Профессия юрист история возникновения и становления. История профессии — юрист

Вариант 1

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы - С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров - больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:


Общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

Применительно к России и зарубежным странам - историю государства и права, конституционное право;

Отрасли национальной системы права - административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.

А также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Вариант 2

Становление профессии юриста относится к эпохе Петра I в период модернизации страны. До этого лишь предпринимались попытки.

Реформы Петра I. Хотел учредить Академию Наук, в которой собирался открыть юридический факультет. (1725)

Юридическое образование не было популярным в стране в те времена. По необходимости юристы приглашались из-за рубежа, особенно из Германии.

Открытие в 1755 году Московского Государственного Университета привело к изменениям в данной области. Юридический факультет МГУ включал три кафедры: всеобщее римское право, теория и история русского права, международное право. Сначала лекции студентам читали иностранные профессора на своем языке. В 1765 году на юридическом факультете МГУ обучалось всего 11 студентов, в 1767 году – 22 человека. В 1770 году 300 студентов поступило, но только 2 закончили обучение.

К началу XIX века России не удалось решить проблему подготовки государственных служащих с юридическим образованием. В конце XVIII – начале XIXвв начинают преподавать русские профессора. Одними из первых были Десницкий и Третьяков. Они внесли в русскую историю знания европейского права. В 1790 году русский профессор Борюшкин (не имел юридического образования) внес практическое направление в юридическое образование.

В XIX и XXвв Россия начинает нуждаться в квалифицированных юристах. Несколько направлений решения проблемы:

1. Проведение преобразований в правовой сфере

2. Проведение судебной реформы 1864 года (издание новых актов «Об адвокатуре, нотариате и судебных приставах»)

3. Открытие и формирование юридических учебных заведений.

В XIX веке различные учебные заведения осуществляли подготовку юристов (Царскосельский лицей, МГУ, СПБГУ, Казанский и Демидовский в Ярославле, Варшавский, Киевский, Новороссийский, Пермский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты + училища высшего разряда:Демидовский юридический лицей, Катковский юридический лицей, Институт правоведения, военно-юридическая академия). Срок обучения – 3 года. В программу обучения входили лекции (по 4 часа в день) и практические занятия. Проходили ежегодные испытания. Особо успешные студенты получали звания «кандидат прав», остальные – «действительный юрист».

13 учебных дисциплин подразделялись на три блока. Студенты проходили практику в судах.

1905 г. – разрешение открывать частные вузы.

Отличительные черты юридического образования в России:

1. В России главный организатор юридического образования – государство. Оно определяло формы и содержание юридического образования.

2. Россия активно заимствовала западный опыт.

3. Юридическое образование отличалось ориентированностью на государственные и политические потребности.

4. Юридическое образование испытало воздействие двух крупных реформ (1835, 1864).

Выше указывалось, что вузовская подготовка к профессии юриста нацелена на выпуск профессионалов, способных успешно выполнять возложенные на них обязанности, осуществлять их в законных формах и методами, не противоречащими закону, на законных основаниях решать реальные проблемы в соответствии с меняющейся правовой обстановкой.

Вместе с тем следует иметь в виду, что общими предпосылками становления профессии юриста служат экономический, политический и духовный строй общества, объективные потребности в особой категории людей, которые могут на профессиональной основе участвовать в правовом регулировании общественных отношений, разрешать социальные конфликты, отстаивать права, свободы и законные интересы личности и других субъектов, действующих в сфере права. Следовательно, экономические и иные социальные условия служат предпосылками появления и развития юридической профессии как самостоятельной сферы человеческой деятельности. Выше отмечалось, что юристы были и в древности, и в эпоху Средневековья, и в Новое время, так как имелись соответствующие предпосылки и потребности для юридической работы в каждом конкретно-историческом типе общества. Бесспорно, облик юриста в любую из этих эпох не оставался неизменным, как и требования, предъявляемые к данной профессии.

Первичным звеном (предпосылкой) в приобретении профессии юриста является система юридического образования. Не менее важной предпосылкой принято считать потребности и запросы практики. Именно практика, по утверждению многих ученых, определяет адекватную модель юридического образования, которая должна быть практически ориентированной, т. е. соответствовать этим потребностям и запросам. Система образования, оторванная от целей и задач практики, будет бесперспективной и схоластической. Обе предпосылки находятся в единстве, взаимной обусловленности и взаимосвязи.

