Правовые вопросы для школьников. "подросток и правонарушения" викторина

Интеллектуальная викторина для учащихся 10-11 классов: Законы-курьезы

Интеллектуальная викторина "Законы-курьезы" предназначена для школьников старших классов.
В истории и современности встречаются немало на первый взгляд нелепых законов, но каждый из них имеет свои причины. В то время когда они создавались (100 и более лет назад) то возможно и имели актуальность. Однако некоторые нелепые законы имеют и сейчас своих сторонников, т.к. запрещают поведение, которое сторонниками запрета считается аморальным. Большинство нелепых законов создано в странах, где есть прецедентное право.
Задача игроков - найти разумное обоснование закона-курьеза.
За правильный ответ команда получаете столько баллов, сколько букв в слове, которое смогут составить учащиеся, добавляя различные буквы к термину «ЗАКОН» (по типу игры Балда). Если слово не удастся придумать, ответ оценивается в один балл. Читать можно, используя добавленные буквы и буквы заданного слова, по горизонтали и по вертикали, но не наискосок.
Игра проходит в командах по 4-5 человек, выбранных по случайному признаку (по алфавиту через 2 или 3 человека, названные лидеры приглашают игроков в свои команды по желанию, по жребию кому какой цвет или геометрические фигура достанется и т.п.)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Великобритания
запрещено оставлять багаж без присмотра. (Закон направлен на борьбу с террористами. Члены Ирландской республиканской армии оставляли сумки с бомбами в общественных местах).
Древняя Спарта
В 371 г. до н. э. шла война между Спартой и Фивами, древнегреческими городами-государствами. В бою под Левктрами спартанцы потерпели сокрушительное поражение - фиванское войско обратило их в паническое бегство. По закону, действовавшему в Спарте, славившейся боевым духом, воин, самовольно покинувшей поле боя, лишался гражданства. Однако на этот раз бегство было столь массовым, что при исполнении принятых правил количество спартанских граждан уменьшилось бы катастрофически. С другой стороны, и закон нарушать нельзя. Какой выход нашел спартанский царь Агесилай? (поздним вечером собрав спартанцев на агоре, площади для общественных собраний, он возвестил им: «Граждане! Ночная тьма сгустилась над Спартой; пускай же законы крепко спят!»)
Таиланд
нельзя наступать на национальную валюту (на каждой местной банкноте или монете изображен Его Величество король Таиланда. Соответственно, наступая на купюру, вы оскверняете образ монарха. За это могут забить камнями на месте или, в лучшем случае, посадить в тюрьму).
США, штат Алабама
запрещено проведение медвежьих боев (закон сохранился с тех пор, когда такое развлечение было широко распространено и приводило к незаконному отлову животных и их умерщвлению на потеху толпы)
США, штат Луизиана
запрещается жителям иметь носорогов (город Норко. где принят этот закон, имеет неофициальный титул "города необычных домашних животных". Жители города держат в домах варанов, крокодилов, свиней, не говоря уж о традиционных собаках, кошках, кроликах, хомяках и т. д. Домашние любимцы имеют обыкновение иногда убегать из дома. Однажды это произошло с детенышем носорога, который нанес тяжкий ущерб местным садам и газонам).
США, штат Алабама
в городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах (некогда в городе была квартировала воинская часть, носившая на нарукавном шевроне изображение волка (это, в свою очередь, объясняется давней историей, когда США воевали с индейцами, и подразделения разведчиков таким образом демонстрировали свою смелость, осторожность и силу). По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая волкам, что, страшно раздражало горожан. Военную базу закрыли, а закон остался).

