Предпосылки правомерного поведения — Гипермаркет знаний. Правомерное и противоправное поведение Практическая работа обществознание предпосылки правомерного поведения

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10 класс 01.03.16

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической .

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo х

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
  • правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Поведение людей чрезвычайно многообразно. Оно имеет разные формы выражения, интенсивность, мотивы, цели, результаты. Но в конечном итоге любое человеческое поведение заключается в воздействии индивида на внешнюю среду, опосредованное его двигательной (физической) и психической активностью и выражающееся в его поступках.

Поступок - это акт поведения, при котором лицо осознает его социальное значение. По характеру действий, их последствиям поступки в ряде случаев существенно различаются. Так, все человеческие поступки можно условно подразделить на две группы: поступки общественно полезные и поступки общественно вредные. Именно поэтому всякое поведение выступает объектом моральной и правовой оценки. Давая правовую характеристику человеческих поступков, среди актов поведения из первой группы можно найти правомерные поступки, а среди второй группы - неправомерные, противоправные. Определенная часть поведения из первой и второй групп поступков может признаваться нейтральной по отношению к праву и законности.

Поведение, осуществляемое в правовой сфере, в том числе и правомерное, может выражаться как в действии личности, так и в ее бездействии. Обе формы поведения отражают определенную активность личности, поскольку в случае пассивного поведения - бездействия - она выражает свое отношение к норме, требующей не совершать социально вредные действия. Позитивное бездействие представляет собой активность, минимально необходимую для нормального функционирования общества. В этом ее коренное отличие от преступного бездействия, которое рассматривается как воздержание лица от обязательного действия, предписываемого нормой права, и потому наказуемое в установленном правовом порядке.

Правомерные поступки людей - это такое поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм и (или) не нарушает их. Для режима законности очень важно, чтобы как можно более широко распространенным видом поведения в обществе было правомерное. Это является основой режима законности, правопорядка, наиболее благоприятных условий для осуществления прав и свобод человека.

Правомерное поведение является важным условием нормальной жизнедеятельности всего общества, обеспечивая организованность социальных отношений, их подчиненность правовому порядку. Большинство поступков, совершаемых людьми и их объединениями в правовой сфере, соответствуют требованиям правовых норм. Добросовестный труд, активная политическая деятельность, занятие предпринимательством в рамках закона, отдых на природе, не посягающий на охраняемые правом ценности, успешная учеба в вузе, занятия физической культурой в спортивных залах, т.е. практически все самые важные проявления жизненной активности человека в обществе одновременно могут рассматриваться как примеры правомерных действий.

Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Социальная ценность правомерного поведения проявляется и в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность - общепринятое понятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека и общества. Цивилизованное правомерное поведение - это следование субъекта права нормативным требованиям на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих догм - не укради, не убий, не обмани. Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и не писаным правилам, насколько является активным носителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и подчеркивает общественные представления о добре и зле, справедливости и долге.

Правомерное поведение в жизни проявляется весьма многообразно. Действия, соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы по многим признакам и критериям.

Критериями выделяемых типологий правомерного поведения избираются: различия по субъектам права, степень выработки уважительного отношения к праву, добровольность, зависимость от характера и содержания правосознания, характер мотивации, степень реализации права в поступках, в зависимости от правоустановки и т.д.

Правомерное поведение может быть активным и пассивным. Активное поведение имеет место в случае реализации управомочивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий.

По объективной стороне правомерное поведение подразделяют на необходимое (желательное) и социально допустимое. Примером последнего может служить такое правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение, как развод супругов.

Поведение людей в правовой сфере может быть не только законопослушным, но и не соответствующим праву, т.е. неправомерным. Неправомерное поведение выражается прежде всего в правонарушениях как (это следует из самого термина) актах, нарушающих право, противоречащих ему.

Правомерное поведение и правонарушения - это антиподы. Первое совершается на основе предписаний правовых норм, реализуется в правоотношениях, тогда как второе всегда является поведением, нарушающим требования юридических норм.

Правонарушение представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения. Главное в противоправном поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинить вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества.

