Профессия церковный флорист. Храмовая флористика

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими. Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах и на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения - панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI - XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Хочу написать пост про храмовую флористику и рассказать, как делаются некоторые элементы.
Сложного мало, нужно только купить определенные губки-оазисы в магазине (7 цветов, Азалия, это сеть магазинов, можно найти ближайший) и цветы на оптовом рынке возле метро Рижская. Прямо за метро. К каждой композиции нужна своя губка.
На рынке тоже продаются губки, но только такие


Хорошо подойдут обложить плащаницу.

Как красиво украсить цветами плащаницу:
Губки (фото сверху, лучше брать тонкие и длинные и к ним подложку) намочить (сначала положив вокруг плащаницы и поняв, сколько нужно). Мочить лучше в тазу, как губка утонет, значит она готова к работе.
Можно сделать на рамке, рамка и фото ниже, на рамке проще, так как оазисы крепятся друг к другу непрерывно

Цветы (хризантемы, розы, гипсофилу, зелень для закрытия "голых" мест - лучше салал, он типа нашей березы, отличная зелень забивалка голых мест) нужно обрезать, чтобы оставались стебли от бутона - 10-12 см.
И пихать все это со всех сторон в губку, как цветы напихаете и покажется, что достаточно, в оставшиеся дырки пихайте зелень, она прекрасно их закроет. Можно еще и гипсофилу купить.

Салал

Гипсофила

В конце украшения, у Вас должно получиться вот так

Из таких же губок делают и композиции на иконы, только сначала делают легкую рамку, к ней на хомуты крепят разрезанные вдоль напополам оазисы (можно завернуть их в тонкую пищевую пленку, чтобы не стекала вода, а можно просто поставить и она стечет:

Гирлянда. Гирлянда - это то, что на фото ниже.

Чтобы ее сделать, нужно купить вот такие губки-оазисы - паровозики

И по той же техноголии засовывать в них цветы.

А такую гирлянду делают из тех же оазисов, как и на плащаницу и ставят их близко друг к другу:

В общем, сложного ничего нет, пробуйте, все получится))

Семя, росток, ветки, цветы — так удивительно возрождается растение, постепенно и шаг за шагом. Также возрастает и человек, если прилагает свои усилия и надеется на Бога, преодолевая препятствия и становясь все сильнее. Не все знают, что цветочная флористика в храме — не просто украшение. Она также подчиняется храмовому устройству, это жертва Богу. И еще больше заставляет задуматься людей над тем, что, как цветы увядают, так и наше пребывание здесь временно.

Вот почему храмовый флорист — редкая профессия. Человек, несомненно, талантливый, со вкусом, должен разбираться еще и в христианском вероучении. Но говорить об этой профессии невозможно без самого специалиста. Мне удалось пообщаться с храмовым флористом нашего города Еленой Сивчик.

— Елена, у вас очень интересная профессия, как вы к этому пришли? Наверно украшать храм сложнее, чем светские предметы?

— Если хорошо знать историю Церкви, праздников, жития святых, и еще любить свою профессию, то, правда, нет ничего сложного. На флориста я училась в школе церковной флористики в Москве, при храме Николая Чудотворца в Измайлово. Это подворье Данилова монастыря.

— Много раз наблюдала, как долго сохраняют свою свежесть цветочные конструкции в храме. Есть какой-то секрет?

— На самом деле, секретов никаких нет. Цветы ставятся в оазис, это подпитывающая среда для них. Есть рекордсмены по времени стойкости — это гвоздики, хризантемы.

— То есть искусственные цветы в оформлении не используются?

— Нет, не используются, иногда, правда, на Рождество и на Пасху мне хочется добавить какие-нибудь элементы: крашеные шишки, колосья, имитацию пасхальных яиц. Но я стараюсь делать это минимально, чтобы они не привлекали слишком много внимания. Все-таки, основное в храме — это не цветы. Основное в храме — это молитва, иконы.

