Право. предпосылки правомерного поведения

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10 класс 01.03.16

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической .

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo х

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Конспект урока по обществознанию

10 класс

Составитель:

учитель истории и обществознания

Калинина Татьяна Андреевна

Тема урока:

«Правомерное поведение»

Цели урока:

    Раскрыть понятие правового поведения;

    Выделить основные признаки правового поведения;

    Рассмотреть состав правового поведения;

    Выявить цели правового поведения.

Задачи урока:

Образовательные:

    формирование представления у обучающихся о правовом воспитании;

    формирование представления о признаках правового поведения;

    формирование собственного взгляда о правовом поведении и его структуре.

Воспитательные:

    формирование у обучающихся научного мировоззрения о правовом воспитании;

    формирование навыков и умений работать в коллективе.

Развивающие:

    развитие у обучающихся познавательного интереса к обществознанию и праву, в частности;

    развитие у обучающихся творческих способностей;

    развитие чувства воображения.

Тип урока:

Комбинированный

Ход урока

Понятие правомерного поведения.

Правомерное поведение как один из основных видов правового поведения в научной и учебной литературе понимается в целом единообразно, хотя ему даются самые разные определения: от кратких до более или менее пространных. Не вдаваясь в их анализ, отметим, что главным для правомерного поведения, и это отмечается практически во всех определениях, является его соответствие нормам позитивного права. Учитывая данный момент, дадим следующее определение правомерному поведению: правомерное поведение – это охраняемое государством социально полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.

Правомерное поведение как вид правового поведения имеет все те признаки, которые присущи правовому поведению. Некоторые из них получили отражение и в предложенном определении. В то же время в данном определении отражены и те признаки, которые присущи только правомерному поведению. В целом, исходя из предложенного определения, можно выделить следующие основные признаки правомерного поведения.

Во-первых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, является поведением людей – индивидов или их коллективов.

Во-вторых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия.

В-третьих, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это сознательно-волевое, осознанное поведение людей.

В-четвертых, правомерное поведение – это социально полезное поведение людей . Если правовое поведение является социально значимым и может быть либо социально полезным, либо социально вредным, то правомерное поведение всегда является социально полезным. Надо заметить, что в литературе данный признак не всегда безоговорочно признается. В частности, отмечается, что поскольку правомерное поведение может быть необходимым, желательным и социально допустимым, то едва ли последнюю разновидность правомерного поведения можно считать социально полезным поведением. Так, например, говоря о правомерном поведении, А. Ф. Черданцев отмечает: «Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы – поведение правомерное, однако не общественно полезное». Разумеется, правомерное поведение не всегда приносит прямую пользу обществу, но коль скоро общество допускает такие виды поведения, как неучастие в выборах, частые браки и разводы и т. д., то их надо все-таки при-знавать социально полезными, поскольку они не причиняют вреда обществу. Как отмечает В. В. Оксамытный, «обществу, общественным интересам должно служить и быть на пользу все, что осуществляется в рамках возможного и дозволенного законом, поскольку тем самым закрепляются приоритеты правового государства». Еще определеннее по этому поводу высказывается Р. А. Рома-шов. «Применительно к социально допустимому поведению, – пишет он, – его полезность определяется безвредностью».

В-пятых, это поведение, соответствующее нормам позитивного права . Данный признак выражает саму суть правомерного поведения, в связи с чем некоторые авторы, определяя правомерное поведение, ограничиваются в основном только этим признаком. Например, М. Н. Марченко пишет: «Правомерное поведение можно определить как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права» . Действительно, если неправомерное поведение нарушает нормы позитивного права, то правомерное поведение всегда согласуется с ними, соответствует им.

В-шестых, это поведение, которое обеспечивается, охраняется государством. Как уже отмечалось, любое правовое поведение подконтрольно государству. Подконтрольность правомерного поведения состоит в том, что государство обеспечивает его, берет под свою защиту, поскольку государство заинтересовано именно в правомерном поведении.

Состав правомерного поведения.

Теперь рассмотрим состав правомерного поведения. Состав правомерного поведения это совокупность элементов, которые в своем единстве образуют (составляют) правомерное поведение . В составе правомерного поведения можно выделить четыре элемента: объект, субъект, объективную сторону и субъективную сторону, хотя некоторые авторы ограничиваются только объективной и субъективной сторонами.

Объект правомерного поведения – это то, на что направлено правомерное поведение. Как представляется, это различные материальные и нематериальные блага.

