Противопожарные мероприятия при производстве огневых работ. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ

Себя не жалея, и жизнью рискуя,
Спасать людям жизни, жить ради людей,
Не каждый отважится, страх ведь сильнее,
А ты... Ты спасатель, всех в мире смелей!

Тебя в этот день поздравляем всем светом,
Желаем побольше спокойных ночей,
И дней трудовых, озаренных лишь светом,
Всегда быть счастливым и всех веселей!

Людей спасать - нелёгкая работа -
Всегда в ответе за кого-то,
Рискуете при этом вы собой,
Не зная, возвратитесь ли домой.

Но в честь такого праздника сегодня
С профессией вас поздравляем благородной.
И пожелаем: стерегут пусть бдительней
Всех вас, ребята, ангелы-хранители!

Поздравляю с профессиональным праздником - Днем спасателя в России! Желаю, чтобы хорошее настроение, безопасность и приверженность к любимому делу всегда вам сопутствовали! Пусть вас окружает благополучие, достаток и счастливые улыбки!

Поздравляю с Днём спасателя!
Жизнь пускай одарит радостью
И всё будет замечательно,
Прилетят мечты крылатые.

Всё исполнится, что хочется:
Все желания воплотятся пусть,
А судьба сосредоточится
И избавит от опасностей!

С Днем спасателя России поздравляю!
В безопасности, конечно, быть желаю.
Пусть вокруг царят любовь, добро,
Не тревожат бедствия и зло.

Пусть здоровье только лишь крепчает,
Пусть достаток возрастает.
Мир сияет в лучиках тепла,
И спокойна будет пусть душа.

С днем спасателей сердечно поздравляем!
Сил, здоровья, мотивации желаем.
Чтобы все заданья удавались
И всегда все живы оставались.

Пусть работа вам не будет в тягость,
Жизнь приносить счастье, доброту и радость.
Чтобы вас ценили, понимали
И в семье всегда с теплом, любовью ждали.

Дорогой спасатель, поздравляю!
Труд твой нам дороже всех.
Счастья светлого, огромного желаю,
Чтоб берег тебя всегда успех.

Пусть всё в жизни будет ясно,
Дома ждет любовь всегда.
И пусть всякое «опасно»
Навредить не сможет никогда.

Спасать людей - огромный труд!
Спасатель нужен: «там» и «тут»...
Его - с надеждой ждут всегда,
Спасатель, нужен, как вода!

За всё, спасибо говорим
И, Вас, поздравить мы спешим,
Хотим Вам счастья пожелать
И никогда не унывать!

Всегда ценить свою работу
И проявлять ко всем заботу,
Себя, конечно же, ценить
И очень долго-долго жить!

Нижайший поклон тем, кто жизни спасает,
Кто, словно свеча, на работе горит.
Спасателем быть дети в детстве мечтают,
Но избранным только спасателем быть!

Отваге и силе, и смелости вашей
Завидуют самые супер борцы.
Сопутствует в жизни пускай вам удача,
Безмерного счастья людского творцы!

Легко упасть, недолго заблудиться.
Исправить всё, найти - нелёгкий труд.
Спасатель - современный смелый рыцарь.
Спасатели на выручку придут.

Желаю положительных исходов,
Чтоб настроенье не терялось в пустоте.
Пусть радуют доходы и погода,
Здоровье будет пусть на высоте.

Ты собой рискуешь постоянно,
Честь тебе за это и хвала!
Ты отличный друг и парень славный -
Будь же счастлив в жизни ты всегда!

Пусть опасность не подстерегает,
Пусть счастливым будет жизни путь,
Пусть здоровье и удачу дарит,
И с пути старайся не свернуть!

«Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по г. Москве осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, а также баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах г. Москвы. В ГИМС ГУ МЧС России по г. Москве работает 67 человек, на вооружении находятся 17 плавсредств».

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются:

Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты);
- обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с поставленными задачами ГИМС ГУ МЧС России по г. Москве осуществляет ряд следующих функций - определяющих основные направления деятельности:
1. организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;
2. осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;
3. осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании;
4. устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и технические требования по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и т.д.
5. проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ;
6. осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде;
7. осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;
8. проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;
9.осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
10. участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;
11. участвует в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
12. участвует в формировании соответствующих технических регламентов и технических требований.

