Признаки коррупции в законодательстве российской федерации. Что такое коррупция простыми словами

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции

кафедра уголовного права Мороз Дмитрий Георгиевич

Закон «О борьбе с коррупцией»

Тема 1. Коррупция. Понятие и основные характеристики

Понятие коррупции и ее признаки

Существуют 2 подхода к определению «коррупции»:

Формально-юридический – круг противоправных деяний, которые относятся к коррупционным

Социально-политический – девиация (отклонение) субъектов

Признаки коррупции:

Может возникать в любой сфере управления

Особый круг субъектов (коррупционеров и корруптеров (те, кто подкупает))

Корыстная и личная направленность

Умышленный характер

Слово «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» – растлевать, разлагать. Как правило, под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, входящее в противоречие законодательству и моральным установкам. Коррупция – это сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и который связан в первую очередь с обычаем преподносить подарки, пожертвования сильным мира сего. Богатый подарок и подношение всегда выделяло просящего среди других подданных, правда следует отметить, что в те времена такая практика считалась абсолютно нормальной.

В настоящее время ни одно государство мира не свободно от коррупционного давления. Именно поэтому коррупция в настоящий момент времени является одной из самых сложных и опасных проблем человечества. Но в одних государствах уровень коррупции имеет самый низкий уровень, и данное явление не оказывает какого-либо воздействие на политическое и социально-политическое развитие государств (Скандинавия, Сингапур), во второй группе государств коррупция представляет серьезную проблему, угрожает национальной безопасности, политическое и социально-политическое развитие государств, но эти государства предпринимают серьезные меры по противодействие коррупции (Беларусь, Китай), третья группа государств, где коррупция полностью подменила систему государственного управления, развитие государства тормозит (Африка, Азия).

В настоящее время криминологической и других видах гуманитарных наук сложились два подхода к пониманию феномена коррупции, которые можно обозначить как формально-юридический и второй – более широкий – социально политический. В рамках формально-юридического подхода коррупция определяется как система противоправных действий властных субъектов, которая связана с нарушением, прежде всего, специальных правовых предписаний, определяющих деятельность органов управления и должностных лиц, т.е. в рамках данного подхода коррупционным может быть признано только такое деяние, которое следует квалифицировать в рамках статей УК или КоАП. По юридическим основаниям коррупционные правонарушения можно разделить на 4 группы:

Коррупционные преступления

Коррупционные административные правонарушения

Коррупционные дисциплинарные проступки

Коррупционные гражданско-правовые деликты

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь существует лишь перечень коррупционных преступлений, утвержденных совместным постановлением Генпрокуратуры РБ, Комитета гос. контроля РБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ, Министерства внутренних дел РБ, КГБ от 11.01.2011 г. Наряду с этим, в статьях 20, 21 Закона «О борьбе с коррупцией» содержится 2 перечня:

Перечень правонарушений, создающих условия для коррупции

Перечень собственно коррупционных правонарушений.

Таким образом, следует четко различать понятие «коррупция» и понятие «коррупционная преступность». Понятие «коррупционная преступность» охватывает лишь 10 преступлений, понятием «коррупция» охватываются все коррупционные проявления, как влекущие любую юридическую ответственность, и в некоторых случаях и не влекущую вообще. Частное ó Общее.

В ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплено легальное определение коррупции. Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц; а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В соответствии со вторым – социально-политическим подходом – коррупция может быть определена не как система должностных правонарушений, влекущих ответственность в соответствии с действующим законодательством, а как негативная девиация (отклонение) ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. Таким образом, данный подход стремиться уйти от формально-юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовным или административно-правовым, сколько социально-политическим.

К юридическим признакам коррупции относятся:

1) Обязательный объект коррупционного посягательства – интересы службы

2) Использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий)

3) Только умышленная вина

4) Два специальных мотива – корыстный мотив или иная личная заинтересованность

Формы и виды коррупции

Для разработки наиболее эффективной системы противодействия коррупции большое значение имеет выявление форм и видов коррупции. В криминологии и других юридических и гуманитарных науках в зависимости от различных оснований выделяют несколько форм и видов коррупции.

