Причины миграции населения в прошлом и настоящем. Размещение и миграции населения

Данный урок «Размещение и миграции населения» сформирует у вас знания об особенностях размещения населения; о многообразии и больших масштабах современной миграции населения. Вы поймете, с чем связана современная мобильность населения. Учитель подробно объяснит причины миграции, расскажет о том, какие страны и регионы являются поставщиками мигрантов, а какие – их новым домом, пусть даже и на время или навсегда…

Тема: География населения мира

Урок: Размещение и миграции населения

Население планеты размещено неравномерно, примерно половина населения Земли живет на 5% обитаемой территории суши. Неосвоенные земли занимают 15% территории суши. Средняя плотность населения - 51 чел./кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 100 человек на 1 кв. км) сравнительно немного: Европа (без северной ее части); в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява; в Африке - долина Нила и низовья Нигера; в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине. Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (более 1000 человек на 1 кв. км), Республика Корея, Пуэрто-Рико, Руанда - по 400 - 500 человек на 1 кв. км, Нидерланды и Бельгия - по 330 - 395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км (наибольший показатель имеют такие города, как Манила (43 000 чел./кв. км), Мумбаи (22 000 чел./кв. км). Наименьшая плотность населения характерна для Монголии, Австралии, Намибии, Мавритании (менее 3 человек на 1 кв. км).

Рис. 1. Карта плотности населения мира

(чем темнее цвет - тем выше показатель плотности населения)

Факторы, влияющие на неравномерность размещения населения:

1. Природные условия. Высокогорья, пустыни, тундра, ледниковые территории неблагоприятны для проживания людей и практически не заселены. Наоборот, на низменностях и высоте до 500 метров проживает 80% всего населения. Большая часть населения концентрируется в субэкваториальном и субтропическом поясах.

2. Исторические особенности заселения. Изначально человек заселил Восточную Африку, Южную Европу и Юго-Западную Азию, потом распространился по другим частям света.

3. Различия в демографической ситуации. В странах с высоким естественным приростом высока также плотность населения.

4. Социально-экономические условия. Большинство населения тяготеют к прибрежным районам, особенно это проявляется в Австралии, Европе, Америке. В 200-километровой полосе вдоль побережий живет более 50% всего населения. В промышленных центрах Европы средняя плотность населения достигает 1500 чел./кв. км.

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

Заселение человеком территории суши положило начало миграции - перемещению людей с одного места жительства на другое.

В настоящее время принято выделять две основные формы миграций :

1. внутренние миграции - перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой;

2. внешние миграции - перемещение населения из одной страны в другую.

Эмиграция - это выезд из страны. Иммиграция - въезд в страну.

Миграции различаются:

по характеру: добровольные; принудительные;

по продолжительности: постоянные; временные; сезонные;

по территориальному охвату: межконтинентальные; внутриконтинентальные.

Особыми формами миграций являются: кочевничество как форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни;

«маятниковые» миграции, возникающие при постоянном перемещении людей по одному и тому же пути (к месту работы или учебы и обратно).

2.Причин миграций довольно много. Главной из них является экономическая . При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины.

Переселенческие миграции, связанные с освоением новых земель. К ним можно отнести:

переселение людей в новые колониальные владения, начавшееся с эпохи Великих географических открытий;

насильственную «переброску» негров-рабов из Африки в Америку в XVI-XIX веках;

«миграционный взрыв» XIX века в странах Европы, когда в период развития капитализма люди устремлялись в те районы, где оставались свободные земли.Больше всего таких мигрантов дали Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания. Расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке.

1. Трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов. Например, китайские и индийские кули. В настоящее время в развитых странах работают по контракту более 25 млн трудящихся-мигрантов. Особое место занимает такое явление, как «утечка умов», имеющее в своей основе экономические причины. Проявилось оно после. Второй мировой войны, когда из Германии в США были вывезены специалисты в области физики, ракетостроения и т. п. Наибольший отток ученых из развивающихся стран в США, Францию, Канаду пришелся на 60-70-е годы XX века. В последние годы «утечка умов» особенно сильно затронула Индию, Филиппины, республики бывшего СССР.