Основные задачи ГИМС ГУ МЧС России по г.Москве:

Реализация государственной политики в области обеспечении безопасности людей на водных объектах на тер-ритории г.Москвы;
- осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах города Москвы;
- обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей и осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций на водных объектах на территории города Москвы;
- оперативное руководство деятельностью подразделений ГИМС ГУ МЧС России по г.Москве, осуществляющих технический надзор, регистрацию и экзаменацион-ную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.

Уважаемые сотрудники ГИМС! Сердечно поздравляем вас с профессиональным праздником - с 32-ой годовщиной образования Государственной инспекции по маломерным судам России! Желаем здоровья, семейного благополучия, оптимизма, преданности делу и дальнейших профессиональных успехов!

11 июня 2014 года исполнилось 30 лет со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации

Торжественное мероприятие, посвященное юбилейной дате, прошло в здании Якутского речного училища, и это весьма символично, поскольку подавляющее большинство работников ГИМС Якутии получили профессиональное образование именно в этих стенах.

Самих юбиляров и гостей встречали музыка и яркие стенды, рассказывающие о трудовых буднях сотрудников ГИМС. В празднично украшенном зале звучали поздравления, пожелания и напутствия, были вручены награды, ценные подарки, благодарственные письма. В этот знаменательный день звучали пожелания здоровья, упорства в достижении целей, побед на всех уровнях, мира и добра, и непременно семи футов под килем!

Аурика Владимировна Смирнова, главный государственный инспектор по маломерным судам:

Уважаемые коллеги, 15 июня исполняется 30 лет со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.

Все эти годы инспекторы ГИМС осуществляют контроль безопасности людей на воде, занимаются надзором за маломерными судами, ледовыми переправами, наплывными мостами и местами массового отдыха людей.

Ежедневно государственные инспекторы по маломерным судам МЧС России по Республике Саха (Якутия) проводят рейды и патрулирования водных объектов во взаимодействии с представителями МВД, ФСБ, СМИ, спасателей, органами рыбоохраны, общественными объединениями и организациями.

Сотрудники ГИМС принимают участие в ликвидации последствий ЧС, обеспечивают безопасность людей на воде во время проведения праздников и иных мероприятий на акваториях водоемов в зимний и летний периоды. Их по праву можно назвать инспекторами водных дорог, главной задачей которых является снижение количества погибших и пострадавших людей на воде.

Обучение управлению маломерными судами, прием экзаменов и выдача документов на право рассекать водную гладь на собственном судне – все это также входит в задачи инспекторов ГИМС. Ведь обученный рулевой вряд ли потерпит крушение или спровоцирует водное «ДТП».

Небывалым ростом частного туристического флота были отмечены 60-70 гг. ХХ века в нашей стране. И как следствие этого вверх поползла кривая аварийности и несчастных случаев на воде. Для решения проблемы остро встал вопрос о создании соответствующей государственной структуры.

Сначала в ряде городов, областей, краев и автономных республик при органах исполнительной власти были созданы соответствующие комиссии, которые занимались регистрацией и техническим освидетельствованием катеров и моторных лодок. Однако отсутствие единого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности эксплуатации малых плавсредств, приводило к многочисленным жалобам судоводителей – любителей на разноречивые требования к этим судам, вводимые в каждой территории самостоятельно. Поэтому в 1972 году при Центральном Совете ОСВОДа РСФСР создается Главная навигационно-техническая инспекция по маломерному флоту (ГНТИ) со своими территориальными инспекциями. За несколько лет ГНТИ проделала большую работу по упорядочению контроля за плаванием судов маломерного флота, но ее принадлежность к общественной организации не позволяла получить соответствующие полномочия и права для наведения должного порядка на водоемах.

Аналогичная ситуация сложилась и в других союзных республиках СССР, для разрешения проблемы Совет Министров СССР в 1982 году принимает постановление «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами» и поручает Советам Министров союзных республик создать соответствующие государственные инспекции по маломерным судам (ГИМС) с подчинением их органам государственного управления. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР наделяет государственных инспекторов по маломерным судам правом рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, была заложена правовая основа создания ГИМС по аналогии с ГАИ МВД СССР.

