Причины принятия христианства. Важнейшие причины принятия христианства русью

Введение

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Причины принятия христианства

Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по некоторым причинам:

1. Это нужно было в интересах развития государства, - чтобы избежать изоляции от всего мира.

2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии.

Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на том что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Да и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира думать о принятии какой-то одной веры для Руси.

Принятие христианства на Руси - Как Бог выбрал Русь, как Русь выбрала истинного Бога.

Введение

Принятие православия князем Владимиром в 988 году стало одним из важнейших событий в истории Руси, буквально перевернувшим весь уклад жизни населения юного государства. Язычество разделяло восточных славян, христианская же вера стала тем явлением, которое заставило оставить всякие соперничество и вражду и объединило Русь вокруг Великого града Киева.

Славяне до принятия христианства

Первыми славянскими поселенцами на территории современной Украины и России стали древляне (жители лесов) и поляне (жители полей). Из летописей известно о том, что в то время каждый род жил обособлено. Связь племён обеспечивал родоначальник, которого славяне чаще всего именовали князем. Слово это имеет значение - старший в роду, отец семейства.
О нравах древних славян, из свидетельств чужеземцев, известно следующее. Своей нравственностью, простотой они производили благоприятное впечатление, по сравнению с соседними образованными и полуобразованными народами, отличавшимися испорченностью. Злые и лукавые редко встречались между славянами. Впрочем, одни и те же писатели, рассказывая о доброте натуры славян, упоминают об их жестокости в обращении с пленными, в том числе христианскими проповедниками. В одном месте славян называют нелукавыми, в другом вероломными. Это связано с общей разрозненностью, серьёзными отличиями в быту разных родов. Не было между славянами единства, редко достигали они согласия хоть в чём-нибудь. В одном несколько родов согласятся и тут же расстроят их решение другие, потому что всюду была вражда и нежелание уступать, подчиняться.
О полянах известно, что они отличались тихим и кротким нравом, почтительностью к членам семьи, целомудрием, вступали в брак. Прочие же племена, такие как, например, древляне, вятичи, радимичи брака не имели, но похищали девушек, имели несколько жён. По умершим славяне совершали тризну. Тело умершего чаще всего сжигали, останки собирали в урну и ставили на придорожных столбах. Иноземцы отмечали необыкновенную привязанность славянских жён к своим мужьям, за которыми они часто следовали даже в могилу.
Восточные славяне поклонялись прежде всего богу молнии Перуну или Сварогу и его сыну, богу солнца, которого называли Дажбог. Кроме этих божеств, существовало множество божков, олицетворявших различные явления природы. Древние славяне верили и в загробную жизнь. Души умерших родоначальников, по их поверьям, охраняли род и после смерти. Впрочем, не имелось в виду существование после смерти духовное.
Летописи не упоминают о существовании храмов и жрецов у славян. Жертвы приносились под освящённым деревом (обычно дубом), роль жреца выполнял князь.

Причины принятия христианства Русью

Начало христианству на территории восточных славян, согласно древним летописям, положено ещё великим апостолом Андреем Первозванным в l веке от Рождества Христова. Проходя с евангельской проповедью Сарматию, Скифию и Фракию, он поднялся до Днепра, и благословил горы, на которых позже был построен Киев. Святой апостол предрёк, что на этом месте будет стоять великий город со множеством храмов. Но лишь во второй половине lX века трудами святых просветителей славянских Мефодия и Кирилла, проповедь христианства снова дошла до берегов Днепра. Главным их трудом было создание славянской письменности, которое позволило перевести Библию и Богослужебные книги.
Так сложилось, что именно в это время зарождалось Русское государство и именно оно более прочих славянских народов воспользовалось трудами Кирилла и Мефодия. Князья стали стремиться объединить восточнославянские народы, чему впоследствии послужило крещение Руси.

Для сплочения разрозненных племён требовались:

Общая религия;
общий бытовой уклад;
укрепление власти единого князя.

