Проект по пожарной безопасности в средней группе. Проект "Неделя безопасности в детском саду" проект по обж (средняя группа) на тему Проект формирование основ безопасности в средней группе

Проектная работа

Выполнили: воспитатели МДОБУ ЦРР д/с «Березка» Каплина И.Г.,

г.Сибай 2014г.

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"Огонь - друг, огонь - враг"

Актуальность реализации проекта:

Огонь с древних времён интересовал человека. С одной стороны, огонь - друг человека. Без огня не приготовить покушать, не осветить дом. Конечно в современном развитом обществе, сам огонь отошёл на второй план, по сравнению с электричеством, но играет немаловажную роль. Дети, пытаются «потрогать» окружающий мир, чтобы поближе узнать его. Задача родителей и воспитателя помочь узнать как можно больше об окружающем мире, но предостеречь от возможных опасностей, ожидающих их на пути познания. Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно с самого раннего детства, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и безопасно. Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности.

1 этап. Целеполагание.

Цель проекта: Дать детям начальные знания по пожарной безопасности. Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.

Проблемная ситуация:

Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине.

Проблема:

Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

Познакомить с историей возникновения огня.

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

2. Развивающие:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Знать правила поведения на природе, в быту.

Развивать творческие способности дошкольников.

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.

Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.

Воспитывать любовь к природе, культуру поведения.

4. Практические:

Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта, вовлечь их в процесс

формирования навыков пожарной безопасности.

Обмен опытом по противопожарной безопасности в детском саду.

Учить детей правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих близких.

Основные направления:

Использовать обучающие НОД, беседы, дидактические игры, просмотр мультфильмов, восприятие художественной литературы, обсуждение ситуаций с целью предупреждения несчастных случаев при возникновении пожара, практические занятия, досуги, праздники.

Вид проекта:

Творческий, информационно-практико-ориентированный. семейный, групповой.

Время реализации проекта:

Сентябрь 2014

Участники проекта :

Дети старших и подготовительных к школе групп, родители, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре,

Целевые ориентиры

1. Правильное поведение в экстремальной ситуации;

2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону;

3. Умение четко называть свой адрес;

4. Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег;

5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;

6. Знать о профессии пожарного;

7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;

8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

9.Расширение кругозора детей, словарного запаса,

10.Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности,

11.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Продукт проектной деятельности :

Изготовление совместно с детьми плакатов по пожарной безопасности

«Мы хотим с огнем дружить».

Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь» (Рисунки детей).

Наглядная информация для родителей по пожарной безопасности: оформление стендов, составление памяток.

Драматизация сказки «Кошкин дом»

Мероприятия совместно с пожарной частью

Мероприятия совместно с родителями.

Перспектива реализации проекта:

Для эффективного использования информационно–коммуникационных технологий по формированию навыков безопасного поведения детей и защиты окружающей среды детскому саду необходимо:

1) Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ.

2) Совместное создание макета детского сада: дети, родители, воспитатели

Описание проекта:

Этапы проекта:

I этап. Подготовительный.

Разработка плана работы по проекту «Огонь – друг, огонь - враг».

Доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания проекта.

Анкетирование родителей.

Привлечение родителей, воспитателей, специалистов ДОУ к подборке материала по пожарной безопасности.

Изготовление совместных плакатов по пожарной безопасности: дети, родители, воспитатели.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Подбор дидактических игр по пожарной безопасности.

Создание презентаций по пожарной безопасности.

Подбор видеоматериала по пожарной безопасности.

Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Реализация проекта

Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»

Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»

Анкета для родителей по теме.

«Что такое огонь?» (день второй)

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

«Полезный огонь» (день третий)

Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»

Познавательное НОД «Огонь – друг».

«Опасный огонь» (день четвёртый)

Дидактическая игра «Причины пожаров».

Прослушивание сказки «Кошкин дом»

«Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый)

Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

Игры-соревнования.

Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа»

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

Практическое занятие «Чтобы не было беды».

Просмотр видеофильма

Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

Познавательное занятие «Чудо-дерево».

Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».

Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

«Огонь в литературе» (день девятый)

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Итоговый день (день десятый)

Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»

Тестирование.

Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.

3 этап. Результаты проекта

Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации;

При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части.

При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 90% детей средних, старших и подготовительных групп, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада.

Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться.

Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».

Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов.

Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности.

Оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему «Есть такая профессия - ПОЖАРНЫЕ», плакатов (сотворчество детей, родителей и воспитателей), альбомов (рисунки детей).

Интеллектуальные викторины, беседы и занятия по пожарной безопасности в группах, инсценировки сказок:

Интеллектуальная викторина: «Опасение – половина спасения».

НОД на тему «В мире электроприборов».

