Преподобные. Святая благоверная княгиня преподобная Анна Новгородская

От Святых людей излучается Свет Христов.

Архиепископ Сергий (Королев) Со времен зарождения христианской Церкви были верующие, которые в полной мере последовали призыву Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною...” Эти христиане оставляли мирскую жизнь и уходили в уединенные места, где несли подвиг монашеского жития.

На этом пути многие из подвижников приобрели множество духовных даров: дар молитвы, духовного видения или прозорливости, чудотворений.

Так возник особый чин святости - преподобные. Это святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.

В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные - каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию. Но только монахи, прославленные Церковью носят звание преподобных.

Монашеская жизнь отличается от жизни всех остальных христиан лишь особым, более напряженным устремлением к Богу. Миряне искали в монастырях реальное свидетельство о Божественном свете, озаряющем человека. И найдя эту святость, сравнивали монашеское служение с ангельским служением у престола Божия. Более всего святых чина преподобных было прославленно на Руси. Их слава, подобная солнечному свету, распространилась по всему христианскому миру. Со всех концов света приходят верующие в Русскую землю, чтобы поклониться святым мощам преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и многих других.

Богата русская история именами великих подвижников, которые оставили после себя множество учеников, также ставших великими святыми.

Трудно переоценить заслуги в развитии монашества святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Основанная преподобными Киево- Печерская Лавра стала для многих других обителей образцом святости и благочестия.

Преподобного Антония, основателя Киево-Печерской Лавры православные сравнивают с пророком Моисеем, давшим закон народу израильскому.

Как Моисей, после восхождения на священную гору Синай, направил свой народ на путь истины Божией, святой Антоний прибыл со святой горы Афон для утверждения закона иноческой жизни в новопросвещенной Руси.

Когда он прибыл в Киев, здесь уже были монастыри, основанные греками по желанию русских князей. Но Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в пещере, где совершал подвиги строгой иноческой жизни. Его пищею были черный хлеб и вода в очень малом количестве.

Когда слава о нем разнеслась по многим русским городам, к нему стали приходить ученики, в числе которых был и преподобный Феодосий. Однажды в храме он услышал слова Спасителя: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня”. И тогда Феодосий оставил родной город и пришел в Киев к преподобному Антонию.

После того как число учеников преподобного Антония достигло двенадцати, он удалился в пещеру в соседней горе, и стал нести аскетический подвиг в затворе. Тогда братия новой обители избрали Феодосия своим игуменом, который являлся для них и духовным руководителем.

Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению. Он оставил поучения к инокам, народу, послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Сила молитвы и подвигов Печерских святых изумляла как современников, так и последующие поколения верующих. Многие из иноков становились миссионерами, проповедуя христианство в тех областях, где существовало язычество.

Преподобный Сергий Радонежский более шестисот лет почитается как игумен Земли Русской. Столь высокое звание преподобный получил за великое попечение о спасении православных, обращающихся к нему как при земной жизни, так и после его блаженной кончины.

Еще до своего рождения Господь дал Марии, матери преподобного знамение о том, что в ее чреве будущий великий святой. Во время божественной Литургии, младенец трижды закричал, будучи в утробе матери.

Священник, крестивший младенца, отец Михаил, предсказал, что “он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы”. Первый из русских святых, преподобный Сергий удостоился явления Божией Матери и чудесного видения, которое явилось пророчеством об основанной им обители. Увидев необыкновенный свет и множество красивых птиц, преподобный услышал Небесный голос: “Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: так умножится число учеников твоих, и после тебя оно не оскудеет…”

Обитель преподобного Сергия во Имя Пресвятой Троицы была и остается сердцем Русского Православия. Сколь удивительно житие ее основателя - святого Сергия, столь богата и история этой прославленной обители, в которой отразилась и вся история России.

Накануне своего преставления великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.,блаж. ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч .).Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов. ). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками .

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками .

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

(новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе - башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) - эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Русские святые...Список угодников Божиих неиссякаем. Своим образом жизни они угодили Господу и благодаря этому стали ближе к вечному бытию. Каждый святой имеет свой лик. Данный термин обозначает категорию, к которой причисляют Божьего Угодника при его канонизации. К ним относятся великомученики, мученики, преподобные, праведные, бессребреники, апостолы, святители, страстотерпцы, юродивые (блаженные), благоверные и равноапостольные.