Возможность нарушений норм права заложена в существе самой человеческой жизни и в несовершенстве самого человека. Причиной многих правонарушений является стремление отдельных лиц удовлетворить свои потребности способом, противоречащим требованиям правовых норм. Среди условий, порождающих правонарушения, называют противоречия в экономических, политических, социальных и духовных отношениях, которые являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, посягательств на жизнь и здоровье людей и т.д. На уровень неправомерного поведения и на состояние преступности определенное влияние оказывают психологические и биологические особенности правонарушителя.

С преступностью, правонарушениями можно и нужно бороться, предотвращать их, снижая тем самым их уровень (может быть даже до минимума), но полностью искоренить эти негативные явления, к сожалению, невозможно. Условия, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, очень разнообразны. Их устранение - это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними.

Объективные законы не знают исключений в отличие от законов юридических, которые предусматривают возможность нарушения их предписаний. Нарушение норм права заложено в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и реализацию юридических норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не сообразуется с его обязательными предписаниями.

Правонарушение имеет строго определенные признаки, отличающие его от нарушений норм морали, обычаев традиций и т.д.

1. Это всегда деяние человека или организации, выраженное

в действии или бездействии.

Как уже отмечалось ранее, человеческое поведение (деяние) заключается в его воздействии на окружающий мир, которое выражается в действии или бездействии. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено вовне, во внешней физической среде - в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности. В связи с этим не могут признаваться правонарушением мысли человека, его политические, религиозные и иные убеждения, если они не нашли своего внешнего выражения в объективной действительности в той или иной конкретной форме. Не могут регулироваться правом мысли людей или какие-либо личные качества, не выразившиеся в том или ином их поступке (действии или бездействии). Значит, правонарушение - это прежде всего определенное деяние, а не помыслы, переживания или чувства. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д. К. Маркс подчеркивал и то, что законы, которые делают главным критерием не действия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония.

Противоправное действие представляет собой активное поведение лица, причиняющее вред общественным отношениям, которые охраняются правом (например, угон автомобиля). Бездействие в данном случае состоит в несовершении лицом таких действий, которые оно по определенным основаниям должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (неоказание помощи терпящим бедствие).

2. Общественная опасность (вредность) противоправного деяния. Правонарушением является деяние (действие или бездействие), которое причиняет вред гражданам, государству, обществу. Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т.д.

Он может выражаться в утрате предмета посягательства (например, уничтожение вещи), в ущемлении законных прав и интересов, нарушении нормального функционирования государственных, общественных учреждений и т.д. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под его угрозу (например, нетрезвое состояние водителя). Поскольку правонарушения вредны для общества, государство посредством правовых предписаний запрещает их совершение.

  • 3. Противоправность деяния. Правонарушение, безусловно, связано с правом, поскольку оно возникает как деяние, противоречащее образцу поведения, установленному в правовой норме. Противоправность деяния может проявляться в различных формах:
    • - в прямом нарушении правового запрета;
    • - неисполнении возложенных обязанностей;
    • - превышении должностных полномочий и т.д.
  • 4. Виновность поведения субъектов права. Определяя правонарушение как противоправное деяние, мы рассмотрели его только с внешней, видимой, т.е. с объективной, стороны. Но правонарушение имеет еще и субъективную сторону, которая показывает, кто совершил противоправное деяние, какова была направленность его воли, и каково было его психическое отношение к содеянному. Противоправное деяние только тогда рассматривается как правонарушение, когда в этом деянии проявилась воля лица, его совершившего. Субъект права проявляет индивидуальную волю путем выбора и осуществления того или иного варианта поведения в конкретных отношениях. Противоправное деяние, совершенное лицом, которое в силу объективных обстоятельств было лишено выбора того или иного варианта поведения, не может быть правонарушением. В таких случаях содеянное не зависит от воли лица. Вот почему само по себе противоправное деяние еще не свидетельствует об отрицательном отношении лица к охраняемым законом отношениям, общественным интересам. Для правильной юридической оценки противоправного деяния как правонарушения необходимо определить состояние и направленность воли правонарушителя, т.е. его вину.

