Профессия спасатель – жизнь во благо других. Классный час "на страже нашей безопасности" О спасателях мчс детям

(Лобановой П.Б., Пашкевич О.В., СПДО Уральского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России)

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с деятельностью спасателей МЧС России, формирование доверия к спасателям, а также готовности в экстремальной ситуации обращаться в службу спасения МЧС России.

Задачи:

1. Знакомство со спасателем.

2. Знакомство с деятельностью спасателя.

3. Ознакомление участников с правилами обращения в службу спасения.

Количество участников : 15-25 человек (группа детского сада)

Продолжительность: 50-60 минут

Необходимые материалы:

1. Небольшой резиновый мячик

2. Заградительная лента

3. Мобильный телефон

4. Нейлоновая веревка

5. 6 стульев

РАЗМИНКА

Знакомство, презентация темы занятия

Цель : знакомство участников с ведущими.

Продолжительность :5 минут

Ведущий: Здравствуйте, ребята, мы добровольцы психологического отряда ________ филиала. Нас зовут ________. Сегодня мы пришли к вам рассказать о профессии спасателя МЧС России.

Спасатель: Здравствуйте, ребята! Я _______ спасатель поисково-спасательного отряда МЧС России. Сегодня мы вам расскажем о том, кто такие спасатели, чем они занимаются и как их можно вызвать.

Ведущий: Но для начала давайте все познакомимся. Сейчас каждый из вас скажет свое имя. (Дети по очереди представляются). Вот мы и познакомились. Ребята, скажите, вы знаете, кто такие спасатели? А чем они занимаются? (Ответы детей).

Упражнение «Мячик»

Цель: актуализировать и скорректировать представления детей о том, в каких ситуациях нужно обращаться к спасателям.

Продолжительность: 5 минут

Ход упражнения: Ведущий кидает детям мячик, называя разные ситуации. Если он называет ситуацию, где нужна помощь спасателя, то дети ловят мяч, а если нет – то ребята мяч отбрасывают. Пойманный мяч, дети кидают обратно ведущему, а отброшенный мяч ведущий сам поднимает и называет следующую ситуацию.

Инструкция : Сейчас я брошу кому-нибудь из вас мячик и назову ситуацию. Если в этой ситуации нужна помощь спасателя – вы ловите мячик, если нет – отбрасываете. Если поймали мяч, то кидаете его мне обратно. Например, я бросаю мячик и говорю «Наводнение». При наводнении зовут на помощь спасателей? Да. Значит, ловим мячик.

Возможные ситуации:

1. Наводнение

2. Потерялся в лесу

3. Украли телефон

4. Машины столкнулись на дороге

5. Потерялся в магазине

6. Провалился в колодец

7. Поссорился с другом

8. Потерял любимую игрушку

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли было играть в эту игру?

· Знаете ли вы, в каких ситуациях можно не обращаться к спасателям?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Информирование о едином телефоне спасения

Цель: информирование детей о едином телефоне спасения.

Продолжительность : 3 минуты

Инструкция:

Ведущий: Ребята, вы знаете, как позвать спасателя? По какому номеру нужно позвонить? Что нужно сказать, когда звонишь спасателям?

Ведущий: Правильно, чтобы вызвать спасателей нужно позвонить по телефону 112 и сказать, что произошло, где вы находитесь и как вас зовут. Однако вам лучше всего обратиться к взрослому и попросить его позвонить 112.

Ситуационная игра

Цель: информировать о том, как действовать, если ты увидел людей попавших в опасную ситуацию или сам оказался в ней.

Продолжительность: 30 минут

Процедура проведения : игра представляет собой сценку с несколькими действующими лицами: пострадавшие (упавшие в яму дети), очевидцы (проходящие мимо ребята), спасатель. Сюжет: Дети, играя рядом с местом, где ведутся строительные работы, упали в канаву, мимо проходили другие ребята и увидели упавших детей. Очевидцы-ребята обращаются к взрослым с просьбой позвонить в службу спасения и вместе с пострадавшими дожидаются спасателей.

· дети, попавшие в опасную ситуацию (2-е ребят + доброволец-ведущий)

· дети, ставшие свидетелями происшествия (остальные ребята из группы + доброволец-ведущий)

· прохожий (доброволец-ведущий)

· спасатель (спасатель Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России)

Заранее (до начала занятия) необходимо огородить территорию «ямы». Для этого можно использовать несколько стульев и заградительную ленту.

