Правовой акт федерального органа исполнительной власти. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти

Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Правовые акты управления, их виды и требования, предъявляемые к ним

Центральное место в деятельности органов исполнительной власти занимает издание правовых актов. Это основная юридическая форма реализации их задач и функций.

Правовые акты управления (разновидность юридических актов)есть юридические варианты управленческих решений. Содержащиеся в них управленческие решения, односторонне властные предписания органов государственного управления имеют ярко выраженное юридическое значение. Присущие управленческой деятельности властные начала получают юридическое оформление: в них содержатся юридически властные предписания соответствующего субъекта управления.

Юридическое значение актов управления заключается в том, что они представляют собой такие совершаемые органами исполнительной власти действия, которые направлены либо на установление правовых норм, либо на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В обоих случаях налицо юридическое волеизъявление субъекта управления, выраженное как одностороннее юридически обязательное нормативное или индивидуальное предписание.

Отсюда - четко определенные юридические последствия издания акта управления:

Установление правил поведения в сфере государственного управления субъектов;

Обязательность предписаний для тех, кому они адресованы;

Наступление юридической ответственности в случае неисполнения данных предписаний.

Таким образом, сущность правовых актов управления характеризуется следующим:

а) издавая в пределах своей компетенции юридические акты, органы исполнительной власти решают на основе закона возникающие в процессе их деятельности вопросы; этими решениями опосредствуется связь между субъектами и объектами государственного управления;

б) акт управления есть форма выражения юридически властных волеизъявлений полномочных органов исполнительной власти;

г) правовые акты управления являются важным средством создания и обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

Правовыми актами управления, обладающими высшей юридической силой, являютсязаконы. Закон, нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом Российской Федерации или ее субъектом в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы, издаваемые на территории Российской Федерации, можно разделить на три группы:



Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы;

Законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативный правовой акт, определяющий основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций, на основе которого строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального собрания.

Федеральный закон – нормативный правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с Федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные и ограниченные сферы общественной жизни. Датой принятия Федерального закона считается день его принятия Государственной думой в окончательной редакции.

Президент РФ подписывает Федеральные конституционные законы, федеральные законы и обнародует их.

Закон субъекта федерации – нормативный правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с Федеральным конституционным законом и федеральным законом, регламентирующий определенные и ограниченные сферы общественной жизни на территории субъекта федерации.

Федеральные законы и законы субъектов федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законам.

Правовые акты управления могут быть письменные или устные. В управленческой деятельности они нередко именуются служебными документами.

Акты управления классифицируются по различным основаниям.

Среди них можно выделить следующие:

По юридическим свойствам;

По действию в пространстве, во времени и по кругу лиц;

По характеру компетенции органов, их издающих;

По наименованию и т.п.

Главное внимание уделяется юридическим свойствам (юридическому содержанию) актов управления - основному критерию их классификации. В зависимости от этого большинством юристов-административистов акты управления подразделяются на два вида: нормативные ииндивидуальные . Однако отдельные из них выделяют такие виды актов управления, как смешанные и общие.

Нормативные акты органов исполнительной власти издаются в соответствии с их компетенцией с целью регулирования однотипных управленческих отношений. Они содержат в себе определенные правила поведения, т.е. нормы, рассчитанные на длительное применение и не имеющие конкретного адресата. Нормативные акты органов исполнительной власти - это акты подзаконного административного нормотворчества, которому принадлежит существенная роль в регулировании управленческих отношений. Поскольку закон не в состоянии охватить все стороны общественной жизни, постольку возникает необходимость оперативного нормативного реагирования на процессы, происходящие в сфере государственного управления. Эти акты служат основному назначению исполнительной и распорядительной деятельности - исполнению, проведению в жизнь законов и являются одним из источников административного права. Нормативные акты могут издаваться всеми исполнительными органами субъектов федерации и действовать в соответствующих границах. Поэтому нормативные акты могут быть общефедерального, республиканского, краевого, областного, окружного, городского и местного значения. Примерами актов подобного вида могут служить правила дорожного движения, правила пользования метрополитеном, наземным автотранспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем) и т.п.

Индивидуальные акты органов исполнительной власти - наиболее распространенный вид правовых актов. Они являются правоприменительными актами в собственном смысле слова и не содержат общих правил и норм поведения. По содержанию это - распорядительные акты, т.е. в них всегда выражается конкретное юридически властное предписание, касающееся:

Во-первых, индивидуально определенного вопроса, связанного с практическим осуществлением задач и функций исполнительно-распорядительной деятельности;

Во-вторых, определенного лица.

Индивидуальные акты являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.

