Принимаем на работу узбека пошаговая инструкция. Разрешение на работу для иностранных граждан

08.07.2017 09:13

Такие данные приводятся в очередном мониторинге экономической ситуации в России (подготовлен коллективом экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Института Гайдара), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России).

Ученые сообщают, что первый квартал 2017 г. отмечен сокращением миграционного прироста населения России по сравнению с прошлым годом и снижением роли Украины как основного миграционного донора. Число внутренних мигрантов остается стабильным, направления миграции не изменились. Число временно пребывающих на территории России продолжает плавно снижаться, однако более выраженный в 2017 г. сезонный подъем показателя свидетельствует о сохранении привлекательности России в первую очередь для трудовых мигрантов из СНГ, среди которых преобладают представители Средней Азии и Украины.

Масштабы долговременной международной миграции1 в последние несколько лет находятся на достаточно стабильном уровне, начало 2017 г. не является исключением, пишут авторы мониторинга.

В I квартале 2017 г. в Россию прибыло 122,3 тыс. международных мигрантов, что на 10,8 тыс. чел., или на 8,1% меньше, чем в соответствующий период 2016 г. Число выбывших из России в другие страны, напротив, увеличилось на 8,3 тыс., или на 7,3%.

Прирост населения за счет миграции в I квартале составил 52,1 тыс. чел., сократившись на 19,1 тыс., или на 26,8% по сравнению с I кварталом 2016 г. В среднем за 2011-2016 гг. миграционный прирост в I квартале составлял 55,4 тыс., так что данные 2017 г. практически ничем не выделяются на фоне последних лет. Кроме того, поквартальные данные отличаются значительной волатильностью.

Обычно миграционный прирост в I квартале ниже, чем в следующих, но в 2010 и 2016 гг., напротив, I квартал выделялся наиболее высокими значениями.

Данные о числе прибывших и выбывших международных мигрантов в России в 2010 г. показывают как поквартальные колебания показателей, так и общую стабилизацию их значений, начиная с 2014 г. (после периода роста, начиная с 2011 г. в результате реформы статистического учета).

Сокращение миграционного прироста населения России в I квартале 2017 г. в первую очередь обусловлено сокращением вклада в него основного донора последних лет - Украины (на 40% по сравнению с 2015-2016 гг.). Сокращается и численность лиц, получивших в России временное убежище - после резкого обострения ситуации на Украине в 2014-2015 гг. массового притока вынужденных мигрантов на территорию России не происходит. По сравнению с 2012-2013 гг. не восстановился в прежних объемах миграционный прирост с Арменией, Азербайджаном, Узбекистаном и Киргизией, стабилен миграционный приток из Казахстана, увеличилось положительное сальдо миграции только с Таджикистаном зарубежья (к числу которых в последние годы относится также Грузия) - 1,9 тыс. чел. в I квартале.

Заметим, что динамика показателей миграции с отдельными странами разнонаправленная, а качество учета этой миграции вызывает сомнения: выезд из России, если опираться на данные принимающих стран1, недоучитывается.

В любом случае международная долговременная миграция сохраняет свою роль в демографическом развитии России, обеспечивая рост населения. В составе основных доноров миграции по-прежнему доминируют страны СНГ, и уже три последних года - Украина.

В I квартале 2017 г. миграция в пределах России по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 19,6 тыс. чел., или на 2,3%. Масштабы внутренней миграции на уровне 4 млн в год могут сохраняться долго, учитывая, что все 2000-е гг., несмотря на уверенный экономический рост и последующий за ним кризис 2008-2009 гг. они практически не реагировали на изменения социально-экономической ситуации в стране.

Снижение сальдо миграционного прироста России в I квартале 2017 г. сказалось на миграционном балансе федеральных округов и отдельныхного ФО (-4,6 тыс. в 2017 г. против -3,0 в 2016 г.), Сибирского ФО (-5,0 против -0,5 тыс.), Приволжского ФО (-7,4 против -2,7 тыс.), сократился миграционный прирост регионов Уральского, Южного и, незначительно Центрального ФО.

Среди центров притяжения мигрантов по-прежнему выделяются Москва и Московская область (прирост 33,7 тыс.), Санкт-Петербург и Ленинградская область (20,0 тыс.), Краснодарский край (8,3 тыс.), практически не меняется и ряд других центров притяжения - Севастополь и Республика Крым, Воронежская, Новосибирская и Тюменская области.

Прирост за счет международной миграции распределяется по регионам равномерно, в то время как внутренняя межрегиональная миграция способствует концентрации населения в небольшом и достаточно постоянном числе наиболее привлекательных регионов, повторяя тренды предыдущих лет1. В I квартале 2016 г. регионов с суммарным положительным миграционным балансом было 36 (из них во внутрироссийской миграции имели прирост 16), в I квартале 2017 г. их число сократилось до 32 (15, соответственно).