Другими, не менее важными причинами миграций являются политические . Примерами таких миграций могут служить:

эмиграция полумиллиона граждан из фашистской Германии и Италии, франкистской Испании; эмиграция из России после Октябрьской революции; эмиграция из Чили после прихода к власти генерала Пиночета; отток белого населения из освободившихся от колониальной зависимости стран Азии и Африки; насильственная депортация в Германию 10 млн чел. из оккупированных стран в период Второй мировой войны.

Помимо названных миграции населения могут быть вызваны национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

3.Главными центрами иммиграции на протяжении длительного времени были США, Канада, Австралия, Бразилия, Южная Африка. Однако после Второй мировой войны общие потоки межконтинентальных миграций сократились, но выросли внутриконтинентальные миграции. Важным центром притяжения рабочей силы стала Центральная Европа, где проживают 12-13 млн иностранных рабочих из стран Южной Европы (Испания, Португалия, Италия, Греция, Югославия), Азии (Индия, Пакистан, Турция) и Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет). Новый район трудовой иммиграции сложился в нефтедобывающих странах - Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. Сюда приезжают рабочие из Египта, Йемена, Сирии, Судана, Индии, Пакистана, Бангладеш и др. США и Канада также остаются важным центром трудовой иммиграции. Общая численность иностранной рабочей силы в этих странах оценивается примерно в 6 млн человек Новая волна внешних миграций связана с политическими событиями в Восточной Европе. Только в ФРГ с 1989 г. иммигрировало около 2 млн человек - немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР. Новое миграционное явление последних лет - увеличение числа беженцев из зон территориальных конфликтов. Количество беженцев в настоящее время составляет около 20 млн человек.

4. Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения . Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

История миграций объясняет появление метисов, мулатов и самбо в странах Америки, многонациональную структуру населения США. С миграцией связано двуязычие в Канаде, а также распространение испанского и португальского языков в Южной Америке, английского - в Индии, французского - в Алжире.

>>География: Мы характерезуем размещение и миграцию населения

Мы характерезуем размещение

и миграцию населения

1. Размещение и плотность нaселения: очень большие контpacты.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% тepритории земной суши. Наряду с этим около половины обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 человек на 1 км 2 .

Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши. Это прежде вceгo области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселили и ocвоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными ресурсами территории, где они создали разные типы антропогенных ландшафтов.

Пример. Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях и равнинах, расположенных на высоте до 500 м над уровнем моря, которые занимают только 28% земной суши, горные области заселены значительно слабее, хотя из этого правила есть и искключения. . С глубокой древности большое воздействие на расселение людей оказывает их занятость в сельском хозяйстве.

Пример. Развитие трудоемкого рисосеяния на поливных землях привело к формированию крупнейших cгycтков населения в Bocточной и Южной Азии. И в наши дни плотность сельского населения здесь повсеместно превышает 200 человек на 1 км 2 , достигая в отдельных районах 1500-2000 человек и более.

С началом развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Eвропе и США. В некоторых промышленных районах плотность населения также достигает 1000-1500 человек на 1 км 2 . Наконец. на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к тpaнспортным и торговым путям.

Пример. В 200- километровой полосе вдоль побережий морей I и океанов сосредоточено более половины человечества, а в 50-километровой, которая занимает вceгo 12% суши, почти 30% (см. рисунок 15). В отдельных преимущественно остроных и полуостровных странах этот показатель значительно выше. .

Средняя плотность населения Земли 48 человек на 1 км 2 .
Но, как вы понимаете, за этим средним показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными странами.

Пример. Чаще вceгo в качестве самой густонаселенной страны мира называют Бангладеш, где показатель плотности населения уже превысил 1000 человек на 1 км 2 . Но в небольших, преимущественно островных, государствах он еще выше: в Сингапуре более 6500, на Мальдивских островах 1100, на Мальте 1200 человек на 1 км 2 . (А в Moнако 16400 человек на 1 км 2 !)