— Иногда приходится слышать мнения о том, что цветочное оформление храма ни к чему, и без этого можно обойтись. Вы, как специалист, каких целей придерживаетесь в работе?

— Радует, что искусство храмовой флористики, которое в советское время было утрачено, сейчас возрождается. Праведный Иоанн Кронштадтский не начинал Литургию, пока храм не был украшен. Сейчас все стараются к праздникам, особенно к престольным и двунадесятым, украсить храм. Мне кажется, флористические композиции должны восприниматься как единое целое и поддерживать атмосферу праздника. Мне лично очень нравится, как украшают храмы в Дивеево.

— Времена меняются и во флористике есть своя мода на выбор цветов. Есть ли такое в украшении церкви?

— Выбор цветов в храме диктует не мода. К примеру, я помню, как мне на выпускном экзамене школы флористики попался билет «Лилия». Я сама очень люблю этот цветок, поэтому очень радовалась билету. Лилия — это Богородичный цветок, символизирующий чистоту. Но он отличается резким ароматом. Поэтому я стараюсь украшать только сортом «Азиатик», он без запаха. Людей в храме много, и кто-то может не переносить этот запах. Так же прекрасно смотрится белая или розоватая азиатская лилия на оформлении Таинств Крещения и Венчания.

— Есть ли какие-то праздники, на которые украшать церковь особенно сложно?

— Есть, это Рождество и Пасха. В эти праздники всегда хочется украсить и паникадило, и царские врата. Это очень большой объем работы, Слава Богу, всегда находятся помощники. Ну и повесить эти громоздкие конструкции архисложно.

— В любой работе не без сложностей, как справляетесь с этим вы?

— Работа не начинается без благословения священника. Это основное. И мы сами читаем молитвы, как перед началом всякого благого дела, испрашивая помощи Божьей.

— На чем делаете акцент при оформлении Таинств? Наверно интересно заниматься Венчанием?

— Да, очень интересно! Перед Венчанием для меня очень важно пообщаться сначала с парой, потом уже по ходу разговора понять и предложить им что-то. Я имею в виду пару, которая уже взяла благословение на церковный брак. Свеча, букет, несомненно, будет сочетаться с платьем невесты. Цветы, ленточки, бусины — все должно быть гармонично. Аналой, на котором находится Евангелие, тоже обычно обрамляется белыми цветами. Также можно особо обозначить вход в храм.

— Было ли в вашей практике какое-то особенное оформление?

— Каждое оформление для меня всегда волнительно и трепетно, это возможность в творчестве принести все самое лучшее Господу.

— Как овладеть искусством флористики? С чего начать?

— Научиться можно всему, если иметь желание. Я чувствую себя постоянным студентом. В Измайлово иногда по воскресеньям дают мастер-классы по церковной флористике для всех желающих. Для тех, кто хочет научиться флористике — это хорошая подготовка.

— Елена, спасибо огромное за беседу! Желаю вам неиссякаемого творческого потока и помощи Божией!

Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам. О том, кто и как подбирает цветы для украшения святыни, читайте и смотрите в фоторепортаже Юлии Маковейчук.

В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри - потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма - церковные флористы или, по-простому, цветочницы.

Шесть часов поисков

Два дня до престольного праздника - дня памяти святой мученицы Татианы. В большом крытом помещении Рижского рынка в Москве шум, люди выбирают, торгуются, продавцы наперебой предлагают товар:
- Вам для кого? Для солидного мужчины? Для дочки?
- Нам бы что-то нежное, для мамы.
- Здравствуйте! - вдруг замечает нас один из продавцов. - Давно вас не было, взгляните, какие нам сегодня чайные розы привезли. Я вам сейчас заверну, подождите.
Нам аккуратно упаковывают цветы и - просто дарят их. С продавцом мы знакомы давно, он знает, что цветы мы покупаем для храма.