Всё перечисленное и было основными причинами принятия христианства на Руси.
Князья Аскольд и Дир, правившие Киевом во второй половине lX века, проложили путь православию к восточным славянам. Во время похода на Византию, в 866 году они были поражены чудом. Жители осаждённого ими Царьграда, после усиленной молитвы, отправились с чудотворной ризой Богоматери к Босфору. Возглавляли крестный ход царь Михаил lll и патриарх Фотий. Святыню опустили в воду. После этого началась буря, которая буквально разметала флот русов и лишь малая их часть сумела вернуться домой. Потрясённые князья запросили у византийцев крещения. Прибывший в Киев епископ снова поразил их, достав из пламени костра невредимым экземпляр Евангелия. Но более всего он впечатлил русов своей проповедью, многие из них крестились. Князь Аскольд в 866 году принял крещение от патриарха Фотия с именем Николай. На месте его погребения была построена церковь Святителя Николая.

Крещение великой равноапостольной княгини Ольги

Великая княгиня Ольга, в возрасте 67 лет, будучи просвещена проповедью Евангелия, отправилась в Царьград, для принятия таинства крещения. Это событие произошло в 957 году. При крещении княгиня получила имя Елена.
По возвращении на родину, великая равноапостольная княгиня остаток жизни посвятила распространению христианства на Руси. Летописи именуют эту женщину «мудрейшей из людей», мудрость её и определила выбор в пользу христианской религии. Стоит напомнить о том, что бывшая язычница Ольга, прославилась своей жестокой местью за убийство мужа, князя Игоря. Крещение же полностью переменило её образ жизни и нрав.
Молодому киевскому государству нужна была религия, которая объединила бы разрозненные племена, пребывающие в постоянных междоусобных войнах. Это понимала мудрая правительница. Она пыталась уговорить принять крещение и своего сына князя Святослава, но не преуспела в этом. Новая религия была ему не по нраву. Над христианами тогда насмехались. Однако, Ольга имела большое влияние на своих внуков, будущих князей. После смерти Ольги князь Святослав начал гонения на христиан. С приходом к власти его сыновей, христиан ждало значительное улучшение положения.

Крещение великого равноапостольного князя Владимира

Окончательное принятие христианства на Руси произошло так.
Владимир был ещё ребёнком, когда умерла его бабка Ольга, поэтому он в меньшей степени, чем его старшие братья испытал на себе её влияние. Кроме того, будущий великий князь в детстве был увезён на воспитание в Новгород, где язычество явно предпочиталось христианству и вырос под влиянием идолопоклонства.
Принятие власти над Киевом князем Владимиром означало торжество язычества над христианством. Молодой князь стал обильно украшать город идолами. По свидетельству летописцев, никогда на Руси не было прежде такого разгула идолослужения.
В благодарность за победу в одном из походов, князь решил принести идолам человеческую жертву. Выбор пал на христианского юношу. Поскольку его отец воспротивился происходящему и выступил перед народом с обличением безумия язычества, оба были растерзаны разъярённой толпой. Но гибель христианских мучеников не была напрасной, происшедшая трагедия стала одним из событий, ускоривших торжество православия.
Владимир славился широтой натуры, разгульным нравом, женолюбием и общей склонностью к излишествам. Но эта же широта души и сделала впоследствии возможным коренной переворот сознания и всей жизни бывшего идолопоклонника. Всей душой приняв православную веру, Владимир стал подобен апостолам.
У молодого киевского государства на тот момент появилась потребность в новой вере, которая объединила бы племена вокруг Киева и его князя. Начался выбор новой религии.
По свидетельству летописей, к Владимиру приходили послы, представлявшие религии соседних с Русью государств. Самое сильное впечатление на князя произвёл греческий православный миссионер. Он рассказал князю Владимиру об учении о Искуплении, загробной жизни и Страшном суде, продемонстрировав икону с изображением последнего.
Выслушав представителей всех религий, Владимир решил отправить десять своих посольств в разные государства, для испытания их веры. Послы, побывавшие в константинопольском храме святой Софии на богослужении, рассказывали, что они не понимали, где находятся, на земле или на небе. Их рассказ утвердил князя в выборе новой религии. Серьёзным аргументом в пользу православной веры был также выбор княгини Ольги. Требовался лишь подходящий случай.
В 988 году Владимир отправился с войском в поход на Корсунь, обещав в случае победы принять крещение. Завоевав город, князь потребовал у тогдашних правителей Византии Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Согласие было получено при условии, что князь перед свадьбой примет крещение.
Пока царевна была в пути в Корсунь, у князя Владимира серьёзно разболелись глаза.

