Правовое Регулирование сервисной деятельности. Правовое Регулирование сервисной деятельности Право на многократное обслуживание

Законопроект, разработанный Минстроем России, направленный на многократное применение проектной документации по госконтрактам, не отменяет положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся авторских прав на произведения архитектуры.

Появившиеся публикации в СМИ о жалобах Союза архитекторов России, в которых утверждается, что «законопроект Минстроя предлагает лишить архитекторов прав на предмет их интеллектуальной собственности, вычеркнуть архитектуру из перечня произведений, защищаемых авторским правом» не соответствуют действительности.

В соответствии с новым законом заказчик имеет право на многократное использование проектной документации (оплаченной за счет бюджетных средств любых уровней бюджетной системы РФ), разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора такого произведения. При этом многократное использование проекта не лишает архитекторов авторских прав на их произведения.

Право заказчика на многократное применение проектной документации позволяет существенно сократить сроки и оптимизировать затраты на строительство, исключается необходимость многократных обращений к проектировщикам с целью получения права использования проекта повторно.

Следует отметить, что в настоящее время Гражданским Кодексом РФ предусматривается возможность включения в государственные контракты условий о передаче РФ исключительных прав на созданное по контракту произведения. Кроме того, в соответствии с ГК РФ авторские права принадлежат автору произведения, не передаются иным лицам, защищаются законом. В соответствии с ГК РФ произведения архитектуры являются объектом авторских прав, данные положения законом не меняются.

Теперь при необходимости заказа на проектирование муниципалитеты и регионы смогут безвозмездно использовать уже апробированные и удачно зарекомендовавшие себя проектные решения, включенные в реестр типовой проектной документации, который ведет Минстрой России.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.

Сервисное взаимодействие, которое ранее рассматривалось нами в культурном, предметном или психологическом плане, в рамках сервисной деятельности имеет социально-экономический характер, связанный с денежными отношениями и договорными обязательствами. Сервисная организация как хозяйственно обособленная единица ведет предпринимательскую деятельность. Эти общественные отношения являются областью правового регулирования на основе норм гражданского и сервисного права в целях обеспечения интересов личности, сервисной организации, государства и общества в целом.

Сервисная деятельность как объект правовых отношений . В специальной литературе дано следующее определение: «Сервисное правоотношение – это урегулированное нормами сервисного права общественное отношение, участники которого являются носителями прав и обязанностей в сфере сервиса» (1).

Сервисное правоотношение - прежде всего взаимодействие сервисной организации и потребителя. Сервисная организация взаимодействует с потребителем в процессе продвижения, продажи и предоставления услуги. Обе стороны обладают при этом взаимными правами и обязанностями. Мера возможного и должного в этих случаях обеспечивается законом, в частности, Законами РФ «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Поскольку стороны при оказании услуги вступают в договорные отношения, их взаимодействие регулируется Гражданским кодексом РФ.

В целях создания благоприятных условий для сервисной деятельности государство осуществляет регулирование деятельности сервисных организаций. Прежде всего, само создание сервисной организации осуществляется под контролем государственных органов на основе Закона РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности, нормативно-правовых актов о регистрации юридических лиц и физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере услуг. Обязательными требованиями при этом является соблюдение предусмотренных законодательством требований, специальных условий и процедур, а также положений о лицензировании отдельных видов деятельности. Требования, которые необходимо соблюдать при осуществлении сервисной деятельности, регулируются Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Необходимость обеспечить качество продукции и услуг, безопасность потребителя от недобросовестных производителей товаров и услуг обусловили создание системы государственного регулирования этой составляющей сферы сервиса на основе Законов РФ «О стандартизации», «О сертификации товаров и услуг», «О страховании». Еще одним средством регулирования сервисных отношений выступают Квалификационные требования к основным должностям работников сферы сервиса (профессиональные стандарты по отраслям). Работникам сервисной организации нужно иметь в виду, что обеспечение качества услуг имеет решающее значение в достижении конкурентоспособности организации на рынке.

