Презентация на тему "мир глазами историка". Презентация на тему "мир глазами историка" III

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Строить рассуждения в форме простых суждений, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

Р. - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать свои затруднения;

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Способность к оценке своей учебной деятельности

Основные понятия и определения:

история, историк, ис-торический источник, архив, летопись, архео-логия, археолог.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить приме-ры исторических источников.

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и бу-дущее. С каким памятниками истории и культу-ры вы знакомы?

Слово «история» все, наверное, слышали. В пе-реводе с греческого оно означает «рассказ о про-шедшем». Заглянем в одну из библиотек. Каких книг здесь только нет! И многие начинаются со слова «история»: «История России», «История науки и техники», «История костюма».

Своя история есть у человека, у народа, у стра-ны. Историю имеет твоя семья, твоя школа, твой город, твой родной край. И конечно, у тебя то-же есть собственная история.

История окружает нас всюду. На улицах со-временных городов рядом со зданиями из стекла и бетона — прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире... Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадь-ба или чудесная древняя церквушка.

Поленово. Таруса.

Дом-музей В. Д. Поленова Воскресенская церковь

Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиоте-ка, былина. Выслушай других ребят. Всем клас-сом составьте наиболее полный рассказ

Изучение нового материала

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ

С точки зрения историка, мир — это неразрыв-ное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История — это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей

Мы живём в мире, который постоянно меня-ется. Каждый день происходят тысячи событий. Мы узнаём об этом из передач телевидения, радио, сообщений Интернета, газет и журналов.

То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем.

События, которые происходят в настоящем, связаны с прошлым. От этих событий во мно-гом зависит и будущее. Историю можно образ-но сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее

Часто историю называют памятью народа. Как жили наши предки? Чем мы похожи на них и чем различаемся? Как они заселяли, осваивали и защищали нашу страну? Ответы на эти и мно-гие другие вопросы даёт история

Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в ар-хивах (хранилищах документов), музеях, библио-теках

К истории обращаются художники, писатели, музыканты, кинорежиссёры. Каждый находит в ней то, что будет интересно и поучительно се-годня.

КЛЮЧИ ОТ ЗАВЕТНОЙ ДВЕРИ

Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник — вре-мя — охраняет вход, а ключи от него в руках учёных-историков.

Учёные знают, что прошлое не ушло бесслед-но. О минувших временах поведают старинные сооружения, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и горо-дов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки

сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.

Конечно, многое пропало безвозвратно: истле-ло, разрушилось от времени, погибло при сти-хийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому все дошедшие до наших дней памят-ники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России — Кунсткамеру — основал царь Пётр Пер-вый в Санкт-Петербурге в 1714 году. Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.

Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, много узнали о про-шлом нашей Родины

Многие исторические источники были обнару-жены благодаря археологии. Слово «архео» пе-реводится с греческого на русский язык как «древний». Археология — наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука — одна из главных помощниц истории

Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иног-да в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

Как ведутся раскопки? Это трудная, но за-нимательная работа. Копают лопатами очень осторожно, чтобы ничего не повредить. При не-обходимости лопаты заменяют специальными ножами и кисточками. Каждый ком вынутой земли тщательно перебирают руками. Так даже малюсенькая вещичка окажется на ладони архео-лога. Учёные находят остатки жилищ, разбитую посуду, оружие, украшения, монеты, печати, орудия труда и многое-многое другое. Это по-могает узнать, какими были города и поселе-ния, как жили люди, как они одевались, чем питались, каковы были их занятия и многое другое.

Не только в музеях и архивах хранятся цен-ные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода.

К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни, а это огромная потеря для нашей культуры. Мы долж-ны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в наследство от наших предков.

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

2.Какие исторические источники расскажут о нашем времени?

3.Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?

4.Какие науки помогают археологам в их ра-боте?

5.Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?

