Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в россии. Правовой статус беженцев в рф Правовой статус вынужденных переселенцев в рф кратко

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан-ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца - Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах";
    2. вынуж-денного переселенца - Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж-данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо-ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на-циональности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре-ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право-вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас-сматривается компетентными органами, которые при наличии не-обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо-бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото-рого лицо пользуется правами российского , а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при-знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную регистра-цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре-тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско-го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его в страну, которую он покинул, но он при определенных ус-ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде-лы России на постоянное жительство, при умышленном пред-ставлении сведений, добровольном принятии защиты го-сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го-сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст-ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото-рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за-коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо-гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или

Распад Советского Союза и превращение граждан единой страны в жителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы и потребность обеспечить правовую защиту граждан одной страны - бывшей союзной республики - на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе:

1) о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев,

2) о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны - бывшей союзной республики, и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ;

3) по вопросам гражданства.

В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство своего проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Переселенец - это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.

Применяется также категория «вынужденные переселенцы». Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, покинувшее место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 121-ФЗ..

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации вынужденных переселенцев прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных Законом «О вынужденных переселенцах» в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ..

В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах» и не подавших в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации.

Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с Законом «О вынужденных переселенцах».

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.

Форма удостоверения и порядок его выдачи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 199 (в редакции Постановления от 20 июня 1997 г. № 764) «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1103; № 26. Ст. 3055.. В нем устанавливается, что выдача удостоверений осуществляется территориальным органом миграционной службы в день принятия им решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом «О вынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Российское законодательство, устанавливая норму, в соответствии с которой вынужденный мигрант не может быть возвращен против его воли в страну (беженец) либо на территорию (населенный пункт) (вынужденный переселенец), которую он покинул, исходит из признания принципов и норм международного права. Так, в соответствии со ст. 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 года государства, участвующие в Конвенции, обязуются никоим образом не высылать или не возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. При этом помимо невысылки признается необходимость взаимодействия и содействия государств в организации добровольного и индивидуального возвращения, в том числе с целью воссоединения семей.

Законодатель закрепляет право вынужденных переселенцев на обжалование в административном или судебном порядке решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, ущемляющих их права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Детально вопросы обжалования решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в вышестоящий орган или в суд регламентируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19, Ст. 685..

В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Российское законодательство закрепляет правовой статус двух особых категорий лиц: беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженец - это категория международного права. Статус лиц, признанных беженцами, регулируется в первую очередь международными актами. Это Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г., распространивший положения Конвенции на лиц, ставших беженцами после 1951 г. Вместе с тем в ряде государств, в таких как США, Великобритания, Германия, Италия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркменистан, Украина и др., имеется свое внутренне законодательство, регулирующее статус беженцев. В Российской Федерации также принят специальный Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон о беженцах). В соответствии с Законом о беженцах беженец - это лицо, которое:

  • не является гражданином Российской Федерации (иностранный гражданин или апатрид);
  • находится вне страны своей гражданской принадлежности (иностранный гражданин) или вне страны своего обычного местожительства (апатрид);
  • покинуло свою страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений.

При этом в соответствии с законом не может быть признано беженцем лицо:

  • 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
  • 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
  • 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (ООН);
  • 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
  • 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;
  • 6) лицо, покинувшее государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Законом о беженцах иностранному гражданину или лицу без гражданства вместо статуса беженца может быть предоставлено временное убежище в Российской Федерации. Это возможно в двух случаях:

  • если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
  • если они не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений (например, состояние здоровья) не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища устанавливается постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Для получения временного убежища лицо должно подать заявление в территориальный орган внутренних дел. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления. Кроме того, они должны пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком и получить медицинское заключение. Территориальный орган внутренних дел в трехмесячный срок принимает решение о представлении временного убежища. На основании данного решения территориальный орган внутренних дел выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации установленного образца. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации. При получении свидетельства паспорт и другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган внутренних дел, выдавший свидетельство. Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы РФ на основании письменного заявления лица и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Помимо категории «беженец» в российском законодательстве имеется категория «вынужденный переселенец». Международное право не знает понятия «вынужденный переселенец». Его появление в российском законодательстве связано с внутренними военными и межнациональными конфликтами на территории Российской Федерации, вспыхнувшими после распада СССР. В результате этих конфликтов многие граждане Российской Федерации были вынуждены покидать места своего постоянного проживания и переселяться в другие регионы государства. С целью оказания помощи этим лицам и оформления их правового статуса в Российской Федерации был принят Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон о вынужденных переселенцах).

