Право на труд относится к правам. Аналитика: Трудовые протесты

ПРАВО НА ТРУД,9 класс

1.Право на труд относится к правам

1)Личным 2)политическим 3)социальным 4)культурным

2. К занятым не относятся

1)работающие по найму, а также имеющие иную оплачиваемую работу 2)занимающиеся в кружках дополнительного образования 3)самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели4)избранные или назначенные на оплачиваемую должность

3.Выберите из списка человека, который может быть признан безработным.

1)врач в возрасте 66 лет 2)15-летний школьник, уволенный по окончании школьных каникул

3)выпускник вуза , ищущий работу после его окончания и зарегистрированный в службе занятости 4) женщина, имеющая сына в возрасте 1 год 2 месяца и находящаяся в отпуске по уходу за ребенком

4.Право устроиться на работу имеет человек с : 1) 12 лет 2)15 лет 3)18 лет 4) 21 года

5.На легкую работу может быть принят подросток в возрасте 14 лет при условии

1)согласия одного из родителей 2)согласия директора учебного заведения 3)завершения обучения 4)работы в ночную смену

6)К документам, необходимым для заключения трудового договора, не относится

1)паспорт или иной документ, удостоверяющий личность 2)трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства 3)страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 4)справка с места жительства о составе семьи

7.При увольнении по собственному желанию необходимо

1)предупредить работодателя письменно за 2 недели 2)предупредить работодателя устно за три дня

3)уведомить отдел кадров заказным письмом о прекращении работы 4)получить согласие профсоюзного комитета

8.К увольнению по инициативе работодателя относится

1)соглашение сторон 2) истечение срока договора 3)перевод работника на другую работу 4)сокращение численности работников

9.Отсутствие на рабочем месте без уважительных причин является правонарушением

1)административным 2)дисциплинарным 3)уголовным 4)гражданским

10.Видом дисциплинарного взыскания является

1)предупреждение 2)строгий выговор 3)увольнение 4)арест

11.Видом дисциплинарного взыскания является

1)замечание 2)штраф 3) лишение специального права 4)лишение свободы

12. К обязательным льготам, предусмотренным для тех, кто со вмещает работу с учебой, относится

1)увеличение заработной платы 2)дополнительный отпуск 3)неограниченный трафик в сети Интернет 4)запрет работы в ночную смену

1 3 . Разрешается применение труда лиц в возрасте до 18 лет в

1)игорном бизнесе 2)торговле табачными изделиями 3)уборке улиц 4)ночных клубах

14.Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется

1)только по истечении 6 месяцев с начала трудовой деятельности 2)только в летний период 3)только в зимний период 4)в любое удобное для подростка время

15.Работодатель имеет право в отношении несовершеннолетнего работника 1) отправить его в служебную командировку 2)направить на повышение квалификации 3)разрешить работу в ночную смену4)направить на работу в праздничный день

16. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

1) трудовая книжка 2) трудовой договор 3) Трудовой кодекс РФ 4) коллективный договор

17. Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном

выполнении работником за плату трудовых функций

1) гражданские 2) экономические 3) трудовые 4) социальные

18. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника

и работодателя:

1) Трудовой кодекс РФ 2) трудовой договор 3) трудовая книжка 4) декларация

19. Верно ли, что:

а) для работников, продолжающих обучение в школе, предусмотрен сокращенный

рабочий день;

б) льготой для работников, получающих высшее профессиональное образование,

является предоставление им дополнительного отпуска?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20.Верно ли, что:

а) социальное партнерство позволяет изменять форму организации предприятия;

б) социальное партнерство помогает согласовать интересы работников и работодателя?

1) верно только а 2 ) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1. Право на труд, закрепленное в статье 6 МПЭСКП, должно рассматриваться в контексте других основополагающих международных документов. Прежде всего, речь идет о Всеобщей декларации прав человека, закрепившей в статье 23, право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы

2. Определение нормативного содержания права на труд невозможно без установления цели, которая должна быть достигнута в процессе его реализации. Труд должен способствовать самоопределению человека, определению его места в обществе, он выполняет важную социальную функцию. Человек испытывает удовлетворение от востребованности своего труда. Реализация возможности трудиться определяет социальную роль и социальный статус личности, влияет на осознание его места в обществе. Право на труд имеет основополагающее значение для целей обеспечения достоинства и самоуважения людей, влияет на способность в дальнейшем пользоваться и реализовывать другие политические и социальные права. И человек должен реализовывать свое право на труд в таких условиях, которые не унижали бы его достоинство, а способствовали наиболее полному и гармоничному развитию личности. Таким образом, обеспечение возможности трудиться невозможно рассматривать отдельно от тех условий, в которых человек реализует эту возможность. Как указано в докладе Генерального Директора МБТ 1999 года: «The quantity of employment cannot be divorced from its quality» (Количество рабочих мест не может рассматриваться отдельно от их качества). Таким образом, полная реализация права на труд должна воплощаться в создании возможностей для женщин и мужчин в получении достойной и производительной работы, с точки зрения соблюдения свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства.

3. Понятие труда должно рассматриваться именно через концепцию «достойного труда», то есть работы по профессии, в должности, которая дает работникам возможность получить удовлетворение от наиболее полного применения своих способностей и знаний и помогает привнести наибольший вклад каждого работника в общее благосостояние, в том виде в каком она была провозглашена в Филадельфийской декларации. Несмотря на то, что достойный труд – это цель, это в то же время тот ориентир, через призму которого и должно рассматриваться право на труд и усилия Государств по его реализации.

4. Можно констатировать, что статьи 6 и 7 неразрывно связаны, и Государства создавая условия для реализации права на труд, должны одновременно обеспечивать достойные условия труда:

справедливое и равное вознаграждение за равный труд и отсутствие дискриминации;
гарантия достойных условий жизни;
санитарная и техническая безопасность рабочих мест;
возможность карьерного роста;
право на отдых, свободное время и ограничение продолжительности рабочего дня.

5. Представляется, что реализация права на труд в рамках концепции «достойного труда» невозможна без реализации так называемых основополагающих прав в сфере труда, провозглашенных Декларацией МОТ Об основополагающих принципах и правах в сфере труда, к которым относятся:

свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

действенное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Последние три принципа напрямую вытекают из определения права на труд, сформулированного в ч. 1 ст. 6.

«... право каждого человека...» (ч.1 ст.6)

6. Государство должно обеспечить равенство возможностей в реализации права на достойный труд. Каждое государство должно содействовать равенству возможностей и обращения путем определения и проведения национальной политики, направленной на искоренение всякой дискриминации в отношении труда и занятости.

