Программы обучения безопасным методам выполнения работ. Шпаргалка: Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Всем привет! В прошлой статье я рассуждал о программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для работников рабочих профессий. Сегодня вдогонку пост о программах обучения по охране труда/безопасным методам и приемам выполнения работ. Заметьте, я употребляю два этих понятия.

Мы не будем сегодня залезать в специальные правила безопасности по отраслям, там чаще всего всё написано понятно. Сосредоточимся на ГОСТ 12.0.004-90 и Постановлении 1/29.

Прошу также обратить внимание на то, что в этой статье я везде употребляю термины «рабочий» и «работник рабочей профессии», так как все РАБОЧИЕ являются РАБОТНИКАМИ, но не каждый РАБОТНИК является РАБОЧИМ.

Что нам говорит ГОСТ 12.0.004-90 по поводу обучения и проверки знаний рабочих.

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Что всё это значит? То есть, исходя из этого, обучению и проверке знаний подлежат только работники отдельных отраслей, к работам которых предъявляются повышенные требования безопасности. Это означает, что учить нужно далеко не всех.

Далее пункт 4.3. Скажем так, далеко не все отрасли разрабатывали типовые программы обучения работников рабочих профессий. Что, если ваше предприятие работает в отрасли, где не разработали ни одной типовой программы обучения. Как быть?

По этому вопросу ГОСТ 12.0.004-90 себя исчерпывает. Да и не стоит забывать, что он носит всё-таки рекомендательный характер.

Обратимся к Постановлению 1/29.

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Лично я не совсем понимаю эти 2 абзаца. Во первых, в первом абзаце идет речь об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, а во втором уже об обучении по охране труда. То есть, этот документ разделяет эти 2 понятия.

Во вторых,в этом пункте указаны условия при которых проводится эти 2 вида обучения: первое — всем, второе только при подготовке, переподготовке и обучении другим профессиям.

Я думаю многие согласятся, что этот документ достаточно противоречивый и, надеюсь, у Минтруда тоже скоро дойдут до него руки.

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Вы слышали это?! Оказывается комиссию для проверки знаний рабочих вообще можно не создавать! Достаточно, что проверку знаний проедет единолично непосредственный руководитель. А мы привыкли штамповать приказы о комиссиях. Ну да ладно, всё равно без протокола и комиссии не обойтись. Нужно же как-то доказать, что вы обучили и проверили рабочего. Но это уже совсем другая история.

Чем же поможет в нашем вопросе этот пункт. Он четко гласит — ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПРОВОДИ В ОБЪЕМЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА! Это означает, что программа обучения, как и программа инструктажа, должна базироваться на ИНСТРУКЦИЯХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

Многие скажут, что не надо ничего придумывать, ведь есть Письмо Минтруда от 17.05.2004, утверждающее Примерную программу обучения по охране труда работников организаций. Но, если вы вчитаетесь в нее, то поблагодарите Минтруд за то, что она только ПРИМЕРНАЯ. Нет, она вполне себе может быть использована для обучения специалистов и служащих, но она же практически неприменима для рабочих! Или может рабочему надо знать о Руководстве МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001-1996, ГОСТ Р 12.0.006-2002, о котором идет речь в теме 2.3. этой Программы?! А может ему будет интересна тема 1.9.: Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об охране труда?! На кой хрен скажите мне, рабочему нужно всё это! Повторюсь, я рад, что многие документы Минтруда являются примерными и не обязательными .

Ну а теперь, я предложу свой вариант программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ безопасным методам и приемам выполнения работ слесаря КИПиА

Настоящая программа составлена на основании ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, с учетом Письма Минтруда России от 17.05.2004.

Основой для проведения обучения и последующей проверки знаний работников рабочих профессий являются инструкции по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Понятия «охрана труда» и «пожарная безопасность».
  2. Обязанность работника по соблюдению требований охраны труда, пожарной безопасности и трудового распорядка.
  3. Основные причины травматизма для данной профессии.
  4. Основные требования безопасности по ИОТ слесаря КИПиА 6 разряда.
  5. Требования безопасности для электротехнического персонала по ремонту распределительных устройств.
  6. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по производству базальтопластиковой арматуры.
  7. Требования безопасности для электротехнического персонала при производстве работ на лестницах и стремянках.
  8. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по нанесении песчаных анкеров на базальтопластиковую арматуру.
  9. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин.
  10. Требования безопасности при проведении работ на высоте.
  11. Требования безопасности для электротехнического персонала при работе с мегомметром.
  12. Требования безопасности при работе с ручным слесарным инструментом.
  13. Требования безопасности при передвижении пешим ходом по территории и производственным помещениям.
  14. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ.
  15. Требования электробезопасности.
  16. Основы пожарной безопасности.
  17. Действия работника при несчастном случае, пожаре и (или) аварии.
  18. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Ну как вам такой минимум знаний для рабочего, а? Практически всё в ней из инструкций по охране труда для работника этой профессии. Ничего лишнего!

