Правила работы в лаборатории. Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси. Правила работы в лаборатории.
А1 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Воспламенившийся бензин тушат водой.
Б. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2 В перевёрнутый вверх дном сосуд можно собрать:
1) аммиак 2) кислород 3) углекислый газ 4) сернистый газ
А3 Методом вытеснения воды можно собрать:
1) оксид углерода (IV ) 3) кислород
2) аммиак 4) оксид серы (IV)
А4 Для получения бензина из нефти используют способ:
1) перегонки 3) отстаивания
2) фильтрования 4) кристаллизации
А5 Для разделения однородных смесей нельзя использовать метод:
А6 К неоднородным смесям относятся:
1) воздух 3) смесь хлорида натрия и воды
2) смесь железа с серой 4) сталь
А7 При приготовлении раствора серной кислоты необходимо наливать в воду, так как:
выделяется большое количество теплоты
поглощается большое количество теплоты
образуются гидраты
происходит диссоциация
А8 Для разделения смеси этанола и воды можно использовать:
1) фильтрование 3) кристаллизацию
2) перегонку 4) отстаивание
А9 Для приготовления раствора серной кислоты:
необходимо кислоту наливать в воду
необходимо воду наливать в кислоту
последовательность не имеет значения
необходимо кислоту и воду смешать в равных соотношениях
А10 Для получения азота из жидкого воздуха применяют способ:
1) отстаивания 3) возгонки
2) перегонки 4) кристаллизации
А11 Для разделения неоднородных смесей используют метод:
1) фильтрования 3) выпаривания
2) перегонки 4) кристаллизации
А12 Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории?
А. Для фиксации пробирки во время нагревания можно использовать тигельные щипцы.
Б. Излишек раствора из пробирки можно перелить в ёмкость с исходным раствором.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13 Верны ли следующие суждения о правилах работы с лабораторным оборудованием?
А. Мензурку используют для измерения объёма жидкостей.
Б. Для прекращения горения спиртовки необходимо закрыть её фитиль колпачком.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Родниковая вода является чистым веществом.
Б. Воздух является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А15 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Яблочный сок – это чистое вещество.
Б. Раствор уксусной кислоты в воде является неоднородной смесью .
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А16 Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Смесь песка и медных опилок можно разделить с помощью магнита.
Б. Смесь сахара и поваренной соли можно разделить фильтрованием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17 Верны ли следующие суждения об отличиях чистых веществ от смесей?
А. Чистые вещества, в отличие от смесей, имеют постоянный состав.
Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью фильтрования и выпаривания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18 Верны ли следующие суждения о видах смесей?
А. Раствор сахара в воде является однородной смесью.
Б. Задымлённый воздух является неоднородной смесью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19 Наименее токсичны из перечисленных соли
1) ртути 3) бария
2) свинца 4) кальция
А20 Медные опилки можно очистить от примеси железных с помощью
1) воды 2) магнита 3) HNO 3 (конц) 4) H 2 SO 4 (конц)
А21 Взрывчатой является смесь газов:
метана с кислородом
сернистого газа с азотом
гелия и хлороводорода
углекислого газа и сероводорода
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):
В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).
Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.
Перегонка является физическим способом разделения смесей.
Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.
При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.
Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.
Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.
Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.
Гранит не является чистым веществом.
Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.
При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот ).
При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.
Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.
При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.
Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.
Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.
Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.
При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.
Для нагревания жидкости используют колбу.
Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).
Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.
Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.
В лаборатории нельзя работать одному.
При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.
Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
Калий хранят под слоем керосина.
При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.
Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.
Тема № 13.
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Методы разделения и очистки веществ
Разделение смесей веществ
Техника безопасности в кабинете химии
Техника безопасности в химической лаборатории
Лабораторная посуда
Теоретический материал
В жизни редко встречаются чистые вещества, чаще - смеси веществ. Воздух – это смесь азота, кислорода и других газов, морская вода – смесь воды и растворенных солей.Чистое вещество
имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Чистое вещество может быть элементом или соединением.
Смеси
- это физические сочетания чистых веществ, не имеющие определенного или чистого состава.
Смеси могут быть однородными и неоднородными.
Примеры однородных (гомогенных) смесей
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)
Твёрдые растворы, сплавы, например, латунь, бронза.
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)
Способы разделения однородных (гомогенных) смесей
Дистилляция (лат. distillatio - стекание каплями) - перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров
(вода-поваренная соль).
Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов (вода-сахар).
Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде (вода-поваренная соль).
Перегонка - способ разделения или очистки веществ, основанный на различных температурах кипения (нефть)
Неоднородными (гетерогенными) называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах).