Государство должно отменить все законодательные и административные положения, несовместимые с вышеупомянутой политикой, ввести такое законодательство и поощрять такие образовательные программы, которые смогут обеспечить принятие и соблюдение национальной политики, направленной на достижение подлинного равенства возможностей в сфере труда. Эту политику следует проводить в области труда и занятости под непосредственным контролем государственной власти.

Осуществление этой политики обязательно должно включать в себя обеспечение эффективных средств защиты для лиц, подвергающихся дискриминации. По смыслу рассматриваемой статьи защита от дискриминации не должна ограничиваться лишь теми лицами, которые уже получили доступ к труду и занятиям. Пакт гарантирует каждому возможности доступа к труду, занятиям, а также к обучению, без которого невозможно устроиться на работу. Таким образом, равные возможности должны быть обеспечены в следующих сферах:

равный доступ к учреждениям, ведающим профессиональным ориентированием и трудоустройством;

равный доступ по собственному выбору к обучению и работе на основании личных склонностей к этому обучению или работе;

равные возможности продвижения по работе сообразно с личным характером, знаниями и старанием человека;

равные гарантии стабильности положения на занимаемой должности;

равная оплата за труд равной ценности;

равные условия труда, включая рабочее время, периоды отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск, технику безопасности и здравоохранения на предприятии, а также мероприятия по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию и пособия, предоставляемые в связи с работой.

Защиту от дискриминации в сфере труда и занятий нельзя сводить лишь к сфере наемного труда. Сфера действия Конвенции охватывает любой труд и любые занятия, включая направление на работу, а также доступ к ненаемному труду, наемному труду, государственной службе и организациям работников и работодателей.

Применение принципа равенства возможностей и обращения не дает каждому права на любую работу по их выбору, независимо от их профессиональной квалификации и других условий, но гарантирует каждому право на рассмотрение его заявления о приеме на работу без предвзятости и без дискриминации по любому из оснований, перечисленных в Конвенции.

7. В тех случаях, когда объективно существует практика, препятствующая равным возможностям в реализации права на достойный труд, возможно и необходимо устанавливать специальные меры защиты и помощи для отдельных уязвимых категорий. Единственным условием при этом должно быть, что такие специальные меры должны быть соразмерными и должны быть направлены на достижение фактического равенства возможностей.

Это в частности относится к специальным мерам, которые могут быть приняты по отношению к коренным народам и народам, ведущим племенной образ жизни либо к инвалидам и пожилым людям, а также к мерам, разработанным для защиты материнства и здоровья женщин, и которые прямо признаны недискриминационными.

Параллельно со стремлением обеспечить полное равенство между мужчинами и женщинами, следует учесть, что ряд положений в настоящее время применяемых в отношении женщин с целью обеспечения возможности воспитания детей, должны предоставляться и мужчинам, в соответствие с идеями Конвенции о трудящихся с семейными обязанностями, 1981 (№ 156). То, что подобные преимущества предоставляются теперь не только женщинам, должно постепенно привести к повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда.

«... трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается...» (ч.1 ст.6)

8. Право на свободный труд включает в себя следующие аспекты.

а) Возможность свободного и самостоятельного выбора – работать или не работать. В этой связи представляется недопустимой установление всеобщей обязанности трудиться.

б) Свободный выбор рода деятельности или профессии, что предполагает следующие обязательства государства в сфере обеспечения выбора:

Наличие разнообразной работы, обеспеченное политикой, направленной на создание как можно большего числа рабочих мест в различных отраслях;

Профориентация, делающая доступной для каждого информацию о различных видах занятий. По общему правилу, главной целью профессиональной ориентации является предоставление молодежи и взрослым профессиональной помощи в выборе занятий, используя разнообразные методы, такие как распространение информации о профессиях, подготовка рекомендаций в свете личных склонностей и общественных потребностей;

Доступность любых форм профессионального обучения, с тем, чтобы обеспечить каждому в дальнейшем возможность выбора деятельности. Таким образом, если существует категория населения, которая не имеет доступа к определенному образованию, доступному всем остальным, то это различие будет влиять на их возможности трудоустройства и сделает невозможным для них реализацию права на достойный труд;

Право работника уволиться без предварительного разрешения. Комитет экспертов МОТ указал на то, что право работника свободно выбирать себе работу является неотчуждаемым правом. Поэтому запрет увольнения работника без согласия работодателя или только с разрешения властей нарушает принципы Конвенций МОТ. Однако национальное законодательство может налагать запрет на увольнение работников при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Такой запрет на увольнение рассматривается как работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств.

в) Запрет принудительного труда.

При определении обязательств государства по искоренению принудительного труда следует руководствоваться Конвенциями МОТ № 29 и №105 и использовать определение принудительного труда, предложенное МОТ: Принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольных услуг.

«...право на получение возможности... » (ч.1 ст.6)

9. Обучение и профессиональная ориентация это чрезвычайно важные сферы, так как именно этим определяются возможности конкретного лица на доступ к труду. Зачастую именно неравный доступ к профессиональному обучению приводит к лишению равенства возможностей во всех других сферах.

Профессиональная ориентация призвана сыграть важную роль в том, чтобы очистить многие профессии от стереотипов и архаичных мнений о том, например, что только лица определенного пола могут занимать определенную должность

10. Обеспечение возможности на доступ к труду и занятием предполагает в качестве неотъемлемого элемента запрет детского труда. Ограничение доступа детей к труду, а в некоторых случаях и запрещение детского труда правовыми актами МОТ обусловлены, прежде всего, стремлением обеспечить здоровый рост и нормальное развитие детей, не допустить воздействия негативных факторов на их здоровье, предоставить возможность получения образования, которое предоставит им в дальнейшем возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбранным трудом.

Как отметила МОТ, eliminating child labour is an essential element in the ILO"s goal of "Decent work for all". Обеспечение родителей достойной работой способно предотвратить наихудшие формы использования детского труда. Но до тех пор, пока цель "Decent work for all" is still only the goal, государствам необходимо предпринимать надлежащие минимальные шаги для запрещения детского труда, в особенности его наихудших форм. Конвенция МОТ № 138 «О минимальном возрасте для приёма на работу» является основополагающей в деле запрещения детского труда, ее реализация имеет долгосрочный характер. Однако запрещение и искоренение наихудших форм детского труда требуют принятия незамедлительных мер. На запрет наихудших форм детского труда направлены принятые в 1999 году Конвенция № 182 и Рекомендация № 190 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. В Конвенции № 182 сформулировано достаточно жестко, что государства обязаны «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда как вопроса, не терпящего отлагательства» (ст. 1).

