Прохождение военной службы по призыву в вооруженных силах российской федерации. Порядок прохождения военной службы по контракту

Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке - по контракту , отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет. Однако с гражданином, впервые поступающим на военную службу на воинскую должность, замещаемую солдатами, матросами, сержантами, старшинами, контракт может заключаться только на три года.

Ко всем гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования. На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие на военную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям, они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.

Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, поступающие на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины (главного корабельного старшины), назначаются командирами воинских частей. Для этих военнослужащих, так же как и для лиц, проходящих военную службу по призыву, установлены войсковые или корабельные воинские звания.

Очередное воинское звание присваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании, но при условии, если военнослужащий занимает должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем звание, которое он получает. За особые личные заслуги очередное воинское звание может быть присвоено досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им должности (после истечения срока службы в предыдущем звании). Лишение воинских званий допустимо только по приговору суда за тяжкое или особо тяжкое преступление. Снижение воинского звания для этих лиц законодательством не предусмотрено.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Во всех случаях продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Помимо основного отпуска, могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, по личным обстоятельствам и др.), которые в счет основного отпуска не засчитываются.

В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однако общая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельного возраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов и старшин - 45 лет. Только с отдельными военнослужащими может быть заключен новый контракт о дальнейшем прохождении военной службы после достижения предельного возраста. Но это относится к военнослужащим, владеющим одной из военно-учетных специальностей, перечень которых должен быть указан в Положении о порядке прохождения военной службы.

Законодательством предусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечения сроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признаны военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе или которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишения воинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего может быть обжаловано в суд.

Военнослужащий имеет право на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания его ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание и заботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, если мать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв), который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запас зачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, не связанным с их убеждениями. Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общая продолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

1. В настоящее время, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождения военнослужащими военной службы.

2. Знание офицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности его практической деятельности.

Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Правовые основы прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Особенности прохождения военной службы военнослужащими по призыву.

Правовые основы прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации

Воинская повинность появилась в нашей стране много столетий назад. Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости.

В начале XX в. срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск - 4 года, во флоте - 5 лет. Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. Например, срок военной службы молодых людей, окончивших курс учебного заведения 1-го разряда (а также 6 классов гимназии), составлял 2 года. Совершенно неспособные носить оружие по состоянию здоровья и вовсе освобождались от службы. Также были избавлены от воинской повинности некоторые служители церкви.

После прихода к власти большевиков Постановление 1918 г. «О принудительном наборе в Рабоче-крестьянскую Красную армию» носило ярко выраженный классовый характер и предусматривало обязательную военную службу для трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Позднее, в 1930 г., был принят новый советский закон - «Об обязательной военной службе», - согласно которому оборона СССР с оружием в руках осуществлялась только трудящимися. На нетрудовые классы возлагалось выполнение иных обязанностей - обслуживание армии. Таким образом, сохранялся классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы.

Через 4 года после окончания Великой Отечественной войны был принят закон, по которому призыв граждан мужского пола проводился один раз в год в ноябре-декабре. Кроме того, в Вооруженных Силах СССР были установлены новые сроки службы: в Сухопутных войсках и Военно-воздушных силах - 3 года, в Военно-морском флоте - 4. Позднее, в 1968 г., срок срочной службы сократился до 2 лет в Сухопутных войсках и до 3 - в Военно-морском флоте. Выпускники институтов, не получившие военной подготовки, служили 1 год. Помимо осеннего был введен и весенний призыв.

В настоящее время правовой основой прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями), «О статусе военнослужащих», «Об обороне», Положение о порядке прохождения военной службы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в области обороны, а также международные договоры Российской Федерации.

14 июня 2006 года Государственная Дума России приняла поправки в Закон «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающие для граждан мужского пола, призванных в срок с 1 октября 2007 года, срок службы в армии по призыву 18 месяцев, а с 1 января 2008 года - 12 месяцев и одновременно отменяющие целый ряд существовавших ранее отсрочек от призыва, существенно сократившие количество военных кафедр в гражданских вузах и ужесточившие требования к их выпускникам.

В соответствии с ныне действующим законодательством призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На воинском учете обязаны состоять все граждане, за исключением:
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
- проходящих военную службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- лиц женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на военную службу не призываются.

Основания для отсрочки:
1. Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, вузе (с некоторыми оговорками).
2. Обучение в аспирантуре.
3. Категория годности «временно не годен» по состоянию здоровья.
4. Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико- социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Фактически последнее требование равносильно наличию инвалидности I группы.
5. Опекунство или попечительство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
6. Наличие ребенка, при условии что он воспитывается без матери.
7. Наличие двух и более детей.
8. Наличие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.
9. Поступление на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно- исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
10. Наличие ребенка и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
11. Избрание депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатом представительных органов муниципальных образований или главой муниципальных образований и осуществление своих полномочий на постоянной основе - на срок полномочий в указанных органах.
12. Регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.