В практике государственного управления индивидуальные акты наиболее распространены, поскольку с их помощью обеспечивается оперативное решение текущих вопросов управления и они в наибольшей степени отвечают назначению - управленческой деятельности.

По своей сути индивидуальные акты управления всегда являются актами применения административно-правовых норм. Они также используются и для реализации норм других отраслей российского права, в частности, финансового, земельного и т.п. Главным же требованием к индивидуальным актам управления является их соответствие административно-правовым актам. В случае их несоответствия такие акты могут быть признаны недействительными (например, индивидуальные акты управления, которые изданы по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны соответствовать нормам, содержащимся в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации").

С их помощью органы исполнительной власти применяют требования законов и подзаконных нормативных актов органов государственной власти к конкретным управленческим обстоятельствам (например, приказ о назначении конкретного лица на конкретную должность, постановление о привлечении лица к административной ответственности).

Соотношение нормативных и индивидуальных актов управления таково, что:

Во-первых, административное нормотворчество в большей степени относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

Во-вторых, объем распорядительных полномочий этих органов постоянно сокращается с целью концентрирования основного внимания на решении узловых проблем;

В-третьих, нижестоящим органам исполнительной власти предоставляются все более широкие возможности оперативно решать текущие вопросы деятельности. Отсюда следует, что чем выше положение органа исполнительной власти в общей системе органов государственной власти, тем в большей степени он правомочен на осуществление нормотворчества.

Важное значение имеет также наименование правовых актов управления. Каждый орган исполнительной власти издает в соответствии со своей компетенцией нормативные и индивидуальные акты.

Президент Российской Федерации издает правовые акты по вопросам организации исполнительной власти. Согласно Конституции России, он имеет право назначать на должность и освобождать от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, высшее командование Вооруженных Сил и т.п. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации свои действия оформляет в виде указов и распоряжений.

По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы Президента.

По вопросам оперативного характера Президент имеет право издавать распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории страны.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, в соответствии со статьей 115 Конституции РФ, статьей 23 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года издает постановления и распоряжения , обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечению семи дней со дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их регистрации, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Руководство федеральных органов исполнительной власти (в том числе и руководители федеральных министерств) издают постановления , приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти республик в составе РФ, аналогичны по названию.

Главы администраций краев, областей, городов федерального подчинения, а также главы администраций системы местного самоуправления издаютпостановления, приказы и распоряжения.

Как правило, правовые акты управления издаются тем органом государственного управления, к компетенции которого отнесено решение данных вопросов. В ряде случаев предусматривается возможность издания таких актов с участием нескольких органов управления либо иных органов. Такого рода правовые акты характеризуются как совместные. К ним относятся, например, совместные акты министерств и федеральный служб; совместные акты администрации предприятия и трудовых коллективов.

Нарушение юридически властных предписаний, содержащихся в правовых актах управления, влечет за собой применение мер дисциплинарной ответственности.

Однако органы государственного управления в определенных законодательством случаях могут издавать правовые акты, предписания которых обязательны для неподчиненных организационно органов, предприятий, учреждений и организаций, а также лиц (в том числе и граждан). Особенности отношений с подобным адресатом предписаний приводят к тому, что такие нормативные акты обеспечиваются применением в случае их нарушения мер административной ответственности (например, штрафа). Такого рода акты называют актами управления с административной санкцией. Полномочиями по изданию актов управления с административной санкцией обладают Правительство РФ, правительства субъектов федерации, местная администрация. Круг вопросов, по которым могут быть изданы акты с административной санкцией, ограничен. В общей форме издание таких актов регламентировано Основами законодательства об административных правонарушениях, а конкретно - Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Акты с административной санкцией устанавливают общеобязательные правила в сфере государственного управления, соблюдение которых обеспечивает охрану государственного и общественного порядка, личной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления. Это, например, правила: безопасности движения транспортных средств; воинского учета; паспортной системы; приобретения, хранения и использования оружия, боеприпасов, взрывчатых и радиоактивных веществ; охраны окружающей среды.

Процесс подготовки и принятия правовых актов управления слагается из двух стадий:

1 - разработка акта управления;

2 - принятие акта.