Прибыв в город, Анна принялась убеждать князя поторопиться с крещением, чтобы скорее излечиться. Действительно, сразу после принятия крещения, с именем Василия, Владимир прозрел. «Только теперь я узрел Бога истинного!» - воскликнул князь исцелившись.
Взяв с собой церковную утварь, чудотворные иконы и пресвитеров, Владимир отправился домой.

Крещение киевлян

Прибыв в Киев, князь Владимир прежде всего крестил своих сыновей и бояр. Статуя Перуна, установленная перед княжеским домом, была повержена, привязана к конскому хвосту и сброшена в Днепр. Затем, вместе с духовенством, великий князь стал проповедовать христианство среди киевлян. Далеко не все крестились с радостью, многие сомневались. Тогда князь повелел всем жителям Киева явиться на другой день к реке и принять крещение. Все непокорившиеся были объявлены врагами князя. Это повеление решило сомнения многих колебавшихся. Они рассуждали, что если бы новая вера была дурна, то князь и бояре не приняли бы её.
На следующий день после княжеского приказа свершилось общее крещение киевлян в реке. Произошло это в 988 году, ставшем официальной датой Крещения Руси. По принятии стольным градом православия, эта религия стала господствующей в русском государстве. Началось строительство храмов, просвещение народа проповедью Евангелия, то есть собственно началась история Русской православной церкви.

Последствия и значение принятия христианства Русью

После крещения Киева князь, вместе с пресвитерами отправился с проповедью по стране, уничтожая идолов и призывая к принятию новой веры. Прежде всего православие было принято в Новгороде, где статую Перуна, как и в Киеве с позором сбросили в реку.

Главными последствиями принятия христианства Русью были:

Сплочение общества;
укрепление власти киевского князя;
появление письменности, каменного строительства, живописи;
смягчение нравов;

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям: распространить свою власть на все восточнославянские племена и наладить торговлю.

Первым князем Руси был Олег. Он наладил торговые отношения с Византией, захватил торговый путь «Их варяг в греки». В 907 и 911 годах совершил 2 похода на византийцев, итогом которых стал торговый договор, выгодный для русских купцов.

В 912 году он умирает и править начинает Игорь. Первым делом он подчинил древлян. Позже 941и 944 он совершает 2 похода на Византию, первый был не удачный, а в ходе второго был заключен торговый договор с Византией. В 945 году князя убивают древляне. Игорь дважды пытался собрать с них дань, за что и поплатился. В Киеве остается его жена Ольга и малолетний сын Святослав. С 945 по 957 правит Ольга, взявшая регентство над своим сыном. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня точно установила размер дани, определила места сбора дани – погосты.Также она изменила порядок сбора дани, теперь ее собирали специально назначенные князем люди. Это была первая на Руси реформа. В 957 Ольга принимает Христианство в Византии, а по возвращению отдает правление своему сыну.

Святослва присоединил к Руси земли вятичей, совершил 2 удачных похода на хазар (965-969), разгромив два их главных города Семендер и Саркел. Позже князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полуострове образовал новое княжество –Тмутараканское.В 968 по просьбе византийского царя выступил против булгар, захватил ряд их городов, в том числе Переславец.Весной 971 воевал с византийцами.Война была тяжелой для обоих сторон и был подписан мирный договор. Святослав возвращается в Киев, отказавшись о тбулгарских земель. Во время возращения домой,в 972 году, Святослав вместе со своей дружиной был убит печенегами.

Походы князей значительно расширили территорию Руси. Так же они помогли наладить торговлю с Византией.



принятие христианства на Руси причины и значение

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя образовательная школа №30" г. Абакана


Принятие христианства на Руси


Выполнила: Тропина А.О.


Абакан, 2014


Введение

Ольга

Святослав

Ярополк

Владимир

Заключение

Библиографический список


Введение


Обращение в христианство - одно из наиболее важных событий в истории русского народа. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и религии. Эта связь в течение столетий менялась, и именно поэтому значение принятия христианства в организации и управлении древнерусским обществом представляет несомненный научный интерес.

Объектом исследования в данной работе является история Древней Руси в период принятия христианства. Предметом - сущность и значение крещения Руси.

Цель работы - изучить историю крещения Руси. Для достижения поставленной цели выделю следующие задачи исследования:

·Рассмотреть причины принятия христианства;

·Изучить крещение великой княгини Ольги;

·Охарактеризовать религиозную реформу 980 г. Владимира I;

·Показать историческое значение принятия христианства.