Во всех конфликтных ситуациях в сфере сервиса необходима правовая квалификация ситуации, поиск и анализ правового массива, необходимого для принятия правильного решения, соответствующего сервисным правоотношениям. Рассмотрим более подробно некоторые правовые аспекты сервисной деятельности, общие для всех сервисных организаций.

Лицензирование и сертификация сервисной деятельности. 25 сентября 1998 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», где определены виды деятельности, для осуществления которых необходимо наличие лицензии. Среди них названы и различные виды услуг (правовые, медицинские, образовательные, туристские и т.д.), даны основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов сервисной деятельности.

Лицензия (от лат. licentia – позволение, разрешение) – официальный документ, выдаваемый на определенный срок, на право ведения конкретного вида деятельности (в данном случае, сервисной) при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензирование – средство государственного регулирования сервисной деятельности, осуществляемое в целях защиты прав и интересов потребителей.

Лицензии выдаются как центральными, так и местными органами государственной власти, уполномоченными для этой цели Постановлением Правительства РФ. Для получения лицензии предъявляется пакет документов, включающий заявление с реквизитами сервисной организации, копии учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации, документ налогового органа о постановке на учет и документ об оплате услуг лицензирования. В зависимости от характера сервисной деятельности могут потребоваться и другие документы, подтверждающие соответствие сервисной организации установленным требованиям.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней. Если требуется дополнительная экспертиза, этот срок увеличивается до 60 дней. Срок действия лицензии не менее 3 лет. При смене учредителя, изменении организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса, реорганизации лицензия теряет силу. В случае ликвидации фирмы, лицензия должна быть возвращена по месту выдачи. Переоформление лицензии осуществляется в общем порядке.

В выдаче лицензии может быть отказано, если имеет место:

· недостаточность или недостоверность информации в документах;

· отрицательное экспертное заключение;

· несоответствие условиям сервисной деятельности (например, не обеспечена безопасность).

Лицензия может быть приостановлена или аннулирована государственным органом, ответственным за лицензирование. Приостановление действия лицензии происходит при выявлении в деятельности сервисной организации нарушений лицензионных требований и условий. Возобновление действия лицензии происходит по решению государственного органа, ответственного за лицензирование, после устранения выявленных недостатков. Если недостатки не устранены, лицензия аннулируется в судебном порядке.

Другим элементом защиты прав потребителя на качество и безопасность продукции, работ и услуг является сертификация.

Сертификация (от лат. sertum – верно и facere – делать) – определение соответствия услуги базовому стандарту или установленным требованиям. На товар или услугу, которые соответствуют стандарту, требованиям по безопасности и предотвращению ущерба потребителям, может быть выдан сертификат - документ, удостоверяющий качество услуги на срок не более 3 лет. Сертифицированная продукция маркируется специальным символом – знаком соответствия.

Различают сертификацию добровольную и обязательную. Согласно действующему российскому законодательству обязательной сертификации подлежат товары и услуги, способные нанести ущерб безопасности, здоровью или имуществу потребителей. Услуги и товары, подлежащие обязательной сертификации и не имеющие сертификата соответствия, запрещено рекламировать.

Добровольная сертификация в законодательно нерегулируемой сфере может иметь три уровня:

· заявление о качестве своей продукции, сделанное потребителю сервисной организацией (самосертификация);

· подтверждение потребителем, использовавшим услугу, необходимого качества услуг (сертификация «второй стороной»);

· подтверждение соответствия услуг установленным требованиям, сделанное независимой организацией на договорных началах.

Эти учреждения играют роль объективной и независимой третьей стороны по отношению к сервисной организации и потребителю. В Санкт-Петербурге такая организация – Центр испытаний и сертификации («Тест - Санкт-Петербург»), который входит в систему Госстандарта РФ.

Стандарты и квалификационные требования к работникам сферы сервиса. Для сервисных организаций требования по качеству, безопасности услуг устанавливаются в стандартах, нормах и правилах, которые утверждаются контролирующими органами РФ на основании Закона РФ «О стандартизации» (с дополнениями от 27 декабря 1995 г).

