Правила пожарной безопасности в доу. Тушение пожаров на объектах с массовым пребыванием людей Система пожарной безопасности в детском учреждении

Здание универсального магазина расположено по адресу: Пермский край, Частинский район, с. Частые, ул. Ленина, 41 в радиусе обслуживания действующего пожарного подразделения (расстояние до ближайшей пожарной части 0,5 км).

Расположение здания на участке обеспечивает доступ пожарных подразделений в помещения, имеется возможность установки пожарной автолестницы.

Противопожарные разрывы между существующими зданиями соответствуют нормативным.

Здание двухэтажное (2-й этаж мансардный)

Степень огнестойкости – 3.

Класс конструктивной пожарной опасности – С1.

Класс функциональной пожарной опасности – Ф3.1, Ф4.3.

Время нахождения людей в здании – с 08-00 до 23-00.

Расчетное количество людей на объекте в среднем 259 человек, из них 239 покупателей и 20 сотрудников.

В здании предусмотрены следующие системы пожарной защиты:

Автоматическая система пожарной сигнализации;

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа;

Огнезащитная обработка деревянных конструкций здания (обработаны огнезащитным составом конструкции мансарды и крепления облицовочных панелей наружных стен здания).

Строительные материалы, применяемые для отделки и облицовки строительных конструкций, не горючие или с допускаемыми характеристиками по горючести, воспламеняемости, распространению пламени, дымообразующей способности и токсичности при горении.

Здание магазина двухэтажное, прямоугольное с размерами в плане 13,47*43,40, каркасное, с самонесущими стенами, выполненными из мелких легкобетонных блоков, двухпролетное, размерами пролётов 6,0 м. Высота 1-го этажа 4,52 метра, второй этаж выполнен мансардным с максимальной высотой помещения 2,5 метра. Фундаменты – сборно – монолитные железобетонные стаканного типа, наружные и внутренние стены – смешанные, пеноблочные, дощаные с утеплителем. Перекрытия- плиты сборные железобетонные ребристые. Кровля покрыта металлочерепицей МЧ – 49 по дощатой обрешетке. Полы утепленные по грунту, покрытие – керамическая плитка. Лестница - металлическая сетка ступени по металлическим косоурам.

Центральное отопление осуществляется газовой котельной. Электроснабжение 220-380 В.(скрытая проводка под облицовкой стен из декоративной панели МДФ по деревянному бруску, освещение – под подвесным потолком), водоснабжение центральное, канализация центральная. Вентиляция приточно – вытяжная.

Облицовка внешних поверхностей наружных стен здания, выполнена из горючих материалов. Под облицовкой внешних поверхностей внутренних стен здания применены деревянные бруски, что способствует скрытому горению. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее R 45. Не обеспечен предел распространения огня несущих деревянных конструкций. Данные подтверждающие исполнение перекрытия, отделяющего мансардный этаж от первого этажа (с пределом огнестойкости не менее REI 60) отсутствуют. В перекрытии между первым и мансардным этажом, между стенами и перекрытием проемы (отверстия) не заделаны огнестойким материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

Наличие и состояние систем противопожарной защиты объекта (АПС, АПТ, внутреннее и наружное противопожарное водоснабжение, первичные средства пожаротушения): в здании предусмотрены следующие системы пожарной безопасности: АПС, система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа, огнезащитная обработка деревянных конструкции здания (обработаны огнезащитным составом конструкции мансарды). На расстоянии 50 м. от дома находится пожарный гидрант. Данных гидрант находятся в исправном состоянии. Водопровод кольцевой, диаметр 150 мм, давление в сети 3 атмосферы. Противопожарное водоснабжение нормативным требованиям пожарной безопасности – соответствует. Пожарные водоёмы, пирсы – отсутствуют (не требуются). Внутренний противопожарный водопровод не требуется.

2.2 Анализ противопожарного состояния объекта

В 22 ОНД по Частинскому и Большесосновскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю было подготовлено консультационное письмо от 04.12.2008 г. по оценке соответствия построенного универсального магазина «Теремок» по адресу: Пермский край, Частинский район, с. Частые, ул. Ленина, 41 на соответствие требованиям и нормам пожарной безопасности.

По результатам оценки выявлены следующие нарушения противопожарного характера:

1. Облицовка внешних поверхностей наружных стен здания, выполнена из горючих материалов;

2. Под облицовкой внешних поверхностей наружных и внутренних стен здания применены деревянные бруски, что способствует скрытому горению (применены деревянные конструкции без соответствующей огнезащиты).;

3. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее R 45. Не обеспечен 0-ой предел распространения огня несущих деревянных конструкций;

4. Не предоставлены подтверждающие данные по исполнению перекрытия, отделяющего мансардный этаж от первого этажа с пределом огнестойкости не менее REI 60;

5. В качестве эвакуационных выходов с мансардного этажа предусмотрены два выхода на лестницы 3-го типа (наружные открытые лестницы), что противоречит требованиям нормативных документов, один из эвакуационных выходов должен быть предусмотрен наружу через лестничную клетку;

6. Не завершены строительные работы по мансардному этажу (отсутствует АПС, СОУЭ, электропроводка проложена по временной схеме, эвакуационные выходы с этажа не соответствуют требованиям нормативных документов, не завершена отделка помещений и т.п);

7. На фасаде здания не вывешен указатель домового номерного знака, указатель о месте расположения ближайшего противопожарного водоснабжения отсутствует освещение в месте его установки;

