Происхождение и ранняя история Иранских народов. Иранские племена в Восточной Европе в эпоху бронзы



Историю подавляющего большинства иранских языков также невозможно проследить из-за отсутствия или недостаточности письменных памятников при том, что некоторые языки и до сих пор остаются бесписьменными или малописьменными. Уверенно можно говорить о развитии персидского языка, история которого может быть прослежена с VI ст. до Р.Х., о тесной связи с ним таджикского, а также о продолжении согдийского языка в современном ягнобском. Даже на вопрос о диалектологической принадлежности языка Авесты до сих пор нет однозначного ответа (Оранский И.М ., 1979, 33). С другой стороны, персидский язык на протяжении многих столетий оказал большое влияние на другие иранские языки и персидские заимствования нередко вытесняли из бесписьменных и малописьменных языков исконную лексику, которая теперь утрачена навсегда.

Следовательно, исследовать родственные отношения иранских языков чрезвычайно сложно. Отбор лексического материала начался еще до выхода в свет четырехтомного Этимологического словаря иранских языков (Расторгуева В.С., Эдельман Д.И . 2000-2004, Эдельман Д.И . 2011). В этой работе встретились те же трудности, с которыми столкнулись составители указанного словаря:


Приходится… мириться с неизбежными лакунами, которые объясняются либо недостаточностью известного материала того или иного языка (например, отсутствием фиксации слова в текстах вымерших языков, отсутствием словарей некоторых живых языков и диалектов), либо утратой слова в каком-либо языке при замене его инновационным собственным словом или заимствованием (Эдельман Д.И . 2005, 8).


Кроме Этимологического словаря иранских языков, для отбора лексического материала были использованы четыре тома Историко-этимологического словаря осетинского языка (А. Абаев В. И., 1958-1989), Этимологический словарь пушту (Morgenstierne Georg Valentin , 1927) и двуязычные словари таких языков: осетинский, курдский, талышский, гилянский, персидский, пушту, таджикский, дари, язгулямский, шугнанский, рушанский (с хуфским), бартангский, ягнобский, сарыкольский. Данные об основных закономерностях фонетических соответствий между иранскими языками были взяты из работ Соколова (Соколов С. Н ., 1979, 127-235), особенности талышской консонатизма учитывались по работе Миллера (Миллер В.В. , 1953, 53-57). В процессе анализа было выяснено, что искусственный язык дари, персидский и таджикский можно объединить в один язык, как имеющий общее происхождение. Общее происхождение имеют также шугнанский, рушанский и бартангский языки. Они тоже были объединенные в одну группу памирских языков. Очевидно вторую группу памирских языков составляют ваханский и ишкашимский, лексика которых не изучена из-за отсутствия словарей. Особенную трудность представляло исключение многочисленных арабских заимствований, искажающих исконные родственные связи иранских языков. Эта кропотливая работа еще не завершена, но, судя по всему, не выявленых арабизмов в разных языках не должно остаться много. Вся отобранная для исследования лексика была сведена в таблицу-словарь иранских языков, который можно найти среди других на странице Этимологические словари-таблицы , размещенной на моем сайте "Альтернативная историческая лингвистика ".

Всего для анализа в таблицу-словарь иранских языков было внесено 1776 изоглосс. 281 из них было признано общеиранскими и еще несколько – производными. Общими иранскими словами считались такие, которые встречались в большинстве иранских языков (большей частью в девяти из десяти), а также слова, общие для всех индоевропейских языков в предположении, что эти слова принадлежат общему иранскому лексическому фонду. После этого анализа было подсчитано количество общих слов в парах отдельных иранских языков. Результаты подсчетов приведены в таблице 8. Здесь по большой диагонали проставлено количество слов, взятых для анализа из каждого языка. На основании проведеных подсчетов была составная схема родственных отношений иранских языков, показанная на рисунке 36.


Таблица 8. Количество общих слов в парах иранских языков


Язык осет. ягноб курд. афг. тал. перс. памир гилян. язгул. сарык белуд
осетин. 463
ягноб. 245 596
курд. 225 273 678
афган. 206 301 366 709
талыш. 128 207 304 279 513
персид. 244 369 437 527 339 842
памир. 137 276 230 304 182 341 613
гилян. 97 184 258 266 262 363 197 464
язгулям. 115 208 178 227 128 244 327 128 457
сарыкол. 69 144 127 156 98 176 259 107 176 353
белудж 59 97 118 110 78 125 80 72 57 46 171

При построении схемы было отчетливо видно, что для некоторых языков явно недостает лексического материала. Действительно, использованные словари ягнобского, талышского, гилянского, язгулямского, сарыкольского языков были довольно малого объема. Кроме того, выяснилось, что некоторые данные о связях пары языков противоречат их связям с другими языками, потому что на древние родственные отношения наложились позднейшие взаимовлияния на новых территориях поселений в Средней Азии.


Слева: Схема родственных отношений иранских языков


Влияние персидского на другие иранские языки общеизвестно, но распространены также заимствования из таджикского и дари, а древний согдийский язык оказал определенное влияние на памирские языки, когда согдийцы продвинулись в долины Памира. Обусловленные этими влияниями заимствования почти невозможно обнаружить. Таким образом, структура древних взаимоотношений иранских языков в настоящем искажена и ее настоящий вид не может быть воспроизведен на основе современной лексики. Однако приближенная версия утраченной структуры составляется без особых усилий при некоторых условностях – там, где противоречат данные одних пар языков, на помощь приходят данные других пар. Это особенность графоаналитического метода.

То, что схема недостаточно хорошо отражает пространственное расположение некоторых иранских языков, стало очевидным при поиске соответствующих для них ареалов. При известном расположении прародины было ясно, что территория, на которой расселились иранцы в последующее время и на которой произошло членение ранее общего их языка, должна была бы находиться где-то на восток от верхнего и среднего Днепра, и именно здесь была сделана попытка размещения полученной модели родства.



Справа: Прародина иранцев и направления миграций индоевропейских племен.