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: безопасности услуг; технической и информационной совместимости продукции; качества продукции, товаров и услуг; единства измерений и экономии всех видов ресурсов.

Стандартизация решает следующие задачи:

· установление терминов и определений, основных понятий в области стандартизации и управления качеством;

· установление показателей качества и безопасности услуг;

· установление требований к сертификации продукции и услуг.

В сфере сервиса используют следующие категории стандартов: межгосударственные (ГОСТ), национальные стандарты России (ГОСТ Р) и стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р) устанавливают обязательные требования к обслуживанию, обеспечивающие безопасность, охрану здоровья, жизни и окружающей среды, комплексность, точность и своевременность исполнения, а также рекомендательные требования к видам услуг, включая условия обслуживания. Стандарты предприятий устанавливают требования к конкретным услугам, к техническому оснащению, технологическим процессам, применяемым только на данном предприятии. Наряду со стандартами предприятий допускается разрабатывать регламенты, карты, технические условия на исполнение конкретных услуг на данном предприятии.

Стандартизация – один из видов деятельности, в высокой степени зависящих от конкретного вида предоставляемых услуг. Для каждого вида услуг разрабатываются свои стандарты, нормы и правила, хотя ГОСТ РФ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» относится ко всей сфере сервиса. Предоставление же туристских услуг регламентируется ГОСТомРФ Р 50690-2000 «Туристские услуги», а предоставление услуг гостиниц – ГОСТ РФ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» и Постановлением правительства РФ «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (1994). Соответствующие документы существуют и для других видов услуг.

Элементом системы государственного правового регулирования, обеспечивающего качество продукции и услуг, являются требования к работникам сферы сервиса – профессиональные стандарты для основных должностей по секторам сферы услуг.

Например, согласно профессиональным стандартам для туризма, утвержденным в 1999 г., все должности в туристской сфере разделены на три квалификационных уровня. Для каждого уровня даны наименования должностей, требуемый уровень образования, перечень основных навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Для каждого уровня (с учетом того, что по КЗОТ РФ объем конкретных требований по должностям определяется работодателем) даны стандартные должностные обязанности, основные навыки и знания, необходимые для их выполнения (2). Эти профессиональные стандарты стали основой для создания Государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям 100103 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм» и 100106 (230800) «Туризм».

Соблюдение правовых норм при продвижении услуг. Продвижение услуг на рынок предполагает комплекс мероприятий, проводимых сервисной организацией для информации потребителей, для убеждения в высоком качестве услуг, для напоминания о своих товарах и услугах. С этой целью используются вывески и витрины, фирменный стиль и торговая марка, персональные продажи и PR, презентации и выставки. Но наиболее широко используется в процессе продвижения услуг реклама – сообщение о конкретной продукции или услуге широкому кругу потребителей с целью стимулирования продаж.

Правовые отношения в сфере коммерческой рекламы на рынках товаров, работ и услуг регулируются Федеральным Законом РФ «О рекламе», принятом Государственной Думой 14 июня 1995 г, Указами Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» (1994) и «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» (1995). В ФЗ «О рекламе» даны определения ненадлежащей, недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой рекламы, сформулированы общие и специфические, зависящие от конкретного ее вида требования к рекламе. В законе очерчены права и обязанности рекламодателей и рекламораспространителей, обозначена ответственность за нарушение требований к содержанию, времени, способу распространения рекламной информации, установленному законом (ненадлежащая реклама). В этом последнем случае может оказаться необходимой контрреклама – опровержение ненадлежащей рекламы с целью устранения, ликвидации возможных негативных последствий.

Рекламная продукция сервисной организации должна учитывать правовые нормы, регулирующие рекламную деятельность. Наделение услуг в рекламе преувеличенными качествами или качествами, отсутствующими в услуге (недостоверная реклама), могут привести к судебным искам против сервисной организации и к отзыву лицензии на право деятельности. Изучение рекламных объявлений сервисных организаций показало, что пятая часть из них не содержат даже названия организации, что противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей».