11. Право на свободу объединения и ведение коллективных переговоров является одновременно гарантией реализации права на труд. Полная реализация права на достойный труд невозможна до тех пор, пока все возможности влияния на его реализацию находятся у государства, и работники не имеют собственных возможностей отстаивать свои права. Особенностью отношений по реализации права на труд в отличие от многих иных прав является участие третьего субъекта – работодателей. Объединения работников (профсоюзы) имеют в этой ситуации возможность постоянно отслеживать реализацию этого права и предпринимать шаги, направленные на его отстаивание и продвижение. В случае если право на объединение гарантировано и соблюдается, представители работников имеют возможность участвовать в ведении коллективных переговоров и проведении консультаций с целью создания новых рабочих мест, обеспечения условий трудоустройства, защиты от необоснованных увольнений и реализации многих других аспектов права на труд. В этой связи особую важность приобретает признание со стороны государства и содействие реализации работниками права на объединение и ведение коллективных переговоров, гарантируемое статьей 8 Пакта.

12. Право на труд содержит следующие основные элементы:

право на трудоустройство;
право не подвергаться необоснованному увольнению.

Исходя из анализа ч.1 ст.6 можно заключить, что право на трудоустройство подразумевает право каждого человека зарабатывать себе на жизнь своим трудом и право на свободный и не дискриминационный выбор видов и форм труда.

Учитывая это, право на труд во всех его формах и на всех уровнях содержит следующие взаимосвязанные основные элементы, точность применения которых будет зависеть от условий, существующих в том или ином государстве-участнике:

А) Наличие

В отношении занятости:

Наличие самой работы, которую люди могут выполнять. В связи с этим государство должно развивать экономику, в т.ч. предпринимать меры, направленные на создание рабочих мест в частном секторе, через обеспечение самозанятости (принятие мер, направленных на поддержание малого предпринимательства, в том числе налоговые меры; устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса и т.д.). Необходимо развитие государственного сектора экономики, способного обеспечить дополнительный объем рабочих мест и свести к минимуму безработицу. Также необходимо создавать такие законодательные, административные, налоговые условия функционирования предприятий и организаций, чтобы работодатели были заинтересованы в создании легальных рабочих мест и легальном оформлении трудовых отношений со своими работниками.

Те, кто не может быть немедленно обеспечен работой, пользуются защитой, которая включает в себя как возможность поиска работы, так и минимальный уровень государственного обеспечения. Это предполагает существование государственных служб занятости, которые должны осуществлять функции подбора подходящей работы. В случае невозможности подбора подходящей работы государство должно обеспечить минимальные социальные гарантии – выплату социального пособия, предоставление социального жилья, возможность переобучения и получения профессии, обеспечивающей возможность трудоустройства. Политика государства в этой сфере должна быть сбалансирована таким образом, чтобы с одной стороны поддерживать тех, кто ищет работу и готов приступить к ней, но не может этого сделать в силу ситуации на рынке труда, а с другой стороны, не предоставлять дополнительную защиту тем, кто в силу каких-либо причин не имеет желания трудиться.

В связи с тем, что ситуация на рынке труда может изменяться, государственные механизмы регулирования в этой области должны быть достаточно flexible, с тем, чтобы оперативно реагировать на эти изменения.

В отношении защиты от необоснованного увольнения:

Те, кто имеют работу, пользуются гарантиями от того, чтобы ее потерять. Т.е. государство должно предусматривать в законодательстве гарантии от необоснованного увольнения работников; обеспечивать эффективные механизмы защиты, в том числе судебной, в случае необоснованного увольнения. В качестве способа защиты от необоснованного увольнения в судебном порядке должна быть предусмотрена не только возможность получения компенсации, но и возможность самого восстановления на работе.

Должны предусматриваться механизмы, способные повлиять на сохранение рабочих мест работниками в случае угрозы массовых увольнений, закрытия крупных предприятий, если в результате таких мероприятий может возникнуть гроза безработицы в отношении относительно больших групп работников. Это могут быть переговоры с представителями работников о сроках и порядке высвобождения работников; условия об обязанности трудоустроить всех или часть бывших работников в случае перепрофилирования предприятий и организаций, которые могут быть закреплены в законодательстве или устанавливаться решением государственных органов, органов местного самоуправления по согласованию с представителями работников; условия о необходимости переобучения работников в случае, если очевидна невозможность найти новую работу по специальности, с которой увольняется работник, в месте его жительства и т.д.

Б) Доступность

Доступность труда означает возможность получить работу и включает ряд элементов. Следует начать с того, что труд может быть доступен только лишь в том случае, если у граждан есть возможность получить начальное, среднее и специальное образование, необходимое для получения впоследствии той или иной работы. Поэтому право на труд неразрывно связано с правом на образование.

Недискриминация предполагает доступность труда во всех его элементах всем трудоспособным гражданам государства без дискриминации по какому-либо основанию, по которому дискриминация является не допустимой в соответствии с критериями, установленными МОТ. Кроме того, государство должно предусматривать специальные меры защиты в отношении уязвимых групп населения, положение которых на рынке труда менее стабильно, чем обычных граждан (инвалиды, пожилые люди, молодежь, граждане с семейными обязанностями и др.). Подробнее об этом см. параграф 7.

Физическая доступность предполагает возможность трудиться независимо от места жительства гражданина либо наличия у него физических недостатков, огранивающих способность к передвижению.

Необходимо развивать экономику, в том числе государственный сектор экономики, таким образом, чтобы возможность доступа к рабочим местам была у людей, проживающих в разных регионах государства. Государства, в которых существуют изолированные от остальной территории регионы, должны обеспечивать возможность занятости в этих регионах. В случае невозможности нахождения работы в таких регионах и невозможности создания в них новых рабочих мест государства должны обеспечивать гражданам возможность выезда в другие регионы, где существует возможность нахождения работы, например, финансировать расходы по переезду, предоставлять социальную помощь в первое время после переезда для целей обустройства и т.д.

Условием обеспечения физической доступности труда является также развитие транспортных коммуникаций, общественного транспорта. В некоторых случаях может требоваться организация государственными органами или органами местного самоуправления специального транспортного для доставки работников до места работы и домой, либо такая обязанность может возлагаться на работодателей. В случае развития нового производства и создания новых рабочих мест в малозаселенных регионах, целесообразно, чтобы государство брало на себя некоторые расходы, связанные с переездом и обустройством работников и членов их семей, облегчало им возможности поселения на новом месте.

