Проблемы дисциплины в современной школе. Причины нарушения дисциплины

Технология воспитания сознательной дисциплины

1.1 Понятие дисциплина, школьная дисциплина

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Дисциплина - это организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

Слово дисциплина в переводе с латинского имеет два значения:

1) учение, определенная отрасль знания;

2) обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку.

Следовательно, дисциплина - это наличие твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов коллектива. Школьная дисциплина требует обязательного выполнения требований старших; для нее характерно признание детьми авторитета учителя, родителей Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”,- М.: Просвещение, 2009 .

Проблеме дисциплины придавали первостепенное значение все великие педагоги, во все эпохи и режимы. И эта проблема была всегда дискуссионной.

Во-первых, дисциплина - это то, с чем ребенок не рождается, то, чего в нём от природы нет, и то, что необходимо в него «вложить». И потому дисциплинированность детей и дисциплина в школе - это всегда есть определенный результат воспитания, который очень важен для характеристики, как самих детей, так и оценки школы. Это действительно температура школьного тела, она сигнализирует о его здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или классе нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик - беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю. Во-вторых, понятие «дисциплина» (как определённый порядок, следование норме) всегда воспринимается людьми как противопоставление свободе. Как ограничение, принуждение, лишение. Известны слова одного исследователя, что из всех видов насилия над людьми следующим после убийства является воспитание. К сожалению, и у большинства педагогов и школьников слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает, скорее всего, отрицательные эмоции.

Сегодня модно говорить о гуманности и гуманизме - синонимах свободы и отсутствия ограничений. Может быть, поэтому в методической публицистике авторы стесняются писать на эту тему.

Правильное решение вопроса дисциплины - это решение проблемы сохранения детской, школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка. Мы полагаем, что дисциплина есть общий, беспристрастный и бескомпромиссный защитник всех жителей школы. В-третьих, очень не ясна, запутанна, противоречива связь между внешней дисциплиной и нравственностью как сугубо внутренним, интимным состоянием человека.

Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия. Дисциплину можно создать разъяснениями, проповедью, наставлениями - это заблуждение Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

В ряду теоретических понятий, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы (все это среда обитания детей, в той или иной степени педагогизированная, окультуренная) - существует и такое понятие как дисциплина школы, или школьная дисциплина. Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность.

У большинства людей слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает отрицательные эмоции.

Феномен школьной дисциплины сложен, в ней можно отыскать несколько смысловых характеристик:

Политический смысл дисциплины заключается в том, что ребенок впервые соприкасается с властью - директор, администрация и педагоги, это опасность и с ней надо ладить;

Юридический или правовой смысл - впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание.

Если рядом с этой властью, среди этих законов ребенку комфортно: он защищен, его признают и ценят, значит, законы школы и власть справедливы.

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней. Отсутствие дисциплины иногда даже больше воспитывает, чем самая строгая дисциплина.

В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а так же достаточно сложной в отношении способов ее решения. Нарушения представлены в самых различных формах: от страха отвечать у доски до оскорбления учителя Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва. Различные педагоги предлагают разнообразные способы установления порядка во вовремя учебно-воспитательного процесса, но, т.к. в основе всех нарушений лежат абсолютно разные причины и мотивы, то универсального метода решения этой проблемы не существует.

Не смотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебно - воспитательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности.

Дисциплина, мотивация и кооперация нам представляются тремя важнейшими целями, достижение которых должно в настоящее время стать основной управленческой задачей в отечественном образовании.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины, а также с тем, что дети часто испытывают скуку и незаинтересованность.

В образовательных учреждениях также немало не слишком дружески настроенных детей, не способных к кооперации, которые имеют выраженные индивидуалистические установки. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Решать проблемы дисциплины, кооперации и мотивации в школе - означает внедрить в организационную культуру школы технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые ведут себя подобным образом.

Для этого необходимо разобраться, что представляет собой так называемое «плохое» поведение. «Под «плохим» поведением здесь понимается не только хулиганские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки.

К образцам такого поведения также можно отнести потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, -- то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Развитие дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Школьная дисциплина проявляется в требовании от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений.

Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2011 .