Субъектом правомерного поведения является право- и дееспособное лицо (индивиды или их коллективы), совершающее правомерные поступки.

Объективная сторона правомерного поведения характеризуется внешним проявлением правомерного поведения и выражается в правомерном действии или правомерном бездействии, а также социально полезном результате.

Субъективную сторону правомерного поведения составляют, прежде всего, психическое и духовное состояние лица, его отношение к существующим нормам права и к своему поведению, правовая оценка им своей собственной деятельности. Кроме того, к субъективной стороне правомерного поведения принято относить также цели и мотивы поведения.

Виды правомерного поведения .

Существуют различные виды правомерного поведения, которые можно выделить по следующим основаниям: по отраслевой принадлежности, по формам реализации права, по степени социальной полезности, по субъектам, по объективной стороне, по субъективной стороне.

По отраслевой принадлежности правомерное поведение можно подразделить на конституционно-правовое, административно-правовое, гражданско-правовое и т. д.

По формам реализации права, поскольку реализация права осуществляется посредством правомерного поведения, могут быть выделены такие виды правомерного поведения, как соблюдение права, исполнение права, использование права и применение права.

По степени социальной полезности правомерное поведение подразделяется на поведение необходимое, желательное и социально допустимое. Необходимое поведение обладает наибольшей социальной полезностью. Оно затрагивает жизненно важные устои общества и связано с исполнением различных обязанностей в интересах государства и общества (защита отечества, служба в армии, уплата налогов и т. д.). Желательное поведение обладает менее высокой социальной полезностью, нежели необходимое поведение, но тоже благоприятно влияет на развитие общества. Вследствие этого государство по возможности оказывает стимулирующее воздействие на данный вид правомерного поведения (поощряет научное и художественное творчество, производительный труд, развитие спорта и т. д.). Социально допустимое поведение обычно не приносит ощутимой пользы государству и обществу, но не считается и социально вредным поведением, поскольку дозволяется нормами позитивного права (например, забастовки).

По субъектам правомерное поведение можно подразделить на индивидуальное (совершается отдельными индивидами) и коллективное (совершается группой лиц или организацией).

По объективной стороне, т. е. в зависимости от внешнего проявления, правомерное поведение подразделяется на правомерные действия (активное поведение) и правомерное бездействие (пассивное поведение). Правомерные действия, с учетом волевой направленности, в свою очередь, можно подразделить на юридические акты и юридические поступки.

По субъективной стороне (преимущественно с учетом целей и мотивов поведения) правомерное поведение, как представляется, можно подразделить на маргинальное, конформистское, привычное и социально-активное. На этой классификации мы остановимся подробнее, поскольку она является основной и позволяет более содержательно охарактеризовать правомерное поведение.

Маргинальное поведение (от лат. «;line-height: 150%"> Конформистское поведение (от лат. «conformis» – подобный, сходный; согласный, сообразный) – это поведение, носящее приспособленческий, конъюнктурный характер, и связано с подражанием другим. Оно присуще лицам, которые не имеют четкой гражданской позиции и приспосабливаются к окружающим, подражают им, пытаясь заслужить их доверие или, наоборот, боясь утратить его. Это люди, которые во многом лишены индивидуальности и не имеют собственного «Я». Ведут они себя правомерно только лишь потому, что так поступают другие.

Привычное поведение (его называют также традиционным, обычным, положительным, стереотипным ) – это поведение, которое сформировалось в силу привычки действовать в соответствии с законом. Такое поведение формируется под воздействием сложившихся устоев, традиций, семейного и иного воспитания, собственного опыта, убеждения в необходимости поступать так, а не иначе. Для многих людей (в Российской Федерации – это примерно одна треть граждан) привычное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни. Вместе с тем привычное поведение имеет и негативную сторону, связанную с его определенным консерватизмом. У человека по привычке может сохраняться потребность в совершении каких-либо действий, хотя необходимость в них объективно может уже исчезнуть. Особенно это характерно для переломных ситуаций в обществе при проведении радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью.

Социально-активное поведение – это глубоко осознанное, целеустремленное поведение, связанное с уважительным отношением к праву и закону. Социально-активное поведение представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения и является самой предпочтительной его разновидностью. Оно присуще людям, обладающим четкой гражданской позицией, высокой правовой культурой, высоким уровнем правосознания, глубокой убежденностью в необходимости подчиняться требованиям права, предъявляющим строгие требования как к своему поведению, так и к поведению других. Такие люди воспринимают нормы права как необходимые и целесообразные правила поведения, выражающие их собственные взгляды, потребности и устремления.