Разработка (подготовка) акта управления предполагает:

а) проявление инициативы, т.е. постановку вопроса о необходимости (целесообразности) издания акта по тому или иному вопросу. На практике инициатором издание акта управления может быть любой субъект управленческой деятельности;

б) разработку проекта решения, которая, как правило, является функцией самого субъекта управления, имеющего возможность в этих целях создавать комиссии, группы из специалистов. На этой стадии возможно использование различных вспомогательных методов, например, графических. Часто разработка проекта субъектом поручается своим нижестоящим управленческим звеньям;

в) обсуждение проекта акта управления с целью совершенствования его формы и содержания. Оно осуществляется с участием заинтересованных сторон и может быть: всенародным, в общественных организациях и трудовых коллективах, в постоянных комиссиях органов государственной власти и т.п.;

г) согласование проекта акта имеет место в тех случаях, когда оно прямо предусмотрено процедурой подготовки акта управления (например, некоторые решения администрации предприятия должны быть согласованы с профсоюзами);

д) визирование проекта акта предусматривается с целью обеспечения его соответствия требованиям закона. Осуществляется оно юридическими службами органов управления, предприятий, учреждений и организаций;

е) экспертизу проекта акта, т.е. специальный вариант его согласования и визирования, имеющий место в случае подготовки акта управления по специальным вопросам.

Подготовленный проект акта управления далее проходит стадию принятия. Здесь действует принцип компетентности, что означает утверждение своей подписью данного документа полномочным на то органом управления или его руководителем, либо лицом исполняющим обязанности. В коллегиальных органах управления решения принимаются путем голосования, а затем подписываются их руководителями.

Выработка и принятие актов управления проводятся с учетом существующих требований, направленных на обеспечение их эффективности, оптимальности и научности. Акты управления должны:

а) соответствовать требованиям законности;

б) быть компетентными;

в) быть действенными;

г) быть четкими, ясными, лаконичными;

д) к актам управления предъявляются и такие требования, как их согласованность с другими решениями, соподчиненность, своевременность, соблюдение установленной формы и т.д.;

е) акты управления издаются в соответствии с установленным порядком вступления в силу. Как правило, они вступают в силу с момента их издания. Акты управления с административной санкцией вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их опубликования (при исключительной срочности немедленно).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в "Собрании законодательства Российской Федерации" или "Российской газете", если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие.

Сроки вступления в силу актов Президента РФ, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной и не подлежащие опубликованию, устанавливаются при подписании этих актов.

Иногда в акте управления указывается срок его действия; по его истечении действие акта прекращается либо продлевается в официальном порядке.

Порядок опубликования и вступления в силу актов управления регламентируется специальными правилами. Все постановления, имеющие нормативный характер, публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете".

Действия актов государственного управления может быть прекращено в силу различных оснований:

Во-первых, в силу исполнения содержащегося в акте предписания;

Во-вторых, оно прекращается в силу юридического события (например, смерть гражданина прекращает решение о назначении ему пенсии);

В-третьих, действие акта управления может быть прекращено волеизъявлением заинтересованной стороны, когда его издание связано с осуществлением субъективных прав, но в большинстве случаев необходимо издание нового акта (например, отказ от обучения в ввузе сам по себе не отменяет приказ о зачислении, необходим приказ об отчислении);

В-четвертых, акт управления, изданный на определенный срок, теряет силу по истечении этого срока;

В-пятых, акт управления прекращает свое действие, если новым актом того же или вышестоящего органа аннулируется или поглощается его содержание;

В-шестых, акт управления прекращает свое действие в силу отмены его органом, издавшим данный акт, или полномочным на то вышестоящим органом.

В процессе действия правовые акты управления могут в установленном порядке изменяться. В таких случаях компетентные органы вносят в их содержание необходимые коррективы. Возможны два способа изменения актов управления: необходимые изменения вносятся в текст ранее принятого правового акта или же соответствующий правовой акт излагается в новой редакции.

Правовые акты управления в официальном порядке могут быть признаны недействительными. Основанием для этого служит издание акта с нарушением предъявленных к нему требований. В зависимости от степени и характера отклонений от требований законности различают ничтожные и оспоримые акты. Ничтожными признаются акты управления, принятые с явным нарушением закона. Они юридически не состоятельны и не подлежат исполнению. Оспоримые акты - это акты, в которых в той или иной степени не соблюдены предъявляемые к правовым актам требования. Они, в отличие от ничтожных актов, подлежат исполнению. Однако в установленном законом порядке они могут быть оспорены. Существует два отчетливо выраженных варианта установления недействительности актов в результате их оспаривания: по протесту прокурора; по жалобе гражданина.

В таких случаях требуется доказательство их недействительности и, как следствие этого, отмена.

В законодательстве предусмотрен определенный порядок отмены недействительных актов управления. Отмена актов управления, прерогатива высших или вышестоящих органов. Однако и сам орган, издавший акт с нарушением требований, обязан его отменить. Возможно приостановление действия правовых актов управления, т.е. временное прекращение их действия до приведения в соответствие с требованиями законности либо до отмены в установленном порядке. Приостановление актов управления имеет место во взаимоотношениях между высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Российской Федерации и таким же органом республики, входящей в состав федерации. Отмена приостановленных актов - компетенция органов, их издавших.

Приостановление действия актов управления могут осуществлять:

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Законодательные органы государственной власти субъектов федерации.

Принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, приостанавливает его действие до рассмотрения протеста; приостанавливается также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях по протесту прокурора.

В предусмотренных законодательством случаях подача гражданином жалобы также влечет за собой приостановление исполнения актов управления (например, при подаче в установленный срок жалобы на постановление о наложении административного наказания).

Подготовка актов федеральных органов исполнительной власти регламентируется "Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. Данные Правила применяются при подготовке нормативных актов федеральных органов исполнительной власти:

Затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации;

Имеющих межведомственный характер;

Регулирующих в установленном законодательством РФ порядке отношения центральных органов федеральной власти с подведомственными предприятиями, организациями, учреждениями либо затрагивающих права или обязанности их работников.

14 июля 1999 года Министерство юстиции Российской Федерации своим приказом № 217 утвердило "Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Согласно им, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти издаются во исполнение решений высших органов государственной власти и управления Российской Федерации по их поручению, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать постановление Государственной думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы. Согласно данному Постановлению, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в видепостановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ) нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных органов исполнительной власти.

Издание нормативных правовых актов в видеписем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими. Он считается изданным совместно, если подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций,проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

В случае отмены федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации, соответствующий документ об отмене должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил. В таком случае необходимо вносить изменения в нормативный правовой акт приказом.

Порядок подготовки, издания, государственной регистра­

тивных правовых актов федеральных органов исполнительной

власти устанавливается Конституцией РФ; Федеральным кон­

ституционным законом «О Правительстве Российской Федера­

ции»; Регламентом Правительства Российской Федерации;

Правилами подготовки нормативных правовых актов федераль­

ных органов исполнительной власти и их государственной ре­

гистрации; Разъяснениями о применении Правил подготовки

нормативных правовых актов федеральных органов исполни­

тельной власти и их государственной регистрации.

Нормативный правовой акт - это

письменный официальный документ, принятый (изданный) в

определенной форме правотворческим органом в пределах его

компетенции и направленный на установление, изменение или

отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

1) постановлений, 2) приказов, 3) распоряжений, 4) правил,

5) инструкций и 6) положений. Издание нормативных право­

вых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1. Постановление - документ, содержащий решение по важ­

нейшему вопросу, принятое в рамках установленной процеду­

ры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным

по своему правовому содержанию.

2. Приказ - распорядительный документ федерального ор­

гана исполнительной власти. Проекты приказов разрабатыва­

ются структурными подразделениями ведомств по поручению

руководства или по собственной инициативе. Текст приказа со­

стоит, как правило, из констатирующей и распорядительной

3. Распоряжение - распорядительный документ, принимае­

мый руководителем органа исполнительной власти по неслож­

ным (обычным) текущим вопросам практической управленче­

ской деятельности. Распоряжения подписывает руководитель

органа исполнительной власти или по его указанию (поруче­

нию) его заместитель.

4. Правила - документ, в котором определяется порядок

(процедура) осуществления специального вида управленческой

деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция - документ, в котором излагаются правила,

регулирующие специальные стороны деятельности федерально­

го органа исполнительной власти. Инструкция принимается

руководителем органа исполнительной власти и устанавливает

порядок исполнения законодательных актов, указов Президен­

та РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, ин­

струкция является нормативным актом, который детализирует

положения законов, определяет процедуру исполнения тех или

иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Положение - документ, в котором органами федеральной

исполнительной власти устанавливаются статус органа испол­

нительной власти, его полномочия, компетенция, функции, за­

дачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с

другими органами, а также порядок осуществления как пози­

тивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного

принуждения.

Важным процессуальным документом в системе публичного

управления является протокол.

Еще по теме 40. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.:

  1. 3.4. Правовые средства, используемые арбитражным управляющим при осуществлении функции контроля
  2. Разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти
  3. 3.3.5 Нормативные акты иных федеральных органов государственной власти: понятие, содержание и виды. Юридическая сила подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти.
  4. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
  5. 76. Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц.
  6. §2. Правовое регулирование государственного надзора в нефтегазовом комплексе
  7. 2.1. Роль административных процедур в реализации административно-правового статуса граждан и их организаций во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
  8. Земельно-кадастровые отношения: виды и правовое регулирование
  9. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  10. § 2.2 Административно-правовая регламентация взаимодействия МВД России и федеральных органов исполнительной власти при применении информационных ресурсов в сфере миграции
  11. Административно-правовая природа соглашений о разделе продукции как формы государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе России
  12. § 3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции в системе субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: полномочия и порядок работы
  13. § 1. Особенности внесудебного порядка разрешения административно-правовых споров
  14. § 3. Особенности нормативно-правового регулирования обязательного страхования гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
  15. Эколого-правовой режим Арктической зоны в законодательстве Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