Вынужденный переселенец - это прежде всего гражданин Российской Федерации, покинувший место своего жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Это может быть:

  • 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
  • 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами Закон о вынужденных переселенцах признает иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации и изменивших место жительства в пределах территории Российской Федерации по тем же обстоятельствам.

Вынужденными переселенцами признаются также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории России.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
  • не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
  • покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, главным отличием вынужденных переселенцев от беженцев является то, что вынужденный переселенец обладает гражданством Российской Федерации либо это постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, который перемещается внутри Российской Федерации. То есть между вынужденным переселенцем и Российской Федерацией существует правовая связь в виде гражданства или наличие права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Беженцем и вынужденным переселенцем становятся лица, признанные в качестве таковых в установленном законом порядке. Процедура признания лица беженцем или вынужденным переселенцем в самом общем виде включает следующие этапы:

  • 1) обращение с ходатайством о признании беженцем или вынужденным переселенцем в уполномоченные органы о признании беженцем или вынужденным переселенцем;
  • 2) рассмотрение ходатайства;
  • 3) принятие решения по ходатайству. Итогом принятия положительного решения является выдача лицу соответствующего удостоверения. Удостоверение беженца выдается на три года, а вынужденного переселенца - на пять лет.

По своему статусу лица, признанные беженцами и вынужденными переселенцам, обладают правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации. Вместе с тем приобретение этого статуса дает лицу дополнительные права и устанавливает для него дополнительные обязанности, помимо тех, которыми обладают российские граждане. К таким дополнительным правам могут быть отнесены:

  • получение направления на проживание в центре временного размещения;
  • получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;
  • получение единовременного денежного пособия;
  • получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и др.

Лица, признанные беженцами, имеют право на содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении, в устройстве детей в образовательные учреждения, право на содействие в получении сведений о родственниках.

Дополнительные обязанности беженцев и вынужденных переселенцев включают:

  • 1) обязанность соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • 2) обязанность при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе Федеральной миграционной службы РФ и встать на учет по новому месту жительства;
  • 3) обязанность проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы;
  • 4) обязанность сообщать в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть предоставлено политическое убежище в Российской Федерации. Порядок предоставления политического убежища утвержден указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746. Основанием для предоставления политического убежища является преследование лица или реальная угроза стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом в отличие от оснований признания беженцем такое преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, желающее получить политическое убежище, в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации обращается лично с письменным ходатайством в территориальный орган внутренних дел по месту своего пребывания. На период рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая подтверждает законность его пребывания в России. При рассмотрении ходатайства лица запрашиваются заключения Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Итоговое решение о предоставлении лицу политического убежища принимается Президентом РФ. Президент РФ издает указ о предоставлении политического убежища. Лицу выдается соответствующее свидетельство установленного образца. На основании этого свидетельства лицу оформляется вид на жительство. Следует отметить, что в отличие от статуса беженцев и вынужденных переселенцев политическое убежище предоставляется на неопределенный срок.

Правовой статус беженцев и всех вынужденных переселенцев в РФ, оформляется специализированным органом, на основании поданного заявления от лица самого заявителя — выдаётся соответственным свидетельством.

Вынужденный переселенец – это определённый человек, имеющий гражданство Российской Федерации, который уехал со своего беспрерывного места проживания, из-за причиненного ему или его семье насильственного влияния. В следствии:

  • Определённого притеснения;
  • Настоящей угрозы, испытать политическое притеснение по расовому критерию или своей национальности;
  • религиозности, языка, присущности к установленной социальной группе;
  • взглядов имеющие отношение к политике, которые послужили ощутимой причиной для осуществления агрессивных действий в отношении человека или целой группы;
  • многочисленных нарушений социального порядка.

Беженец – это человек, который может стать потенциальной, потерпевшей стороной политического притеснения по религии, расе, подданству, национальной особенности, отношение к установленной общественной категории или личных представлений, связанных с политическими отношениями.