Вина - это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию, вредному для общества, государства, других лиц. Вина представляет собой одно из важнейших юридических понятий. Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел предполагает, что лицо, совершающее противоправное деяние, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения, т.е. сознательно причиняет вред.

Неосторожность может проявляться как легкомыслие (когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но самонадеянно рассчитывает на возможность избежать их, например, вождение неисправного автомобиля) и как небрежность (когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но может и должно их предвидеть, например, медицинская сестра, не проверив содержимого ампулы, делает укол, от которого наступает смерть пациента).

5. Наказуемость противоправного деяния. Это свойство правонарушения характеризуется применением к правонарушителю мер государственного воздействия. Наказуемость деяния как угроза и возможность наказания, предусмотренная в санкции правовой нормы, не должна смешиваться с наказанностью, которая является следствием совершения преступления. Наказуемость противоправного деяния, словно Дамоклов меч, будет висеть над правонарушителем, даже если реального наказания не последовало.

цель: Обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Учитель Степанова Марина Олеговна, г. Симферополь

Тема: Правомерное поведение и правонарушение.

Цель : обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Задачи урока : 1.Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения, как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права.

2 .Формирование навыков работы с информацией, умение правильно организовывать информационный процесс.

3 . Воспитание негативного отношения к противоправному поведению представления о неотвратимости наказания за совершение правонарушений.

Основные понятия : правомерное поведение, правонарушение.

Метод проведения : Беседа с элементами мозговой атаки.

Оборудование : Конституция РФ, выставка тематической литературы, записанный эпиграф к уроку: «В беду падают, как в пропасть, внезапно, а к преступлению сходят по ступенькам» - А.А. Бестужев-Марлинский.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель, приветствуя класс. Я рада видеть вас на уроке правоведения. Хочу напомнить - 45 минут - это не только вопросы - ответы - отметка в дневнике. Это 45 минут из вашей жизни. Проведите их содержательно, с пользой для себя и творчески.

II. Проверка знаний и умений .

1) Заполнить таблицу «Систематизация законодательства».

2) Выполните задание. Дано: право, закон, законодательство. Вставьте соответствующее слово:

Система... является внешним проявлением..., то есть... - это внешние проявление....

3) Укажите верное уравнение:

1. Законы = подзаконные акты + нормативные акты.

2. Подзаконные акты = законы = нормативные акты.

3. Нормативные акты = законы - подзаконные акты.

4) Решите кроссворд. Слова на букву «3»:

1) нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу;

2) документ, предшествующий принятию закона;

3) система всех нормативно - правовых актов государства.

(выполнить на доске)

5) Прокомментируйте афоризмы:

1. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» - Цицерон.

2. «Душа государства - закон, поскольку, как тело, лишенное души, гибнет, так и государство, если в нем нет закона - разрушается» - Демосфен.

6. Фронтальный опрос.

Повторим понятия: закон - это...;

верховенство закона - это...;

законодательство - это...;

законодательная власть - это...;

законодательная инициатива - это...;

Вопросы:

1) назовите законодательный орган в РФ

2) согласны ли вы с суждением: «В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом»?

Аргументируйте

Подведение итогов опроса, оценивание итогов.

III. Изучение нового материала .

Учитель: Ежедневно мы смотрим телепередачи, читаем периодические издания: «В городе обезврежена банда, разбойничавшая более двух лет», «Кровавый металл», «Смерть в Нирване», «Криминальный профессионализм» ... (название статей зачитывается из газетных подборок). Доминирует (как вчера, позавчера, еще будет долго) одна тема: закон, право, правовое государство. И, пожалуй, один из проблемных вопросов - правомерное поведение и правонарушение.

Давай задумаемся, как соприкасается право с конкретной жизнью?

Почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания?

Чем объяснить, что преступной среде есть люди случайные и те, кто живет только на средства, добытые преступным путем?

Почему среди них есть выходцы из бедных слоев населения и люди «благородного» происхождения?

Об этом - тема сегодня: «Правомерное поведение и правонарушение». Цели урока (кратко назвать).

В связи со сложностью поставленных вопросов, я приглашаю вас быть не просто слушателями, а соавторами урока, помогая мне в исследовании проблемы.