Гражданин освобождается от призыва на военную службу, если он:
- признан не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
- уже прошел или проходит военную службу в Российской Федерации;
- уже прошел или проходит альтернативную гражданскую службу;
- прошел военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Гражданин имеет право на освобождение от призыва, если он:
а) имеет предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) является сыном (родным братом):
- военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, погибшего (умершего) в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и гражданина, проходившего военные сборы, погибшего (умершего) в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- гражданина, умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Воспользоваться ли этим правом, гражданин решает сам. Если да, то желательно официально заявить об этом, написав соответствующее заявление в призывную комиссию.

Особенности прохождения военной службы военнослужащими по призыву

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
- явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
- явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Для проведения призыва создается призывная комиссия. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, проходит медицинское освидетельствование. По его результатам, а также с учетом других данных призывная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от воинской обязанности.

Признанные на медицинском освидетельствовании годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями подлежат призыву на военную службу. Как правило, граждан, имеющих категорию годности к военной службе с незначительными ограничениями, не направляют в Военно-воздушные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ и некоторые другие части.

Гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляют отсрочку от призыва для обследования и лечения на срок 6 или 12 месяцев.

Признанные ограниченно годными зачисляются в запас, и один раз в три года они подлежат освидетельствованию до достижения 27-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе снимаются с воинского учета.

Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считают день присвоения воинского звания рядового.

Срок военной службы исчисляется с первого ее дня. В него не засчитывается время:
- пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;
- самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия.

Первое воинское звание рядового присваивается гражданину Российской Федерации, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, при убытии его из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Воинское звание матроса присваивается военнослужащему, призванному на военную службу, при зачислении его в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает соответствующую должность.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

Кроме этого, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и имеющим воинские звания сержантов (старшин), могут присваиваться воинские звания досрочно. Для этой категории также предусмотрено присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины).

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины назначаются на воинские должности приказом командира полка, отдельного батальона (отдельной роты) или им равными командирами (начальниками).

При назначении на воинскую должность учитываются имеющееся у военнослужащего образование, его профессиональные, морально-психологические качества и состояние здоровья.

Назначение солдат, матросов, сержантов и старшин на высшие воинские должности производится в зависимости от их соответствия этим должностям и наличия вакансий.

Преимущественным правом назначения на высшие воинские должности пользуются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками боевой подготовки и не имеющие дисциплинарных взысканий.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, признанные военно- врачебной комиссией годными к военной службе или годными с незначительными ограничениями, но не годными к военной службе по конкретной специальности, назначаются на воинские должности, обязанности по которым они могут исполнять с учетом их состояния здоровья. Если в воинской части отсутствуют такие воинские должности, то военнослужащие переводятся в другие воинские части. Матросы и старшины, проходящие военную службу на кораблях и судах Военно-морского флота и признанные по состоянию здоровья не годными для прохождения военной службы на них, переводятся в береговые воинские части флота.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, как правило, проходят военную службу в тех воинских частях, в которые они были направлены при призыве на военную службу или прибыли после окончания подготовки в учебных воинских частях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделений, воинских частей, соединений) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее 6 месяцев и после подготовки по соответствующей специальности.

Переводы военнослужащих к новому месту военной службы из одной воинской части в другую в пределах Вооруженных Сил осуществляются в следующих случаях: по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, переводятся к новому месту военной службы без их согласия.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие больных и пенсионного возраста родителей, у которых в период военной службы возникло право на ее прохождение вблизи места проживания семьи, при представлении соответствующих документов могут быть переведены к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам.

Особая значимость военной службы проявляется в более строгих мерах воздействия за нарушения или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей. Например, за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением его с военной службы.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, выслужившие установленные сроки военной службы по призыву, если они не изъявили желания продолжать военную службу по контракту, увольняются с военной службы.

Военнослужащие, уволенные с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должны быть полностью обеспечены установленными видами довольствия. До проведения с военнослужащими всех необходимых расчетов они из списков личного состава воинской части без их согласия не исключаются.

Увольняемые с военной службы солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что руководство государства и Вооруженных Сил в настоящее время рассматривает новые пути создания мобилизационного резерва в стране.

Так, в своем Послании Федеральному собранию РФ в 2013 году Президент России Владимир Путин предложил, не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность. Данный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим, воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные Силы.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса руководителю занятия необходимо подчеркнуть, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Ее прохождение представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала идо ее окончания.
При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на то, что наряду с правами гражданин, подлежащий призыву на военную службу, имеет и обязанности в соответствии с российским законодательством. В Российской Федерации установлено правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Российское законодательство определяет порядок призыва граждан на военную службу и порядок ее прохождения данной категорией.

Рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-Ф3 от 28 марта 1998 года.
2. Федеральный закон «Об обороне» № 61 -ФЗ от 31 мая 1996 года.
3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года.
4. Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года).
5. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ 12 декабря 2013 года.

Майор Борис ИВАНОВ

— важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. «Защита Отечества, — записано в статье 59 Конституции, - является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

В соответствии с в целях обеспечения надежной защиты Отечества, обороны страны Федеральным законом «Об обороне» установлена воинская обязанность граждан.