Предполагаемое расположение ареалов формирования иранских языков показано на рис. 37. Расселившись,иранцы заняли большое пространство между Днепром и верхней Окой и Доном вплоть до берегов Азовского моря. Большое количество наявных здесь ареалов затрудняет размещение полученной схемы, в которой недостает многих языков. С большой долей уверенности можно говорить о размещении на карте языков верхней части схемы, принимая во внимание особое своеобразие осетинского языка, который характеризует

его особая близость к языкам европейского ареала – славянским, балтийским, тохарскому, германским, италийским, кельтским. По ряду признаков – лексических, фонетических, грамматических – осетинский язык, порывая с другими индоиранскими языками, смыкается с перечисленными индоевропейскими языками (Абаев В.И. , 1965, 3)


Принимая во внимание эту особенность можно предполагать, что ареал осетинского языка располагался по соседству с ареалами индоевропейских языков и, кроме того, предки осетин должны были дольше других иранцев оставаться в контакте с индоевропейцами, будучи последними в движении иранцев на юг. В связи с этим полученная модель родства иранских языков была расположена так, чтобы ареал осетинского языка оказался по соседству с тохарским, т.е. накладывался на в бассейне Сожа между Днепром и Ипутью. Это определяло локализацию этноформирующих ареалов остальных иранских языков. Ареал ягнобского языка должен был располагаться между Ипутью, Днепром и Десной, а ареал курдского языка – между Десной, Сеймом и верховьями Оки. При этом ареал белуджского языка следуют разместить на прародине иранцев в бассейне Жиздры между Десной, Угрой и Окой. Более-менее хорошо размещается ареал языка пушту между Днепром, Сулой и Десной и ареал талышского в верхнем течении Оскола на правом берегу Дона между реками Сосной и Тихой Сосной.

Ареал персидского языка находящийся в самом центре схемы, ограничен реками Оскол и Сейм. Юго-западная граница идет по Северскому Донцу, а далее к Сейму природный рубеж четко не выражен. При этом ареал по обоим берегам Псла оказыввается пустым. Очевидно на этих маленьких ареалах сформировались диалекты давшие начало некоторым памирским языкам, родственным шугнанскому. Ареал гилянского языка должен располагаться между Осколом и Доном. Однако его юго-восточную границу обозначить сложно, ибо она зависит от расположения ареала мазандеранского языка, который не включен в модель родства ввиду отсутствия данных. Учитывая современные места поселений мазандеранцев, их прародину можна предполагать восточнее ареала гилянцев.

В результате оказалось, что так называемые "восточноиранские" языки в действительности расположены на западе иранской территории и тянутся вдоль левого берега Днепра. Соответственно, "западноиранские" тянулись вдоль левого берега верхней Оки и правого берега Дона по соседству с поселениями финно-угров.



Рис. 37. Территория формирования иранских языков в ІІ тыс. до н.э.


На карте границы этноформирующих ареалов обозначены красными и синими точками. При этом синие точки маркируют также границу между "западными" и "восточными" иранскими языками.


Принятое размещение ареалов иранских языков подтверждают выявленные факты влияния языкового субстрата предыдущего населения.

Ввиду отсутствия данных для некоторых из современных иранских языков и их недостаточности для других особые трудности возникают с размещением ареалов для сарыкольского, язгулямского и языков памирских народов. Для группы языков, в которую мы включили шугнанский, бартангский и рушанский нет иного места как между Ворсклой и Осколом. Северский Донец, разделяющий этот ареал мог быть границей между диалектами, давшими начала каким-то языкам этой группы еще во времена пребывания иранцев в этих местах. Ареал язгулямского должен быть где-то южнее, а ареал сарыкольского, место которого на в модели родства далеко отстоит от остальных языков, должен бы был находиться в излучине Дона. Более точное его размещение зависит от связей с мазандаранским, степень которых остается под вопросом. Вдоль побережья Азовского моря имеется еще несколько ареалов, на которых могли формироваться другие иранские языки, не взятые для анализа. Возможно в одном из них ближе к прародине первой группы памирских народов была прародина предков современных ваханцев и ишкашимцев.

Размещение ареала белуджского языка по соседству а ареалом вепсов, основанное на имеющихся скупых данных его связей с другими иранскими подтверждается наличием общих слов в вепсском и белуджском языках. Например вепсскому слову naine «невестка» хорошо соответствует бел. na’ānē «дочь» при janaine «женщина». Ясно, что при дуально-родовой организации первобытного общества, когда мужчины должны были брать жены женщин из другого рода, одна и та же женщина для родителей-белуджей была дочерью, а для семьи ее мужа – невесткой. Таким образом, не только лексическая параллель, но такое свидетельство о типичных брачных союзах подтверждают соседство вепсов и белуджей. Возможно, бел. pērok "дед" соответствует вепс. per’eh "семья". К. Хяккинен считает, что фин. paksu , эст. и вепс. paks "толстый" заимствованы из иранских языков, но приводит в соответствие только бел. baz "густой, плотный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 860). Из других иранских подобное слово обнаружено только в осетинском – bæz "тучный, жирный". Предки осетин и белуджей были соседями на прародине. Лексического материала из белуджского языка пока недостаточно, но был проведен сравнительный анализ лексики вепсского языки с другими иранскими языками. В результате этого анализа выяснилось, что наибольшее количество общих слов с вепсским имеет курдский язык – 76, далее идут осетинский – 65 общих слов с вепсским, персидский – 62, талышский – 61 слово, гилянский – 56, пушту – 45 общих слов. На карте можно видеть, что ареалы курдского и осетинского языков лежат ближе всех, если не считать ареала белуджей, к ареалу вепсского языка, и языковые контакты между населением этих ареалов также должны были быть достаточно тесными.

Вот примеры курдско-вепсских лексических параллелей, для некоторых из которых имеются также соответствия в других прибалтийско-финских языках:

курд. çerk "капля" – вепс. čirkištada "капать";

курд. cirnî "корыто" – вепс. kurn "желоб";

курд. e"ys "радость" – вепс. ijastus "радость";

курд. e"zim "прекрасный" – вепс. izo "милый", фин. ihana "чудесный, прекрасный";

курд. hebhebok "паук" – вепс. hämähouk , фин., карел. hämähäkki "паук";

курд. henase "дыхание" – вепс. heńktä , фин. hengittää , эст. hingake "дышать",

курд. hîrîn "ржание" – вепс. hirnaita , фин. hirnua , эст. hirnuma "ржать",

курд. kusm "страх" – вепс. h’ämastoitta "пугать";

курд. semer "тьма" – вепс. hämär "сумерки", фин. hämärä "сумеречный".