В зависимости от характера коррупционных действий выделяют 2 формы коррупции:

1) Коррупция, сопряженная с подкупом должностного лица, т.е. с заключением коррупционной сделки.

2) Коррупция, не сопряженная с подкупом должностного лица, но выражающаяся в злоупотреблении должностным лицом своих служебных полномочий в личных интересах (ст. 424 УК).

В зависимости от сферы возникновения причин и условий, порождающих коррупцию , выделяется:

1) Экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к управленческой бюрократической системе).

2) Эндогенная коррупция (намеренно создаваемая внутри управленческой бюрократической системы самими служащими (должностными лицами)).

Экзогенная коррупция подразделяется на 2 вида:

- Деловая экзогенная коррупция – возникает в сфере взаимодействия органов государственного управления с представителями коммерческих структур. При этом существуют 2 разновидности деловой коррупции, которые можно обозначить как «захват государства» и «захват бизнеса».

---- «Захват государства» может выражаться в покупке, приобретении в результате коррупционных сделок коммерческими структурами необходимых для них решений, принимаемых органами государственной власти и управления. Вариантами могут быть, например, лоббирование законопроектов; покупка решения государственного органа о предоставлении налоговых льгот, земельного участка; один из наиболее распространенных и опасных вариантов – заключение коррупционных сделок с целью выигрыша тендерных закупок и конкурсов.

---- «Захват бизнеса» выражается в ином характере коррупционных действий. В данном случае представители государственных структур стремятся приобрести контроль за деятельностью коммерческих предприятий в личных целях. Существует запрет госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью; запрет госслужащим переходить на работу в коммерческие организации, которые были ему подконтрольны во время госслужбы.

- Бытовая экзогенная коррупция возникает в сфере взаимодействия граждан с представителями органов государственной власти и управления. Например, в сфере здравоохранения, образования, взаимодействия с правоохранительными органами, военкоматами.

Эндогенная коррупция также имеет несколько разновидностей. Выделяются:

- Вертикальная эндогенная коррупция , которая существует в рамках одной управленческой иерархической системы между нижестоящими и вышестоящими должностными лицами, находящимися друг с другом в служебных отношениях.

В свою очередь, вертикальная эндогенная коррупция может подразделяться на:

---- восходящую коррупцию (возникает между нижестоящими должностными лицами и вышестоящими должностными лицами, когда нижестоящие должностные лица передают часть своего коррупционного дохода вышестоящим должностным лицам, тем самым приобретается защита от контроля вышестоящих должностных лиц и их лояльность по отношению к коррупционной активности подчиненных)

---- Нисходящую коррупцию (возникает между вышестоящим должностным лицом и вышестоящими должностными лицами, когда вышестоящее должностное лицо использует свое служебное положение не для решения тех задач, которые перед ним поставлены, а в личных или корыстных интересах, опираясь на поддержку своих подчиненных).

- Горизонтальная эндогенная коррупция , которая возникает между должностными лицами, непосредственно не находящимися друг с другом в служебных отношениях и принадлежащим к различным иерархическим управленческим структурам.

В зависимости от уровня принимаемых решений выделяют верховую (верхушечную) и низовую коррупцию . Различие в данном случае осуществляется на основании уровня дл, принимаем решений, и масштабов принимаемых решений, причем второй критерий наиболее важен.

Одним из наиболее опасных форм коррупции является так называемая криминальная коррупция, которая может возникать в процессе взаимодействия представителей преступных сообществ с представителями органов государственного управления, в первую очередь, правоохранительных органов. В подавляющем количестве случаев, существование, например, организованной преступности, а во многих случаях и экономической преступности, без коррупционного взаимодействия с отдельными коррумпированными представителями правоохранительных органов невозможно.


Похожая информация.


Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

Толерантность населения к проявлениям коррупции;

Отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

Наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

Психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

Незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

Отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) - это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

Вымогательство взятки;

Получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www . gosuslugi . ru .