США, штат Алабама
в городе Мобил женщинам запрещено носить обувь на каблуке-шпильке (одна женщина на шпильках наступила в решетку водослива и повредила ногу. Она посчитала, что во всем виноват муниципалитет, оснастивший улицы подобными опасными устройствами, обратилась в суд и выиграла дело. В результате, чтобы предотвратить появление схожих исков в будущем, отцы города посчитали, что дешевле принять особый закон, чем менять решетки).
США, штат Аризона
запрещена охота на верблюдов (армия США использовала верблюдов в качестве тягловой силы. Местные жители, незнакомые с военными экспериментами, считали двугорбых животных новым видом диких животных и охотились на них, чем наносили серьезный ущерб обороноспособности США. В результате, верблюды были уволены с военной службы и ныне в алабамских полупустынях живут дикие верблюды).
США, штат Калифорния
запрещено есть мороженое, находясь на тротуаре (так городской совет в свое время пытался защитить одежду прохожих от посягательств со стороны неугомонных мальчишек с мороженым в руке. Закон был отменен, когда знаменитый актер Клинт Иствуд стал мэром города Кармел).
США, штат Джорджия
запрещено говорить: "Oh, boy!" («Эй, парень!») (в конце Гражданской войны в США, многие бывшие рабы разоренного Юга осели в штате, пытаясь заработать себе на пропитание. Когда в город приезжал какой-нибудь богатый джентльмен, к нему кидалась толпа негров, каждый из которых стремился отвести лошадь приезжего в стойло, накормить ее, помыть и получить за это плату. В результате между бывшими рабами завязывалась драка за право мыть лошадь; кто-то обязательно оказывался убит, а кто-то – ранен. И тогда городской совет запретил богатым джентльменам въезжать в город на лошади и просить негров ухаживать за их животным. А типичное обращение к бывшим рабам было: «Эй, парень!»).
Россия эпохи Елизаветы
ни один иностранный торговец не имел права продать свой товар, пока его не осмотрела Елизавета (Таким образом, императрица-модница отбирала для себя понравившиеся ткани и наряды и обеспечивала их уникальность).
США, штат Аризона
любой проступок, совершенный в красной маске, автоматически считается уголовным преступлением (во времена Дикого Запада преступники нападали в красных масках)
США, штат Нью-Джерси
все кошки должны носить три колокольчика (чтобы предупреждать птиц о своем присутствии)
США, штат Алабама
нельзя открывать зонтик на улице (так как это может испугать лошадей)
Франция
запрещено целоваться на железнодорожных вокзалах (этот закон ввели в 1910 году из-за задержки с отправлением поездов)
Венеция
запрещается кормить голубей (ради сохранности старинных зданий).
США, штат Аризона
нельзя срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы (таким образом, охраняются редкие виды кактусов)

Великобритания
запрещается есть на Рождество сладкие пирожки, которые по традиции выпекают как раз в период рождественско-новогодних праздников (этот закон, принят еще в середине 17 века Оливером Кромвелем для борьбы с грехом чревоугодия и не отменен до сих пор).
США, штат Гавайи
запрещены рекламные плакаты на дорогах и в общественных местах (реклама не должна мешать туристам любоваться на гавайские пейзажи).
США, штат Техас
мужчинам запрещено носить с собой кусачки (во времена Дикого Запада, жулики могли красть скот, перерезая проволочные изгороди кусачками. Такие кражи стали настолько частыми, что, в конце концов, решили запретить сами кусачки).
Бразилия
в Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водители автомобилей могут ездить на красный свет светофора (эта мера призвана уменьшить риск автомобильного ограбления).
США, штат Мичиган
запрещено кидаться осьминогами в общественных местах (до принятия этого закона, во время матчей, в которых участвовала хоккейная команда Detroit Red Wings, болельщики швыряли осьминогов на лед. Традиция появилась в 1952 году, когда команде нужно было выиграть все оставшиеся восемь игр, чтобы выиграть кубок Стэнли. В начале первой игры кто-то из болельщиков кинул осьминога на лед - одну ногу за каждую игру - и Red Wings стали чемпионами).
Саудовская Аравия
женщинам (любой национальности, в том числе туристкам) запрещается водить машины, а также вызывать такси без согласия главы семьи (такое поведение считается аморальным).
Подведение итогов. Поздравление победителей.

«ЭРУДИТ»

Пояснительная записка

В настоящее время в нашей стране происходит усиление интереса молодёжи к политической сфере. Это связано во многом с тем, что молодёжь начинает понимать свою ответственность за судьбу страны.

Изучение политической системы и её важнейшей составной части – избирательной системы является важнейшей задачей для любого учебного заведения. В средних специальных образовательных учреждениях это происходит, прежде всего, при изучении таких дисциплин, как «Обществознание», «История», «Основы философии», «Основы социологии и политологии».

Важной составляющей всего образовательного процесса является закрепление полученных знаний. Здесь преподавателем могут применяться различные методы и формы закрепления. На мой взгляд, для тем, касающихся закрепления основ избирательной системы, наиболее плодотворной является форма , соединённая с ролевыми играми. Такой синтез позволяет студентам, с одной стороны, в развлекательной форме, продемонстрировать полученные знания, а с другой, самому поучаствовать в разработке предвыборных технологий.

Правила познавательной викторины «Эрудит»:

В познавательной викторине «Эрудит» участвуют две команды, состоящие из 5 человек. Викторина состоит из 6 конкурсов, при этом задание конкурсов «Конкурс плакатов» и «PR-акция» даётся командам заранее.

У команд должно быть своё название и девиз. Порядок участия команд в конкурсах определяется жеребьёвкой. Команды должны придерживаться строгой дисциплины. Жюри имеет право снимать баллы с команды, нарушившей условия конкурса.

Баллы подсчитывает жюри, состоящее из трёх человек.

Победителем объявляется команда, набравшая по итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов.