Инструкция:

1-й ведущий : Вы видели большие ямы, которые рабочие роют, чтобы починить водопровод? Они глубокие? Знаете, какие у них высокие стенки? Как-то раз трое ребят, Маша, Петя и Коля играли в снежки возле такой ямы и провалились вниз. Они не ушиблись, но испугались и перепачкались. Я, как будто, буду Колей. А ты и ты, как будто, будете Машей и Петей (1-й ведущий выбирает двух ребят и идет вместе с ними на огороженную территорию).

Помните, что у ямы очень высокие стенки? А зимой они замерзшие и очень-очень скользкие. Выбраться сами мы не можем. Что нам нужно сделать? (дети отвечают, 1-й ведущий отмечает как верный ответ «позвать на помощь»).

1-й ведущий: Ой, у нас здесь телефон не работает. Ребята, давайте сейчас вместе позовем на помощь. Те, кто проходят мимо, смогут нас услышать (1-й ведущий несколько раз повторяет вместе с ребятами: «Помогите! Мы здесь, внизу!») .

2-й ведущий, «очевидцам» : Представьте, что мы с вами находимся возле того места, где Коля, Маша и Петя свалились в яму. Слышали, как сейчас ребята звали на помощь? Поможем им? А что для этого нужно сделать? (дети отвечают, 2-й ведущий отмечает как правильный ответ «обратиться к взрослому»).

2-й ведущий, «очевидцам» : Смотрите, а вот там как раз девушка с телефоном, давайте расскажем ей, что случилось и попросим позвонить спасателям!

3-й ведущий, «очевидцам» : Ребята, что случилось? (дети отвечают, 3-й ведущий направляет их к тому, чтобы они ясно описали ситуацию).

3-й ведущий, «очевидцам»: И что же мне делать? (дети отвечают, 2-й ведущий отмечает как правильный ответ «позвонить в службу спасения»).

3-й ведущий, «очевидцам»: А как мне им позвонить? Какой у них номер телефона? (дети отвечают, 3-й ведущий отмечает как правильный ответ «112»).

3-й ведущий, «в трубку»: Называет адрес, описывает ситуацию, называет свое имя. Да, конечно, мы дождемся вашего приезда.

3-й ведущий, обращается к «Коле», «Пете» и «Маше»: Мы вызвали помощь, спасатели скоро приедут и достанут вас. Как вы?

1-й ведущий: Мы в порядке, вот только я замерз. Ребята, что нужно делать, чтобы согреться? (дети отвечают, 1-й ведущий отмечает как правильный ответ «активно двигаться, приседать и т.п.»).

Появляется спасатель, «достает» ребят из «ямы».

Спасатель: Здравствуйте, ребята. Я ________, спасатель поисково-спасательного отряда. Сейчас я помогу вам выбраться (спасатель подводит итог игры и проговаривает правила безопасного поведения в ситуации, если упал в яму).

Спасатель, обращается к «Коле», «Пете» и «Маше»: Как же вас зовут на самом деле?

Спасатель, обращается к ребятам по имени: Дайте мне слово, что вы всегда будете обходить такие ямы стороной.

Спасатель, обращаясь ко всем: Запомните! Если вы сами попали в беду – зовите на помощь, пока вас не услышат. Если вы увидели, что кто-то попал в беду, сразу же обратитесь к взрослому, объясните ему, что случилось, и попросите позвонить в службу спасения. Если взрослого рядом нет, звоните нам сами по телефону 112. Скажите, что и где случилось, и следуйте тому, что вам ответят.

Вопросы для обсуждения:

· Ребята, чтобы спасать людей, спасателю нужно быть сильными, правда? А ловкими? А умными? А дружными?

· А вы хотите быть сильными, ловкими, умными и дружными, как настоящие спасатели? Давайте с вами сейчас тоже потренируемся.

Упражнение «Паутинка»

Цель: физическая разминка.

Продолжительность: 10 минут

Процедура проведения: Перед группой стоит два стула, между которыми натянута несложная «паутинка». В ходе упражнения ведущие придерживают стулья.