  • Пребывает вне территории страны своего гражданства;
  • не имеет соответственной возможности, воспользоваться охраной этого государства;
  • без установленного гражданства, и присутствуя вне рамках государства, бывшего местонахождения в результате произошедших действий;
  • не может приезжать назад в страну из-за аналогичных страхов.

Переселенцы не будут переданы вопреки их свободе в то государство, из которого были должны по определённым причинам бежать.

Для беженцев предоставляется специальное право приезжать в РФ или выезжать с её территории на свободных основаниях.

Людям, которые обладают одним из этих статусов, открывается определенный перечень прав. Также эти лица обязуются следовать всем законам и требованиям от законодательства РФ.

Как получить статус беженца в России

Предоставить документацию лицо имеет возможность в следующие соответствующие российские отделения:

  1. в ФМС Российской Федерации.
  2. В консульство Российского государства, если человек находится за её пределами.
  3. Непосредственно в специальном пункте при въезде в страну.
  4. При неизбежном переходе границы в Россию в госслужбу безопасности. Также это можно осуществить в МВД, которые непосредственно находятся в пределах России. Сделать это необходимо, в течение одного дня после прибытия в саму страну.

После предоставления специального прошения, о принятии беженцем на рассмотрение и анализ специализированному по таким вопросам сотруднику регионального органа (службы по вопросам миграции РФ), проводится соответствующий опрос иностранного представителя, с последующим оформлением анкеты.

Анкета лица просящего о принятии его беженцем прикрепляется фотографией самого заявителя. Анкета оформляется исключительно на русском языке занимающимся этим делом сотрудником региональной миграционной службы конкретно со слов иностранца. В том случае, если иностранный гражданин не обладает знанием русского языка, то ему будет необходима помощь специального переводчика.

Абсолютно каждая страница в данной анкете, должна подписываться иностранным лицом, который подаёт само прошение и переводчиком, если его услуги имели место быть.

В анкетировании должны быть записаны все условия, которые побудили обратиться иностранного гражданина, за присвоением статуса беженца в рамках Российской Федерации. Также потребуются установленные данные самого заявителя.

На все предоставленные вопросы, должны прилагаться наиболее развёрнутые ответы. Очень важно, чтобы предоставленная информация не была ложной.

Статус беженца в РФ, могут получить люди, подвергавшиеся на своей Родине политическим преследованиям, и которым грозила конкретная опасность, а также членам их семьи. Также, если они были лишены предоставления соответственной безопасности от своего государства.

Статус беженца в России, что даёт?

Статус беженца в РФ — официально установленное разрешение на легальное пребывание в стране, выдаётся сроком до трёх лет.

Соответствующий статус может приобрести иностранный представитель, который не приходится российским гражданином, но:

  • в силу присутствия определённых политических посягательств по взглядам, особенность к какой-либо национальности, расы, наличие иного вероисповедания или присущность к определённой социальной категории присутствует вне страны чьим гражданином приходится, и не в состоянии как-то обезопасить себя от этого.
  • Нет наличия гражданства какой-либо страны и пребывая в рамках за территорией государства прежнего места нахождения не имеет возможность вернуться в неё из-за наличия опасностей, которые могут навредить ему.

Согласно нынешнему российскому законодательству, правовой статус беженцев в Российской Федерации позволяет:

  1. Бесплатное прохождение медицинского обследования.
  2. Помощь в перевозе багажа иммигранта к месту его проживания.
  3. Расположение в специальном месте, временного нахождения с не требующими какой-то оплаты питания и использование коммунальных услуг.
  4. Социальная защищённость, предоставленная Россией.
  5. Возможность заниматься собственной предпринимательской деятельностью.
  6. Возможность трудоустройства на официальной основе без специального на то разрешения.

Кто не может приобрести подобный статус согласно Федеральному закону РФ

  • Лицо, у которого были серьёзные преступления к миру. Также преступление военного характера.
  • Лицо, ранее осуждённое за тяжкое преступление.
  • Лица, осуществившие преступление против принципов ООН.

Конкретные и прописанные законы о беженцах, иммигрирующих в Россию, а также о переселенцах, предполагают присвоение убежища иммигрантам и лицам не владеющих определённым подданством другой страны путём:

  1. выдачи специального политического убежища.
  2. признание человека беженцем.
  3. выдача временного убежища.