1. Конкурс «Разминка»: в данном конкурсе каждой из команд задаётся по 5 вопросов, за правильный ответ на каждый из которых команда получает 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, то конкурс для неё заканчивается.

2. Конкурс «В погоне за лидером»: вопросы в данном конкурсе задаются обеим командам одновременно. Право на ответ получает та команда, которая первой поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если одна команда даст неправильный ответ, то у другой команды будет возможность предложить свою версию ответа.

3. Конкурс плакатов: командам заранее даётся задание подготовить плакат формата А1 с избирательной тематикой. Во время викторины каждая команда должна защитить свой плакат. При этом можно использовать стихотворения, музыку, фото- и видеоматериал. Максимальный балл – 5 баллов за плакат + 5 баллов за защиту.

4. Конкурс капитанов: в конкурсе участвуют капитаны команд. Они должны за ограниченное время (3 минуты) выполнить одно и тоже задание. При этом оцениваются скорость и правильность выполнения задания. Максимальный балл – 5 балла.

5. Конкурс «PR-акция»: Команды заранее получают задание подготовить небольшое выступление (не более 3 минут) на тему «Почему я должен участвовать в выборах». Во время выступления можно использовать стихотворный и музыкальный материал, фото- и видеоматериалы. Максимальный балл – 10 баллов.

6. Конкурс «Удачный выбор»: Команды по очереди отвечают на вопросы. Все вопросы делятся на группы – стоимостью 1, 2 и 3 балла. Каждая команда сама выбирает на какой вопрос ей отвечать. За каждый неправильный ответ с команды снимается 1 балл.

Конкурс «Разминка»

Для первой команды:

1. способность и возможность социального объекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, принуждение. (власть)

2. выбранный представитель, член представительного государственного учреждения. (депутат)

4. Кто был первым и последним Президентом СССР. (М.С. Горбачёв)

Для второй команды:

1. форма всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан РФ, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. (выборы)

2. гражданин, располагающий активным избирательным правом. (избиратель)

3. существующая в ряде стран процедура отрешения от должности лиц государства и привлечения их к суду. (импичмент)

4. как называлось первое советское правительство, сформированное большевиками 26 октября 1917 года. (Совет народных комиссаров)

5. Кто в настоящее время является Председателем Государственной Думы РФ. (Б. Грызлов)

Конкурс «В погоне за лидером».

1. Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы (абсентеизм).

2. Форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. (демократия).

3. Избирательная система, при которой по избирательному округу проходит кандидат набравший абсолютное большинство голосов (мажоритарная).

4. Верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. (Совет Федерации).

5. Эта должность была учреждена в России Конституцией 1993 года. Человек, который занимает её, независим от других государственных органов, несменяем в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается, открыт и доступен для граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод. (Уполномоченный по правам человека).

6. В Польше – сейм, в США – Конгресс, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное собрание, а в России … (Федеральное Собрание).

7. Меньшиков, Бирон, Орлов, Потёмкин, Аракчеев… - вот далеко неполный список представителей того государственного института, который ни в одном законе зафиксирован не был, но оказывал на политику страны решающее влияние. (фаворитизм)

8. Пётр I, создавая эту государственную службу, говорил П.И. Ягужинскому: «Людей набирать наиподлейших, жалованье – наименьшее, так как волчья стая сама себя прокормит». О Какой государственной службе шла речь? (налоговая полиция)

9. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Решено, что сначала люди выберут своих представителей, а затем эти представители проголосуют за того, кто станет депутатом Государственной Думы» (прямое избирательное право).

10. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Мужчины на выборах имеют 2 голоса, женщины – 1 голос». (равное избирательное право).

Конкурс «Удачный выбор»

Вопросы стоимостью 1 балл:

1. Назовите имя и фамилия человека, который занимал пост Президента в России с 1991 по 2000 гг.. (Борис Николаевич Елицин).

2. Как звали ту, чьи слёзы капали на холодное колющее оружие? (Маруся)

3. Кого изучает орнитолог (птиц)

4. Какая нота идёт перед нотой СИ (ЛЯ)

5. Столицей какого государства является город Улан-Батор? (Монголия)

6. Как называется коралловый остров кольцеобразной формы (атолл)

7. В этом сказочном государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооружённые силы состоят лишь из одного взвода морской пехоты. Как зовут правителя данного государства (князь Гвидон)

8. Назовите сибирскую реку с женским именем (Лена).

Вопросы стоимостью 2 балла

1. Назовите имя русского государя, избранного на царство Земским Собором в 1613 году. (Михаил Фёдорович Романов)

2. Назовите высший орган государственной власти в стране с октября 1917 по декабрь 1993 гг. (Всероссийский (Всесоюзный) съезд Советов).

3. Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль – у этих городов есть одна особенность, которая их объъединяет и незримо делает очень популярными у всех россиян. Назовите её. (на деньгах).