  • 5.Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы).
  • 6. Админ-пр. Статус иностр. Граждан и лиц без гражданства
  • 1 Из мер административного пресечения - депортация.
  • 7.Коллективные субъекты админ.Права (общая характеристика).
  • Вопрос 8. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  • Вопрос 9. Коммерческие организации как субъект административного права.
  • Вопрос 10. Понятие и правовой статус административного органа.
  • 11.Система и виды органов исполнительной власти.
  • 12.Президент рф и исполнительная власть.
  • 13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.
  • 14.Федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.
  • 15.Административный регламент федерального органа исполнительной власти.
  • 16. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
  • 18.Правовые акты публичной администрации (общая характеристика).
  • 19.Правовые акты Президента рф и Правительства рф: виды, характер, порядок опубликования и введения в действие.
  • 20.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.
  • 21. Система государственной службы рф
  • 22.Основы организации государственной гражданской службы в рф
  • 23. Основы организации военной службы рф
  • 24. Основы организации правоохранительной службы рф
  • 25. Административная ответственность как вид административного принуждения и юридической ответственности. Законодательство рф об административных правонарушениях.
  • 26.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
  • 27.Система и виды административных наказаний, правила их назначения.
  • 28.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 29.Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 3. Пересмотр постановления и решения
  • 4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 30.Правовые основы осуществления контроля за обеспечением законности действий и решений публичной администрации.
  • 32. Формы государственной легитимации предпринимательства в рф.
  • 33.Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в рф.
  • 34.Правовые основы технического регулирования и обеспечения единства измерений в рф.
  • 35.Государственное регулирование монополистической деятельности.
  • 37.Правовые основы управления государственным сектором экономики. Государственная контрактная система.
  • 38. Правовые основы государственного управления в отраслях производственного и обслуживающего комплексов национальной экономики.(по лекции)
  • 39.Правовые основы построения и функционирования системы образования рф
  • 40. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности в рф.
  • 41.Правовые основы государственного управления в области культуры
  • 42.Административно-правовые основы создания и деятельности средств массовой информации.
  • 43. Правовые основы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения.
  • 44.Организация охраны здоровья граждан в рф.
  • 45.Правовые и организационные основы обеспечения обороны рф.
  • 46.Режим военного положения.
  • 47. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности рф.
  • 48. Режим чрезвычайного положения
  • Вопрос 49. Защита государственной тайны
  • Вопрос 50. Охрана государственной границы рф.
  • Вопрос 51. Прав.Основы гос.Управления в сфере внутр.Дел. Полиция в сфере мвд Росии.
  • Вопрос 53. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел
  • Вопрос 54. Правовые основы государственного управления миграционными процессами рф.
  • 60. Правовые основы государственного управления в области иностранных дел.
  • 20.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции можно разделить на:

    Внутриведомственные (обязательны для организаций, сотрудников соответствующего органа),

    Общего действия (общеобязательные).

    Издания нормативных правовых актов регулируются Указом Президентом РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", а также Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Нормативные правовые акты вправе издавать только центральные федеральные органы.

    Наименования нормативных правовых актов: постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения.

    Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

    Издание нормативных правовых актов включает в себя следующие стадии:

    Подготовительные работы;

    Разработка проекта акта;

    Принятие акта;

    Государственная регистрация акта;

    Нормативный акт должен содержать:

    Наименование органа (органов), издавшего акт;

    Наименование вида акта и его название;

    Дату подписания (утверждения) акта;

    Номер акта;

    Наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.

    Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

    Юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

    Принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

    Присвоение регистрационного номера;

    Занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Нормативные правовые акты за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию.

    Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после регистрации направляются Министерством юстиции в Российскую газету, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРФ.

    установлен порядок, когда регистрирующий орган не публикует зарегистрированный нормативный акт. Нормативные правовые акты приобретают юридическую силу после их официального опубликования, если в самих актах не установлен более поздний срок его вступления в силу. Наряду с этим есть центральные федеральные органы, для нормативных правовых актов которых действует особый порядок опубликования и вступления в силу, устанавливаемый законом.

    В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям ПрезидентаРФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Министерство юстиции РФ представляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

    Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

    2.5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

    В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

    Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации .

    Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

    Таким образом, порядок вступления в силу НПА зависит от факта его регистрации в Минюсте России: зарегистрированные акты вступают в силу в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763; порядок же вступления в силу актов, признанных Минюстом России не нуждающимися в регистрации, каждый федеральный орган исполнительной власти определяет самостоятельно. Остановимся на этом подробнее.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

    "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    Акты Президента РФ

    "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

    Акты Правительства

    "Российская газета" и "Собрание законодательства РФ", дополнительно с 07.03.2013 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    Решения Конституционного Суда РФ

    на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

    "Российская газета" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"

    Государственная регистрация НПА

    С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

    В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

    Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

    Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

    Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

    б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

    в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

    При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

    Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

    Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

    а) индивидуальные правовые акты;

    Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

    Действие которых исчерпывается однократным применением;

    Срок действия которых истек;

    Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

    б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

    в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

    г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

    е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

    порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

    Следует также отметить, что государственной регистрации подлежат изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (пункт 26 Разъяснений).

    Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

    Помимо актов федеральных органов исполнительной власти государственной регистрации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ и Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 также подлежат акты, имеющие нормативный характер, издаваемые:

    Банком России;

    Пенсионным фондом РФ;

    Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

    Фондом социального страхования РФ;

    Следственным комитетом России.

    Классификация НПА

    КЛАССИФИКАТОР ПРАВОВЫХ АКТОВ (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129)

    010.000.000 Конституционный строй

    020.000.000 Основы государственного управления

    030.000.000 Гражданское право

    040.000.000 Семья

    050.000.000 Жилище

    060.000.000 Труд и занятость населения

    070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование

    080.000.000 Финансы

    090.000.000 Хозяйственная деятельность

    100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

    110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной

    120.000.000 Информация и информатизация

    130.000.000 Образование. Наука. Культура

    140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт.

    150.000.000 Оборона

    160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка

    170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний

    180.000.000 Правосудие

    190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

    200.000.000 Международные отношения. Международное право

    210.000.000 Индивидуальные правовые акты по кадровым

    вопросам, вопросам награждения, помилования,

    гражданства, присвоения почетных и иных званий

    Виды НПА, принимаемых органами исполнительной власти (?)

    В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

    Отказ в регистрации НПА (?)

    Этапы обработки информации при занесении в СПС

    1. Преобразование в электронный документ

    2. Проверка электронного документа

    3. Принятие решения о включении в СПС

    4. Подключение к разделам общеправового классификатора

    5. Подключение к ключевым словам

    6. Заполнение реквизитов документа

    7. Юридический анализ информационного банка

    8. Предоставление гипертекстовых ссылок

    9. Создание постатейного содержания документа

    10. Создание справки о документе

    11. Актуализация информационного банка

    12. Подключение графического образа официальной публикации

    Информационная безопасность (понятие)

    Безопасность – невозможность нанесения вреда функционированию и св-вам объекта. Для многих объектов инф-ция является структурной составляющей, либо предметом деятельности. Для таких объектов (БД, человек, общество, государство, ИТС) можно говорить об информационной безопасности.

    Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

    Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

    Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

    Информационная безопасность (англ. information security ) - все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

    Безопасность информации (данных) (англ. information (data) security ) - состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

    Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.

    Безопасность информации (при применении информационных технологий) (англ. IT security ) - состояние защищённости информации (данных), обеспечивающее безопасность информации, для обработки которой она применяется, и информационную безопасность автоматизированной информационной системы, в которой она реализована.

    Безопасность автоматизированной информационной системы - состояние защищённости автоматизированной системы, при котором обеспечиваются конфиденциальность, доступность, целостность, подотчётность и подлинность её ресурсов.

    Информационная безопасность - защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений. Поддерживающая инфраструктура - системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы кондиционирования и т. д., а также обслуживающий персонал. Неприемлемый ущерб - ущерб, которым нельзя пренебречь.

    ПАРШИВЫЙ КОСОВЕЦ – защищенность обрабатываемых, принимаемых, передаваемых в ИТС данных от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения и других действий, которые должны осуществляться в строго установленном порядке.

    Обеспечение информационной безопасности в ИТС

    Статья 16. Защита информации

    1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

    1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

    2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

    3) реализацию права на доступ к информации.

    2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

    3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

    4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

    1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

    2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

    3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

    4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

    5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

    6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

    5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

    6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

    Задачи защиты информации:

    · Обеспечение конфиденциальности

    · Обеспечение целостности

    · Обеспечение аутентичности

    · Обеспечение оперативного доступа

    · Обеспечение юридической значимости

    · Обеспечение неотслеживаемости действий пользователя

    Вредоносные программы (виды, способы защиты)

    Вредоносная программа (на жаргоне некоторых специалистов «зловред », англ. malware , malicious software - «злонамеренное программное обеспечение») - любое программное обеспечение, предназначенное для получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам самой ЭВМ или к информации, хранимой на ЭВМ, с целью несанкционированного использования ресурсов ЭВМ или причинения вреда (нанесения ущерба) владельцу информации, и/или владельцу ЭВМ, и/или владельцу сети ЭВМ, путем копирования, искажения, удаления или подмены информации.