Рекламная деятельность сервисной организации регулируется на местном уровне законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации», вносящем ряд ограничений в сфере рекламы. Например, в ряде городов РФ (в частности, в Москве, Санкт-Петербурге) ограничено или запрещено безналоговое использование в рекламе названий города, его гербовых символов и т.д.

Даже этот краткий обзор свидетельствует, что сотрудники сервисной организации, ответственные за продвижение услуг, должны самым внимательным образом отнестись к правовым нормам, зафиксированным в названных выше и других нормативно-правовых документах, регламентирующих рекламную деятельность в сфере сервиса.

Защита прав потребителей . Права потребителей защищаются в РФразличными нормативными документами. По сути, все правовые акты, связанные с государственным регулированием производства товаров, выполнения работ или предоставления услуг, в той или иной степени направлены на защиту прав потребителя. Не рассматривая всю совокупность документов, обеспечивающих права потребителя, остановимся подробнее на Федеральном законе «О защите прав потребителей» (в редакции от 17 декабря 1999 г).

Этот закон образно называют «конституцией потребителей». Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, права потребителей на просвещение, на государственную и общественную защиту интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В законе даны определения основных понятий, используемых в области защиты прав потребителей: потребитель, стандарт, недостаток и существенный недостаток, безопасность товара (работы, услуги).

Потребитель – лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Из этого определения следует, что потребителем гражданин является уже тогда, когда просит продавца товара или услуги рассказать об услуге и ее свойствах. Отказ в подобной просьбе может расцениваться как нарушение Закона.

Стандарт выступает как документ, который устанавливает обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Если выявлено несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям, то можно говорить о недостатке, выявленном в товаре (работе, услуге). Если невозможно или не допустимо использование товара (работы, услуги) в соответствии с целевым назначением, то говорят о существенном недостатке товара (работы, услуги).

Безопасность товара (работы, услуги) – это свойство товара (работы, услуги) не создавать угрозы для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также обеспечение безопасного выполнения работы (оказания услуги).

В 1 главе Закона «Общие положения» сформулированы права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителя, на качество и безопасность товара (работы, услуги), на информацию о товарах (работах, услугах), об исполнителе и режиме работы сервисной организации. Здесь же обозначена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию, за нарушение прав потребителя, за вред, причиненный плохим качеством товара (работы, услуги). Для сервисных организаций весьма существенно, что потребитель имеет право на судебную защиту и компенсацию морального вреда.

Глава 2 посвящена защите прав потребителей при продаже товаров, глава 3 – защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). В 3 главе подробно регламентируются порядок расчетов за услуги, соблюдение сроков выполнения работ и ответственность за их нарушение. Закон защищает права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), право на расторжение договора на оказание услуг. Исполнитель обязан информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги).

В 4 главе «Государственная и общественная защита потребителей» закреплены полномочия государственных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг), а также осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. В Законе определены и права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Государственная и общественная защита потребителей необходима потому, что потребитель, вынужденный защищать свои права, нуждается в поддержке профессионалов (юристов, экспертов). В такой ситуации государство отстаивает права потребителей законодательным путем, созданием и поддержкой специальных общественных институтов, призванных контролировать соблюдение законов и прав потребителей.

Права потребителей по международным документам. Возрастающее во всем мире значение сферы сервиса и ключевое положение потребителя в сервисном взаимодействии обусловили обращение международной общественности к проблеме прав потребителя и потребительскому поведению.

9 апреля 1985 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». В этом документе зафиксированы права потребителей, которые должны быть обеспечены в системе сервисного обслуживания. Эти права потребителя охраняются законом.

Право на удовлетворение базовых потребностей означает, что в первую

очередь должны удовлетворяться базовые, витальные потребности человека -в пище, воде, воздухе, тепле, одежде, жилище, безопасности.

Право на выбор реализуется в условиях рыночной экономики ориентацией на потребности, запросы людей – потребителей товаров и услуг. Производитель и исполнитель услуги предлагает, но не навязывает услугу. Выбор остается за потребителем.