Непосредственным предназначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил необходимым количеством всех категорий личного состава, отвечающего предусмотренным законодательством требованиям.

В настоящее время основным актом законодательства, предусматривающим содержание, формы, порядок исполнения воинской обязанности в России, является Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. От воинской обязанности освобождаются граждане только по указанным в нем основаниям, в том числе граждане, не годные к военной службе по состоянию здоровья. Воинская обязанность не распространяется на проживающих в России иностранцев и лиц без гражданства. Как записано в статье 1 Закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Воинскому учету подлежат все граждане, кроме освобожденных от воинской обязанности. Порядок воинского учета граждан определяется Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о воинском учете, которое утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола проводится в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола осуществляется районным или городским военкоматом после приобретения этими лицами военно-учетной специальности. На граждан, поставленных на воинский учет, возлагается ряд обязанностей по воинскому учету. Они обязаны, например, являться по вызову военкома по вопросам воинского учета, сообщать в орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего места жительства, семейного положения, образования, места работы и должности.

Подготовка граждан к военной службе — это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Существует два вида подготовки юношей к военной службе: обязательная и добровольная. Обязательная предусматривает получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание. Добровольная подготовка к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Порядок прохождения военной службы

Заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в , других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

В Вооруженных Силах — это и непосредственное участие в боевых действиях, и повседневная боевая подготовка, все другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, выполнение иных уставных требований, соблюдение воинской дисциплины и т. п.

Особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на военную службу или не проходившим военную службу и впервые призванным на военные сборы. Эти граждане принимают военную присягу на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Они клянутся свято соблюдать Конституцию и законы своей Родины, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Текст и порядок принятия присяги определяются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Солдаты и матросы принимают присягу после прохождения программы курса молодого солдата (матроса) и усвоения своих основных обязанностей, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть.

Принятие присяги проводится в торжественной обстановке, при Боевом Знамени части. День присяги является для части нерабочим днем и проводится как праздник.

В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству.

Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги:

«Я (фамилия, имя у отчество), торжественно присягаю на верность Родине — Российской федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Произнеся военную присягу, военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества. В этих случаях к месту церемонии приведения к Военной присяге обычно выводятся только военнослужащие, приводящиеся к ней.

Списки приведенных к Военной присяге хранятся в штабе воинской части в особой папке пронумерованными, прошнурованными и опечатанными сургучной печатью. По истечении установленного срока списки сдаются в архив.

В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка начальника штаба воинской части: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)».

Произнеся военную присягу и скрепив ее собственноручной подписью, военнослужащий становится лично ответственным за судьбу Отечества, его безопасность и территориальную целостность. Отныне служба воина полностью определяется требованиями принятой им присяги, центральное место в которой принадлежит воинскому долгу — мужественно защищать Отечество.

Отличительной особенностью военной службы является ее строго обязательный характер, высокая степень обязательности выполнения служебных обязанностей каждым военнослужащим.

Военнослужащие пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые, установленные законами, ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. В то же время военнослужащие имеют ряд дополнительных прав и льгот, определенных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Что касается конкретной служебной деятельности военнослужащих, их быта, учебы и повседневной деятельности, то все это регулируется нормативно-правовыми документами — общевоинскими уставами: Дисциплинарным уставом, Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной службы, Строевым уставом, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140.

В зависимости от уровня военной (военно-специальной) подготовки, характера занимаемых должностей, существующих воинских званий все военнослужащие различаются по составам. Законом «О воинской обязанности и военной службе» установлены следующие составы военнослужащих:

  • солдаты, матросы, сержанты, старшины;
  • прапорщики и мичманы;
  • офицеры (младшие, старшие, высшие).

Для военной службы характерно наличие воинских званий военнослужащих, система которых установлена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (табл. 1). Соответствующее воинское звание присваивается персонально каждому военнослужащему.

Таблица 1. Состав и воинские звания

Состав военнослужащих

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты и матросы

  • Рядовой (курсант)
  • Ефрейтор
  • Матрос
  • Старший матрос

Сержанты и старшины

  • Младший сержант
  • Сержант
  • Старший сержант
  • Старшина
  • Старшина 2-й статьи
  • Старшина 1-й статьи
  • Главный старшина
  • Главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

  • Прапорщик
  • Старший прапорщик
  • Мичман
  • Старший мичман

Младшие офицеры

  • Младший лейтенант
  • Лейтенант
  • Старший лейтенант
  • Капитан
  • Младший лейтенант
  • Лейтенант
  • Старший лейтенант
  • Капитан-лейтенант

Старшие офицеры

  • Майор
  • Подполковник
  • Полковник
  • Капитан 3-го ранга
  • Капитан 2-го ранга
  • Капитан 1-го ранга

Высшие офицеры

  • Генерал-майор
  • Генерал-лейтенант
  • Генерал-полковник
  • Генерал армии
  • Маршал Российской Федерации
  • Контр-адмирал
  • Вице-адмирал
  • Адмирал
  • Адмирал флота