Вывод

История — наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исто-
рические источники. Историческим источником мы называем всё то, что свидетельствует
о минувших временах. Археология — одна из наук-помощниц истории

Проверь себя

1. Что изучает история? 2. Что такое истори-ческий источник? 3. Приведи примеры историче-ских источников. 4. Что такое археология? 5. По-чему археологию называют помощницей истории?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: история, историк, ис-торический источник, архив, летопись, архео-логия, археолог.

2.Вспомни или узнай у взрослых, какие исто-рические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе

Познавательные уроки 2 серия мир глазами историка

Древнейшие люди . Начало истории человечества

ИСТОРИЯ - ЭТО НАУКА !

Летопись веков

Библиотека конгресса: Плоская земля , архив .подлинная карта плоской стационарной земли!!

Древнейшие страницы археологического наследия России". Профессор МПГУ Мария Добровольская

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Конспект урока в 4 классе «Мир глазами историка»

По учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

(с использованием презентации).

Тема «Мир глазами историка».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Новые термины:

История,историк, исторические источники, археология, археолог, летописи, архив.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока :

I Организационный момент.

Добрый день ребята. Проверьте готовность к уроку. 4 сек.

II Актуализация знаний.

Слайд № 2 . Посмотрите внимательно. Как вы думаете,что это? (предположения детей)

Это машина времени. Что может машина времени? (На ней можно путешествовать в прошлое и будущее)

Об этой машине мечтают ученые историки. Как вы думаете, почему?

Сегодня нам на полчаса одолжили такую машину. Поможем историкам?

Чьими глазами мы посмотрим на мир? (Глазами историков)

Слайд №3 + тема дублируется на доске 3 мин.

III Изучение нового материала.

Любое путешествие требует тщательной подготовки. Поэтому прежде,чем отправиться в путь нам нужно продумать план своего путешествия. Как вы думаете, что нас, как историков, будет сегодня интересовать? (ответы детей)

Задачи урока: (на доске)

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ?

3 мин.

Перед началом работы,команды, определите капитана. 10 сек. на размышление. Команды готовы к путешествию? 10 сек.

У каждой команды на столах бортовой журнал. В журналах план путешествия и конверты с заданиями. Капитаны вскрывают конверт № 1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания 5 минут.

(Инструкция.

Дорогие ребята!

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

4. Где трудятся ученые-историки?)

Проверка задания+ Слайд № 4 + дублируется на доске.

Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ вы будете давать только на 1 вопрос. Начнём с команды № 4 . Капитан команды прочитает нам инструкцию и расскажет как вы ответили на вопрос № 1.

Капитан 3 команды прочитает вопрос № 2 и скажет как ответила его команда.

Капитан 2 команды. Прочитайте вопрос № 3. Какой ответ дала ваша команда?

Капитан команды № 1 Прочитайте последний вопрос и ваш ответ.

Какие новые слова встретились при знакомстве со статьёй? Мы знаем, кого называют историками. А что такое архивы?(Хранилища документов). 4 мин.

В своих бортовых журналах командиры могут сделать отметку о выполнении первого задания. Теперь мы знаем что такое история.

А для чего нужно изучать историю? Как вы считаете? (Ответы детей). Ответы все разные.Поможет нам разобраться в этом вопросе задание,которое находится в конверте № 2.Капитаны вскрывают конверт и работают с командой чётко по инструкции.

(Инструкция:

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

3 команда )

1 команда

2 команда

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого. (4 команда) 2 мин.

Капитан 3 команды прочитает нам инструкцию. Какой ответ выбрала ваша команда?

Капитан 1 команды, какой ответ выбрали вы?

Капитан 2 команды, ваш выбор?

Капитан 4 команды, что ваша команда выбрала? 2 мин

В бортовом журнале капитаны могут внести отметку об ответе на второй вопрос .

Перед нами дверь. А на двери замок. Слайд № 6

Эта дверь ведёт в загадочный мир истории. Но прежде, чем попасть внутрь, нужно раздобыть ключ. Ключ в конверте № 3.Задание выполняйте чётко по инструкции.

(Инструкция.

Какое слово получилось в центре? (Археология) +Слайд № 7

А вот и ключ.

Говорили о истории, а в кроссворде новое слово.(На доске слово археология + вопрос.).