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

Проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

Уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

В случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

Не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

В случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

Никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

В строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

Настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

Постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

Незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

В последнее время во всём мире все чаще обсуждаются вопросы, связанные с понятием коррупции. Коррупция – это такое сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Причины таких обсуждений и споров заключаются в том, что на данный момент не существует единого определения этого понятия. Возможно, это объясняется тем, что понятие коррупции как социального явления в широком смысле выходит за границы исследований права и криминологии и является сложным синтетическим социально-философским и криминологическим понятием. В правовых источниках большинства государств даются различные формулировки данного понятия, а в некоторых вовсе не указана его расшифровка. Можно заметить, что в нашей стране регулярно ведется деятельность по борьбе с коррупцией, разрабатываются новые планы её противодействия. Но с чем государство постоянно ведёт борьбу? Каково определение самого понятия коррупции? Это автору предстоит выяснить в работе.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе можно найти различные трактовки понятия коррупции. В толковых словарях русского языка коррупцию определяют, в основном, как подкуп. Например, в словаре Ожегова коррупция – это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Некоторые социологи утверждают, что "коррупция это отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды". Такое утверждение оказывается и слишком узким (коррупция может быть и в частных корпорациях), и слишком широким. Действительно, определение не указывает, в какой сфере действуют представители власти. А ведь отказ от ожидаемых стандартов может произойти в быту. "Одна из проблем с таким определением состоит в том, что во многих обществах коррупционные действия, согласно правовым или административным инструкциям, нередко обычное явление и считаются нормальным поведением. Данное явление наблюдается в некоторых странах "третьего мира" или с командной экономикой и бывает неотъемлемой частью достижения социально необходимых результатов. "

Касьянов и Нечипуренко в словаре терминов приводят такое определение: "Коррупция - это использование служебного положения должностным лицом в интересах личного обогащения и с нарушением существующих правовых норм" . Такое утверждение является слишком широким, так как оно подпадает под многие статьи Уголовного Кодекса РФ.

В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года только упоминается понятие коррупции, но не дана формулировка определения. В Преамбуле утверждается, что коррупция "превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней". Далее, в главе третьей перечисляются конкретные преступления. ООН относит к коррупции подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в первой статье дает следующее определение понятия коррупции: “коррупция –

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.” Таково действующее определение в Российской Федерации на данный момент. В нём перечислены деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, а также имеется расширительное толкование.

Многообразие точек зрения на определение коррупции отражает объективную сложность этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

В коррупционных преступлениях следует различать субъект и объект. Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – отдельные представители общества или группа лиц. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Также, различают виды коррупции по разным критериям:

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

Эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

Коррупция, зарождаясь и существуя в обществе, влечет за собой целый ряд новых социальных проблем и обостряет уже существующие проблемы. Происходит необоснованное отвлечение значительных сил и средств от выполнения необходимых целей общественного развития вследствие обострения бюджетного кризиса и снижения способности государственной власти реально и эффективно решать различные, объективно возникающие, социальные проблемы. Процесс закрепления и увеличения резкого имущественного расслоения общества приобретает неотвратимый характер, происходит значительное увеличение интенсивности его протекания, значительный рост социальной напряженности, что ощутимо сказывается на экономике и угрожает политической стабильности в стране.

Коррупция в обществе проявляется, прежде всего, в особом образе поведения людей. Суть коррупции лежит в социально-психологических особенностях личности конкретного человека и общества в целом. Мотивационная сфера в данном случае имеет преобладающее значение в выборе особого вида поведения людей: наиболее распространенный мотив - компенсация за ощущаемый чиновниками ущерб, связанный с прохождением ими государственной службы. Важной особенностью социально-психологического климата в обществе, способствующей процветанию коррупции - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно - неприемлемой. С другой стороны, коррупция, в большей мере низовая, является приемлемой “по умолчанию” частью быта.

Отличительным признаком коррупции является ее огромная латентность (скрытность). В значительной мере это связано с тем, что она проявляется именно как двусторонняя “конфиденциальная сделка”, в разоблачении которой не заинтересована ни одна из сторон. Таким образом, можно обобщить вышесказанное в общее определение: коррупция – это негативное, трудно выявляемое явление в обществе и государстве, возникающее в результате использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы), которое разрушает строй внутри страны.