Инсценировка сказки «Кошкин дом».

Праздник «Спички – детям не игрушка» с участием отряда пожарной части.

Праздник «Огонь-друг, огонь-враг»

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Загорелся Кошкин дом…»

4.2. Книжная выставка «Огонь вокруг нас»

4.3. Выставка в группе «Осторожно, огонь!».

4.4. Встреча с интересным человеком: «Профессия – диспетчер пожарной охраны»

4.5. Оформление уголка пожарной безопасности в группе.

Литература:

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».

В.А. Степанов «Азбука в загадках».

С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».

Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».

К. Чуковский «Путаница».

Приложение

Частушки

Вот частушки, так частушки Встретил где-то друга Яшу

Кто-то бросил дымовушку И совсем забыл про кашу

И пожар-то - не пожар, Каша грелась, грелась, грелась,

А какой большой угар. Сковородка перегрелась,

Ты включил электроплитку, Раскалилась докрасна

Чтобы кашу подогреть. И сгорела вся дотла.

Сам умчался за калитку

На прохожих поглядеть.

Дымовушку подобрали

И виновника нашли.

Мы его за ушко взяли,

К командиру увели.

Загадки

Все ест - не наестся, а пьет - умирает (огонь).

Без рук, без ног, а бушует (огонь).

Шипит и злится, а воды не боится (огонь).

Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки (спички).

Летала мошка-сосновая ножка, на стог села - все сено съела (спичка).

С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь).

Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь).

Пословицы

Огонь - беда, и вода - беда, а нет хуже беды, когда ни огня, ни воды.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Слезы пожара не тушат.

Плох мир огня с водою.

Спички не тронь, в спичках огонь!

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О пожарных).

Красный петух прошелся.

Сену с огнем ни ужиться.

Искра мала, да пламень велик.

Не шути с огнем - обожжешься.

Спички - не игрушка, огонь не забава.

Упустишь огонь - не потушить.

Огонь - не вода, схватит - не выплывешь.

Где огонь, там и дым.

Дыма без огня не бывает.

Не играй, кошка, с огнем, обожжешься.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Как бы мал огонек не был, всегда от него дым.

Спичка - невеличка, а огонь - великан.

Об электроприборах

Если всю квартиру мама вдруг надумает убрать:

Вымыть стены, пол и рамы - я ей буду помогать.

Каждой вещи свое место - все игрушки приберу,

Со стола, дивана, кресла влажной тряпкой пыль сотру.

Но к телевизору, розеткам близко я не подойду:

Это место не для деток - зарубите на носу!

В каждой комнатной розетке есть невидимый огонь.

У него характер вредный - ты рукой его не тронь.

Шуток он совсем не терпит, с ним, ребята, не шути:

Если он рассвирепеет - все сжигает на пути.

Тот огонь, давно известно, электричеством зовут.

Он таит в себе опасность – от него подальше будь.

С ним домашние приборы заключили договор:

Только им огонь покорный - так ведется с давних пор.

А приборы служат людям - это значит, нам с тобой.

Помогать огонь нам будет - он в приборах деловой;

В холодильнике продукты помогает нам хранить,

Помогает маме в кухне на плите обед варить.

Всю квартиру освещает, если вечер за окном,

Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон.

Пыль в квартире убирает с пылесосом заодно,

Телевизор заставляет нам показывать кино.

Он себя ведет достойно, если с ним не баловать

Малышам самим без взрослых те приборы не включать!

О спичках

Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.

У взрослых пусть войдет в привычку - от детей их убирать.

Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать.

Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.

Спичками играть не будем, зажигалку не возьмем -

И себя мы не погубим, и квартиру сбережем.

Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмем,

Применять их будем в дело и пожар не разведем.

Информационно-практико-ориентированный проект «Осторожно! Огонь!» Средняя группа


Описание материала: Предлагаю вашему вниманию педагогический информационно-практико-ориентированный проект для детей 4 -5 лет «Осторожно! Огонь!». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих.

Тема: «Осторожно! Огонь!».
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой, среднесрочный (2недели).
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: 2 недель.
Актуальность.
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате - их травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Поэтому определена следующая проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту пожарной безопасности. Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. С этой целью был разработан проект «Осторожно! Огонь!» При реализации проекта дети 4 – 5 лет в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Игра для детей - это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра - это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.
Проект организован с детьми 4 -5 лет, количество детей 23 человека. Активное участие в создании предметно- пространственной развивающей среды приняли родители. Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: НОД, тематические беседы, чтение литературы; совместную деятельность педагога с детьми: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин. А также в самостоятельной деятельности и работе с родителями: просмотр с родителями мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов».