4. Назовите председателя разогнанного в 1993 году Верховного Совета РФ (Руслан Хасбулатов).

5. В 2000 году впервые были организованы Международные спортивные игры детей из 13 городов России, Украины и Белоруссии. Были приглашены ребята из Керчи и Одессы, Смоленска и Тулы, Москвы и Киева. Назовите два белорусских города. (Минск и Брест).

6. Кто был председателем Государственной Думы РФ 1993 года? (И. Рыбкин).

7. Как назывался изданный при Петре 1 список чинов военного, гражданского и придворного ведомства о порядке государственной службы в России (табель о рангах).

8. В старину слово «правда» имело не только привычное современное значение (закон).

Вопросы стоимостью 3 балла.

1. В какой стране было впервые введено всеобщее избирательное право? (Советская Россия)

2. Перечислите виды избирательного права (объективное, субъективное, активное, пассивное).

3. При какой избирательной системе предполагается голосование по партийным спискам (пропорциональная).

4. Организованная группа единомышленников, представляющая интересы части населения и ставящая перед собой определённые цели, связанные с преобразованиями в обществе (политическая партия).

5. Кто в настоящее время является председателем избирательной комиссии Пензенской области. (Тактаров).

6. Эта партия – единственная, которая участвовала в работе всех Государственных Дум, как в царской России, так и современной. (РСДРП, КПРФ).

8. Назовите депутатов Государственной Думы, которые были избраны в 2003 году по двум одномандатным округам Пензенской области. (В. Лазуткин, И. Руденский).

Приложение

СЦЕНАРИЙ ПРАВОВОЙ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Цель мероприятия:

правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

Заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;

Повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

Компьютерная, видео - и аудиоаппаратура с записями;

Листы А4 с заданиями для двух команд;

Оценочные листы для жюри;

Мультимедиа проектор.

Домашнее задание:

Создание двух команд для участия в конкурсе;

Разработка названий и девизов;

Выбор капитана команды.

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий представителем прокуратуры, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово.

I. Вступительная часть

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.

Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую основу и делятся по категориям или, говоря юридическим языком, отраслям.

Так, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и др. право.

В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественные и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д.

А какие виды права (отраслей права) вы знаете? (Ответ школьников).

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.

В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.

II. Основная часть

1. «Домашнее задание»

Представление команд (название, девиз). Максимальная оценка – 5 баллов.

2. Конкурс «Сказочный вопрос»

Каждой команде задается по 1 вопросу. За ответ назначается от 1 до 5 баллов.

Команда № 1. Тематика «уголовное право »

Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КРФ. , возможность воспитываться в семье .

Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае , если похищен ребенок , судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Команда № 2. Тематика «конституционное право»

Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права дядюшки Тыквы были нарушены?

Ответ: право на жилище.

Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность .

В соответствии с ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

3. Конкурс «Решите задачу»

Каждой команде задается одна задача. Максимальный балл за ответ – 5.

Команда № 1.Тематика «Семейное право»

Задача: Родилетнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст. ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Команда № 2. Тематика «Трудовое право»

Задача: Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ : нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ п рогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

4.Конкурс «Конституционные термины»

По подсказкам каждая команда определяет о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.

Та команда, которая быстрее отгадает слово, получает 5 баллов.

A:

5 - имеет свою структуру;

4 - из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне? » Ломоносов подрался с Бауэром, и сидел в тюрьме;

3 - появилось в глубинной древности;

2 - имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

1 - оно различается по форме правления, способу осуществления власти.

Ответ: Государство

Б:

5- устанавливает государство;

4- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный строк;

3- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

2- идет на содержание государственных структур, армию, образование;

1- по ст. 57 Конституции каждый обязан их платить.

Ответ: Налог

В:

5 - возникла в Древней Греции;

4 - на латыни - общественное дело;

3 - ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

2 - это форма правления;

1 - бывает парламентской и президентской.

Ответ: Республика

5. Конкурс «Вопрос - ответ»

Вопросы задаются поочередно каждой из команд.

За правильный ответ – 5 баллов.

Команда №1.

Вопрос № 1: С какого возраста наступает административная ответственность ?

Ответ: Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ .

Вопрос № 2: Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения;

б) к родителям;

и) и органы полиции;

г) в прокуратуру;

д) к старшеклассникам;

е) необходимо самому защищать свои права.

Ответ: необходимо обратить в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии с о ст. 12 Ф едеральн ого закона «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить об этом в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому Вы можете это сделать состоятельно, но учитывая, что сотовый телефон Вам скорее всего приобр ели родители - целесообразно написать заявление вместе.

Кроме того, учитывая тот факт, что в соответствии с законом об образовании школа несет ответственность за соблюдение прав обучающихся во время образовательного процесса, вам необходимо уведомить о происшествии классного руководителя , чтобы администрация учреждения приняла меры к недопущению впредь подобных фактов.

