нарушение которых не предусмотрена ответственность в соответствии с другими статьями КоАП РФ.

Поскольку в ст. 14.15 ни прямо, ни косвенно не оговорен вид договора купли-продажи (как, например, в ст. 14.5), ее действие в принципе может быть распространено и на такой ее вид, как поставка.

Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несколько различных правонарушений, связанных с продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 этой статьи установлена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе питьевого, поскольку законодательством запрещена его продажа в розницу на всей территории РФ, кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

По данной норме наказывается также розничная продажа спиртосодержащей продукции, включенной в фармакопейные статьи, кроме реализуемой через аптечную сеть, а также спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок и виноматериалов.

Объективную сторону правонарушения составляет сам факт розничной продажи указанных товаров. Их хранение в розничном торговом предприятии не образует состава рассматриваемого правонарушения.

Частью 2 ст. 14.16 предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным Законом требованиям.

Согласно части 2 ст. 15.12 КоАП РФ подлежат административному наказанию граждане, должностные лица, юридические лица за продажу немаркированных товаров и продукции, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта (часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за выпуск товаров и продукции без маркировки).

Главное отличие административной ответственности за операции с немаркированной продукцией от уголовной состоит в том, что для наступления последней необходим крупный размер стоимости немаркированных товаров и продукции. Для наступления административной ответственности стоимость немаркированной продукции значения не имеет.







4.2 Уголовная ответственность

Специальная уголовная ответственность за правонарушения непосредственно в области торговли характеризуется статьями УК РФ, затрагивающими различные стороны этой деятельности. Перечень данных статей сформулирован в следующей таблице.






Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Комментарий к статье 14.15 КоАП РФ:

1. Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующий Государственный стандарт в области торговли под товаром понимает любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи (принят и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. ст. 14.1 - 14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.)); за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 (с изм. и доп.).

3. Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

4. Субъект административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части нарушения правил продажи продукции отдельных видов, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.15 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере торговли.

Объективная сторона может в равной мере выражаться как в форме действия, так и посредством бездействия, например необеспечения температурного режима хранения скоропортящихся товаров. В форме действия объективная сторона данного правонарушения нередко реализуется путем совмещения мест продажи различных видов товаров, для которых необходимы специальные условия, например мороженой рыбы и красной икры. Несмотря на родственный характер указанных товаров, их хранение в торговом зале осуществляется с разным температурным режимом, в связи с чем указанные товары не могут быть помещены в один холодильник или холодильную камеру. Также сложно представить мороженное на одной полке с крупами и т.п.

2. Субъектом рассматриваемого деяния может быть признан гражданин, достигший установленного КоАП РФ возраста административной ответственности, а также должностные и юридические лица. Как правило, применительно к субъекту рассматриваемого правонарушения речь идет о лице, осуществляющем торговлю отдельными видами товаров, и допустившем нарушение условий их продажи.

Правомерность привлечения лиц к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров) в настоящее время стала актуальной темой в связи с многочисленными жалобами граждан в судебные инстанции.

Санкция указанной статьи устанавливает, что совершение рассматриваемого правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. При этом каждое отдельное правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.15 КоАП РФ, а не в совокупности, даже при том условии, что правонарушение совершено одним и тем же лицом в один период времени.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области торговли. Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, являются правила продажи отдельных видов товаров и услуг.

Субъектом правонарушения могут быть физические лица - граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное, для ст. 14.15 КоАП РФ исключений не предусмотрено. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Субъективная сторона - правонарушение совершается с прямым умыслом.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила продажи отдельных видов товаров, а именно: Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612; Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55; Правила продажи товаров по образцам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В практике имеет место неправомерное привлечение к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой машины, зарегистрированной по другому адресу. Согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 января 2005 г. N А55-13574/04-29 данное деяние не входит в объективную сторону указанного правонарушения.

Важным аспектом законного привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является правомерность действий государственных органов. Исчерпывающий перечень органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен ст. 23.49 КоАП РФ. Указанная статья устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их в соответствующий орган для рассмотрения обладают органы прокуратуры.

В случае же привлечения к административной ответственности ненадлежащим должностным лицом данное решение подлежит отмене. Так, прокуратурой в арбитражный суд направлено заявление о признании незаконным и отмене постановления должностного лица Удачнинского отдела полиции межмуниципального отдела МВД "Мирнинский" о назначении индивидуальному предпринимателю Г. административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ. Основанием для обращения в суд с заявленным требованием послужило существенное нарушение должностным лицом органа внутренних дел требований ст. 23.49 КоАП РФ, связанное с незаконным рассмотрением дела и назначением административного наказания. В соответствии с требованиями данной нормы закона, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, полномочны рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, к которым органы полиции не относятся. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2012 заявление прокуратуры удовлетворено в полном объеме (ЯСИА Якутское-Саха Информационное Агентство, 25.05.2012).

Статья 14.15 КоАП РФ является общей нормой по отношению к другим статьям. Так, действия виновных лиц следует квалифицировать по ст. 14.15 КоАП РФ, если данное правонарушение не предусмотрено другими статьями КоАП РФ. Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N 2375/07 видно, что в суд поступило заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и Постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Так, в ходе проверки, проведенной инспекцией 08.08.2006 в торговой точке, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, установлен факт реализации спиртосодержащей парфюмерной продукции трех наименований без товарно-транспортных документов и сертификатов соответствия. По результатам рассмотрения судом сделан вывод, что решение суда кассационной инстанции о том, что действия предпринимателя следовало квалифицировать по статье 14.15 КоАП РФ, является неправомерным. Статья 14.15 КоАП РФ является общей нормой об административной ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, в то время как статья 14.16 Кодекса - специальная норма. В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом, в данном случае по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

При привлечении к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ необходимо, чтобы в протоколе об административном правонарушении и в материалах административного дела содержались сведения о том, при отсутствии какой конкретно установленной информации о продавце осуществлена продажа товара, в чем выразилось нарушение права покупателя на получение необходимой и достоверной информации о продавце, какие конкретно нарушены правила продажи отдельных видов товаров. В противном случае судом будет сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2007 г. N Ф08-5902/07-2428А).

Неотъемлемой частью правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является и то, что лицо, которое привлекается к административной ответственности, должно быть надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении. Так, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Составление протокола об административном правонарушении допускается лишь тем числом, о котором уведомлено надлежащим образом лицо, привлекаемое к административной ответственности. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2005 г. N Ф08-444/05-189А установлено, что в акте проверки от 10.06.2004, составленном при участии продавца Б.П.А., имеется отметка о необходимости явки 11.06.2004 предпринимателя Б.И.А. для составления протокола об административном правонарушении. Между тем протокол об административном правонарушении составлен более поздним числом, а именно 24.06.2004. Свое участие в составлении протокола предприниматель отрицает. Доказательства того, что предприниматель был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола 24.06.2004, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев. Однако из этого правила есть исключение. Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для анализа правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ необходимо установить следующее:

1) правомочно ли было должностное лицо составлять протокол об административном правонарушении по указанной статье;

2) имеются ли иные статьи КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за аналогичные деяния, то есть имеется ли специальная норма;

3) нашли ли свое отражение в протоколе об административном правонарушении сведения о том, какие конкретно нарушены правила продажи товаров, в чем это выразилось;

4) надлежащим ли образом извещено лицо, привлекаемое к административной ответственности;

5) не нарушен ли срок давности привлечения к административной ответственности.

Несоответствие какого-либо одного из названных пунктов нормам закона может привести к отмене решения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.



Просмотров