Указом Президента РФ с 1 января 2008 г. для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки: рядовой, матрос — 5 месяцев; младший сержант, старшина 2 статьи — 1 год; сержант, старшина 1 статьи — 2 года; старший сержант, главный старшина — 3 года; прапорщик, мичман — 3 года; младший лейтенант — 2 года; лейтенант — 3 года; старший лейтенант — 3 года; капитан, капитан-лейтенант — 4 года; майор, капитан 3 ранга — 4 года; подполковник, капитан 2 ранга — 5 лет.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

Для военнослужащих устанавливаются также особые формы одежды (рис. 1-2) и знаки различия (рис. 3-9), которые утверждаются Президентом Российской Федерации. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба. Ношение военной формы одежды со знаками различия гражданами, не имеющими на это права, запрещено законом.

Рис. 1. Образцы военной формы одежды офицеров и прапорщиков (кроме ВМФ): I — зимияя парадная для строя и вне строя; 2 — зимняя повседневная для строя; 3 — зимняя повседневная; 4 — зимняя полевая; 5 — летняя парадная для строя и вне строя; 6 — летняя повседневная для строя; 7 — летняя повседневная; 8 — летняя полевая

Рис. 2. Образцы военной формы одежды старшин, сержантов и солдат (кроме ВМФ): 1 — зимняя парадная для строя; 2 — зимняя парадная вне строя; 3 — зимняя парадная для строя в ВДВ; 4 — зимняя полевая; 5 — летняя парадная для строя; 6 — летняя парадная вне строя; 7 — летняя парадная для строя и вне строя в ВДВ; 8 — летняя повседневная для строя и вне строя

Рис. 3. Знаки различия военнослужащих — погоны (отдельные образны): 1 — маршал Российской Федерации; 2 — генерал армии; 3 — генерал-полковник; 4 — генерал-лейтенант; 5 — генерал-майор (юстиции); 6 — генерал-майор (погон для парадной формы); 7 — полковник; 8 — капитан 1 ранга; 9 — подполковник; 10 — майор; 11 — капитан; 12 — старший лейтенант; 13 — лейтенант; 14 — младший лейтенант; 15 — старший прапорщик; 16 — прапорщик; 17 — старшина; 18 — старший сержант; 19 — сержант; 20 — старшина 1-й статьи; 21 — младший сержант; 22 — ефрейтор; 23 — рядовой

Рис. 4. Эмблемы (петличные знаки различия) видов ВС и родов войск: 1 — Ракетные войска стратегического назначения; 2 — Сухопутные войска; 3 — Военно-воздушные силы; 4 — Войска ПВО; 5 — Воздушно-десантные войска; 6 — Мотострелковые войска; 7 — Танковые войска: 8 — Ракетные войска и артиллерия

Рис. 5. Эмблемы (петличные знаки различия) специальных войск и служб ВС: 1 — Инженерные войска; 2 — Войска радиационной, химической и биологической защиты; 3 — Войска связи; 4 — Автомобильные войска; 5 — Дорожные войска; 6 — Топографическая служба; 7 — Юридическая служба; 8 — Служба военных сообщений; 9 — Служба горючего; 10 — Медицинская служба; 11 — Ветеринарно-санитарная служба; 12 — Военно-оркестровая служба

Рис. 6. Знаки различия военнослужащих — нарукавные знаки (левый рукав): I — Вооруженные Силы (кроме ВМФ); 2 — Вооруженные Силы (лля ВМФ); 3 — Военные представители в зарубежных странах; 4 — Специальный контингент в составе Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности

Рис. 7. Нарукавные знаки различия (правый рукав): 1 — Министерство обороны РФ; 2 — Генеральный штаб ВС РФ; 3 — Тыл ВС РФ: 4 — Сухопутные войска; 5 — Военно-воздушные силы; 6 — Военно-Морской Флот; 7 — Ракетные войска стратегического назначения; 8 — Воздушно-десантные войска; 9 — Космические войска

Рис. 8. Кокарды на головные уборы (кроме ВМФ): 1 — кокарда в обрамлении шитья золотистого цвета на фуражки высших офицеров; 2 — кокарды на фуражки старших и младших офицеров, прапорщиков, шапки-ушанки офицеров и прапорщиков, на пилотки высших офицеров; 3 — кокарда на фуражки, береты, пилотки, шапки-ушанки старшин, сержантов, солдат, курсантов, на пилотки старших и младших офицеров, прапорщиков; 4 — кокарда защитного цвета (для полевой формы одежды)

Рис. 9. Нагрудные знаки воинской доблести и мастерства: 1 — Гвардия; 2 — За дальний поход (надводные силы); 3 — За дальний поход (подводные силы); 4 — За прыжок с парашютом; 5 — Классность офицерского состава (3, 2, 1 класс, «Мастер»); 6 — Классность рядового и сержантского состава (3, 2, 1 класс, «Мастер»); 7 — За спортивные достижения

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Условия и особенно порядок прохождения военной службы определяются военным законодательством и устанавливаются дифференцированно применительно к составам военнослужащих и в зависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления — по контракту. К числу основных моментов и фактов, урегулированных юридически и образующих в своей совокупности порядок прохождения военной службы, относятся следующие: определение начала военной службы, ее продолжительности и окончания; правила присвоения воинских званий, повышения и снижения в воинских званиях, лишения этих званий; условия назначения на должности и освобождения от них, порядок продвижения военнослужащих по службе; условия перемещений, командировок военнослужащих, предоставления им отпусков.