Страдания во имя Господа

Первые святые русской церкви среди угодников Божьих - это великомученики, которые пострадали за веру Христову, скончавшись в тяжких и долгих муках. Среди русских святых первыми причислены к данном лику были братья Борис и Глеб. Именно поэтому они называются первомучениками - страстотерпцами. Кроме того, русские святые Борис и Глеб были первыми канонизированы в истории Руси. Братья погибли в за престол, начавшейся после смерти князя Владимира. Ярополк, прозванный Окаянным, сначала убил Бориса, когда тот спал в шатре, находясь в одном из походов, а затем и Глеба.

Лик подобных Господу

Преподобные - это те святые, которые вели находясь в молитве, трудах и посте. Среди русских угодников Божьих можно выделить преподобного Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Савву Сторожевского и Мефодия Пешношкого. Первым святым на Руси, канонизированным в этом лике, считается инок Николай Святоша. До принятия чина монашества он был князем, правнуком Ярослава Мудрого. Отказавшись от мирских благ, преподобный подвизался в иноки в Киево-Печерской лавре. Николай Святоша почитается как чудотворец. Считается, что его власяница (грубая шерстяная рубашка), оставленная после кончины, излечила одного болящего князя.

Сергий Радонежский - избранный сосуд Духа Святого

Особого внимания заслуживает русский святой 14 века Сергий Радонежский, в миру Варфоломей. Он родился в благочестивой семье Марии и Кирилла. Считается, что находясь еще в утробе матери, Сергий проявил свою богоизбранность. Во время одной из воскресных литургий еще не родившийся Варфоломей вскрикнул три раза. В то время его мать, как и остальные прихожане, была объята ужасом и смущением. После своего рождения преподобный не пил грудное молоко, если Мария вкушала в этот день мясо. По средам и пятницам маленький Варфоломей голодал и не брал материнскую грудь. Кроме Сергия, в семье было еще два брата - Петр и Стефан. Родители растили детей в православии и строгости. Все братья, кроме Варфоломея, хорошо учились и умели читать. И лишь младшему в их семье тяжело давалась грамота - буквы расплывались перед глазами, мальчик терялся, не смея вымолвить и слова. Сергий очень страдал от этого и усердно молился Богу в надежде получить способность читать. Однажды, вновь осмеянный своими братьями за неграмотность, он убежал в поле и встретил там старца. Варфоломей рассказал о своей печали и просил инока помолиться за него Богу. Старец дал мальчику кусочек просфоры, пообещав, что Господь обязательно дарует ему грамоту. В благодарность за этого Сергий пригласил инока в дом. Перед принятием трапезы старец попросил мальчика прочитать псалмы. Робея, Варфоломей взял книгу, боясь даже взглянуть на буквы, которые всегда расплывались у него перед глазами… Но чудо! - мальчик начал читать так, будто уже давно знал грамоту. Старец предсказал родителям, что велик будет их младший сын, так как он есть избранный сосуд Духа Святого. После такой судьбоносной встречи Варфоломей стал строго поститься и постоянно молиться.

Начало монашеского пути

В 20 лет русский святой Сергий Радонежский просил своих родителей дать ему благословение на принятие пострига. Кирилл и Мария упросили сына остаться с ними до самой их кончины. Не смея ослушаться, Варфоломей жил с родителями до тех пор, пока Господь не забрал их души. Похоронив отца и мать, юноша вместе со старшим братом Стефаном отправляются принимать постриг. В пустыне, называемой Маковец, братья возводят Троицкий храм. Стефан не выдерживает сурового аскетического образа жизни, которого придерживался его брат, и отправляется в другой монастырь. В это же время Варфоломей принимает постриг и становится иноком Сергием.

Троице-Сергиева Лавра

Известная на весь мир обитель Радонежскогокогда-то зародиласьвглухом лесу, в котором некогда уединился преподобный. Сергий ежедневно находился в Питался он растительной пищей, а гостями ему были дикие звери. Но однажды несколько монахов прознали о великом подвиге подвижничества, совершаемом Сергием, и решили прийти в обитель. Там эти 12 иноков и остались. Именно они стали основателями Лавры, которую вскоре возглавил сам преподобный. К Сергию за советом приезжал князь Дмитрий Донской, готовящийся к битве с татарами. После кончины преподобного спустя 30 лет были обретены его мощи, совершающие и по сей день чудо исцеления. Этот русский святой до сих пор невидимо принимает в свою обитель паломников.

Праведники и блаженные

Праведные святые заслужили Божью милость благодаря благочестивому образу жизни. К ним относятся как мирские люди, так и священнослужители. Праведными считаются родители Сергия Радонежского - Кирилл и Мария, которые были истинными христианами и научали православию своих детей.