Формирование самодисциплины - необходимое условие для поколения, которое будет через 15-20 лет определять будущее демократического развития страны. Формирование самодисциплины у школьников не сулит быстрого успеха. Этому мешает названные причины и цели нарушений дисциплины, общее неблагоприятное состояние учительской среды: доминирование женщин в общем количестве педагогов, непривлекательность заработной платы педагогов, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество - такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь - таково и завтрашнее общество.

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности (дисциплина "Окружающий мир")

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста не только объект воздействия взрослых...

Индивидуальный подход в преподавании современной биологии (на примере генетики)

История педагогической риторики

Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами...

Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания

Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий...

Организация и методика проведения уроков по плаванию в школе

Плавание -- способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств...

Педагогика как учебная дисциплина

Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика»...

Федеральный компонент. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика"

Место учебной дисциплины «Статистика» в системе подготовки специалиста. Учебная дисциплина «Статистика» входит в учебный блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.04 Статистика)...

Психофизиологические основы обучения

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики...

Система профессиональной подготовки социального работника

Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки -- познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована...

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д...

Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.

Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами.

Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка.

К основным таким правилам относятся: соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины, соблюдать чистоту в школе и школьном дворе, бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе и прочее.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности.

Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся -- это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

Педагог должен понимать, что школьники в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных студентов на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка.

Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого студента. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит студентам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания.

Во всех школах должна существовать система дисциплины для воспитания и коррекции поведения ребенка.

В школе есть документ - “Положение о дисциплине” (для подписания родителями). Этот документ включает в себя следующие рекомендации:

Уважение правил учебного центра;

Требования по выполнению целей и домашнего задания;

Нарушения учебных процедур;

Школьные стандарты.

Дисциплина в школе не сама цель, а средство организации учебы. В основе ее - уважение к школе, к учителю, к товарищам, к себе самому. Сознательно нарушающий дисциплину подрывает честь школы, вызывает неуважение окружающих, унижает свое личное достоинство.

Школа - это не только уроки. Это новый для ребенка способ жизни, когда все его поведение должно подчиняться строгой системе правил. Во время урока нужно спокойно сидеть за столом и слушать учителя. Нельзя взять и выйти из класса, даже если урок не интересен.

Правила в школе совсем не таковы, как в детском саду. Там они служили для удобства воспитательницы и именно поэтому их смысл был хорошо понятен детям. В учебном заведении всеобщие правила школьной жизни, социальные нормы, определяющие поведение ученика. Соблюдать их надо не потому, что их нарушение кому-то помешает, а потому, что так полагается в школе. Приспособление к этим правилам - первый опыт вхождения ребенка в общество. В дальнейшем ему постоянно придется сталкиваться с подобными правилами. Умение подчинять им свое поведение впервые рождается именно на начальном этапе школьного обучения.

В современном обществе законы морали и нравственности для большинства детей школьного возраста не приемлемы и не понятны. С ребёнком нужно беседовать, рассказывать о культуре поведения, сдержанности, искренности, доброте, понимании; о безопасном поведении в школе и возможных неприятных последствиях при нарушении правил и элементарных норм поведения.

Следует заметить, что правила культуры поведения учащихся в школе поясняют каждому ученику как его права, так и обязанности. В них достаточно лаконично и понятно всё прописано и для детей, и для взрослых. Для выполнения этих несложных правил необходимо лишь знать их и иметь желание им следовать. При полном соблюдении правил поведения в школе устанавливается доброжелательная атмосфера и положительный психологический настрой.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до суммы требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности.

Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений. Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер.

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Однако нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению.

Другие усматривают свою задачу в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок.

Третьи считают, дисциплина есть внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей.

Конечно же, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложной, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения.

Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения, реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы, может быть различным.

Дисциплина в школе должна носить активный характер, что предполагает вмешательство в жизнь, страстную, горячую заинтересованность в успехе общего дела, она несовместима с равнодушием и пассивностью. Такая дисциплина называется «дисциплина борьбы и преодоления». В ней сочетается понимание ее значения и привычка дисциплинированного поведения, сознательность и точная внешняя форма.