Последняя параллель хорошо соответствует закономерностям фонологии прибалтийско-финских языков, что может свидетельствовать о заимствовании финских слов из курдского. В этимологическом словаре современного финского языка, напротив, утверждается, что источником заимствования является древнегерманское слово, якобы представленное исландским sámur "темный, грязный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 238). Однако в авторитетном словаре древнеисландского языка слово sámr считается заимствованным из финского (Cleasby Richard, Vigfusson Gudbrand. 1874 ). Есть также курдско-вепсские параллели, которым имеются соответствия в одном или двух других иранских языках:

курд. çeqandin "втыкать", тал. čəgətəq "колоть" – вепс. čokaita "воткнуть";

курд. xerez "скорость" – вепс. hered "скорый";

курд. miraz , тал. myrod, гил. məriz "желание" – вепс. mairiš "потребность";

курд. pirtîn "трепет" – вепс. pirpitada "трясти".

Кроме того, имеется несколько десятков слов, общих для курдского, вепсского и еще для трех или более иранских языков.

С ареалом мордовского языка граничат ареалы курдского и талышского языков. Соответственно, из всех иранских языков, кроме осетинского, талышский и курдский имеют наибольшее количество общих слов с языками мокша и эрзя – по 62. В осетинском языке таких слов 67, но часть из них происходит от времен более поздних языковых контактов между мордвой и предками осетин в скифское время. Следует при случае отметить, что приводимые здесь численные данные о связях отдельных пар языков не исчерпывают их настоящего количества и используются лишь до сравнения между собой, будучи взятыми из одной и той же представительной выборки сем. При увеличении объема выборки мы получим новые данные, которые должны сохранить свое соотношение. Примеры сепаратных связей между талышским и языками мокша и эрзя приведены в таблице 9.


Таблица 9. Мордовско-талышские сепаратные лексические связи.



Из числа возможных курдско-мордовских сепаратных связей могут быть приведены такие примеры:

курд. leyi "ручей" – мок. ляй , эрз. лей "река",

курд. çêl "корова" – мок. скал "телка", эрз. скал "корова",

курд. sutin "тереть" – мок. сюдерямс "гладить",

курд. ceh "ячмень" – мок. чуж , эрз. шуж "ячмень".

Как было показано в разделе , фракийцы, т.е. предки албанцев, поселились в между реками Тетерев, Рось и Днепр. На противоположном берегу Днепра располагались ареалы предков пуштунов и ягнобцев. Соответственно, албанский язык больше всего соответствий из всех иранских языков должен иметь в афганском (пушту). Вот некоторые примеры:

пушт. bus "мякина" – алб. byk "то же",

пушт. gah "время" – алб. kohё "то же",

пушт. ləg’ər "голый" – алб. lakurig "то же",

пушт. peca "часть" – алб. pjesё "то же",

пушт. tar. əl "вязать" – алб. thur "то же",

пушт. xwar "рана" – алб. varrё "то же",

Найдены также немногочисленные (из-за малого объема словаря) примеры языковых связей фракийцев с другими соседями – предками согдийцев и ягнобцев:

алб. hingеllin "ржать" – ягн. hinj"irast "то же",

алб. anё "берег" – ягн. xani "то же",

алб. kurriz "спина" – ягн. gûrk "то же".

Как уже указывалось, западной границей иранской области был Днепр. За Днепром в лесной и лесостепной полосе в то время должны были оставляться еще предки тохарцев, балтов, славян, германцев, кельтов, фригийцев, армян, фракийцев. Ранее мы определили ареал формирования тохарского языка между Днепром и Березиной. Следовательно, тохарцы должны были соседствовать с предками осетин. Древние языковые контакты между этими двумя народами подтверждают это. В своих работах Абаев представлял такие примеры лексических соответствий осетинского с тохарским:

тох. ānkar "клык" – осет. assyr "то же",

тох. eksinek "голубь" – осет. äxinäg "то же",

тох. aca-karm "удав" – осет. kalm "змея",

тох. káts живот – осет. qästä "то же",

тох. kwaš "село" – осет. qwä "то же",

тох. menki "меньший", лит. meñkas "малый" – осет. mingi "маленький, мало",

тох. porat "топор" – осет. färät – "то же",

тох. sám враг" – осет. son "то же" (А. Абаев В. И., 1965),

тох. witsako "корень" – осет. widag "то же".

Правда, Абаев полагал, что эти соответствия происходят от скифских времен, но на то время тохарцы должны были уже достичь Центральной Азии.

Когда же тохарцы оставили свою прародину, их ареал заняли балты, расширив свою территорию до Днепра. В это время произошло разделение балтийских языков на два диалекта – восточный и западный. На территории старой прародины балтов западнее Березины сформировался западный диалект, из которого позднее развились языки прусский и ятвяжский, а в ареале между Днепром и Березиной сформировался восточный балтийский диалект, из которого развились литовский, латышский, земгальский, куронский языки.




Карта поселений иранских и германских племен в ІІ тыс. до н.э. .


Таким образом, восточные балты вошли в прямой контакт с предками современных осетин. Конечно, это сказалось на их языке, и определенные языковые связи осетинского языка с восточнобалтийскими можно выявить. Многие из них приводит Абаев в своем историко-этимологическом словаре осетинского языка, но и их он относит к скифскому времени (А. Абаев В. И., 1958-1989), что тоже, в принципе, возможно для какой-то части из них. Примеры лексических параллелей восточнобалтийских языков с другими языками говорят о том, что древние восточные балты имели наиболее тесные контакты с предками северных германцев и осетин.

Пребывание иранцев на определенной нами территории их первоначального расселения в определенной степени подтверждается данными топонимики. на территории Украины и России в принципе довольно многочислена, но оставлена преимущественно предками современных курдов и осетин и эта тема рассматривается отдельно. Тут же подаются только данные на Google Map (см. ниже).


О миграции иранских народов в Азию см. в разделе


О миграции иранцев в Европу см. в разделе


В мидийско-ахеменидскую эпоху ираноязычное население играло уже Иране главенствующую роль. Сами себя они называли ариями. К ним можно отнести персов, мидян в Иране, а также сарматов и скифов в Средней Азии. Во второй половине II тысячелетия до н.э. арии распространились до Индии и в науке они приняли название "индоарийскими". С древнеиранскими народами они имели много схожего в культуре, религии и быту.
В Иран арийцы пришли с территории современной Восточной Европы, где занимали земли от Днепра и до Урала. Они соседствовали с финно-угорскими народами с южной окраины и с индоевропейцами на восточных рубежах. Со временем ираноязычные племена постепенно продвигались по Северному Причерноморью, Средней Азии, Ирану и Афганистану.
В Иран они могли проникнуть двумя направлениями - через Кавказ или через Среднюю Азию. Истории еще неизвестно, как проходило точно заселение территории Ирана и близлежащих земель предками персов и мидян, возможно, это происходило по обе стороны Каспийского моря.