К предпосылкам становления профессии юриста необходимо отнести государственную поддержку системы юридического образования, приоритетных направлений развития фундаментальной науки и прикладных научных исследований. Без такой поддержки невозможно организовать подготовку высококвалифицированных юридических кадров и придать этой деятельности научную основу. Данная поддержка должна выражаться не только в финансовом и материальном обеспечении системы образования и научных учреждений, но и в установлении научно и практически обоснованных стандартов образовательной деятельности. Стандарты имеют значение общерегули-рующего и координирующего начала, гарантии высокого уровня профессиональной подготовки при сохранении определенной самостоятельности вузов и возможности учитывать потребности заказчиков юридических кадров и самих обучающихся (например, учебные дисциплины по выбору студентов, факультативные курсы, специализация). Помимо сказанного, стандарты должны содержать оценку качества подготовки специалистов в области юриспруденции. Это предполагает государственный контроль качества подготовки специалистов, формы которого еще не до конца апробированы и должны модернизироваться.

Предпосылками овладения профессией юриста нередко называют различные формы обеспечения данного процесса, в частности:

  • а) организационного обеспечения, т. е. разработки различных форм, методов и средств качественного овладения юридической профессией;
  • б) правового обеспечения, т. е. разработки и принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данный процесс;
  • в) материального обеспечения, что связано с предоставлением необходимых средств и ресурсов, способствующих правильной профессиональной ориентации и созданию благоприятных условий для профессионального становления социального типа юриста;
  • г) информационного обеспечения, которое представляет собой информационное взаимодействие участников процесса подготовки юридических кадров и повышения их квалификации;
  • д) психологического обеспечения, что означает формирование у будущих юристов необходимых личностных характеристик, воспитание важнейших профессиональных данных, позволяющих выполнять профессиональные задачи;
  • е) внедрения инновационных технологий в области юриспруденции, в том числе новых информационных технологий, интерактивных форм обучения, умения вести дискуссии, находить необходимую информацию, структурировать и анализировать ее, использовать в нестандартной ситуации для решения реальных проблем.

Можно сформулировать следующие выводы.

  • 1. В предпосылках приобретения профессии юриста важное место принадлежит его ориентации на работу в условиях рыночной экономики, политического плюрализма, внедрения в общественную жизнь институтов демократии и решения в нашей стране задачи формирования правового государства. При этом специалисты в области юриспруденции должны быть нацелены на умение адаптироваться в изменяющейся обстановке.
  • 2. Процесс становления юриста-профессионала относится к управляемым процессам, на которые можно воздействовать в целях их правильной организации, в том числе планирования.
  • 3. В овладении профессией юриста следует ориентироваться на потребности практики, которые образуют своеобразный заказ на подготовку специалистов определенной модели.
  • 4. Заслуживает пристального внимания внедрение в анализируемый процесс инновационных технологий, средств, методик, приемов, которые способны объединить усилия всех участников подготовки высококвалифицированных кадров в достижении результативности при решении поставленных задач.

Понятие предпосылок профессиональной деятельности юриста

Под ними можно понимать систему объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, которые вызвали к жизни сообщество профессионалов-юристов и их технологии, запрограммировали цели и содержание этой деятельности, а затем определяют ее состояние, главным образом путем внешнего воздействия.

Некоторые предпосылки:

  • Профессиональная деятельность юристов как отрасль появилась вследствие того, что возникло право как автономная система управления, осуществление которой оказалось сложным делом, требующим времени и знаний, т.е. труда профессионалов.
  • Юристы и их работа понадобились ранее и необходимы сейчас настолько, насколько обществу нужно право, хотя определять это очень трудно;
  • Исторические традиции общества, его жизнь программируют профессиональную деятельность юристов, но как именно, известно далеко не полно.

Так или иначе, анализ социальных предпосылок позволяет убедиться, что нынешнее состояние профессиональной юридической деятельности и сообщества юристов, включая обеспечение и технологии их труда, определяется состоянием общества, что управление отраслью юридической деятельности должно признавать ее зависимость от сложной системы факторов. И, наконец, каждый юрист должен понимать, насколько он и его работа нужны обществу.