Право потребителя на качество (товаров, услуг, работ) обеспечивается тем, что обязательные требования к качеству установлены в стандартах на производство товаров или услуг, имеется срок службы, гарантийный срок, обеспечено послегарантийное обслуживание.

Право на безопасность означает, что услуга, товар не могут нанести ущерб жизни и здоровью потребителя, а также окружающей среде. Должны быть предусмотрено: недопущение услуг, способных принести вред, и предотвращение вреда от уже реализуемых услуг или товаров. Если же вред нанесен, то вступает в силу право на возмещение ущерба , вреда – материального и морального.

Право на информацию: потребителю должна быть предоставлена в доступной и наглядной форме необходимая и достоверная информация об услугах (товарах), об изготовителе, о порядке приобретения и использования.

Право потребителя быть выслушанным означает обязанность производителя принять и рассмотреть в определенном порядке любую претензию по поводу услуги или товара.

Право на потребительское образование обеспечивается целой системой мероприятий по распространению знаний, по созданию соответствующих образовательных программ обучения потребителей в системе школьного и вузовского образования, на уровне местных и федеральных органов государственной власти.

Таковы некоторые нормативно-правовые аспекты, которые необходимо иметь в виду, организуя работу сервисной организации по предоставлению услуг. В данной теме представлены только основные фрагменты и некоторые практические рекомендации по правовым аспектам деятельности сервисной организации. Более подробные сведения можно почерпнуть непосредственно в текстах документов и специальной литературе по теме.

Вывод. Сервисная организация взаимодействует с потребителем в процессе продвижения, продажи и предоставления услуги. Обе стороны обладают при этом взаимными правами и обязанностями. Мера возможного и должного в этих случаях обеспечивается законодательством РФ, регулирующим сферу сервиса. Для обеспечения успешной работы сервисной организации ее сотрудники должны быть вооружены всесторонним знанием нормативно-правовых аспектов сервисной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гущин, В.В. Сервисное право / В.В.Гущин, В.Д.Пахомов, Е.П. Приходько – М.: Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», 2002. – С. 22-25.

2. Чудных Н.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности / Н.Б.Чудных. – М.: Сов.спорт, 2005. – С. 332-357.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите правовые аспекты сервисной деятельности, общие для всех сервисных организаций.

  1. По какой причине лицензия может быть приостановлена или аннулирована?

4. В чем значение профессиональных стандартов для основных должностей по секторам сферы услуг?

5. Приведите примеры ненадлежащей и скрытой рекламы.

6. Почему необходима государственная и общественная защита прав потребителей?

Как отмечается, в соответствии с новым законом заказчик имеет право на многократное использование проектной документации, оплаченной за счет бюджетных средств любых уровней бюджета и разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора такого произведения. При этом многократное использование проекта не лишает архитекторов авторских прав на их произведения.

"Право заказчика на многократное применение проектной документации позволяет существенно сократить сроки и оптимизировать затраты на строительство, исключается необходимость многократных обращений к проектировщикам с целью получения права использования проекта повторно", — говорится в материалах.

В них уточняется, что в настоящее время Гражданским Кодексом РФ предусматрена возможность включения в государственные контракты условий о передаче РФ исключительных прав на созданное по контракту произведение. Кроме того, в соответствии с ГК РФ авторские права принадлежат автору произведения, не передаются иным лицам, защищаются законом. В соответствии с ГК РФ произведения архитектуры являются объектом авторских прав, данные положения законом не меняются.

Теперь при необходимости заказа на проектирование муниципалитеты и регионы смогут безвозмездно использовать уже апробированные и удачно зарекомендовавшие себя проектные решения, включенные в реестр типовой проектной документации, который ведет Минстрой.

Ранее появилась информация о жалобах Союза архитекторов России, в которых утверждается, что "законопроект Минстроя предлагает лишить архитекторов прав на предмет их интеллектуальной собственности, вычеркнуть архитектуру из перечня произведений, защищаемых авторским правом". В пресс-службе Минстроя подчеркнули, что данная информация не соответствуют действительности.



Просмотров