Расселение ираноязычных племен на территории современного Ирана

В начале I тысячелетия до х.э. на территории Ирана еще преобладали этнические группы, которые в истории упоминаются, как соседи ираноязычных племен. Но по мере длительного взаимоотношения между представителями этих групп, происходила ассимиляция местных с ираноязычным населением. Кое-где это произошло быстро, но в основной массе этот процесс занял значительное время и осуществлялся с определенными трудностями.
На начальных этапах иранские племена расселились по отдельным районам или долинам и постепенно проникали вглубь территории современного Ирана. С течением времени они принимали все большее участие в сложившейся политической обстановке и местное население постепенно попадало в зависимость к ним. Но в большинстве своем местные племена еще долго сохраняли свое этническое лицо и оставались на главенствующих ролях в социальной и политической расстановке сил. Ираноязычное население не занимало в этих образованиях еще ведущих позиций и находилось всецело в зависимости от них. Возникновение значительных объединений, где представители ираноязычных народов в какой-то мере преобладали над другими происходило в тех местах, на которых иранцы были более густо расселены и преобладали над другими народностями. Так происходило VIII в. на тех территориях, где позже образовалось Мидийское царство. По мере возникновения этого государства, как и затем Ахеменидского царства, происходило дальнейшее проникновение иранской речи и культуры.

Первое государство ираноязычных племен

Зарождение Мидийского царства началось с серий восстаний в 671 г., которые охватили большую часть восточных областей Ассирийского государства. Поднялись мидийские области, где правители не захотели мириться с правящей властью. В этом их поддержали скифские, манийские и киммерийские племена. В итоге этих событий к 669 г. Мидия была уже сформирована, как отдельная "страна". Но единое царство оно из себя еще не представляло. Долгое время существовало военное объединение нескольких правителей, и ожесточенная борьба за власть велась еще долго, пока Дейок не объединил царство под своим началом.
Дейок обосновал большой город Экбатаны (совр. Хамадан), который сделал столицей царства. Это было величественное сооружение с царским дворцом и прочими постройками, окруженное неприступными стенами. Он создал царскую стражу, установил определенные дворцовые порядки, учредил полицейскую службу. Уже при сыне Дейока, Фраорте (646-624), начались первые захватнические походы. Сначала были завоеваны персы, а впоследствии, и другие народы. Кампания с Ассирией была для Фраорта неудачной - его войска были разгромлены, а он сам сложил голову.
Своего высшего рассвета Мидийское царство добилось при сыне Фраорта, Киаксаре. Начал править, правда, он не совсем удачно и потерпел ряд поражений от скифав, вследствие чего вынужден был платить им дань, как впрочем, и многие другие государства Передней Азии. Но позже мидяне с помощью всяческих интриг и заговоров освободились от их гнета. Тот же Киаксар провел реформацию армии и заменил ополчение, которое набирал из подвластного народа, регулярными войсками.
Мидия долгое время вела войну с Ассирийским царством. Те в свою очередь находились в постоянном противоборстве с Нововавилонским царством и другими врагами. В 616 году ассирийцы потерпели поражение от вавилонян, чем воспользовался Киаксар, который вторгся во владения Ассирии. Он завоевал провинцию Аррапха, дошел до города Ашшура и разорил этот древний центр. В 612 г. мидянское войско осуществили совместный с вавилонянами поход на Ассирийское царство, в результате чего после кровопролитного штурма пала столица Ниневия.

Политической система "царства стран"

С образованием могущественного царства и в результате захватнических войн, приносившие огромный приток материальных ценностей, бурно развивался уровень мидийского общества, росло благосостояние знатных людей. Развивалась политическая и социальная система страны. Высшая власть всячески старалась укрепиться в борьбе с крупными землевладельцами и знатью. Этому способствовало укоренение культа Мазды, который всяческие противодействия центральной власти объявлял проявлением "Лжи". В то же время царская власть и установленные ею законы выдавались, как "Правда". Эта идеология была взята на вооружение еще Дейоком, а затем распространилась по всей стране. Маги имели большое влияние на политическую и социальную жизнь государства и находились на одном положении с дворцовой знатью.
При сыне Киаксара, Астиаге, который значительных войн не вел, окончательно произошло установление институтов Мидийскоко царства. Царь всячески старался держать в узде высшую знать и особо с ней не церемонился. Влияния духовенство было очень велико. Но тем не менее недовольство знати царской властью достигло предела. В 550 г. в результате предательства, Астиаг был схвачен военной верхушкой и отдан персидскому царю Киру II. Вскоре Мидийское царство прекратило свое существование и на смену ему пришло Ахеменидское царство.

Древние арии. Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выделилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Европы - степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей. Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви - индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ариями», а свои страны - арийскими. Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин - аланы.

Нужно помнить, что «арии» - это самоназвание и научное обозначение только индоиранских народов. Одиозное употребление этого имени для всех индоевропейцев было свойственно расистской литературе. Антропологической арийской расы наука не знает. Передвигаясь на новые территории, индоевропейцы, а затем и арии включали в свой состав местные племена, осваивали достижения других народов. Поэтому еще в древности появились различия в языке, культуре, хозяйстве и внешнем облике разных индоиранских народов. Но все это произошло после распада арийской общности.

Арии были скотоводами и земледельцами. Они пасли стада овец и коров, особое значение придавали коневодству. Землю пахали плугом или сохой. В повозку с тяжелыми цельными колесами впрягали волов. Скот считался главной добычей в войнах, количеством скота измеряли богатство племени, рода, семьи. Пастушеские занятия вынуждали ариев заботиться о поиске удобных пастбищ и способствовали освоению новых территорий. Металлургия, обработка металла и дерева достигли у ариев уровня профессиональных ремесел.