Это вариант программы, по его подобию, руководствуясь инструкциями, можно составить любую программу. Для программы вы также можете составить конспект, но, я сч

Не знаю как вы, а я, если ГИТ будет предъявлять мне что-то по обучению и проверке знаний рабочих — дам почитать ему эту статью.

Будьте минималистами, не раздувайте документацию по охране труда до нереальных размеров, дайте работнику только то, что ему нужно. 🙂

В следующий раз поговорим подробнее о проверке знаний работников рабочих профессий.

Спасибо за внимание. Не забываем согласовывать все документы по охране труда с собой 🙂 и профсоюзом.

Скачать образец Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих в формате WORD

P.S. Не стоит игнорировать и отраслевые программы обучения, если они разрабатывались ведомствами для вашей отрасли.

Работник обязан проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда (ст.214 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все сотрудники организации, в том числе её руководитель.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников компании несёт работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инструктажи по охране труда

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный на рабочем месте;
  • внеплановый на рабочем месте;
  • целевой на рабочем месте.

Вводный инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда («вводный инструктаж») проводится инженером по охране труда или лицом, назначенным приказом руководителя Компании, до приёма на работу или в первый день приёма на работу, по Программе проведения вводного инструктажа по охране труда

  • со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности,
  • с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте («первичный инструктаж») проводится до начала работы непосредственным руководителем прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, по Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте:

  • со всеми вновь принятыми в компанию работниками;
  • с работниками, переводимыми в пределах компании;
  • с работниками, выполняющими новую для них работу;
  • с командированными и временными работниками;
  • со студентами и учащимися,прибывшими на практику.

Стажировка на рабочем месте.

Первичная проверка знаний.

По окончании стажировки работник проходит проверку знаний в постоянно действующей комиссии магазина по проверке знаний, утверждённой приказом руководителя Компании. Результаты проверки знаний фиксируются в протоколе по проверке знаний.

Ежегодная проверка знаний.

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте («повторный инструктаж») проводится не реже одного раза в шесть месяцев, а при наличии опасных видов работ не реже одного раза в три месяца непосредственным руководителем, прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, по Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте. В случае отсутствия работника на рабочем месте в установленные сроки (отпуск, командировка, больничный и т.п.), повторный инструктаж проводится в первый день выхода перед началом работы.

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте («внеплановый инструктаж») проводится непосредственным руководителем выполняемых работ прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании, в следующих случаях:

  • при введении в действие новых или переработанных инструкций, положений, а также изменений и дополнений к ним;
  • при изменении технологического процесса, замене оборудования, приспособлений и инструмента;
  • при нарушении работниками требований охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или другой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе более 30 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте («целевой инструктаж») проводится непосредственным руководителем выполняемых работ, прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда и допущенным до проведения инструктажей в данном подразделении приказом руководителя Компании в следующих случаях:

  • при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы за пределами Компании и другое);
  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Проверка знаний работников и допуск к самостоятельной работе

Стажировка на рабочем месте.

После проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте руководители или лица их замещающие организуют обучение, вновь принятых работников, безопасным приёмам и методам работы путём прохождения стажировки на рабочем месте сроком от 2 до 14 смен.

Первичная проверка знаний.

По окончании стажировки работник проходит проверку знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний, утверждённой приказом руководителя Компании. Результаты проверки знаний фиксируются в протоколе по проверке знаний.

Допуск к самостоятельной работе

По окончании стажировки, проверки теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов выполнения работы руководитель осуществляет допуск работника к самостоятельной работе, о чем делается соответствующая запись в распоряжении о допуске к самостоятельной работе и журнале инструктажа на рабочем месте.