Какая же связь между археологией и историей? Найдите ответ на этот вопрос на стр. 32 учебника. Как называют учёных,которые занимаются археологическими раскопками?

(Археологи) появляется слово в словаре. Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.

Физминутка.

Мы идём, идём, идём.

В руках лопату несём.

Раз копнём,два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём,три махнём.

Находку ценную найдём.

В ваших бортовых журналах конверт № 4. Капитаны открывают конверты и чётко следуют инструкции.

Дети собирают в группах пазлы с изображением различных предметов.(монета,платье, ваза,летопись).

Как одним словом можно зазвать все предметы, которые мы с вами нашли? (Археологические находки)

Давайте посмотрим на эти археологические находки глазами историков? (Исторические находки)

Все эти вещи с точки зрения историков являются историческими источниками. Какие исторические источники вам сегодня уже встречались? (перечисляют)

Капитаны откройте бортовые журналы. Мы ответили на последний вопрос. Внесите изменения.

Как и полагается в конце путешествия капитан, и члены его команды подводят итог всего путешествия. Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии, используя слова словаря. Можете посовещаться. Кто хочет попробовать? Кто ещё попробует?

Машину времени пора возвращать, а нам возвращаться в класс. Хотелось бы,чтобы каждый из вас оставил свои впечатления о путешествии. Перед вами последний 5 конверт. В нём бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку.

Внимание на доску.

Если кто-то сделал для себя много новых открытий-обведите!

Если у вас остались не решённые вопросы обведите?

Если на уроке вы ничего нового не узнали обведите.

Поднимите руку ребята, которые обвели!

Поднимите руку ребята, которые обвели?

Поднимите руку ребята, которые обвели точку.

Считаю количество точек,? И! и делаем вывод о уроке.

Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

НУЖНО ИЗУЧАТЬ

ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

НУЖНО ИЗУЧАТЬ

ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Если ответ найден на вопрос,то в поставь

1 2 3 4

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

1 . ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

История-это наука, которая изучает прошлое .

2 . ДЛЯ ЧЕГО

ИЗУЧАТЬ

НАМ НУЖНО ИСТОРИЮ?

3 . КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ БЫВАЮТ ИСТОЧНИКИ?

Предварительный просмотр:

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За работу команды отвечает капитан. Чтобы работа была выполнена быстро и точно, капитан распределяет задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на стр. 29-31 учебника.

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных, которые изучает историю?

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За работу команды отвечает капитан. Чтобы работа была выполнена быстро и точно, капитан распределяет задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на стр. 29-31 учебника.

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных, которые изучает историю?

4. Где трудятся ученые-историки?

Инструкция.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ - единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ - единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи, а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ - единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.

Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Без прошлого нет будущего. Необходимо изучать историю, в ней можно найти ответы на многие вопросы. История может помочь не сделать ошибок в будущем. Читать исторические книги не только познавательно, но и очень захватывающе и увлекательно.

С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История - это наука о прошлом людей.
Исторический источник - это все то, что свидетельствует о минувших временах
Археология - это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

1) В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.
2) В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
+ 3) Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашёл старинную монетку.
+ 4) В конце VXIII века в Москве появилось прекрасное здание - Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.
+ 5) В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.
+ 6) В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду.
7) Из программы новостей Олеся узнала о том, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Украшения, книги, монеты, старинные постройки, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, захоронения, старинные орудия труда, оружие, картины, рисунки, летописи.

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.

Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.


М.И. Авилов. Поединок на Куликовом поле.

Где находится это место?
Как начался этот поединок?
Кто эти люди?
Какие народы воевали?
Когда был этот поединок?

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) - самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Слово «история» все, наверное, слышали. В переводе с греческого оно означает «рассказ о прошедшем». Заглянем в одну из библиотек. Каких книг здесь только нет! И многие начинаются со слова «история»: «История России», «История науки и техники», «История костюма».

Своя история есть у человека, у народа, у страны. Историю имеет твоя семья, твоя школа, твой город, твой родной край. И конечно, у тебя тоже есть собственная история.