Основополагающий вопрос.

Огонь друг или враг?
Проблемные вопросы.
Что делать, если случиться пожар?
Что делать, чтобы никогда не было пожара?
Продукт проектной деятельности :
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме;
- создание игрового пространства по теме (самостоятельные сюжетно-ролевые, образно-ролевые, режиссерские игры);
- сюжетно-ролевая игра «Пожарники»;
-развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»;
- выставка совместного творчества детей и родителей «Осторожно! Огонь!».
Цель проекта. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и способами поведения в экстремальных ситуациях. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил пожарной безопасности.Образовательные:
- расширять представления детей о правилах пожарной безопасности;
- учить детей поведению в экстремальных ситуациях;
-дать представление о предметах, которыми детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые плиты, печки;
- учить детей набирать номер телефона службы спасения и понятно называть свой адрес;
- познакомить со средствами пожаротушения (пена, песок, вода);
- познакомить детей с профессией пожарного;
- обогащать словарь детей в соответствии с темой;
Развивающие:
- развивать осознанное отношение к ситуациям опасным для жизни и здоровья людей;
- способствовать установлению и пониманию детьми причинно следственных связей в ситуациях действия человека с огнем;
- способствовать освоению способов и средств речевой коммуникации в случаи опасности (обращении к другим людям за помощью, объяснение ситуации, предупреждение людей и др.);
-развивать внимательное отношение и осторожное обращение с горючими предметами;
- развивать осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасной профессии;
- воспитывать чувство самосохранения.

Этапы реализации проекта.

Организационный.
Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. Определение целей и задач.
Деятельностный.
Создание условий для самостоятельной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
Беседы, игры и упражнения о правилах пожарной безопасности, чтение стихов и рассказов о пожаре, пожарных, пожароопасных предметах.
Заключительный.
Развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»; выставка и презентация поделок детей, выполненных совместно с родителями «Осторожно! Огонь!».
Предполагаемый результат
Работа над проектом позволит обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности

Системная паутинка к проекту «Осторожно! Огонь!»

Центр детской литературы.
К. И. Чуковский «Путаница», Сказка «Как человек подружился с огнём», Чтение стихов, загадок и пословиц об огне
С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом».
Б.Житков «Пожар», «Дым».
Е. Инкона «Пожарная машина».
Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Центр речевой активности.
«Мурка в гостях у детей», «Чудо дерево», «Пожарный – герой. Он с огнем вступает в бой». Рассматривание иллюстраций по теме.
Центр театра и музыки.
Игра инсценировка «Кошкин дом».
И. Кононова «Песенка про спички», «Песенка про огнетушитель», «Я стану пожарным».
«Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком».
Центр сюжетно-ролевых игр.
«Вызов пожарных», «Едем на пожар»,
«Пожарные», «Спасатели».
Центр занимательных игр.
«Огнеопасные предметы». «Выбери нужное». «Назови причины пожара». «Опасные игрушки». «Газ». «Доскажи словечко». «Найди опасные предметы». «Электричество». «Карточная викторина». «Можно – нельзя».
Центр здоровья.
«Пожарные на учениях». «Земля, вода, огонь, воздух». «Пролезь - не задень». «Кто быстрее». «Эвакуация».
Центр конструирования.
«Тили - бом, тили – бом, загорелся кошкин дом».
(Домик для кошки).
Центр открытая площадка.
Экскурсия по детскому саду.







Список литературы:
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 – 36.
3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. - № 7 .С 76-83.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

В ГРУППЕ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 4 ДО 5 ЛЕТ

«СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 25 «Родничок,

г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.

Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет группа № 6, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет

Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет

«Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!»

Актуальность

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

Для родителей:

1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2.Активизировать родителей к совместной деятельности.

3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

Продукты проекта

1. -Участие в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности»;

Участие в Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Участие во Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков»

Участие во Всероссийской познавательной викторине по ПДД «Дорога без опасности»

2.Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для воспитателя:

1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1.Активное участие родителей в жизни детского сада.

2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Познавательное развитие

1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.

2. Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев

3. Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
4. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

5. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

7. Викторина «Осторожно, огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Речевое развитие

1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2. Моделирование ситуации «Один дома».
Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).

4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление, внимание, память.

5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

6. Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

7. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя

8. Ситуация «Что делать если…».

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры

«Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных

«Мы - пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).

4. Дидактические игры

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
«Чем пожар я потушу»
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Художественно – эстетическое развитие

1.Выполнение творческих работ на Международный творческий конкурс «Страна безопасности»

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

2.Раскрашивание раскрасок «Специальные машины»

3.Аппликация «Светофор»

4.Пение и слушание песен

- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.