Команда № 2.

Вопрос № 1: С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Ответ : Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста . (п.1 ст. 20 УК РФ)

Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)

Вопрос № 2: К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т. п.)?

а) в органы полиции;

б) в прокуратуру;

в) позвонить по «телефону доверия»;

г) к классному руководителю;

д) постараться забыть о произошедшем;

е) лучше самому разобраться с обидчиками.

Ответ: в соответствии со ст. 12 Закона «О полиции» сообщить в полицию, если это произошло на территории школы - классному руководителю

6. Тест на «Знание правовых основ»

Командам раздается тест, за отведенное время они должны найти и написать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Тест:

1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

2. указа Президента Российской Федерации;

3. всенародного референдума;

4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством:

1. православным

2. многоконфессиональным

3. теократическим

4. светским

3. Регулятором общественных отношений помимо права является

1. мораль

2. религия

3. наука

4. искусство

4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:

2. информационная власть

3. судебная власть

4. исполнительная власть

5. Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны:

1. обеспечить получение бесплатного высшего образования

2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

1. Гражданский кодекс

2. указы Президента

3. Уголовный кодекс

4. Конституция Российской Федерации

7. Конституция является

1. присягой на верность государству

2. основным законом государства

4. формой государственного правления

8. Систему разделения властей в РФ характеризует

1. подчинение судей парламенту

2. подчинение Правительства Государственной Думе

3. самостоятельность каждой из ветвей власти

4. соединение исполнительной и законодательной власти в одном ор-гане

9. Верны ли следующие суждения?

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, ...

А. постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Б. с рождения проживающий постоянно на территории РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно и А, и Б

4. оба суждения неверны

10. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1. Президент РФ

2. Правительство РФ

3. Государственная Дума

4. Совет Федерации

Ответы:

1 – 3;

2 – 4;

3 – 1;

4 – 2;

5 – 3;

6 – 4;

7 – 2;

8 – 3;

9 – 1;

10 – 1.

7. Конкурс «Определи вид преступления»

Задание озвучивается обеим командам. Нужно определить вид преступления.

За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.

Задание № 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.

Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ) – тайное хищение чужого имущества.

Задание № 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Ответ: Грабёж (ст. 161 УК РФ) – открытое хищение чужого имущества.

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.

Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ), так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.

Задание № 4

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма(ст. 207 УК РФ).

Задание № 5

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.

Ответ: Вандализм (ст. 213 УК РФ), то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах

8. «Конкурс Капитанов»

Каждая команда предоставляет капитана, который должен ответить на открытые вопросы. Вопросы даются одновременно каждому капитану, засекается время на подготовку, после чего, заслушиваются ответы.

За ответ капитан и его команда получает от 0 до 3 баллов.

Вопросы № 1

Где изображается государственный герб Российской Федерации?

Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках

Вопросы № 2

На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Как его зовут?

Ответ: Святой Георгий-Победоносец.

Вопросы № 3

Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России?

Ответ: На герб петровских времен.

Вопросы № 4

В каком нормативно-правовом акте (законе) описан государственный герб России и порядок его официального использования?

Ответ: В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года.

Вопросы № 5

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

Ответ: Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

Вопросы № 6

Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»?

Ответ: Великобритания

Вопросы № 7

Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания.

Ответ: Супруг, близкие родственники (ст. 51 Конституции РФ)

Вопросы № 8

С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

Ответ: с 14 лет (ст. 56 СК РФ).

Вопросы № 9

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?

Ответ: равенство прав родителей (ст.62 СК РФ).

9. Конкурс «расшифруй аббревиатуру »

Командам нужно за отведенное время как можно больше расшифровать аббревиатур.

За каждое разгаданное - 3 балла.

ЕС

ТК РФ

СК РФ

СНГ

ГД РФ

ВАС РФ

КС РФ

ЗАГС

ООН

УК РФ

Ответ:

ЕС

Евросоюз

ТК РФ

Трудовой Кодекс РФ

СК РФ

Семейный Кодекс РФ

СНГ

Содружество Независимых Государств

ГД РФ

Государственная Дума РФ

ВАС РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

КС РФ

Конституционный Суд РФ

ЗАГС

Запись Актов Гражданского Состояния

ООН

Организация Объединенных Наций

УК РФ

Уголовный Кодекс РФ

10. Конкурс «Разгадай кроссворд»

Каждой команде раздаются кроссворды. Задача - как можно больше отгадать слов за отведенное время. За одно разгаданное слово по горизонтали присуждается 3 балла. Если команда отгадает главное слово по вертикали, то она получает 10 баллов.

По горизонтали:

1. Подзаконный акт, издаваемый Президентом.

2. Нормативно - правовой акт, издаваемый правительством.