На рынке. Помимо отдельных цветов для украшения надо выбрать букеты гостям: архиепископу Евгению Верейскому и ректору МГУ В. А. Садовничему

В этот раз по рынку ходим втроем - Татьяна Олеговна, матушка Марина и я. За шесть часов (столько времени обычно тратится только на подбор и покупку) уже наизусть выучили сегодняшний ассортимент, цены, исходили вдоль и поперек все ряды десятки раз. Мы с матушкой послушно следуем за нашим авторитетом, Татьяной Олеговной, хотя она сама себя так совсем не воспринимает, все время с нами советуется. Покупаем розы, люпины, орхидеи, гиацинты и несколько видов зеленых веток. Мы с матушкой уже несколько раз ходили с коробками к машине. Несем как драгоценность - на улице зима, все серое.

Паркуемся у дверей храма уже под вечер. Разгружаем заботливо упакованные охапки цветов

Наконец, когда уже все куплено, упаковано, уложено в машину, мы отправляемся в путь по пробкам снежной Москвы. В храме нас уже давно заждались прихожанки, много лет помогающие украшать его к празднику. Все высыпают на улицу, чтобы помочь нам перенести коробки. В притворе кажется, что весь рынок сюда переместился - столько разных цветов! Распаковываем, сортируем, расставляем по большим стеклянным вазам, делимся радостью от «добычи». Когда все цветы разобраны, начинается главное действо.

Готика и колокольчики

Татьяна Олеговна Йенсен занимается цветами в домовом храме мученицы Татианы при МГУ много лет, почти с момента его возрождения. Мы все негласно чувствуем и признаем ее первенство. Началось все с того, что однажды ей просто выдали денег из кассы и попросили купить цветы и украсить церковь к празднику.
- У нас огромный храм, огромный приход, но нет ни одного профессионального флориста. Поэтому мы все - любители, - скромно по­ясняет наш главный флорист с большим опытом.- Я бы с удовольствием окончила специальные курсы, но времени нет. Ведь мы путем проб и ошибок просто велосипеды какие-то изобретаем, когда есть точные методики! Но все равно это занятие мне очень дорого. В детстве я больше всего на свете любила собирать цветы. Лет с пяти искала их на железнодорожных косогорах, понимала, где какие растут, что с чем складывать. И вдруг на старости лет мне такое счастье - я могу украшать храм!
- А как вы выбираете цветы на рынке? У вас есть заранее какая-то концепция?
- Я думаю обо всем заранее и иногда даже вижу композиции во сне! Но рынок может тебе предложить совсем не то, что ты задумал. Окончательно все складывается во время этого бесконечного хождения между прилавками. Главное при выборе - попасть в цвет праздника. Благовещение, Крещение - основной цвет белый, Троица, преподобные - зеленый и так далее. Бывают и проблемы.

Профессор, кандидат физико-математических наук Татьяна Максимилиановна Любимова расставляет привезенные с рынка цветы в ведра с водой

Допустим, белого цвета много, но голубого и синего на богородичные праздники откуда взять? Васильки и колокольчики? Их никто никогда не продает. Для меня, несмотря на большой опыт, составление композиций каждый раз сродни решению ребуса. Ведь даже белые композиции не хочется составлять каждый раз из одних и тех же цветов, всегда думаешь, как бы добавить что-то новое. А с новым из-за царящих на рынке тенденций все непросто. Вот роза покрашена во все цвета радуги, другая переливается фиолетовым. Черная готика, одним словом! Нам это не годится. Такие ненастоящие, грязные оттенки даже не на печаль наводят - они о декадансе, об умирании говорят. Есть и еще одна профессиональная тенденция, и она мне еще больше не нравится - это корпоративный дизайн, как я его называю. Когда все предметы как из глянцевых журналов. Самый яркий пример - модные рождественские елки, больше похожие на ковровые дорожки, украшенные одинаковыми шарами. Ничего живого!