Еще более велики различия в распределении населения и eгo плотности в пределах некоторых стран.

Пример. В Канаде 2/3 населения живет в южной 150-километро вой зоне, протянувшейся вдоль границы с США и образующей главную полосу расселения. В ceверной части страны 1 человек приходится на 2025 км 2 территории. Такие же контрасты заселенности характерны и для Австралии (см. рисунок ] 6). Определенная численность и плотность населения необходимые предпосылки для развития каждой страны. Но совершенно не правы те ученые, которые преувеличивают роль плотности населения и даже устанавливают прямую зависимость между нею и уровнем социально-экономичеcкoгo развития. (Задание 9.)

2. Миграции населения: их виды и география.

Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во все.н мире оказывают его nеремещения, называемые миграциями населения. «Люди, писал Н. Н. Баранский, не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». главная причина миграций экономическая, но они вызываются также политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века прежде Bceгo в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX в. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием)) части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу .

Bceгo с начала эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек. . Второй очаг змиграции сложился в Азии.

Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу ХХ в. достигли масштабов новoгo «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций экономическая, когда люди уезжают в поисках новoгo места приложения труда , лучшей жизни.

Такие миграции получили название трудовых миграций. В результате в начале XXI в. за пределами своих стран постоянно или временно работают уже 3540 млн человек, а с учетом членов семей, сезонников и нелегальных эмигрантов в 45 раз больше. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется uз развивающихся в экономuчески развитые страны.

Но трудовые миграции существуют также между экономически развитыми и между развивающимися странами.

Главная причина такoгo рода международных миграций paбочей силы большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между -экономически развитыми и развивающимися странами. Однако в США, Западной Европе иммигранты, особенно молодежь, нередко вынуждены браться за самую трудную, низкооплачиваемую и непрестижную работу. Конечно, их можно встретить и на современных предприятиях. Но большинство оседает либо в шахтах и на стройках, либо в сфере услуг, становясь продавцами. разносчиками, офиuиантами. лифтерами, сторожами, шоферами, уборщиками мусора и т. п.

Ныне в мире существуют четыре главных центра притяжения трудовых ресурсов. Во-первых, это Западная Европа (особенно Фрг, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы, Западной Азии и Северной Африки; в 90x гг. значительно возрос также приток мигрантов из Восточной Европы и стран CHГ.

Во-вторых, это США, где только легальная иммиграция (преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) составляет примерно 1 млн человек в год, а нелегальная и тoгo больше.В-третьих, это нефтедобывающие страны Персидcкoгo залива, в общей численности трудовых ресурсов которых трудовые мигранты (из Египта, Индии, Пакистана и других стран) намнoгo превышают местное население. В-четвертых, это Россия. Странами со значительной иммиграuией остаются также Канада, Австралия и в еще большей степени Израиль, нaceление котopoгo на 2/3 увеличивается за счет иммиграционного притока в значительной мере из стран СНГ (Задание 10.)

Во второй половине ХХ в. появилась новая форма внешних миграuий, которая в отличие от прежней «утечки мускулов» получила наименование «утечка умов» (или «перекачка мозгов»).

Сущность ее заключается в переманивании иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квaлификаuии. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов «интеллектуалов» также стали развивающиеся страны. «Утечка умов» крайне отрицательно сказывается на экономике и культуре этих стран, где прослойка интеллигенции и так еще малочисленна. В конце 80-x начале 90-х гг. в связи с политическим и экономическим кризисом усилилась «утечка умов» из России, Украины, других стран, входивших ранее в СССР.

Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже исчисляется десятками миллионов человек. Понятно, что люди бегут прежде вceгo из районов острых политических и военных конфликтов.

Пример. На пороге ХХI в. по количеству беженцев, покинувших страну, особо выделялись Афганистан, Израиль (Палестина) и Руанда, где их количество исчислялось миллионами. От 500 тыс. до 1 млн беженцев покинуло Югославию, Ирак. А внутренних беженцев (вынужденных переселенuев) больше вceгo было в Cyдане, Анголе и Колумбии, где продолжались этнополитические «разборки» .