В РСФСР 2 года ушло на то, чтобы решить вопрос ведомственной принадлежности ГИМС. Минречфлот РСФСР, Минрыбхоз РСФСР, МВД СССР, другие министерства и ведомства, которым предлагалось взять в подчинение создаваемую ГИМС, категорически отказывались от Инспекции, либо выставляли неприемлемые финансовые условия. Только в 1984 году, учитывая, что в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФСР более 20 лет находилась спасательная служба на водах, Председатель Совета Министров РСФСР В.И. Воротников принял волевое решение о подчиненности ГИМС РСФСР Минжилкомхозу РСФСР и включению в состав госинспекции спасательной службы на водах.

В итоге, Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 г. № 259 была образована Государственная инспекция по маломерным судам ГИМС РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.

Главное управление ГИМС России было образовано распоряжением Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1984 г. № 1826-р и осуществляло руководство всей деятельностью ГИМС России.

Большую роль в становлении ГИМС сыграл начальник Главного управления, бывший командир атомной подводной лодки, первым в нашей стране осуществивший поход подо льдами Арктики, Герой Советского Союза, капитан первого ранга в отставке Голубев Дмитрий Николаевич, который более восьми лет руководил деятельностью ГИМС - до июля 1993 г. Благодаря высоким организаторским способностям ему удалось сплотить вокруг себя группу энергичных специалистов-единомышленников: таких как В.В. Антонов, В.И. Пилюгин, В.В. Романов и др. Впоследствии Владимир Васильевич Антонов сменил на посту начальника ГУ ГИМС России, вышедшего на пенсию Дмитрия Николаевича.

В короткие сроки были проведены организационные мероприятия, разработаны методические документы, регламентирующие деятельность ГИМС России. Под руководством Д.Н. Голубева был разработан проект «Положения о ГИМС России», утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 13 февраля 1985 г. № 65. По его инициативе были внесены и приняты статьи в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностные лица ГИМС России наделены административными правами.

В то время ГИМС России состояла из Главного управления и 73 государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации и 1 бассейновой государственной инспекции по маломерным судам (Обь-Иртышского бассейна Тюменской области).

В состав бассейновой и территориальной ГИМС входили инспекторские отделения и участки, спасательные станции и посты, маневренные поисковые группы, группы технического надзора, группы регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, специальные пункты для проведения технических осмотров судов и другие подразделения, необходимые для осуществления задач, возложенных на Инспекцию.

До 1992 года ГИМС России осуществляла свою деятельность в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 324 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» Госинспекция была передана Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации, после реорганизации которого инспекция функционировала в ведении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а затем – Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

В связи с упразднением Госкомэкологии России Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» ГИМС России осуществляла свою деятельность в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации ГИМС России осуществляла свои полномочия в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам судов и других плавательных средств вместимостью 80 тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами независимо от мощности, а также морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости.

Основными задачами ГИМС России были: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, участие в мероприятиях по укреплению правопорядка, охрана жизни людей и окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.

Для выполнения возложенных на ГИМС России задач и функций бассейновая и территориальные ГИМС имели спасательные водолазные суда, спасательные и патрульные катера, моторные лодки, гребные лодки, дебаркадеры, автобусы, специальные и грузовые автомобили, мотоциклы, снегоходы, компрессоры высокого давления, водолазное и специальное оборудование, снаряжение и имущество, а также стационарные и мобильные радиостанции, компьютеры, видеокамеры и другую оргтехнику.

Развитие инфраструктуры ГИМС МЧС России

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» ГИМС России с численностью работников в количестве 8700 человек передана в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

После передачи ГИМС России в ведение МЧС России Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 декабря 2004 г. № 835 утвердило новое Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, которым изменены наименование, структура, состав, задачи и функции Государственной инспекции по маломерным судам, установлена другая поднадзорность судов, не предусмотрены Главное управление ГИМС, бассейновые ГИМС и спасательные подразделения (станции, посты, маневренные поисковые группы) в составе инспекции.

Теперь в систему ГИМС МЧС России входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.

С декабря 2006 года по настоящее время Управление ГИМС МЧС России (управление безопасности людей на водных объектах) возглавляет «Заслуженный спасатель Российской Федерации», награжденный орденом «Мужества», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - Вадим Вадимович Серёгин.

Основными задачами ГИМС МЧС России являются:

Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

Обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

В 2005 году созданы центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, приказами МЧС России утверждены положения об этих центрах.

Приказом МЧС России от 17.05.2005 № 398 Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации МЧС России реорганизовано путем преобразования его в государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ЦОД ГИМС МЧС России). Приказом МЧС России от 18.07.2005 № 545 утвержден Устав государственного учреждения «ЦОД ГИМС МЧС России».