Началом военной службы для проходящих ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата субъекта РФ к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законов о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах для них и членов их семей. С этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или иным видам юридической ответственности по правилам военного законодательства. Срок военной службы для этих военнослужащих с 2008 г. составляет 12 месяцев.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, увольняются с военной службы по истечении сроков их военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков части. Военнослужащие до старшины (главного корабельного старшины) увольняются с военной службы командирами воинских частей.

Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке — по контракту, отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет.

Ко всем гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования. На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие на военную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.

Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки. Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однако общая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельного возраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов и старшин — 45 лет.

Законодательством предусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечения сроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признаны военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе или которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишения воинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям.

Имеет право на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания его ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание и заботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, если мать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв), который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запас зачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, не связанным с их убеждением. Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общая продолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

1 учебный вопрос: «Законодательство Российской Федерации о социальной защите граждан, проходящих военную службу по контракту». В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федераль-ные законы: «О статусе военнослу-жащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». Они способствуют повышению социальной защищенности военнослужащих, укреплению стабиль-ности их социального положения, сохра-нению значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты воен-нослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников. В 2004 г. произошло реформирование системы социальной защиты населения. В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» вместо перечня льгот и компенсаций государство предоставило нормативную категорию «социальные гарантии». Понятие «льготы» – предмет постоянного науч-ного внимания в области военно-социаль-ного законодательства. Так, под льготами понимают разновидность специальных прав, более высокий уровень возмож-ностей для удовлетворения потребностей в социальных благах, поощрительное освобождение от некоторых обязан-ностей, правовой стимул и другое. Т. е. льгота – это конкретное, выраженное в нормах права «облегчение», выраженное в предоставлении военнослужащим и гражданам, уволенным с военнойслуж-бы, членам их семей дополнительных особых прав или преимуществ. До замены этого понятия на категорию «социальные гарантии» смысл соответ-ствующих норм заключался в предостав-лении конкретных прав (преимуществ) военнослужащим и членам их семей. Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможность, более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в Конституции и законах требования становились бы фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Под обеспечением прав и свобод понимается система их гарантирования, т. е. система условий и специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях и их охрану. Категория «социальные гарантии» состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное и многозначное понимание. Прежде всего, это относится к понятию «гарантии», разделяющемуся на гарантии общие и специальные. В любом случае неизменным остается смысл термина «гарантия» (фр. garantie) «ручательство», «обеспечение». Таким образом, если льгота – это конкретное, выраженное в нормах права облегчение, выраженное в предостав-лении военнослужащим и членам их семей, дополнительных особых прав или преимуществ, то гарантии – это совокупность условий, средств и способов, призванных обеспечить эти дополнительные права и преимущества в определенной (социальной) сфере. Основное отличие гарантий от льгот заключается в их функциональном предназначении: если правовые нормы о льготах с точки зрения их содержания являются нормами материального права, т. е. устанавливают конкретные виды, объем предоставляемых военнослужащим вполне осязаемых материальных благ и размеры компенсационных денежных выплат, то гарантии относятся к процедурной процессуальной сфере, обеспечивающей создание необходимых условий для безусловной реализации социальных норм о льготах и доведение материальных благ до конкретных получателей. В этом смысле: льгота – это собственно благо, а гарантия – это способ (условие, средство) реализации этого блага. Таким образом, нормативное закрепление термина «социальные гарантии» в законодательстве направлено на повышение социального положения военнослужащих и членов их семей. Социальная защита является одним из элементов социальной политики государства (схема №1). Социальная защита – это система мероприятий и учреждений, гарантирую-щих минимально достаточные условия жизни, удовлетворяющие потребности жизнеобеспечения и деятельного сущест-вования человека. Социальная защита основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку (военнослужащему) реальные возможности реализации его прав и гарантий (социально-экономических, правовых (политичес-ких), культурных (духовных) на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования. Социальная защита направлена на: уменьшение продолжительности рабочего дня; увеличение заработной платы; увеличение пенсий, пособий, различных выплат; предоставление льготных услуг и т.д. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неудовлетворенности, агрессивности общества. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также является функцией государства и предусматривает: реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. В Законе «О статусе военнослужащих» дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит: военнослужащих и членов их семей; граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей; граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей. В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной думы по: обороне, безопасности, делам ветеранов и социальной политике. Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны. В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ. Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование – одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск. Главенствующая роль в организации социальной и правовой защищенности военнослужащих непосредственно в войсках принадлежит командиру воинской части. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов, что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка: утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи. Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по работе с личным составом отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. Законодательство Российской Федерации нацелено прежде всего на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Функция социальной защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан государства, в том числе и для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защиту. При этом учитывается, что военнослужащие – это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод. Основным отличием социальной защиты военнослужащих от социальной защиты гражданского населения является то, что в ней нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях вести дополнительную деятельность для повышения своего благосостояния. Анализ документов, посвященных проблемам социально-правовой защите военнослужащих, дает основание для вывода о том, что одно из направлений в деятельности органов государственной власти по социально-правовой защите составляет разработка и принятие законов, других нормативных актов, определяющих права, льготы военнослу-жащих и гарантии их реализации. Многолетняя практика показывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он заработал, воплотился в практику, необходим отлаженный механизм право-реализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению. В сфере социальной защиты военнослу-жащих этот механизм включает в себя: соответствующие правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления; активную деятельность соответству-ющих субъектов, наделенных определен-ными полномочиями по социальной за-щите военнослужащих; реальную возможность военнослу-жащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореали-зующий процесс. Военно-социальная работа с воен-нослужащими призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и таким образом является составной частью механизма правореализации. Военно-социальная работа с военнослужащими – это относительно самостоятельное направление деятель-ности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед военной органи-зацией общества. По своему содержанию военно-социальная работа с военнослу-жащими включает: изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей; выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты воен-нослужащих; организацию и проведение правового воспитания различных категорий воен-нослужащих; обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социаль-но-правовых проблем; обучение командиров, других дол-жностных лиц правовым основам служеб-ной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей; взаимодействие с органами государ-ственной власти и местного самоупра-вления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военно-служащих и членов их семей. Исходя из этого, военно-социальную работу с военнослужащими можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государ-ственной власти, общественными объеди-нениями правоприменительную и право-исполнительную деятельность органов военного управления, воинских дол-жностных лиц по реализации установ-ленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания вы-сокого уровня морально-психологи-ческого состояния военнослужащих. Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе военной организации, обусловили необ-ходимость усиления социально-экономи-ческой защищенности военнослужащих. Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные на них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей. На практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослу-жащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечи-вающих этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач. До недавнего времени в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определялись пакетом законов, юридически обеспечи-вающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослу-жащих, социально-бытовое обслужива-ние.