Хронологические рамки исследования охватывают период с X по XI вв, а географические рамки - территорию Киевской Руси и ближайшие земли.

Важнейшими источниками исследования являются многочисленные грамоты, летописи "Осада Корсуни Владимиром и крещение Руси", церковный устав князя Владимира Святославовича, договоры русских князей с Византией.

Исследование данной темы имеет давние традиции в исторической науке. В истории России религия оказывала глубокое и всестороннее влияние на жизнь общества и государства, поэтому проблемы истории религии и ее взаимоотношений с государственной властью представляют особый интерес. Крупнейшие историки прошлого положили начало изучению этих проблем. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности.

Историк С.М. Соловьев полагал, что православие способствовало замене родовых отношений государственными, и тем самым утверждению самодержавия. По его словам, "сословие, пользовавшееся; могущественным нравственным влиянием, сословие духовное, изначала действовало в пользу единовластия". Согласно наблюдению В.О. Ключевского, православная церковь создала на Руси особое общество, параллельное государственному: фактически она состояла из таких же точно элементов, которые входили в состав государства.

Современные историки рассматривают принятие христианства в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской общности. Книга Я.Н. Щапова, "Государство и церковь в Древней Руси", например, специально посвящена проблеме взаимоотношения церкви и государства на Руси в X - XIII вв.

Из приведенного обзора историографии следует, что изучение истории принятия христианства требует разработки новых методов, отказа от привычных схем.

христианство русь ольга владимир

Причины принятия христианства на Руси


С образованием древнерусского государства произошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества. Между тем духовная жизнь общества по-прежнему покоилась на установках, восходящих к языческой религии. В результате возникала духовная напряженность. Язычество с его представлением о мире и тем местом, которое оно отводило в нем человеку, уже не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: язычество воспроизводило племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новые условия предполагали личную ответственность человека за свершенные поступки, признание моральных правил, которые бы объединяли, а не рознили.

А вот политические причины принятия христианства таковы: новая религия должна была духовно упрочить государство, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) в этом смысле уступало христианскому монотеизму (единобожию). Единый бог на небе и единый правитель на земле, объединение людей по религиозному, а не племенному, этническому признаку - все это содействовало политическому укреплению державы.

Человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Столь сложные задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено глубины и универсализма, неотъемлемых черт христианства и других мировых религий.

Наконец, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней Руси оказался в прямой зависимости от религиозного выбора, который им предстояло сделать.

Основные этапы христианизации Руси


Ольга


Вопрос о времени принятия христианства известной нам княгиней Ольгой довольно запутан, как, впрочем, и ее происхождение, и возраст, в котором она крестилась. Например, наиболее подробное описание поездки Ольги в Царьград осенью 957 г., содержащееся в трактате Константина Багрянородного о церемониях византийского двора, даже не упоминает о крещении русской княгини. Там вообще прямо не говорится, кто она - христианка или язычница.

Ряд косвенных обстоятельств, однако, может быть использован в качестве аргумента в пользу того, что, по крайней мере, ко времени, когда княгиня прибыла во дворец Константина VII Багрянородного, она уже была христианкой. Об этом свидетельствует описание приема, который был ей оказан, и упоминание о наличии в свите княгини православного священника Григория.

Так или иначе, путь княгини ко крещению является свидетельством того, что истинная вера обретается только прозрением сердца, горящего жаждой постижения Совершенного и единения с Ним. В разговоре с сыном Святославом она свидетельствует о себе: "Я признала Бога, сын мой, и радуюсь: если и ты познаешь, тоже станешь радоваться".

Значит, до познания Бога в душе Ольги не было радости. Трагическая гибель мужа, кровавая месть древлянам должны были еще более омрачить ее сердце. Озарение божественной истиной переменило в душе княгини скорбь на радость.


Святослав


Вернувшись из Константинополя, св. Ольга начинает миссионерскую деятельность, но существенным препятствием на ее пути оказывается непреклонная позиция ее сына, Святослава. Мысль о крещении Руси, которое должно было последовать за крещением князя, являлась для 60-х годов X столетия вполне естественной. А это значит, что христианство без труда уже могло стать религией всего народа, если бы было устранено главное препятствие к тому - государственный статус языческой религии.