Примеры неоднородных (гетерогенных) смесей
Суспензии (твёрдое+жидкость), например вода+песок
Эмульсии (жидкость+жидкость), например вода +жир
Аэрозоли (газ+жидкость), например туман
Способы разделения неоднородных (гетерогенных) смесей
Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь (вода-песок).
Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ (вода-мел).
Центрифугирование (вода-мел).
Магнитная сепарация (железо-медь) .
Правила поведения в химической лаборатории (шуточные)
1. Если вы откупорили что-либо - закупорьте!2. Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошок - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу!
3. Если включили - выключите!
4. Если открыли - закройте!
5. Если разобрали - соберите!
6. Если не можете собрать - позовите на помощь!
7. Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!
8. Если одолжили что-нибудь - верните!
9. Если пользуетесь чем-нибудь - держите в чистоте!
10. Если сдвинули что-нибудь - верните на место!
11. Если не знаете, как это действует, не трогайте!
12. Если не можете понять что-либо - почешите в затылке!
13. Если все же не поймете, то и не пытайтесь!
14. Если что-либо взорвалось, проверьте: осмотрите себя и убедитесь, что помощь не нужна!
Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!
Правила работы в химической лаборатории
Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность - это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами
выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.
1. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях и способах их разделения?
А. Чистые вещества имеют постоянный состав.
Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?
А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.
Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?
А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?
А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.
Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?
А. При получении кислорода из раствора пероксида водорода необходимо использовать резиновые перчатки.
Б. При растворении соды в воде необходимо надеть защитные очки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.
Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Очистить морскую воду от растворённых в ней солей можно с помощью фильтрования.
Б. Перегонка является химическим способом разделения смесей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Верны ли суждения об экологической безопасности?
Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12.
Б. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?
А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.
Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты.
Б. С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15.
Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей?
А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой.
Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов?
А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. В мензурке можно нагревать воду.
Б. Горящий натрий можно тушить водой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?
А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.
Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории?
А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
Б. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
22. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.
Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Верны ли следующие суждения о способах хранения щелочных металлов в лаборатории?
А. Щелочные металлы хранят в плотно закрытых стеклянных банках без применения дополнительных веществ.
Б. Калий хранят под слоем керосина.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24.
А. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.
Б. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в очках -собственных или лабораторных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
25. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?
А. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.
Б. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
26. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?
А. Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть.
Б. При нагревании пробирки с раствором её следует располагать строго вертикально.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
27. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?
А. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.
Б. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
28.
А. Природный газ является чистым веществом.
Б. Алмаз является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
29. Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях?
А. Столовый уксус является чистым веществом.
Б. Раствор йода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
30.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
31. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?
А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.
Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
32.
А. Водопроводная вода содержит примеси растворимых солей - сульфатов и гидрокарбонатов.
Б. Вода обладает памятью, поэтому механические воздействия, например звуковые колебания, меняют её свойства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
33. Верны ли следующие утверждения о воде?
А. Морская вода обладает большей плотностью, чем речная, так как содержит значительно большее количество растворённых солей.
Б. Вода обладает памятью, поэтому воду можно использовать для записи информации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
34. Верны ли следующие утверждения об очистке воды?
А. Хлорирование улучшает качество загрязнённой воды, так как хлор убивает бактерии и вирусы.
Б. Озонирование воды требует специального контроля, так как озон - сильный яд
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
35. Верны ли следующие утверждения о выхлопных газах автомобилей?
А. Самый вредный компонент выхлопных газов - , так как это парниковый газ.
Б. Оксиды азота образуются при взаимодействии автомобильного топлива с азотом воздуха.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
36. Хлорид натрия можно выделить из его водного раствора с помощью
1) фильтрования
2) выпаривания
3) магнита
4) отстаивания
37. Какую смесь можно разделить фильтрованием?
1) сахара и воды
2) песка и воды
3) воды и бензина
4) песка и сахара
38. Какие примеси в питьевой воде наиболее токсичны для человека?
1) хлориды натрия и кальция
2) сульфаты кальция и магния
3) соли свинца и ртути
4) растворимые карбонаты
39. Какой из газов, попадающих в атмосферу в результате деятельности человека, наиболее токсичен?
40.
А. Все опыты, связанные с выделением газов, надо проводить только в вытяжном шкафу.
Б. При нагревании растворов необходимо направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от лица и от соседей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
41. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?
А. Вещества, находящиеся в лаборатории, запрещается пробовать на вкус, даже если они в обыденной жизни употребляются в пищу (например, хлорид натрия).
Б. При попадании кислоты на кожу поражённое место надо промыть большим количеством раствора щёлочи
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
42. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?
А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.
Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
43. Верны ли следующие утверждения об озоне?