Инструкция: Перед вами преграда, которую вы можете пройти только все вместе, взявшись за руки. Пожалуйста, возьмите за руку своего соседа. Вот такой цепочкой мы будем проходить эту преграду. Тот, кто стоит первым, поведет всех остальных. Вам необходимо перешагнуть эту преграду. Главное, вы не должны касаться преграды ничем - ни одеждой, ни руками, ни ногами, ни головой, ни туловищем. Если коснетесь, то вам надо будет снова ее перешагнуть, не задев». Готовы? Начали!

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам преодолевать препятствие?

· Трудно ли было вам перелезать через ограждения?

· А хотите узнать, как спасатели делают свою работу?

(Спасатель в доступной для детей форме рассказывает о задачах и методах работы аварийно-спасательных формирований МЧС России).

Спасатель: Мы – спасатели поисково-спасательного отряда. Мы делаем все, чтобы выручить людей, попавших в беду. Если кто-то заблудился в лесу, мы его находим. При автомобильной аварии мы достаем раненых людей из машины и передаем врачам, чтобы те увезли пострадавших в больницу. Для работы у нас есть специальные инструменты. Этот инструмент называется «кусачки». Им можно перерезать стержень или трос, даже металлический. Мы его используем, например, чтобы высвободить пострадавшего. А этот прибор используется для поиска пострадавших. Он улавливает даже тихие сигналы. Используя его, мы можем определить, где именно находится человек (по возможности – принести прибор для поиска и кусачки, если нет – показывать картинки). А еще нам помогают специально обученные собаки – они отлично умеют находить людей. Среди спасателей есть водолазы, летчики, альпинисты, химики. Все эти люди долго готовились, чтобы стать спасателями. И сейчас много тренируются, чтобы всегда быть готовыми оказать помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратная связь

Цель : подведение итогов занятия, обратная связь.

Продолжительность: 5 минут

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось вам наше занятие?

· Что больше всего запомнилось?

Молодцы! Теперь мы прощаемся с вами. Спасибо за участие!

Ольга Черенкова
Конспект НОД в старшей группе «Профессия спасатель»

Цель : Закрепление знаний детей о профессии спасателя .

Задачи :

1 Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель , о содержании работы сотрудников МЧС; с оборудованием, инструментами, необходимыми для работы спасателей ; расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

2. Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС .

3. Воспитывать уважительное отношение к труду спасателей ; воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

Предварительная работа :

Рассматривание, иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

Обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно-ролевые игры «Пожарные» , «Спасатели » ;

Чтение художественной литературы о спасателях , беседы о прочитанном;

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья » .

Материал :

Иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России .

Иллюстрации с изображением снаряжения, оборудования спасателей .

Иллюстрации с изображением транспорта специального назначения,

Телефоны, карточки с номерами телефонов специальных служб, эмблема службы спасения , бинт.

Ход образовательной деятельности

Друзья, мне очень понравилось одно стихотворение, и мне хочется вам прочитать его. Стихотворение называется «Спасатель » .

Спасатель там , где есть беда,

Придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин :

Спасать – работа для мужчин .

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!

Ребята, а кто из вас, когда вырастет, хочет быть спасателем ?

- Профессия спасатель - это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. Спасатель ежедневно занимается решением вопросов, связанных с сохранением здоровья и жизни людей, животных, окружающей среды. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций) .

В МЧС России много других профессий : врачи, водители, пожарные, альпинисты, водолазы, летчики (на магнитной доске появляются иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России ).

Ежечасно мы узнаем о стихийных бедствиях, катастрофах во время которых страдают люди. Спасатели всегда первыми приходят на помощь в любых ситуациях. Прибыв на место, они моментально оценивают обстановку, и организовывают работу так, чтобы в живых остались все люди.

Ребята, какие нужно иметь качества для человека, чтобы быть спасателем ? (ответы детей)

А какого человека не возьмут в спасатели ? (ответы детей)

Вы считаете профессию спасателя героической , мужественной?

Работа спасателя МЧС очень тяжелая , мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные , исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю.

Ребята, а как же человеку, попавшему в беду, вызвать спасателей МЧС ?

Дети : Надо позвонить.

Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними.

(чтение стихотворения сопровождается появлением на доске вида соответствующего транспорта и номера телефона)

ЕСЛИ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР.

У тебя стряслась беда?

Загорелась вдруг плита?

Время даром не теряй

И пожарных вызывай!

