Правосознание понятие и отличительные черты. Предпосылки правомерного поведения — Гипермаркет знаний

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

  1. Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.
  2. В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).
  3. Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде всего для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.
Документ

Из работы русского философа И. Л. Ильина «О правосознании».

    Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчиненного гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.

    Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

    Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

    Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
  2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
  3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, раскрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое правосознание?
  2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
  3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
  4. Каковы основные функции правовой культуры?
  5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
  6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
  7. Каковы предпосылки правомерного поведения?
  8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Задания

  1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кар-бонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
  2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
    • «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
    • «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
    • «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».
  3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?
  4. Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1 % возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.

    Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.

Мысли мудрых

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне (1782-1854), французский писатель, философ

правосознание идеология нигилизм идеализм

Правовое сознание отражает явления правового бытия через призму специфических правовых ценностей, идей, категорий и понятий и обладает специфическими свойствами. Можно со значительной долей условности выделить следующие черты (признаки, свойства) правового сознания.

Нормативность. Правосознание отражает бытие через призму норм как общеобязательных правил реализации воли субъекта; суждение представлено как сопоставление общей нормы, случая и вывода (оценки с позиции правосознания).

Дедуктивность. Правовое сознание, будучи нормативным, развертывается от общего (норма) к частному. Данное свойство правосознания в целом определяется спецификой логики правового мышления. Она предполагает суждение о частном на основе общего. То есть «общая воля» (порядок), выраженная в норме, прилагается к воле частной (участников правоотношения) с приоритетом первой. Субъект правосознания не противопоставляет себя общему, а отождествляет с ним и мыслит с позиции общего, рассматривая частное.

Негативность. Данное свойство правового сознания выражено в том, что оно актуализируется главным образом в условиях негативной ситуации, т.е. ситуации, осознаваемой как внеправовая. Таким образом, мы можем выделить еще одно свойство правосознания - реактивность. Реактивность правосознания является закономерным следствием его негативности. Следовательно, суждение в рамках правосознания не является инициативным и самостоятельным, оно инициируется конкретной ситуацией, осознаваемой как внеправовая, и представляет собой лишь реакцию.

Ретроспективность. Правовое сознание главным образом обращено на рассмотрение общественных отношений, уже имевших место, и это является его характерной чертой. Правовое сознание само по себе не обращено в будущее, так как не является сознанием целеполагающим в той мере, в какой им является политическое сознание. Правовое сознание само по себе ориентировано на рассмотрение социальной действительности через призму некоего объективного порядка, мнимого правовым существом. Конкретные интересы, линии перспектив индивидов и их групп правовое сознание не фиксирует. Именно по этому правотворчество как вид творчества следует не столько логике правового сознания, сколько логике сознания политического. Итак, правовая норма, созданная, как правило, для будущего и содержащая должное, существует в настоящем и актуализируется в правосознании только в связи с некой конкретной ситуацией, имевшей место в прошлом.

Внутренняя противоречивость. Правовое сознание самодостаточно, поскольку заключает противоречие в себе самом. Поэтому оно не экспансивно и внешне неконфликтно.

Компромиссность. Правовое сознание ориентировано на компромисс отличной воли различных индивидов, который создает временный баланс сил -- «замиренную среду» -- временную парадигму права, лежащую в основе любого порядка, без которой была бы невозможна стабильность в обществе.

Ценностно-нормативная иерархичность (полиаксиологизм), т.е. всеобщая иерархичность, как норм, так и ценностей. Иерархичность подразумевает систему со структурой взаимоподчиненных элементов. Правовые ценности правосознанием воспринимаются как обладающие «собственной ценностью», большей или меньшей, но не зависимой от ценности, стоящей на высшей ступени иерархии. Так, собственность с позиции правосознания есть ценность как таковая, а не постольку, поскольку ценна человеческая жизнь, хотя ценность человеческой жизни стоит выше в иерархии правовых ценностей.

Определение права как формы отношений. Право понимается как порядок -- форма отношений или как мера (форма) свободы (содержания). Эта мера представлена в либертарно-юридической теории в качестве меры реализации свободы на основе принципа формального равенства, а само право отождествлено со справедливостью.

Какое опре­де­ле­ние пра­во­со­зна­ния дано автором? Что автор счи­та­ет глав­ной чер­той правосознания?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Правовая идеология, охватываемая понятием «правовая система», представляет собой активную часть правосознания. Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определённой среде – экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому). Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание.

Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.

Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.

Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

«Правовая культура» – явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре – высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.).

(С. С. Алексеев )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1) ответ на пер­вый вопрос:

2) ответ на вто­рой вопрос:

Глав­ной чер­той пра­во­со­зна­ния автор счи­та­ет осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и пред­став­ле­ния о том, на­сколь­ко дей­ству­ю­щее по­зи­тив­ное право со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и справедливости, пра­во­вым цен­но­стям и идеалам.

Элементы от­ве­та могут быть пред­став­ле­ны как в форме цитаты, так и в форме сжа­то­го вос­про­из­ве­де­ния ос­нов­ных идей со­от­вет­ству­ю­щих фраг­мен­тов текста.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .

Если признать право объективной реальностью, то существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как правило, осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Через правосознание правовые тексты интерпретируются как правила поведения.

Правосознание обычно не выступает в «чистом» виде, оно переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Так, в частности, марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности всестороннего понимания сущности права, его роли в жизни общества. Классово-политический подход надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества .

Правосознание теснейшим образом связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права, как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Российский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание не только как совокупность воззрений на право, а включал в правосознание и взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других .

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

правосознание воспитание нигилизм



Просмотров