Некоторые объективные предпосылки профессиональной деятельности юристов.

К ним здесь отнесены такие факторы длительного и устойчивого характера, которые во всяком случае не могут быть изменены средствами, находящимися в распоряжении юристов и отрасли правовых работ. Как уже отмечалось (и это является, по-видимому, господствующим мнением в российской исторической и историко-правовой литературе), деятельность юристов складывается под влиянием различных сторон всего исторического пути данного общества, данной страны, под воздействием целостных и противоречивых социальных процессов.

Однако в наибольшей степени границы и содержание именно отрасли правовых работ и услуг определяют три группы факторов:

  • природа и специфика права страны, ее правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов и одновременно как ее программа;
  • потребности и возможности данного общества, страны как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности;
  • потребности и позиции самих юристов как группы людей, реально осуществляющих важнейшие функции правореализации, но имеющих собственные корпоративные и частные интересы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Место и роль курса введение в профессию в системе юридических дисциплин, в профессиональной подготовке юриста

Билет место и роль курса введение в профессию в системе юридических.. постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные задачи и цели курса
Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся: 1) Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии 2) Систе

Понятие и основные черты юриспруденции
Термин «юриспруденция» имеет множество значений. Итак, юриспруденция-наука о государстве и праве, изучающая процесс и результаты правового регулирования и выдвигающая правовые идеи о возмо

Юриспруденция как совокупность специальных знаний и как сфера профессиональной деятельности
I. Юриспруденция – не только юридические знания, но и юридическое образование и юридическая профессия, это определенное профессиональное сообщество. В юридической науке, как в системе знан

Значение юридической науки для работы юриста
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА (англ. jurisprudence) -специальная общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм. Ю.н. сложилась в качестве отрасли знаний, охватывающей

Социальное назначение юриспруденции
Происходит процесс модернизации, развития новых технологий, однако профессия юриста будет востребована всегда. Юристы занимаются изучением процессов государственно-правового развития, формируют тео

Исторические этапы становления и развития профессии юриста. Юристы древности, юристы Средневековья, юристы в Новое время
I. Античность - целая эпоха в формировании профессионального сообщества юристов. Античность знала и проходила все, с чем сталкивалась в политической жизни Европа. В эпоху античности были и

Особенности становления профессии юриста в России
Хотя слово «юриспруденция» сегодня употребляется довольно часто, но как понятие оно полностью не осмысленно. Сведения о юриспруденции в России очень скудны. Более того, в советско

Основные формы профессиональной юридической деятельности. Принятие правового акта. Специализированная профессиональная деятельность
I. Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей чел

Слагаемые юридической профессии
Юрист, для того, чтобы быть успешным, востребованным специалистом должен отвечать следующим требованиям: Юрист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационн

Правовая работа и юридическая деятельность
«Правовая работа» - это работа (деятельность) в области обеспечения защиты прав предприятия, обеспечения в нем, в его деятельности законности, сохранности собственности, укрепления дисциплины, дого

Квалификационные и личностные требования к юристу
К профессии юриста, так же, как и к любой другой профессии, предъявляются личностные и квалификационные требования. Это значит, что юрист должен обладать необходимым комплексом личностных качеств и

Методика обучения профессии юриста
Приоритетность образования как основы устойчивого социально-экономического и духовного развития общества отражена в положениях «Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации», к

Роль практики в формировании профессиональных качеств и навыков юриста
Юр.практика – совокупность общ-ной деятельности, направленная на преобразование природы и общ-ва. Юр.наука – область деятельности специального разряда лиц

Функции юридической деятельности
Сущность и социальная направленность юридической профессии отчетливо проявляется в функциях юристов как социально-проф группы. Генеральная функция юридического сообщества – проф обес

Корпоративный юрист
Корпоративные юристы осуществляют правовое сопровождение работы компании, начиная с момента регистрации юридического лица и разработки учредительных документов. Представители этой профессии ответст