8. На фасадах здания не вывешены указатели о местах расположения ближайших источников противопожарного водоснабжения, предназначенных для целей наружного пожаротушения объекта;

9. В торговом зале 1-го этажа под облицовкой стен, а также за подвесным потолком эксплуатируются временные участки электропроводки (имеются провисы);

10. В перекрытии между первым и мансардным этажом проемы (отверстия) не заделаны огнестойким материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;

11. Противопожарный разрыв до соседних деревянных зданий, строений менее 10 метров (9м 80 см. и 2 метра);

12. Двери из помещения электрощитовой выполнены из листового металла с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);

13. Приемно-контрольный прибор установлен на конструкциях, изготовленных из горючих материалов. Приемно-контрольный прибор установлен в помещении охранника, которое расположено на мансардном этаже, при этом выход наружу из помещения охранника выполнен через коридор;

14. В помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где установлен приемно-контрольный прибор, не выполнено аварийное освещение;

15. У приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция по действиям персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

16. Не проведено комплексное опробование систем автоматической противопожарной защиты здания в присутствии сотрудника ГПН;

17. На дверях производственных и складских помещений не указана категория по взрывопожарной опасности и класс зон в соответствии с ПУЭ;

18.Не предусмотрено автоматическое отключение систем принудительного общеобменика вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

19. Внутренние поверхности стен встроенной котельной не окрашены влагостойкими красками;

20. В котельной предусмотреть аварийное освещение;

21. На газовый котел не предоставлен сертификат соответствия требованиям российских норм и стандартов;

22. На газовый котел, вспомогательное оборудование, приборы и средства контроля не предоставлен паспорт, инструкции по монтажу, накладке и эксплуатации, гарантийные обязательства, адреса сервисной службы;

2.3 Расчет пожарных рисков

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безо­пасность объекта защиты будет обеспеченной:

Если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопас­ности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоя­щим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» индивидуаль­ный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наибо­лее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Согласно существующим техническим решениям на объекте рассмотрены сле­дующие сценарии развития пожара:

1. Пожар на первом этаже в помещении склада. Возгорание пожарной нагрузки в результате короткого замыкания, нарушение правил эксплуатации элек­трооборудования, неосторожного обращения с огнем и пр. В общем случае частота реализации составляет 0,0203.

2. Пожар в помещении на мансарде. Возгорание пожарной нагрузки в резуль­тате короткого замыкания, нарушение правил эксплуатации электрооборудо­вания, неосторожного обращения с огнем и пр. В общем случае частота реа­лизации составляет 0,0203.

Для объективной оценки объекта проведем расчет пожарного риска по мето­дике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной АП

Метод устанавливает порядок расчета индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей общественных зданий. Численным выражением инди­видуального пожарного риска является частота воздействия Q B опасных факторов пожара (ОФП) на человека, находящегося в общественном здании.

Расчет проведен на основании следующих исходных данных:

Вероятность пожара (Qп) - 0,0203, определяется на основании статистических данных;

К АП – 0,9, коэффициент, учитывающий соответствие АУП требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

T функц – 15, время нахождения людей в здании, в часах;

Р ПР – 0,625, вероятность присутствия людей в здании;

Р Э – 0,999, вероятность эвакуации людей;

К П.З. – 0,8704, коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К ОБН – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К СОУЭ – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К ПДЗ – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Таблица 2.1 - Результаты расчета в помещении склада на первом этаже

Параметры

Значение

Тип учреждения

Вероятность пожара

0,0203

0,625

Время блокирования, сек.

P э

0,999

Q в

0,1644*10 -6

Таблица 2.2 - Результаты расчета в помещении на мансарде

Параметры

Значение

Тип учреждения

Предприятия розничной торговли: универмаги; промтоварные магазины; универсамы, продовольственные магазины; магазины смешанных товаров; аптеки, аптечные ларьки; прочие здания торговли

Вероятность пожара

0,0203

Вероятность присутствия людей

0,625

Время начала эвакуации, сек.

Расчетное время эвакуации, сек.

Время существования скопления, сек.

Время блокирования, сек.

P э

0,999

Q в

0,1644*10 -6

Расчетным путем, для помещений объекта величина индивидуального пожар­ного риска составляет Q B 1 = 0,1644* 10 -6 год -1 .

Соответственно пожарная безопасность на рассматриваемом объекте считается обеспеченной.

Вывод: проанализировав пожарное состояние объекта защиты до пожара, приходим к выводу, что на объекте защиты были допущены грубые нарушения пожарной безопасности, которые в будущем способствовали развитию пожара. Также были проверены данные для расчета индивидуального пожарного риска. В ходе проверки пришли к выводу, что индивидуальный пожарный риск не превышает нормы и составляет Q B 1 = 0,1644* 10 -6 год -1 .

Беспомощность и беззащитность детей обуславливает повышенные требования к безопасности дошкольных учреждений. Безопасности в детских садах необходимо уделять особое внимание и предъявлять повышенные требования. Несоблюдение правил и пожарных норм в детских садах влечет наложение штрафных санкций на руководителя.

Общие требования

Требования, по пожарной безопасности в дошкольных учреждениях, закреплены в правилах ППБ-101-89. Данные правила регламентируют условия содержания не только здания, но и прилегающей территории. Данные правила после введения Постановления № 390 стали носить рекомендательный характер. существенно снизили требования, предъявляемые пожарным мероприятиям. Но большинство проверок, проходящих в детских садах, ориентируются именно на ППБ-101-89.