Крещение св. Ольги и ее миссионерская деятельность еще более укрепили положение христиан в Киеве, но упорное неприятие новой веры Святославом и его дружиной создали все же довольно сложную религиозную и политическую ситуацию в Древнерусской державе. Победоносная война 964 - 965 гг., окончившаяся полным разгромом Хазарии, прекратившей после этого свое государственное существование, принесла князю и его дружине громкую славу, но это не ослабило позиции христиан, составлявших окружение св. Ольги, являвшейся реальной правительницей во время постоянных отъездов Святослава на войну.

Св. Ольга скончалась в 969 г., завещав "не творить тризны над собою", но похоронить по-христиански. Вскоре после этого над молодой христианской общиной Киева нависла серьезная опасность. Согласно Иоакимовской летописи, тогда же произошла расправа язычников над входившими в войско Святослава руссами-христианами.


Ярополк


Во время правления Ярополка Святославовича (972 - 980) христианская община продолжала оказывать все большее влияние на жизнь Киева. В 979 г. Ярополк провел удачные переговоры в Киеве с византийским посольством, так как за год до этого он победил традиционно союзных Византии печенегов и наложил на них дань. Вслед за византийским посольством Киев посетила миссия, посланная римским папой. Все это свидетельствует о превращении Киева в 70-е годы X в. в христианский центр европейского значения.


Владимир


Важно подчеркнуть, что в начале своего правления Владимир пытался упрочить духовное единство в рамках язычества. Религиозная реформа 980 г. должна была придать язычеству более широкий общественно-политический смысл. В Киеве перед княжеским теремом было создано капище, которое представляло официальный языческий пантеон (вместо множества местных богов), с верховным божеством в лице Перуна. Но вскоре Владимир отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план языческих богов, которых князь считал главными, не могло повлечь за собой пересмотра всей системы верований и обрядов. Язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений.

Тогда Владимир обратился к мировым религиям. В "Повести временных лет" под помещена новелла о выборе веры князем Владимиром (986 г.).

Владимир захватил киевский престол грубой силой. Тем же путем он расширил пределы своей державы, тем самым приобретя много врагов как среди соседей, так и в числе подданных. Чтобы удержать власть, нужны сила и популярность. Первая была, второй не хватало. Советники Владимира это понимали. Учитывали они и сложность внешнеполитической обстановки, особенно после двух болгарских неудач: похода Святослава на Дунай и похода Добрыни на Каму. Проблема союзников стала очень актуальной. Но и она решалась путем принятия того или иного вероисповедания. Следовательно, надо было выбрать программу, приемлемую и для подданных, и для правителей, и для одного из сильных соседей.

Злые балтийские боги не нравились киевлянам, среди которых с 864 г. распространялось православие, хотя оно еще не стало государственной религией. Поэтому в Киев снова стали проникать миссионеры с Юга (греки), с Востока (болгары) и с Запада (немцы), а князь прислушивался к проповедям, потому что ошибка в выборе веры могла стоить престола и головы. Надо было все взвесить.

Принять ислам Владимир отказался из-за запрещения пить вино. Дело было не в личном пристрастии князя к алкоголю, а в ритуале общения с дружиной - совместной трапезе, на которой обязательно пили хмельные напитки - пиво и мед - ради веселья, а не опьянения. Отказ от традиции совместных даров сулил князю потерю дружины, которая усмотрела бы в этом оскорбительное пренебрежение. С католиками же Владимир вообще отказался беседовать: он считал, что это не принесет никакого результата.

Именно поэтому и обратился князь в православие. Значение сделанного шага было столь велико, что в свете его померкли личные качества князя, грехи, за которые он должен был ответить на Страшном суде как человек, но не как правитель. Крестившись в 987 г., Владимир примирил с собой своих воинов-дружинников, крестил киевлян в Днепре в 988 г. и новгородцев в Волхове в 989 г., низвергнув Перуна.

Низвержение идола Перуна не было неприятно новгородским славянам, потому что Перун был бог чужой, но для восприятия христианства новгородцы не были готовы, как мы увидим при описании и анализе последующих событий. Что же касается других городов, даже крупных, то там принятие новой веры шло еще медленнее. Близкий к Киеву Чернигов был крещен только в 992 г., а Смоленск, лежащий на пути "из варяг в греки" - в 1013 г. Прочие же славянские племена, как подчиненные киевскому князю (кривичи, радимичи), так и сохранившие независимость (вятичи), удержали привычное мировоззрение.

