Предикативная основа предложения. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее. Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и: 1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. 2) конструкциями: - числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. - кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. - кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. - существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). 3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски - это дворянское дело

Сказуемое. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Оно может выражаться следующими формами глагола: — формой настоящего и прошедшего времени глагола. — формой будущего времени глагола. — формами условного и повелительного наклонения глагола. Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь принялся — это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) (Здесь не хочу — это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается). (здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой: СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.) (Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой: СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами. Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо - это краткие страдательные причастия. Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно - простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото. Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым. Помни! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке. Ловушка! Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Неверно! Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась). Верно: Она показалась мне смешной Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил). Верно: Учитель был строгим. Ловушка! В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга.

Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое. В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них - явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ. 3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу. Различай! Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие. Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны. В первом случае координаты - это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором - это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа: Рассчитывал координаты. Координата рассчитана. Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими. [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Задания. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек. Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?! Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно - позволяет видеть и распознавать. Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3

Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием - знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности. Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть. Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего. Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – гл. член П., обозначающий предмет мысли или речи, выражающийся в форме И.п, занимающий позицию перед сказуемым, являющийся структурно независимым словом, компонентом структурной схемы, актуального членения. При прямом порядке слов – «тема». Является носителем коммуникативного признака, обозначаемого сказуемым. Предикативные отношения между подлежащим и сказуемым представлена 2-мя разновидностями: 1) предмет-признак 2) признак-признак.

В соответствии с этим выделяют две формы подлежащего:

1)номинативное - имеет предметное значение. В П. отношение предмет-признак. Дом строится сущ в И.п.; мест.-сущ.; субстант. прил. и прич. (катавшиеся спокойно обогнали их ); сущ. в косв.падежах В плаще не проходила?

2) инфинитивное - инфинитив в роли подлежащего не субстантивируется, а сохраняет значение действия вне связи с субъектом и вне протекания во времени → независимый признак, характеристика которого заключается в сказуемом. Инф. подлеж. может выражаться инфинитивом. Приблизиться к цели не значит достигнуть ее. Сочетанием инфинитива с именем - Стать учителем- его цель.

СКАЗУЕМОЕ – гл. член двусоставного П, который грамматически зависит от подлежащего и утверждает или отрицает его предикативный признак. Чаще всего С. обозначает действие (Мальчик пишет) , состояние (Мальчик спит) , собственный признак предмета (Наш язык велик и могуч), что такое подлежащее (Москва - столица России) . Как и подлежащее, С. соотносится с предикатом, является компонентом структурной схемы и компонентом актуального членения. При активном членении, при прямом порядке слов С. является ремой.

Простое глагольное сказуемое выражается одним словом, может быть согласованным и несогласованным. Согласованное выражается формами изъявительного, повелительного, сослагательного наклонений. При С. в форме повелительного наклонения норма - отсутствие подлежащего (Принеси книгу) . Несогласованное может быть выражено формами: инфинитива (А он кричать) , глагольным междометием (Он бах по столу) .

К простым относятся сказуемые, выраженные глагольными фразеологизмами (Он бил баклуши целый день). Простое глагольное сказуемое может быть осложнено: 1)глагольными формами, которые утратили свое лексическое значение (Он взял и рассказал) 2) частицами (Слезы ТАК и бегут из его глаз) 3) повторением глаголов (Еду-еду в чистом поле).

Составное глагольное сказуемое – состоит из 2-ух частей: вспомогательной части (грамматическое значение) и инфинитива (вещественное значение). В роли вспомогательной части выступают: а) фазисные глаголы (начало, продолжение, конец) стать, броситься, кинуться; б) модальные глаголы (хотеть, мочь и др ); в) глаголы эмоционального состояния: любить, бояться и др.; г) устойчивые глагольные сочетания с модальным значением (иметь возможность ).


Вспомогательный компонент СГС может иметь двучленнную структуру: из связки и имени. Такая вспомогательная часть может выражаться: 1. Кр. прил./прич. с модальным значением - рад, должен, готов, обязан. 2.Сущ. со значением качественной характеристики - мастер, любитель и т.д. 3. Слова категории состояния с модальным значением или значением эмоционально-этической оценки: надо, нужно, плохо, стыдно.

Составное именное сказуемое – сказуемое, основное вещественное значение которого выражено именем. Грамматическое значение выражается в связке, которая указывает на лицо, время, род, наклонение, а также осуществляет связь между присвязным членом и подлежащим. Различают три вида связок: отвлеченная - гл. быть во всех формах, выполняет только грамматическую функцию и полностью утрачивает ЛЗ. Полуотвлеченная – глагол с ослабленным ЛЗ: казаться, становиться, стать, сделаться, оказаться . Знаменательная – глаголы с полным ЛЗ, характеризующие движение или состояние предмета: жить, сидеть, лежать, родиться . Данные глаголы способны выступать в качестве сказуемого, но в определенных конструкциях выполняют функцию связки.

