Правила и порядок наложения административного наказания. Правила наложения административного наказания Вопрос

Вопрос. Правила наложения административных наказаний.

Виды административных наказаний.

Вопрос. Виды административных наказаний.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания , предусмотренные статьёй 3.2 КоАП РФ:

1. Предупреждение - выносится письменно.

2. Административный штраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

6. Административный арест - устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ.

8. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Правила и порядок наложения административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.(Статья3.1.)

Срок в течении которого, вы считаетесь подвергнутым наказанию.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. (Статья 4.6.)
Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. (Статья 4.3.)

0 наказаниях
1) За совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1)предупреждение;
2) административный штраф;
3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу. (Статья 3.2.)

Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний

Предупреждение
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления. (Статья 32.1.)

Наложение административного штрафа
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП. (Статья 32.2.)

Отсрочка и рассрочка уплаты штрафа
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совертения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. (Статья 31.5.)

Оплата штрафа на месте
В случае, если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление-квитанция установленного образца.
В постановлении-квитанции указываются:
- дата ее выдачи,
- должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание,
- сведения о лице, привлеченном к административной ответственности,
статья настоящего Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение,
- время и место совершения административного правонарушения,
- сумма взыскиваемого административного штрафа. Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. (Статья 32.3.)

Лишение специального права
1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями КоАП. Лишение специального права назначается судьей.
2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. (Статья 3.8.)

1.Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
2.Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники. (Статья 32.5.)

Порядок исполнения постановления о лишении специального права
...Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством...осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения...или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату. (Статья 32.6.)

Исчисление срока лишения специального права.
1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
2. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов.
3. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. (Статья 32.7.)

Давность привлечения к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения...
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. (Статья 4.5.)

Понятие уголовного закона.

Уголовный закон - это нормативный акт, принятый уполномоченным органом законодательной власти (Государственной Думой Федерального Собрания РФ), содержащий юридические нормы, которые устанавливают принципы уголовного права и определяют, какие деяния (действия или бездействия) являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления.

Как и другие законы, уголовный закон должен отражать те изменения в жизни общества, государства, которые происходят в нашей стране, и постоянно совершенствоваться. При этом в законотворческой деятельности важное значение имеют учет и обобщение судебной практики, достижения науки уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии, а также других правовых наук.

Юридической базой всего законодательства, в том числе уголовного, является Конституция Российской Федерации.

Согласно статье 15 Основного Закона Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. В соответствии со ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется судом. В ст. 123 Конституции закреплен принцип, согласно которому судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных уголовным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Статья 50 Конституции провозглашает: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. В Конституции содержится целый ряд других норм, имеющих непосредственное значение для уголовного законодательства.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, принятие уголовного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 и подписан Президентом России 13 июня 1996 года, вступил в действие 1 января 1997 года.

Статья 1 УК РФ гласит:

«1. Уголовное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права»

Уголовный кодекс - это отличающийся внутренним единством законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, определяющих принципы и общие положения уголовного права и норм, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления. Таким образом Уголовный кодекс РФ состоит из Общей части, которая включает в себя 15 глав и 104 статьи, и Особенной части, состоящей из 19 глав и 256 статей. Всего Общая и Особенная часть УК РФ содержат 12 разделов, 34 главы, 360 статей.

В Общей части содержатся нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права, основания уголовной ответственности и освобождения от нее; пределы действия уголовных законов по кругу лиц, во времени и пространстве, понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния. Дана система наказаний, общие и специальные основания назначения наказания и освобождения от него и др.

Особенная часть уголовного права конкретизирует объем и содержание уголовной ответственности применительно к каждому составу преступления.

Между их нормами существует тесная и неразрывная связь, так как практически невозможно применить нормы Особенной части без правил, закрепленных в Общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Институты Общей части имеют значение фундаментальных положений, предопределяющих всю систему уголовного права и по существу структуру его Особенной части, круг ее институтов и входящий в них перечень деяний, признаваемых преступлениями.

Нормы Общей части объединяют в себе уголовно-правовые положения универсального характера, делегируют их свойства (признаки) институтам Особенной части, ориентируя тем самым законодателя на оптимально допустимые объем и содержание составов преступлений, видов и размеров наказаний, позволяющих правоприменителю решать задачу борьбы с преступностью. Именно потому нормы Общей части уголовного права носят в основном обязывающий характер, предписывают органам правосудия руководствоваться содержащимися в них предписаниями или учитывать их, применяя нормы Особенной части. В этом проявляется органическая связь Общей и Особенной частей уголовного права.