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения бывают нескольких видов. К ним относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что eгo стали называть «великим переселением народов ХХ в.». Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций xaрактерен прежде вceгo для больших по территории стран с резким и контрастами плотности нaселения России, Казахстана, Канады. Бразилии, Австралии и Китая.

В последнее время все более массовым становится отток людей из разного рода «горячих точек», включая не только военно-политические конфликты, но и районы экологического бедствия.

По существу, это те же беженцы (например, экологические беженцы), но обычно их называют nеремещенными лицами.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, География для 10 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    Миграция населения - переселение людей из одного места проживания в другое.

    Главная причина - экономическая, но также на переселение оказывают влияние и политические, национальные, экологические и другие причины.

    Миграции подразделяют на внутренние и внешние.

    Внешние миграции:

    а) эмиграция: выезд из одной страны на постоянное место жительства в другую;

    б) иммиграция: въезд в страну на постоянное жительство.

    Внешние миграции возникли в глубокой древности, имели продолжение в средние века - прежде всего в связи с географическими открытиями, но наибольшее развитие переселения получили в эпоху капитализма.

    Очагом массовой эмиграции стала Западная Европа, где шло разорение мелких производителей (крестьян, ремесленников), и росла безработица.

    За период 1815 - 1915 гг. из Европы в другие части света переселилось 35-40 млн. человек, главным образом в США и Канаду, и некоторая часть - в Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, в отдельные страны Африки.

    После второй мировой войны и крушения колониальной системы география внешних миграций заметно изменилась.

    США продолжают оставаться важным центром иммиграции, куда привлекается рабочая сила в основном из Латинской Америки и из Азии.

    Западная Европа превратилась в главный район притяжения рабочей силы - как из стран Средиземноморья (Испании, Португалии, Италии, Югославии), так и из государств Азии (Турции, Индии, Пакистана).

    Таким образом, широкое распространение получила трудовая миграция.

    Новый крупный район трудовой миграции сложился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие государства - Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Ливия; а поставщиками трудовых ресурсов являются как другие (отличные от выше перечисленных) арабские страны (Египет, Йемен и др.), так и многие неарабские государства Азии (Индия, Пакистан и др.).

    В связи с распадом СССР и образованием новых суверенных государств произошло увеличение миграций в Россию и за её пределы.

    Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, которая получила название «утечка мозгов», что представляет собой переманивание иностранных учёных, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации из развитых и развивающихся стран Европы (в частности из России и государств СНГ) в США.

    Внутренние миграции (внутригосударственные), их виды:

    а) из села в город: развиты во всех странах планеты, но особый размах они приобрели в развивающемся мире.

    Потоки сельских жителей устремляются в города в поисках лучшей доли. Это ведёт к «взрывному» росту крупнейших городов.

    б) из города в село: преобладают в основном в развитых странах мира; из переполненных, задымлённых городов в пригороды, а частично и в сельскую местность.

    в) из одного района страны в другой район: этот вид миграций связан с освоением новых территорий (в США, Канаде, Австралии, России, Бразилии, Китае), с появлением районов межнациональных конфликтов, военных действий и т.п.

    г) кочевничество (в развивающихся странах Африки, Азии).

    д) «маятниковые миграции»: ежедневное передвижение людей из пригорода на работу в город и обратно.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    Китай - государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии.

    Площадь территории - 9561 тысяч кв. км (III место в мире).

    Столица - г. Пекин.

    Страна состоит из 21-ой провинции, 5-и автономных районов и 3-х городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

    Экономико-географическая характеристика КНР (Китайской Народной Республики):

    1) экономико-географическое положение:

    Территория Китая имеет протяжение с востока на запад в центральной и восточной частях Азии - 5700 км, с севера на юг - 3650 км.

    Государство граничит со многими странами: Россией, Монголией, КНДР, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом.