Способы выражения именной части:

1)сущ. в И.п. - выражает устойчивый, постоянный признак, в Т.п. выражает непостоянный, временный признак (Когда-то он был парикмахером, а вот теперь стал солдатом ); в Р.п. – существительное лексически ослаблено и требует прил. (Наш сосед невысокого роста);

2) полн./кр. прил.: кр. прил. обозначают непостоянные качества (Осень была дождлива ), полные – постоянные (Вид у него ужасный );

3) прич., чаще краткие страдательные (Провода были прорваны );

4) мест. (Красота уже не та );

5) числ.(колич., порядк.) (Солдат был не один );

6) нар. (Друг был навеселе );

7) фразеологические сочетания (Для вас это темный лес );

8) сравнительная степень прил. (Вася на голову выше меня)

10) инфинитив (Дело художника рождать радость).

Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен или других категорий слов, по значению сближающихся с именами. Вспомогательный компонент (связка) представлен спрягаемыми формами глаголов, утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное значение.

Связка выполняет следующие ф-ии:

Выражает основные элементы предикативного значения

Связывает сказуемое с подлежащим

Выражает формально его (сказуемого) зависимость от подлежащего

Содержит модальную оценку отношений между предметом и признаком

Виды связок:

Отвлеченная (специализированная): быть, это, вот, значит, как, словно, будто

Полуотвлеченная: стать, казаться, являться, считаться

Знаменательная: глаголы движения, деятельность – полнозначные глаголы, активно формирующие значение: он родился больным

ОГИО(описательно-глагольный именной оборот): иметь вид, играть роль, иметь значение (в сочетании с именной частью)

Односоставные предложения, их отличия от двусоставных Понятие предикативного центра односоставного предложения.

Односоставные предложения – самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика: предикативная основа предложения представлена одним главным членом. Главный член выражает основные элементы предикативности – модальность, время, лицо. Он занимает в предложении абсолютную позицию, другие члены имеют зависимую форму.

Различаются глагольные и субстантивные односоставные предложения.

Глагольные предложения, в которых главный член предоставлен формами глагола или содержит их в сочетании с другими категориями слов, выражают независимый признак.

Из сада пахло сырыми листьями.

В субстантивных предложениях с главным членом – существительным или субстантивированным словом выражается бытие, наличие, существование предмета.Глубокая зимняя ночь. Метель .

Сложноподчиненное предложение. Классификация по выполняемой функции. Понятие контактной рамки.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элементарная структура: господствующая часть – «главное предложение», подчиненная (зависимая) часть – «придаточное предложение». Связь частей и выражение отношений между ними осуществляются с помощью формальных показателей – подчинительных союзов и союзных слов. они принадлежат форме зависимой части, которая в русской грамматике обозначается термином «придаточная»: Когда мы вышли с вокзала , синеватый свет уже брезжил над Феодосией.

Элементом структуры СПП и его значения является то, какую функцию выполняет придаточная часть относительно главной – присловную (определяет одну словоформу в главной) или приосновную (поясняет весь состав главной части). По этому признаку выделяются два структурных типа СПП – нерасчлененные (От мысли, что он отравился , его бросило и в холод, и в жар ) и расчлененные (Пока казаки ставили палатку и таскали дрова , я успел сбегать на охоту ).

Классификации СПП

1.Буслаев: уподобление придаточной части члену предложения по семантике: предикативная единица функционально отождествлялась с членом предложения (соответственно, придаточным были даны наименования подлежащных, дополнительных, определительных) При это грамматические свойства придаточных игнорировались, и они рассматривались как развернутые члены предложения.

2.Пешковский: считал необходимым выделять не типы придаточных, а группы союзов - изъяснительных (что, как, будто, чтобы и пр), временных (когда, пока, едва, только и пр), сравнительных (как, словно, точно, будто и пр) и т.д. Эта классификация не получила широкого применения.

3.Богородицкий,Поспелов,Максимов: учитываются и строение СПП (расчлененное/нерасчлененное), и значение придаточной части относительно главной; значительное место отводится семантике союзов и союзных слов.

В нерасчлененных СПП придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части и имеют формальную связь с ними. Эти словоформы называются контактными словами . Морфологическая природа контактных слов, особенности словоизменения, семантики определяют их валентность , т.е. потребность в определенном распространении, сочетаемость.