Ежегодно комиссия проводит проверку дошкольных учреждений на соответствие соблюдение норм пожарной безопасности. В состав комиссии должен входить представитель пожарного надзора. Пожарная безопасность в детском саду состоит из разностороннего комплекса мер и требований.

Требования к территории

Требования к состоянию территории детского сада направлены на снижение риска возгорания и снижение негативных последствий пожара. Все существенные условия содержания территории прописаны достаточно четко и подлежат обязательному соблюдению. К основным требованиям относятся:


Требования к зданию и помещению

Внутри здания детского садика правила пожарной безопасности устанавливают ряд мер и требований:

  1. младшие группы должны располагаться не выше 2 этажа;
  2. максимальное число мест рассчитывается в зависимости от типа огнеустойчивости здания. Допустимо расположение до 50 детей в зданиях с IV и V степенью огнестойкости. Число мест свыше 50 может быть только в зданиях от III степени огнеустойчивости;
  3. расстановка мебели и оборудования в помещении не должна препятствовать доступу к аварийным выходам и к средствам пожаротушения. Все выходы не должны быть загромождены какими-либо предметами;
  4. обязательно наличие указателей и знаков безопасности;
  5. исправные доводчики на дверях обязательны на коридорных и тамбурных дверях;
  6. паласы, ковры и т.д. должны быть закреплены к полу с надежной фиксацией;
  7. чердачные помещения детского сада подлежат особому вниманию. Кроме того, что на чердаках недопустимо складирование предметов, утепление перекрытий должно осуществляться негорючими видами утеплителя. Чердачные двери должны быть закрыты на ключ и обозначены соответствующими надписями, с указанием назначения помещения и места хранения ключа. Слуховые окна должны быть остекленными и закрытыми;
  8. окна в здании не должны быть закрыты металлическими решетками;
  9. детские сады должны быть оборудованы ;
  10. применение утюгов допускается только в специально отведенном помещении. Это помещение не может использоваться в других целях (в том числе для хранения белья). Утюг должен быть в исправном состоянии;
  11. помещения должны быть обеспечены огнетушителями;
  12. в конце рабочего дня сотрудники детского сада обязаны осмотреть помещение и обесточить электросеть.

Действия и меры, запрещенные в ДОУ

Повышенные требования к пожарной безопасности в детском саду обуславливают строгий перечень запрещенных действий. Так, например, перепланировка здания ДОУ не должна нарушать основные строительные нормы.

При проведении ремонта запрещено применение строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Запрет на применение открытого огня касается не только кухни. В случае отключения электропитания нельзя использовать свечи и керосиновые лампы. Лампы и светильники должны быть закрыты рассеивателем.

Любые электроприборы могут быть включены в сеть только под наблюдением персонала. Что же касается кипятильников, электрочайников и т. д., то их использование допустимо, но только в специально отведенных местах. Самодельные обогреватели нельзя использовать в любом помещении детсада.

Закрывать, и уж тем более забивать, эвакуационные выходы запрещено при любых обстоятельствах. На путях к этим выходам запрещено вешать зеркала (для исключения дезинформирующего зрительного эффекта).

Система водоснабжения

Руководитель ДОУ для обеспечения безопасности обязан обеспечивать исправное состояние противопожарного водоснабжения. Для этого периодически проводятся осмотры и техническое обслуживание противопожарных кранов. Результаты проверки фиксируются в акте.

Эти же требования предъявляются и к водорезервуарам. В случае выхода из строя насосов, водопроводной сети или проведения ремонтных работ руководитель детского сада обязан уведомить об этом пожарную охрану.

Проектирование противопожарного водоснабжения должно осуществляться с учетом минимального расхода воды при пожаре. Норма расхода для зданий высотой до 2 этажей составляет 10 литров в секунду. Расход на здания более 2 этажей составляет 15 литров в секунду.

Автоматическая пожарная защита

Противопожарный комплекс мер включает в себя обязательное наличие автоматической защиты. Обязанность по установке и эксплуатации пожарной автоматики целиком и полностью возложена на администрацию дошкольного учреждения.

При невозможности самостоятельно отслеживать техническое состояние автоматической системы, администрация садика должна заключить договор со специализированными организациями, предоставляющими эти услуги.

Детские сады в обязательном порядке должны быть оснащены системой оповещения и управления людей при возникновении пожароопасной ситуации. Речевое оповещение направлено на уведомление сотрудников ДОУ и должно способствовать снижению возникновения паники. Следует строго следить за наличием и состоянием зрительных извещателей и указателей. После проведения ремонта (покраски, побелки) недопустимо их закрашивание.

В случае срабатывания пожарной сигнализации, сигнал должен выводиться в помещение охраны или пожарную часть. При проведении работ с , вызвавших ее отключение, руководитель ДОУ обязан оповестить об этом пожарную охрану.

Требования к сотрудникам

Пожарная безопасность в ДОУ кроме технических мер включает в себя меры по информированию персонала и детей о правилах поведения для снижения риска пожаров. Любой сотрудник в детском саду, прежде чем приступить к выполнению своих должностных обязанностей, в обязательном порядке проходит инструктаж и .

Ежегодно, руководитель детсада назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность.