правовой внеклассный школьный дисциплина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Еще в XVII веке основоположником научной педагогики Я.А. Коменский рассматривал школьную дисциплину как «узы», связывающие работу, подлежащую исполнению, и действующих лиц. Классик свободного воспитания английский педагог А. Нилл, протестуя против извечной педагогической установки на необходимость дисциплинирования ребенка, писал в середине ХХ столетия:«Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем же еще?… Поскольку социальное одобрение - это то, чего хочет каждый, ребенок сам научается вести себя хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуется?

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Актуальность темы «Дисциплина школьников и пути ее установления» заключается в том, что необходимость воспитания культуры поведения всегда возникает там, где организуется деятельность учащихся и регулируются нормы их взаимоотношений.

Такой регулирующей силой в коллективе учащихся является школьная дисциплина. Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

В самом деле, в чем проявляется недисциплинированность некоторых учащихся в школе? В отсутствии точности и обязательности при выполнении своих обязанностей, в грубости, недостаточном уважении к окружающим и т. д. И, наоборот, дисциплинированный ученик не позволит грубости и бестактности по отношению к учителю и товарищам, не будет разговаривать, смеяться и заниматься посторонними делами во время урока. Любое учебное задание, общественное поручение или просто данное кому-либо слово он выполнит в срок и без напоминаний. Таким образом, в соблюдении правил культуры поведения и проявляется дисциплина ученика.

Целью написания курсовой работы стало изучение дисциплины школьников и нахождение путей ее установления.

Задачами соответственно выступили рассмотрение таких вопросов как:

1. Теоретические основы проблемы дисциплины в школьной среде

2. Исследуемая работа по выявлению проблем установления дисциплины школьников.

3. Дисциплина в школьной среде - понятие, сущность, характеристика.

4. Порядок установления школьной дисциплины в современной педагогической теории.

5. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.

6. Методики определения дисциплинарности школьников.

Объект исследования: подростковый возраст

Предмет исследования : установление дисциплины в подростковом возрасте

Гипотеза исследования: дисциплина подростков зависит от:

· - уровня профессионализма учителя

· -разницы в возрасте между учителем и учеником

· -школьных программ (проповедь насилия, тематика криминала)

Методы исследования:

· Наблюдение

· Метод беседы

· Опрос

· Обсуждения

· Эксперимент

Структуры исследования

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ В ШКОЛ Ь НОЙ СРЕДЕ

1. 1 Дисциплина в школьной среде - понятие, сущность, характерист и ки

Дисциплина в сущности есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

Школьная дисциплина служить для решения внутренних задач школы.

В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

В таком свете воспитание должно быть всецело ”естественным”, надо не портить человека, не уродовать его а опираясь на природные данные, развивать в душе человека высшие силы, заложенныё в нём. Задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность природе действовать на человека и внутри его, предохранять его естество от влияния культуры. Таким образом, из признания радикального добра в человеке вырастает педагогический натурализм. Средство свободного воспитания - свобода. Ребёнок должен быть свободен от всякого искусственного принуждения, свободен в своём внешнем поведении, не нужно никаких правил, регламентирующих его поведение.

Исходя из подобной позиции, дисциплина в привычном понятии отсутствует, или же она присутствует в качестве ”естественной” дисциплины. Понятие естественной дисциплины впоследствии было развито Спенсером, а позднее учение Руссо было развито рядом педагогов. Все они имеют, однако, тот существенный недостаток, что обходят вопрос о школьной дисциплине. Рассуждая о дисциплине в школе, Толстой в своих педагогических взглядах дошёл до полного отрицания воспитания и даже до отрицания права на воспитание.

"Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим, "- говорит Толстой.

"Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут." (Толстой).

"Образование же есть свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им."

"Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям" (Толстой).

Из этих взглядов, развились две педагогические идеи:

I) Дисциплина, как принуждение, совершенно отрицается, воспитание должно быть свободно и быть чуждо принуждения и внутреннего и внешнего

2) Воспитание и школа не должны быть "Mиpoсозерцательными", т.к. это худший вид принуждения.

Встаёт вопрос: в какой мере всё это правильно?