В эпоху общеарийского единства сформировалось особое устройство общества, разделенного на три сословия - жрецов, военную знать и свободных скотоводов-земледельцев. Представление о трех социальных функциях - религиозной, военной и производительной - характерная черта культуры и общественной жизни всех индоиранских народов. Каждая из трех функций имела свои символы, в том числе цветовые. Первую, жреческую обозначали белым цветом; вторую, военную - красным; а третью, производительную - цветами земли (желто-коричневыми) или воды (сине-голубыми). Троичное деление общества повторяло устройство вселенной - по представлению ариев, все мироздание состоит из трех миров: верхнего или небесного; среднего, в котором живут люди; и нижнего, простирающегося вниз от поверхности земли и воды.

Большим достижением древних ариев было использование боевой конной колесницы. Боевые колесницы - это легкие повозки на двух колесах со спицами, в которые впрягали специально обученных лошадей. Колесничным войском командовали, подавая сигналы горном. Воин, стоящий на колеснице, являлся стрелком из лука и копьеметателем. Колесницы были для своего времени мощным оружием. Их появление привело к окончательному выделению военной знати, которая начала захватывать господствующее положение в обществе. Впоследствии все цари у арийских народов принадлежали к военной касте.

Применение колесниц резко увеличило боевую мощь арийских племен, их активная военная деятельность приводила к освоению все новых территорий, увеличению стад и быстрому росту населения. В страны Азии арии принесли неизвестные там навыки разведения и тренировки боевых лошадей, практику колесничного боя, приемы взнуздывания коня и даже элементы конской сбруи.

В первой половине II тысячелетия до н.э. арийская общность распалась на две ветви - индоарийскую и иранскую. Индоариями называют арийскую ветвь, покинувшую Европу и поселившуюся в Индии. Арии другой, иранской ветви, тоже расселялись к востоку и югу, но сохранили за собой и земли прародины - степи между Дунаем, Кавказом и Уралом.

Ранняя история иранских племен. К иранской группе народов принадлежат современные осетины, персы, таджики, афганцы, курды, белуджи и некоторые другие народы. Все они говорят на языках, происшедших от общеиранского языка-основы, на котором во II тысячелетии до н.э. говорили арии-иранцы.

В конце II тысячелетия до н.э. иранская общность распалась на две группы племен. Северные иранцы включали предков скифов, согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев. В южную группу племен вошли предки мидян, персов, курдов, белуджей, других иранских народов. Эту группу племен можно назвать южной потому, что они ушли с европейской прародины на юг и заняли Иранское нагорье, то есть территорию современных государств Ирана и Афганистана. Но и северные иранцы вышли далеко за пределы арийской прародины. Бактрийцы, согдийцы, хорез-мийцы продвинулись в Среднюю Азию. А скифские племена, никогда не покидавшие общую прародину, постепенно расселились по всему степному поясу Евразии - от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири.

Возникший в результате этих передвижений огромный иранский мир оказался поделен между двумя природными и хозяйственными зонами. В южных областях древней земледельческой цивилизации (в плодородных долинах Иранского нагорья и оазисах Средней Азии) иранские племена вскоре освоили опыт предшествующего неарийского населения и сделались оседлыми земледельцами и скотоводами. А в северных скифских степях, напротив, произошел переход от пастушества к кочевому скотоводству.

Иранские кочевники отличались от своих оседлых родственников прежде всего по образу жизни. Их язык и культура были очень близки, и даже общественное устройство на ранних этапах истории оставалось одинаковым. Семья входила в род, который был частью племени. Несколько племен составляли область или страну, а совокупность областей складывалась в народ. Однако противоречия между кочевыми и оседлыми племенами надолго предопределили сложную историю взаимоотношений теперь уже двух иранских миров - степи, которая посылает за добычей и славой отряды грозных всадников, и оседлости, защищающей обработанную землю и скот от набегов кочевников.

Постоянной ареной столкновений оседлых и кочевых иранцев была в I тысячелетии до н.э. Средняя Азия. На Переднюю Азию совершали свои походы через Кавказ европейские скифы. Существовали, конечно, и мирные связи: от активной торговли до военных союзов. Периоды вражды и сотрудничества сменяли друг друга, но противостояние сохранялось. Оно породило великий иранский эпос. Сказания о богатырях и героях, впоследствии вошедшие в «Шахнамэ» («Книгу о царях») Фирдоуси, повествуют о борьбе с Тураном - под этим именем выступают скифские племена, кочевые степняки-иранцы. Победоносные походы туранцев-скифов также воспеты в древних сказаниях - это Нартовский эпос, сохраненный осетинами. Таким образом, обе стороны, оба иранских мира запечатлели свои войны в эпических произведениях мирового значения.

Общеиранская религия. Реформа Заратуштры. Еще со времен арийского единства иранские племена исповедовали многобожную религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии. Особо чтили Огонь - он считался очищающим посредником между миром людей и божественной Истиной, которую иранцы называли «Арта». Арта- это мировой порядок, воплощение добра и нравственных законов всего мироздания. Труд скотоводов и земледельцев, подвиги воинов, жертвоприношения и молитвы жрецов - все это вместе с личными достоинствами человека было для иранцев проявлением вселенской гармонии. Другое важнейшее религиозное понятие - «Фарна» - олицетворяло сияющий божественный свет, благодатную силу, которая приносит мир, изобилие, удачу, счастье, добрую судьбу и славу.

Иранские жрецы посвящали богам жертвенных животных, приготовляли священный напиток, называвшийся «хаома», пели хвалебные гимны. Тексты молитв не заучивали, при каждом богослужении их сочиняли заново по определенным правилам.

Мифология иранцев представляла мир сотворенным в форме яйца, где небесная твердь подобна скорлупе, окружающие землю воды - белку, а сама земля - желтку. В центре земли высится Мировая гора, вокруг ее вершинь: вращаются солнце, луна и звезды.

Древняя религия и мифология ариев-иранцев продолжают жить в культуре осетин. Истина-Арта сохраняется в осетинском понятии «ард» - «клятва». От общеиранского слова «язата», означающего «божество», происходит осетинское «зэд» - «ангел». «Фарн» по-прежнему, как и тысячи лет назад, занимает в духовной жизни осетин выдающееся место.