    Согласно статье 273 Уголовного Кодекса Российской Федерации («Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ») определение вредоносных программ выглядит следующим образом: «… заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации…»

    Надо отметить, что действующая формулировка статьи 273 трактует понятие вредоносности чрезвычайно широко. Когда обсуждалось внесение этой статьи в УК, подразумевалось, что «несанкционированными» будут считаться действия программы, не одобренные явным образом пользователем этой программы. Однако, нынешняя судебная практика относит к вредоносным также и программы, модифицирующие (с санкции пользователя) исполняемые файлы и/или базы данных других программ, если такая модификация не разрешена ихправообладателями. При этом, в ряде случаев , при наличии принципиальной позиции защиты и грамотно проведенной экспертизе, широкая трактовка статьи 273 была признана судом незаконной.

    Корпорация Microsoft трактует термин «вредоносная программа» следующим образом: «Вредоносная программа (malware) - это сокращение от „malicious software“, обычно используемое как общепринятый термин для обозначения любого программного обеспечения, специально созданного для того, чтобы причинять ущерб отдельному компьютеру, серверу, или компьютерной сети, независимо от того, является ли оно вирусом, шпионской программой и т. д.»

    Классификация:

    По среде обитания: файловые, загрузочные, макровирусы (в таблицах), в документах, сетевые)

    По операционной системе: Виндовс, Линукс, Андроид, Айос)

    По особенностям алгоритма работы: стелс-алгоритмы, самошифрование с помощью ключа

    По деструктивны возможностям: безвредные, не опасные, опасные, очень опасные

    По методу размножения [править | править исходный текст]

    · Эксплойт - теоретически безобидный набор данных (например, графический файл или сетевой пакет), некорректно воспринимаемый программой, работающей с такими данными. Здесь вред наносит не сам файл, а неадекватное поведение ПО с ошибкой. Также эксплойтом называют программу для генерации подобных «отравленных» данных.

    · Логическая бомба в программе срабатывает при определённом условии, и неотделима от полезной программы-носителя.

    · Троянская программа не имеет собственного механизма размножения.

    · Сетевой червь способен самостоятельно размножаться по сети. Делятся на IRC-, почтовые, размножающиеся с помощью эксплойтов и т. д.

    Абсолютной защиты от вредоносных программ не существует: от «эксплойтов нулевого дня» наподобие Sasser или Conficker не застрахован никто. Но с помощью некоторых мер можно существенно снизить риск заражения вредоносными программами. Ниже перечислены основные и наиболее эффективные меры для повышения безопасности:

    · использовать современные операционные системы, не дающие изменять важные файлы без ведома пользователя;

    · своевременно устанавливать обновления;

    · если существует режим автоматического обновления, включить его;

    · для платного ПО: использовать лицензионные копии. Обновления для двоичных файлов иногда конфликтуют со взломщиками;

    · помимо антивирусных продуктов, использующих сигнатурные методы поиска вредоносных программ, использовать программное обеспечение, обеспечивающее проактивную защиту от угроз (необходимость использования проактивной защиты обуславливается тем, что сигнатурный антивирус не замечает новые угрозы, ещё не внесенные в антивирусные базы). Однако, его использование требует от пользователя большого опыта и знаний;

    · постоянно работать на персональном компьютере исключительно под правами пользователя, а не администратора, что не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на персональном компьютере и изменить системные настройки. Но это не защитит персональные данные от вредоносных (Trojan-Clicker, Trojan-DDoS, Trojan-Downloader, Trojan-Ransom (шифрующий файлы), Trojan-Spy, Trojan .Keylogger ) и потенциально-нежелательных программ (Adware, Hoax) , имеющих доступ к файлам пользователя, к которым ограниченная учетная запись имеет разрешение на запись и чтение (например, домашний каталог - подкаталоги /home в GNU/Linux, Documents and settings в Windows XP, папка «Пользователи» в Windows 7), к любым папкам, в которые разрешена запись и чтение файлов, или интерфейсу пользователя (как программы для создания снимков экрана илиизменения раскладки клавиатуры);

    · ограничить физический доступ к компьютеру посторонних лиц;

    · использовать внешние носители информации только от проверенных источников на рабочем компьютере;

    · не открывать компьютерные файлы, полученные от ненадёжных источников, на рабочем компьютере;

    · использовать межсетевой экран (аппаратный или программный), контролирующий выход в сеть Интернет с персонального компьютера на основании политик, которые устанавливает сам пользователь;

    · Использовать второй компьютер (не для работы) для запуска программ из малонадежных источников, на котором нет ценной информации, представляющей интерес для третьих лиц;

    · делать резервное копирование важной информации на внешние носители и отключать их от компьютера.