Телефон пожарной службы 01

Не забывай!

ЕСЛИ ТЕБЕ УГРОЖАЮТ.

Если помощь вам нужна?

Набирай скорей 02!

Полицейская служба

Днем и ночью круглый год

Службу трудную несет!

ЕСЛИ ВДРУГ ТЫ ЗАБОЛЕЛ.

Если с горки ты упал,

Ногу, руку ты сломал.

Попроси скорей людей,

Чтобы вызвали врачей!

Вмиг приедет служба "Скорой"- не реви!

Помни телефон 03!

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения (01)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас .

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

А сейчас мы вспомним порядок правильного вызова служб специального назначения при чрезвычайной ситуации.

1. Набрать необходимый номер.

2. Назвать свое имя, фамилию.

3. Указать, что именно произошло.

4. Сообщить адрес происшествия.

(Дети обыгрывают ситуации с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове спецслужб)

Друзья, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

Физкультминутка

Давайте рассмотрим снаряжение и различные приспособления, которые спасатели используют в своей работе. (Рассматривание иллюстраций)

Давайте поиграем в игру"Не ошибись". Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя , поднимите карточки, которые лежат у вас на столе. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии , ничего не делайте. Все ясно?

Торт, пила, каска, огонь, рисунок, трусость, помощь, книга, машина, сирена, вытаскивать, играть, спасать , краски, веревка, инструменты.

Вы были внимательны, и замечательно справились с этим заданием. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется : «Запрещается-разрешается» (детям называются основные правила безопасности жизнедеятельности. Если «разрешается» - то дети хлопают в ладоши, если «запрещается» - топают ногами).

Запрещается :

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается :

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Молодцы, ни разу не ошиблись. Мы с вами уже говорили, что спасателям нередко самим приходится оказывать первую медицинскую помощь. Вот сейчас мы и проверим, готовы ли вы помочь своему товарищу в трудную минуту. (Выбираются двое пострадавших, двое спасателей ) Друзья, Полина и Артём при пожаре обожгли руки, им нужно сделать перевязки. По моему сигналу вы должны взять бинт и сделать перевязку. Кто сделает это быстрее и аккуратнее – победил.

(Подведение итогов)

Я желаю вам, ребята, чтобы с вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, думающими, дисциплинированными гражданами нашей страны!

Итак, мы сегодня говорили о профессии спасателя МЧС . Что должен знать и уметь спасатель ? Какими качествами должен обладать спасатель ? Что вы еще хотели бы узнать о профессии спасателя ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Спор повара и пекаря, чья профессия нужнее и важнее» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями повара и пекаря. Задачи: Образовательные: систематизировать представления детей.

Конспект НОД «Есть такая профессия - Родину защищать» Конспект занятия- беседына тему «Есть такая профессия – Родину защищать» Задачи: 1. Расширять представления детей о российской армии. 2.

Конспект НОД по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Профессия пекарь» (совместно с родителями) Цель: формировать у детей отчетливое представление о роли труда пекаря. Вид деятельности: трудовая. Интеграция: коммуникация, безопасность,.

Конспект НОД по речевому развитию «Профессия-повар» Тема: «Профессия - повар» Программное содержание Задачи: Образовательные: -закрепить знания детей о профессии «повар»; - продолжать учить.

Конспект НОД для детей старшей группы «Профессия-пекарь» Конспект организованной - образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Профессия - пекарь» Образовательная область: Художественное.

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Героическая профессия» Цель: закрепление умения детей составлять рассказ.

Конспект занятия в средней группе «Профессия - Шахтер» Цели: познакомить с профессией шахтер. Материал и оборудование: каменный уголь, макеты подземной добычи угля, наглядно дидактический материал.

Тема: «Профессия Швея» Цель: Формировать позитивные установки у детей старшего дошкольного возраста к различным видам труда. Задачи: - Продолжать.

Цель: познакомить с профессией военнослужащего. Задачи: 1. Развивать словарный запас

Потушить костер в лесу сможет каждый, но если вдруг случится настоящий пожар? Кто придет на помощь и спасет людей? Вы, ребята, конечно же, знаете, что с огнем борются храбрые пожарные! Эти люди по первому сигналу примчатся к месту происшествия и ликвидируют пожар любой сложности.