Действительно ли дисциплина противостоит свободе? Можно ли вообще обойтись без принуждения?

Этот вопрос может быть решён только после решения общего вопроса о свободе. Но я не хочу касаться этой темы в нескольких словах, однако, укажу что не все не бесспорно. То, из чего исходят все отрицатели всякого принуждения, а именно, что свобода нам дана, что ею владеет каждый ребенок и что ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого миросозерцания.

По-моему убеждению, свобода не есть данность, а есть заданность, свободу ребенок приобретает в конце воспитания. 0дна из задач воспитания как раз в том и состоит, чтобы развить дар свободы. Если дар свободы приобретён, то на этом задача воспитания кончается.

При таком подходе, идея свободного воспитания теряет свою ясность, ибо свободу в детях ещё нужно освобождать от целого ряда стихийных ограничений.

В современной педагогике существует понятие о гармоничном строении личности, для достижения которого достаточно лишь равномерное развитие всех сторон личности. Однако, наряду с понятием о гармоническом строении личности, существует и другое понятие - о иерархическом строении личности, ведущее к совершенно другому построению педагогики.

Если мы положительно решим вопрос о праве на воспитание, то следовательно, мы признаем в какой-то мере и принуждениe.

Школа, как организм предполагает и организующие силы. Этой организующей силой и является дисциплина. Это не есть подавление свободы, но более правильное её развитие и содействие ей, ибо только через дисциплину можно получить и опыт свободы. Таким образом, дисциплина является одним из условий свободы в школе и средством сохранения свободы.

Как же должен быть организован школьный организм? Конечно, "природосообразность" обязательна, необходимо внимание к запросам и интересам ребёнка, к его внутреннему миру, к его самодеятельности. Но должна ли школьная жизнь целиком быть регламентированной? Конечно, нет, иначе получится искажение, которое приблизит дисциплину школы к дрессировке.

"Миросозерцательная" школа является одним из последних слов современной педагогики. Это является реакцией господствовавшее учение о невозможности какого бы то ни было принуждения в школ. Теперь в школах идёт внедрение того или иного миросозерцания. Но передача своего миросозерцания возможна и без внешнего принуждения. Я считаю возможным принять эту форму принуждения и утверждаю, что "немиросозерцательной" школы никогда собственно и не было, (даже у Руссо), а были школы, которые отрицали одно миросозерцание ради другого (своего собственного).

По-моему, дисциплины в стоянии перед Богом в глубине духовной жизни быть не может. Дисциплина есть явление социальное, и служит для достижения порядка.

Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней. Я согласен с утверждением, что дисциплины должно быть как можно меньше, как можно меньше должно быть и правил. Цель дисциплины только в том, что бы поддерживать порядок.

Процесс воспитания школьников в 5х-9х классах является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Ребенок, особенно среднего подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием, становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс в этих классах обладает большими возможностями для формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие школьники учатся не в полную меру своих возможностей, из-за чего “недобирают” знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. Важными причинами этого явления являются - недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении.

Не используя в полную меру данные природой и социальной средой возможности в приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить всех своих возможностей. От этого страдает личность (недобрала, не смогла, не сформировала в себе все необходимое для подлинного развития), но многое теряет и все окружение в целом.

Дисциплина школьников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины школьников, является разумная организация урока как основной формы обучения.

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников. К.Д.Ушинский в работе “Избранные педагогические сочинения” писал: “Если мы ввели … порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках.”

Целостность уроку, как динамической системе, придает дидактическая цель, в которой как в модели желаемого результата реализуется основная педагогическая идея и функция урока. Структура урока не должна быть шаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей, типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения, возрастного состава учащихся.

Организация труда учителя и учащихся строится с учетом избранных этапов урока. На каждом этапе учитель предусматривает организацию своей деятельности, отдельных учащихся, групп и класса в целом с тем, чтобы каждый школьник был занят полезным делом в соответствии с поставленными целями урока и задачами конкретного этапа.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности. Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их переживать, переключать внимание.

Задача учителя - целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность, устойчивость, переключение, широта и др.

Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в учении школьника.

Невнимание школьников на уроке порождается разными причинами.