На самом деле, обстоятельства крещения Владимира крайне запутанны, и потому даже возникла так называемая "корсунская легенда", согласно которой Владимир принял православие в обмен на руку византийской царевны Анны, подарив ее братьям только что взятый Корсунь.

В любом случае, для победного, хотя и медленного наступления православия сопротивление древних культов было не страшно. Древние верования устойчивы, но пассивны, они могут только защищаться, что и обрекает их на исчезновение. Но время бесспорного преобладания христианства над языческими культами наступило только в ХII в. Пока мы можем только отметить очередную политическую победу Киева и киевлян над славянскими и балтийскими племенами и то, что совершилась она благодаря продолжению линии св. Ольги и союзу с могучей Византией.

Однако, опять не все было гладко. С 990 г. Византия жесткими методами подчинила Грузию, часть Армении и возобновила войну против болгарского царя Самулла. Не обошлось и без военных столкновений с Русью. В таких условиях, казалось бы, был естественным отказ от принятого исповедания, но тут проявилось сходство исторических судеб Византии и древней Руси. Процесс, начатый Константином и Владимиром, оказался необратимым и пошел лавинообразно. Город за городом принимали православие как государственную религию, дававшую утешение и надежду на вечную жизнь. Это увлекало людей, получивших вместе с религией блага культуры через письменность в изобразительное искусство. Православие на Руси перехватило у язычества инициативу и шло от победы к победе.


Историческое значение принятия христианства


Значение принятия христианства:

·Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. "Божий слуга" - государь был по византийским традициям и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы;

·Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизационным субъектом, придерживающимися общепризнанных норм и правил поведения;

·Принятие христианства привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны такие памятники литературы, как "Русская правда", летописи, "Слово о полку Игореве". Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы;

·Принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала (правда, как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах и даже в рабах людей;

·Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название "православие", т.е. "истинная вера". Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, отстраненность от светской власти;

·Распространилось православное мировоззрение - стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду.

В целом выбор византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:

·Преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения устройства мира;

·Стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.

Но Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

Заключение


Таким образом, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней Руси оказался в прямой зависимости от религиозного выбора, который им предстояло сделать. Процесс принятия христианства на Руси прошел несколько этапов:

·крещение княгини Ольги в 944 г.

·религиозная реформа Владимира I в 980 г.

Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов X в. империя переживала трудные времена. Чтобы подавить мятеж, император Василий II обратился за помощью к киевскому князю. Владимир согласился на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой императора. Непременным условием стало и крещение Владимира. В Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство, после чего князь пошел с Анной к венцу. Вернувшись в Киев, Владимир разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение. Произошло это в 988 г., который и считается годом принятия христианства на Руси.

Новая религия утвердилась не сразу. Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как о историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии - событие большого исторического значения. Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Постепенно изживались местные, племенные различия, что способствовало этнической консолидации. Вместе с тем, христианство византийского, православного варианта привело к политическому и культурному отчуждению от латинской, католической Европы, утверждению иной модели исторического развития. С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе.

Библиографический список


1.Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. - М, 1997. - 352 с.

2.Греков Б.Д. Киевская Русь. - М, 1953. - 394 с.

.Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. - М, 1997. - 464 с.

.Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. - 1990. - №6. - С.36 - 53.

.Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. - СПб, 1998. - 448 с.

.Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. - 1986. - №6. - С.41 - 52.

.Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. - М., 1999. - 400 с.

.Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 - первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. - 1990. - №1. - С.165 - 168.

.Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. - М, 1997. - 498 с.

.Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 - 16 вв. - Новосибирск, 1991. - 397 с.

.Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. - М, 2003. - 132 с.

.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Самара, 1993. - 111 с.

.Платонов Д.М. Лекции по русской истории. - М., 2000. - 742 с.

.Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя // Вопросы истории. - 1991. - №4-5. - С.34 - 42.

.Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х - ХIII в. - М., 1989. - 232 с.

.Церковь, общество и государство в феодальной России: сб. ст. - Мн., 1990. - 352 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

  1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
  2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
  3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
  4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
  5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Крещение Руси и её расцвет:

При князе Владимире Святославиче, правившем между 978г. и 1015г., официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир-Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск, Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков), развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015г. убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.



Просмотров