Гипермаркет знаний >>Основы безопасности жизнедеятельности >>ОБЖД 11 класс >>Прохождение военной службы по призыву

4.4. Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу

Призыв граждан на военную службу осуществляется 2 раза в год:

Призыв на военную службу организуется на основании Указов Президента Российской Федерации.

Сроки призыва для определенных категорий граждан в зависимости от рода их деятельности и места проживания уточняются. Граждане, проживающие в отдаленных районах Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня. Граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах , призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря. Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими 18-летнего возраста.

Призыв граждан на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром. Осуществляет призыв призывная комиссия (см. раздел 3.2).

При принятии решения о призыве гражданина на военную службу призывная комиссия руководствуется заключением специалистов по результатам медицинского освидетельствования о годности граждан к военной службе по установленным категориям.

По данным медицинского освидетельствования, граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, как правило, не направляются для прохождения службы в воздушно-десантные войска , морскую пехоту, плавающий состав ВМФ, спецсооружения и на ряд отдельных военно-учетных специальностей.

Группа профотбора к моменту вызова гражданина на призывную комиссию по результатам обработки всех сведений о его индивидуально-психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной пригодности делает заключение и дает рекомендации о пригодности призывника к военной службе по какому-то установленному классу сходных воинских должностей (командному, операторскому, связи и наблюдения, водительскому, специального назначения, технологическому).

Рекомендации о пригодности призывника учитываются при принятии решения о предназначении гражданина для прохождения военной службы в тот или иной вид, род войск Вооруженных Сил или другие войска.

При принятии решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу призывная комиссия будет руководствоваться законом об альтернативной гражданской службе.

При принятии решения об освобождении от призыва на военную службу призывная комиссия руководствуется положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (см. раздел 3.2).

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

Признанные негодными (категория «Д») или ограниченно годными к военной службе (категория «В») по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- прошедшие военную службу в другом государстве;
- имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;
- в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Кроме перечисленных случаев, не подлежат призыву на военную службу граждане:

Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Решение о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу принимается комиссией в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Об отсрочках подробно рассказано в главе 3.

Право на получение отсрочки имеют также граждане:

Поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственных организациях, перечень которых определен Правительством Российской Федерации;
- имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях;
- постоянно работающие врачами в сельской местности - на время этой работы.

Решение о зачислении гражданина в запас Вооруженных Сил РФ призывная комиссия принимает в случае, если по результатам медицинского освидетельствования гражданин признан ограниченно годным к военной службе (категория «В»). Такие граждане подлежат периодическому (один раз в три года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста.

Граждане, признанные негодными к военной службе (категория «Д»), исключаются с воинского учета.