Мы уже обратили внимание на огромный печатный материал, который затрагивает поступки людей и возмущает все общество. Как правило, эти события оцениваются с морально-этической точки зрения - что полезно или вредно для общества.

Право рассматривает события или поведение человека с позиции, соответствует ли оно положению действующего законодательства или нет.

Давайте подумаем над определением понятий «правомерное поведение» и «правонарушение» (при необходимости учитель корректирует, записываем в рабочих тетрадях).

Учитель: Как вы считаете: правонарушение - явление нового времени, или всякому обществу присущее, не зависящее от государственного устройства? (вспомним историю: Древний Рим, Библия, «Русская правда», Законы XII таблиц (451 - 450 гг. до н.э.)).

Характерно и то, что каждая эпоха имела свое представление о правонарушениях (в XVI в. торговля наркотиками не считалась преступлением, зато любые высказывания против господствующей католической религии вело «еретиков» на костер). Исходя из чтения газет, просмотра телепередач, жизненных наблюдений, как вы полагаете, в чем причина правонарушений?

1) Опишите реальную ситуацию, где представлено правонарушение. - 1 минута.

2) Какие социальные нормы нарушены:

A. Учащийся 9-го класса Андрей В. не уступил место в троллейбусе женщине с маленьким ребенком на руках;

Б. Вступающие в брак М. и К. пренебрегли просьбой родителей перед регистрацией брака соблюсти церемонию сватания невесты;

B. Рабочий овощной базы А. совершил хищение нескольких ящиков овощей.

3) Учащиеся 9-го класса Иванов, Петров, Сидоров, сидя у своего дома вечером, увидели незнакомого парня, их ровесника. Иванов предложил «проучить» «чужого», чтоб не приходил на их территорию. Петров колебался, Иванов настаивал, Сидоров отказался.

Ваши действия в данной ситуации? Как бы вы решили проблему?

(Может быть шутка ослабит напряжение; толково аргументировать - решит исход ситуации).

4) Начертим таблицу и по мере изучения материала заполним ее.

Правонарушения

Виды:

Проступки (гражданские, админ., дисциплинарные) Преступления (уголовные правонарушения)

Признаки:

Виновное, противозаконное поведение, посягающее на интересы общества, личности, государства, влекущие за собой применение мер общественного воздействия или государственного принуждения

Элементы:

Субъект - лицо, способное нести юридическую отвественность.

Объект - материальные и нематериальные блага, в отношении которых совершено виновное противоправное действие или бездействие. Объективная сторона - противоправное действие, вредность или опасность.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к своему противоправному действию

Учитель: Итак, вывод: с точки зрения права, правонарушение - это... (проявление произвола, пренебрежение к правилам, принятым и установленным государством для поддержания социального порядка и обеспечения прав граждан).

С социальной точки зрения правонарушение - поступок, наносящий вред интересам отдельных граждан или юридических лиц, или интересам всего общества.

Что, по-вашему, является основанием для привлечения лица, совершившего правонарушение, к ответственности?

Но при совершение действия (бездействия) проявляется психическое отношение к осуществлению этих действий (бездействий) и их последствиям. Это психическое отношение - вина лица в противоправном поступке - признак правонарушения (запись в таблице).

Вина в совершение действия правонарушения может быть умышленной или неосторожной (подумаем над примерами):

1) ученик 9-го класса после уроков решил выяснить отношение с одноклассником, толкнул его.

Последний, падая, ударился головой о ступеньку получил сотрясение мозга;

2) ученик бежал по лестнице, на повороте сбил другого. От удара головой получил сотрясение мозга.

Проанализируйте ситуации.

Кроме совершения противоправного действия (бездействия), основанием для привлечения лица к ответственности необходим субъект (работаем с учебником «Обществознание.» под ред Л.Н. Боголюбова)

Что такое юридическая ответственность?

Назовите виды юридической ответственности?

Положения об ответственности содержатся и в Конституции РФ:

Закрепляет личный характер ответственности.

А кто отвечает, если противоправное действие совершено несовершеннолетним?

- «презумпция невиновности»

Как вы это объясните?