В младших классах не всегда учитывается учителем неустойчивость внимания ребенка, в средних и старших - интенсивные физиологические изменения в растущем организме, а также процессы социального созревания.

Серьезные причины, порождающие отсутствие внимания у части школьников на уроке, кроются и в слабой организации урока.

Чтобы слушать учителя, быть внимательным к ответам товарищей, нужны волевые усилия. Воспитанию у учащихся внимательности как черты личности мешает частая смена видов деятельности на уроках или однообразия ее форм, т.е. когда на уроке создается видимость активности учащихся, но недостает спокойной углубленной сосредоточенности. Однако стремление учителя заставить школьников весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к тому, что ученик устает и теряет внимание.

В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда - что может быть глупее в таком тонком деле, как воспитание человека… Нет, нельзя такой ценой добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят.

Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать.”

Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка целей и задач урока, разумное включение в урок различых форм учебной деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке самостоятельно.

Для того, чтобы действительно управлять процессом формирования ответственного отношения к учебе, учитель должен хорошо знать мотивы учения учащихся, выяснять причины, тормозящие развитие положительных мотивов.

Вся деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы сформировать познавательный интерес и познавательную потребность в знаниях.

На успешность воспитания сознательной дисциплины школьников оказывают огромное влияние педагогические условия, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Существуют четыре группы условий учебно-воспитательного процесса: учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и этические. Выполнение каждого из этих условий обязательно.

Нездоровый климат на уроке - это неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это, конечно, необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

Учитель должен:

· Опираться на природную смышленость учащихся и не ограничиваться только чисто механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и учащимися.

· Вызывать активность учащихся

· Повышать заинтересованность учащихся при обучении.

· Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.

· Развивать способности учащихся к абстракции; создавать педагогические ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.

· Использовать таблицы, схемы, кино, специальные игры.

· Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.

· Применять решение задач, связанных с теорией и эмпирической практикой, задач проблемного характера, открытых задач, в которых сам ученик подбирает данные и даже формулирует задачу.

Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками организации уроков в школе являются:

а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных его этапах. Это проявляется в том, что деятельность школьников конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься учащиеся. Портому работа в классе идет в основном с опорой на возможности сильных учеников;

б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим трудом, порождает недисциплинированность.

1.2 Порядок установления школьной дисциплины

Под школьной дисциплиной понимают соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.(Приложение 1)

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей.

Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения.

Локальный нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Структура локального нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

Подготовленный проект локального нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка.

Локальный нормативный правовой акт утверждается (подписывается) руководителем образовательного учреждения.

Нормативный правовой акт должен содержать следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

Локальный акт о приеме учащихся в 10 класс может разрабатываться как органами управления образованием, так и самим образовательным учреждением.

Он может иметь форму приказа по образовательному учреждению, с включением в него приложения «Правила приема учащихся в 10-е классы».

Локальный акт в форме Положения может в своей структуре содержать следующие разделы: I. Общие положения; II. Порядок организации целевого приема; III. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Устав школы

Выписка их Устава Школы.

4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

4.1 Участниками образовательного процесса в Школе являются обучающиеся, педагогические работники Школы, родители (законные представители) обучающихся.

4.2. В первый класс Школы принимаются дети, достигшие к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Для зачисления в Школу родители (законные представители) представляют следующие документы:- заявление родителей на имя директора Школы,- копию свидетельства о рождении ребенка,- медицинскую карту ребенка установленного образца.

4.3. Во 2-ой и последующие классы принимаются граждане при наличии следующих документов:- заявления родителей на имя директора Школы;- документа, свидетельствующего об уровне образования обучающегося на момент поступления в Школу;- личного дела обучающегося;- копии свидетельства о рождении ребенка;- медицинской карты установленного образца.

4.4. Прием обучающихся в классы 3 ступени проводится на общих основаниях. При поступлении предоставляются следующие документы:- личное заявление обучающегося на имя директора; - аттестат об основном общем образовании; - медицинская справка установленного образца;- копия свидетельства о рождении;- личное дело обучающегося.

4.5. При приеме в Школу обучающиеся и/или/ их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с настоящим Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

4.6. Для зачисления в группу продленного дня необходимо заявление родителей (законных представителей) с указанием времени пребывания ребенка в группе продленного дня и порядка ухода его домой.