Пожалуй, вы видели мчащиеся c ревом сирены огромные красные машины – это бравые борцы с огнем выехали на помощь. Знаете ли вы, что трудятся пожарные целые сутки! Смена начинается в восемь часов утра и завершается в то же время на следующий день.

Требования к сотрудникам

Пожарные не только тушат возгорания, но и предупреждают их. Сотрудники МЧС следят за строительством каждого здания в городе или деревне. Если оно не отвечает правилам пожарной безопасности, то разрешения на постройку никто не получит.

Пожарные регулярно осматривают учебные заведения, рестораны, офисы, больницы на наличие огнетушителей, пожарных рукавов, аварийных выходов и плана эвакуации. Эти меры значительно снижают риск появления огня и лишних жертв.

А еще пожарные проводят беседы в школах и детских садах. Настоящие спасатели рассказывают о мерах пожарной безопасности, правильном поведении в горящем помещении или лесу, о последствиях игр с огнем.

Вы, ребята, уже знаете, что пожарные должны быть смелыми, сильными и ловкими, но к спасателям предъявляется гораздо больше требований! Давайте вместе составим список качеств борцов с огнем:

Знали ли вы, что у пожарных есть свой собственный кодекс чести? При вступлении на службу они дают особую клятву, обязуясь исполнять все правила, изложенные в сборнике.

Для того, чтобы соответствовать требованиям профессии, пожарные очень много тренируются. На станции для них оборудован спортзал, чтобы спасатели всегда были в форме.

Еще борцы с огнем в особых комнатах отрабатывают на время каждую возможную ситуацию (например, закинуть крюк в окно и зацепиться за подоконник, а затем за шесть секунд попасть в помещение по тросу). Пожарные также много и усердно учатся. На станции есть и специальные классы, где старшие специалисты знакомят с тонкостями пожарного дела .

Пожарные – это обычно крепкие юноши и мужчины, но в пожарных частях трудятся и женщины. Чаще они работают диспетчерами. Эта профессия требует внимательности и точности, с чем девушки с успехом справляются.

– важный человек в команде: он принимает звонки, выясняет что и где горит, на карте обнаруживает ближайший гидрант и вычисляет самый короткий путь к месту происшествия.

Боевая экипировка

Одежда пожарного шьется не из обычной ткани, а из особой. Она не горит в огне и мало нагревается. Такая ткань называется арамидной, ее волокна включают пропитанные специальными средствами полульняные и винилискожу (или дермантин). Материалы в одежде различаются в зависимости от сложности пожара.

В комплект входят:

  1. куртка защитная;
  2. комбинезон;
  3. удобные и прочные сапоги;
  4. ватная куртка и штаны;
  5. защитные перчатки;
  6. теплоотражающий металлический костюм;
  7. теплоотражающая маска с респиратором;
  8. противогаз с чехлом;
  9. каски из металла и пластмассы;
  10. маска с пелериной.

Благодаря пожарным нипочем жара и огонь!

Знаете дети, снаряжение для пожарного очень важно! С помощью него можно пробиться через возникшие препятствия, попасть в здание через окно и так далее.

Обязательными на каждом выезде являются предметы, обеспечивающие дыхание в задымленном помещении: респираторы, противогазы и фильтры.

Они крепятся к специальному поясу и хранятся в футлярах. Чтобы освещать дорогу в темных помещениях, у каждого пожарного должен быть фонарик.

Для преодоления различных препятствий борцы с огнем носят много оборудования. Пожарными топорами храбрые спасатели прорубают обвалившиеся балки и доски, для удобства этот инструмент крепится к поясу. Пожарные веревки и веревочные лестницы, кобура и карабин позволяют взобраться в труднодоступные места, вытащить людей, животных и вещи.

Иногда причиной возгорания становятся электроприборы и провода. Для устранения огня в этом случае, необходимо сначала обесточить проблему. Тушить водой включенные электроприборы – опасно для жизни!

Для таких ситуаций у пожарных в арсенале имеются особые и сапоги, коврики и ножницы.

Для экстренных эвакуаций спасатели используют различные ручные лестницы: лестница-палка, механическая раздвижная лестница, лестница штурмовка. Они позволяют вызволить людей с высоких этажей.