В функции контактных слов используются указательные местоименные слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие), таков (такова, таково, таковы), так, там, туда, тогда . Все они имеют не только местоименную указательную семантику (как все местоименные слова), но и собственную указательную (разрядную): они указывают на известное.

По структуре нерасчлененные СПП разделяются на 3 вида:

1.местоименно-соотносительные

2.субстантивно-атрибутивные

3.изъяснительные

Они формируются различными типами контактных слов, от чего зависит и выбор союзных средств. В каждом виде, в свою очередь, необходимо отметить различения в выражении семантики отношений.

Предикативная основа предложения. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация.

Подлежащее – абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являются форма Им.п. имени (номинатив) и неопределенная форма глагола (инфинитив). Имя в качестве подлежащего обозначает предмет. Инфинитив в роли подлежащего называет независимое действие (непроцессуальное, непротекающее), характеристика которого содержится в сказуемом.

Два вида подлежащего:

1) Номинативное основной вид. Использование отдельного слова или словосочетания.

а) подлежащее – слово (сущ. в форме Им.п. Все др. имена в роли подл. уподобл. сущ.: Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. Что белеется на горе зеленой?

б) подлежащее – словосочетание

- словосочетания с количественным значением:

Два бойца сидят в засаде (количественное, собирательное, местоименное числительное).

Десятки мальчишек плавали около лодки (сущ. со знач. числа/количественной оценки).

Сзади наплывали новые груды листьев (сущ. со значением совокупности).

- словосочетания со знач. избирательности, выражаемые формой Р.п. мн.ч. зависимого сущ .: Кое-кто из пассажиров третьего класса делится с ребятишками хлебом.

- сл/соч. со знач. неопределенности : Что-то такое ничтожное завязано в платке.

- семантически неделимые метафорические сл/соч .: Серп месяца стал ярче .

Особая группа – сл/соч. со знач. совместности: Матвей с отцом помедлили перед избой.

2) Инфинитивное подлежащее не имеет предметного знач., не подвергается субстантивации. Оно не может обозначать деятеля. И при инфинитивном подлежащем не может быть употреблено глагольное сказуемое. В составное сказуемое при инфинитивном подлежащим обычно входят сущ., инфинитив. Прмер.: Все преувеличивать было его страстью. Читать за кофе – моя непобедимая привычка .

Инфинитивное подлежащее может иметь аналитическую структуру – глагол-связку в инфинитиве и при нем имя в форме Тв.п.: Быть сестрой – это и ваше призвание? Это составное подлежащее.

Способы передачи чужой речи

Чужая речь – это речь другого лица по отношению к говорящему.

Состоявшая ранее чужая речь может быть передана говорящим различными способами:

1. с помощью делиберативного объекта в простом предложении передается тема: Отец рассказал мне о своей поездке в Петербург.

2. с помощью объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание – волеизъявление: Я просила его быть аккуратным.

Прямая речь – буквальная передача чужой речи; особое синтаксическое образование, способ дословной передачи чужой речи.

Кто-то сказал: «Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом ».

«Кто же твоя мама?» - спросил Потапов девочку.

Прямая речь имеет сложную пунктуацию:

2. если впереди стоит чужая речь, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире;

3. чужая речь завершается одним из знаков конца предложения, а повествовательное простое предложение чужой речи отделяется от следующих слов автора запятой и тире.

5. если чужая речь не разрывается, то после нее ставится вопросительный, восклицательный знак, запятая, слова автора выделяются тире и после них - точка, а вторая часть чужой речи пишется с прописной буквы.

Косвенная речь – способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. Из нее устраняются все слова и формы, которые указывают на лицо – автора этой речи и на лицо-адресата.

Правила перестройки прямой речи в косвенную:

1. форма 1 лица глагола заменяется формой 3 лица

2. личные местоимения 1-2 лица, притяжательные мой, твой заменяются местоимением 3 лица

3. если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения (с союзом чтобы)

4. если чужая речь – вопросительное предложение, то вопросительное местоимение (или наречие) становится относительным, т.е. употребляется как союзное слово, а при отсутствии вопросительных местоимений или наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза

При замене прямой речи косвенной «сглаживается» стиль чужой речи:

1. изменяется порядок слов;

2. опускаются частицы эмоционального значения;

3. опускаютсямеждометия, обращения, вводные слова.

Несобственно-прямая речь - особенная, экспрессивная форма передачи чужой речи, которая представляет собой подробный пересказ говорящим чужой речи своими словами, но с сохранением некоторых элементов стиля другого лица.