Ответственный проводит разовый инструктаж (для вновь принятых работников), плановый (каждые полгода) и целевой (перед проведением крупного организационно-досугового мероприятия).

Ответственное лицо обязано знать:

  • все внутренние правила, инструкции;
  • законодательные акты и нормы, регулирующие вопросы пожаробезопасности;
  • все находящееся в здании оборудование и его особенности эксплуатации.

Приведенный список не является полным. Подробные обязанности и требования регулируются в каждом ДОУ должностными обязанностями ответственного за пожарную безопасность.

Возможная температура пожара- 3700 С

Вывод: в следствии воздействия повышенных температур и тепловых потоков при проведении работ по тушению пожаров обеспечить личный состав боевой одеждой (БОП) по уровню защиты не ниже БОП 2

Анализ систем противопожарной защиты объекта

Пожарная сигнализация.

Пожарная сигнализация запроектирована согласно НПБ 110-03, НПБ 88-2001*. Сети пожарной сигнализации проектом предусмотрено выполнить на оборудовании производства НВП "Болид". Система предназначена для регистрации подключения и отключения пожарных, охранно-пожарных приборов, контроля их состояния и управления доступом в ходе работы, индикации и запоминания извещений, поступающих от данных приборов, настройки их конфигурации и ограничения доступа к функциям управления с помощью паролей.

В состав аппаратных модулей системы пожарной сигнализации проектом предусмотрены:

1) Пульт С2000М, выполняет функции:

Отображение на жидкокристаллическом индикаторе, протоколирование в энергонезависимом буфере всех происходящих в системе событий;

Сигнализация тревог на встроенном звуковом сигнализаторе;

Объединение шлейфов в разделы;

Управление взятием/снятием и контроль состояния шлейфов с пульта.

2) Блок индикации С2000-БИ, выполняет функции:

Возможность отображения на каждом из 60 двухцветных индикаторов состояния контролируемого раздела (не подключен, взят, снят, невзят, тревога, тихая тревога, неисправность, внимание, пожар);

Возможность отображения на 8 одноцветных светодиодных системных индикаторах приходящих на блок извещений (невзятие, тревога, тихая тревога, неисправность, внимание, пожар, нарушение блокировки, нарушение связи по интерфейсу RS-485);

Включение звукового сигнала при получении тревожного сообщения по одному или нескольким контролируемым разделам и возможность его сброса оператором;

Передача информации включения блока индикации и о взломе корпуса на пульт С2000М или компьютер;

Возможность присвоения сетевого адреса и запись конфигурационных параметров (присвоение номеров разделов, состояния которых будет отображать блок индикации).

3) Контроллер двухпроводной линии связи С2000-КДЛ выполняет функции:

Питание подключенных адресных устройств по двухпроводной линии связи;

Передача состояний зон и сообщений по интерфейсу RS-485 на пульт С2000М; управление исполнительными устройствами, передача по запросу в интерфейс RS-485 значений сопротивлений шлейфов адресных расширителей, значений задымленное и температуры окружающей среды от адресных извещателей;

Отслеживание короткого замыкания в двухпроводной линии связи.

4) Блок сигнально пусковой С2000-СП1 предусмотрен для формирования сигнала оповещения о пожаре;

Для формирования сигнала шкафы управления СУЛ (№1,2) для спуска лифтов при пожаре.

Оборудование пожарной сигнализации предусмотрено установить в комнате дежурного на 1-ом этаже.

Система автоматической пожарной сигнализации предусматривается с применением адресных пожарных извещателей. Всё помещения предусматривается защитить адресными пожарными дымовыми извещателями ИП-212-34А (кроме помещений с мокрым процессом: сан. узлов, тамбуров, помещений категории В4 и Д). В жилых комнатах предусматривается установка автономных пожарных извещателей ИП-212-52М.

На путях эвакуации предусматриваются адресные ручные пожарные извещатели ИПР-513-ЗА на высоте не более 1,5м от уровня чистого пола. Предусмотрена защита пространства за фальшпотолком адресными извещателями, которые предусмотрено расположить над извещателями, установленными на фальшпотолке для удобства обслуживания и быстрого определения их местоположения.

Подключение пожарных извещателей к контроллерам двухпроводной адресной линии С2000-КДЛ предусмотрено выполнить спецкабелем КПСВВ 1x2x1,0 не поддерживающим горение. Интерфейс RS-485 предусмотрено выполнить кабелем КПСВЭВ 2x2x0,75. С целью изолирования короткозамкнутых участков ДПЛС проектом предусмотрен блок разветвительно-изолирующий БРИЗ исп. 01.

Система пожарной сигнализации формирует следующие сигналы:

Ø Запуск систем оповещения (блок сигнально пусковой С2000-СП1);

Ø Спуск лифтов на первый посадочный этаж (блок сигнально пусковой С2000-СП1);

Ø Отключение общеобменной вентиляции и управление огнезадерживающими клапанами (блок контрольно-пусковой С2000-КПБ).

Оповещение о пожаре.

Согласно НПБ 104-03 проектом предусмотрен 3 тип системы оповещения и управления эвакуацией, который включает в себя речевое оповещение и световое оповещение о пожаре.