А. Озон в стратосфере поглощает часть ультрафиолетового излучения, защищая от этого излучения живые организмы.
Б. Озон – совершенно безвредный газ, поэтому его предпочтительно использовать вместо хлора для очистки воды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
44. Верны ли следующие утверждения об углекислом газе?
А. Количество углекислого газа в атмосфере постоянно растёт благодаря деятельности человека.
Б. Углекислый газ – самый вредный компонент выхлопных газов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
45. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?
А. При нагревании пробирки с раствором поваренной соли необходимо использовать защитные очки.
Б. При перемешивании жидкости в пробирке можно закрыть отверстие пробирки рукой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
46. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Смесь этанола и воды можно разделить с помощью делительной воронки.
Б. Действие магнитом на смесь железных и алюминиевых опилок является физическим способом разделения веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
47. Верны ли следующие суждения о процессе фильтрования и об использовании химических реакций человеком?
А. Для ускорения процесса фильтрования скошенный конец воронки следует прижать к стенке химического стакана.
Б. В основе выплавки чугуна и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
48. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей и значении средств гигиены?
А. Смесь серы и древесных опилок можно разделить путём растворения в воде.
Б. Зубная паста, содержащая ионы фтора, способствует укреплению зубной эмали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
49. Верны ли следующие суждения о правилах хранения и приёма витаминов?
А. Витамин С можно потреблять в неограниченном количестве.
Б. Хранить и принимать витамины можно в течение неограниченного периода времени.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
50. Верны ли следующие суждения о правилах хранения витаминов и предназначении моющих средств?
А. Хранение витаминов не требует строгого соблюдения указанных в инструкции правил.
Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Задания А 13 (ГИА 2012 г)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей? А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой. Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты. Б. С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории? А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха. Б.Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о способах хранения щелочных металлов в лаборатории? А. Щелочные металлы хранят в плотно закрытых стеклянных банках. Б. Калий хранят под слоем керосина. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов? А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту. Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определить по запаху. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом. Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории? А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании. Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В мензурке можно нагревать воду. Б. Горящий натрий можно тушить водой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Повышенное содержание в атмосфере оксидов азота является угрожающим фактром для здоровья человека. Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоемах. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли суждения о правилах безопасности работы с веществами и растворами? А. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, надо проводить в вытяжном шкафу. Б. Твердые реактивы можно брать руками. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли суждения о правилах безопасности работы в химическом кабинете? А. Разрешен доступ посторонних лиц в кабинет в момент практической работы без ведома учителя. Б. Запрещен прием пищи в кабинете химии. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о назначении оборудования в кабинете химии? А. Мерный цилиндр используется для измерения плотности жидкостей. Б. Делительная воронка используется для измерения объема жидкости. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения об обращении с нагревательными приборами? А. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на одну треть. Б. Запрещается наклоняться над горящей спиртовкой или горелкой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о правилах сборки приборов? А. Запрещается собирать и использовать прибор с оголенными проводами и клеммами. Б. Пробирку надо закреплять в лапке штатива посередине пробирки. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о видах смесей? А. При растворении в воде сульфата натрия образуется неоднородная смесь. Б. При приготовлении смеси серы с водой образуется однородная смесь. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о способах разделения смесей? А. Смесь железных опилок и медных опилок можно разделить действием магнита. Б. Смесь воды и сахара можно разделить фильтрованием. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о правилах работы с веществами и растворами? А. При попадании кислот на кожу достаточно только смыть кислоту водой. Б. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым песком. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А. Чистые вещества состоят только из молекул данного вещества. Б. В однородных смесях частицы компонентов можно обнаружить при помощи микроскопа. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Для разделения смеси двух жидкостей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) дистилляции.
Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещен прием пищи. Б. В кабинете химии вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для нагревания жидкости используют колбу. Б. Для измерения объема жидкостей используют мензурку. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Для отделения раствора сахара от нерастворимых примесей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) хроматографии
Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В лаборатории запрещается находиться без защитных очков, Б. Нельзя менять крышки от банок с реактивами. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для измерения объема жидкостей используют ареометр. Б. Для измельчения твердых веществ используют химический стакан. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещено использовать склянки без этикеток. Б. В кабинете химии съедобные вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Методом вытеснения воды нельзя собирать: 1) кислород, 2) водород, 3) углекислый газ, 4) аммиак
Смесь поваренной соли и кварцевого песка можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.
Смесь железа и серы можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.
При разбавлении концентрированной кислоты нужно: 1) быстро приливать воду к кислоте, 2) быстро приливать кислоту к воде, 3) медленно при перемешивании вливать кислоту в воду, 4) медленно при перемешивании вливать воду в кислоту.