Блаженные - это те святые, которые намеренно приняли образ людей не от мира сего, став подвижниками. Среди русских Угодников Божьих особо почитаются живший во времена Иоанна Грозного, Ксения Петербуржская, отказавшаяся от всех благ и отправившаяся на далекие скитания после смерти любимого мужа, Матрона Московская, прославившаяся даром ясновидения и исцеления при жизни. Считается, что сам И. Сталин, не отличавшийся религиозностью, прислушивался к блаженной Матронушке и ее пророческим словам.

Ксения - юродивая Христа ради

Блаженная родилась в первой половине 18 века в семье благочестивых родителей. Став совершеннолетней, она вышла замуж за певчего Александра Федоровича и жила с ним в радости и счастье. Когда Ксении исполнилось 26 лет, ее муж скончался. Не в силах перенести такое горе, она раздала свое имущество, облачилась в одежды мужа и ушла в долгие скитания. После этого блаженная не откликалась на свое имя, прося называть себя Андреем Федоровичем. «Умерла Ксения», - заверяла она. Святая стала скитаться по улицам Петербурга, изредка заходя пообедать к своим знакомым. Некоторые люди издевались над убитой горем женщиной и подтрунивали над ней, но Ксения все унижения переносила безропотно. Лишь однажды она проявила свой гнев, когда местные мальчишки закидали ее камнями. После увиденного местные жители прекратили издеваться над блаженной. Ксения Петербуржская, не имея крова, молилась по ночам в поле, а затем снова приходила в город. Блаженная незаметно помогала рабочим строить каменный храм на Смоленском кладбище. Ночью она неустанно укладывала в ряд кирпичи, способствуя скорейшему возведению церкви. За все благие дела, терпение и веру Господь одарил Ксению Блаженную даром прозорливости. Она предсказывала будущее, а также спасала многих девиц от неудачных браков. Те люди, к которым приходила Ксения, становились счастливее и удачливее. Поэтому каждый старался услужить святой и привести ее в дом. Ксения Петербуржская скончалась в 71 год. Похоронили ее на Смоленском кладбище, где недалеко находилась выстроенная ее же руками Церковь. Но и после физической смерти Ксения продолжает помогать людям. У ее гроба совершались великие чудеса: больные исцелялись, ищущие семейного счастья удачно женились и выходили замуж. Считается, что Ксения особо покровительствует незамужним женщинам и уже состоявшимся женам и матерям. Над гробом блаженной построили часовню, к которой до сих пор приходят толпы людей, просящие у святой заступничества перед Богом и жаждущие исцеления.

Святые государи

К лику благоверных причисляют монархов, князей и царей, которые отличились

благочестивым образом жизни, способствующим укреплению веры и позиции церкви. Первая русская святая Ольга как раз канонизирована в данной категории. Среди благоверных особо выделяются князь Дмитрий Донской, одержавший победу на Куликовом поле после явления ему святого образа Николая; Александр Невский, который не пошел на компромисс с католической церковью, чтобы сохранить свою власть. Он был признан единственным светским православным государем. Среди благоверных есть и другие известные русские святые. Князь Владимир - один из них. Его канонизировали в связи с его великой деятельностью - крещением всей Руси в 988 году.

Государыни - Божьи Угодницы

К благоверным святым также была причислена княгиня Анна, жена благодаря которой между Скандинавскими странами и Россией наблюдался относительный мир. При жизни она построила в честь так как при крещении получила именно это имя. Благоверная Анна чтила Господа и свято верила в него. Незадолго до своей кончины она приняла постриг и скончалась. День памяти - 4 октября по Юлианскому стилю, но в современном православном календаре эта дата, к сожалению, не упоминается.

Первая русская святая княгиня Ольга, в крещении Елена, приняла христианство, оказав влияние на его дальнейшее распространение по Руси. Благодаря своей деятельности, способствующей укреплению веры в государстве, ее причислили к лику святых.

Служители Господа на земле и на небе

Святители - это такие угодники Божии, которые были священнослужителями и за свой образ жизни получили особое расположение Господа. Одним из первых святых, причисленных к данному лику, стал Дионисий, архиепископ Ростовский. Прибыв с Афона, он возглавил Спасо-Каменный монастырь. Люди тянулись к его обители, так как он знал человеческую душу и всегда мог наставить нуждающихся на путь истинный.

Среди всех святителей, канонизированных особо выделяется архиепископ Мирликийский Николай Чудотворец. И хоть святой не имеет русского происхождения, он стал поистине заступником нашей страны, всегда находясь по правую руку от Господа нашего Иисуса Христа.

Великие русские святые, список которых продолжает пополняться и по сей день, могут покровительствовать человеку, если тот будет усердно и искренне им молиться. Обращаться к Угодникам Божьим можно в разных ситуациях - житейских нуждах и болезнях, или просто желая отблагодарить Высшие Силы за спокойную и безмятежную жизнь. Обязательно приобретите иконы русских святых - считается, что молитва перед образом является наиболее действенной. Также желательно, чтобы у вас была именная икона - образ того святого, в честь которого вы крещены.