4.7. Обучающийся может быть отчислен из Школы:- по желанию родителей (законных представителей) на основании заявления для продолжения обучения в другом образовательном учреждении, в другой форме;- по достижению возраста 15 лет, до получения ими основного общего образования, по заявлению родителей (законных представителей) и согласованию с Отделом образования;- по решению Педагогического совета Школы за совершенные неоднократно грубые нарушения настоящего Устава допускается исключение из Школы обучающегося, достигших возраста пятнадцати лет. Грубым нарушением дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, работников, посетителей Школы; нарушения режима работы Школы как общеобразовательного учреждения. Исключение обучающегося из Школы применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Школе оказывает отрицательное на других обучающихся, нарушает их права и права работников Школы, а также нормальное функционирование Школы. Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителе (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Школа незамедлительно обязана проинформировать об исключении обучающегося из школы его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из Школы, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

4.8. Обучающиеся в Школе имеют право:- на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;- на выбор формы образования. Обучающиеся могут осваивать общеобразовательные программы или отдельные разделы общеобразовательных программ как в Школе, так и в форме семейного образования, самообразования или экстерната;- на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; на участие в управлении Школой в форме, определяемой Уставом Школы;- на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации,- на свободное выражение собственных взглядов и убеждений; на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;- на переход в другую Школу, параллельный или другой класс при наличии в них свободного места по решению Педагогического совета; на защиту от всех форм физического и психического насилия; на развитие своих творческих способностей;- на отдых и освобождение от учебных занятий в установленном порядке; на охрану здоровья и медицинскую помощь;- в случае несогласия с оценками сдать зачет или экзамен по предмету независимой, назначенной директором комиссии;- знакомиться с настоящим Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

4.9. В летний период в Школе с согласия родителей (законных представителей) обучающихся устанавливается летняя практика на учебно-опытном участке для обучающихся 5 - 8, 10 классов. Школе запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом и Уставом учреждения, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

4.10. Принуждение обучающихся, и воспитанников к вступлению в общественные, общественно - политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

4.11.Обучающиеся в Школе обязаны:- выполнять Устав Школы, решения Педагогического совета, приказы директора, распоряжения его заместителей, требования учителя и классного руководителя, не противоречащие Уставу Школы;- соблюдать дисциплину;- посещать уроки согласно расписанию занятий, не опаздывать к началу занятий; соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и пожарной безопасности, предусмотренной соответствующими инструкциями;- бережно относиться к имуществу Школы, результатам труда других людей, к своим и чужим вещам, экономно расходовать электроэнергию и воду. В случае порчи имущества Школы обучающиеся, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб в соответствии с действующим законодательством;- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы; соблюдать культуру поведения и внешнего вида;- заботиться о здоровье и безопасности своей жизни и жизни товарищей;- не допускать курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, не сквернословить;- не пропускать учебных занятий без уважительных причин. В случае пропуска занятий представлять в день прибытия в Школу справку или другой оправдательный документ.

4.12. Родители (законные представители) имеют право:- выбирать формы получения образования;- участвовать в управлении Школой в форме, определяемой Уставом учреждения;- защищать законные права и интересы ребенка; - знакомиться с программами, по которым обучаются их дети; - на полную информацию по любому вопросу деятельности Школы; - обращаться к учителю, классному руководителю, администрации для разрешения конфликтных ситуаций относительно ребенка; - присутствовать на уроках, занятиях с разрешения администрации Школы;- быть своевременно информированным о предстоящих прививках, отказаться от них, предоставив отказ в письменной форме;- выбирать класс при наличии свободных мест и соответствующего уровня подготовки обучающихся;- выбирать совместно с ребенком дополнительные образовательные услуги, предоставляемые Школой (в том числе платные);- быть ознакомленными с настоящим Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса,- оказывать Школе материальную спонсорскую помощь.