Юриста в условиях рыночной экономики
Юридическая работа специфична и многогранна. По существу, она присутствует во всех сферах социальной жизни. Юристов можно встретить в структурах всех ветвей государственной власти –

Сиональной деятельности
задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п. 1.3. настоящего государственного образовательного стандарта: - обеспечение безопасности личности;

Юристы в сфере бизнеса (корпоративные юристы)
Популярным явлением в современных условиях жизни стал частный адвокат. Каждый человек, который имеет свое дело, хорошо понимает, что даже «белый» бизнес часто заставляет очень тесно стыкаться с пра

Виды юридической профессии. Общая характеристика
Деятельность юриста характеризуется множественностью социальных связей, повседневным непосредственным разрешением жизненных ситуаций, возникающих во всех сферах жизнедеятельности людей: в быту, сем

Психолого-педагогическая направленность профессии юриста
Работа юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений. Ему приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевны

Творческий, исследовательский характер профессии юриста
Он выражается в творческом применении правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных жизненных ситуациях, находить

Самостоятельность и независимость в принятии решений
Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности не работал юрист, он, прежде всего, является пр

Формализованность
Работе юриста присуща черта формализованности. Кроме познавательной деятельности работе юриста присуща и удостоверительная деятельность. Юрист имеет дело с достоверными фактами и но

Обязанности судебного пристава-исполнителя
В соответствии со своими функциями судебный пристав-исполнитель наделяется следующими обязанностями: 1) Обязанность принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, оценивать и

Жание и основные особенности
Эксперт осуществляет проведение экспертиз для обеспечения эффективной реализации своих полномочий дознавателями, следователями, прокурорами, судами, т.е. для всех органов, осуществляющих правоохран

Правозащитная деятельность юристов. Общая характеристика. Понятие и основные черты правозащитной деятельности юристов
Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой целостную конституционно обусловленную упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма,

Цели, задачи и принципы правозащитной деятельности
Для этого они работают одновременно в трех направлениях: 1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фак

Объект и субъект правозащитной деятельности
субъекты, уполномоченные защищать конституционные права и свободы. Анализ текста Конституции Российской Федерации с целью выявления и систематизации названных в ней участников правозащитных отношен

Правозащитная деятельность прокуратуры
Опираясь на правозащитные положения Конституции Российской Федерации и действующего российского законодательства с учетом соответствующих норм международных договоров, обосновано, что прокуратура Р

Правозащитная деятельность адвоката
Из статьи 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»: Адвокат - независимый профессиональный советник по правовым вопросам. Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическа

Правозащитная деятельность администрации президента Российской Федерации
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила в статье 2 человека, его права и свободы высшей ценностью, что явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законо

Государственными органами в обеспечении защиты прав и свобод граждан
Конституция РФ провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Основные пр

Профессиональные обязанности юристов: общая характеристика
Профессиональные обязанности юриста формировались на основе нормативно-правовых актов различного уровня (Конституция РФ, Федеральные Законы, иные подзаконные нормативно-правовые акты, включая локал

Ных обязанностей
В связи с этим выделяют следующие факторы профессиональной пригодности: высокий уровень социальной адаптации, нервно-психическая устойчивость, высокий уровень интеллектуального ра

Юриста
И эта проблема является крайне острой, причем не только для профессиональной практической деятельности юристов. Не менее трудно оценить исполнение профессиональных обязанностей научными работниками

Рационализация профессиональной деятельности юриста
Это в своей основе обеспечение ее технологичности. Она представляет собой повышение технического и технологического уровня труда путем отбора и конкретизации целей труда, устранения излишних и упро

Сиональных обязанностей юриста
Они действительно многообразны. На личностном уровне, т.е. для каждого юриста, совершенно необходимыми и общими для всех направлений юридической деятельности являются: овладение профессиональным пр

Правовая культура юриста: понятие и основные черты
Профессиональная правовая культура юриста – система правовых знаний, умений и навыков, которые характеризуют высокий уровень правового развития юриста как профессионала и ее влияние на правовую кул

Структура, функции и задачи правовой культуры юриста
В структурном плане правовая культура включает: Уважительное отношение к праву, правовую образованность и информированность, профессионально-правовое мастерство, глубокое знание законодате