Как тушат огонь

На самом деле существует несколько способов ликвидации возгорания. С давних пор самым известным и распространенным является вода. Для подачи ее по всему городу стоят пожарные гидранты, к которым присоединяют рукав (пожарный шланг). Также воду перевозят в цистернах специальные пожарные машины. Из них ее выкачивают специальными ручными или механическими насосами.

Однако водой потушить можно не все: воспламенившиеся электроприборы при взаимодействии с водой могут привести к гибели людей. Для начала их необходимо обесточить, а затем засыпать песком. Его носят в специальных конусообразных ведрах.

В снаряжении пожарного всегда есть огнетушители. Они бывают разных типов, то есть заполнены разными веществами. Одни заполнены газом (например, углекислым, углеводородом и аэрозольным), другие – пеной (нельзя использовать при воспламенении электроприборов и горючего топлива вроде бензина), а третьи – порошком.

Знали ли вы, что первые огнетушители появились еще в первой четверти XVIII века? В 1715 году немецкий изобретатель Захария Грейл запатентовал устройство, представляющее собой бочку из крепкого дерева, заполненную двадцатью литрами воды.

К сосуду прикреплялся фитиль и емкость с порохом. Огнегаситель кидали в очаг возгорания, где взрывался, тем самым туша пожар. А в начале XIX века англичанин Джордж Мэнби изобрел огнетушитель в том виде, какой мы видим и в наши дни. Его устройство представляло собой медный сосуд, заполненный химическим порошком под большим давлением.

Если вдруг случается пожар, необходимо позвонить по телефону «01», сообщить адрес и что конкретно воспламенилось. После принятия сигнала тревоги диспетчер высчитывает кратчайший маршрут, находит по карте пожарный гидрант и передает всю информацию спасательной команде.

Все эти действия выполняются менее 60 секунд. Получив сигнал тревоги, пожарные за 20 секунд полностью собираются и выезжают на помощь.

Это очень опасная и нервная профессия, поэтому каждый сотрудник пожарной службы должен быть стрессоустойчивым, иметь молниеносную реакцию и находиться в прекрасной физической форме.

Какое образование необходимо?

Чтобы соответствовать пожарному не обязательно иметь высшее образование. Вполне достаточно будет наличие диплома об окончании среднего профессионального образования, полученного будущим сотрудником МЧС в колледже, техникуме или училище. Основой получения знаний в этих учреждениях считаются практические занятия с оборудованием и техникой.

Высокую должность можно получить, обучаясь в академиях МЧС. Помимо практических знаний в университетах и институтах закладывается серьезная теоретическая основа, помогающая лучше освоиться на новой работе, понимать, как вести себя в каждой ситуации.

Может быть, вы замечали на старых снимках, что практически у всех пожарных есть длинные усы? Это отнюдь не украшение, как у гусар, приносило пользу на службе.

Во время тушения огня, пожарные мочили во рту усы и вставляли в нос. Такая хитрость помогала дышать даже в сильно задымленном помещении. Именно от этого и пошло выражение «моченые усы».

Спасатель МЧС - специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерство чрезвычайных ситуаций. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Спасатель - один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.

Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.

Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.

Спасатели по призванию

В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы . Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».

Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.

Важные качества

Дисциплинорованность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость, крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

Знания и навыки

Чтобы стать спасателем, нужно пройти подготовку в оперативно-спасательной службе. Для этого достаточно среднего образования и хорошей физической формы.

  • Чтобы рассчитывать на руководящие должности, нужно окончить один из вузов системы МЧС:
  • Академия гражданской защиты МЧС России
  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Цель: познакомить детей со службами спасения «01», «02», «03».

Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта

Развивать умение ориентироваться в незнакомой обстановке, не растеряться в различных жизненных ситуациях.

Вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Материалы и оборудование: телефонные аппараты, картинки с изображением номеров телефонов служб спасения, сюжетные картинки, карточки с номерами телефонов «01», «02», «03», элементы спецодежды и инструменты для служб спасения, памятка с номерами телефонов спасения.

Педагог: Ребята, у кого из вас есть дома телефон? А вы умеете им пользоваться? Куда вы звоните?

Ответы детей.

Педагог: Вы уже знаете номера телефонов?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Ребята, те номера телефонов, которые вы назвали, знают только ваши родные и близкие. А есть номера телефонов, которые знают все люди и очень важно, что-бы эти номера знали все дети. Сейчас мы с вами попробуем догадаться какие это номера. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь…»

С. Маршак

Как вы думаете, что могло случиться с девочкой?