3. Независимость государства во внешних и верховенство внутренних делах страны.

4. Как называется сторона в гражданском процессе, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело.

5. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

6. Глава государства в странах с республиканской формой правления

7. Иванов был осужден по … 131 УК РФ.

8. Наиболее активная часть класса, объединённая в политическую организацию и выражающая интересы своего класса.

9. Одно из наименований нормативно - правового договора, (часто - международного).

10. Судебная … РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

11. Что нужно написать человеку, чтобы его проблема была рассмотрена компетентными органами власти.

По вертикали:

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

Ответы:

По горизонтали:

1. Указ

2. Постановление

3. Суверенитет

4. Истец

5. Преступление

6. Президент

7. Статья

8. Группа

9. Конвенция

10. Система

11. Заявление

По вертикали:

1. Конституция

III. Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды.

Награждается победитель, а так же активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).

Ведущий:

Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня:

1) В конкурсе «Сказочный вопрос» мы узнали о таких Конституционных правах как:

Право на жизнь, на свободу, и личную неприкосновенность, закрепленные в Конституции РФ. Ответственность за нарушение этих прав предусматривает Уголовный Кодекс РФ, за каждое преступление, назначается наказание в зависимости от вида и степени общественной опасности преступного деяния.

Право на жилище. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Ограничение этого положения влечет уголовную ответственность.

2) Конкурс «Решите задачу» разъяснил некоторые положения из Семейного Кодекса и Трудового Кодекса, а именно:

Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.

Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня.

3) В Конкурсе «Вопрос - ответ» были выявлены следующие факты:

 С 14 лет ребенок при нарушении его прав и законных интересов имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой.

 Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет.

 Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет.

4) Тест «Знание правовых основ» показал, что

 Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума

 Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством светским

 Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

 Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ветвей власти

 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

 Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является Президент РФ

5) «Конкурс капитанов»

 В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 01.01.01 года дано описание государственного герба России и порядок его официального использования

 Супруг(а), близкие родственники – круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания

 Равенство прав родителей (ст.62 СК РФ)


“Что, где, когда?”
1. Тема: «Общее право»
2. Цели:
1)
Проверить общие знания учащихся по общему праву.
Через игру способствовать развитию интереса к правоведческим
2)
дисциплинам (юриспруденции) и соблюдению законов.
3)
и обществознанию.
Выявить «знатоков» права для их будущего участия в олимпиадах по праву
3. Форма проведения: викторина
4. В викторине “Что, где, когда?” участвуют учащиеся 9 ­ 11 классов.
5. Содержание:
Викторина по общему праву и обществознанию
“Что, где, когда?”
Формируются, активно играющие, две команды:
а) команда «_________________» (7­9чел.)
б) команда «_________________» (7­9чел.)
и пассивно играющая команда зрителей. (Команды могут придумать себе
названия).
Состав жюри можно подобрать из числа «сильных» учащихся, для подсчета баллов
(не более 3­х человек).

Игра состоит из четырех туров.
1­ый тур: «Разминка».

получает 1 балл.

Командам, поочередно, задаются 10 вопросов. За каждый ответ команда получает
2 балла. Если одна команда не дает в течение 10 сек. ответа, вопрос передается

3­ий тур: «Общественная жизнь». Одновременно обеим командам задается
сложный вопрос (всего вопросов 5). Время на обдумывание 1 мин. Каждая
команда выдает свой вариант ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда
получает дополнительную резервную минуту.


Через мультимедийный проектор, учащимся демонстрируются портреты
известных исторических личностей, так или иначе, проявивших себя в политике и
праве.

1­ый тур: Разминка «И в шутку и всерьез».
Каждой команде задаются по 10 простых вопросов. За каждый ответ команда
получает 1 балл.
В работу и содержание этой первой русской газеты не вмешивался ни один
Ему удалось “основать” идеальное государство, которого никогда не было.
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая
“Бриллиантовая рука”. Назовите пароль. (Черт побери!)
2.
цензор. Кто являлся редактором этой газеты? (Петр I)
3.
Кто это? (Томас Мор. «Утопия»)
4. Эта птица одна из самых древних символов власти. (Орел)
5. У греков – агора, у новгородцев – вече, у казаков – круг, а у башкир ­ ?
(курултай)
6. Сколько было представителей женского пола в Боярской думе при Иване
Грозном? (ни одной)
7. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела
другого, это ­ ? (интервенция)
8.
осел, то кто ты?» Кого они имеют в виду? (Слона – символа респ.парт.)
9. Как именуют солдат­миротворцев ООН? (Голубые каски)
10. В 1962г. это море оказалось в самом центре мирового политического кризиса.
(Карибское)
В США среди политических деятелей бытует следующая шутка: «Если ты не
1. Символ мира (голубь)

