Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Чистые вещества и смеси
- Правила работы в лаборатории.
- Лабораторная посуда и оборудование.
- Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
- Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.
Правила работы в лаборатории
Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.
Каждый работающий должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.
Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.
Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.
В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия веществ.
Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.
Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.
В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.
В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и совком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толстое войлочное), заряженные огнетушители.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.
Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путём прибавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном перемешивании.
При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.
Пролитую кислоту или щёлочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.
Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетка — в ладонь). При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их после встряхивания видимых капель сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.
Методы разделения смесей и очистки веществ. Чистые вещества и смеси веществ
Смесь - материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.
Чистое вещество — физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.
Смеси |
|
Однородные (гомогенные) | Неоднородные (гетерогенные) |
Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне | Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах) |
Примеры смесей | |
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде) | Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок |
Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза. | Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир |
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов) | Аэрозоли (газ + жидкость), например туман |
Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.
Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.
Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.
Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.
Задания А 13 (ГИА 2012 г)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей? А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой. Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты. Б. С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории? А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха. Б.Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о способах хранения щелочных металлов в лаборатории? А. Щелочные металлы хранят в плотно закрытых стеклянных банках. Б. Калий хранят под слоем керосина. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов? А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту. Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определить по запаху. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом. Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории? А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании. Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. В мензурке можно нагревать воду. Б. Горящий натрий можно тушить водой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Повышенное содержание в атмосфере оксидов азота является угрожающим фактром для здоровья человека. Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоемах. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли суждения о правилах безопасности работы с веществами и растворами? А. Все работы, связанные с выделением вредных паров или газов, надо проводить в вытяжном шкафу. Б. Твердые реактивы можно брать руками. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
Верны ли суждения о правилах безопасности работы в химическом кабинете? А. Разрешен доступ посторонних лиц в кабинет в момент практической работы без ведома учителя. Б. Запрещен прием пищи в кабинете химии. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о назначении оборудования в кабинете химии? А. Мерный цилиндр используется для измерения плотности жидкостей. Б. Делительная воронка используется для измерения объема жидкости. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения об обращении с нагревательными приборами? А. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на одну треть. Б. Запрещается наклоняться над горящей спиртовкой или горелкой. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о правилах сборки приборов? А. Запрещается собирать и использовать прибор с оголенными проводами и клеммами. Б. Пробирку надо закреплять в лапке штатива посередине пробирки. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о видах смесей? А. При растворении в воде сульфата натрия образуется неоднородная смесь. Б. При приготовлении смеси серы с водой образуется однородная смесь. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о способах разделения смесей? А. Смесь железных опилок и медных опилок можно разделить действием магнита. Б. Смесь воды и сахара можно разделить фильтрованием. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о правилах работы с веществами и растворами? А. При попадании кислот на кожу достаточно только смыть кислоту водой. Б. Пролитую кислоту или щелочь следует засыпать чистым песком. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А. Чистые вещества состоят только из молекул данного вещества. Б. В однородных смесях частицы компонентов можно обнаружить при помощи микроскопа. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Для разделения смеси двух жидкостей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) дистилляции.
Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещен прием пищи. Б. В кабинете химии вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для нагревания жидкости используют колбу. Б. Для измерения объема жидкостей используют мензурку. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Для отделения раствора сахара от нерастворимых примесей можно использовать способ: 1) фильтрования, 2) кристаллизации, 3) выпаривания, 4) хроматографии
Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В лаборатории запрещается находиться без защитных очков, Б. Нельзя менять крышки от банок с реактивами. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о предназначении лабораторного оборудования? А. Для измерения объема жидкостей используют ареометр. Б. Для измельчения твердых веществ используют химический стакан. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о правилах техники безопасности? А. В кабинете химии запрещено использовать склянки без этикеток. Б. В кабинете химии съедобные вещества можно пробовать на вкус. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
Методом вытеснения воды нельзя собирать: 1) кислород, 2) водород, 3) углекислый газ, 4) аммиак
Смесь поваренной соли и кварцевого песка можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.
Смесь железа и серы можно разделить: 1) обработкой водой и фильтрованием, 2) фильтрованием, 3) магнитом, 4) перегонкой.