Начали!

Основа для будущей композиции - специальная зеленая губка. Ее нарезают на длинные колбаски. Колбаски помещают в ведра с водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой - за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Так цветы постоянно находятся во влажной среде и достаточно долго остаются свежими. Сначала нужно разместить зелень - разлапистые листья южного растения, нежные листочки и тонкие веточки. Потом рядом аккуратно раскладываются срезанные бутоны в цвет праздника, чтобы их хватило на все колбаски. Смотрим, примериваемся, перекладываем. Вроде все хорошо, подходит. Начинаем постепенно под разным углом втыкать сквозь пленку в набухшую губку цветы.

Отец Павел дает ценные указания, как правильно резать сетку. В нее потом будут заворачиваться цветочные губки, пропитанные водой

У профи, безусловно, все безумно аккуратно и точно, - рассказывает Татьяна Олеговна. - Знаешь, меня однажды одна из флористов спросила: «А сколько у вас цветов на метр уходит?» Для меня это просто шок был. Как - на метр? Сколько там лилий, сколько роз, гвоздик? Я аж язык проглотила. Хотя, если делать по-правильному, нужно рассчитать заранее. Пытаемся быть аккуратными, но так, как они, не можем. Мы же все равно не профессионалы. Но и не отчаиваемся. Ведь что благодаря цветам приносится в церковь? Приносится живая красота! И этим праздник отличается от будничной службы - будто попадаешь в особый мир! Перед началом работы мы обязательно молимся все вместе, потому что для каждого из нас это не формальная процедура. Даже если бы никого не было в церкви, мы бы все равно украшали ее с тем же усердием.

Андрей Максимов и Алена Душка забираются наверх по строительным лесам, чтобы прикрепить цветочные композиции над иконостасом

Сначала составляется главная композиция. Татьяна Олеговна всех приглашает посмотреть, все ли на месте, чего не хватает. И каждый добавляет к еще не завершенной картине собственные мазки.
Сегодня мы решили посчитать, сколько видов цветов использовали. И оказалось, что только в композиции вокруг праздничной иконы их было 15! Это без учета зелени разных сортов, которая обязательно должна быть, чтобы создавать ощущение живого поля. Поля, по которому хочется пробежаться босиком.

С пальмой по Москве

Когда наши гирлянды готовы, мы их очень осторожно переносим на солею и последний раз проверяем: все ли гармонично, нет ли ошибок в раскладке, не нарушена ли симметрия? Советуемся, добавляем последние штрихи: где-то зелени не хватает, где-то желтого цвета. И тут наступает момент, когда все всем нравится, все радостно улыбаются. Мальчики-алтарники заранее приготовили нам пятиметровую строительную конструкцию с площадкой наверху. Андрей и Алена взбираются к карнизу иконостаса. Мы тоже в стороне не остаемся: кто подносит композиции, кто с двух сторон придерживает для устойчивости конструкцию, кто бережно подает гирлянды наверх.

Заканчиваем уже к двум часам ночи. Всех, кто не успел на метро, Татьяна Олеговна ведет к себе ночевать - она живет в двух шагах от храма, в старинной квартире с высоченными потолками. Пьем чай перед сном. Завтра надо будет рано встать, чтобы успеть все доделать перед всенощной.
Когда Татьяна Олеговна только родилась, ее бабушка посадила финиковую пальму - просто съела финик и сунула косточку в пустующую кадку. Пальма вымахала до невероятных размеров, почти до потолка. Я напоминаю Татьяне Олеговне, как лет пятнадцать назад наши алтарники, теперешние священники Игорь и Павел, шли на крестный ход с веточками этой пальмы.

Ты понимаешь, она жила у нас дома больше пятидесяти лет, а храм как раз тогда совершенно нечем было украшать. Срезала листья. Как они шли! Как в самом Иерусалиме - с пальмовыми ветвями!
Утром ранний подъем. Бежим к храму, хочется все доделать, до самых мелочей, чтобы уже первые пришедшие на службу прихожане сразу почувствовали атмосферу праздника.

