Представители законодательной власти в рф. Законодательные органы власти РФ, их структура и функции

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

Государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны,и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

В Российской Федерации проводятся определенные реформы, которые должны приносить пользу населению своим воплощением в жизнь, а, как известно, чтобы что-то выполнялось на соответствующем уровне, необходимо законодательное закрепление определенных решений и постановлений. Этим и занимается законодательная власть как на уровне местных (локальных) государственных управлений, так и на всеобщем государственном уровне.

Любая деятельность, проводимая на государственном уровне, опирается в основном на экономические и правовые рычаги, и подкрепляется законодательными актами.

То есть актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, которые были приняты еще в советское время, если они не противоречат новопринятой Конституции. Законодательная власть регулирует и внешне государственные отношения России с другими странами.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Является постоянно действующим органом

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

Утверждение изменения границ

Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

Назначение выборов Президента РФ

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

Отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

Принятие федеральных законов

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Решение вопроса о доверии Правительству РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Объявление амнистии

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной . Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

Референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

Чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

Право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

Ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

Требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Органы законодательной власти в нашей стране – это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы, власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер, Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции исполнительной власти. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, путем использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.



Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит двух палат- Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекта РФ. Совет Федерации призван выражать региональные мнения и интересы. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией; устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания;

В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

В демократических странах парламент призван быть своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В эффективном парламенте заинтересованы все политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Парламент должен выступать и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов-тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Конституция РФ (ч.2 ст.95) устанавливает, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Первый состав Совета Федерации, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993г.

Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 летнего возраста.

В соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Конституции РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 г., был избран сроком на два года.

Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого состава был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст. 95 и 96 Конституции РФ.

5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» . Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации.

5 августа 2000 г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В законе сохраняется конституционная норма о том, что каждый субъект федерации вправе иметь по два представителя в Совете Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъект Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителем в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Это решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим специальную компетенцию этой палаты парламента. Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ (Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ), Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных и международных организациях.

Другая палата парламента Российской Федерации – Государственная Дума согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Государственной Думы мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста.

Ранее законодательство отменило мажоритарную систему при выборах депутатов Государственной Думы. С 2007 по 2011 г. депутаты Госдумы избирались на основе системы пропорционального представительства, они избирались только по партийным спискам, партии должны были получить не менее 7 процентов голосов избирателей. Предвыборные блоки и самовыдвижение депутатов были запрещены. Депутат не вправе был покинуть свою фракцию в Государственной Думе. Новое законодательство устанавливает, что с 2016 г. барьер вновь будет составлять 5 процентов.

В состав и структуру Государственной Думы входят депутаты, Председатель Государственной Думы, Совет Государственной Думы, первые заместители Председателя, заместители, партийные фракции, комитеты и комиссии, аппарат Госдумы.

Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они имеют определенные полномочия. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

Внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
Осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
Подготовка проектов постановлений Государственной думы;
Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
Подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
В соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;
Организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
Заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
Анализ практики применения законодательства.

Рис.12. Полномочия комитетов Государственной Думы

Согласно ст. 103 Конституции к специальной компетенции Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы, основная законотворческая деятельность сосредоточена в этой палате парламента.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в особых случаях. Они предусмотрены ст. 111 и 117 Конституции РФ.

При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Как уже отмечалось ранее, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией. Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в России, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997г.

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель - сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал силой упраздненный в Указом Бориса Ельцина "О конституционной реформации в РФ" сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному РФ - Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.

Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат - постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии "Единая Россия" Вячеслав Викторович Володин.

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации - верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем - по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого - исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.

Неофициальное наименование Совфеда - "Палата регионов". Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.

Основные полномочия региональных законодательных органов власти в РФ - это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.



Просмотров