    Некоторые границы проходят по высокогорью, и поэтому очень трудно доступны. Другие же горные границы имеют межгорные долины, удобные для налаживания межгосударственных экономических связей. Часть из границ проходит по равнинам.

    Китай имеет обширную морскую границу - моря Тихого океана (Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское), которые позволяют круглогодично налаживать связи как со странами Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, так и с Россией, Северной и Южной Америкой и Австралией.

    2) природные условия и ресурсы:

    · рельеф: на западе и северо-западе страны - горный (Тибет, Гималаи, Тянь-Шань), на востоке - равнинный (Великая Китайская равнина);

    · минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны; страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена и т.п.

    · почвы: желтозёмы и краснозёмы, аллювиальные на речных долинах, коричневые, горно-луговые и т.д.; наибольшим плодородием обладают почвы на востоке страны, особенно в долинах рек;

    · земельные ресурсы: на востоке государства большая часть земель занята под пашню, частично в центре и на западе - пастбищами; имеются малоиспользуемые земли;

    · климат: умеренный, субтропический и тропический климатические пояса;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания риса, сои, хлопчатника, чая, пшеницы;

    · воды: реки - Янцзы, Хуанхэ и др.;

    · водные ресурсы: огромны, таят в себе самые крупные в мире запасы гидроэнергии, хотя обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения небольшая - 2.5 - 5 тыс. кубометров за год;

    · природные зоны: переменно-влажные леса, лесостепи и степи, области высотной поясности, пустыни и полупустыни;

    · лесные ресурсы: леса занимают не более 1/3 территории страны;

    · ресурсы Мирового океана: моря вблизи берегов Китая достаточно богаты рыбой и морепродуктами, со дна океана идёт добыча каменного угля, нефти.

    3) население:

    а) численность - 1160 млн. человек;

    б) плотность населения: на востоке - до 600 человек/кв.км; в районе Тибета (на западе) - 1-2 чел./кв.км; средняя плотность по стране - 108 чел./кв.км;

    в) тип воспроизводства - I ; рождаемость - 20-25 человек на 1000 жителей; смертность - 5-10 чел. на 1000 жителей; естественный прирост - 15 чел. на 1000 жителей.

    Проводится активная демографическая политика на снижение рождаемости с лозунгом «Один ребёнок в семье».

    г) преобладание мужского населения;

    д) большое количество детей и молодёжи;

    е) религии - конфуцианство, даосизм, буддизм;

    ё) КНР - многонациональная страна, хотя более 90 % её жителей - это китайцы.

    Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны (тибетцы, уйгуры и др.).

    ж) уровень урбанизации - невысокий (около 30 % от общего числа населения).

    Но несмотря на это в Китае большое количество городов - «миллионеров» - около 40; они расположены в основном на востоке страны; это города: Пекин, Шанхай, Харбин, Чаньчунь, Шэньян, Нанкин и т.д.

    з) трудовые ресурсы - огромны (почти 500 млн. человек) и избыточны.

    4) экономическое хозяйство страны:

    За последнее время Китай превратился в крупное индустриальное государство. Хотя среднедушевые показатели производства остаются невысокими, тем не менее, по темпам развития КНР лидирует среди великих держав.

    Была провозглашена и реализуется программа «четырёх модернизаций»:

    Промышленности;

    Сельского хозяйства;

    Обороны;

    Науки и техники.

    а) промышленность:

    По общему объёму промышленного производства Китай вышел на 4-5 место, а по количеству промышленных предприятий (750 тысяч!) и числу занятых в них - на первое место в мире.

    · горнодобывающая: страна обладает всеми видами минеральных ресурсов, по добыче многих из них лидирует в мире (уголь, железная руда и т.д.);

    · энергетика: в целом КНР по производству электроэнергии вышла на II место в мире (после США и России). Однако, она использует лишь 1/12 часть производимой в мире энергии, несмотря на то, что в этом государстве проживает 1/5 населения всего мира.

    3/4 электроэнергии производится на ТЭС, идёт развитие ГЭС и АЭС.