Физическая доступность мест работы для лиц с физическими недостатками является также аспектом доступности труда (подробнее об этом см. п.п.20 – 27 Замечаний общего порядка №5).

Физическая доступность также предполагает физическую доступность судебных учреждений, в которых работники могут получить защиту от необоснованного увольнения, т.е. нахождение судебных учреждений в регионе их проживания или работы; установление правил подсудности, предусматривающих обращение в судебные учреждения по месту жительства работника или месту нахождения предприятия, организации, в которой он работает.

Экономическая доступность имеет несколько элементов. Прежде всего, экономически доступным должно быть образование, являющееся гарантией реализации права на труд. В отношении такого аспекта права на труд как развитие самозанятости (малое предпринимательство, индивидуальное предпринимательство и т.д.) государство не должно устанавливать условия осуществления этого права, которые обходились бы гражданам достаточно дорого и тем самым препятствовали бы организации самозанятости. Например, государство не должно устанавливать слишком высокие сборы и пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, слишком высокие сборы за получение лицензии на право заниматься теми или иными видами индивидуальной деятельности и т.д.

Кроме того, право на труд предполагает в качестве элемента право на свободный выбор видов и форм труда, который окажется невозможным, если государством не будет гарантирован минимальный размер заработной платы, обеспечивающий subsistence needs. В случае, если в некоторых отраслях (например, в финансируемых из бюджета, таких как здравоохранение, образование) уровень заработной платы будет так низок, что люди будут вынуждены выбирать иные виды труда, профессии только лишь потому, что, работая в этих отраслях, не смогут заработать себе на жизнь трудом, не будет реально существовать свободы выбора видов и форм труда. Поэтому экономическая доступность включает в себя также установление определенной минимального размера заработной платы.

Такой элемент права на труд как право не подвергаться необоснованному увольнению включает необходимость установления достаточно недорогой и доступной процедуры защиты от несправедливого увольнения.

Доступность информации означает наличие и обеспечение информации как по поводу существующих возможностей работы в современном обществе для того, чтобы молодые люди имели возможность выбрать образование и будущую профессию, так и по поводу существующих вакансий. Информация о вакансиях и возможностях трудоустройства должна обеспечиваться через государственные службы занятости, а также через частные кадровые агентства, действующие с соблюдением всех принципов работы в части недопустимости дискриминации (см. об этом про дискриминацию...)

Доступность информации включает также необходимость обеспечить работникам информацию об условиях их труда, в том числе о наличии вредных факторов на рабочем месте, об условиях оплаты и любых иных условиях труда, а также об их правах в области защиты трудовых прав. Работники должны иметь доступ к информации о трудовом законодательстве, о регулирующих их труд нормативных актах и локальных нормативных актах, о возможностях судебной защиты их прав и иных способах защиты трудовых прав.

Доступность информации должна также предполагать наличие права распространять информацию об условиях труда и способах защиты трудовых прав.

В) Приемлемость

При разработке программ занятости и создании рабочих мест как в государственном, так и в частном секторе экономики следует учитывать уровень образования людей, нуждающихся в трудоустройстве, их предшествующий опыт работы квалификацию (например, в случае перепрофилирования производства, создания новых рабочих мест взамен закрывшихся); исторические традиции развития народа и сформировавшиеся в связи с этим представления о достойном, уважаемом, востребованном труде; морально-этические и религиозные нормы, существующие в обществе. С другой стороны, необходимо учитывать не только существующие в этом обществе, но и складывающиеся в мировом сообществе представления о приемлемых условиях работы (см. пп.b ч.1 ст.7), в том числе экологических стандартах, безопасных условиях труда.

Решая проблему занятости уязвимых групп населения, следует особенно учитывать степень приемлемости конкретных видов работы (с точки зрения напряженности, необходимости физического присутствия, затрачиваемых физических усилий, интенсивности работы и т.д.) для той или иной уязвимой группы.

Г) Качество

Когда речь идет о качестве труда, необходимо рассматривать статью 6 в тесной взаимосвязи со статьей 7, гарантирующей право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

ii) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;

Предоставляемая государством возможность трудиться должна быть такой, чтобы каждый, кто ее реализует, мог зарабатывать себе этим на жизнь. Обеспечение этого положения предполагает проведение определенной политики государства, направленной на установление гарантий в области заработной платы, с тем, чтобы ее размер соответствовал неотъемлемы жизненным потребностям работников. Практика показала, что на сегодняшний момент таким эффективным механизмом является установление гарантированной государством минимальной заработной платы.

В связи с различием в экономических возможностях государств, уровнях жизни в различных странах невозможно жестко определить каким должен быть минимальный размер. Между тем, во всяком случае, представляется необходимым соблюдение государством следующих обязательств при установлении МРОТ:

Предусматриваемые государством гарантии должны охватывать как можно более широкий круг лиц и быть недискриминационными;

Минимальная заработная плата должна иметь силу закона и не подлежать понижению по соглашению между частными лицами или корпорациями;

При определении конкретных размеров минимальной заработной платы должны учитываться потребности трудящихся и их семей, таким образом, чтобы такая заработная плата позволяла каждому зарабатывать себе на жизнь и обеспечивать удовлетворительное существование для них самих и их семей.

Обеспечение равного вознаграждения за труд равной ценности без какого бы то ни было различия предполагает осуществление государством следующих мер:

Создание системы, механизмов, позволяющей определять цену труда таким образом, чтобы труд можно было сравнить;

Создание эффективной системы государственного надзора за соблюдением этого положения частными работодателями;

Эффективные защитные и компенсационные механизмы (прежде всего, право на судебную защиту) для тех, чье право на равное вознаграждение за труд равной ценности нарушено.

b) условия работы, отвечающие требования безопасности и гигиены

Государства должны обеспечить законодательные, административные или иные положения, устанавливающие minimum conditions of occupational health and safety. Государства должны обеспечивать полную реализацию установленных положений на практике. Государства должны стремиться, чтобы minimum conditions of occupational health and safety относились как к можно большему числу граждан, вовлеченных в общественно полезный труд, независимо от вида и формы выбранной ими виды или формы занятости. В особенности государства должны уделять внимание проведению политики, направленной на предупреждение профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. В случае повреждения здоровья работников на производстве или получения профессионального заболевания, государства должны предоставлять указанным работникам эффективную защиту, поддержку, возможность переобучения. Особенное внимание следует уделять уязвимым группам. Как уже отмечал Комитет, государства-участники обязаны обеспечить, чтобы инвалидность не использовалась как оправдание для установления заниженных стандартов охраны труда или для выплаты зарплаты по уровню ниже минимальной (п. 25 замечания общего порядка № 5).

c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

МЕРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИНЯТЫ УЧАСТВУЮЩИМИ В ПАКТЕ ГОСУДАРСТВАМИ

13. Меры, которые государства должны предпринимать в целях полного осуществления права на труд, изложены в параграфе 2 статьи 6 Пакта. Часть вторая статьи 6 включают следующие обязательства государства:

обязанность государства обеспечить в целях осуществления права на труд реализацию программ профессионально-технического обучения и подготовки;

обязанность государства осуществлять пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития,

обязанность государства проводить политику, направленную на достижение полной производительной занятости,

обязанность государства создавать условия, гарантирующие основные политические и экономические свободы человека.