2. У нее глаза завязаны, в одной руке весы, а в другой... (меч)
3. Самая первая Конституция принята в... (США. 1787г)
4. Это название нашей страны появилось лишь в XV веке ­ ... (Россия)
5. Именно с ее штурма начались «Свобода! Равенство! Братство!» (Бастилия)
6. Этот мыслитель любил говорить: «В политике все средства хороши». Это ­
(Никколо Макиавелли)
7. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в элементарном воровстве
(сорока)
8. Места отдаленных ссылок до революции это ­ ...(Сибирь. За Уралом)
9. Добычей этого капитана стали Кирпич, Горбатый и Манька Облигация. Как
звали этого капитана? (Глеб Жеглов)
10. Должностное лицо, наблюдающее за правильностью применения законов в
России – (прокурор)
2­ой тур: «Власть, общество, государство».
Командам поочередно задаются вопросы (10). За каждый ответ команда получает
2 балла. Если одна команда не дает в течение 15 сек. ответа, вопрос передается
другой команде. Если не отвечают обе команды, в игру включаются зрители.
Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного,
1. Их было четверо. Все они были джентльменами, романтиками и археологами.
Старший из них имел ученое звание. Кто это такие? Какое звание имел старший
джентльмен? (Доцент. «Джентльмены удачи»)
2.
беспаспортного и безработного. Кто этот “преступник?” (Буратино)
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да
3.
здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм и этого
героя. (Кавказская пленница. Трус (Г. Вицин))
4.
Начиная с Екатерины II, с этим криминальным явлением боролись многие.
Борются и сегодня. А вот во времена Петра I оно из­за отсутствия средств в казне
не возбранялось. Что это? (Взяточничество.)

Выражение «на лбу написано» появилось неспроста. Что писалось на лбу и за
5.
что? («ВОР». Убийство. Воровство. Побег от хозяина...)
6.
В каком случае брак в России считается недействительным? (Один из
супругов (или оба) не достигли брачного возраста, или один из них не дал на брак
свое согласие)
7. Основными обязанностями гражданина РФ являются: 1) Соблюдение
Конституции и законов; 2) Уважение прав и свобод других людей; 3) Забота о
детях и... родителях; 4) ... ? 5) ... ? 6) Забота о памятниках; 7) Сохранение
природы. Назовите 4 и 5 обязанности. (4) Уплата налогов 5) Защита Отечества)
8. Основные принципы уголовного законодательства, это: 1) Принцип?.... 2)
Принцип равенства; 3) Принцип виновной ответственности; 4) Принцип?... 5) П.
гуманизма. Назовите принципы № 1 и 4 (1­законности и 4­справедливости)
9. Основные отрасли права ­ это: 1) государственное право;
2)
административное п.; 3) финансовое п.; 4) земельное; 5) .?... 6) .?.. 7) уголовное
право. Назовите 5 и 6. (5­гражданское 6­семейное)
10. Что подразумевается в деле приобретения гражданства РФ под
высказываниями: 1) «Право крови» и 2) «Право почвы»? (1­учет гражданства
родителей, 2­учет места рождения)
3­ий тур: «Общественная жизнь».
Одновременно обеим команда задается сложный вопрос (всего вопросов 10 и их
два уровня). Время на обдумывание 1 мин. Каждая команда выдает свой вариант
ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда получает дополнительную
резервную минуту.
За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
Если обе команды не могут дать ответ, играют зрители.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Объясните значения и смысловые содержания следующих крылатых выражений­
высказываний:
1. Слава Герострата (сомнительная, неправедная, злая слава)
2. Злачное место (место, где совершаются небольшие преступные деяния. Н­р.
Распитие алкогольных напитков...)
3. Дело пахнет керосином (Пахнет преступлением... которое будет раскрыто.. а
преступники понесут заслуженное наказание)
Дополните фразу.
4. Каждый народ имеет то правительство, которого оно... (заслуживает)
5. Пусть погибнет мир, но... (свершиться правосудие)
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
1. Благодаря этому правилу в российских судах действует принцип
состязательности сторон. Что гласит это правило. В чем суть состязательности?
(«Должна быть выслушана и другая сторона. Состязание в деле выявления правды
между адвокатом и прокурором).
2.
В Италии часть молодежи носит рубашки с черной диагональной полосой, за
что их местная полиция и не жалует, считая их обманщиками. Вопрос: Почему и
для чего они носят такие рубашки. В чем состоит их преступление? (За рулем
машины эти молодые люди не пристегиваются, обманывая своим видом
полицейских)
В 1671году ему вынесли смертный приговор за «многие вины», в том числе и
3.
за «прелестные письма». Кто этот виновный. В чем суть его «прелестных писем?»
(Степан Разин. Письма – призыв к «революции»)
4. К концу своей жизни Наполеон, будучи уже заключенным, говорил, что
истинную славу принесли ему две «вещи», это: 1)... 2)... (40 выигранных сражений
и гражданский кодекс, разработанный императором)
5. Люди, побывавшие в Китае, говорят, что, если бы Адам и Ева были
китайцами, мы, люди, до сих пор жили бы в раю. Почему? Объясните. (Китайцы
сначала съели бы змея, а уж потом яблоко. И ничего бы не случилось)