    · чёрная металлургия: имеет хорошую сырьевую базу. Основную продукцию дают крупные заводы полного металлургического цикла (в городах Аньшань, Пекин, Ухань).

    · цветная металлургия: основу составляет выплавка алюминия, меди, свинца и цинка.

    Но наблюдается диспропорция местоположения добычи руды, получения из неё концентратов (в глубинных, слабоиндустриализированных районах на юго-западе и в центре страны) и выплавки металлов, которая приурочена к экономически развитым районам на северо-востоке и востоке государства.

    · машиностроение: выпускает широкий ассортимент продукции, но уровень используемой им техники и технологий пока недостаточно высок; имеется много изношенного оборудования, низка производительность труда.

    В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, средств связи и т.п. (расположены в городах Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин).

    · химическая промышленность: опирается на производство минеральных удобрений, конструкционных материалов и продукции бытовой химии.

    · лёгкая промышленность: из её отраслей наиболее развита текстильная. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает I место в мире (г. Шанхай).

    б) сельское хозяйство: важнейшая отрасль экономики КНР; в нём занято 400 млн. человек.

    Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство; в нём резко преобладают зерновые, занимающие до 80 % всех посевов.

    Выращивают:

    Рис на огромных площадях земли на юге страны и в долинах Янцзы;

    Пшеницу на Великой Китайской равнине, в пойме реки Хуанхэ;

    Картофель, батат, овощи, фрукты - повсеместно;

    Хлопчатник - в районе бассейна рек Хуанхэ и Янцзы;

    Чай на террасированных склонах гор на юге и востоке страны.

    Животноводство: находится на 2-ом плане, однако, по поголовью скота КНР входит в число ведущих стран мира: более 2/5 мирового поголовья свиней, 1/5 рабочего скота, 1/6 овец и коз. Разводят лошадей, быков, волов, ослов, мулов, буйволов.

    в) транспорт: примерно половина грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный вид перевозок, хотя его роль и уменьшается.

    Увеличивается доля морского, автомобильного, трубопроводного, авиационного транспорта.

    Присутствует гужевой, вьючный и особенно велосипедный транспорт.

    5) внутренние различия, выделяют 3 района:

    · Приморье: экономически высокоразвитое;

    · Центральные провинции: среднеразвитые;

    · Западные и Северо-Западные районы: слаборазвитые.

    6) внешние экономические связи:

    За последние десятилетия КНР широко «открывается» внешнему миру.

    Налаживаются экономические связи не только со странами азиатско-тихоокеанского региона, но и с государствами Северной и Южной Америки, Африки, Европы и конечно с Россией.

    На внешний рынок поставляются: продукция лёгкой промышленности (одежда, ткани, обувь, шёлковые и шерстяные изделия), полезные ископаемые (уголь, олово, ртуть, железная руда и т.п.), сталь, продукция машиностроительной и химической промышленности.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Во-первых: определяем по карте «Энергетика мира» основные страны по добыче угля, ими являются: Китай, США, Австралия, Россия, Индия, Польша, ФРГ, ЮАР, Украина, Казахстан.

    Во-вторых: находим по той же карте основные государства-экспортёры угля; это следующие страны: США, Австралия, ЮАР, страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан), Польша, Канада.

    В-третьих: используя ту же карту, выделяем страны-импортёры (ввоз) угля: Япония, страны Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания и др.).

    Из выше приведённых данных делаем соответствующий вывод:

    1) в общей добыче угля преобладают экономически развитые страны;

    2) в экспорте угля главную роль играют государства, имеющие лучшие условия для разработок (добыча открытым способом (наиболее экономически дешёвая), небольшая глубина залегания и значительная мощность пластов);

    3) в импорте угля преобладают: Япония (у которой практически отсутствуют собственные запасы угля) и страны ЕЭС (в которых либо нет крупных запасов, либо их добыча уменьшается, вследствие их истощения).