Государствам следует учитывать, что перечень этих мер не исчерпывающий, что означает, что государства должны сами определять перечень надлежащих мер, руководствуясь приведенными в части второй статьи 6 примерами и принципами, изложенными в п. 4 Замечания общего порядка № 3 .

14. Программы профессионально-технического образования и подготовки.

Профессионально-техническое образование является одновременно элементом права на образование и права на труд. Об этом, в частности, речь идет в пунктах 15 и 16 Замечания общего порядка № 13, в которых рассматривается профессионально-техническое образование, в том числе и в контексте права на труд.

15. Пути и методы неуклонного экономического, социального и культурного развития.

Указанная обязанность вытекает из общих обязательств, взятых государствами на себя в силу ст. 2 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Право на труд не может быть реализовано в полной мере в обществе, не стремящемся к развитию, повышению своего жизненного уровня. В то же время всё большая реализация права на труд как можно большим числом желающих трудиться способствует экономическому, социальному и культурному развитию.

16. Программы полной производительной занятости

Международная организация труда разработала ряд документов в сфере проведения политики занятости, включая, в частности, Конвенцию № 122 «О политике в области занятости». Как отметила МОТ, «содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости... должно рассматриваться как средство практической реализации права на труд», а содействие достижению такой занятости «должно быть приоритетной целью и составной частью экономической и социальной политики государств-членов».

Политика государства должна быть направлена на обеспечение полной занятости. При этом под полной занятостью необходимо понимать такое состояние общества, когда все желающие участвовать в общественно производительном труде могут быть привлечены к деятельности, дающей им доход, достаточный для существования на уровне, признаваемом в данном обществе нормальным. Таким образом, государства обязаны стремиться не только к предоставлению всем желающим трудиться возможности заниматься общественно полезным трудом, но и к тому, чтобы эта занятость была в течение полного рабочего времени, чтобы рабочее время было занято полезной работой, и при этом эта работа давала бы адекватный её объему и качеству доход. Таким образом, вынужденно ограниченную занятость по времени, содержанию или доходу, следует считать неполной. С другой стороны, в тех случаях, когда введение неполной по времени занятости вызвано политикой государства, направленной на создание или сохранение как можно большего числа рабочих мест, такие меры следует признавать обоснованными. Однако их введение не должно приводить к ограничению прав работников, работающих на условиях неполного рабочего времени.

Государственная политика должна стремиться к минимизации сроков поиска работы и оптимизации процесса такого поиска.

Занятость должна быть производительной, то есть по содержанию деятельность людей должна оцениваться в этом обществе как приносящая пользу, как общественно полезный труд. Понятие производительной занятости тесным образом связано и с провозглашенной МОТ целью – целью «достижения достойного труда».

При этом государства наряду с традиционно применяемыми мерами политики занятости (информирование населения о вакансиях, профессиональный отбор, профессиональное обучение и переобучение работников) должны искать новые формы вовлечения в трудовые отношения максимально большого числа лиц, нуждающихся в работе. В этой связи также необходимо руководствоваться рекомендациями МОТ, выработанными по данному вопросу.

В тех случаях, когда государство проводит политику поощрения сверхзанятости, в том числе по соображениям экономического характера (низкий уровень заработной платы), такая политика может препятствовать достижению полной производительной занятости.

17. Условия, гарантирующие основные политические и экономические свободы человека

Государства должны в полной мере признавать, соблюдать и защищать политические и экономические свободы человека. Как указано в Венской Декларации, принятой Всемирной конференцией по правам человека, «все права человека взаимосвязаны и взаимозависимы». Осуществление гражданских и политических прав «может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения всех жизненных потребностей в труде, питании, жилище, охране здоровья, образования и культуре». Именно в условиях, гарантирующих политические и экономические свободы, возможна наиболее полная реализация права на труд.

Ограничения экономической свободы, том числе различные административные барьеры, подавляют развитие общества и препятствуют самореализации людей, в том числе препятствуют им свободно осуществлять выбор вида и форм занятости. Для создания реальной возможности каждому человеку зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, государства должны создавать условия для максимально полной реализации гражданами экономических свобод.

Государства должны принимать во внимание и то, что право на свободный выбор труда не может быть обеспечена в том обществе, где не в полной мере реализуются политические свободы человека, в частности, такие как свобода объединения и свобода слова.

Предложения подготовлены:
Автономной некоммерческой организацией
«Центр социально-трудовых прав»

В работе участвовали:

Герасимова Елена Сергеевна, к.ю.н., директор АНО «ЦСТП»

Гвоздицких Анна Валерьевна, юрист АНО «ЦСТП»

Крылова Ольга Сергеевна, юрист АНО «ЦСТП»

К настоящим предложениям присоединяется Сеть неправительственных организаций (НПО) «Продвижение и защита социальных и экономических прав в Российской Федерации с использованием международных инструментов», в настоящее время объединяющая 85 НПО.

Права человека. Изложение фактов. Комитет по экономическим, социальным и культурным вопросам. Женева, 1996. с. 3

Труд играет важную роль в жизни общества. Право на труд гарантировано каждому человеку государством. Узнаем, что означает право на труд и какие правила действуют в этой сфере.

Значение труда

Благодаря труду, люди получают денежные средства для того, чтобы удовлетворять свои потребности, реализуют свои способности и интересы.

Труд ценился во все времена, что подтверждают народные выражения и пословицы: “Без дела жить – небо коптить”, “Лень мужика не кормит”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”.

Гарантии права на труд в России

Каждый человек в нашей стране обладает правом свободно выбирать профессию и распоряжаться своим трудом.
Выделим ряд основных правил:

  • принудительный труд запрещен;
  • каждый сам решает, чем будет заниматься;
  • труд предполагает вознаграждение, которое не может быть ниже установленной государством суммы;
  • государство защищает людей от безработицы;
  • каждый человек имеет право на трудовой спор, в данном случае – между работниками и работодателями;
  • все имеют право на отдых, то есть праздничные и выходные дни, ежегодный отпуск и так далее.