В настоящее время в ГИМС России имеется необходимая нормативная база, позволяющая в рамках действующего законодательства решать возложенные на Инспекцию задачи и функции. Действует отлаженная система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров территориальных ГИМС и инспекторского состава. Организовано взаимодействие с надзорными органами Минтранса России и рыбоохраной. Создана курсовая сеть подготовки судоводителей маломерных судов.

Во всех субъектах Российской Федерации введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система ГИМС МЧС России (АИС ГИМС МЧС России) по регистрации и учету маломерных судов

Эффективность работы ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Республики Саха (Якутия) обеспечивается наличием сил и средств, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах. В 2013 году на вооружение поступило 14 единиц новой техники, среди которой и патрульные катера, предназначенные для проведения ежедневных рейдов и патрулирований, мобильные средства передвижения (ПВХ лодки) и такая уникальная техника как Аэробот «Тайфун 1000К», способный передвигаться в различных климатических условиях (лед, песок, мелководье, глубоководье, труднодоступные местности) – предназначенный для спасения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций).

Необходимо отметить, что работа государственных инспекторов по маломерным судам Республики не прекращается ни на минуту, так по состоянию на сегодняшний день на территории республики на учете состоит 37402 маломерных судна, 32669 судоводителей. За период с начала 2014 года проведено 1677 рейдов и патрулирований из них 1196 со спасателями, аттестовано 194 судоводителя, 148 удостоверений на право управления маломерным судном заменено, освидетельствовано 609 судов, 3 базы (стоянки) для маломерных судов и 3 наплавных моста.

К результатам работы относится и тот факт, что на сегодняшний день большинство судоводителей имеют удостоверение на право управления маломерным судном, неохваченными остаются, пожалуй, только труднодоступные районы республики, которые вашими усилиями в ближайшие годы также будут обеспечены судоводительскими удостоверениями. К положительным результатам работы относится и то, что в последние годы благодаря проведению активных пропагандистских работ по информированию населения о правилах поведения на воде, спасению утопающих и оказанию первой доврачебной помощи, правилам поведения на льду и административной ответственности за нарушения правил плавания на маломерных судах удалось снизить количество гибели на воде и происшествий с участием маломерного флота.

Отдельно хочу отметить государственных инспекторов участвовавших в ликвидации последствий паводка в Амурской области и Хабаровском крае получивших высокую оценку своих действий при ликвидации ЧС.

Работа государственного инспектора по маломерным судам – это истинно мужественная профессия, достойная уважения и почета населения страны, ведь только мужественный человек способен оказать помощь терпящим бедствие на воде, прийти на помощь в любое время дня и ночи, а где это необходимо и предотвратить происшествие.

Уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с 30-ой годовщиной со дня образования Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации!

Своевременное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на воде – вот на сегодняшний день гарант спокойствия и безопасности населения республики.

Ваш высокий профессионализм и работоспособность снискали уважение и авторитет у всех жителей Республики Саха (Якутия).

Приятно отметить, что личный состав Государственной инспекции по маломерным судам – это коллектив единомышленников, людей, беззаветно преданных профессии.

Также выражаю слова благодарности и признательности ветеранам, тем, кто оставил неизгладимый след в летописи государственной инспекции по маломерным судам.

Нынешнему поколению инспекторов ГИМС необходимо не только сохранить и сберечь, но и приумножить, обогатить традиции ГИМС.

В этот праздничный день желаю вам крепкого здоровья, счастья, успехов в профессиональной деятельности, неиссякаемой энергии, достижения намеченных целей, благополучия и жизненного оптимизма Вам и Вашим родным!

Пресс-служба ГУ МЧС России по РС (Я)

законодательно определяются (ППР-12) Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 17.02.2014) «О противопожарном режиме», а так же «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации».

К пожароопасным работам относятся: окрасочные работы; работы с клеями, мастиками, битумами, полимерными и другими горючими материалами; огневые работы; газосварочные работы; электросварочные работы; резка металла; паяльные работы.

Рабочие, выполняющие пожароопасные работы, связанные с особым риском возгорания (использующие в работе металлорежущий инструмент, выполняющие окрасочные работы, использующие в повседневной работе легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, битумные и клеевые составы) должны проходить обучение не реже одного раза в год после последнего обучения.