Матушка Марина Конотопова сосредоточенно отбирает веточки зелени для украшения напольной свечи. Именно эта свеча будет поставлена перед Царскими вратами на Евхаристическом каноне

Люди говорят иногда, что слишком много денег тратится на цветы - зачем, мол, это надо? - спрашиваю Татьяну Олеговну.
- Знаешь, сколько раз меня ругали! Я просто спросила у настоятеля, что делать? Он говорит: тратьте все деньги, которые вам дают. И после этого я успокоилась. Какие деньги дали на цветы, те и тратим. И не мудрствуем лукаво. Я прекрасно понимаю, когда нечем зарплату платить, а тут на цветы… А что, без цветов - разве можно в церкви? Когда начиналось строительство храма Христа Спасителя, в газетах писали: какое безобразие, сколько денег уходит, лучше бы построили детские сады! Но тогда в жизни ничего бы не было! Ни храма Христа Спасителя, ни Кёльнского собора, даже Покрова на Нерли, думаю, не было бы. Где предел? Когда «лишнюю» красоту можно позволить, а когда уже перебор? Не знаю. Наступят другие времена - будем из минимального исходить. Хотя я уверена, что и в самой сложной ситуации перед нашим алтарем обязательно будут живые цветы.

На анонсе Татьяна Олеговна Йенсен собирает букет для праздничной иконы св. муч. Татианы. Фото Юлии Маковейчук

/ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА / ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА / РОСПИСЬ СТЕН / КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ /



1. АННОТАЦИЯ КУРСА "ЦВЕТЫ В ХРАМЕ"

Курс "Цветы в храме" предназначен не только для профессиональной подготовки флористов, но и для людей, не связывающих свою профессиональную деятельность с флористикой, но желающих получить навыки работы с цветами и в дальнейшем оказывать помощь в оформлении храмов.

Основной целью программы является не только обучение основам работы с цветами в храме, но и оказание помощи в процессе восстановления разрушенных церквей и возрождения традиций храмовой православной флористики.

Часть средств получаемых в качестве платы за обучения идут на приобретения цветов и материалов для оформления церкви, в котором принимают участие слушатели курсов.

Программа сочетает в себе как теоретические основы флористики, так и практические занятия по созданию цветочных аранжировок для праздничного убранства храма. Занятия сопровождаются выездом учащихся в храм для украшения его к праздникам.

2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ НА КУРСЕ


Наименование курса:

" ЦВЕТЫ В ХРАМЕ ", 48 час.=6 дней занятий х 8час. (16.00-22.00)


Период обучения на курсе
:

Группы формируются на апрель и июнь:

Благовещение Пресвятой Богородицы (2-3 апреля, 7 апреля или 5, 6, 7 апреля 2016г.) - набора нет;
- Троица (17, 18, 19 июня 2016г.) - есть 2 места!


Требования к знаниям, необходимым для обучения на курсе
:

Принимаются все желающие. Возрастных ограничений у нас нет.


3. НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ БЛИЖАЙШЕЙ ГРУППЫ

Троица (17.06. 16.00-22.00, 18 июня 2016г. весь день)
Начало занятий: 17.06.2016г., пт. в 16.00час.


4. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Основные приемы работы с цветами (правила обработки, технические приемы, обзор каталога цветочного материала)

Основные композиционные принципы цветочной аранжировки, цветовые решения

Правила и традиции цветочного украшения храма

Цветочные композиции

Оформление иконостаса

Оформление икон

Украшение царских врат

Венки. Техники и приемы изготовления

Техники сборки гирлянд

Убранство свечей

ВНИМАНИЕ! Для флористов, прошедших курс обучения по тематике "Цветы в храме", предлагаем возможность прохождения практики в цветочном оформлении храма.







Просмотров