Как оформить

1. Заявитель подаёт специально заполненное заявление в региональный орган по вопросам иммиграции о приобретении на своё имя статуса беженца. В том случае, если прошение было предоставлено в консульство РФ обязательно необходимо не позднее 30 дней предоставить прошение в региональную миграционную службу. А если заявление от данного заявителя предоставлялось в специальный пограничный контроль, то передаваться документ должен сроком не более трёх дней.

2. Органы по вопросам миграции рассматривают поданную заявку в течение одной недели. Далее иностранец получает отказ, либо одобрение в приобретении свидетельства о последующем рассмотрении прошения.

3. При отказе соответствующее уведомление об этом приходит в течение трёх дней.

4. При одобрении заводится личное досье на заявителя и предоставляется соответствующее свидетельство. Далее предоставляется легальное разрешение на нахождение в России.

5. После оформления свидетельства происходит регистрация в ФМС РФ. Необходимо также пройти медицинский осмотр и встать на учёт.

6. Рассмотрение поданного заявления по существу.

7. При положительном рассмотрении выдаётся уже удостоверение беженца на имя заявителя. Надо не забывать, что паспорт (или иное удостоверение) необходимо сдать в федеральные органы страны.

Предоставление

Предоставление политического убежища происходит согласно определённому порядку Правительства РФ. Заявление подаётся в региональный отдел миграции в письменном виде. В электронном формате подача заявления невозможна.

Убежище иностранцу может быть предоставлено, если:

  • есть основания для наличия статуса беженца.
  • нет соответствующих оснований, но из-за гуманности не могут быть вывезены из страны.

При соблюдении всех норм и правил, для законности нахождения в РФ выдаётся специальное свидетельство.

Установленные гарантии прав иностранного представителя:

— иностранец, который несёт статус беженца, не может быть передан на территорию своего государства против собственной воли.

— определенные вынесенные решения от федеральной русской власти возможно обжаловать. Обжалование можно подать в суд, если данное заключение было не правомерным.

— время предоставления жалобы ни как не должно превосходить: 1) тридцать дней с момента приобретения уведомления об установленном разрешении. 2) 90 дней с момента отказа.

— в период процесса анализа обжалования заявитель и члены его семьи обладают специальной возможностью оставаться на территории Российской Федерации.

— при получении соответствующего отказа или аннуляции статуса иностранец и его семья должны покинуть территорию страны в промежутке около трёх дней.

Права беженцев

Лица с таким статусом имеют право на:


Человеку, который имеет такой статус, выдаётся соответствующее удостоверение. Этот документ удостоверяет саму личность иностранного гражданина. Оно действительно по всей территории Российской Федерации.

Определённые возможности для беженцев почти идентичны с установленными правами для вынужденных переселенцев.

Дальнейшие действия

После присвоения к своему имени соответствующего статуса человек наделяется перечнем определённых прав и обязанностей. Весь срок действия удостоверения человек обязуется следовать всем нормам и своду правил. В противном случае, при нарушении какого-либо пункта, статус будет аннулирован. И иностранный иммигрант будет вынужден в срочном порядке выехать за территорию РФ.

Беженцы из Украины приобретут русское гражданство по упрощённое схеме.

Подобное состояние беженца в России из Украинского государства, обычно предоставляется тем, у кого есть на это обоснованные причины и основания.

Оформление статуса беженца для украинцев вполне возможно, но люди после этого, не смогут вернуться на Родину, меньше чем через год.

Статус украинского беженца, можно оформить в региональном органе по вопросам иммиграции. Срок рассмотрения такого прошения будет составлять от 30 до 90 дней.

На руках у гражданина Украины должен быть паспорт или иной документ, который будет официально доказывать личность заявителя.

При положительном решении украинский представитель, приобретёт специальное свидетельство, которое будет показывать легальность пребывания в стране.

Далее, предстоит разговор с представителями миграционной службы, об основаниях по которым иностранец, захотел оформить такой статус. А после, обязательно потребуется прохождение процедуры дактилоскопии и медицинского осмотра.

После уже при положительном исходе присваивается статус беженца для украинца.

Согласно специальному законопроекту, граждане Украины, у которых имеется статус беженца, должны получить право на оформление на своё имя соответствующего вида на жительство или непосредственно оформить уже русский паспорт без документации от специализирующегося органа об отказе от гражданства Украины.



Просмотров