К пожароопасным работам относятся:

  • окрасочные работы;
  • работы с клеями, мастиками, битумами, полимерными и другими
    горючими материалами;
  • огневые работы;
  • газосварочные работы;
  • электросварочные работы;
  • резка металла;
  • паяльные работы.

На каждом объекте должна быть обеспечена пожарная безопасность людей, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.).

В инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть отражены ответы на следующие вопросы:

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:
    1. правила вызова пожарной охраны;
    2. порядок аварийной остановки технологического оборудования;
    3. порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
    4. правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
    5. порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
    6. порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

При проведении пожароопасных работ пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Технические средства и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности (например предотвращение образования пожаро- и взрывоопасной среды, исключение образования источников зажигания и инициирования взрыва, предупредительная сигнализация, система пожаротушения, аварийная вентиляция, герметические оболочки, аварийный слив горючих жидкостей и стравливание горючих газов, размещение производственного оборудования или его отдельных частей в специальных помещениях) должны устанавливаться в стандартах, технических условиях и эксплуатационных документах на производственное оборудование конкретных групп, .видов, моделей (марок). Конструкция производственного оборудования, приводимого в действие электрической энергией, должна включать устройства (средства) для обеспечения электробезопасности.

Технические средства и способы обеспечения электробезопасности (например, ограждение, заземление, зануление, изоляция токоведущих частей, защитное отключение и др.) должны устанавливаться в стандартах и технических условиях на производственное оборудование конкретных групп, видов, моделей (марок) с учетом условий эксплуатации характеристик источников электрической энергии. Производственное оборудование должно быть выполнено так, чтобы исключить накопление зарядов статистического электричества в количестве, представляющем опасность для работающего, и исключить возможность пожара и взрыва.

Пожарная безопасность при работе с лакокарсочными материалами

Составление и разбавление всех видов лаков и красок необходимо производить в изолированных помещениях у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках. Подача окрасочных материалов должна производиться в готовом виде централизованно. Лакокрасочные материалы допускается размещать в цеховой кладовой в количестве, не превышающем сменной потребности.

Тара из-под лакокрасочных материалов должна быть плотно закрыта и храниться на специально
отведенных площадках.

Помещения окрасочных и краскоприготовительных подразделений должны быть оборудованы самостоятельной механической приточно-вытяжной вентиляцией и системами местных отсосов от окрасочных камер, ванн окунания, установок облива, постов ручного окрашивания, сушильных камер и т. п.

Не разрешается производить окрасочные работы при отключенных системах вентиляции.

Пролитые на пол лакокрасочные материалы и растворители следует немедленно убирать при помощи опилок, воды и др. Мытье полов, стен и оборудования горючими растворителями не разрешается.

Пожарная безопасность при работе с клеями, мастиками, битумами, полимерными и другими горючими материалами

Помещения и рабочие зоны, в которых работают с горючими веществами (приготовление состава и нанесение его на изделия), выделяющими взрывопожароопасные пары, должны быть обеспечены естественной или принудительной приточно-вытяжной вентиляцией. При использовании горючих веществ их количество на рабочем месте не должно превышать сменной потребности. Емкости с горючими веществами нужно открывать только перед использованием, а по окончании работы закрывать и сдавать на склад. Тара из-под горючих веществ должна храниться в специально отведенном месте вне помещений. Наносить горючие покрытия на пол следует, как правило, при естественном освещении на площади не более 100 м 2 . Работы необходимо начинать с мест, наиболее удаленных от выходов из помещений, а в коридорах – после завершения работ в помещениях.

Наносить эпоксидные смолы, клеи, мастики, в том числе лакокрасочные на основе синтетических смол, и наклеивать плиточные и рулонные полимерные материалы следует после окончания всех строительно-монтажных и санитарно-технических работ перед окончательной окраской помещений.

При производстве работ с использованием горючих веществ должен применяться инструмент, изготовленный из материалов, не дающих искр (алюминий, медь, пластмасса, бронза и т. п.). Промывать инструмент и оборудование, применяемое при производстве работ с горючими веществами, необходимо на открытой площадке или в помещении, имеющем вентиляцию. Помещения, в которых работают с горючими веществами и материалами, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета два огнетушителя и кошма на 100 м 2 помещения. Для целей пожаротушения места варки битума необходимо обеспечить ящиками с сухим песком
емкостью 0,5 м 3 , лопатами и огнетушителями.