Ежегодная проверка знаний. В процессе трудовой деятельности работники проходят ежегодную проверку знаний в постоянно действующей комиссии по «Программе обучения по охране труда для персонала».

Проведение обучений по охране труда и проверка знаний для руководителей и специалистов

Первичная аттестация руководителей и специалистов

После прохождения вводного инструктажа все руководители и специалисты, не позднее одного месяца со дня вступления в должность, должны пройти обучение в учебных центрах или в постоянно действующей комиссии Компании, по программе обучения руководителей и специалистов по охране труда, утверждённой на основании действующего законодательства о труде.

Повторная проверка знаний руководителей и специалистов

Не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят очередную проверку знаний по охране труда в постоянно действующей комиссии Компании или учебных центрах.

Внеплановая проверка знаний руководителей и специалистов

Проводиться в следующих случаях:

  • при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;
  • при переводе работника на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;
  • при нарушении ими или подчинёнными требований законодательства о труде, отраслевых Правил эксплуатации и техники безопасности, инструкций по охране труда и других нормативных документов;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по решению работодателя (или уполномоченного им лица.

(Более подробно Вы можете ознакомиться с материалом, пройдя по ссылке Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда


3.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу .

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится при их переподготовке и обучению другим рабочим профессиям , а также в виде специального обучающего курса (тренинга), по мере необходимости при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения работниками работ с повышенным уровнем профессионального риска или на опасных производственных объектах.

3.2 Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ работников отдельных отраслей и производств определяются работодателем на основе соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов по безопасности ведения работ и охране труда.

3.3 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят по рабочим программам, разработанным и утвержденным работодателем в соответствии с Примерной программой обучения по охране труда (теоретическая часть) и практическими задачами конкретного рабочего места.

3.4 Обучение безопасным методам и приемам труда проводят в специально созданных учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, в учебных и действующих рабочих местах под руководством инструктора производственного обучения, прошедшего соответствующее обучение по охране труда и имеющего большой практический опыт.

3.5 Обучение безопасным методам и приемам труда работников рабочих профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, завершается экзаменом либо письменным тестированием. Рабочему, успешно сдавшему экзамен, выдают удостоверение (или оформляют допуск) на право самостоятельной работы.

3.6 Все работники рабочих профессий, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенным уровнем профессионального риска - более одного года, также должны пройти обучение по безопасным методам и приемам труда до начала самостоятельной работы.

3.7 Вопросы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и обучения требованиям охраны труда должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной подготовки работников рабочих профессий, переподготовки, получения второй профессии, повышения квалификации, проводимых непосредственно работодателем или в обучающих учреждениях.
^

4 Проведение стажировки на рабочем месте


4.1 Стажировка - производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ.

4.2 Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо имеющих перерыв в работе более года, проведение стажировки на рабочем месте со сдачей экзаменов , а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

4.3 Продолжительность и содержание стажировки устанавливается работодателем (или уполномоченным им лицом), направляющим работника на обучение, исходя из ее целей.

4.4. Подведение итогов стажировки для лиц, принятых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проводится в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда, утвержденных работодателем.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки работника, уровень его знаний требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности), оформляет соответствующий протокол (приложение 5) и запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

4.5. При удовлетворительных итогах стажировки работодатель (или уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) работники, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны пройти повторную проверку знаний требований охраны труда в течение одного месяца.
^

5 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим


5.1 Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве проводится работодателем (или уполномоченным им лицом) в течение месяца при приеме на работу для всех вновь принимаемых на работу лиц, при переводе на новую работу, а также в силу производственной необходимости для отдельных работников, работающих самостоятельно или в группе в условиях повышенного уровня профессионального риска травмирования или острого профессионального заболевания (ингаляционного отравления, радиационного поражения), а также вдали от пунктов медицинской помощи.

Для работников рабочих профессий работодатель (или уполномоченное им лицо) организует периодическое обучение оказанию первой помощи пострадавшим, но не реже одного раза в год.

Работодатель вправе привлекать для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ специалистов организаций, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года №205н.

5.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Рабочие программы всех инструктажей и видов обучения требованиям охраны труда должны включать в себя вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по рабочим учебным программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке работодателем на основе соответствующего Примерного Учебно-тематического плана и Примерной программы обучения (приложения 6,7).