При разбавлении концентрированной кислоты нужно: 1) быстро приливать воду к кислоте, 2) быстро приливать кислоту к воде, 3) медленно при перемешивании вливать кислоту в воду, 4) медленно при перемешивании вливать воду в кислоту.
Чистые вещества и смеси. Правила работы в лаборатории.
А1 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Воспламенившийся бензин тушат водой.
Б. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2 В перевёрнутый вверх дном сосуд можно собрать:
1) аммиак 2) кислород 3) углекислый газ 4) сернистый газ
А3 Методом вытеснения воды можно собрать:
1) оксид углерода (IV ) 3) кислород
2) аммиак 4) оксид серы (IV)
А4 Для получения бензина из нефти используют способ:
1) перегонки 3) отстаивания
2) фильтрования 4) кристаллизации
А5 Для разделения однородных смесей нельзя использовать метод:
А6 К неоднородным смесям относятся:
1) воздух 3) смесь хлорида натрия и воды
2) смесь железа с серой 4) сталь
А7 При приготовлении раствора серной кислоты необходимо наливать в воду, так как:
выделяется большое количество теплоты
поглощается большое количество теплоты
образуются гидраты
происходит диссоциация
А8 Для разделения смеси этанола и воды можно использовать:
1) фильтрование 3) кристаллизацию
2) перегонку 4) отстаивание
А9 Для приготовления раствора серной кислоты:
необходимо кислоту наливать в воду
необходимо воду наливать в кислоту
последовательность не имеет значения
необходимо кислоту и воду смешать в равных соотношениях
А10 Для получения азота из жидкого воздуха применяют способ:
1) отстаивания 3) возгонки
2) перегонки 4) кристаллизации
А11 Для разделения неоднородных смесей используют метод:
1) фильтрования 3) выпаривания
2) перегонки 4) кристаллизации
А12 Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории?
А. Для фиксации пробирки во время нагревания можно использовать тигельные щипцы.
Б. Излишек раствора из пробирки можно перелить в ёмкость с исходным раствором.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13 Верны ли следующие суждения о правилах работы с лабораторным оборудованием?
А. Мензурку используют для измерения объёма жидкостей.
Б. Для прекращения горения спиртовки необходимо закрыть её фитиль колпачком.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Родниковая вода является чистым веществом.
Б. Воздух является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А15 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Яблочный сок – это чистое вещество.
Б. Раствор уксусной кислоты в воде является неоднородной смесью .
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А16 Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Смесь песка и медных опилок можно разделить с помощью магнита.
Б. Смесь сахара и поваренной соли можно разделить фильтрованием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17 Верны ли следующие суждения об отличиях чистых веществ от смесей?
А. Чистые вещества, в отличие от смесей, имеют постоянный состав.
Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью фильтрования и выпаривания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18 Верны ли следующие суждения о видах смесей?
А. Раствор сахара в воде является однородной смесью.
Б. Задымлённый воздух является неоднородной смесью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19 Наименее токсичны из перечисленных соли
1) ртути 3) бария
2) свинца 4) кальция
А20 Медные опилки можно очистить от примеси железных с помощью
1) воды 2) магнита 3) HNO 3 (конц) 4) H 2 SO 4 (конц)
А21 Взрывчатой является смесь газов:
метана с кислородом
сернистого газа с азотом
гелия и хлороводорода
углекислого газа и сероводорода
1. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях и способах их разделения?
А. Чистые вещества имеют постоянный состав.
Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?
А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.
Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?
А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?
А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.
Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?
А. При получении кислорода из раствора пероксида водорода необходимо использовать резиновые перчатки.
Б. При растворении соды в воде необходимо надеть защитные очки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.
Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Очистить морскую воду от растворённых в ней солей можно с помощью фильтрования.
Б. Перегонка является химическим способом разделения смесей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Верны ли суждения об экологической безопасности?
Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12.
Б. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?
А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.
Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты.
Б. С разрешения учителя в школьной лаборатории можно работать одному.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15.
Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей?
А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой.
Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов?
А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. В мензурке можно нагревать воду.
Б. Горящий натрий можно тушить водой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?
А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.
Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории?
А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
Б. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
22. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.
Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Верны ли следующие суждения о способах хранения щелочных металлов в лаборатории?
А. Щелочные металлы хранят в плотно закрытых стеклянных банках без применения дополнительных веществ.