Источники трудового права

Понятие труд и право в современном обществе неотделимы друг от друга.

Существуют специальные законы и кодексы, определяющие права и обязанности людей, занятых трудом. Их можно разделить на две группы:

  • международные документы

К примеру, это Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

  • законодательство государства

В России к таким документам относятся Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Трудовые отношения

Они возникают между работниками и работодателями и представляют собой соглашение людей, один (одни) из которых выполняет определенную работу, а другой обязуется создавать для этого благоприятные условия, предоставлять все необходимое и оплачивать труд.

Работодателями могут быть:

  • физические лица (отдельные люди, например, индивидуальные предприниматели);
  • юридические лица (организации)

Работниками выступают:

  • Лица, достигшие 16 лет;
  • Начиная с 14-летнего возраста могут работать подростки, родители или опекуны которых дадут письменное согласие, но для них возможен только легкий и непродолжительный труд, не причиняющий вреда их здоровью и не нарушающий процесс их обучения в школе.

Трудовой договор

Для того, чтобы работники и работодатели не нарушали права друг друга и добросовестно выполняли свои обязанности, между ними заключается трудовой договор.

Трудовой договор – это письменный документ, соглашение работника и работодателя, в котором прописываются :

  • права и обязанности работника;
  • права и обязанности работодателя;
  • дата начала работы и срок действия;
  • условия оплаты труда;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • компенсации за тяжелую работу;
  • характер работы.

Права и обязанности сторон трудовых отношений

Человек, предоставляющий другим людям работу, может:

  • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры;
  • требовать от работников исполнения их обязанностей;
  • требовать соблюдения правил, принятых в организации, и бережного отношения к его имуществу.

При этом он обязан:

  • соблюдать законы и условия договоров;
  • предоставлять работникам безопасные условия труда;
  • своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату.

Права работника:

  • получать работу, предусмотренную трудовым договором;
  • получать заработную плату;
  • отдых;
  • защиту своих прав;
  • создание профессиональных союзов.

Работник должен:

  • добросовестно исполнять свои обязанности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка;
  • беречь имущество работодателя и соблюдать правила охраны труда.

Что мы узнали?

Мы изучили тему 9 класса обществознания и выяснили, что сейчас труд регулируется международными и государственными законами. Каждый человек имеет право на труд, а также на свободное им распоряжение и выбор профессии. Между работодателями и работниками возникают трудовые отношения, у них появляются свои права и обязанности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 91.

Право человека на труд: понятие, содержание, международные стандарты

Право на труд - одно из фундаментальных прав человека, установленное международно-правовыми актами и признано всеми государствами мира. Это право относится к группе социально-экономических прав и в общем смысле отражает потребность человека создавать и приобретать источники существования для себя и своей семьи, реализовывать свой творческий потенциал, выражать свою личность.

Право на труд и защиту от безработицы провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (ООН, 1948 г.), Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.), ратифицированным Верховной Радой УССР, Конвенциями и Рекомендациями Международной организации труда (МОТ). На европейском уровне право на труд установлено Европейской социальной хартией (Совет Европы, 1961 г., пересмотрена в 1996 г.), подписанной Украиной при вступлении в Совет Европы.

Законом Украины от 14 сентября 2006 г. № 137-В Европейскую социальную хартию (пересмотренную) ратифицировано. Отдельные положения относительно прав человека в сфере труда закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.). Украиной ратифицированы Конвенция, ряд протоколов к Конвенции, а также признано компетенцию Европейской комиссии по правам человека принимать от любого лица, неправительственной организации или группы лиц заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы о нарушении Украиной прав, изложенных в Конвенции, и ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. о признании обязательной и без заключения специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека во всех вопросах, касающихся толкования и применения Конвенции.

Особое значение для признания и защиты права на труд имеет деятельность Международной организации труда (МОТ). За годы существования с 1919 г. и по состоянию на декабрь 2007 г. МОТ приняла 187 конвенций и 199 рекомендаций по различным вопросам труда. Высший орган МОТ - Международная конференция труда (МКП) на своей 91-й сессии в июне 2003 г. в очередной раз подтвердила, что защита трудящихся является краеугольным камнем мандата МОТ. В рамках Программы МОТ по обеспечению достойного труда, все работники, независимо от типа занятости, должны работать в условиях уважения своего достоинства. На 95-й сессии МКТ (2006 г.) рассматривались актуальные вопросы, касающиеся трудовых отношений и изменения моделей и структур в сфере труда, а на 96-й сессии 10 мая 2007 г. была представлена для обсуждения Глобальный доклад "О равенстве в сфере труда", которая включает среди прочего вопрос о дискриминации на рабочих местах в странах Европы.

по Состоянию на декабрь 2007 г. Украина ратифицировала 63 конвенции МОТ. Следовательно, они, согласно ст. 9 Конституции Украины является частью национального законодательства.

Международные акты определяют содержание права человека на труд как возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается (ст. 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Европейская социальная хартия провозглашает, что "каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь путем свободного выбора профессии и занятий" (ст. 1).

Как видим, понимание содержания права на труд довольно простое. Необходимо лишь обеспечить человеку возможность свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать себе труд или свободно на такую работу соглашаться, выбирать профессию, род занятий. Но, как показывает практика, в сфере обеспечения этого права возникают не самые главные трудности, а проблемы в этой сфере оказались весомыми и общими для всех государств мира.

Сама постановка проблемы прав человека, в частности права на труд, имеет смысл в том, что обязанность государства состоит не только в признании этого права путем закрепления в законодательном порядке, но и, главным образом, в применении определенных мер по его надлежащему обеспечению.

Право на труд, как уже отмечалось, принадлежит к группе социально-экономических прав человека, и эта двойственность - экономическая и социальная составляющие - свидетельствует о комплексный характер названного права. Оно является экономическим правом, поскольку осуществление права на труд предоставляет возможность человеку получить средства к существованию. Проблемы в обеспечении экономической составляющей этого права заключаются в адекватности оплаты труда трудовым затратам, а также в том, чтобы оплата труда обеспечивала бы достойное существование для человека.

Право на труд является также социальным правом человека. "Социальность" - от французского означает общественность, такое, что характеризует совместную жизнь, взаимные обязанности гражданского быта. "Социальность" от латинского (общий, общественный) - название всего міжлюдського, то есть связанного с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь в отношении общества и общины, что имеет разгоревшийся межличностный и общественный характер.