В мониторинге отмечается, что начало 2017 г. не продемонстрировало никакого перелома в тенденции последних двух лет: общее число пребывающих (с любыми целями) на территории России иностранцев уменьшается, но без резких скачков. Однако более ранний и статистически выраженный, по сравнению с предыдущими годами, сезонный подъем показателя свидетельствует о сохранении и даже, возможно, частичном восстановлении привлекательности России как принимающей мигрантов страны. К 1 июня на территории РФ пребывало 9,96 млн иностранцев (годом ранее - 9,90).

Основной вклад в рост показателя внесли именно трудовые мигранты (в частности, рост числа пребывающих с этой целью - 300 тыс., туристов -65 тыс., на учебу -56 тыс., с коммерческими целями -11 тыс.).

Подавляющее большинство пребывающих в России иностранцев по-прежнему граждане СНГ (86%), на 1 июня их было 8,6 млн человек. Наиболее массово представлены выходцы из Средней Азии и Украины.

К 2017 г. потенциал роста численности иностранного контингента из стран ЕАЭС практически исчерпан, единственное исключение - это Киргизия: выходцев из этой страны становится все больше, они уже пятые по численности среди всех стран СНГ. Как и ожидалось, постепенно снижается численность граждан Украины (часть - получает российское гражданство, часть - возвращается домой или переориентируется на другие направления трудовой миграции). Медленно начинают расти объемы временной миграции из Узбекистана и Таджикистана, но до уровня 2014 г. еще далеко.

Почти незаметны изменения в пребывании в РФ иностранцев из развитых западных стран: их численность по-прежнему отстает от показателей докризисного 2014 г. более чем в 2,5 раза, а по отдельным странам (Италии, Испании, США, Великобритании) - в 3-7 раз. Однако дальнейшего падения показателя в 2017 г. не произошло, и численность граждан западных стран в России стабилизировалась на низком уровне.

Слабый рост по Германии, Испании, Франции обеспечен почти исключительно туристами.

К началу лета на территории России находилось 4,2 млн трудовых мигрантов (указавших при въезде цель «работа по найму»), что на 300 тыс. больше, чем годом ранее (3,9 млн на 1 июня 2016 г.), 96% из них - трудовые мигранты из стран СНГ, именно они и обеспечили рост показателя, в то время как поток из дальнего зарубежья, наоборот, сократился. Единственные страны - члены СНГ, откуда трудовых мигрантов стало меньше,- это Украина и Молдавия.

На 1 июня 2017 г. на руках у трудовых мигрантов находилось 1,7 млн действительных разрешительных документов для работы (разрешений на работу и патентов), еще почти 1 млн имели право работать без таких документов (граждане стран ЕАЭС). Таким образом, около 64% всех иностранных трудовых мигрантов имели потенциальную возможность трудиться легально (это чуть выше уровня прошлого года - на 3%).

В целом стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России в 2017 г. проявилось отчетливо, и хотя итоговое число оформленных документов все еще в два раза ниже уровня 2014 г., оно превысило показатель 2016 г. По-видимому, мигранты понемногу адаптируются и к новым миграционным правилам (введенным в 2015 г., в частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран, и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За 5 месяцев 2017 г. мигранты перечислили в региональные бюджеты 18,8 млрд руб. (авансовые налоговые платежи за патенты), в прошлом году за тот же период - 17,1 млрд. Все больше эти платежи обеспечиваются мигрантами из Узбекистана и Таджикистана (86%; годом ранее - 82%).

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2017-м. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы нюансы оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.
  • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
  • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2018-2019 годах

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье .

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Подробнее узнайте по ссылке .

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах: таблица

Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации .

Итоги

В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

Но иностранцы в отличие от россиян при трудоустройстве должны предъявить своему будущему работодателю, кроме прочих, документы, подтверждающие их право трудиться в РФ. Это может быть разрешение на работу для иностранных граждан, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Оформление иностранцев на работу в 2017 году, как и прежде, предполагает оформление с ними . В нем помимо обычных сведений о работнике таких, как ФИО и данных его документа удостоверяющего личность, должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего его право трудиться в РФ.

При этом ТК РФ разрешает заключать трудовые договоры с иностранцами на неопределенный срок. А если документ, позволяющий иностранному гражданину работать в России, перестанет действовать, то работодатель сможет его . Такое основание для увольнения иностранного работника прямо поименовано в ТК РФ.

Высококвалифицированные иностранные специалисты - 2017

Высококвалифицированные иностранные специалисты - это отдельная категория иностранных граждан. имеет свою специфику. Они могут получить только после того, как с ними будет заключен трудовой договор. Но этот договор вступит в силу тогда, когда будет выдано разрешение.