Ответственность должна основываться только на законе.

Какой вывод можем сделать в отношении ответственности за противоправное поведение?

Представьте, что вы - супер существо из какой-то далекой планетной системы и ваш звездочет приближается к Земле. Показания ваших Энергетических зондов свидетельствует о том, что эта планета слишком молода и не обладает высокоразвитой цивилизацией.

Все живые существа окружены жизненной аурой, которую способны улавливать другие живые существа. Приблизившись к Земле, вы настраиваетесь на ее ауру. Вас поражает ее жизненная сила. Существами на этой планете движет невероятное желание выжить. Но вот корабль подлетает к Земле ближе, и вы начинаете ощущать странную беспокойную вибрацию - этакий космический аналог неприятного запаха. Это означает, что некоторые из наиболее высокоразвитых обитателей планеты одержимы также огромным желанием повелевать. Аура планеты дышит трагедией. Неделю спустя заканчивается ваше исследование бело-голубого шара и результаты его подвергают вас в уныние. Существа, населяющие ваш родной дом, очень благоразумны, благожелательны, поступки их всегда осознаны и мотивированы. Конфликтных ситуаций здесь практически не бывает. Однако жизнь обитателей этой планеты перебывает в состоянии непрерывного кризиса. Многие ее существа достигли высокой степени интеллектуального развития, и это объясняет технические достижения земной цивилизации. Но даже они не смогли повиноваться воле разума. Они знают, что такое здравы смысл, но относятся к нему с недоверием. Слишком много времени тратят на то, чтобы учиться на собственном опыте. К тому же жизнь этих созданий так коротка (менее столетия) ... Едва они начинают постигать высшую премудрость жизни, как их способности угасают.

Но еще большее беспокойство вы ощутили, ознакомившись с историческими источниками и узнав о присущей человечеству жестокости. Оказалось, вся человеческая история состоит из войн, революций, кровавых боен. Значительное количество лидеров не испытывает никаких социальных обязательств по отношению к своим соплеменникам и тратит все силы на их преследование и уничтожение.

Вы - в роли супер существа с неограниченными возможностями. В ваших силах сделать все, чтобы положительно повлиять на жизнь человеческих существ, поднять их на более высокую ступень развития сознания.

Итак, что бы вы сделали, чтобы изменить к лучшему их теперешнее состояние?

Вношу несколько предложений.

К примеру, вы, будучи всемогущим, видите, что одной из наиболее важных проблем человечества является преступная деятельность, которой занимаются гангстеры, наживаясь на продаже наркотиков и сбывая их террористам. Тем, в свою очередь, ничего не стоит взорвать самолет, полный нив чем не повинных пассажиров. Существуют также убийцы, которые выбирают жертву случайно, в основном женщин или детей, мучают и убивают их. Их аура имеет кроваво-красный оттенок. Они страдают от «личных проблем», которые так же легко ощутимы физически, как и запах тела.

Итак, перед вами поставлена проблема. Дана вводная информация. За вами - анализ, выдвижение аналогий, на ваш взгляд, решение проблемы.

Время - 5 минут. Выдвигают предложения.

Учитель систематизирует.

1. Как «супер существо» вы должны осознавать, что упрощенный подход к делу - уничтожение всех «дегенератов» - это проявление все той же преступной потребности убивать, от которой вы хотите освободить человечество.

2. Если вы считаете, что массовое уничтожение преступников не способно повысить интеллектуальный уровень человечества, как вида, то возможно, вы согласитесь с тем, что нам следует подумать о менее радикальных мерах. Например, рассмотрим социальные условия, которые продолжают преступность. (Причины экономического характера; социальные причины; обстоятельства семейного характера; причины личного характера; несовершенство действующего законодательства и т.д.)

Вывод: ожидаемый положительный результат даст только совместимое, совокупное решение экономических, социальных, нравственных, воспитательных, межнациональных, правоохранительных проблем. Для этого надо время и усилия всего общества.

IV. Рефлексия Выполнить задание 3 к параграфу (с.217).

V. Домашние задание : Параграф 19, 20, подготовить развернутый план



Просмотров