В VII-VI вв. до н.э. великий пророк Заратуштра (греческий вариант его имени - Зороастр) реформировал иранскую религию, утвердив культ верховного бога Ахура-Мазды. Пророк происходил из рода по имени Спитама, принадлежавшего к одному из иранских племен Средней Азии. Есть предположение о том, что Заратуштра родился среди скифов. Во всяком случае, он начал свою деятельность на границе между оседлыми и кочевыми (скифскими) племенами. Заратуштра провозгласил приближение последнего этапа истории, когда Добро и Зло должны быть разделены, и создал учение о том, что торжество Добра и победа над Злом зависят от действий каждого человека. Эту новую религию называют по имени основателя зороастризмом или по имени верховного бога маздеизмом. Идеология зороастризма формировалась в обществе оседлых скотоводов и земледельцев, которые желали объединиться под сильной властью, способной защитить мирное хозяйство от постоянных набегов кочевников. Как и эпические сказания, зороастризм родился в противоборстве двух иранских миров - оседлого и степного. Религиозная проповедь объединила принципы единобожия, отказа от племенных культов и борьбы со Злом, одним из воплощений которого стали северные степняки.

Священная книга зороастризма Авеста написана на самом древнем из всех известных науке иранских языков. Условно этот язык называют авестийским. Авеста является сводом религиозных правил, молитв и хвалебных гимнов.

В VI в. до н.э. цари Персии из династии Ахеменидов объединили под своей властью иранские страны Передней и Средней Азии. Огромная персидская держава объявила зороастризм государственной религией и оказывала покровительство зороастрийским жрецам, которые назывались магами.

Скифские племена отвергли зороастризм, и сам пророк Заратуштра погиб, по преданию, от руки скифа. Религия скифских племен самостоятельно продолжила традиции древних общеиранских верований.

Иранские страны Передней и Средней Азии. В конце II тысячелетия до н.э. иранские племена освоили Среднюю Азию. За пределами оазисов, в степной и полупустынной зоне жили кочевники. Плодородные долины, где в VII в. до н.э. уже существовала развитая земледельческая культура, были населены оседлыми иранскими народами. По их именам назывались страны, широко известные в древности - Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа.

Мидяне, персы и другие иранские племена появились на Иранском нагорье в начале I тысячелетия до н.э. Однако еще в VII в. до н.э. они жили в окружении чужого им большинства народов, говоривших на языках кавказской и афразийской семей. Освободившись от ассирийской зависимости, мидяне создали в VII в. до н.э. сильную державу, которая объединила иранские племена и подчинила некоторые другие народы. Но в середине VI в. до н.э. персидский царь Кир II из рода Ахеменидов восстал против Мидии и покорил ее. Его наследники подчинили своей власти огромную территорию от Средней Азии до Египта. В состав государства Ахеменидов вошли все иранские области с оседлым населением и даже часть среднеазиатских кочевников. Но степной скифский мир в целом продолжал жить собственной жизнью, успешно отражая завоевательные походы персидских царей и оставаясь враждебным к проповеди зороастризма.

Иранские кочевники евразийских степей. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. начался переход степных иранских племен от пастушества к кочевому скотоводству. «Скифы» - наиболее общее название для северных иранских кочевников. В первой половине I тысячелетия до н.э. они вышли далеко за пределы древней арийской прародины (Юго-Восточной Европы) и занимали всю полосу евразийских степей от Северного Причерноморья и Кавказа до Средней Азии и Южной Сибири.

Скифские племена говорили на диалектах и наречиях языка иранской группы, единственным живым продолжением которого - через средневековый аланский - является современный осетинский язык. По историко-географическому принципу народы скифского мира называют северными иранцами древности. А по языковым признакам скифский язык (а значит, и современный осетинский) входит в восточноиранскую подгруппу. Здесь нет никакого противоречия. Ведь степной скифский мир располагался севернее иранских областей с оседлой и земледельческой культурой. Но восточную часть этих областей - Среднюю Азию и Афганистан - населили ближайшие родственники скифов: согдийцы, бак-трийцы, хорезмиицы и другие племена, пришедшие с прародины вместе с азиатскими скифами. Их языки и составляют восточноиранскую подгруппу, к которой относятся также современные афганский (пушту или пашто), мунджанский (в Афганистане), ягнобский (в Таджикистане) и па-мирские языки (в Таджикистане и Афганистане). Другая ветвь иранских народов во главе с персами и мидянами осела западнее - в Передней Азии. В западноиранскую подгруппу входят персидский и таджикский (оба происходят от древнего и средневекового персидского), курдский, белуджский и некоторые другие языки.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров “История Осетии”
При перепечатке гиперссылка на «Осетия и Осетины» обязательна

Иран - одно из самых крупных по территории государств Передней Азии: его площадь равняется 1630 тыс. км 2 . Большая часть страны расположена на обширном Иранском нагорье, внутренняя часть которого - Иранское плоскогорье - имеет треугольную форму и окружено высокими цепями гор, достигающими в высоту 4 тыс. м. С севера плоскогорье окаймлено горной системой Эльбурс, в которой расположена самая высокая гора Ирана - вулкан Демавенд (5670 м). Являясь западным продолжением горных систем Паропамиза и Гиндукуша, Эльбурс тянется рядами параллельных хребтов вдоль южного побережья Каспийского моря. Вершину треугольника составляет расположенная на юго- восток от Арарата Азербайджанская горная страна, увенчанная потухшим вулканом Савелан (более 4800 м). На юг от нее отходит Курдистанский хребет. С юго-запада и юга Иранское нагорье окаймлено горными системами Загрос (до 4 тыс. м) и Мекран (до 2,5 тыс. м); с востока - Восточно-Иранскими горами (до 2 тыс. м). Между горными хребтами, окаймляющими плоскогорье, расположены обширные долины. Большую часть внутреннего Иранского плоскогорья (высота 1 тыс. м) составляют расположенная в северо-западной части его соленая пустыня Деште-Кевир и тянущаяся на юго-восток от нее пустыня Деште-Лут.

Внешние склоны окаймляющих плоскогорье гор переходят в низменности - Прикаспийскую и Хузистанскую; на юге, по побережью Персидского залива, тянется приморская пустыня Гармсир; на востоке расположена Сеистанская равнина.

Самая большая и единственная судоходная река Ирана - Карун; западнее Каруна течет р. Керха, заканчивающаяся не имеющей стока обширной, до 1 тыс. км 2 лагуной, в округе Деште-Мишая в Хузистане; на севере Ирана течет р. Сефидруд, впадающая в Каспийское море. Остальные реки Ирана значительно меньше, причем большинство из них стекает с внутренних склонов гор, окаймляющих Иранское плоскогорье.

Таким образом, большая часть территории Ирана представляет собой замкнутый бассейн, воды которого лишены стока в моря или океаны. Продукты вымывания и выветривания горных пород выносятся во внутренние области и отлагаются там, постепенно нивелируя поверхность и сглаживая неровности рельефа.