Социальность права на труд выражается в том, что осуществляя его, лицо имеет возможность получить от государства помощь в трудоустройстве, а также обеспечить уровень жизни, достойный человека, для себя и членов своей семьи. Социальность заключается также в том, что государство устанавливает круг социальных стандартов и государственных гарантий в сфере труда, которые должны быть соблюдены любым работодателем и не могут быть снижены; в законе должна быть закреплена обязанность работодателя своими взносами участвовать в социальном страховании работника на случай его нетрудоспособности, безработицы, трудового увечья, профессионального заболевания, старости и т.п.; работодатель должен выделять часть прибыли от полученных доходов и направлять их на социальное развитие работников на охрану труда, улучшение социальных условий труда, обеспечение социально-бытовых условий, мероприятий по охране здоровья. Наконец социальность также означает, что юридическими средствами должны быть установлены условия достижения социального согласия между двумя наиболее значительными группами в обществе - наемными работниками и работодателями, от деятельности которых зависит объем материальных источников в государстве, а следовательно - обеспечение общих налогов других звеньев социальной сферы: образования, здравоохранения, социальной помощи нетрудоспособным и т.д.

Определяющими в обеспечении права на труд является свобода труда и запрет принудительного труда. Принцип свободы труда закреплен в конституциях государств, которые провозгласили себя социальными. В частности, в Конституции Российской Федерации провозглашено, что труд является свободным, гарантируется право каждого свободно выбирать род деятельности и профессии, запрещается принудительный труд.

Конституция Украины в статье 43 провозгласила: "Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается". Как видим, Конституция Украины определила содержание права на труд в соответствии с международными стандартами, свобода труда теперь является одним из основных принципов трудового права Украины.

Заслуживает особого внимания то, что Конституция Украины установила право человека на труд именно как право человека, а не как его обязанность. Таким образом, нежелание трудоспособного лица работать теперь не является основанием для привлечения его к юридической ответственности, как это было при советской суток.

Уместно привести по этому поводу конституционные нормы зарубежных государств. Не все они регулируют таким образом отношение государства к трудового статуса своих подданных. Так, в конституции Италии, Франции, Японии содержат не только право граждан на труд, но и обязанность работать. Например, согласно статье 4 Конституции Италии "каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества". Конституция Японии устанавливает: "Все имеют право на труд и обязаны трудиться" (ст. 27). В Преамбуле Конституции Франции 1985 г., где воспроизводится текст Преамбулы Конституции 1946 г. и отмечается преемственность ее принципов, указывается: "Каждый обязан работать и имеет право на получение должности".

Следует учесть, что право на труд не единственное в этой сфере, есть и много других трудовых прав. Как отмечал Г.П. Лившиц, право на труд имеет основополагающий, фундаментальный характер, из него следуют все другие трудовые права (Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. - М., 1982. - С. 139).

Кроме, собственно, права на труд в международных актах и конституциях государств устанавливается целый "пакет" трудовых прав, этот каталог не является исчерпывающим и имеет тенденцию к увеличению.

В Европейской социальной хартии (пересмотренной), которую Украина ратифицировала, с 31 права человека, предусмотренного Хартией, 22 касающихся сферы труда. Из них 6 прав предусмотрено статьями, которые относятся к числу обязательных, то есть таких, без взятия государством обязательств в отношении которых ратификация произойти не может. Это такие права: право на труд (ст. 1); право на создание организаций (ст. 5); право на заключение коллективных договоров (ст. 6); право детей и подростков на защиту (ст. 7); право трудящихся - мигрантов и членов их семей на защиту и помощь (ст. 19); право на равные возможности и равное отношение при решении вопросов трудоустройства и профессии без дискриминации по признаку пола (ст. 20). Из числа дополнительных статей Хартии 16 статей предусматривают права в сфере труда. К таковым относятся: право на справедливые условия труда (ст. 7); право на безопасные и здоровые условия труда (ст. 3); право на справедливое и достаточное вознаграждение (ст. 4); право работающих женщин на охрану материнства (ст. 8); право на профессиональную ориентацию (ст. 9); право на профессиональную подготовку (ст. 10); права инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в общественной жизни (ст. 15); право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других сторон (ст. 18); право на информацию и консультацию (ст. 21); право участвовать в определении и улучшении условий труда (ст. 22); право на защиту в случае увольнения (ст. 24); право работников на защиту их прав в случае банкротства их работодателя (ст. 25); право на достойное отношение на работе (ст. 26); право работников с семейными обязанностями на определенные возможности и равное отношение к ним (ст. 27); право представителей на защиту на предприятии и условия, которые должны создаваться для них (ст. 28); право на информацию и консультации во время коллективного увольнения (ст. 29).

Если классифицировать права человека в сфере труда по субъектному критерию, можно выделить индивидуальные трудовые права (право человека на труд, на безопасные и здоровые условия труда" на разумное ограничение рабочего времени, на справедливое и удовлетворительное оплату труда, своевременное ее получение, на отдых, на объединение в организации, в частности в профессиональные союзы, для защиты своих трудовых прав и интересов и т.п.) и коллективные трудовые права (право трудового коллектива на заключение коллективного договора, на ведение коллективных переговоров, на рассмотрение коллективных трудовых споров, на забастовку, право организаций работников и работодателей на объединение и т.п.). Такое разделение имеет практическое значение, поскольку нашел отражение в соответствующих нормативно-правовых актах как на международном, так и отечественном уровнях. Выделяются акты, содержанием которых являются нормы, направленные на регламентацию индивидуальных трудовых отношений, на защиту индивидуальных прав работника, а также акты, которые регламентируют коллективные трудовые отношения.

В современном мире правам человека придается большое значение. В международных актах они часто называются "права и принципы", тем самым подчеркивается значение соблюдения государствами основных прав как принципов правового регулирования. Такую модель применена в Европейской социальной хартии (пересмотренной), а также в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ в ст. 2 закрепляет целый комплекс трудовых прав как принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. К их числу относятся: свобода труда; право на труд; право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве; право на справедливые условия труда, в том числе право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; запрет принудительного и обязательного труда и дискриминации в сфере труда; право на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для нее и ее семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера; право на получение заработной платы своевременно и в полном размере; право на профессиональную подготовку и переподготовку; обеспечение равных возможностей без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности; право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений; право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке; право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном федеральным законом; право работодателей требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право представителей осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Конституция Украины провозгласила ряд прав человека в сфере применения труда: право каждого человека на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом; установила запрет на использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах; защита от незаконного увольнения (ст. 43); право на забастовку (ст. 44); право работающего на отдых, на ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, установление сокращенного рабочего времени, минимальной продолжительности отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходных и праздничных дней (ст. 45). Право граждан на объединение в профессиональные союзы для защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов установлен ст. 36 Конституции Украины.