    Билет № 19

    1 Цель: формирование знаний о миграционных процессах в мире, их причинах и значении
    2 Задачи урока Обучающая: формирование умений работать с различными источниками информации, участвовать в обсуждении предложенных вопросов, готовить краткие устные сообщения, выделять по итогам занятия выводы

    Развивающая: развитие умений учащихся составлять и анализировать карты, схемы, текст учебника; умений и навыков работы с контурными картами

    Воспитывающая: развитие эстетического вкуса, чувства толерантности

    3 Планируемые результаты обучения: создание единого представления о населении мира, развитие творческого мышления и вариативности мышления
    4 Личная значимость изучаемого материала для школьников Достижение положительного результата в учебной деятельности: формирование чувства успеха, умения общаться, умения ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления, умения сотрудничества и взаимопомощи
    5. План урока 1. Орг. момент

    2. Мотивационно-целевой этап (формулирование целей)

    3. Процессуально-содержательный этап

    4. Рефлексивно-оценочный этап

    6. Методы и приемы обучения Частично-поисковый, беседа
    7. Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, групповая
    8. Форма урока практикум с применением интерактивной доски
    9. Приемы деятельности учителя организация выбора деятельности учащихся и их организации, ведение беседы, подведение итогов
    10. Познавательные задания и вопросы Карточка-инструкция содержит задания, предусматривающие актуализацию знаний по данной теме, задания для выполнения на контурной карте
    11. Организация деятельности учащихся Работая коллективно формулируются цели работы, вспоминают ранее изученный материал. Индивидуально учащиеся выполняют практическую работу
    12. Развитие умений учащихся Вести познавательную деятельность, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, развивать умения работать с интерактивной доской. Учатся рационально выполнять задания, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
    13 Основные понятия и термины урока
    • Миграция
    • Эмиграция
    • Иммиграция
    • Гастарбайтер
    • Репатриация
    • Депортация
    14 Источники информации карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки
    15 Оборудование интерактивная доска, презентация , контурные карты, карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки

    Ход урока

    Содержание деятельности Цель Организационные формы Действия учителя Действия учащихся
    1. Организационный момент
    2. Мотивационно-целевой этап.
    Знакомство с темой урока, эпиграфом, постановка целей урока. Обобщить имеющиеся знания. Найти противоречия.

    Построить план работы

    Коллективная работа. Постановка вопроса.

    Демонстрация презентации.

    Озвучивание своих точек зрения по данному вопросу.
    3. Актуализация знаний (задание 1)
    Индивидуальная работа по вариантам Обобщить имеющиеся знания. Самостоятельная работа Постановка задач Работа над заданиями
    Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь, работать с картой. Индивидуальная работа. Дополняет выступления. Выступают с отчетом о работе при помощи интерактивной доски
    3. Процессуально-содержательный этап (задание 2-4)
    Практическая работа Формирование умения работать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации Консультирует по необходимости Выполняют практическую работу
    4. Рефлексивно-оценочный этап
    Подведение итогов деятельности. Формирование умения делать выводы. Коллективная работа. Беседа. Демонстрация презентации. Ответы на вопросы.

    Карточка-инструкция
    Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в мире

    Эпиграф:

    Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.
    Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.

    Н. Н. Баранский

    Цели работы:

    • Установить главные направления миграций в мире.
    • Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.

    Ход практической работы

    Задание 1. Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу

    Вспомните и выполните следующие задания

    Приведите примеры (работа с картой)

    Задание 2. Пользуясь учебником, составьте в тетради таблицу главных стран и регионов эмиграции и иммиграции.

    Страны, регионы эмиграции Страны, регионы иммиграции

    Задание 3. На основе заполненной таблицы, выполните в контурной карте:

    Укажите на контурной карте главные страны и регионы эмиграции и иммиграции населения.

    Стрелками покажите направления миграций.

    Задание 4. Приведите примеры и отметьте на контурной карте "горячие точки". Какие миграционные процессы они вызвали?

    Сделайте вывод: объясните причины миграционных процессов в мире (какие центры притяжения населения сформировались здесь, каковы причины этих миграций)



    Просмотров