НДФЛ с доходов иностранных граждан

Ставка, по которой исчисляется , по общему правилу зависит от его статуса - резидент или нерезидент. Для нерезидентов она, естественно, выше и составляет 30%. Однако иностранцы определенных категорий должны платить НДФЛ с доходов от трудовой деятельности по ставке 13%. А именно:

  • граждане стран-членов ЕАЭС;
  • беженцы;
  • иностранцы, получившие временное убежище в РФ;
  • высококвалифицированные специалисты из числа временно пребывающих в РФ;
  • и др.

Кстати, НДФЛ с доходов временно пребывающих иностранцев, работающих в РФ на основании патента, уплаченные этими работниками по патенту.

На практике приходится регулярно сталкиваться с тем, что разобраться с российскими миграционными законами и правилами трудоустройства иностранных граждан в России трудно даже юристам компаний-работодателей, тем более не просто понять весь порядок оформления на работу самим иностранным гражданам, приезжающим в другое государство на поиски работы.

По этой причине в данной статье мы решили описать все особенности трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации и дать пошаговую инструкцию по оформлению иностранного гражданина на работу, которой могут пользоваться иностранцы, приезжающие на работу в Россию в безвизовом порядке.

Помимо процедуры трудоустройства иностранных граждан вы также узнаете про все необходимые иностранному гражданину документы для работы в России.

Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации в 2019 году в безвизовом режиме

Итак, рассмотрим порядок оформления иностранца на работу с точки зрения самого иностранного гражданина, которому не требуется виза для въезда в РФ.

Страна, гражданство которой вы имеете, также не является членом ЕАЭС.

Какие действия требуется предпринять для легальной работы иностранных граждан в России, и какие нужны документы для работы иностранных граждан в 2018 году?

1. Вы должны иметь заграничный паспорт (загранпаспорт). Этот документ потребуется для пересечения границы. Если он отсутствует, вначале необходимо оформить его у себя на Родине.

4. Когда граница будет пересечена, вам будет предоставлено семь рабочих дней (у Таджикистана – пятнадцать календарных суток) для оформления миграционного учета . Он также носит названия трехмесячной либо временной регистрации.

Необходимо, чтобы миграционный учет оформлялся по адресу вашего будущего рабочего места или фактического проживания. В противном случае он может быть в любую минуту аннулирован, а ваше нахождение в России станет незаконным, что в последствии может привести к запрету на въезд в РФ в будущем .

5. Далее, чтобы иностранцу трудоустроиться в РФ официально, необходимо оформить патент на работу . При его отсутствии вам не удастся работать легально.

Для подачи заявки на патент отводится тридцать дней. За этот период иностранному гражданину требуется собрать все документы для патента на работу, что включает в себя:

8. После получения патента иностранный гражданин должен в обязательном порядке вносить за него ежемесячные авансовые платежи . В случае просрочки платежа даже на 1 день, патент автоматически аннулируется.

9. С сентября 2016 года иностранные граждане также в обязательном порядке должны осуществлять продление регистрации по патенту .

Естественно, оформление документов для трудоустройства иностранных граждан в России в 2019 с учетом всех налогов и госпошлин будет стоить недешево, поэтому эти затраты требуется спланировать заранее.

Однако если вы соблюдете все правила трудоустройства иностранных граждан, и у вас на руках будет полный пакет документов для работы иностранных граждан на территории РФ, вы сможете легально работать в России в течение года, не боясь депортации, штрафных санкций либо запрета на въезд.

Поэтому не нужно экономить на своей безопасности и спокойствии – официально работать иностранный гражданин может только имея на руках весь перечень документов для трудоустройства иностранных граждан к работодателю.

Помните, однажды потратив деньги на документы для официального оформления на работу иностранного гражданина по закону, вы в течение всего года сможете зарабатывать средства, а не расходовать их на оплату штрафов.

Если вам была полезна наша статья о порядке трудоустройства иностранных граждан в России в 2019 году и пошаговая инструкция оформления на работу безвизовых иностранных граждан, пожалуйста ставьте лайк (+). Или же поделитесь с друзьями в соц. сетях информацией об устройстве на работу иностранного гражданина в РФ в 2019 году и расскажите про документы для легальной работы иностранных граждан в России.

Нелегальное трудоустройство запрещено законом и карается крупными штрафными санкциями. Следовательно, если мы принимаем на работу иностранца (пошаговая инструкция на 2017 год размещена далее), необходимо соблюдать правила оформления таких работников. Разберемся, какими законодательными актами регламентируется работа граждан иностранных государств и какие разрешения потребуются от соискателя в зависимости от его статуса.