Диалогическое единство - структурно-смысловая общность, текст двух или более участников речи. Оно обеспечивается наличием одной темы, согласием/несогласием собеседников. Связь реплик осуществляется либо в виде цепочки взаимосвязанных словоформ, либо через параллельность, однотипность строения.

Русский язык 8 класс

Тема урока : «Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Тип урока : изучение нового материала

Цели урока : - расширить знания о грамматической основе предложения;

Формировать умение определять подлежащее и сказуемое;

Воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты :

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные : соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные : осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные : осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термины «Предикативная основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.

Понятия : предикативная основа, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Методы обучения : проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ : презентация, кластер.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы : http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/

Оборудование : мультимедиа (презентация), таблица.

План урока

    Стадия вызова(Организационный момент) -

    Актуализация знаний.

Повторение оп теме «Словосочетание», выполнение интерактивных заданий.

    Проблемное объяснение нового знания

1. Прием «Верите ли вы, что…»

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

    Словарная работа Предикативность

    Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Что я знаю о грамматической основе предложения?(ответы детей)

II . ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

V - я это знаю;

+ - это новая информация для меня;

- - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием. Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Что нового вы узнали из этого материала?

Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Спишите предложения, грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Столовая напоминала просторную террасу.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

III Домашнее задание:

IV РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним тест на сайте «Решу ОГЭ»

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения - основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них.

Предикативная основа предложения - это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения

Предикативная основа (структурная схема) простого предложения - это имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение. Такие предикативные основы (структурные схемы) предложения являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Предикативная основа предложения организуется несколькими (обычно - двумя) формами слов, находящимися друг с другом в определенных синтаксических отношениях (неоднокомпонентные предложения), а также, возможно, и только одной формой слова (однокомпонентные предложения). И в том, и в другом случае формы слов предстают уже не как морфологические, а как синтаксические единицы, обогащенные многими уже собственно синтаксическими характеристиками (см. ниже).

Каждое простое предложение как грамматическая единица имеет предикативную основу, т. е. построено по тому или иному отвлеченному образцу.

Формы слов, организующие предикативную основу предложения как минимальный грамматический образец его построения, называются компонентами предикативной основы (структурной схемы) предложения. В предложении такие компоненты представляют собою его главные члены, его предикативный центр. Компонентом предикативной основы предложения может быть: 1) форма, допускающая любое лексическое наполнение (напр. , в предложениях типа Поезд идет; Лес шумит; Осень наступает); 2) форма, в данной структурной схеме допускающая ограниченное лексическое наполнение (например, отрицательный компонент в предложениях типа Не к кому пойти; Не о чем говорить; Незачем оставаться); 3) единственно данная словоформа (например, слово нет в предложениях типа Нет времени; Нет денег).

По характеру отношений между компонентами все неоднокомпонентные абстрактные образцы простого предложения делятся на образцы с живыми грамматическими связями между компонентами и образцы, в которых отношения между компонентами с точки зрения живых синтаксических связей являются немотивированными, т. о. не опираются на действующие в языке синтаксические правила.

пара­дигма предложения - это система его форм, подоб­ная системе форм слова .

Парадигма предложения понимается в двух смыслах – узком и широком.

В широком она включает в себя несколько компонентов – межсхемных и межуровневых.

В узком - включает в себя только определенный круг значи­мых внутрисхемных видоизменений предложения.

парадигма предложения

Система форм структурной схемы простого предложения. Студент учится, студент учился, студент будет учиться, студент учился бы, если бы студент учился!, студент учись. . . (в значении “должен учиться”), пусть студент учится.

Совокупность всех форм слова и, следовательно, совокупность всех частных парадигм слова называется полной парадигмой. Так, полную парадигму существительного образуют две частные парадигмы – ед. и мн. ч. В состав полной парадигмы входят также отдельные (не входящие в частные парадигмы) формы, противопоставленные по своему морфологическому значению другим формам – членам полной парадигмы. Например, полную парадигму прилагательного образуют формы в количестве от двадцати четырех до двадцати девяти, распределяющиеся по ряду частных парадигм и включающие падежные формы ед. ч. муж. , жен. и сред. р. , падежные формы мн. ч. , краткие формы ед. и мн. ч. и форму сравнит. степени (компаратив).

Неполная парадигма - это парадигма, в составе которой отсутствует либо частная парадигма, характерная для слов данной части речи (например, отсутствует парадигма падежных форм мн. ч. у собирательных существительных), либо одна или несколько форм слова, традиционно неупотребительных или таких, образование которых почемулибо затруднено.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Предикативная основа предложения. Понятие полной и неполной парадигмы.:

  1. 16. Полные и неполные предложения. Виды неполных предложений.
  2. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.


Просмотров