Юриста
Профессиональное общение юриста как взаимодействие, типы взаимодействия в юридической практике: согласованное и конфликтное Общая психотехника профессионального общения. В труде юриста общению

Психология юридического труда
Образ представителя закона менялся по мере того, как изменялось само человеческое общество: от недалекого, слегка заторможенного здоровяка эдакого сыскаря, дознавателя и палача в одном лице), основ

Соотношение правовых и нравственных начал в работе юриста
Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Реализуя правовое и нравственное требование справедливости

Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста
В реальных своих выражениях и процессах юридическая техника существует не только в качестве величины правовой сферы жизнедеятельности, но и включена в более широкий процесс социальной динамики. Важ

Технология изучения и подготовки юридических документов
Юридический документ представляет собой результат деятельности участников правовых отношений, и его роль проявляется через ту работу, которая с ним проводится. Вся работа строится по определенной т

Составление юридических документов как главное слагаемое юридической техники
Юристы достаточно много времени уделяют работе с носителями правовой информации, фиксирующими правовые действия и имеющими юридическое значение – юридическими документами. К примеру из зак

Общие требования и правила подготовки юридических документов
Документ, составленный квалифицированным юристом должен отвечать следующим требованиям: 1)Общеэстетический вид (художественное оформление, размещение реквизитов). Текст красный или чёрный,

Методы и средства профессиональной юридической деятельности
Приемы юридической техники подразделяются на две группы. К первой группе относятся приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление р

Профессиональная грамотность и речь в деятельности юриста
Культура речи – самое главное в профессии юриста. Речь должна быть построена грамотно, внятно и т.д. Формы проявления эстетической культуры юриста – это система эстетических требований, предъявляем

Профессиональная деформация в деятельности юриста: понятие и
основные признаки. В профессиональной деятельности юриста в силу различных обстоятельств имеет место смена ориентиров в его правовых взглядах, чувствах, убеждениях, отрица

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
1. Неисполнением профессиональных обязанностей по гражданскому делу признается - в течение четырех месяцев не составление искового заявления, не подача иска в суд, не информирование доверителя о хо

Юриспруденция появилась еще во времена античности . Уже в пантеоне богов древней Эллады присутствовала богиня правосудия Темис (Фемида), богиня правды и справедливости Дике, богиня благозакония Эвномия, богиня мщения Немезис (Немезида).

Само слово «юрист» произошло от древнего латинского слова jus, означающего право в полном смысле слова, и законность.

Предшественниками юристов были софисты Древней Греции . Однако их нельзя назвать юристами в полном смысле слова: софисты, владевшие искусством красноречия, лишь помогали гражданам подготовиться к выступлению в суде при защите своих интересов. Право Древней Греции не знало института представительства, поэтому в суде каждый должен был отстаивать свои интересы лично. Исходя из этого, софисты давали "юридическую консультацию" - что и как следует говорить в суде, каким образом можно отстоять свою правоту, выстроив логическую цепочку из доказательств.

Первых профессиональных юристов (специалистов, обеспечивающих функционирование правовой системы) дал Древний Рим и его Коллегия понтификов - высший жреческий институт царского и республиканского периода. В Коллегии понтификов сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования и велись записи юридических прецедентов. Кроме того, там давались компетентные юридические советы, как по отправлению религиозных культов, так и по "земным" делам различного рода.

Источниками права являлись сложившиеся обычаи, а посвященными в право были исключительно патриции - высшее сословие из коренных жителей Рима.

В III в. до н.э. к праву были допущены люди простого происхождения (плебеи), а главный понтифик стал давать консультации всем желающим. Таким образом, юриспруденция ступила на новый виток развития и стала существовать как светское - отделенное от религии - знание.

Деятельность юристов имела колоссальное значение для римского государства и права, и оказала решающее влияние на развитие права в последующие эпохи. К юристам обращались за помощью при заключении сделок, при наличии каких-либо правовых сомнений, для составления исков и получения советов о том, как вести дело в суде. Тогда юристы в качестве представителей в судах практически не выступали.