Как принять на работу иностранца

Основным законом, регулирующим права иностранцев в РФ, является ФЗ № 115 от 25.07.02 г. Особенности трудоустройства зависят от категории специалиста – временно прибывшего по визе или карте; временно проживающего по разрешению; постоянно пребывающего по ВНЖ (вид на жительство). Отдельным статусом наделяются специалисты с высокой квалификацией – вид на жительство для ВКС дает право на работу без оформления патента/разрешения. Раньше иностранцами занималась ФМС – федеральная миграционная служба, однако ныне она упразднена, и эти вопросы передали управлению по вопросам миграции МВД (ГУВМ МВД).

О том, как принять на работу иностранца детально рассказывает Закон № 115-ФЗ, где четко регламентирована процедура оформления зарубежных работников по имеющейся категории:

  • Иностранный работник с видом на жительство – постоянно проживающим в РФ специалистам разрешается устраиваться на работу только в пределах срока действия ВНЖ, выданного территориальным отделением миграционной службы (стандартный срок – 5 лет).
  • Для временно пребывающих иностранцев – выполнение трудовой деятельности возможно только на основании патента в пределах той территории РФ, где выдано разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Иностранцы-жители ЕАЭС могут не получать патент или разрешение, а обязаны зарегистрироваться по адресу места проживания или встать в 7-дневный срок на миграционный учет.
  • Для ВКС – от работодателя не требуется оформление специального разрешения, если такие специалисты привлекаются к сотрудничеству по ст. 13.2 Закона.
  • Для временно проживающих иностранцев – трудоустройство допускается только в пределах той территории, где получено разрешение миграционной службы на проживание.

Обратите внимание! В соответствии с п. 4 ст. 13 не требуется разрешение на работу иностранным сотрудникам, проживающим в РФ на постоянной или временной основе.

ВКС – миграционный учет

Оформление ВКС при приеме на работу выполняется согласно требованиям ст. 13.2 № 115-ФЗ. Так, в п. 11 ст. 13.2 установлено, что виза ВКС считается действительной в 30-дневный срок, равно как и ВНЖ, с момента досрочного расторжения ГПД или трудового договора. При этом специалист вправе самостоятельно искать нового работодателя, а при отсутствии предложений о работе, срок визы продляется еще на 1 мес.

Регистрация ВКС по месту пребывания осуществляется согласно Закону № 109-ФЗ от 18.07.06 г. Постановка на миграционный учет ВКС проводится в 7-дневный срок по месту постоянного пребывания иностранца (п. 2 ст. 20), но высококвалифицированный специалист освобождается от необходимости проходить регистрационную процедуру, если срок пребывания в РФ не превышает 90 дн. (п. 4.1 ст. 20). А в ситуации, когда такие иностранцы перемещаются по территории РФ со сроком пребывания в новом месте не более 30 дн., постановка на учет также не требуется. По истечении указанных сроков ВКС должен пройти регистрацию в 7-дневный срок.

Принимаем на работу иностранца 2017 – пошаговая инструкция для постоянно (временно) проживающих:

  1. Определение статуса работника. Выше подробно написано, как это сделать.
  2. Заключение трудового договора.
  3. Уведомление УВМ МВД в срок до 3 дней с момента подписания трудового договора.

Если специалист прибывает в РФ на время трудоустройства, предварительно работодателю необходимо известить органы занятости о потребности в рабочей силе; затем получить одобрение управления по вопросам миграции в регионе; после чего заплатить государству пошлину (на каждого сотрудника по 10 тыс. руб.) и, наконец, оформить приглашение для въезда и разрешение на работу. Уже после въезда в Россию иностранца извещаются органы УВМ ГУ МВД – на это отводится 3 дня. Если вы увольняете иностранца, миграционную службу тоже надо уведомить.

Для заключения трудового договора, кроме обычных трудовой книжки, СНИЛС, паспорта и документа об образовании обязательно потребуются миграционная карта, виза (для соответствующей категории иностранцев), разрешение на работу и патент (для временно пребывающих). Кроме того, последние должны предъявить полис ДМС. От временно проживающих патент, как и разрешение на работу не требуются. Но работать они могут только в том регионе, где получили регистрационные документы. Жители стран ЕАЭС (это граждане Киргизии, Белоруссии, Армении, Казахстана) оформляются по правилам, действующим для россиян.

Вывод – кадровое оформление иностранных специалистов представляет собой довольно сложный процесс, разобраться в котором порой нелегко. Прийти на помощь может аутстаффинг иностранных работников – заключение договора со сторонней компанией на аренду работников. Услуга позволяет пользоваться рабочей силой через возмездную стоимость и без оформления персонала в штат собственного предприятия.



Просмотров