- «Отважный пожарный»

5. Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести»

Веселый и увлекательный спектакль расскажет маленьким слушателям о том, как воспитанно и правильно вести себя в разных местах и ситуациях.

Физическое развитие

1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.

2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».

Взаимодействие с родителями

1.Оформление папок – передвижек, памяток.

Папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?»,

Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

2.Заключительная диагностическая беседа.
3.Фотоинформация проекта на персональном сайте воспитателя Полянской И.А.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Страна безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д, для участия в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности» (1 место - Якимчик Алина, Сумина Полина, Хазипова Софья, 2 место - Кинзябаев Давид, Книжник Максим, Ильина Мария, 3 место - Шляпников Роман).

Дети так же приняли участие в викторинах:

Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности», где показали хорошие знания, по правила безопасного поведения в различных ситуациях (1 место - Пронина Варвара, Кинзябаев Давид, Книжник Максим, Ильина Мария, Харитонов Арсений);

Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков» (1 место – Мельниченко И, Шандула Н, 2 место – Книжник М, 3 место – Биктимирова Д, Кинзябаев Д, Ильина М, Мордик Л, лауреаты – Ахмадиев Р, Семенова С)

Всероссийской познавательной викторине по ПДД «Дорога без опасности» (1 место – Пустозеров С, 2 место – Шишкина К, Аббасалиев Т)

Продукт данного проекта – выставка творческих работ «Безопасность глазами детей» («Пристегните ремни», «Светофор», «Огнетушитель», «Спасите дерево», «Пожарник» и т.д)

Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и домовенком Непослухой в доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро рассказали и показали детям об основах безопасности жизни, для избегания многих опасных ситуаций! Увлекательные уроки тетушки Совы полностью заняли внимание детей. Развлекаясь с героями мультфильмов, дети одновременно получили полезные знания, необходимые в их еще начинающейся жизни.

Из прослушивания аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Как себя вести» ребята узнали, что такое вежливое поведение, вместе с героями спектакля выучили вежливые обороты речи, разобрались, когда и какие вежливые слова принято говорить, как не потеряться, какие существуют правила на дороге.

Для родителей были оформлены папки– передвижки, памятки, консультации по безопасности: папка-передвижка «Скользко! Как устоять в гололед?», памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма», консультация для родителей по правилам дорожного движении, антитеррору, памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Проект «Мы играем в безопасность».

Лукьянова Раиса Максимовна.,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Весёлое»

Красногвардейского района Белгородской области

Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как к безусловной ценности.

Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за окружающим миром, деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и сотрудничество. Детьми среднего дошкольного возраста уже накоплен определенный социальный опыт. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов (от элементарных до самых сложных). В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше всего и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе.

Через игру дети учатся:

Строить свои личностные жизненные планы;

Определять и апробировать действия и средства их достижения;

Решать проблемные ситуации;

Проходят школу конструктивного общения и взаимодействия

с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.

Систематизации игр для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения через интеграцию различных видов деятельности позволяет усвоить необходимый объем информации и в дальнейшем применить их на практике.

Разрабатывая систему игр для детей по безопасности, использовали метод проектов, где и игра, и беседа, и занятие, и игровые или проблемные ситуации – звенья одной цепи. И заменяя одно, не нарушаем, а дополняем общий процесс, делаем его интересным.

Темы проектов для детей среднего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность «Макет будущего города»

Целевая прогулка «Безопасный город»

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

Обучающая игра «Водители и пешеходы»

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в наших руках» (правила поведения на улице)

Оформление стенда безопасности для родителей

Консультация «Обучение детей наблюдательности на улице»

«Транспорт»

Занятие по познавательной деятельности «Виды транспорта»

Беседы «Правила поведения в общественном транспорте»

«Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках?»,

Целевая прогулка «Транспорт нашего города»

Физкультурный досуг «Город транспорта»

Выставка детских работ «Транспорт России»

Сюжетно-ролевая игра «Водители»

Дидактическая игра «Виды транспорта»

Консультации для родителей «Правила перевозки детей в транспорте», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

«Безопасная дорога»

Занятия «Аварийные ситуации на дорогах»,

«Дорожные знаки помни всегда!»

Беседы «Я – пешеход», «Я – водитель», «Я – постовой»

Дидактические игры «Дорожные знаки», «Перекресток»

Сюжетно-ролевая игра «Служба безопасности»

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в наших руках»

Экскурсия «Перекресток»

Целевая прогулка «Дорога»

Конкурс для детей «Умники и умницы»

Конкурс для родителей «Светофор»

Семинар-практикум с участием родителей «»

Конкурс для педагогов «Зеленый огонек»

«Постовой»

Занятия по познавательной деятельности «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

«Кто такой постовой?»