Пожарная безопоасность при проведении газосварочных работ

Переносные ацетиленовые генераторы следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях. Ацетиленовые генераторы необходимо ограждать и размещать не ближе 10 м от мест проведения огневых работ, а также от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами. В местах установки ацетиленового генератора должны быть вывешены аншлаги (плакаты) "Вход посторонним воспрещен – огнеопасно ", "Не курить ", "Не проходить с огнем "

Курение и применение открытого огня в радиусе менее 10 м от мест хранения ила не разрешается, о чем должны быть вывешены соответствующие запрещающие знаки по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Закрепление газоподводящих шлангов на присоединительных ниппелях аппаратуры, горелок, резаков и редукторов должно быть надежно и выполнено с помощью хомутов. На ниппели водяных затворов шланги должны плотно надеваться, но не закрепляться. Хранение и транспортирование баллонов с газами должно осуществляться только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками. При транспортировании баллонов нельзя допускать толчков и ударов. К месту сварочных работ баллоны должны доставляться на специальных тележках, носилках, санках. Переноска баллонов на плечах и руках не разрешается. Баллоны с газом при их хранении, транспортировании и эксплуатации должны быть защищены от действия солнечных лучей и других источников тепла.

Баллоны, устанавливаемые в помещениях, должны находиться от приборов отопления и печей на расстоянии не менее 1 м, а от источников тепла с открытым огнем – не менее 5 м. Расстояние от горелок (по горизонтали) до перепускных рамповых (групповых) установок должно быть не менее 10 м, а до отдельных баллонов с кислородом или ГГ – не менее 5 м. Хранение в одном помещении кислородных баллонов и баллонов с ГГ, а также карбида кальция, красок, масел и жиров не разрешается. При обращении с порожними баллонами из-под кислорода или ГГ должны соблюдаться такие же меры безопасности, как и с наполненными баллонами.

При проведении газосварочных или газорезательных работ запрещается:

  • отогревать замерзшие ацетиленовые генераторы, трубопроводы, вентили, редукторы и другие детали сварочных установок открытым огнем или раскаленными предметами;
  • допускать соприкосновение кислородных баллонов, редукторов и другого сварочного оборудования с различными маслами, а также промасленной одеждой и ветошью;
  • работать от одного водяного затвора двум сварщикам;
  • производить продувку шланга для ГГ кислородом и кислородного шланга ГГ, а также взаимозаменять шланги при работе;
  • пользоваться шлангами, длина которых превышает 30 м, а при производстве монтажных работ – 40 м;
  • перекручивать, заламывать или зажимать газоподводящие шланги;
  • переносить генератор при наличии в газосборнике ацетилена;
  • форсировать работу ацетиленовых генераторов путем преднамеренного увеличения давления газа в них или увеличения единовременной загрузки карбида кальция;
  • применять медный инструмент для вскрытия барабанов с карбидом кальция, а также медь в качестве припоя для пайки ацетиленовой аппаратуры и в других местах, где возможно соприкосновение с ацетиленом.

Пожарная безопасность при проведении электросварочных работ

Полы в помещениях, где организованы постоянные места проведения сварочных работ, должны быть выполнены из негорючих материалов. Допускается устройство деревянных торцевых полов на негорючем основании в помещениях, в которых производится сварка без предварительного нагрева деталей.

Не разрешается использовать без изоляции или с поврежденной изоляцией провода, а также применять нестандартные электропредохранители. Соединять сварочные провода следует при помощи опрессования, сварки, пайки или специальных зажимов. Подключение электропроводов к электрододержателю, свариваемому изделию и сварочному аппарату должно выполняться при помощи медных кабельных наконечников, скрепленных болтами с шайбами.

Провода, подключенные к сварочным аппаратам, распределительным щитам и другому оборудованию, а также к местам сварочных работ, должны быть надежно изолированы и в необходимых местах защищены от действия высокой температуры, механических повреждений или химических воздействий. Кабели (провода) электросварочных машин должны располагаться от трубопроводов кислорода на расстоянии не менее 0,5 м, а от трубопроводов ацетилена и других ГГ – не менее 1 м.

При проведении электросварочных работ во взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях и сооружениях обратный проводник от свариваемого изделия до источника тока выполняется только изолированным проводом, причем по качеству изоляции он не должен уступать прямому проводнику, присоединяемому к электрододержателю. Конструкция электрододержателя для ручной сварки должна обеспечивать надежное зажатие и быструю смену электродов, а также исключать возможность короткого замыкания его корпуса на свариваемую деталь при временных перерывах в работе или при случайном его падении на металлические предметы. Рукоятка электрододержателя должна быть сделана из негорючего диэлектрического и теплоизолирующего материала. Электроды, применяемые при сварке, должны быть заводского изготовления и соответствовать номинальной величине сварочного тока.

При смене электродов их остатки (огарки) следует помещать в специальный металлический ящик, устанавливаемый у места сварочных работ. Перед сваркой электроды должны быть просушены при температуре, указанной в паспортах на конкретный тип электродного покрытия. Покрытие электродов должно быть однородным, плотным, без вздутий, наплывов и трещин. Электросварочная установка на время работы должна быть заземлена. Помимо заземления основного электросварочного оборудования в сварочных установках следует непосредственно заземлять тот зажим вторичной обмотки сварочного трансформатора, к которому присоединяется проводник, идущий к изделию (обратный проводник). Над переносными и передвижными электросварочными установками, используемыми на открытом воздухе, должны быть сооружены навесы из негорючих материалов для защиты от атмосферных осадков.

Чистка агрегата и пусковой аппаратуры должна производиться ежедневно после окончания работы. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт сварочного оборудования должны производиться в соответствии с графиком. Оставлять включенные горелки без присмотра не разрешается.

При проведении электросварочных работ на местах во взрывопожароопасных зонах:

  • рекомендуется использовать источники питания постоянного тока или специальные источники переменного тока, имеющие в конструкции импульсные генераторы, повышающие напряжение между электродом и свариваемым изделием в момент повторного возбуждения дуги (источник питания типа "разряд");
  • в пожароопасных зонах класса П-II труднодоступные для очистки от пыли места рекомендуется обрабатывать двухпроцентным раствором пенообразователя из расчета 1 л на 1 м 2 ;
  • сварку в вертикальном и потолочном положении необходимо выполнять электродами диаметром не более 4 мм. При этом величина сварочного тока должна быть на 20% ниже, чем при сварке в нижнем горизонтальном положении;
  • перед включением электросварочной установки следует убедиться в отсутствии электрода в электрододержателе.

Пожарная безопасность при выполнении работ по резке металла

При бензо- и керосинорезательных работах рабочее место должно быть организовано так же, как при электросварочных работах. Особое внимание следует обращать на предотвращение разлива и правильное хранение ЛВЖ и ГЖ, соблюдение режима резки и ухода за бачком с горючим. Хранение запаса горючего на месте проведения бензо- и керосинорезательных работ допускается в количестве не более сменной потребности. Горючее следует хранить в исправной небьющейся плотно закрывающейся специальной таре на расстоянии не менее 10 м от места производства огневых работ.

Для бензо- и керосинорезательных работ следует применять горючее без посторонних примесей и
воды. Заполнять бачок горючим более 3/4 его объема не допускается. Перед началом работ необходимо проверить исправность арматуры бензо- и керосинореза, плотность соединений шлангов на ниппелях, исправность резьбы в накидных гайках и головках. Разогревать испаритель резака посредством зажигания налитой на рабочем месте ЛВЖ или ГЖ не разрешается. Бачок с горючим должен находиться не ближе 5 м от баллонов с кислородом и от источника открытого огня и не ближе 3 м от рабочего места. При этом бачок должен быть расположен так, чтобы на него не попадали пламя и искры при работе.

При проведении бензо- и керосинорезательных работ запрещается:

  • иметь давление воздуха в бачке с горючим, превышающее рабочее давление кислорода в резаке;
  • перегревать испаритель резака до вишневого цвета, а также подвешивать резак во время работы вертикально, головкой вверх;
  • зажимать, перекручивать или заламывать шланги, подающие кислород или горючее к резаку;
  • использовать кислородные шланги для подвода бензина или керосина к резаку.

Пожарная безопасность при проведени паяльных работ

Рабочее место при проведении паяльных работ должно быть очищено от горючих материалов, а находящиеся на расстоянии менее 5 м конструкции из горючих материалов должны быть защищены экранами из негорючих материалов или политы водой (водным раствором пенообразователя и т. п.). Паяльные лампы необходимо содержать в полной исправности и не реже одного раза в месяц проверять их на прочность и герметичность с занесением результатов и даты проверки в специальный журнал.

Кроме того, не реже одного раза в год должны проводиться их контрольные гидроиспытания. Каждая паяльная лампа должна иметь паспорт с указанием результатов заводских гидроиспытаний и допускаемого рабочего давления. Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на заданное давление, а манометры на лампах находиться в исправном состоянии. Заправлять паяльные лампы горючим и разжигать их следует в специально отведенных для этих целей местах. Для предотвращения выброса пламени из паяльной лампы заправляемое в лампу горючее должно быть очищено от посторонних примесей и воды.

Во избежание взрыва паяльной лампы запрещается:

  • применять в качестве горючего для ламп, работающих на керосине, бензин или смеси бензина с керосином;
  • повышать давление в резервуаре лампы при накачке воздуха более допустимого рабочего давления, указанного в паспорте;
  • заполнять лампу горючим более чем на 3/4 объема ее резервуара;
  • отвертывать воздушный винт и наливную пробку, когда лампа горит или еще не остыла;
  • ремонтировать лампу, а также выливать из нее или заправлять ее горючим вблизи открытого огня.

Проведение любых сварочных работ может быть опасным в связи с тем, что могут возникать внезапные возгорания и взрывы. Поэтому, прежде чем приступить к процессу сварки, необходимо обеспечить условия, при которых соблюдаются все правила пожарной безопасности.

Для проверки соблюдения правил пожарной безопасности назначается ответственное лицо. Этот человек должен проинструктировать сотрудников, занимающихся сварочными работами. А также убедиться в том, что рабочее место подготовлено в соответствии с правилами. Начальник или ответственное за пожарную безопасность строений и участков лицо — должен обеспечить проверку территории проведения работ на протяжении 3-4 часов после завершения работ и удостоверится, что отсутствуют условия для возникновения возгорания. Если предстоит сварка емкостей, в которых ранее находились жидкости или газы, которые легко воспламеняются, то необходимо удостоверится в том, что была произведена мойка и очистка данных емкостей. Дополнительно проводят лабораторный анализ рабочей среды.

Пожарная безопасность сварочных работ зависит от мест проведения процессов сваривания или газорезки. В закрытых или подвальных помещениях необходимо оставлять открытыми двери или люки и устанавливать переносную и находящуюся в рабочем состоянии вентиляцию. Также следуют очистить территорию радиусом как минимум в 5 метров для сварочной установки. Запрещается производить работы если:

  • используемая аппаратура неисправна;
  • изделия, над которыми будут проводиться процедуры, недавно окрашены;
  • работники, назначенные на проведение данной операции, не имеют определенной квалификации;
  • производится нагрев или резка открытым огнем.

Лицо, которое ответственно за пожарную безопасность, должно проверить наличие средств для тушения пожаров до начала работ, а после окончания — убедиться, что были приняты все меры для предотвращения возможного возникновения пожара.

Хранить и транспортировать баллоны с газами необходимо только с предохранительными колпачками, которые навинчиваются на горловины баллонов. При транспортировке следует обеспечить такие условия, при которых не будет ударов и толчков. Доставлять баллоны к месту проведения работ необходимо на специализированных тележках. Запрещается переносить баллоны в руках или на плечах. В помещениях емкости с газом необходимо хранить на расстоянии 1 метра от отопительных приборов, а если имеются открытые источники тепла, то на расстоянии 5 метров. Если же баллоны хранятся на улице, то им необходимо обеспечить защиту от прямых солнечных лучей.

Запрещается хранить кислородные баллоны и баллоны с газами совместно с красящими веществами и маслами. С пустыми баллонами следует обращаться также осторожно, как и с наполненными. В помещениях, где находятся емкости с газами, запрещается курить. На открытой местности разрешено курить на расстоянии не менее 10 метров.

Пожарная безопасность сварочных работ также зависит от того, какой длины шланги используются для работ. Обычно применяют шланги длиной до 30 метров, а если это монтажные работы, то до 40 метров.

При работе в сгораемых помещениях, необходимо отгородить место сварки сплошной огнеустойчивой перегородкой, высота которой должна составлять не менее 2,5 метров.

Работать со сварочными аппаратами в перчатках перепачканных маслом или мазутой запрещено, так как соприкосновение данных веществ с кислородом может вызвать взрыв.

Итак, мы рассмотрели некоторые меры безопасности при проведении сварочных работ. Однако если случилось возгорание, то работник должен вызвать пожарную службу и попытаться потушить или предотвратить распространение огня имеющимися средствами тушения.



Просмотров