4.13. Родители (законные представители) обязаны:- обеспечить получение ребенком основного общего образования- выполнять Устав Школы;- осуществлять помощь и контроль в организации рабочего дня в жизни ребенка;- обеспечивать нормальные условия для занятия ребенка дома;- вежливо относиться к учителям ученика, его товарищам, одноклассникам;- обеспечивать ребенка необходимыми принадлежностями для занятий в Школе;- посещать родительские собрания, приходить в Школу по просьбе учителей или администрации в обоюдно удобное время;- заботиться о здоровье ребенка физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, сообщать в Школу о его инфекционных заболеваниях, не отпускать заболевшего в Школу. При пропусках занятий ребенком более двух дней представлять справку от врача;- возмещать ущерб, нанесенный ребенком Школе в установленном законом порядке; - своевременно вносить плату за питание обучающегося; - своевременно вносить плату за платные дополнительные образовательные услуги согласно договору; - нести ответственность за воспитание детей; - принимать меры по регулярному посещению Школы своим ребенком.

4.14. Педагогический работник имеет право:- на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;- на участие в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом Школы; на защиту профессиональной чести и достоинства;- повышать квалификацию; с этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения педагогических работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; - аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;- сокращенную рабочую неделю при согласовании с администрацией Школы; на удлиненный оплачиваемый отпуск; на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации; на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;- на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

4.15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником Школы норм профессионального поведения и (или) Устава Школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

4.16. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника Школы, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4.17. Педагогический работник обязан:- на высоком профессиональном уровне преподавать свой предмет, постоянно повышая свою квалификацию;- строго соблюдать трудовую дисциплину, требовать ее соблюдения от обучающихся;- четко планировать свою учебно-воспитательную деятельность, информировать администрацию и обучающихся об особенности планирования учебного процесса;- соблюдать правила ведения классных журналов и другой документации, своевременно оценивать знания обучающихся;- объективно оценивать знания обучающихся по своему предмету, своевременно выставлять оценку в журнал и дневник обучающегося;- уважительно относиться к своим коллегам, администрации, обучающимся и родителям;- впускать обучающихся в класс со звонком, отпускать с урока по звонку. Учитель не имеет права лишать ученика перемены;- нести ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время учебных занятий и внеклассных мероприятий;- не применять к обучающимся меры физического и психического насилия;- нести материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством за причиненный Школе ущерб; - соблюдать правила санитарно-гигиенического режима в школе; соблюдать Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, условия трудового договора, должностные инструкции;- выполнять принятые решения Педагогического совета, приказы директора, распоряжения его заместителей.

4.18. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника Школы по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава Школы;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей .

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования , как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

1.3 Психолог о -педагогическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст -- трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности - к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех.

Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) полного отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе не в отрицании чужой воли и в выставлении своей воли (этот момент является здесь вторичным). Главной причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. В этот период «цветения пола» подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а изнутри его самого.

И если под влиянием ядовитой среды воображение подростка уже занято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут быть связаны только различные телесно сексуальные движения, чем намечается болезненный, но почти неизбежный разрыв сексуальности (как чисто телесной стороны пола, включая те психические движения, которые связаны с этой телесной стороной пола) и эроса (т.е. искания любви, приводящего в движение всю психику, весь духовный мир, озаряющего душу поэтической мечтой о любимом существе). Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 184-187.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости -- ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям. / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. С. 160.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Известный отечественный педагог А.П. Краковский (О подростках. М.: Педагогика, 1970. ), сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее.

Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза(!) больше, чем у младших школьников. В кн.: Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 314.

Наибольшее количество детей с так называемой школьной дезадаптацией, т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении и т. п.), приходится на средние классы.

Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная деадаптация встречается в 5--8% случаев, то у подростков--в 18-- 20%. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3--4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. Рабочая книга школьного психолога ... С. 125.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать самую настоящую «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил один американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания, усиливает эмоциональную нестабильность.

У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство -- более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Остро переживаются все ее изъяны, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, окрик или ирония, отрывающая ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 141-143.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Рабочая книга школьного психолога ... С. 125.