5.3. Работодатель организует обучение работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи во вредных и (или) опасных условиях труда, в виде специального курса обучения (тренинга) приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Во всех подразделениях или в обособленно работающей бригаде (группе) работников, выполняющих работу в требующих особой готовности к оказанию первой помощи вредных и (или) опасных условиях труда, должно быть не менее одного такого обученного лица в каждой смене.

5.4. Перечень должностей и профессий работников, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов обучения работников приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве определяются работодателем самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка, а также специфики трудовой деятельности работников и соответствующих государственных нормативных требований охраны труда и безопасности производства.
^

6 Периодическое обучение по охране труда


6.1.Периодическое обучение по охране труда (далее – Обучение) проходят определенные категории работников (далее – обучаемый персонал) организаций.

1) Руководители и специалисты по охране труда, в том числе:


  • руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда;

  • заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – индивидуальные предприниматели, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- руководители структурных подразделений и непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

Специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации (выполнения) работы по охране труда (специалисты по охране труда), обеспечивающие организацию работ по охране труда.

2) Члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющие организацию общественного контроля, работы по реализации «социального диалога» (консультаций) работодателя и работников по вопросам охраны труда.


  1. Члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций, оценивающие уровень приобретенных знаний слушателей (работников) в процессе обучения по вопросам охраны труда.

  2. Специалисты аттестующих организаций, проводящих аттестации рабочих мест по условиям труда, и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда.
5) Педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся, осуществляющие обучение и профессиональную подготовку по охране труда и/или проверку знаний требований охраны труда в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами и Примерными программами обучения по охране труда.

6) Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда, обеспечивающие реализацию государственной политики в области охраны труда; организацию и проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.

6.2. Обучаемый персонал организаций проходит Обучение в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение осуществляется с отрывом, с частичным отрывом от работы (до 3-х рабочих дней) с использованием как традиционных методов обучения (лекция, практические занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации), модульной системы обучения, так и активных методов (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги), возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категории и отраслевой специфики обучаемых.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты по охране труда организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

6.3. Обучение персонала организаций проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других организациях, осуществляющих образовательную деятельность при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, соответствующей материально-технической базы, и прошедших аккредитацию Минздравсоцразвития России по соответствующим рабочим планам и программам с учетом специфики вида экономической деятельности, разработанным на основании Примерного Учебно-тематического плана и Примерной учебной программы обучения по охране труда, отличающихся объемом аудиторных часов (18, 40 и 72 час.) для определенных категорий обучаемых (приложения 8,9,10,11).

6.3.1. Учебно-тематический план объемом 18 аудиторных часов для:

Руководителей организаций, заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда;

Заместителей главных инженеров по охране труда, работодателей – индивидуальных предпринимателей, иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

6.3.2. Учебно-тематический план объемом 40 аудиторных часов для:

Руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей работ (мастер, прораб, преподаватель), инженерно-технических работников;

Членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

6.3.3. Учебно-тематический план объемом 72 аудиторных часа для:

Специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда (специалистов по охране труда);


  • членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

  • специалистов аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

  • педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподавателей дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;

  • специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда.
6.4. Отдельные категории работников из состава обучаемого персонала проходят обучение в обучающих организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской а именно:

Специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Специалисты аттестующих организаций и организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций;

Руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;


  • педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся.

Обучение работающих безопасным методам труда

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на: промышленных предприятиях транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях и в процессе трудовой деятельности. Обучение основам безопасности труда в учебных заведениях организуется и проводится на всех стадиях обучения, в учебно-воспитательных учреждениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучению вторым профессиям. Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999)

Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения

Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии. Внеплановый инструктаж проводится: - при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.); - по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; - при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;- по решению работодателя (или уполномоченного им лица). Целевой инструктаж проводится в следующих случаях: при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);- при ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы; при проведении в организации массовых мероприятий. Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ. Проверка знания требований охраны труда. Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.

Обучение первой помощи на производстве

Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве начинается с издания приказа об ответственных за оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях и аптечке первой помощи. В соответствие с эти приказом инженер (ответственный) по охране труда должен провести обучение ответственных за оказание первой доврачебной помощи в лечебном учреждении, имеющем лицензию на оказание этого вида услуг (в основном это медучреждения МЧС).Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится во время учений (тренировок) по пожарной безопасности или во время специальных учений (гражданская оборона),надо отметить, что работники, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускаются.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.




Просмотров