Занятие по изобразительной деятельности «Регулировщик»

Беседа «Я – постовой»

Сюжетно-ролевая игра «Постовой»

Советы инспектора ГИБДД для детей.

Музыкально-спортивный праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

«Дорожная азбука»

Занятия по познавательной деятельности «Дорожная азбука».

«В гостях у светофора»

Кукольное представление «Кот Матроскин в стране дорожных знаков»

Целевые прогулки «Перекресток» (регулируемый, нерегулируемый), «Водители и пешеходы»

Консультация для педагогов «Безопасность поведения детей в летний период»

Консультация для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Тематический проект: «Мы играем в безопасность»

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Проблема: безопасное поведение ребенка на улице.

Цель:

    Размышления о безопасности ребенка на улице в различных жизненных ситуациях:

Путем погружения в литературное произведение

Методом песочной терапии по теме «Составим перекресток»

Методом семейной песочной терапии «Безопасность детей в наших руках»

Методом сказкотерапии «Незнайка на перекрестке»

Конструирование методом оригами «Создание автомобиля»

Театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных героев;

Дискуссионный клуб «Безопасность наших детей»

Правила дорожного движения в картинках

Музей автомобиля

    Формирование знаний детей о правилах поведения на улице

    Формирование представлений детей о правах пешеходов и водителей, гражданственной позиции, осознанности безопасного поведения на улице.

Задачи:

Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Алгоритм работы

Первый этап – уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап – формирование у детей чувства осознанного отношения безопасного поведения на улице, ответственности, контроля и самоконтроля.

Четвертый этап – презентация проекта «Красный, желтый, зеленый»

План тематического проекта «Мы играем в безопасность»

Экскурсия

«Мой друг светофор»

Игровое занятие

Интегрированное занятие

Проблемно игровые ситуации

Проблемная ситуация с использованием методики сказкотерапии

«Путешествие по улицам нашего города»

«Дорожная Азбука»

«Случай на перекрестке»

«Почему столкнулись машины»

«Незнайка на перекрестке»

Сюжетно-ролевые игры

Создание музея

Игра (песочная терапия)

«Служба спасения»

«Водитель»

«Светофор», «Постовой»

«Автопарк»

«Составим перекресток»

1-4 недели

Проблемная ситуация

Сюжетная игра

«Моя мама медсестра»

«Первая помощь»

«Больница»

1-4 недели

Трудовое поручение

«Мой папа полицейский»

«Постовой»

Помощь детей в уборке территории автопарка

1,4 недели

Двигательная

Спортивная эстафета

«Автогонки»

Художественно-творческая

Музыкально-дидактические игры

Музыкальный досуг

«Светофор»

«Пешеходы и водители»

«На лесном перекрестке»

Конкурс рисунков

«Улицы нашего города»

Работа с родителями

Консультация

Дискуссионный клуб:

Анкетирование

Дискуссия

Тренинг

Интервью

«Безопасность ребенка в наших руках»

«Пример для подражания»

«Безопасность наших детей»

1-2 недели

1-4 недели

Консультации в родительском уголке

«Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»

«Какой я пешеход?»

3-4 недели

«Что нужно для безопасности ребенка?»

Устный журнал

«Правила дорожного движения для детей и взрослых»

Конкурс семейных проектов

«Красный, желтый, зеленый»

Совместный досуг

Спортивная эстафета «Автогонки»

Совместная экскурсия

«Путешествие по городу»

Тематическое планирование игр и бесед с детьми

«Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Наши друзья – знаки», «Полное лукошко», «Да и нет»

«Будь осторожен с огнем», «Безопасность в быту», «Уважай водителя и пешехода!», «Незнакомый человек», «Опасности в лесу», «Зовем спасателей!»

«Подбери слова», «Теремок», «Правила поведения в лесу в картинках», «Правила дорожного движения на ковре», «Моделируемые знаки», «Карта-схема», «Технические приборы», «Путаница»

«Пополняем словарь безопасности», «Уроки светофора», «Сигналы тревоги», «Мои зеленые друзья», «Для чего нужны технические приборы?»

«В гости к Айболиту», «Уроки Мойдодыра», «Мое настроение», «Больница», «Профессии»,

«Береги здоровье смолоду», «Безопасность поведения и здоровье», «Заботимся о ближнем», «Закаляйся!»