Ответы детей.

Педагог: Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефо-ну можно вызвать пожарную службу?

Ответы детей.

Сам не справился с пожаром

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

“01” звони скорей.

Педагог прикрепляет на доску карточку «01», дети хором проговаривают этот номер те-лефона, чтобы его запомнить.

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда “02” набрал

И полицию позвал.

Не пройдёт пяти минут,

Как воришку заберут.

Педагог: Какая служба необходима здесь? По какому номеру можно вызвать полицию?

Ответы детей.

Чтение стихотворения воспитателем

Каждый грамотный ребёнок должен твердо знать с пелёнок:

Если вас зовут купаться, в телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет, отвечайте твёрдо – НЕТ

Вам предложат обезьянку, или даже денег банку,

Или даже в цирк билет, отвечайте твердо – НЕТ

Педагог прикрепляет картинку с номером «02»

Физминутка “Я однажды потерялся”

Я однажды потерялся – (изобразить испуг)

Только быстро догадался – (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),

Посмотрел туда-сюда – (повороты),

Нету мамы – вот беда – (развести руки в стороны внизу)

Побежал направо я – (бег на месте),

Побежал налево я – (бег на месте),

Мама не нашлась моя – (руку “козырьком”),

Повернулся я вокруг – (поворот вокруг себя),

Может быть, увижу вдруг – (руку “козырьком”),

Нету. Я решил стоять – (руки скрестить на груди),

И на месте маму ждать.

Педагог: Ребята, а вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы или ваша мама сильно болели?

Ответы детей.

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь,

Набери “03” скорее,

И приедет к маме врач.

Педагог вывешивает картинку с изображением больной мамы и номером скорой помо-щи «03»

конкурс «Наши спасатели» на закрепление.

Дети, давайте представим, что вы дома одни и, вдруг с вами случилась беда, кто к вам первый придет на помощь? (ответ детей)

Правильно, в беде вас выручат всегда наши верные друзья – спасатели, это пожарные, полицейские, врачи. Но, чтобы они пришли во время, нужно наизусть знать номера их телефонов (воспитатель напоминает телефоны служб спасения и раздает всем детям карточки с номерами 01, 02, 03)

А теперь помогите сказочным героям вызвать необходимую в данный момент службу спасения (воспитатель читает отрывки из известных сказок)

1. А рядом бегемотики схватились за животики, У них, у бегемотиков животики бо-лят. (03)

2. Я кровожадный, я беспощадный

Я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, А только маленький, да очень маленьких де-тей (02)

3. Бом-бом! Бом-бом! Загорелся Кошкин дом. (01)

Что случилось? На вокзале

4. Плачет мальчик лет пяти.

Потерял он маму в зале.

Как теперь её найти? (02)

А чтобы наши пальчики могли быстро вызвать любую службу, давайте с ни-ми поиграем.

Пальчиковая игра «Вот помощники мои».

Вот помощники мои,

их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так,

не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

и работать захотели.

(потираем руками)

Поработают немножко,

(Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть.

(Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь.

(Хлопаем в ладоши)

Конкурс «Кто быстрее соберется к выезду»

Детям предлагается как можно быстрее надеть спецодежду и собрать необходимые атри-буты.

Педагог: Ребята, как вы думаете, службы спасения работают по определенным часам или круглосуточно?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Службы «01», «02», «03» работают круглосуточно, потому что в любой момент может произойти беда. Ребята, а какими качествами должен обладать чело-век, который работает в этих службах спасения?

Ответы детей (мужественность, выносливость, нежность, милосердие, доброта, ум и т. д.)

Педагог: Да, человеку необходимо иметь много важных качеств, чтобы он мог спасать людей.

Пришло, пожалуй, время подвести итог,

хоть каждый из нас сделал всё, что мог,

Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.

Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда,

И неприятность не пришла

И где-то вдруг тебя нашла.

И надо их не только знать,

А постоянно выполнять.

Дети, жизнь, конечно, прекрасна и удивительна, но полна неожиданностей и чтобы с вами не произошел несчастный случай – всегда выполняйте правила основ собственной жизнедеятельности. Я подготовила для вас небольшие памятки, они помогут вам в трудной ситуации вспомнить номера телефонов служб спасения.



Просмотров