Следующий этап в развитии юриспруденции в Риме произошел вследствие того, что императоры стали возводить наиболее опытных юристов в особый ранг. Их мнение становится обязательным для судьи по конкретному рассматриваемому им делу. Мнение таких юристов стало оказывать огромное влияние на практику правоприменения при рассмотрении схожих дел.

Именно в это время начинается оформление юриспруденции как науки . Было написано значительное количество комментариев на случаи из практики, кратких систематических учебников, монографических исследований. Первым в мире учебником правоведения принято считать "Институции" Гая.

Юристы, занявшие в эпоху республики видное положение в общественной жизни, в период империи приобретают еще большее значение. Карьера государственного служащего потеряла свою прежнюю привлекательность, на почетное место выдвинулись точные науки, юриспруденция и философия.

Юриспруденции стала средством достижения высших ступеней на императорской службе - юристы были необходимы императорам в качестве членов Консилиума. Так в развитии юриспруденции наступает период, который сегодня принято называть классическим.

Престиж адвоката был столь велик, что даже после падения Римской империи в V в. профессия юриста продолжала оставаться одной из самых уважаемых. На юридических факультетах средневековых университетов искусство составления судебных речей изучалось именно на примере выступлений знаменитых античных юристов.

В плане популярности профессии юриста наследницей Рима в полной мере стала Англия . Поскольку в этой стране была чрезвычайно запутанной система землевладения, то при желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека за исключением короля.

В древней Руси становление системы права и появление такой профессии, как юрист, происходило не так быстро и развивалось вместе с правовым сознанием жителей древней Руси. Огромную роль в становлении и развитии русского права сыграла именно Византийская империя. Договора с этим государством можно отнести к первым источникам права. Но, главную роль и направление развития права, как института на Руси произвела так называемая Русская Правда. Это древний свод законов и правил, которым руководствовались на Русь с первого тысячелетия нашей эры. На ровне с данным источником, право содержалось и в княжеских указах, обязательных к исполнению на подконтрольной ему территории.

Однако, такая профессия как юрист, в России появилась только в начале восемнадцатого века. До этого времени юристов, как профессионалов, не было. Быть юристом в то время означало быть практиком в полном смысле этого слова. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. Этот период дал России целое поколение юристов, которые заложили основания дальнейшего развития науки. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление - историческую школу права.

В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление "О регистрации лиц с высшим юридическим образованием", согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В РФ День юриста празднуется 03 декабря. В этот день - 20 ноября по старому стилю - в 1864 г. в России была принята серия судебных уставов и других законодательных актов, ставших основой судебной реформы, и именно этот день вплоть до 1917 г. считали своим профессиональным праздником российские правоведы.

В России юриспруденция как наука возникла в XVIII в. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами. На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление - историческую школу права. В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление, согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

Правовая реформа является одним из основных направлений государственного строительства.

4 февраля 2008 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ "Об установлении дня юриста", согласно которому Днем юриста устанавливалось 3 декабря.

Основные формы профессиональной юридической деятельности. Принятие правового акта. Специализированная профессиональная деятельность

Основные формы: 1) правотворческая, 2)правоприменительная 3) правоохранительная, 4) контрольно-надзорная,5)правозащитная.

Правотворчество: непосредственное создание, подготовка правовых актов(ПА), экспертиза ПА или их доработка. В законодательных органах создаются комитеты, кт готовят ясные без пробелов и противоречий законы. Их задача совместно со специалистами(врачами, военными и т.п) подготовка законопроектов. Помощник депутата-юрист отвечает на вопросы населения и т.п

В органах И.В(Правительство, министерства и т.д) работа юриста направлена на обеспечение высокого качества правовых документов, принимаемых органами И.В. Основная задача этих органов подготовка проектов НПА и ИПА: приказов, инструкций, положений, решений и т.д.

Судьи осуществляют непосредственное применение закона(их решения, приговоры, основываются на нем).

Правоохранительные органы: прокуратура, полиция, следственные комитеты, органы безопасности и т.п.

Правозащитные: адвокатура, уполномоченный по правам, третейские суды.

Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

21. Функции юр. Деят.:

Професс-ое обеспечение механизма прав-го регулир-я;

Правотворчество;

Правоприменительная;

Профилактика правонарушений;

Прововое воспитание.



Просмотров