Коммуникативная

игры по желанию в игровых центрах безопасности, сюжетно-ролевых, конструктивных игр

«Как мы общаемся», «Давай дружить, играть», «Безопасное поведение вместе с друзьями»

Двигательная

Подвижные игры-эстафеты «Пожарный», «Лесная тропа», «Велогонки», «Автогонки»

«Безопасные игры», «Безопасность поведения в процессе физкультуры», «Соревнование, эстафета»

Используемая литература

    Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А.А. Кондрыкинская. - Просвещение, 2004г. - издание 4-е. - 94 с. - ISBN 5-09-010385-2.

    Шорыгина, Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет[Текст] / Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2007 - 64 с. (Вместе с детьми). - ISBN 978-5-89145-055-4.

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопытство и тяга к ярким впечатлениям могут привести к опасной шалости – игре с огнем! Именно поэтому, начиная с самого раннего возраста, очень важно обучить ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя пожарной безопасности

«Чтобы не было беды»

Название проекта: «Чтобы не было беды»

Неделя безопасности в детском саду

Вид проекта: познавательный, игровой.

Краткосрочный – 1 неделя.

Участники проекта:

Группа,

Воспитатели,

Родители.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Актуальность проблемы:

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопытство и тяга к ярким впечатлениям могут привести к опасной шалости – игре с огнем! Именно поэтому, начиная с самого раннего возраста, очень важно обучить ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  • Дать детям знания о правилах безопасного поведения;
  • Выработать у детей подсознательную привычку в соблюдении пожарной безопасности;
  • Сформировать умения действовать в тех или иных ситуациях.

Продукты проекта:

  • «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» - выставка детских рисунков, фотоколлаж. Информационные стенды.
  • Профилактика панического страха перед огнём.
  • Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
  • Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  • Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Подготовительный этап:

  • Создание условий для реализации проекта, подбор методической литературы, пособий, дидактических и настольно – печатных игр, детской литературы, загадок, пословиц и поговорок, видео материалов;
  • Организация развивающей среды, подбор пособий и инвентаря, пополнение уголка безопасности, подборка художественной литературы, иллюстраций по пожарной тематике.

Практический этап реализации проекта

Цель:

  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Развивать творческие способности дошкольников
  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  • Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ

Понедельник

Тема: «Пожароопасные предметы. Спички»

Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами «Спичка». Формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно.

  1. Рассматривание рисунков огня.
  2. Беседа «Эта спичка – невеличка»

Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.

Пособия : коробок со спичками, картинка с изображением пожара.

Ход беседы:

Воспитатель. Дети, вы видели когда – нибудь пожар?

В последнее врем в нашем селе участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.

От чего происходят пожары?
- От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички, от игр с зажигалками.

Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
- Здесь изображён пожар. Пылает лес.
- А по каким причинам мог загореться лес?
- А могли ли дети играть спичками?

Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось, и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.

Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?

Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете?
- И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.

  1. Загадки

Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем,

Посоветую я детям - не играйте с домом этим! (Спички)

Красный язык из окошка бежит,

кто его коснется, тот обожжется. (Огонь)

Жар-птица летает,

золотые перья роняет. (Огонь)

Шипит, злится, а воды боится. (Огонь)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым)

Беседа с родителями на тему: « Пожароопасные предметы дома».

Папка – передвижка на тему: «Безопасность дома».

Вторник

Тема: «Кто они пожарные?!»

Цель: Дать понятие о пожарнике, ознакомление с одеждой пожарника.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарника, пожарной машиной.
  2. Загадки.

Мчится кран со стрелой

На большой машине,

Чтоб смогла пожар любой

Погасить дружина. (Пожарная команда)

С огнем бороться мы должны –

Мы очень людям всем нужны,

С водою мы напарники,

Так кто же мы?.. (Пожарные).

  1. Строительная игра: «Гараж для пожарных машин».

Цель: Способствовать развитию элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями крупно-габаритных модулей.

Задачи:

  1. Упражнять в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга.
  2. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кирпич, папка)
  3. Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Оборудование: наборы крупногабаритных модулей, игрушки различного вида транспорта, образец (иллюстрация) гаража.

Предварительная работа: игры с машинами, наблюдение за транспортом; конструирование различных построек; чтение стихов о транспорте.

Словарная работа: транспорт, кабина, кузов, колеса, водитель, полицейская машина, машина скорой помощи, пожарная машина, гараж, пальчиковой игры.

Ход игры:

(Воспитатель показывает грузовую машину и произносит следующие слова):

Посмотрите, какая красивая машина приехала к нам в гости.

Какого цвета наша машина?

Ребята, а что у машины есть?

Есть колеса, кабина.

А кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель.

Да, водитель управляет машиной. А раз машина к нам приехала, да еще привезла груз, значит ей от нас что-то нужно. Попытаемся узнать?

Мне скажите умницы,

Увидим, что на улице?