Сеть речевого оповещения построена на оборудовании производства Inter-M. [Предусмотрена установка стоечного оборудования шестисотой серии на основе контроллера ECS-616. Оборудование предусмотрено разместить в двух 19" разборных напольных шкафах SignaPro™, 42U, 2055x600x800, в комнате дежурного на 1-ом этаже. Коммутация звукового сигнала выполняется кабелем МКЭШ 3x0,75 с применением разъемов XLR, коммутация электропитания 24В выполняется проводом ПВС 12x2,5. Для подключения аккумуляторных батарей к зарядному устройству РВ-607 и заземление 19-ти шкафов предусмотрен провод ПВЗ 1x4,0.

Для автоматического запуска системы речевого оповещения о пожаре предусматривается установка блока сигнально-пускового С2000-СП1, подключенного в интерфейс системы пожарной сигнализации. Для дистанционного ручного управления системой оповещения предусматривается микрофонная станция с селектором выбора зон RM-616, устанавливаемая в комнате дежурного на 1 этаже. Подключение микрофонной станции RM-616 осуществляется кабелем МКЭШ 3x0,75 и КСПВГ 14x0,20.

Для речевого оповещения в помещениях, где предусматривается подвесной потолок, используются громкоговорители потолочного типа Roxton PA-610T (3/6 Вт); для оповещения прочих помещений проектом предусмотрены громкоговорители настенные Roxton WP-06T (3/6 Вт). Сеть речевого оповещения предусмотрено выполнить кабелем МГШВЭ 2x0,75 с применением разветвительных карболитовых коробок КЭМ 1-10-ЗБ(4Б). По коридорам сеть речевого оповещения предусмотрено проложить в металлорукаве d=12 мм.

Расстановка громкоговорителей выполнена исходя из расчета уровня звука, суммарной мощности громкоговорителей и площади помещений, с учетом высоты потолка предполагаемого фонового шума, а также с учетом постоянного или временного пребывания людей. Громкоговорителя предусматривается установить в жилых комнатах, коридорах и административно служебных помещениях.

Запуск светового оповещения о пожаре осуществляется от блока сигнально-1-ускового С2000-СП1, включенного в интерфейс системы пожарной сигнализации.

Для светового оповещения предусматривается установка световых оповещателей "ЛЮКС" НБО-2х1 24В-01 "Выход" на путях эвакуации. Сеть светового оповещения предусмотрено выполнить кабелем КПСВВ 1x2x1,0 с применением разветвительных коробок КЭМ 1-10-ЗБ(4Б).

Комплексная безопасность - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и организациями, обеспечивающих его безопасное функционирование, а также готовность сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Задачи комплексной безопасности:

  • Обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем, их паспортизация, оценка антитеррористической защищенности, пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
  • Проведение своевременного и качественного инструктажа воспитанников и работников по вопросам антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.
  • Организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность;
  • Организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и во внеурочное время;
  • Приведение противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения в соответствие нормам пожарной безопасности, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
  • Обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

Комплексная безопасность детского дома формируется и достигается в процессе реализации следующих направлений:

  1. Антитеррористическая защищенность
  2. Пожарная безопасность
  3. Гражданская оборона
  4. Охрана труда
  5. Безопасность дорожного движения
  6. Обучение сотрудников и воспитанников

Антитеррористическая защищенность включает:

  • Проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму
  • Непрерывный контроль за состоянием подвала, подсобных помещений, проверка состояния ограждения
  • Организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами
  • Недопущение к ведению ремонтных работ сомнительными фирмами и организациями
  • Установление строгого пропускного режима допуска граждан, контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами:

  • Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О Безопасности»
  • Закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
  • Указ президента РФ от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»

Опираясь на эти документы, в учреждении разработаны локальные акты:

  • Паспорт антитеррористической защищенности
  • Паспорт комплексной безопасности
  • План обеспечения комплексной безопасности
  • Приказы
  • Инструкция по действиям должностных лиц детского дома при угрозе (при проведении) террористического акта.
  • Памятки

Пожарная безопасность.

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы:

1. В Федеральных законах:

№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года

№ 172-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности» от 25.10.2005 года

2. В Постановлениях Правительства РФ:

№ 390 «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 года.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • Обеспечение первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в РФ;
  • Совершенствование системы оповещения при пожаре и эвакуации сотрудников и воспитанников;
  • Перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорту);
  • Поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • Профилактическая работа по предупреждению пожаров (учебные тренировки по эвакуации, оформление уголков безопасности, проведение бесед, лекций, работа клуба «Юный спасатель»)

Наиболее важными документами по ПБ в учреждении являются:

  • Приказы
  • Положения
  • Инструкции
  • Памятки, листовки, буклеты.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности в детском доме - сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников. Она достигается не только за счет выполнения противопожарных мероприятий но и ведения профилактической работы с воспитанниками, а именно:

  1. Проведение занятий по основам пожарной безопасности
  2. Проведение учебных тренировок по эвакуации
  3. Работа клуба «Юный спасатель»

В 2012 году на базе Детского дома при поддержке Главного управления МЧС России по РК был создан клуб «Юный спасатель». Членами клуба являются воспитанники от 8 до 18 лет. Вступление в ряды членов клуба добровольное на основании заявления воспитанника. Проводится торжественное вступление в члены клуба с выдачей именного удостоверения. Разработано Положение о клубе и план работы на учебный год.

Гражданская оборона.