    Скзи (средства криптографической защиты информации)

    СКЗИ - это программа (служба), которая обеспечивает шифрование и цифровую подпись на вашем компьютере. В частности, для отправки контрагентам или получении от них важных документов.

    К средствам криптографической защиты информации (СКЗИ), относятся аппаратные, программно-аппаратные и программные средства, реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации.

    Первую группу образуют системы идентификации и аутентификации пользователей . Такие системы применяются для ограничения доступа случайных и незаконных пользователей к ресурсам компьютерной системы. Общий алгоритм работы этих систем заключается в том, чтобы получить от пользователя информацию, удостоверяющую его личность, проверить ее подлинность и затем предоставить (или не предоставить) этому пользователю возможность работы с системой.

    Вторую группу средств, обеспечивающих повышенный уровень защиты, составляют системы шифрования дисковых данных . Основная задача, решаемая такими системами, состоит в защите от несанкционированного использования данных, расположенных на дисковых носителях.

    Обеспечение конфиденциальности данных, располагаемых на дисковых носителях, обычно осуществляется путем их шифрования с использованием симметричных алгоритмов шифрования. Основным классификационным признаком для комплексов шифрования служит уровень их встраивания в компьютерную систему.

    Системы шифрования данных могут осуществлять криптографические преобразования данных:

    на уровне файлов (защищаются отдельные файлы);

    на уровне дисков (защищаются диски целиком).

    К программам первого типа можно отнести архиваторы типа WinRAR , которые позволяют использовать криптографические методы для защиты архивных файлов. Примером систем второго типа может служить программа шифрования Diskreet, входящая в состав популярного программного пакета Norton Utilities.

    Другим классификационным признаком систем шифрования дисковых данных является способ их функционирования.

    По способу функционирования системы шифрования дисковых данных делят на два класса:

    системы “прозрачного” шифрования;

    системы, специально вызываемые для осуществления шифрования.

    В системах прозрачного шифрования (шифрования “на лету”) криптографические преобразования осуществляются в режиме реального времени, незаметно для пользователя. Ярким примером является шифрование папки Temp и Мои документы при использовании EFS Win2000 – при работе шифруются не только сами документы, но и создаваемые временные файлы, притом пользователь не замечает этого процесса.

    Системы второго класса обычно представляют собой утилиты, которые необходимо специально вызывать для выполнения шифрования. К ним относятся, например, архиваторы со встроенными средствами парольной защиты.

    К третьей группе средств, обеспечивающих повышенный уровень защиты, относятся системы шифрования данных, передаваемых по компьютерным сетям . Различают два основных способа шифрования:

    канальное шифрование;

    оконечное (абонентское) шифрование.

    В случае канального шифрования защищается вся передаваемая по каналу связи информация, включая служебную. Соответствующие процедуры шифрования реализуются с помощью протокола канального уровня семиуровневой эталонной модели взаимодействия открытых систем OSI (Open System Interconnection).

    Этот способ шифрования обладает следующим достоинством - встраивание процедур шифрования на канальный уровень позволяет использовать аппаратные средства, что способствует повышению производительности системы.

    Однако, у данного подхода имеются существенные недостатки, в частности, шифрование служебной информации, неизбежное на данном уровне, может привести к появлению статистических закономерностей в шифрованных данных; это влияет на надежность защиты и накладывает ограничения на использование криптографических алгоритмов.

    Оконечное (абонентское) шифрование позволяет обеспечить конфиденциальность данных, передаваемых между двумя прикладными объектами (абонентами). Оконечное шифрование реализуется с помощью протокола прикладного или представительного уровня эталонной модели OSI. В этом случае защищенным оказывается только содержание сообщения, вся служебная информация остается открытой. Данный способ позволяет избежать проблем, связанных с шифрованием служебной информации, но при этом возникают другие проблемы. В частности, злоумышленник, имеющий доступ к каналам связи компьютерной сети, получает возможность анализировать информацию о структуре обмена сообщениями, например, об отправителе и получателе, о времени и условиях передачи данных, а также об объеме передаваемых данных.

    Четвертую группу средств защиты составляют системы аутентификации электронных данных .

    При обмене электронными данными по сетям связи возникает проблема аутентификации автора документа и самого документа, т.е. установление подлинности автора и проверка отсутствия изменений в полученном документе.

    Для аутентификации электронных данных применяют код аутентификации сообщения (имитовставку) или электронную цифровую подпись. При формировании кода аутентификации сообщения и электронной цифровой подписи используются разные типы систем шифрования.

    Пятую группу средств, обеспечивающих повышенный уровень защиты, образуют средства управления ключевой информацией . Под ключевой информацией понимается совокупность всех используемых в компьютерной системе или сети криптографических ключей.



    Просмотров