Интересная картина:

Вот автобус, вот машина

Едет самосвал большой,

А за ним трамвай с дугой,

В небе самолет летит

Рядом вертолет гудит.

Плывет по речке пароход,

А за ним ракета.

Отвечайте на вопрос

Коротко и ясно.

Одним словом назовем,

Что же это…. (транспорт)

В кузове машина привезла разные виды транспорта, а какие предстоит узнать. (Чтение стихотворений о спец. машинах .)

  • Полицейская машина

Нам сверкает глазом синим,

А ее сирены звук

Слышен далеко вокруг.

  • Если с кем беда случилась,

Если даже заболел.

Не обойтись без помощи

Машины скорой помощи.

  • Спешит машина красная

Не выключая фар.

На службу на опасную

Спешит тушить пожар.

Ребята, посмотрите, как много существует видов транспорта и для каждой машины есть свой домик. А как называется дом для автомобиля? (Гараж)

Молодцы ребята, правильно, гараж. (Подвести детей к пониманию, что для машин нужно построить гаражи. На мольберте изображен гараж)

Дети, что это за постройка? (Гараж)

Для чего строят гаражи? (Для машин)

Из каких частей состоит гараж? (Стены, крыша, ворота)

Какие стены есть у гаража? (Боковые стены и задняя стена)

Как и из чего построены стены гаража? (Стены построены из кирпичей)

А сейчас внимательно смотрите и запоминайте, как я буду строить гараж. (Воспитатель показывает поэтапно строительство гаража).

Но перед тем как начать строить гаражи, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра

Целый день тук да тук

Раздается всюду стук.

Мы строители с тобой

Строим мы гараж большой.

Стены, стены, потолок

На воротиках замок

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили

Покрутили и открыли.

Отворяем ворота

Заезжайте все сюда.

Приступаем к строительству. (Индивидуальная работа).

Вот и у наших машин появились гаражи.

Молодцы, ребята, какие замечательные гаражи у вас получились. Поставьте свои машины в гаражи.

(Обыгрывание)

Воспитатель:

Весь день машины ездили

Без дела не бывали.

Работали, трудились,

А к вечеру устали.

Ставим в гаражи и закрываем ворота.

  1. Чтение стихотворения «ПОЖАРНЫЙ» (Л. КУКЛИН)

При пожаре,

При пожаре,-

Знает каждый гражданин,

При пожаре,

При пожаре

Набирают «01»!

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся-

Пожарные торопятся!

Огонь бежит по крыше,

Огонь все выше, выше!

Но прямо в дым угарный

Шагнул боец-пожарный!

И не страшна жара ему,

Он борется с огнем:

На нем ремень брезентовый,

Топорик за ремнем.

Особый,

Несгораемый

Костюм надет на нем!

За ним его товарищи

В огонь и дым любой

Идут в пожар-пожарище,

Как воины на бой!

Беседа с родителями на тему: «Правила поведения при пожаре». (К.Ю. Белая, стр.22)

Среда

Тема: «Пожар»

Цель: Дать детям первоначальные знания о том, как действовать во время пожара.

  1. Чтение стихотворения «Кошкин дом».
  2. Игра «Причины пожаров».

Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.

  • Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в (квартире)

  • Дыма столб поднялся вдруг,

Кто не выключил (утюг)

  • Красный отблеск побежал

Кто со спичками (играл)

  • Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над (газом)

  • Столб огня чердак объял

Кто там спичками (играл)

  • Побежал огонь во двор

Это кто там жёг (костёр)

  • Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг (листву)

  • Кто бросал в траву при этом

Незнакомые (предметы)

  • Дым увидел – не зевай

И пожарных (вызывай)

  • Помни каждый гражданин,

Этот номер (01)

  1. Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар».
  2. Загадки.

Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар.

Это бедствие …(пожар)

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Но нигде, нигде меня

Не бывает без огня (дым)

Беседа с родителями на тему: «Осторожно огонь».

Четверг

Тема: «Беседа о добром и злом огне»

Цель: Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем, с помощью иллюстрации.

  1. Чтение рассказа «Как человек подружился с огнем»

Никита с мамой летом жили на даче. Как-то раз мама собралась к соседке за молоком.

Только смотри, - говорит она Никите, - не озоруй, не играй со спичками... Остался мальчик один. Телевизора в деревенской избе нет. Игрушки, что из города привёз, надоели, даже любимого Слоника - садовую лейку - бросил Никита во дворе.

«Почему же, - думает мальчик, - мама запретила со спичками играть?» Взял он со стола коробок. Потряс, поднёс к уху.... И вдруг вместо шороха спичек услышал, как тонкий голос проскрипел:

А ну-ка, выпусти меня сейчас же!