Литература:

1. Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность: монография – М.: "Волтерс Клувер", 2009. – 236 c.

Коррупция как сложное социальное явление зародилась в глубокой древности и продолжает существовать в наши дни с переменным успехом практически во всех странах мира.

В Библии приведены отдельные факты, расценивающиеся в настоящее время как проявление коррупции. Так, в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете – говорится следующее: "Я знаю, как многочисленны паши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот".

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение но протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., коррупция определяется как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.

Таким образом, данный нормативный акт определяет коррупцию как противоправное служебное поведение должностных лиц, обусловленное полученным или обещанным вознаграждением.

В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что "под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны". Характерные признаки данной ситуации:

  • – принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;
  • – обе стороны действуют, как правило, по обоюдному согласию;
  • – обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Основным документом, определяющим базовые понятия в сфере борьбы и противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также гл. 30 УК РФ (ст. 285-293).

Федеральный закон "О противодействии коррупции" определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из вышеизложенных определений, коррупцию можно охарактеризовать следующим образом.

Коррупция – это социальное явление, которое характеризуется подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими личных либо узкогрупповых полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.

Можно выделить следующие признаки коррупции.

  • 1. Коррупция – сложное социальное явление. Это многосторонняя вертикально-горизонтальная связь в обществе и государстве, которая обусловлена историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными, нравственными детерминантами.
  • 2. Наличие подкупа – продажности. Здесь просматривается двусторонний (в ряде случаев – многосторонний) сговор чиновника (любого звена) и иного лица (физического или юридического). Конечно, здесь может иметь место и вымогательство, и инициатива. Чиновник продает какие-либо блага, используя государственную, муниципальную структуру в своих целях, а иное лицо покупает их. Эти блага могут быть самыми разнообразными (от лоббирования "нужного" закона, незаконного (законного) получения квот на отлов рыбы, покупки водительских прав, поступления в престижный вуз и т.п.).
  • 3. Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах. Вряд ли можно найти коррупционера, который бы совершал коррупционные преступления без корыстных интересов. Самое страшное – это то, что чиновник продает себя, свои возможности, часть государственной, муниципальной власти за вознаграждение. Чиновник не работает в вакууме. У него есть высшее руководство. Поэтому он и вынужден делиться. Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы. Наверное, нельзя говорить о коррупции в случае обнаружения единоличного случая получения взятки теми или иными должностными лицами. Со слов государственных чиновников, средний размер украденного из бюджета составляет не менее 20%.
  • 4. Использование чиновником-коррупционером официальных полномочий, возможностей своего авторитета.

Напомним, что должностными признаются лица, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.

  • 1. Лица:
    • а) осуществляющие функции представителей власти;
    • б) выполняющие организационно-распорядительные функции;
    • в) выполняющие административно-хозяйственные функции.
  • 2. Перечисленные функции выполняются:
    • а) в государственных органах;
    • б) в органах местного самоуправления:
    • в) в государственных учреждениях;
    • г) в муниципальных учреждениях;
    • д) в Вооруженных Силах РФ;
    • е) в других войсках и воинских формированиях РФ.
  • 3. Функции могут выполняться:
    • а) постоянно;
    • б) временно;

Ядром коррупции, несомненно, является взяточничество, которое состоит в получении должностным лицом материальной выгоды за совершение определенных действий, связанных с использованием своего служебного положения.

Несмотря на чудовищную латентность этих преступлений, можно говорить об их росте: в 1991 г. было зарегистрировано 2534 случая взятки, в 2001 г. – 7909 случаев, в 2008 г. – уже 12757.

Вот некоторые данные по стоимости должностей в некоторых государственных ведомствах России: инспектор ГИБДД – 1–2 млн руб.; начальник территориального управления федерального агентства – 1–5 млн руб.; депутат регионального парламента – 3–6 млн руб.; глава региональной таможни – 1,5–10 млн руб.; начальник ОВД – 3–30 млн руб.; вице-губернатор региона – 10–15 млн руб.; начальник департамента или федеральной службы – 20–40 млн руб.; судья районного суда – 5–50 млн руб.

Таким образом, коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.



Просмотров