Характерную особенность Иранского плоскогорья представляет и то обстоятельство, что реки внутреннего бассейна не уходят далеко в глубь страны. Они либо теряются в песках, либо впадают в бессточные, обычно соленые озера, крупнейшие из которых Урмия (Резайе) - единственное судоходное озеро Ирана - и Дерьячейе-Немек. Поэтому пресная вода в Иране имеет огромную ценность.

Недра Ирана богаты полезными ископаемыми - каменным углем, железной рудой, медью, свинцом, золотом, серебром, мышьяком, серой г солью и др. Однако большинство из них не разрабатывается. Главным ископаемым богатством Ирана является нефть, запасы которой здесь оцениваются в 1800 тыс. тонн. Юго-западная нефтеносная зона Ирана идет вдоль иракской границы и побережья Персидского залива; на юге ее продолжением служат нефтеносные районы Бахрейнских островов и Саудовской Аравии, на севере - иракские нефтерождения. Северная нефтеносная зона охватывает южные склоны Эльбурса и Азербайджанскую горную страну.

По климатическим условиям в Иране можно выделить следующие области:

влажные субтропики в Южно-Каспийской низменности, с нездоровым климатом и обильными осадками;

сухие субтропики в Хорасане и на юге страны, в Фарсе и Хузистане,. с незначительными осадками и высокой летней температурой;

горный, умеренно жаркий климат в Иранском Азербайджане и Курдистане;

климат субтропических пустынь, резко континентальный, с летними температурами до +50° С и зимними морозами до -25°С во внутреннем Иране.

Южно-Каспийская низменность и склоны прилегающих к ней гор Эльбурса богаты лиственными лесами, изобилующими ценными породами деревьев, в том числе самшитом и железным деревом. Местами леса представляют собой непроходимые субтропические дебри. Однако в целом леса имеют ограниченное распространение и страна испытывает недостаток в лесоматериалах. Южные склоны Загроса и других горных хребтов на высоте от 1 до 2 км покрыты рощами дуба, мирта, фисташки и зарослями горных сухолиственных кустарников. Выше лесного пояса всюду в горах тянется пояс степей и альпийских лугов, служащих летними пастбищами для стад кочевников. Во внутреннем и южном Иране преобладает пустынно-степная растительность; на равнинах встречаются ковыльные степи, в пустынях - заросли саксаула. Огромные пространства солончаковых пустынь почти совершенно лишены растительности.

Столь же разнообразен и животный мир Ирана. Из хищников здесь встречаются тигр, барс, леопард, медведь, гиена, волк, лисица, шакал, дикая кошка; в лесах много кабанов; из копытных водятся онагр, олень г косуля, горный баран, антилопа, сайга, джейран, безоаровый козел. В огромных лагунах Хузистана и на побережье Каспийского моря зимуют различные породы водоплавающей птицы. Прибрежные воды Каспийского моря и Персидского залива, так же как и многие реки Ирана, изобилуют ценными промысловыми сортами рыбы. Побережье Персидского залива подвергается налетам саранчи. Советское правительство оказывает огромную помощь народному хозяйству Ирана, направляя по договоренности с иранским правительством авиаотряды, вооруженные химикалиями для борьбы с этим страшным бичом сельского хозяйства:

Иран - многонациональное государство. С декабря 1906 г. Иран - конституционная монархия. Шаху по конституции предоставлены широкие полномочия: он является верховным главнокомандующим, имеет право роспуска парламента, объявления войны, заключения мира и т. д.

Исполнительная власть принадлежит кабинету министров, ответственному перед парламентом, состоящим из нижней палаты (меджлис) и верхней (сенат). Принятые парламентом законы подлежат утверждению шахом.

Избирательное право предоставлено только мужчинам старше 20 лет, женщины и военнослужащие избирательных прав лишены. В меджлисе имеется четыре депутата, избираемых по религиозным куриям представителями христианского, зороастрийского и иудейского религиозных меньшинств.

Судебная система и законодательство Ирана построены по французскому образцу. Наряду с общими судами нескольких инстанций, имеются специальные суды: военные, коммерческие, административные и т. п. Сохраняются также духовные (шариатские) суды, разбирающие гражданские и религиозные дела; решения их не имеют обязательной юридической силы.

В административном отношении Иран с 1937 г. разделен на 11 астанов (областей, генерал-губернаторств), с центрами: 1-й астан в Реште, *2-й в Сари, 3-й в Тебризе, 4-й в Резайе, 5-й в Керманшахе, 6-й в Ахвазе, 7-й в Ширазе, 8-й в Кермане, 9-й в Мешхеде, 10-й в Исфахане и Центральный - в Тегеране. Астаны разделяются на 49 шахристанов - губерний, округов.

Астаны возглавляются астандарами (генерал-губернаторами), которые назначаются шахом и подчиняются министру внутренних дел. Обычно астандаром 3-го и 4-го астанов (Иранский Азербайджан) назначается одно лицо. Во главе шахристанов стоят фармандары.

Шахристаны делятся на бахгии (уезды) во главе g бахгидарами, бахши разделяются на дехистаны (волости), возглавляемые дехдарами. В городах имеются муниципалитеты - гиахрдари, во главе с шахрдарами. Все эти чиновники также назначаются центральным правительством. Во главе деревень стоят назначенные губернаторами старосты - кедхода. По конституции в шахристанах и бахшах предусмотрены органы местного самоуправления - энджумены, но правительство их ни разу не созывало. В 1946 г., в период подъема демократического движения, в большинстве провинций страны были избраны областные и городские энджумены, в которые вошли представители народа. Однако при подавлении демократического движения зимой 1946/47 г. энджумены были разогнаны.

В результате проведенной в 1937 г. административной реформы территории прежних иранских провинций, имевших относительно однородный в национальном отношении состав населения, были искусственно разделены и включены в различные астаны. Так, например, Иранский Азербайджан разделен на два астана - 3-й и 4-й, а азербайджанский округ Зенджан вошел в состав 1-го астана; Курдистан вошел в состав 5-го астана, а его северная часть - Мукринский Курдистан, с центром в г. Мехабаде,- оказался включенным в состав 4-го астана.