Кто это говорит? - удивился Никита.

Открой, увидишь, - ответили из коробка. Мальчик чуть-чуть сдвинул крышку, и тут же на стол выпрыгнул крошечный рыжеволосый человечек в красной куртке.

А теперь накорми меня! - потребовал рыжий.

Никита выставил картошку, огурцы, сметану. Странный гость скрипуче расхохотался:

Нетушки, это я не ем. Подавай мне бумагу!

Мальчик принёс старую газету. Человечек схватил её и - хап, хап! - съел до последнего клочка.

Эх, силушки во мне прибавилось! - воскликнул рыжий. И правда, он вырос, а его рыжие волосы зашевелились... Вдруг он подпрыгнул, скомкал скатерть, сдёрнул с окна занавески - и всё это отправил себе в рот. Злорадно ухмыльнулся и принялся грызть угол стола.

Изба наполнилась жаром, едким дымом. Никита стал задыхаться и пополз на четвереньках к двери. А рыжий знай себе отплясывал на столе, разбрасывая во все стороны жгучие искры.

Быть беде, если бы не садовая лейка. Слоник заметил дым и сразу смекнул, что в избе хозяйничает рыжий Огневик. И хоть был он раньше простой садовой лейкой, поднялся Слоник на четыре ноги, зачерпнул воды из бочки и потопал огонь тушить. Да разве такому малышу одному с пожаром справиться? Огневик только посмеялся над ним.

Тогда Слоник встал посреди двора, поднял хобот-носик к небу и стал звать братьев - облачных слонов. Прилетели большие облака-слоны, собрались в огромную тучу и залили горящую избу дождём. От злого Огневика один пшик остался.

Оглянулся Никита - черным-черно в избе. Вот сейчас придёт мама и увидит...

Никита! Никита! Ты чего это плачешь во сне? Просыпайся, попробуй молочка парного... А что это

у тебя в руках? Я же говорила - не играй со спичками!

[Журнал «Жили – были» №6 2003г стр.16].

  1. Физкультминутка

Спички опасны, /Дети грозят пальчиком./

Их только тронь -

Сразу появится /Поднимают руки вверх, шевелят

Яркий огонь! пальчиками,/

Сначала маленький, /Руки перед собой./

А потом большой, большой! /Руки вверх, шевелят пальчиками./

Подул ветерок /Дуют./

И огонь погас. /Опускают руки./

  1. Пословицы и поговорки – как их понять?

Цель: совместное обсуждение значений пословиц.

  1. Спичка - не игрушка, огонь - не забава.
  2. Спичка - невеличка, а огонь от нее - великан.
  3. Огонь хороший слуга, да плохой хозяин.
  4. Огонь не вода, охватит - не выплывешь.
  5. Ни дыма без огня, ни огня без дыма.
  6. Не шути с огнем - обожжешься.
  7. Малая искра сжигает города.
  8. От вора остатки бывают, от огня одно пепелище.

Наглядное оформление родительского уголка.

Папка – передвижка «Огонь друг – огонь враг».

Пятница

Тема: «Огонь»

Цель: формировать элементарные знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.

  1. Рассматривание иллюстрации по теме.
  2. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.

Игровые действия: разложить карточки на две группы.

Вариант игры.

Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

  1. Раскраски для детей.
  1. Игры - соревнования.

Цель: закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар; научить детей действовать по сигналу, действовать в команде.

  1. Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
  2. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
  3. Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
  4. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
  1. Самостоятельные игры.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Осторожно, пожар!», «Мы пожарные».

Цель: продолжать развивать кругозор детей, познакомить с особенностями работы пожарного, учить следовать выбранной роли.

  1. Настольно-печатная игра «Опасные ситуации в доме», лото «Профессии», «Найди хозяина».

Цель: развивать аналитические способности детей, учить играть коллективно.

  1. Словесные игры «Огонь – друг или враг?», «Закончи предложение», «Найди выход», «Кто кому друг».

Цель: расширять кругозор детей в области пожарной безопасности, пополнить словарный запас детей, развивать связную речь, память.

Консультации для родителей: «Правила поведения при пожароопасной ситуации».

Анкета для родителей.

Вопрос

Ответ

1.Ф.И.О.

2.Оставляете ли вы своего ребёнка одного?

Если да, то чем он в это время занимается?

3.Доступны ли в вашем доме для ребёнка спички, электроприборы?

Где они хранятся?

4.Использует ли ваш ребёнок спички, испорченные приборы в самостоятельной деятельности?

5.Какую работу проводите по профилактике пожарной безопасности?

6.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад?

Использованные иллюстрации




Просмотров