Подобные документы

    Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Особенности формирования нравственных представлений и поступков у детей данной возрастной категории. Дисциплина и этикет как составляющие этического поведения младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста. Основные причины снижения уровня математической подготовки учащихся основной школы и пути их преодоления. Анализ изложения темы "Линейная функция" в основных учебниках по алгебре.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Понятие и особенности проявления детской одаренности, направления ее исследования, критерии оценки, методические и практические рекомендации по работе с данной категорией детей. Принципы выявления одаренных школьников, используемые приемы и методики.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Развитие творческих способностей учащихся как психолого–педагогическая проблема. Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных занятиях. Методические рекомендации к организации кружка "Вязание крючком".

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. Социально-педагогические аспекты школьной адаптации. Уровень адаптации первоклассников к школьной жизни, факторы дезадаптации. Мероприятия по стабилизации школьников.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Понятие и теоретические аспекты обучения. Причины возникновения неуспеваемости школьников, пути и направления ее преодоления. Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся, анализ и интерпретация его результатов.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2011

    Теоретические аспекты развития творческой активности подростков в педагогическом процессе. Изучение ее сформированности у учащихся подросткового возраста. Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников-подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2012

    Психолого-педагогическая характеристика и причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста. Анализ профилактики безнадзорности в ГОУ "Каравелла". Деятельность социального педагога по профилактике безнадзорности детей подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Научно-исторические основы изучения проблемы дисциплины школьников. Историко-педагогический аспект. Сущность и содержание дисциплины в учебно-воспитательном процессе. Проблема нарушения дисциплины в учебном процессе, система организации дисциплины.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2014

    Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Анализ и оценка условий формирования коллектива в данной среде, направления исследования педагогической деятельности по его созданию, основные факторы, влияющие на эффективность.

Средняя общеобразовательная школа

Реферат на тему: Школьная дисциплина

учащегося 10-А класса

Аблякимова Эльмара

Руководитель: учитель

по правоведению

Губин. Г.А.

Ромашкино - 2012

Немного о Дисциплине

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina)- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Я думаю, что тема о дисциплине очень близка к теме об авторитете. Окончательное решение обоих вопросов зависит от решения темы свободы в воспитании. Свобода является фактором, связующим и углубляющим две данные темы. Тема дисциплины, конечно, гораздо легче по сравнению с темой об авторитете. Однако, такой взгляд верен лишь при узком понимании термина дисциплина. Если тему о дисциплине расширить до вопроса о принуждении в воспитании вообще, то тема, конечно, значительно углубляется.

Дисциплина, в сущности, есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что касается школьной дисциплины, которая служит для решения внутренних задач школы. В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.

Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание.

Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Но учитель не каждый урок может сделать интересным, да и секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывание ребенка в школе. Есть ли выход?

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

Главным критерием типа выступает позиция, которую занимает учитель по отношению к классу, организуя и регулируя дисциплинированное поведение учеников на уроке.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность по управлению их поведением, он внутри класса

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением детей, находится в стороне от них. Не ставит перед детьми цели.

Позиция учителя выражается, прежде всего в том, какие методы управления поведением пользуется учитель. В своей практике использую 3 метода: убеждение, требование, внушение.

Метод убеждения до сознания школьников доводятся нормы и правила поведения. Ребенок должен почувствовать и осознать ценность и значимость дисциплины для себя и окружающих.

Смотри, когда ты не отвлекаешься и буквы красивые получаются, а когда вертишься и буквы скачут.

Если кто-нибудь захочет что-то спросить, то поднимите руку. Нельзя кричать с места и мешать товарищам. Они заняты работой, они думают.

Требование выполнения правил поведения на уроке обычно выражается, в категоричных формах:

приказания: Все сели!, Руки на парты!;

запрещения: Не листать учебники, Не болтай ногами;

распоряжения: Коснулись спинки парт, Работаем молча! Абсолютная тишина в классе.

Доброжелательное внушение может принимать доверительного наставления Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам, Сережа, я боюсь, что из-за тебя мы не сможем решить задачу, Коля, будешь вертеться, ничего не поймешь.

Мне нравиться учителя, которые используют смешанный авторитарно-демократический стиль руководства для воспитания дисциплинированности. При этом стиле всё подчинено работе, учитель убеждает учащихся в том, что дисциплина - залог успешной учебы. Дисциплинированное поведение детей стабильно. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.



Просмотров