Решение призывной комиссии гражданину объявляет председатель призывной комиссии или военный комиссар.

Прохождение военной службы

Порядок прохождения военной службы определяется федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы (вклейка, фото 4). С этого момента гражданин приобретает статус военнослужащего.

По прибытии в часть и после прохождения начальной военной подготовки военнослужащий приводится к Военной присяге. Продолжительность начальной военной подготовки не превышает двух месяцев.

До приведения военнослужащего к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за ним не может закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Солдаты и матросы, прибывшие в воинскую часть из военных комиссариатов на пополнение, после прохождения соответствующей программы и усвоения основных обязанностей солдата (матроса), значения Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины, но не позднее чем через 2 месяца приводятся к Военной присяге.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач в повседневной деятельности. Она организуется в соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (вклейка, фото 14).

Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.

Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения - командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты - старшина роты.

Каждый военнослужащий проходит военную службу на определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях установлены составы военнослужащих и соответствующие им воинские звания. Перечень составов и воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил РФ определен Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (табл. 3).

Таблица 3

Для военнослужащих устанавливаются военная форма и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск утверждаются Президентом Российской Федерации (вклейка фото 15-18).

Знаки различия по видам Вооруженных Сил РФ, родам войск и службам, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны.

В настоящее время правила ношения военной формы одежды определены приказом министра обороны № 210 от 28 марта 1997 г. "О правилах ношения военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Военная форма одежды военнослужащих подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из этих форм, кроме того, подразделяется на летнюю и зимнюю.

При выполнении военнослужащими специфических задач предусматривается ношение специальной (летно-технической, утепленной и др.) одежды.

форма одежды объявляется ежедневно или на период конкретных мероприятий командирами (начальниками) воинских частей (кораблей).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, носят военную форму одежды:

парадную - при принятии Военной присяги; при вручении воинской части Боевого Знамени; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при несении службы часовыми по охране Боевого Знамени;
полевую - на учениях, маневрах, боевых дежурствах и на занятиях в учебных центрах;
повседневную - во всех остальных случаях.

Для примера рассмотрим летнюю парадную форму для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Парадная форма одежды для строя и вне строя (кроме ВДВ):

Фуражка шерстяная защитного цвета.
Китель шерстяной защитного цвета.
Брюки шерстяные прямого покроя защитного цвета.
Рубашка защитного цвета.
Галстук защитного цвета с закрепкой золотистого цвета.
Ремень поясной черного цвета - при форме одежды для строя.
Ботинки черного цвета.

Напомним, что военная служба - это особый вид государственной службы, а военнослужащий - вооруженный защитник Отечества, на которого возлагается обязанность по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. Поэтому вся жизнь и деятельность военнослужащего в первую очередь подчинена обеспечению постоянной готовности выполнить свой конституционный долг по защите Отечества.

В этой связи каждому военнослужащему определены конкретные обязанности, исполнение которых обеспечивают боеспособность и боеготовность его подразделения, части и Вооруженных Сил РФ в целом.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов.

Должностные обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения задач, порученных военнослужащему согласно занимаемой им должности.

Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Выполнение специальных обязанностей военнослужащими предусмотрено при нахождении на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах (см. вклейку, фото 7), а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Общие обязанности солдата и матроса определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, где указано:

«Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного имущества. Он подчиняется командиру отделения.

Солдат (матрос) обязан:

Глубоко осознать свой долг воина Вооруженных Сил, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
- знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения и воинского приветствия;
- повседневно закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку (см. вклейку, фото 10-11), соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- постоянно быть по форме и аккуратно одетым;
- в совершенстве знать и иметь всегда исправное, вычищенное, готовое к бою оружие и военную технику;
- бережно носить одежду и обувь, своевременно и аккуратно их чинить, ежедневно чистить и хранить, где указано;
- строго выполнять требования безопасности при обращении с оружием, работе с техникой и в других случаях, а также требования пожарной безопасности;
- при необходимости отлучиться в пределах расположения части спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;
- при нахождении вне расположения части вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушения общественного порядка и недостойных поступков по отношению к гражданскому населению».

Специальные обязанности военнослужащего

Чтобы ознакомиться со специальными обязанностями военнослужащего, для примера рассмотрим обязанности дневального по роте и часового.

Дневальный по роте назначается из солдат Он отвечает за сохранность находящегося под его охраной оружия, шкафов с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. Он обязан:

Никуда не отлучаться из помещения роты без разрешения дежурного по роте;
- постоянно наблюдать за комнатой для хранения оружия;
- не пропускать в помещение посторонних лиц, а также не допускать выноса из казармы оружия, боеприпасов, имущества и вещей без разрешения дежурного по роте;
- немедленно докладывать дежурному по роте о всех происшествиях, о нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты, о замеченных неисправностях и нарушениях требований пожарной безопасности, принимать меры к их устранению;
- будить личный состав при общем подъеме, а также ночью в случае тревоги или пожара;
- своевременно подавать команды согласно распорядку дня;
- следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих (см. вклейку, фото 8);
- не позволять военнослужащим в холодное время, особенно ночью, выходить из помещения неодетыми;
- следить за тем, чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в отведенных для этого помещениях или местах;
- по прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду «Смирно!».