4­ый тур: «Их знали только в лицо»
Командам демонстрируются портреты известных исторических личностей, так
или иначе, проявивших себя в политике и праве. Приводится их краткая
биография или их высказывания, имеющие отношение к праву, законам,
государству, политике и т.п.
Время на обдумывание – 1минута.
Команды отвечают поочередно.
Полный правильный ответ – 3 балла.
Частично правильный ответ – 2 балла
Часть ответа (эпизод) – 1 балл
1. Портрет императора Александра I.
Этот человек прославился своими реформами,
самая удачная из которых, это судебная. При
нем Россия получила справедливый суд, с
элементами состязательности, открытости и
законности.
2. Портрет С.Ю.Витте.
Этот деятель был правой рукой последнего российского
императора. Он автор знаменитого Манифеста от 17
октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного
порядка». Он же проявил себя как великий реформатор,
сторонник индустриального развития России.

3. Портрет П.Н.Милюкова
Этот человек лидер крупнейшей российской партии. Ему
принадлежат следующие слова: «Все средства законны
против нынешнего правительства! … надо всеми
силами добиться немедленного
устранения
захватившей власть разбойничьей шайки,
дабы
поставить на ее место Учредительное собрание!»
4. Портрет Г.Е.Распутина
Этот человек, во многом, стал одной из причин краха
Российской монархии. Только ему доверял император
Николай I.
Благодаря его стараниям в России
сменилось 20 министров. Этот «старец» крутил
царской семьей и Россией, как хотел, вмешиваясь в
дела государственные и даже политические.
5.Портрет П.А.Столыпина
Перед вами крупнейший российский реформатор. В
1907­191гг глава правительства. Инициатор ряда

крупных законопроектов. В 1907г провел новый избирательный закон. На его
фамильном гербе имеется надпись: «Прибыль превыше всего, но честь превыше
прибыли»
8. В итоге игры у учащихся обязательно проявятся интересы к правоведческим
дисциплинам, начнут формироваться первые начальные мировоззренческие
установки к юридической отрасли и интересы к более глубокому изучению
специальной историко­обществоведческой литературы.
МУ клуб «Парус»
с. Киргиз­Мияки
муниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан
ВИКТОРИНА
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

по общему праву и граждановедению
Разработал педагог дополнительного образования МУ клуб «Парус»,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Хабибуллин Ирзин Гильмуллович
с. Киргиз­Мияки
2008 год
Введение.
Современная Россия и молодежная преступность.

Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего
необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями «молодёжь» и
«преступность». Молодёжь – это социально­демографическая группа, переживающая
период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к
исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и
подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14 – 30 лет. Преступность
– это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно
опасных деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом
установлена уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный
период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и
качественными (структура, характер) показателями.
В то же время важно отметить, что молодёжную преступность нужно рассматривать
в первую очередь не в контексте преступности в целом, а в контексте молодежи, ее
возрастных особенностей и проблем.
Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи всегда
отличались особой остротой, поскольку с их решением во многом связаны
конечные результаты борьбы с преступностью в целом.

Результаты криминологических исследований свидетельствуют, что преступность
среди несовершеннолетних и молодежи составляет основу для воспроизводства
всей преступности.
Свой первый преступный опыт рецидивисты и
профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности.
Криминальная активность молодежи традиционно высока. По данным ГИЦ МВД
России, удельный вес лиц в возрасте 14­29 лет среди всех выявленных участников
преступлений составил в 1997г. 53%, а среди лиц, совершивших грабежи, разбои,
вымогательства, изнасилования, кражи транспортных средств, по отдельным
регионам ­ от 70 до 90%.
Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не
беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать
детьми, уже детьми не назовёшь – это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и
образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на «светлое»
будущее.
Всё это говорит о том, что молодежная и подростковая преступность в
настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные
молодежные группы как в социально­демографическом, так и в территориальном
и профессионально­образовательном аспектах. С учетом неуклонного роста
безработицы среди молодежи, несомненно, она будет способствовать и уже
способствует формированию среди незанятой молодежи групп, устойчиво
подверженных криминальному влиянию.
В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы
молодёжной преступности.
Данная работа имеет своей целью, просветить (хотя бы частично) современную
школьную молодежь с основными вопросами общего правоведения и
юриспруденции, в форме полусерьезной игры­викторины.



Просмотров