Общая численность населения Ирана по оценочным данным составляет 19 803 тыс. 1 ; из них мужчин - 50,2%, женщин - 49,8%. Средняя плотность населения в Иране составляет 12 человек на 1 км 2 . Около трех четвертей населения страны сосредоточено в северных и центральных районах, где плотность достигает 30 человек на 1 км 2 . В южных районах страны плотность снижается до 6-7 человек на 1 км 2 , а в районе песчаных и соляных пустынь падает до 1 человека на 1 км 2 .

По пестроте, сложности и разнообразию своего национального состава Иран занимает второе после Афганистана место среди стран Передней Азии. Автор «Военной географии Ирана», иранский генерал Размара дал следующую характеристику национальной структуры своей страны: «На севере - азербайджанцы, на востоке - туркмены, афганцы и белуджи; на западе - курды, луры и бахтиары, на юге - арабы и кашкайцы. Что же остается на долю Ирана? Один Тегеран!» 2 .

Господствующая: нация в Иране - персы, составляющие несколько менее половины всего населения - 9200 тыс. человек. За ними следуют: азербайджанцы, численность которых вместе с азербайджанскими кочевыми племенами превышает 4 млн., курды-1800тыс., арабы - 820 тыс. у луры и бахтиары - более 1 млн., кашкайцы и племена хамсе-500 тыс., белуджи - 420 тыс., туркмены - 200 тыс., армяне - 130 тыс., айсоры - более 75 тыс., евреи - 55 тыс., афганцы - 50 тыс., гиляки - 750 тыс., галеши - 25 тыс., талыши - 50 тыс., грузины - около 10 тыс. Кроме того, по всему Ирану разбросано большое число мелких племен и народностей.

Иранские реакционеры отрицают наличие в стране национальных меньшинств. Согласно официальной точке зрения, установленной Реза- шахом, все жители страны считаются иранцами. Персидский язык является государственным языком всего Ирана.

Персы, или иранцы, - коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны - Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах - в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.

Современный Иран - многонациональная страна. К основным национальным меньшинствам относятся азербайджанцы (24% населения страны), курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме - 8%), арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1), бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности (в сумме - около 2% населения). Образовавшийся как государство персов, Иран в древности и в средние века проводил активную завоевательную политику, персидские правители объединили под своей властью разноязычные народы и племена. В VII в. Персию завоевали арабы. Они принесли с собой ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99% жителей Ирана - мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% - сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение простого иранца:

Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.

Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.

Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен...

Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство государством оказалось в руках шиитских богословов. Исламский режим создал беспрецедентное в современной истории государство, в котором все стороны жизни оказались подчинены представлениям ислама шиитского толка. Политические, правовые, нравственные, эстетические, этические, культурные и философские представления подавляющего большинства персов сегодня определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама - основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием - это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в негостеприимстве - одно из худших в Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят лучшее место за столом и накормят самыми лучшими и разнообразными блюдами. Даже если это дом беднейшего перса, встретить гостя ему помогут соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем услышать от гостя о том, что усилия не пропали даром, что он поражен приемом, богатством блюд и их вкусом.

Женщины на демонстрации
несут портрет
президента Хатами

Вообще доброжелательность - одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость - наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, - это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Родственные, клановые и племенные отношения цементируют нацию. Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве и обустройстве быта. Среди иранцев распространена традиция, напоминающая советский субботник. Жители одного квартала, деревни или улицы коллективно помогают в строительстве нового дома своему товарищу. Это событие становится подлинным праздником труда. Поддержать работающих приходят певцы и музыканты. По окончании работы все угощаются пловом и сластями.

Одно из отличительных качеств большинства персов - стремление к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников. Персов отличает великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире постоянного мистического мироощущения. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в поисках живых» и могут вселяться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где, по их поверью, обитают злые духи. Широко распространены среди простых иранцев амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во внимание, прежде всего, особенности их культурного и религиозного развития. Заслужить уважение персов легче, если вы знаете имена их великих соотечественников. Цитирование Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и философов поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Но иноверцу следует избегать обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели, задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем такая обида им не забудется и может стать причиной охлаждения или даже прекращения отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан меняется образ жизни в иранских семьях, он становится более размеренным и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более позднее время. Нет смысла ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время поста, не должен в дневное время курить, есть или пить в присутствии местных жителей. Раздражение может также вызвать появление европейской женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от взглядов посторонних мужчин. Состояние заторможенности, в которой находятся мусульмане во время поста, продолжается еще некоторое время после его окончания. Самыми опасными считаются первые дни после поста. Именно на них приходится пик дорожно-транспортных происшествий в Тегеране и других крупных городах. Водители просто не успевают адаптироваться к условиям резко выросшего темпа жизни и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана провозглашает равенство всех членов общества перед законом, иранские женщины практически лишены многих прав. Законодательно мужчина рассматривается как глава семьи, женщина в семье подчинена мужчине. Право подать на развод имеет только мужчина. Дети в случае смерти супруга передаются для воспитания в семью покойного мужа, а женщина теряет право на своих детей. В случае развода дети также остаются с отцом. Все женщины, иранки и иностранки, в общественных местах и учреждениях обязаны носить хиджаб - накидку на голову. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. в Иране был распространен лозунг: «Иранка, хиджаб - твой окоп!». В транспорте и в общественных местах предусмотрены раздельные места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права заниматься многими профессиями (в частности, не может быть женщины-певицы, женщины-судьи, женщины-археолога или геолога). Закон разрешает мусульманину жениться на иноверке, но запрещает иранке выходить замуж за иностранца, если он не мусульманин. Свобода передвижения иранки также ограничена целым рядом положений шариата. Поездка за границу может проходить только при выполнении одного из двух обязательных условий: в сопровождении взрослого мужчины - члена семьи либо с письменного разрешения мужа или отца (для незамужней).

Уголовные наказания для женщин - более суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003 г. за убийство одного мужчины две женщины были повешены, еще две получили пожизненный срок заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как представляют западные средства массовой информации. Жизнь в стране продолжается. В последние годы наметилась определенная либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по телевидению не демонстрируют «легкое порно», как в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство в иранском обществе и не стремится к подобным «свободам». Умение иранцев легко и по-философски переживать жизненные невзгоды - тот стержень, который позволяет этой нации развиваться, двигаясь в едином со всем человечеством направлении. Непохожесть на европейцев или американцев - не повод для объявления людей, о которых они мало что знают, «вне закона».
Иран - многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них - объединение людей.



Просмотров