Работа по гражданской обороне в Детском доме планируется в соответствии с основными законодательными актами:

  1. Федеральный закон от 21 .12. 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС, природного и техногенного характера»
  2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 «Об утверждении Положения о Гражданской обороне в РФ»

В течение года проводятся:

  • Проверки складских, подвальных и технических помещений
  • Инструктажи с педагогическими, техническими работниками, воспитанниками
  • Учебные тренировки по эвакуации
  • Заседания комиссий

Разработана и согласована документация по вопросам безопасности:

  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на 2014 год
  • План Гражданской обороны
  • План эвакуации
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2014 г.
  • Приказы учреждения
    Положения
    Функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии, членов КЧС, должностных лиц и руководителей НАСФ
    Инструкции
    Памятки
    Охрана труда.

Охрана труда — система сохранения здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Ежегодно в образовательном учреждении проводятся следующие обязательные мероприятия по охране труда:

  • Введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда и их изучение
  • Разработка, принятие и утверждение локальных нормативных актов образовательного учреждения по охране труда
  • Разработка и утверждение должностных обязанностей и инструкций по охране труда, а также продление или прекращение срока их действия
  • Издание приказов по вопросам охраны труда;
  • Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников
  • Проведение инструктажей работников и воспитанников
  • Проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности не электротехнического персонала
  • Проведение испытаний спортивных снарядов и оборудования спортивных площадок
  • Направление должностных лиц учреждения на обучение по вопросам охраны труда.

В учреждении разработаны:

  • Приказы
  • Положения
  • Инструкции по ОТ для сотрудников
  • Инструкции по ОТ для воспитанников
  • Функциональные обязанности: директора, заместителей директора, педагогических работников

Созданы комиссии:

  • По предупреждению травматизма
  • По проверке знаний требований охраны труда
  • По испытанию спортивного оборудования

Безопасность дорожного движения — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

В Детском доме для безопасности дорожного движения проводятся следующие мероприятия:

1. Профилактика дорожно-транспортного травматизма:

  • Изучение правил дорожного движения с воспитанниками
  • Ведение инструктажей с воспитанниками оп БДД
  • Оформление уголков безопасности
  • Проведение встреч с сотрудниками ГИБДД

2.Проведение ежедневного предрейсового инструктажа с водителем.

3. Проведение ежедневного прейрейсового и

послерейсового медицинского осмотра водителя.

Безопасность дорожного движения.

4. Проведение ежедневного предрейсового ТО портного средства.

5. Проведение планового ТО транспортного средства 2 раза в год.

6. Использование на транспортном средстве тахографа.

7. Учебные занятия с водителем по проверке знаний ПДД ежеквартально с использованием тестовой программы «Правила дорожного движения - 2013».

Разработаны следующие документы:

  • Приказы учреждения
  • Положение о порядке организации и осуществления перевозок воспитанников
  • План мероприятий по БДД
  • Программа предрейсового инструктажа водителя
  • Памятки

Обучение сотрудников и воспитанников.

Обучение воспитанников и сотрудников в учреждении проводится в соответствии с приказом директора № 11 от 10.01.2014 года «Об организации обучения».

Обучение воспитанников:

1. Проведение инструктажей - 1 раза в месяц

2. Проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов в соответствии с Планом проведения мероприятий

3. Проведение учебных тренировок по эвакуации при возникновении пожара и ЧС- 1 раза в квартал.

Обучение сотрудников:

Должностные лица:

1. Пожарно-технический минимум 1 раз в 3 года;

2. ГО и ЧС 1 раз в пять лет;

3. Охрана труда 1 раз в 3 года.

Обучение должностных лиц и руководителей НАСФ проводится в учебном центре ООО «ОБЖ» г.Усинска.

1. Обучение сотрудников по пожарной безопасности, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и охране труда проводится в учреждении в соответствии с разработанными учебными программами.

2. Проведение инструктажей:

 Вводный - проводится со всеми работниками при приеме на работу;

 Повторный - проводится 2 раза в год;

 Внеплановый - проводится при изменении правил, при нарушении правил, при фактах неудовлетворительного знания правил работниками.

3. Проведение учебных тренировок по эвакуации сотрудников при возникновении пожара и ЧС - 1 раз в квартал.

За 2013-2014 учебный год обучено должностных лиц и руководителей НАСФ:

1. Пожарно-технический минимум - 4 человека

2. Гражданская оборона - 8 человек

3. Охрана труда - 5 человек.

Имеются удостоверения.

В ГОУ «Детский дом № 4» г.Усинска ведется постоянная работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья воспитанников, сотрудников, а также материальных ценностей от возможных террористических угроз, несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Наше учреждение ежегодно принимает участие в конкурсах городского и республиканского уровней и занимает призовые места.

Результатом нашей работы являются грамоты и дипломы:

  • за 1 и 2 место по итогам смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу по ГО
  • за 1 место по итогам смотра-конкурса на лучшее комплексное противопожарное состояние
  • за 3 место по итогам смотра-конкурса «Самый пожаробезопасный объект образования на территории МО ГО Усинск
  • за достигнутые успехи в области воспитания детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Новое время требует нового подхода к безопасности школ, больниц, интернатов и домов престарелых

После нескольких громких пожаров на территории Российской Федерации, жертвами которых стали старики и дети, вопрос противопожарной защиты объектов социального назначения стоит очень остро. С одной стороны - сами по себе объекты весьма дороги в содержании, и без усиления мер пожарной безопасности. С другой стороны - человеческая жизнь является ценностью невосполнимой. О том, как сегодня обстоит ситуация с объектами социального назначения и их защитой, наш разговор с Алексеем Белокобыльским, научным сотрудником Краснодарского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России.