Часовой обязан:

Бдительно охранять и стойко оборонять свой пост;
- нести службу бодро, ни на что не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен;
- продвигаясь по указанному маршруту или находясь на наблюдательной вышке, внимательно осматривать подступы к посту, ограждение и докладывать по средствам связи о ходе несения службы в установленные сроки;
- не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность; самовольное оставление поста является воинским преступлением;
- иметь на посту оружие заряженным и всегда готовым к действию;
- не допускать к посту ближе расстояния, указанного в табеле постам и обозначенного на местности указателями запретной границы, никого, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, которых они сопровождают;
- знать маршруты и график движения транспортных средств караула, а также их опознавательные знаки и сигналы;
- уметь применять находящиеся на посту средства пожаротушения;
- вызывать начальника караула при обнаружении неисправности в ограждении объекта и нарушениях порядка вблизи своего поста или на соседнем посту;
- услышав лай караульной собаки или при срабатывании технических средств охраны немедленно сообщить об этом в караульное помещение.

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный распорядок

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях), размещаются в казармах. Размещение военнослужащих в спальных помещениях производится из расчета не менее 12 м объема воздуха на одного человека.

Кровати в спальных помещениях располагаются в последовательности, соответствующей штатно-должностному списку роты, и устанавливаются так чтобы около каждой из них или около двух сдвинутых вместе оставались места для прикроватных тумбочек, а между рядами кроватей было свободное место, необходимое для построения личного состава (см. вклейку, фото 9).

В прикроватной тумбочке военнослужащие хранят туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, принадлежности для чистки одежды и обуви, а также книги, уставы, тетради и другие письменные принадлежности.

Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделениях хранятся в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под постоянной охраной лиц суточного наряда.

В роте оборудуется душевая из расчета один кран (душевая сетка) на 15-20 человек, устанавливаются умывальники - один кран (сосок) на 5-7 человек и не менее двух ножных ванн с проточной водой. Оборудуется также место для стирки обмундирования военнослужащими.

Для чистки обмундирования и обуви отводятся отдельные, специально оборудованные помещения.

Курение военнослужащим разрешается в специально отведенных и оборудованных комнатах или местах, обеспечивающих пожарную безопасность.

Прибывшие на пополнение в полк военнослужащие в течение 14 суток размещаются в отдельном помещении. В этот период проводится углубленное медицинское обследование новичков, им делаются прививки. Происходит выдача обмундирования, обуви по установленным нормам и их подгонка.

Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания порядка, воинской дисциплины и воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи.

Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части. Распорядок дня воинской части регламентирует по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава части.

В распорядке дня предусматривается время для проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, приема пищи, ухода за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы. Время для личных потребностей военнослужащих составляет не менее 2 ч, 8 ч отводится для сна.

Каждую неделю в полку проводится парково-хозяйственный день в целях обслуживания вооружения, военной техники и других материальных средств, дооборудования и благоустройства объектов учебно-материальной базы, приведения в порядок военных городков и проведения других работ. В этот же день проводится общая уборка всех помещений, а также помывка личного состава в бане.

Боевое дежурство, учение, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определен министром обороны РФ, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Срочные мероприятия, непосредственно связанные с боевой и мобилизационной готовностью воинской части, выполняются по приказу ее командира в любое время суток с предоставлением военнослужащим отдыха не менее 4 ч.

Воскресные и праздничные дни являются днями отдыха для всего личного состава, кроме несущих боевое дежурство и службу в суточном наряде.

Накануне дней отдыха концерты, кинофильмы и другие мероприятия для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, разрешается заканчивать на 1 ч позднее обычного.

В дни отдыха утренняя физическая зарядка не проводится.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на одно увольнение в неделю из расположения части. Военнослужащие увольняются из расположения части командиром роты в назначенные командиром части дни и часы. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30% военнослужащих. Солдаты первого года службы увольняются из расположения части после приведения их к Военной присяге.
Разрешается посещение военнослужащих во время, установленное распорядком дня, в специально отведенной для этого в полку комнате посетителей.

Кроме того, члены семей военнослужащих и другие лица с разрешения командира могут посещать казарму, столовую, комнату боевой славы (истории) части и другие помещения для ознакомления с жизнью и бытом личного состава.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава части.

Военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Напомним что срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составляет 24 месяца. При этом в срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. В то же время один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

Проводы военнослужащих, уволенных в запас

Для проводов солдат (матросов) и сержантов (старшин), уволенных в запас, воинская часть выстраивается в пешем строю в повседневной форме одежды. Боевое Знамя при построении воинской части выносится по решению ее командира.

После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени военнослужащие, уволенные в запас, по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20-40 м перед строем, а затем по команде смыкаются к середине.

Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих в запас.

Командир воинской части благодарит военнослужащих, уволенных в запас, за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.



Просмотров