Вместе с тем нельзя видеть системность уголовного права лишь в его делении на две части. Как система взаимосвязанных юридических норм уголовное право слагается из соответствующих институтов, наиболее крупными из которых являются институты преступления и наказания. Они в свою очередь включают более дробные по объему, но внушительные по содержанию пединституты: например, стадии преступной деятельности, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и т. д. Институты состоят из отдельных норм (статей уголовного закона), содержащих не только гипотезу, диспозицию и санкцию, но и в определенных случаях различные виды составов преступлений (части статей уголовного закона): простой, привилегированный, квалифицированный и особо квалифицированный.

Статья 2 УК РФ определяет задачи Уголовного кодекса Российской Федерации:

«1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений»

В данной статье законодатель отразил важную социальную роль уголовного закона. В данном случае необходимо понимать, что главной целью уголовного закона является не функция наказания виновных за совершённые преступления, а функция охраны прав и свобод человека и гражданина.

С этой целью уголовный закон должен эффективно осуществлять функцию социальной превенции, которая заключается в том, что уголовный закон должен являться моральным тормозом для лиц, склонных к преступному поведению, для которых страх уголовного наказания должен быть мотивом для отказа от преступных намерений, реализация которых будет ущемлять законные права и свободы других граждан.

Данная функция уголовного права может быть осуществлена только при условии эффективной деятельности правоохранительных органов, всесторонней пропаганды правомерного поведения, разъяснения населению норм уголовного закона.

Принципы уголовного права.

КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:

1) общие принципы наложения наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

3) исчисление сроков при наложении наказаний.

Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:

1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;

2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;

3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.

Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) личность правонарушителя;

3) его имущественное положение;

4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При назначении наказаний юр лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) имущественное и финансовое положение;

3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.

КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:

1) раскаяние;

2) добровольное сообщение о правонарушении;

3) предотвращение вредных последствий;

4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;

6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

Отягчающие обстоятельства:

1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;

2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетних;

4) группой лиц;

5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) в состоянии опьянения.

Перечень является закрытым.

Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.

Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:

I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:

1) о внутренних морских водах;

2) континентальном шельфе;

3) о несостоятельности банкротства;

4) миграционных правил;

5) о защите прав потребителей;

6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.

II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.

III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.

При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение. 70.

Еще по теме Правила наложения административных наказаний.:

  1. § 5. Исполнение постановлений о назначении административных наказаний
  2. § 1. Конституционные основы юридической ответственности, определяющие характер административных наказаний
  3. § 1. Система административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение
  4. § 3. Квазиадминистративные наказания (методология вопроса)
  5. § 2. Административный штраф как мера административного наказания
  6. § 4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административного наказания

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Вопрос 24

Принцип народовластия - народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен осуществляться как со стороны органов представительной и судебной властей, так и непосредственно народом. При этом используются различные формы контроля за работой управленческого аппарата и должностных лиц.

Принцип социальной справедливости закреплен в социальной политике государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип демократизма осуществляется в двух основных формах: непосредственная - в референдумах, свободных выборах, собраниях, конференциях, сходах граждан, подачах петиций (коллективные обращения граждан по совершенствованию законодательства) и др.; представительная - через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления.



Принцип верховенства закона означает иерархическую правовую систему в соответствии с юридической значимостью нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает основной закон государства - Конституция РФ. Все нормативно-правовые акты должны приниматься на основании и во исполнение основного закона.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий проявляется в том, что акты органов исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ не должны быть противоречивы. ФОИВ создают свои территориальные структуры и назначают соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передают им часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции России и ФЗ. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации также передают им часть своих полномочий.

Принцип законности в отличие от верховенства закона означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны их соблюдать.

Принцип приоритета прав человека и гражданина . Все государственные органы, и в первую очередь органы исполнительной власти, несут ответственность за несоблюдение этих прав.

Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчётность государственных учреждений и должностных лиц по вопросам, затрагивающим интересы граждан.

Принцип федеративного устройства предполагает государственную целостность, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ.

Принцип объективного учёта национальных особенностей . Многочисленные межнациональные конфликты требуют внимательного изучения этого принципа и учёта при организации деятельности органов исполнительной власти.

Вопрос 25

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной : она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

Высшим федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» Президент РФ в своем Указе от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.) постановил установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств.

Вопрос 26

Понятие и функции исполнительной власти . В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

издание правовых актов управления;

использование распорядительных и контрольных полномочий;

заключение административных договоров;

проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

корпус государственных служащих;

юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

право назначать;

право осуществлять легитимное принуждение;

право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

право расходовать вверенные ресурсы;

право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:

выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;

применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;

индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность пункт 3 статьи 4.1. КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает негативное отношение к содеянному и его последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Раскаяния правонарушителя проявляется в его определенных активных действиях.

К таким действиям прежде всего относится добровольное заявление лица о совершении им административного правонарушения. Данное правонарушение по собственной воле (хотя и не обязательно по собственной инициативе) обращается с соответствующим заявлением к судье, органу, должностному лицу, которые правомочны возбудить дело об этом правонарушении или возбудить дело и рассмотреть его.

Другими проявлениями раскаяния являются: способствование нарушителя осуществлению производства по делу об административном правонарушении, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела; добровольное объяснение причин совершенного правонарушения; своевременная и по собственной инициативе выдача орудий и предметов административного правонарушения и др.

Предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда свидетельствует о том, что лицо осознает содеянное им, желает минимизировать ущерб и предпринимает для этого конкретные действия. Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло, Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда - действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного, либо предоставление равноценного имущества.

Под состоянием сильного душевного волнения понимается состояние физиологического аффекта, который характеризуется эмоциональной вспышкой высокой степени. Физиологический аффект выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в определенной степени нарушает избирательность в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и опасность своих действий, руководить ими в значительной степени понижена, что является основанием для признания совершения правонарушения в этом состоянии обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

От физиологического аффекта следует отличать патологический аффект, который представляет собой расстройство психики с наступлением глубокого помрачения сознания. В результате этого человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым и освобождается от административной ответственности.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами понимаются неблагоприятные факторы, под давлением которых лицо совершает то или иное действие (бездействие). Стечением тяжелых личных и семейных обстоятельств могут признаваться случаи внезапной тяжелой болезни самого лица, совершившего административное правонарушение, или его близких родственников, серьезные семейные конфликты, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на работе, острый недостаток средств к существованию и др.

Наконец, как уже отмечалось, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Первое обстоятельство обусловлено тем, что сознание лиц в возрасте от 16 до 18 лет еще находится в стадии становления и несовершеннолетний вследствие недостатка жизненного опыта не всегда может объективно оценить сложившуюся ситуацию. Поэтому требуется, чтобы судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, всесторонне изучили обстоятельства совершенного правонарушения и данные, характеризующие личность нарушителя.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка пункт 5 статьи 4.2. КоАП РФ, относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, прежде всего исходя из заботы о здоровье женщины и ребенка, интересов малолетних детей, Кроме того, формулируя это положение, законодатель учитывал, что беременность с физиологической точки зрения является особым состоянием женщины. При беременности нередко появляются повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, переменчивость в настроении. Эти особенности могут толкнуть женщину на совершение необдуманных поступков, вызвать неадекватность реакции на те или иные внешние факторы.

Говоря о наличии малолетнего ребенка как обстоятельстве, смягчающим административную ответственность, важно напомнить, что, согласно статье 28 Гражданского кодекса РФ, под малолетним понимается несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста. Между тем в ранее действовавшем КоАП РСФСР обстоятельством, смягчающим ответственность за административное правонарушение, признавалось совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Здесь воочию видна тенденция гуманизации российского законодательства.

Большинство из перечисленных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно статье 4.3. КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицу уже назначалось административное наказание, по которому не истек предусмотренный статьёй 4.6. КоАП РФ и рассмотренный ниже срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

вовлечение несовершеннолетнего лица в административное правонарушение;

совершение административного правонарушения группой лиц;

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Однако судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим.

Отмечу, что отягчающие обстоятельства свидетельствуют либо об устойчивой противоправной установке нарушителя, либо о потенциальной возможности причинением проступком существенного вреда. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц его прекратить, показывает, что правонарушитель осознает противоправность своего поведения, не желает от него отказываться даже после соответствующего законного требования.

Совершение административного правонарушения группой лиц свидетельствует об определенной организации, объединений усилий для противоправного действия или бездействия. Групповые правонарушения традиционно считаются более опасными, что применимо как к проступкам, так и к преступлениям. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия, которыми признаются наводнения, пожары, землетрясения и т.д., или при других чрезвычайных обстоятельствах (при чрезвычайном или военном положении, техногенных катастрофах и др.), осложняет правоохранительным органам возможность противодействовать незаконному поведению.

Указанные отягчающие обстоятельства, перечисленные в статье 4.3. КоАП РФ, являются исчерпывающими, никакие другие факторы нельзя трактовать в качестве таковых. Учет отягчающих обстоятельств позволяет усилить административную ответственность в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, применить дополнительное наказание.

Однако перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение правонарушения. Например, совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах не признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения (статья 20.5. КоАП РФ).

Как уже отмечал выше, что лицо, признанное невменяемым, освобождается от административной ответственности. Согласно статье 2.8. КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В доктрине административного права принято выделять два критерия невменяемости: юридический (психологический) и медицинский (биологический). Юридический критерий означает неспособность лица понимать фактический характер своих действий и руководить ими, а медицинский - наличие у лица болезненного состоянии психики, обусловленного хроническим или временным психическим расстройством, слабоумием. Юридический критерий невменяемости определяется наличием двух моментов: интеллектуального (отсутствием у физического лица осознания фактической стороны совершаемого действия) и волевого (неспособность лица руководить своими действиями, контролировать поведение). Для констатации юридического критерия достаточно наличие одного из указанных моментов. Для признания же лица невменяемым необходимо установить совокупность юридического и медицинского критериев невменяемости.

Не подлежит также административной ответственности лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный вред. Согласно статье 2.7. КоАП РФ причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением.

При этом необходимо различать правомерные действия в условиях крайней необходимости и превышение пределов крайней необходимости. Последнее означает причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности. Принято выделять следующие условия правомерности действий в состоянии крайней необходимости:

опасность должна быть не абстрактной, а вполне конкретной, содержащей непосредственную угрозу причинения вреда данному лицу или другим лицам, а также охраняемым законом интересам общества или государства;

опасность при данных обстоятельствах не может быть реально и своевременно устранена иными средствами, т.е. не наносящими вреда иному правовому благу или охраняемым правом интересам других лиц;

причиненный вред должен быть менее значителен, чем предотвращенный. При сопоставлении вреда следует исходить из того, что жизнь и здоровье человека всегда выше имущественных интересов. Если же сопоставляются материальные ценности, надо исходить из оценки стоимости спасенного и поврежденного (утраченного) имущества.

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут также освободить лицо, совершившее административное правонарушение, об административной ответственности и ограничится устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения. При этом должен учитываться прежде всего характер совершенного правонарушения. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то обстоятельство, что оно при формальном наличие всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.

Анализируя общие правила назначения административного наказания, необходимо затронуть вопрос об административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Такие субъекты, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ указанные в статье 2.6. КоАП РФ административные правонарушения, также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается согласно нормам международного права.

Важным принципом административной ответственности, базирующимся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, является недопустимость удвоения административной ответственности. С учетом статьи 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом для уяснения правил назначения административного наказания при совершении нескольких административных правонарушений важно разобраться в том, что такое множественность проступков. Под множественностью понимается ситуация, при которой каждое совершенное лицом деяние образует состав правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. При этом имеются в виду правонарушения, за которое лицо не подвергалось административному наказанию, и сроки давности привлечения к административной ответственности по которым не истекли.

Множественность административных правонарушений имеет две формы: совокупность и повторность.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности. При совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможности сложения наказаний. Исключения составляют случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом. При этом, согласно части 2 статьи 4.4. КоАП РФ, наказание назначается в пределах только одной санкции.

В ранее действовавшем КоАП РСФСР содержалась специальная оговорка о том, что в подобной ситуации к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Сейчас такая возможность отсутствует.

Под повторностью понимается совершение нового административного правонарушения после привлечения лица к ответственности за предыдущее. При назначении административного наказания повторность может служить отягчающим обстоятельством или квалифицирующим признаком.

Примером второго случая является приведенная выше норма, в соответствии с которой нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию (часть 2 статьи 5.27. КоАП РФ). В случае первого подобного нарушения в соответствии с частью 1 этой же статьи максимально возможное наказание составляет штраф в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, за совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок, предусмотрена повышенная административная ответственность.

Таким образом, порядок наложения административного наказания строго закреплен в законодательстве. Правовой институт административного наказания должен основываться на законе и справедливости с целью правомерного требования от граждан соблюдения этого закона.



Просмотров