Маломобильные группы и старая планировка


- Алексей, что можно отнести, к объектам социального назначения и какие трудности связаны с этими объектами?
- К объектам социального назначения следует отнести учреждения социальной защиты граждан, здравоохранения, образовательные и дошкольные учреждения.
Принципиальное их отличие от других объектов - массовое пребывание в них людей, в том числе так называемых маломобильных групп граждан - стариков и инвалидов. Так вот, с маломобильными группами населения, как правило, возникают трудности при эвакуации, так как для них требуется более длительное время для выхода из здания или в безопасную зону, нежели на других объектах защиты. Похожая ситуация и с детскими учреждениями, где дополнительными факторами служат психологические особенности поведения детей и подростков в экстремальных ситуациях, таких как пожар.

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую социально значимые объекты находятся в старом фонде. Реконструкция или капитальный ремонт этих зданий проходит достаточно медленно, что обуславливается нехваткой финансирования как из местных, так и из федерального бюджетов. Кроме этого, мы часто сталкиваемся с проблемой, когда объекты социального назначения размещаются в тех зданиях, которые изначально имели другое функциональное назначение. То есть детские сады, школы, дома престарелых и другие подобные учреждения могут размещаться в зданиях бывших досуговых учреждений (клубов, домов культуры и прочих), а там, как вы понимаете, планировочные решения предназначались для совсем иных целей. В данных зданиях несколько иные требования к параметрам путей эвакуации, размещению помещений в объеме здания, их функциональному назначению и т. д.
Те нормативные документы, которые регламентируют пожарную безопасность сегодня, я имею в виду наиболее свежие документы - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своды правил, национальные стандарты, СНиПы в актуализированной редакции, уделяют более пристальное внимание этим объектам. К сожалению, жестко нормируемыми требованиями учесть все варианты размещения и функционирования социальных объектов невозможно. В соответствие с положениями статьи 78 «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности» механизм специальных технических условий (СТУ) фактически применим для объектов, «для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности». Для большинства же объектов социальной сферы существуют требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Я думаю, что одним из выходов по данной проблеме могла бы послужить разработка и выпуск сборников типовых компенсирующих мероприятий, технических решений, которые позволят привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности объекты социального назначения.
И все же стоит отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в вопросах реконструкции, ремонта и технического оснащения социальных объектов, в том числе и в области пожарной безопасности. Огромное значение на динамику этого процесса оказывает федеральная целевая программа «Пожарная безопасность» и региональные целевые программы в этой области.
- Согласно проекту изменений в методику расчета общественных зданий, планируется исключить подобные объекты из методики. Как вы считаете, это правильно?
- Да, действительно, проект такой есть. Я затрудняюсь давать оценки правильности или неправильности подобных изменений. Но вопросы возникают автоматически. Какая стоит задача? То ли вообще не заниматься расчетами рисков для этих объектов и приводить эти объекты в полное соответствие с нормами? Либо будет разработана самостоятельная методика оценки рисков для данных учреждений, а именно класса функциональной пожарной опасности Ф1.1? Пока этот вопрос остается открытым.
Если брать повседневную практику, то совершенно ясно, что в ближайшее время полностью привести в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности данные объекты не представляется возможным. Возьмем, для примера, интернаты и дома престарелых. Не погрешу против истины, если скажу, что 70 - 80% этих объектов размещено в старом фонде. А есть и такие объекты, которые размещены в зданиях барачного типа с несущими деревянными конструкциями. Эти здания V степени огнестойкости - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Массово переселить подобные объекты в современные, пожаробезопасные здания крайне затруднительно. Это системные проблемы, формировавшиеся многие десятилетия. А это значит, что их нужно в любом случае приводить в соответствие с требованиями норм.
Зачастую данные объекты не соответствуют не только современной нормативно-правовой базе в области пожарной безопасности, но и тем нормативным документам (в некоторых вопросах более либеральным), которые действовали до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Учитывая те подходы, которые заложены в методике, сегодня при правильном расчете, т. е. при выполнении расчетов в соответствии с методикой, получить положительные результаты по данным объектам практически невозможно. Вероятность эвакуации не обеспечивается. Одна из основных причин - время начала эвакуации для таких объектов. Этот параметр жестко закреплен методикой в нынешней редакции для зданий класса Ф1.1. Можно провести огромное количество расчетов, учитывая и дополнительные компенсирующие мероприятия, которые устанавливает методика, но результат будет неудовлетворительным. А как мы с вами понимаем, все перерасчеты стоят денег. Складывается ситуация, когда огромные суммы тратятся безрезультатно. Поэтому, я думаю, эти изменения уже очень необходимы. Остаются только вопросы: когда данные изменения вступят в силу? И как поступать с объектами класса Ф1.1 далее?
Возможно и несколько другое развитие событий, при котором вероятность эвакуации обеспечивается, однако результаты расчета пожарных рисков получаются не удовлетворительными. Какими должны быть действия заказчика? Согласно методике, опять же необходимо проводить дополнительные противопожарные мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эвакуации людей, с последующим повторным расчетом рисков. Все это влечет большие материальные затраты для объектов защиты. Предлагаемых дополнительных мероприятий зачастую оказывается недостаточно. И получается замкнутый круг. На расчеты и мероприятия потрачены огромные средства, а объект защиты как не соответствовал, так и не соответствует требованиям норм. Очевидно, что данная ситуация складывается по ряду причин. Это и отсутствие финансовых возможностей реализовать серьезные мероприятия, такие как устройство систем пожаротушения и дымоудаления, и недобросовестность организаций, проводящих расчеты по оценке пожарных рисков, и те системные нарушения, которые существуют на объектах.
Конечно, в рамках реализации целевых программ «Пожарная безопасность» многие социально значимые объекты были существенно доработаны в области противопожарной защиты, в том числе, за счет установки систем пожарной автоматики: сигнализации, оповещения и других мероприятий. Но, к сожалению, и этого не всегда достаточно.
Поэтому изменения в подходе к социально значимым объектам как в области оценки пожарных рисков, так и в части оснащения противопожарными инженерными системами актуальны, своевременны и необходимы.


Реальность систем автоматического пожаротушения


Алексей, тогда еще один вопрос. Сегодня производители и продавцы автоматических систем пожаротушения говорят о том, что эти системы необходимо устанавливать повсеместно, в том числе и на объектах социального назначения. В качестве примера они приводят США, где автоматические системы пожаротушения являются необходимостью и прописаны законодательно для обязательного применения. Насколько это реально в России?
- Скажу даже больше. У нас есть возможности посмотреть и проанализировать как европейские стандарты, так называемые «еврокоды», так и североамериканские стандарты NFPA. В Европе с этим вопросом все предельно жестко. Одна из последних тенденций - оснащение системами автоматического пожаротушения коттеджей, индивидуальных домовладений, таунхаусов, дуплексов и т. п. как изначально при строительстве объектов, так и уже существующих зданий. Конечно, это обуславливается и развитой системой страхования. Чем защищеннее объект, тем меньше страховые взносы.
Что же касается социальных объектов, то в Европе им уделяется очень пристальное внимание в части безопасности людей и противопожарной защиты.
Лично мое мнение таково: при строительстве объектов социального назначения их нужно в обязательном порядке оборудовать системами автоматического пожаротушения. А в тех учреждениях, которые построены ранее, изыскать возможность устройства таких систем сейчас. Возможно, на некоторых объектах предусмотреть модульные установки пожаротушения, в том числе тонкораспыленной водой, защитить которыми целесообразно наиболее пожароопасные помещения, помещения с массовым пребыванием людей и т. д. Такие системы можно быстро и относительно легко смонтировать, и они реально могут помочь в случае возгорания.
Устройство пожаротушения на объектах защиты влияет на целый ряд очень важных параметров - это и ограничение площади возгорания, и его полная ликвидация на начальных стадиях, защита эвакуирующихся людей от воздействия высоких температур, облегчение действий пожарных подразделений, снижение экономических потерь от пожара на объекте и т. д.
- Хорошо. Тогда такой вопрос. Он может показаться провокационным, но без него никак. Как на вопрос автоматических систем пожаротушения смотрит ВНИИПО как «законодатель мод»?
- Скажу так. ВНИИПО работает в тесной связке с Департаментом надзорной деятельности (ДНД) МЧС России, подразделениями МЧС России, министерствами, ведомствами, организациями и гражданами. Идет постоянный обмен информацией, анализ необходимости внедрения тех или иных нормативно – правовых документов, технических средств и методов как предупреждения и защиты, так и борьбы с пожарами.
И сегодня есть информационное письмо одного из руководителей ДНД, где приводится информация, которую стоит отметить особо. Письмо, кстати, достаточно свежее - от седьмого июля 2011 года. Суть письма касается применения ФЗ-123. Как вы помните, есть определенный порядок оценки пожарного риска, регламентированный постановлением правительства РФ № 272 от 31. 01. 2009. Данное постановление устанавливает порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и сведения, которые должен содержать отчет. Структурированность и подробность оформления отчета касается как результатов, так и перечня исходных данных. Так вот, ДНД провел подробный анализ отчетов по оценке пожарных рисков, и результаты, к сожалению, оказались неутешительными.
В целом по стране выявлено большое количество нарушений при подготовке отчетов. И очень часто вместо реальной ситуации на объектах защиты и разработке мер по снижению пожарного риска происходит подгонка результатов под требования заказчика. Очевидно, что при объективно проведенных расчетах результаты могут быть совсем другими - худшими, а это потребует от заказчика дополнительных серьезных финансовых вложений в обеспечение безопасности объекта, в том числе оборудования системами пожаротушения и дымоудаления.
Некоторые объекты жалеют деньги на подобные системы, у некоторых их просто нет, но все же собственники и администрации объектов все активнее начинают интересоваться серьезными системами автоматики, такими как пожаротушение. Ведь успокаивающий расчет рисков на бумаге вряд ли сможет помочь на практике, при реальном пожаре на объекте. Поэтому моя позиция как сотрудника ВНИИПО следующая: расчеты пожарных рисков должны помогать в обеспечении пожарной безопасности объектов, находить тонкие и слабые места в их защищенности, а не позволять уходить от устройства тех или иных противопожарных систем и мероприятий.
И ВНИИПО, как головное учреждение в области пожарной науки в Российской Федерации, поддерживает начинания по оснащению социально значимых объектов современными и надежными системами автоматического пожаротушения. Все мы, я надеюсь, понимаем, что это действительно важно и нужно.



Просмотров