Б. Калий хранят под слоем керосина.
1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24.
А. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.
Б. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в очках -собственных или лабораторных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
25. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?
А. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.
Б. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
26. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?
А. Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть.
Б. При нагревании пробирки с раствором её следует располагать строго вертикально.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
27. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?
А. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.
Б. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
28.
А. Природный газ является чистым веществом.
Б. Алмаз является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
29. Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях?
А. Столовый уксус является чистым веществом.
Б. Раствор йода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
30.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
31. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?
А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.
Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
32.
А. Водопроводная вода содержит примеси растворимых солей - сульфатов и гидрокарбонатов.
Б. Вода обладает памятью, поэтому механические воздействия, например звуковые колебания, меняют её свойства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
33. Верны ли следующие утверждения о воде?
А. Морская вода обладает большей плотностью, чем речная, так как содержит значительно большее количество растворённых солей.
Б. Вода обладает памятью, поэтому воду можно использовать для записи информации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
34. Верны ли следующие утверждения об очистке воды?
А. Хлорирование улучшает качество загрязнённой воды, так как хлор убивает бактерии и вирусы.
Б. Озонирование воды требует специального контроля, так как озон - сильный яд
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
35. Верны ли следующие утверждения о выхлопных газах автомобилей?
А. Самый вредный компонент выхлопных газов - , так как это парниковый газ.
Б. Оксиды азота образуются при взаимодействии автомобильного топлива с азотом воздуха.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
36. Хлорид натрия можно выделить из его водного раствора с помощью
1) фильтрования
2) выпаривания
3) магнита
4) отстаивания
37. Какую смесь можно разделить фильтрованием?
1) сахара и воды
2) песка и воды
3) воды и бензина
4) песка и сахара
38. Какие примеси в питьевой воде наиболее токсичны для человека?
1) хлориды натрия и кальция
2) сульфаты кальция и магния
3) соли свинца и ртути
4) растворимые карбонаты
39. Какой из газов, попадающих в атмосферу в результате деятельности человека, наиболее токсичен?
40.
А. Все опыты, связанные с выделением газов, надо проводить только в вытяжном шкафу.
Б. При нагревании растворов необходимо направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от лица и от соседей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
41. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?
А. Вещества, находящиеся в лаборатории, запрещается пробовать на вкус, даже если они в обыденной жизни употребляются в пищу (например, хлорид натрия).
Б. При попадании кислоты на кожу поражённое место надо промыть большим количеством раствора щёлочи
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
42. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?
А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.
Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
43. Верны ли следующие утверждения об озоне?
А. Озон в стратосфере поглощает часть ультрафиолетового излучения, защищая от этого излучения живые организмы.
Б. Озон – совершенно безвредный газ, поэтому его предпочтительно использовать вместо хлора для очистки воды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
44. Верны ли следующие утверждения об углекислом газе?
А. Количество углекислого газа в атмосфере постоянно растёт благодаря деятельности человека.
Б. Углекислый газ – самый вредный компонент выхлопных газов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
45. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?
А. При нагревании пробирки с раствором поваренной соли необходимо использовать защитные очки.
Б. При перемешивании жидкости в пробирке можно закрыть отверстие пробирки рукой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
46. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Смесь этанола и воды можно разделить с помощью делительной воронки.
Б. Действие магнитом на смесь железных и алюминиевых опилок является физическим способом разделения веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
47. Верны ли следующие суждения о процессе фильтрования и об использовании химических реакций человеком?
А. Для ускорения процесса фильтрования скошенный конец воронки следует прижать к стенке химического стакана.
Б. В основе выплавки чугуна и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
48. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей и значении средств гигиены?
А. Смесь серы и древесных опилок можно разделить путём растворения в воде.
Б. Зубная паста, содержащая ионы фтора, способствует укреплению зубной эмали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
49. Верны ли следующие суждения о правилах хранения и приёма витаминов?
А. Витамин С можно потреблять в неограниченном количестве.
Б. Хранить и принимать витамины можно в течение неограниченного периода времени.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
50. Верны ли следующие суждения о правилах хранения витаминов и предназначении моющих средств?
А. Хранение витаминов не требует строгого соблюдения указанных в инструкции правил.
Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны