Промышленные категории рисков на рабочем месте. Оценка рисков аварий, инцидентов и несчастных случаев

ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ?

Оценка профессиональных рисков - это выявление возникающих в процессе осуществления трудовой деятельности опасностей, определение их величины и тяжести потенциальных последствий

Управление рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков

ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

Процедура оценки и управления профессиональными рисками, в силу требований Приказа Минтруда России от 19.08.2016 г. №438н, обязательна для работодателя, являясь неотъемлемой частью Системы управления охраной труда (СУОТ). Соответствующие указания в течение 2018 г. будут внесены и в Х раздел Трудового кодекса РФ

При этом следует отметить, что данная процедура является не только обязательной для работодателя, что обусловлено действующим законодательством, но и представляет собой, при правильном применении, мощный инструмент в обеспечении безопасности труда работников организации

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

10 ЛЕТ
НА РЫНКЕ
ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

13 филиалов по всей стране. Возможность выезда в любую точку РФ (включая Крым и г. Севастополь)

КОМПЛЕКСНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Наши специалисты могут параллельно оказывать несколько услуг. Заказ всего комплекса услуг в одной компании экономит время заказчиков, облегчает контроль подрядчика и повышает качество самих услуг

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА

Эксперты (включенные в реестр МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ), проводящие оценку риска, являются специалистами в сферах охраны труда, имеют большой опыт работы в специальной оценке условий труда (СОУТ) и производственном контроле состояния и условий труда

ГИБКОСТЬ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТУ

Клиентоориентированность - наша главная ценность!

ГАРАНТИЯ
КАЧЕСТВА И ЭКСПЕРТНАЯ ПОДДЕРЖКА

Возможность сопровождения результатов, в том числе и при взаимодействии заказчика с государственными органами надзора и контроля (ГИТ и т.п.)

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ОЦЕНКУ РИСКОВ

Заполните онлайн-форму и наши специалисты свяжутся с вами

Подробную информацию об услуге Вы можете узнать по тел.: +7 499 322 44 11

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ

В мире разработаны и широко применяются более 70 методов анализа и оценки рисков. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 описывает 31 метод оценки

Всё многообразие методов анализа и оценки рисков можно разделить на прямые и косвенные

Прямые методы основываются на данных статистики. Они применяются, как правило, к какой-либо отрасли в целом и используются страховыми компаниями (для расчёта базовых тарифов, коэффициентов «бонус-малус») и службами статистики

Косвенные методы подразумевают аудит рабочих мест, аудит организации производства работ, интервьирование, опрос сотрудников etc

В практике работы в организациях используются, как правило, именно косвенные методы, наибольшее распространение из которых получил метод «контрольных листов» («check-list») в сочетании с методом «матрицы последствий и вероятностей» (также - «матрицы риска»), возможно, с некоторыми модификациями (метод Файна-Кинни)

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

1

Позвоните нам по номеру
+7 499 322 44 11 или заполните онлайн-заявку и наши специалисты свяжутся с Вами

2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

После уточнения деталей, мы рассчитаем стоимость и сроки проведения оценки рисков

3

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Мы проводим аудит состояния и условий труда на рабочих местах и в подразделениях организации, а также идентификацию опасностей. Далее после реализации необходимых мероприятий делаем расчёт скорректированных (ожидаемых) уровней риска

4

СОГЛАСОВАНИЕ РАБОТ

Результаты мы обязательно согласовываем с Вами в электронном виде

5

СДАЧА РАБОТ

Вы получаете все необходимые документы

6

ВЫ В БЕЗОПАСНОСТИ!

Бесплатная консультационная поддержка

Следует отметить, что, во избежание формализма при проведении процедуры оценки профессиональных рисков и получения заведомо заниженных значений уровней риска крайне рекомендуется проводить указанные мероприятия силами сторонних экспертов, не являющихся сотрудниками организации, возможно, параллельно с процедурами аудита охраны труда, специальной оценки условий труда и производственного контроля состояния и условий труда

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ТОО «Kazakhmys Smelting

(Казахмыс Смэлттинг)»

_________________М.И.Аубакиров

«____»_________________2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об идентификации опасностей и оценке рисков

По безопасности и охране труда

На предприятиях структурных подразделений

ТОО «Kazakhmуs Smelting (Казахмыс Смэлтинг)»

Пол-ТОО-КС-59-2015

(Редакция 1)

Г. Балхаш

1 Область применения

Настоящее Положение устанавливает общие требования к проведению процедуры идентификации опасностей, оценке и управлению рисками в области безопасности и охраны труда непосредственно на участках (цехах) предприятий структурных подразделений ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)»

Требования настоящего Положения распространяются на работников структурных подразделений ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)», расположенных на территории Республики Казахстан, а также расположенных за пределами Республики Казахстан, в части, не противоречащей национальному законодательству страны, в которой осуществляется деятельность.

При необходимости структурное подразделение ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» вправе разработать и утвердить внутренний регламентирующий документ (инструкцию, положение, регламент, памятку и т.д.) на основе данного Положения с учетом местных условий и специфики работ.

Для применения настоящего Положения необходимы следующие ссылочные нормативные документы:

СТ-СУР-01-2013 Единые правила идентификации, оценки и управления рисками группы «Казахмыс», утвержден решением Генерального управляющего директора «Kazakhmys PLC» 4 февраля 2014 года № 5.

Термины и определения

В настоящем Положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Риск – мера опасности, характеризирующая возможность возникновения непредвиденной ситуации и тяжесть ее последствий, или сочетание вероятности опасности события и его последствий жизни или здоровью человека, окружающей среде.

Допустимый риск - риск, сниженный до уровня, который можно считать приемлемым, с учетом законодательных и иных обязательных требований, собственной политики компании в области безопасности и охраны труда.

Идентификация опасностей - процесс выяснения факта существования опасности и определения характеристик этой опасности.

Опасность - источник, ситуация, действие или условия негативно влияющие на здоровье или жизнь работника(ов), способствующие причинению ущерба природной среде и материальным ресурсам компании.

Оценка рисков по безопасности и охране труда - выявление опасностей, существующих на производстве и связанных с выполняемой работой или рабочим местом, определение масштабов этих опасностей и их возможных последствий, а также вероятности их наступления, с целью предупреждения несчастных случаев на производстве и повышения безопасности труда.

Анализа опасностей и рисков - обнаружение работником технических и прочих дефектов либо опасностей, в процессе выполнения работ по наряд-заданию.

Лист отказа - документ для останова работ, в процессе выполнения работ по наряд-заданию, создающих угрозу здоровью или жизни работника.

Сигнальный лист - предназначен для информирования руководителя предприятия о выявленных нарушениях требований промышленной безопасности и охраны труда и принятия мер по предотвращению несчастных случаев, аварий, инцидентов и микротравм на предприятиях

Основные положения

4.1 Планирование, проведение, периодичность и отчетность при выполнении работ по идентификации и оценке рисков в области безопасности и охраны труда на предприятиях структурных подразделенийТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)» и в ее подрядных организациях должно проводиться в соответствии с требованиями СТ-СУР-01.

4.2 Идентификация опасностей и оценка рисков в области безопасности и охраны труда (далее - идентификация опасностей и оценка рисков) должны производиться при выполнении любых видов работ, включая периодические, разовые работы, а также отдельные операции или процессы.

4.3 В процессе идентификации необходимо учитывать все опасности, в том числе возникающие от деятельности персонала, подрядчиков (субподрядчиков) и посетителей предприятия.

4.4 Работы по идентификации опасностей и оценке рисков на предприятии должны проводиться под общим руководством технического руководителя предприятия.

4.5 Контроль за внедрением, организацией, обеспечением функционирования системы управления рисками и проведением работ по идентификации опасностей и оценке рисков на предприятии должен осуществляться первым руководителем предприятия.

4.6 Методическое обеспечение и координация работы по идентификации опасностей и оценке рисков в области промышленной безопасности и охраны труда возлагаются на отдел промышленной безопасности и охраны труда предприятия.

5 Проведение работ по идентификации и оценке рисков на предприятиях структурных подразделений ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)»

5.1 Опасности и риски, относящиеся к конкретному заданию, должны быть идентифицированы при выдаче ежесменного наряда лицом, выдающим наряд-задание, с разработкой мер по снижению рисков для безопасного производства работ и включают следующее:

а) проведение анализа потенциальных опасностей и рисков при выполнении работ на основе сведений бланков «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте» предыдущей смены и оперативной информации от сменного персонала;

б) определение необходимых мероприятий, обеспечивающих снижение рисков для безопасного производства работ;

в) составление наряд-задания на основании фактического состояния рабочих мест и информирование работников о возможных опасностях и рисках при выполнении работ по наряд-заданию.

5.2 Работник перед выполнением работ по наряд-заданию на рабочем месте проводит анализ опасностей и оценку рисков с заполнением бланка «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте».

5.3 В Приложении А приведена форма бланка «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте», в котором работником должны быть определены опасности и риски с мероприятиями по их устранению.

5.4 Наиболее вероятные риски при выполнении работ и мероприятия по их устранению - в медеплавильном производстве, энергетике, строительстве и других производствах - должны определяться руководителями участков (цехов) соответствующих предприятий структурных подразделений ТОО «Kazakhmys Smelting (Казахмыс Смэлтинг)». В Приложении А ТаблицаА.1 и Таблица А.2 приведены примеры заполнения бланков «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте» и мероприятия к ним для работников.

5.5 Руководитель работ в смене обеспечивает заполнение бланков «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте» работниками, принимающими участие в процессе выполнения работ.

П ТБ-050140000656-01-3.3.1-03-2014

5.6 При направлении на рабочее место двух и более работников, бланк «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте» заполняется одним работником, который, при выдаче наряд-задания, назначается старшим.

5.7 В случае обнаружения работником технических и прочих дефектов либо опасностей, в процессе выполнения работ по наряд-заданию, создающих угрозу его здоровью или жизни, работник обязан остановить работы и незамедлительно сообщить об этом руководителю работ в смене, который определяет необходимые мероприятия, обеспечивающие снижение рисков для безопасного производства работ по данному наряд-заданию с указанием:

а) ответственного исполнителя;

б) срока (времени) устранения данного нарушения;

в) отметки о выполнении.

5.8 После выполнения мероприятий, обеспечивающих снижение рисков для безопасного производства работ на данном рабочем месте, руководитель работ в смене допускает работников к выполнению работ по наряд-заданию.

5.9 При отсутствии возможности выполнить необходимые мероприятия, указанные в бланке «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте», работник должен в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан (Пункт 5, Статья 314) отказаться от выполнения работы при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни, с письменным извещением об этом непосредственного руководителя или представителя работодателя «Лист отказа от выполнения работы при возникновении угрозы его здоровью или жизни» (Приложение Г) и «Сигнальный лист по безопасности и охране труда»(Приложение Д).

5.10 Заполненные бланки «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте» должны находиться у руководителя работ в смене, который по окончании смены должен сдать их начальнику участка (цеха), для:

а) хранения и дальнейшего учета рисков участка (цеха) при составлении реестров рисков предприятия в сфере ОТ и ТБ;

б) проведения совместно с инженерно-техническими работниками участка детального анализа, по выявленным опасностям и рискам на рабочих местах с разработкой системных мероприятий по их устранению;

в) составления наряд-задания для следующей смены с учетом выявленных опасностей и рисков и мероприятиями по их устранению на рабочих местах;

г) ознакомления работников последующих смен с выявленными опасностями и рисками на рабочих местах.

5.11 Данные заполненных бланков «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте» и Листов отказа должны учитываться при составлении реестра рисков предприятия в сфере ОТ и ТБ в соответствии с требованиями СТ-СУР-01.

5.12 В процессе определения опасностей необходимо учитывать не только опасности, которые могут возникнуть от деятельности персонала предприятия, но и от деятельности подрядчиков, субподрядчиков и посетителей. Риски на участках разрабатывает рабочая группа участков совместно с инженером ТБ и специалистами участков (цехов).

Для подрядчиков риски определяют сами подрядчики на основании рисков участка (Приложение Б, В) и указывают в своих ПОР, согласовывают со специалистами участков(цехов) и инженером ОТ и ТБ Согласно СТТОО050140000656-01-20.1-03-2014 от 23.05.2014г.

5.13 Ежесменно при выдаче нарядов на производство работ, руководитель работ информирует работников о рисках по каждому виду выполняемых работ, используя реестр рисков по профессиям участка (Приложение Б).

5.14 Реестры рисков дивизиона и предприятия пересматриваются как минимум один раз в шесть месяцев, при изменении статуса включенных рисков, идентификации новых рисков, изменении законодательных и других требований, при разработке стратегической программы, годовой программы производства, нового проекта, новых программ и планов или при коренном изменении внешних или внутренних факторов.

5.15. Отслеживание выполнения мероприятий по устранению и снижению рисков должно проводиться ежемесячно лицами, ответственными за проведение идентификации опасностей и оценки рисков.

5.16. Реестры рисков участка (утверждаются начальником участка), цеха (начальником цеха) пересматриваются, постоянно отслеживаются. Мониторинг рисков как минимум ежемесячно. Реестры рисков участка, цеха пере утверждаются раз в шесть месяцев за исключением следующих случаев:

При возникновении несчастного случая, инцидента;

При возникновении аварийных ситуаций или аварии;

При изменениях условий труда на рабочем месте;

При внедрении новых систем наблюдения, оповещения, связи и действий в случае аварий на опасных производственных объектах;

При вводе в эксплуатацию новых рабочих мест, новых механизмов и оборудования.

Рабочая группа может состоять из главных специалистов дивизиона, предприятия, а также из специалистов цехов и участков, общественных инспекторов. В обязательном порядке необходимо включать в состав группы опытных рабочих.

5.17. Члены рабочей группы должны знать законодательную базу Республики Казахстан в области промышленной безопасности и охраны труда, процедуру выявления опасностей и оценке рисков на рабочих местах, организацию и специфику проведения оцениваемых работ.

5.18. Линейный персонал подразделений выявляют опасности и оценивают риски при выполнении работ на конкретных рабочих местах участка, а также в целом по предприятию или дивизиону по форме согласно Приложению А.

5.19. Рабочие группы составляют реестры рисков (приложение Б) участка, цеха, предприятия или дивизиона, которые должны содержать мероприятия по устранению или снижению риска до допустимого уровня, с конкретным указанием сроков и ответственных лиц по их выполнению (приложение В). Реестры и мероприятия утверждаются руководителем соответствующего подразделения согласовываются техническим директором предприятия, начальником ООТиТБ и специалистом (по рискам).

5.20 Работник перед выполнением работ по наряд заданию на рабочем месте производит анализ опасностей и оценку рисков с заполнением бланка «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте», если при выполнении данного ему задания имеет место быть опасностям, то работник заполняет «Сигнальный лист», тем самым предотвращает возможные риски и несчастные случаи (Приложение Д).

5.21 Работник перед выполнением работ по наряд заданию на рабочем месте производит анализ опасностей и оценку рисков с заполнением бланка «Анализа опасностей и рисков на рабочем месте». Руководитель работ не имеет возможности для устранения мероприятии по минимизации опасностей и устранение рисков, то работник заполняет «Лист отказа» и отказывается выполнять данные ему наряд – задание, т.к. это угрожает его здоровью (Приложение Г).

Приложение А

(обязательное)

Анализ опасностей и рисков на рабочем месте.

Участок (цех, служба) ____________________________________________________________

Рабочее место(участок) ___________________________________________________________

Дата __________ Смена _______________________________

Ф.И.О.1. _______________________________________ 2. ___________________________

Профессия ______________________________________________________________________

Определить опасности и оцените риски (поставьте галочку, если есть какой-либо из указанных рисков) Риски
Есть Нет

Подпись работника________________________________Дата___________________________

Приложение А

(продолжение)

№ риска Мероприятия Ответственный исполнитель Срок/ время исполнения Отметка о выполнении

Существующие риски за номерами ________________________________________устранены

К работе допускаю ______________________________________________________________

(ФИО, подпись ответственного лица)

Рабочее место, приведено в безопасное состояние принял _________________________________

(ФИО работника)

Подпись работника____________________________________Дата____________________________

ПРИМЕЧАНИЕ 1. При отсутствии возможности выполнить мероприятия, работы остановить, заполнить «Лист отказа» работника от выполнения работ при возникновении угрозы его здоровью или жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ 2.Форму «Анализ опасностей и рисков на рабочем месте» следует для заполнения распечатывать на одном листе с двух сторон.

Приложение А

Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Целью управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Элементы системы управления профессиональными рисками:

I. Политика управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению

II. Планирование работ по управлению профессиональными рисками

III. Процедуры системы управления профессиональными рисками

IV. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

V. Анализ функционирования системы управления профессиональными рисками

Требования к элементам системы управления профессиональными рисками:

1. Требования к политике управления профессиональными рисками, целям и программам

Политика в области управления профессиональными рисками должна:

  • Соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками (СУПР).
  • Включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.
  • Регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии.
  • Быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики в области охраны труда.

Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. Устанавливая цели, работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками. им на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.

Программы в области управления профессиональными рисками должны включать:

  • Установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями.
  • Технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

2. Требования к планированию внедрения системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений.


Планирование должно включать анализ следующей основной исходной информации:

  • Данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании.
  • Результаты анализа производственного травматизма.
  • Результаты анализа профессиональных заболеваний.
  • Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • Результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.

Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя.


Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.


Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.


Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

3. Требования к организации и внедрению системы управления профессиональными рисками

В рамках организации и внедрения системы управления профессиональными рисками на работодателе лежит обязанность по обеспечению функционирования всех необходимых процедур.


Работодатель должен обеспечить функционирование следующих процедур:

  • Обучения и подготовки персонала.
  • Идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков.
  • Управления профессиональными рисками.
  • Документирования системы управления профессиональными рисками.
  • Информирования работников и их участия.
  • Подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

4. Требования к контролю функционирования системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.


Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

  • Мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков.
  • Мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний.
  • Мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на оценку результативности системы управления профессиональными рисками в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Оценка рисков на рабочем месте. Предпосылки

Что такое оценка рисков?

Под оценкой рисков подразумевается выявление возникающих в процессе труда опасностей , определение их величины и значимости возникающих рисков. Оценка рисков является наиболее эффективным превентивным мероприятием. При оценке рисков учитываются не только неблагоприятные события и несчастные случаи, происшедшие ранее, но и опасности, пока не вызвавшие неблагоприятных последствий.


Рис. 1. Этапы оценки и управления рисками


Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику.


Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом. Она проводится поэтапно, с учетом ранее выявленных опасностей (рис. 1). Основой для оценки рисков служит выявление опасностей, возникших во время работы. Если эти опасности нельзя полностью устранить, следует оценить их риск для здоровья и безопасности работников. На основе оценки можно принять обоснованные решения по повышению безопасности.


Чтобы оценка рисков действительно приводила к повышению безопасности труда на практике, необходимо на основе полученных данных определить приоритеты повышения безопасности труда. Самыми эффективными мерами являются меры по полной ликвидации наиболее выраженных опасностей. Предполагаемые меры должны быть конкретными и выполнимыми. Постоянство оценки рисков предполагает также оценку эффективности внедренных мероприятий, постоянное наблюдение за рисками и взаимодействие с работниками, подверженными рискам.

Признаки хорошо проведенной оценки рисков

Хорошая оценка рисков организуется работодателем. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Оценка, производимая сторонними специалистами, должна осуществляться совместно с работниками работодателя. Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения и результатах оценки рисков.


Хорошо выполненная оценка рисков отражает действительное положение, а ее результаты отражают реальные условия труда и трудового процесса. Во время оценки рисков необходимо выполнять все ее мероприятия объективно и адекватно. Ранее внедренные мероприятия по управлению рисками учитываются в той части, в какой они соответствуют действительности. Например, оценка величины риска, причиняемого шумом, должна учитывать эффективность мероприятий по предотвращению шума лишь в той части, в какой мероприятия на самом деле выполнены.


систематической . Оценка рисков сделана хорошо, если в ней систематически распознавались опасности и оценивались риски для самых главных производственных процессов (рабочих операциях). Оценка рисков должна охватывать все значительные зоны рисков. Оценку нужно делать так, чтобы наиболее выраженные и обширные зоны рисков контролировались бы наиболее тщательно. Оценка общего характера должна дополняться возможно более подробными уточнениями и разъяснениями.


Хорошая оценка рисков отражает наиболее острые проблемы (нужды) обеспечения безопасности труда. Определение величины риска нужно выполнять так, чтобы были выделены наиболее выраженные и значимые с точки зрения обеспечения безопасности риски. С другой стороны, при оценке рисков надо выделять и те риски, по отношению к которым не требуются специальные мероприятия или дополнительные разъяснения. Результаты оценки должны быть использованы при разработке конкретных мероприятий по управлению рисками.


Хорошая оценка рисков должна носить профилактический характер. Она основывается на имеющихся данных организации о рисках и ранее происшедших опасных ситуациях, несчастных случаях, а также недавних инцидентах. Помимо архивных данных учитываются потенциальные опасности, которые пока не проявились, но возникновение которых в процессе работы вероятно. Также оценивается достаточность внедренных ранее мероприятий по безопасности труда.


Хорошая оценка рисков является практичной. Главная ее задача осуществить ясные и выполнимые мероприятия для повышения безопасности труда. К хорошему использованию результатов оценки рисков относится и то, что они внедряются в соответствии с установленными законодательством методами в виде множества форм реализации, в том числе, например, включаются в инструктажи по охране труда.


Хорошая оценка рисков должна быть документированной . Результаты оценки рисков и решения по ним представляются в письменном виде. Документы следует сопровождать информацией о выполнении мероприятий. Выполненные мероприятия свидетельствуют о результативной оценке рисков.


Хорошая оценка рисков является развивающейся и постоянно действующей функцией предприятия. К хорошей оценке рисков относится отслеживание выполнения мероприятий, повторная оценка рисков для оценки их воздействий и непрерывный контроль производственной среды для профилактики рисков. Информации, содержащейся в документах по оценке рисков, следует придерживаться при повторной оценке.

Законодательство

Обязанности работодателя


Работодатель, согласно Закону об охране труда (TTL 738/2002), обязан заботиться о здоровье своих работников и безопасности на рабочих местах. В §10 закона об охране труда оценка рисков регулируется следующим образом:


Работодатель при учете характера трудовой деятельности должен в достаточной мере систематически выявлять и идентифицировать опасности в труде, рабочем помещении, иных рабочих зонах и условиях труда. Если их нельзя устранить, необходимо оценивать их значения с точки зрения безопасности работников и их здоровья. При этом нужно учитывать следующее:


1. Опасность несчастного случая и иной потери здоровья;
2. Выявленные несчастные случаи, профессиональные заболевания и болезни, вызванные условиями труда, а также опасные ситуации;
3. Возраст, пол, профессиональный уровень и другие личные характеристики работника;
4. Уровни трудовой нагрузки;
5. Возможная опасность для репродуктивного здоровья.


Факторы опасности, возникающие на работе, необходимо выявлять и оценивать на всех рабочих местах, в том числе, в общественном и частном секторах, независимо от размера рабочего места и сферы деятельности. Способы и методы выявления и оценки можно выбирать применительно к особенностям рабочего места, при этом должны учитываться все виды работ и все факторы опасности. Если, единовременного выяснения недостаточно, выявление опасностей должно быть систематичным и непрерывным. Если у специалистов предприятия недостаточно квалификации для выявления факторов опасности и выполнения оценки рисков, необходимо привлекать сторонних специалистов.


Выявленные факторы опасности, по возможности, следует полностью устранить. Значения оставшихся опасностей необходимо определить в рамках оценки рисков. Из результатов оценки должны следовать мероприятия по приведению значений оставшихся факторов опасности до таких уровней, которые удовлетворяли бы минимальным требованиям, установленным законодательством, с тем, чтобы здоровье работников подвергалось минимальной опасности.


Согласно закону об охране труда, в распоряжении работодателя должен быть отчет с оценкой факторов опасности, имеющихся на рабочих местах. Работодатель должен быть способен показать, что оценка рисков действительно проведена. При этом требований к какой-то определенной форме отчета не существует. Из практических соображений оценка рисков должна быть оформлена письменно или в электронном виде так, чтобы можно было ее легко представить работникам. Если оценку риска проводят с помощью данного пособия, то документация оценки риска будет состоять из заполненных анкет. Отчет сотрудника службы медицины и гигиены труда по рабочему месту, результатам инструментальных замеров, произведенных на рабочих местах, и иные отчеты дополнят документацию оценки рисков.


Многие решения Государственного совета содержат конкретные требования по выявлению опасностей и оценки их значений. Они являются элементом процедуры оценки рисков рабочих мест, а их результаты следует повсеместно учитывать. Отчет о факторах опасности должен обновляться и корректироваться при изменении условий труда и должен отражать действительное их состояние.


Выявление факторов опасности не ограничивается лишь простой работой по их оценке. Работодатель обязан постоянно контролировать состояние производственной среды, состояние здоровья работников, безопасность трудового процесса и прибегать к надлежащим мерам для выявления и предотвращения несчастных случаев, неблагоприятных воздействий на здоровье и опасных ситуаций. С помощью непрерывного и систематического контроля можно обеспечить безопасность труда и выявить ранее скрытые опасности и недостатки в ее организации.


Более подробные определения и обязательства, касающиеся оценки рисков, есть , кроме Закона об охране труда, в нескольких предписаниях (VNp) и постановлениях (VNa) Государственного совета, например, по следующим вопросам:

  1. Работы с асбестом (VNp 1380/1994)
  2. О выборе и применении средств индивидуальной защиты на работе (VNp 1407/1993)
  3. О принципах применения хорошего рабочего здравоохранения (VNa 1484/2001)
  4. О химических факторах в труде (VNa 715/2001)
  5. О безопасности машин (VNp 1314/1994)
  6. О ручном труде по подъему и перемещению грузов (VNp 1409/1993)
  7. О работе со свинцом (VNp 1154/1993)
  8. О работе за монитором (VNp 1405/1993)
  9. Об охране труда в строительстве (VNp 629/1994)
  10. Об инструкциях по организации взрывных и шахтных работ (VNp 410/1986)
  11. О защите труда при работе с едкими веществами (VNa 716/2000)
  12. О применении знаков безопасности на рабочих местах (VNp 976/1994)
  13. О защите работников от опасности, вызываемой биологическими факторами (VNp 1155/1993)
  14. О защите работников от опасности серьезных несчастных случаев (VNp 922/1999)
  15. О поставке, безопасной эксплуатации и контроле машин и другого оборудования, используемого в работе (VNp 856/1998)

За соблюдение Закона об охране труда, Закона о рабочем здравоохранении и решений Государственного совета, а затем о выполнении оценки рисков на предприятии следят государственные органы системы охраны труда. При необходимости делайте запрос в свою уполномоченную организацию!


Задачи служб медицины и гигиены труда на производстве.


Работодатель обязан организовывать соответствующую систему мероприятий по вопросам медицины и гигиены труда своим работникам. Целью служб медицины и гигиены труда на производстве является создание здоровой и безопасной производственной среды, эффективно работающего рабочего коллектива, предупреждение заболеваний и несчастных случаев, связанных с работой, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности работников. Одной из задач служб медицины и гигиены труда на производстве является выявление, оценка и контроль возникающих в труде опасностей с помощью систематических посещений рабочих мест, выяснения состояния условий труда и других мероприятий (Закон о рабочем здравоохранении 1383/2001).


Организация служб медицины и гигиены труда на производстве является частью деятельности предприятия по обеспечению охраны труда. При оценке рисков необходимо сотрудничество между ответственным за охрану труда и службой медицины и гигиены труда предприятия. Как правило, предприятие владеет информацией о возникающих рисках, однако для их более точного анализа зачастую требуется профессионализм представителей службы медицины и гигиены труда на производстве Служба медицины и гигиены труда на производстве является независимым и надежным профессиональным партнером, который способен поддержать предприятие, главным образом, при оценке влияния на здоровье опасных и вредных факторов в труде и в выборе и планировании мероприятий по его оздоровлению.


Отчеты служб медицины и гигиены труда о состоянии рабочих мест и собственные оценки рисков, выполненные предприятием, являются параллельными и дополняющими друг друга. Оценки рисков, произведенные на рабочем месте согласно закону об охране труда, выполняются под ответственность работодателя, отчеты о рабочих местах, согласно закону о гигиене труда делаются под ответственность служб медицины и гигиены труда. И у тех, и у других один объект и одна цель: поддержание и развитие безопасности труда.


Исходным пунктом в оценке рисков является ответственность работодателя в полном выявлении всех факторов опасности в труде. Служба медицины и гигиены труда на производстве поддерживает работодателя в выполнении этой задачи. Ее отчет о состоянии рабочих мест может быть более профессиональным и свободным по форме. Служба медицины и гигиены труда в состоянии более глубоко оценивать значения факторов опасности. Оценки рисков и отчеты по рабочим местам являются дополняющим друг друга материалом, который может использовать каждая из сторон, дополняя его своими данными и учитывая материал другой стороны.

Оценка рисков и план работы по охране труда

Работа по охране труда на предприятии должна основываться на выявлении имеющихся рисков и управлении ими. Оценка рисков является при этом краеугольным камнем планирования по охране труда. Эффективное управление охраной труда возможно лишь при том условии, что известно нынешнее состояние охраны труда и выявлены проблемные места.


Целью охраны труда является повышение безопасности труда и планомерное улучшение условий на рабочих местах. Работа по охране труда создает рамки, в которых можно построить всю эту деятельность (рис. 2).


Рис. 2. Результаты оценки рисков можно использовать как исходные данные при составлении плана работы по охране труда. В свою очередь,в плане по охране труда определяют общие направления оценки рисков


План работы по охране труда должен учитываться работодателем в своей деятельности. В этом плане работодатель отражает мероприятия по организации и совершенствованию. мероприятий охраны труда на рабочих местах. Подобный план может содержать лишь отражение общей политики в области охраны труда, но может быть детальным и конкретным планом работы.


С помощью оценки рисков определяются потребности развития охраны труда, включаемые в план. В план работы записывают мероприятия, уже оказавшиеся действенными на практике, включают вопросы устранения недостатков в способах работы, а также разрабатывают главные направления развития. Из плана работы по охране труда следуют конкретные цели и мероприятия для осуществления требований обеспечения безопасности и сохранения здоровья.

Трудовым кодексом Российской Федерации понятие "профессиональный риск " определено как вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Управление профессиональными рисками является неотъемлемой частью создание и функционирование которой является обязанностью каждого работодателя (статья 212 ТК РФ). Начальным этапом управления профессиональными рисками (ПР ) является проведение их оценки.

Также необходимость оценки профессионального риска может возникнуть при превышении допустимого уровня вредных или опасных факторов, например при превышении уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих (СанПиН 2.2.4.3359-16).

Также отметим, что работодатель обязан ознакомить работника со всеми опасностями на его рабочем месте и результатами оценки профессионального риска, равно как с результатами .

Закажите оценку профессиональных рисков прямо сейчас и
получите Положение о системе управления профессиональными рисками (СУПР)
бесплатно!

ЗВОНИТЕ: +7 812 456-70-17

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

В общем случае оценка (расчет) профессиональных рисков заключается в идентификации опасностей, оценке вероятности их возникновения и возможного ущерба. Полученный количественный показатель риска оценивается на приемлемость по матрице оценки рисков (МОР).

В зависимости от полученных результатов оценки профессиональных рисков работодатель определяет допустимость (приемлемость) существующего уровня риска, исходя из этого определяется необходимость проведения мероприятий по снижению уровня ПР, составляется перечень соответствующих организационно-технических мероприятий, направленных на контроль и снижение уровня риска до минимально возможного.

Результаты оценки профрисков являются основанием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.

Отметим, что по данной методике возможно провести оценку экологических рисков, имущественных, репутационных и прочих рисков, связанных с деятельностью организации.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

На сегодняшний день не существует единой методики оценки профессиональных рисков, обязательной для применения . Однако о тметим, что для отдельных категорий работников стандарты все-таки есть, так, например, для работников воздушного транспорта действует ГОСТ Р 57908-2017 "Авиационные риски по реализации системы оценки безопасности полетов при обеспечении воздушного движения", для работников ж/д транспорта утвержден ГОСТ Р 12.0.011-2017 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта.

Без наличия четкой методики, обязательной для применения в той или иной отрасли, метод оценки уровня профессиональных рисков определяется работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

НО! Безусловно, необходимо опираться на действующие в данной сфере нормативно-правовые акты, такие как:

ГОСТ Р 12.0.010-2009 - Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.;
Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Гигиена труда (Р 2.2.1766-03 );
- ГОСТ Р 54934-2012 / OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования",
- СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" и другие НПА РФ.

При расчете рисков рекомендуется учитывать класс условий труда на рабочем месте, полученный по результатам проведения

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Риск бывает групповой - для группы работников одного отдела, цеха и т.д., индивидуальный риск - для конкретного работника с учетом его возраста, стажа работы со вредными и (или) опасными условиями труда, показателей его здоровья и результатов специальной оценки условий труда. Также существует профессиональный риск работодателя (предприятия) , который определяется как среднее арифметическое значение индивидуальных рисков работников организации.

КАТЕГОРИЯ РИСКА РАБОТОДАТЕЛЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ГИТ

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Теперь государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода .

Риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.


6 КАТЕГОРИЙ (КЛАССОВ) РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

    Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от: потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда и масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников предприятия

    Добросовестности поведения работодателей:

Числа случаев травматизма;

- Задолженности по зарплате за предшествующий год;
-
Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности.

Периодичность плановых проверок в сфере труда

  • Категория высокого риска (2 класс опасности) - 1 раз в 2 года
  • Категория значительного риска (3 класс опасности) - 1 раз в 3 года
  • Категория среднего риска (4 класс опасности) - не более 1 раза в 5 лет
  • Категория умеренного риска (5 класс опасности) - не более 1 раза в 6 лет
  • Категория низкого риска (6 класс опасности) - плановые проверки не проводятся.

Следует учитывать, что в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Категорию риска присваивают государственные инспекторы труда (ГИТ). Работодатель вправе запросить сведения о присвоенной его деятельности категории риска (ответ получают в течение 15 рабочих дней), в случае несогласия с присвоенной категорией риска, работодатель вправе её оспорить, предоставив соответствующее заявление и собственные материалы, подтверждающие иной класс риска.



Просмотров