История окружает нас всюду. На улицах современных городов рядом со зданиями из стекла и бетона - прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире... Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадьба или чудесная древняя церквушка.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Что такое история

С точки зрения историка, мир - это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История - это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей.

Мы живём в мире, который постоянно меняется. Каждый день происходят тысячи событий. Мы узнаём об этом из передач телевидения, радио, сообщений Интернета, газет и журналов.

То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем.

События, которые происходят в настоящем, связаны с прошлым. От этих событий во многом зависит и будущее. Историю можно образно сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Часто историю называют памятью народа. Как жили наши предки? Чем мы похожи на них и чем различаемся? Как они заселяли, осваивали и защищали нашу страну? Ответы на эти и многие другие вопросы даёт история.

Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах (хранилищах документов), музеях, библиотеках.

К истории обращаются художники, писатели, музыканты, кинорежиссёры. Каждый находит в ней то, что будет интересно и поучительно сегодня.

Ключи от заветной двери

Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник - время - охраняет вход, а ключи от него в руках учёных-историков.

Учёные знают, что прошлое не ушло бесследно. О минувших временах поведают старинные сооружения, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.

Конечно, многое пропало безвозвратно: истлело, разрушилось от времени, погибло при стихийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому все дошедшие до наших дней памятники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России - Кунсткамеру - основал царь Пётр Первый в Санкт-Петербурге в 1714 году. Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.

Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины.

Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. Слово «архео» переводится с греческого на русский язык как «древний». Археология - наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука - одна из главных помощниц истории.

Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

Как ведутся раскопки? Это трудная, но занимательная работа. Копают лопатами очень осторожно, чтобы ничего не повредить. При необходимости лопаты заменяют специальными ножами и кисточками. Каждый ком вынутой земли тщательно перебирают руками. Так даже малюсенькая вещичка окажется на ладони археолога. Учёные находят остатки жилищ, разбитую посуду, оружие, украшения, монеты, печати, орудия труда и многое-многое другое. Это помогает узнать, какими были города и поселения, как жили люди, как они одевались, чем питались, каковы были их занятия и многое другое.

Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода.

К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни, а это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в наследство от наших предков.

Обсудим!

  1. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
  2. Какие исторические источники расскажут о нашем времени?
  3. Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?
  4. Какие науки помогают археологам в их работе?
  5. Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?

Проверь себя

  1. Что изучает история?
  2. Что такое исторический источник?
  3. Приведи примеры исторических источников.
  4. Что такое археология?
  5. Почему археологию называют помощницей истории?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
  2. Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе.

Узнаем, как ведётся счёт лет в истории, что такое историческая карта. Будем учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту.

Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?

Слайд 2

Что такое история?

«История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого»

Слайд 3

  • История– совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
  • Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества. Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами.

Муза истории Клио

Слайд 4

Архив – это хранилище документов. Архивы по-явились у людей с возникновением письменнос-ти. Древнейшие архивы – это хранилища глиня-ных табличек, которые обнаружили археологи при раскопках древних городов.

Слайд 6

Вещественные источники

  • Жилища
  • Орудия труда
  • Предметы быта
  • Одежда
  • Украшения
  • Монеты
  • Оружие
  • Посуда
  • Слайд 7

    Устные источники

    • Легенды
    • Былины
    • Сказания
    • Песни
    • Обряды
    • Пословицы
    • Поговорки
  • Слайд 8

    Письменные источники

    • Летописи
    • Папирус
    • Книги
    • Указы
    • Хроники
    • Газеты
    • Исторические сочинения
  • Слайд 9

    Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии.

    «Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

    Слайд 10

    Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году.

    Слайд 11

    Экспонаты для музея – всевозможные диковинки – привозили из всех уголков России, и даже из-за границы. Они рассказывают нам о том, как выглядели люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи.

    • Деревянный боевой шлем
    • Солнечные часы-глобус
    • Скелет сиамских близнецов
  • Слайд 12

    Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода. Это семейные реликвии.



  • Просмотров