Архиепископ Сергий (Королев)

Со времен зарождения христианской Церкви были верующие, которые в полной мере последовали призыву Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною...” Эти христиане оставляли мирскую жизнь и уходили в уединенные места, где несли подвиг монашеского жития.

На этом пути многие из подвижников приобрели множество духовных даров: дар молитвы, духовного видения или прозорливости, чудотворений.

Так возник особый чин святости - преподобные. Это святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.

В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные - каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию. Но только монахи, прославленные Церковью носят звание преподобных.

Монашеская жизнь отличается от жизни всех остальных христиан лишь особым, более напряженным устремлением к Богу. Миряне искали в монастырях реальное свидетельство о Божественном свете, озаряющем человека. И найдя эту святость, сравнивали монашеское служение с ангельским служением у престола Божия. Более всего святых чина преподобных было прославленно на Руси. Их слава, подобная солнечному свету, распространилась по всему христианскому миру. Со всех концов света приходят верующие в Русскую землю, чтобы поклониться святым мощам преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и многих других.

Богата русская история именами великих подвижников, которые оставили после себя множество учеников, также ставших великими святыми.

Трудно переоценить заслуги в развитии монашества святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Основанная преподобными Киево- Печерская Лавра стала для многих других обителей образцом святости и благочестия.

Преподобного Антония, основателя Киево-Печерской Лавры православные сравнивают с пророком Моисеем, давшим закон народу израильскому.

Как Моисей, после восхождения на священную гору Синай, направил свой народ на путь истины Божией, святой Антоний прибыл со святой горы Афон для утверждения закона иноческой жизни в новопросвещенной Руси.

Когда он прибыл в Киев, здесь уже были монастыри, основанные греками по желанию русских князей. Но Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в пещере, где совершал подвиги строгой иноческой жизни. Его пищею были черный хлеб и вода в очень малом количестве.

Когда слава о нем разнеслась по многим русским городам, к нему стали приходить ученики, в числе которых был и преподобный Феодосий. Однажды в храме он услышал слова Спасителя: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня”. И тогда Феодосий оставил родной город и пришел в Киев к преподобному Антонию.

После того как число учеников преподобного Антония достигло двенадцати, он удалился в пещеру в соседней горе, и стал нести аскетический подвиг в затворе. Тогда братия новой обители избрали Феодосия своим игуменом, который являлся для них и духовным руководителем.

Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению. Он оставил поучения к инокам, народу, послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Сила молитвы и подвигов Печерских святых изумляла как современников, так и последующие поколения верующих. Многие из иноков становились миссионерами, проповедуя христианство в тех областях, где существовало язычество.

Преподобный Сергий Радонежский более шестисот лет почитается как игумен Земли Русской. Столь высокое звание преподобный получил за великое попечение о спасении православных, обращающихся к нему как при земной жизни, так и после его блаженной кончины.

Еще до своего рождения Господь дал Марии, матери преподобного знамение о том, что в ее чреве будущий великий святой. Во время божественной Литургии, младенец трижды закричал, будучи в утробе матери.

Священник, крестивший младенца, отец Михаил, предсказал, что “он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы”. Первый из русских святых, преподобный Сергий удостоился явления Божией Матери и чудесного видения, которое явилось пророчеством об основанной им обители. Увидев необыкновенный свет и множество красивых птиц, преподобный услышал Небесный голос: “Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: так умножится число учеников твоих, и после тебя оно не оскудеет…”

Обитель преподобного Сергия во Имя Пресвятой Троицы была и остается сердцем Русского Православия. Сколь удивительно житие ее основателя - святого Сергия, столь богата и история этой прославленной обители, в которой отразилась и вся история России.

Накануне своего преставления великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору п … Википедия

    Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Ж. святых составляют едва ли не самый обширный отдел христ. литературы. Если не считать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Житие (биос (греч.), vita (лат.)) жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно … Википедия

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

    Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна Ordre souverain militaire hospitalier de Saint Jean, de Jérusalem, de Rhodes et de Malte, Sovrano militare ordine ospedaliero di San Giovanni, di… … Википедия

    Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия

    Пантеры пожирают преступника, древнеримская напольная мозаика, III в. н. э. Археологический музей Туниса … Википедия

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору приснился ангел с крестом лабарумом в руках, в солнечном сиянии и с надписью «Сим победиши!» Список включает перечисление… … Википедия



Просмотров