В ряде учебников по теории государства в данной классификации выделяются и некоторые другие виды правомерного поведения. Например, одни авторы выделяют дополнительно социально пассивное и нигилистическое поведение , другие – законопослушное поведение . Думается, однако, что достаточных оснований для выделения подобных видов правомерного поведения в рассматриваемой классификации нет. Так, социально пассивное поведение перекликается с маргинальным и конформистским поведением. Нигилистическое поведение может проявлять себя как правомерное (в частности, как маргинальное или конформистское) или как неправомерное поведение. Законопослушное поведение вообще может трактоваться как правомерное поведение в целом.

Вопросы:

    Что понимается под правовым поведением?

    Существует ли различие между правовым и юридически значимым поведением?

    По каким основаниям можно классифицировать правовое поведение, и какие его виды можно при этом выделить?

В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс

ТЕМА:

« ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

2015 – 2016 учебный год.

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

ХОД УРОКА

Вводная часть. (слайд 2)

Ответы на вопросы:

В чем причины отклоняющегося поведения?

В чем особенности правонарушения?

В чем различие между проступком и правонарушением?

В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала. (слайд 3)

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

2. Учитель:

Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

(учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

3. Работа в тетрадях. (слайд 4)

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. (слайд 5)

4. Учитель:

Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

Предлагаются 2 ситуации (мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

с. 225(мет). (слайды 6,7,8)

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

5. Учитель:

Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

Вопросы:

Какое поведение называют правомерным?

(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

(слайд 10)

Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля»

Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. (слайд 11)

Итог урока.

Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предпосылки правомерного поведения

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний? «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований» Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь» «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»

Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

Домашнее задание Пар. 29, с. 326. Документ и задания к нему.


В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
  • правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

>> Предпосылки правомерного поведения


МЫСЛИ МУДРЫХ

«Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену».
Гераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ

29. ПРЕДПОСЫЛКИ ПPABOMEPHOГO ПОВЕДЕНИЯ

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? кoгo можно назвать правокультурным человеком?

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для тoгo, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике .

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность caмoстоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «0 ветеранах» вызвал положительное отношение тех, у кoгo за плечами большой и трудный жизненный путь.

Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так мнoгo сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Однако вскоре многие разочаровались в законе, поскольку тот практически не был обеспечен материально. Поэтому реальное исполнение Федерального закона «О вeтepaнах» началось лишь в 1998 г.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов ; понимание сущности правовых учений и доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных opгaHoв, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объем этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовал установка - это определенное психологическое состояние человека, сформированное ycловиями eгo жизни, воспитанием, в том числе и правовым, ocнованное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это психологическая гoтoвнocть личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), гpyппoвoгo (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т. п.), 06щественного (правосознание вceгo общества).

Давайте разберемся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через нeгo на содержание права. Принимая ноpмативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Bo-втopыx, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. Так, например, coгласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные eгo оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Кроме тoгo, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как coвестливость, справедливость, честность, чувство собственнoгo достоинства, доброта . Она характеризуется определенным уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кoгo знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый ypoвень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных opгaнoв и должностных лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, coблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в coвременном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo характерны недооценка роли права или даже eгo отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Это приводит к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершенность правовой реформы, неэффективная работа opгaнoв государственной власти, мaccoвое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система пpaвoвoгo воспитания. В ее основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовые обучение и воспитание являются элементами образования в целом и мoгут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, нaпример «гapaнт», «Консультант-плюс», « Кодекс »); юридическая практика (передача юридической информации , знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

в современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.

2 в любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).

3 Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде вceгo для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.

ДОКУМЕНТ

Из работы pyccкoгo философа И. А. Ильина «О правосознании» .

Если человек хочет видеть свои личные права гражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и вepно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины cвoeго правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует eгo справедливое правосознание; в качестве рядового подчинeннoгo гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, coдержащиеся в законе, в процессы мотивации cвoeгo поведения.

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы cвoeгo гocyдapcтва, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно coблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

Вo-втopыx, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, pacкрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое правосознание?
2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
4. Каковы основные функции правовой культуры?
5. Что такое правомерное поведение? Каковы eгo признаки?
6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
7. Каковы предпосылки правомерного поведения? Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

ЗАДАНИЯ

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кapбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием,
то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
- «Депутаты государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо pacширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».



Просмотров