Наконец, необходимо заметить, что в приведенных положениях Конституции Украины, которые содержатся в статьях 43, 44, 45, и упомянутых международных актах речь идет именно о наемном труде, поскольку трудовая деятельность, которая происходит путем предпринимательства (самостоятельная трудовая деятельность, труд на себя), имеет другой смысл, а соответственно, и осуществляется другими методами и обеспечивается средствами трудового права, а другими правовыми средствами. Право на предпринимательскую деятельность - самостоятельное экономическое право человека.

Права человека, провозглашенные Конституцией, приобретают дальнейшей конкретизации в отраслевом законодательстве. Будучи закрепленным в юридических нормах, право человека приобретает признаков субъективного права, которое, по заключению теоретиков, состоит из трех возможностей: самому лицу совершать активные действия (право на свои действия); требовать от других субъектов совершения определенных действий (право на чужие действия); обращаться к государству за защитой, принудительным обеспечением своего юридического права (право на действия государства) (Рабинович П.М. Основы общей теории права и государства. - К., 1994. - С. 63-64). Право на труд человека в Украине является субъективным правом лица. Это право обеспечено системой юридических норм, которые образуют отдельную отрасль права - трудовое право. Эти нормы также предусматривают определенные обязанности при осуществлении права на труд. Такие обязанности возложены на работодателя, в определенных случаях на государственные органы, а также на самого работника.

Юридическим механизмом обеспечения индивидуальных и коллективных трудовых прав выступает трудовое право.

Подход к трудового права в аспекте обеспечения прав человека имеет большое методологическое значение. Именно такой подход дает возможность выявить служебную роль государства в законодательном обеспечении трудовых прав человека. Законодатель и другие уполномоченные на нормотворческую деятельность органы государства должны руководствоваться в такой деятельности потребностями и интересами человека, устанавливать эффективный механизм защиты.

Права человека делают актуальной проблему не только защиты прав наемного работника, но и адекватной защиты работодателя в качестве обязательного субъекта трудовых отношений. Должен быть обеспечен принцип равенства в установлении стандартов и гарантий для обеих сторон. В этом аспекте на повестку дня выходит проблема юридического обеспечения социального партнерства, достижения социального согласия между социальными партнерами - наемными работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и государством как наиболее влиятельными субъектами общественной жизни.

Право на труд относится к конституционным правам

Право на труд относится к социально-экономическим правам человека, оно принадлежит ему с рождения и неотчуждаемо в течение жизни. Такие гарантии установлены ст. 17 Конституции РФ.

По общим правилам высшую юридическую силу имеют международные акты, принятые и ратифицированные государством. В сфере трудового права такими актами являются конвенции МОТ. В нашей стране действуют 60 таких конвенций.

Определение, что значит право на труд, данное в Конституции, дублирует содержание упомянутых конвенций.

Например, согласно Конвенции от 25.06.1958 № 111 каждая страна — член МОТ должна искоренять дискриминацию в области труда. И тут же п. 3 ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право на труд в условиях без какой бы то ни было дискриминации».

Другие акты трудового законодательства закрепляют указанные гарантии. На примере той же дискриминации:

  • в ст. 3 Трудового кодекса РФ установлен прямой запрет на ограничение трудовых прав в зависимости от пола, расы, языка и т. д.;
  • ст. 5.62 КоАП предусмотрено наказание за нарушение прав человека в зависимости от его пола, расы;
  • ст. 5.42 КоАП — наказание за дискриминацию по причине инвалидности лица и т. п.

Таким образом, право на труд не просто конституционное, а международное. Оно признается и гарантируется во всем мире.

Что значит (включает в себя) право на свободу труда

Рассмотрим, что включает в себя право на труд согласно ст. 37 Конституции РФ и в чем оно фактически выражается:

  1. Свобода выбора занятий, деятельности, профессии. Это право также подразумевает, что человек не обязательно должен работать — к административной и уголовной ответственности за тунеядство его не привлекут.
  2. Труд в условиях безопасности и гигиены. Бесчисленное количество норм и стандартов установлено в отношении каждого вида деятельности: требования по пожарной, технической, санитарной и другим видам безопасности. За несоблюдение этих требований установлена ответственность.
  3. Оплата труда в размере не меньше установленного МРОТ.
  4. Защита от безработицы. Выражается в создании органа, способствующего в трудоустройстве, защите работников от незаконного увольнения, выплате пособия и т. д.
  5. Выражение своего несогласия в виде спора и забастовки. В ТК РФ подробно регламентирована процедура разрешения трудовых споров.
  6. Отдых от работы (выходные, отпуска). В ТК РФ установлены нормы рабочего времени, порядок предоставления отпусков и т. д.

Согласно Конвенции МОТ от 28.06.1930 № 29 и п. 2 ст. 37 Конституции РФ запрещается принуждать к труду. К этому не относятся ситуации воинской службы, меры наказания, назначенной судом, работы в условиях ЧС.

Каждый имеет право на труд или есть ограничения

Право на свободу труда может быть ограничено по решению суда. Такое ограничение выражается в виде дисквалификации — запрета на осуществление:

  • организационных или административных функций в организации;
  • полномочий члена совета директоров;
  • предпринимательской деятельности по управлению организацией.

Эта мера применяется при совершении правонарушения одного из девяти видов, перечисленных в КоАП:

  • повторное нарушение трудового законодательства (ч. 2 ст. 5.27);
  • фиктивное или преднамеренное банкротство (чч. 1, 2 ст. 14.12);
  • сокрытие имущества или другие незаконные действия при банкротстве (чч. 1,2 ст. 14.13);
  • ненадлежащее управление организацией (ст. 14.21) и т. д.

Дисквалификация может назначаться на срок от полугода до 3 лет.

Кроме дисквалификации есть специальные ограничения, установленные государством в связи с угрозой здоровью людей.

Например, запрещается применять труд женщин на тяжелых работах, перечисленных в перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162. Эта мера обусловлена особой заботой государства о здоровье женщин как слабого пола.

Иные виды ограничений в свободе труда, кроме прямо предусмотренных законом, не допускаются, то есть ограничения, например, на занятость по совместительству у другого работодателя нельзя включать в трудовой договор (см., например, решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.07.2016 № 12-1421/2016).

***

В чем заключается право граждан на труд, определено в Конвенциях МОТ, ст. 37 Конституции РФ. Содержание трудовых прав раскрывается в ТК РФ и других нормативных актах. Указанные права гарантируются и защищаются законом.



Просмотров