Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Обеспечение безопасности детей на дорогах

С уверенностью можно назвать наше время - веком технологического и технического прогресса. Темп жизни нашего поколения ускорился. Появились новые возможности, новые специальности, которые требуют от людей большей отдачи, большей энергии и как следствие большей мобильности. Если раньше автомобиль считался предметом роскоши и его наличие говорило о неплохом достатке семьи, то сейчас можно утверждать, что машина - это необходимое средство передвижения для активных людей. Лет 20-30 назад одной машины для семьи было вполне достаточно, но теперь может быть так, что у каждого взрослого члена семьи имеется свое авто. И это уже почти норма. Можно долго расписывать преимущества передвижения на машине, но сейчас я хочу поговорить не об этом. Вместе с изменением человеческих потребностей и увеличением скорости жизни на дорогах возросло количество личного и общественного автотранспорта, следовательно, увечилась и опасность ДТП с участием пешеходов, как взрослых так и детей.

Не стоит забывать, что автомобиль это не только средство для комфортного передвижения, но и источник повышенной опасности. Получая права на вождение, каждый автолюбитель должен понимать и всегда помнить о том, что садясь за руль, он несет ответственность не только за себя; свою жизнь и здоровье, но и становится ответственным за безопасность других участников движения - водителей и пешеходов.

И, пожалуй, самой незащищенной категорией являются маленькие пешеходы. Наши с вами дети. Ведь ребенок не всегда способен правильно оценить ситуацию, может не придать должного значения правилам дорожного движения или просто испугаться. Поэтому первостепенная задача родителей - научить ребенка правильному поведению на улице, в целом и особенно находясь вблизи проезжей части. Прежде чем ребенок подрастет, и его уже можно будет отпускать одного на улицу он должен четко усвоить несложные, но очень важные правила поведения на дороге или около нее.

- Правило 1 . Нельзя играть вблизи проезжей части. Потому что, например, заигравшись в мячик или догонялки можно легко забыть про опасность и не заметить приближающийся автомобиль.

-Правило 2. Нельзя перебегать дорогу в неположенном месте. Лучше дойти до регулируемого светофором перехода или если нет светофора до «зебры». Переходить на другую сторону нужно только на “зеленый свет”, убедившись, что водитель видит пешехода и пропускает. Конечно, водитель обязан это сделать. Но необходимо всегда помнить, что за рулем сидит точно такой же человек как и вы, и его может что-то отвлечь. Он же человек! Я не оправдываю водителей, но все таки более всего за свою жизнь несем ответственность мы сами.

- Правило 3. Обходить стоящий автомобиль можно только сзади. Здесь я бы еще добавила, что нужно обращать внимания на белые фонари заднего хода. Если они горят, значит, автомобиль поедет назад. Не стоит стараться его опередить - лучше подождать, когда водитель закончит маневр и спокойно идти дальше.

- Правило 4. Ни в коем случае не нужно трогать движущийся автомобиль, даже если он движется очень медленно. По инерции человек может упасть и угодить прямо под колеса.

- Правило 5. Нельзя залезать под стоящий на парковке автомобиль, играя например, в прятки или в «партизан».

- Правило 6. Если большая машина перегородила вам дорогу, ни в коем случае не пытайтесь проползти под ней. Нужно обойти ее.

- Правило 7. Нельзя цепляться за машины сзади - это очень опасно!

- Правило 8 . Находясь на улице с велосипедом нужно быть очень внимательным а, переходя проезжую часть везти его рядом с собой.

- Правило 9. Не стоит использовать для зимних игр сугробы на обочинах дорог. Можно просто не рассчитать траекторию съезда с нее и угодить прямо под колеса. Ледяные горки должны быть только в безопасном месте.

- Правило 10. В темное время суток желательно надевать одежду со светоотражательными элементами. Это поможет водителю заметить вас раньше. Мне кажется, этим советом не должны пренебрегать и взрослые.

Хочется так же отметить, что если мы хотим чему-то научить своих детей, то и сами должны соблюдать элементарные правила поведения. Только в этом случае ребенок четко усвоит, что необходимо быть внимательным и тоже будет их соблюдать. А это, в свою очередь, убережет и вас и его от возможных неприятностей.

Марина Фиалкина,специально для портала МариМама

За нарушение ими правил на пешеходном переходе участились случаи необдуманного и самоуверенного поведения пешеходов, буквально выскакивающих на зебру перед едущими машинами.

Скачать памятку «Правила поведения пешеходов на дороге» ZIP PDF

В связи с увеличением общего числа ДТП, частыми наездами на пешеходов Госавтоинспекция России в очередной раз просит вас ознакомиться с обязанностями пешеходов, которые должны знать все – от мала до велика.

Пешеходам не нужно забывать, что машина - это 1,5-2 тонны железа, которые на сухом асфальте при разрешенной скорости 60 км/ч будут тормозить порядка 20 метров. Плюс время реакции водителя!


Правила поведения пешеходов на дороге:

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
    При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
    При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
  • Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
    Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
  • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
  • Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

На дорогах России у величилось количество ДТП – будьте предельно внимательны и осторожны, не подвергайте риску свои жизни!

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

    Никогда не выбегайте на дорогу перед при-ближающимся автомобилем - водитель не мо-жет остановить машину сразу.

    Проезжую часть переходить только в установленных местах по пешеходным переходам убедившись в том, что приближающийся транспорт слева и справа пропускает вас.

    Стоящие у тротуара машины закрывают вам обзор дороги. Поэтому сначала нужно выглянуть из-за стоящей машины, оценить обстановку и убедившись в безопасности переходить

    Выйдя из автобуса или троллейбуса, не вы-бегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

    При выходе из трамвая пройдите на троту-ар, дойдите до ближайшего пешеходного перехо-да и перейдите проезжую часть.

    Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеход-ного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

    Нельзя выезжать на проезжую часть, на скейтах и роликовых коньках

    Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

    Вот несколько известных правил поведения пешеходов, которыми, к сожалению, многие пренебрегают:

    1. переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

      переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;

      передвигаться по тротуарам;

      пользоваться подземным переходом, если он есть;

      не ходить рядом с проезжей частью;

      не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;

      уступать дорогу родителям с детскими колясками;

      не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.

      Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.

    ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ!

    Пешеходный переход или «зебра» считается самым безопасным участком на дороге для пешехода. Но, к сожалению, в нашей стране это абсолютно не совпадает с реальностью. Именно здесь часто случаются ДТП, наезды на пешеходов и нелепы столкновения. А все из-за того, что пешеходы и водители никак не могут достигнуть взаимопонимания. Чтобы неприятных ситуаций на этом участке доге было меньше, и пешеходы и водители должны следовать следующим правилам.

    Пешеход должен:

      Осознать, что «зебра» не гарантирует полной безопасности. Конечно, можно считая наоборот, перебегать дорогу. Вы, конечно, будете правы, но рискуете стать покалеченными или еще того хуже. Согласитесь, быть правым инвалидом, это не лучший вариант?

      Подходя к дороге, смотреть на приближающийся автомобиль, показывая своё намерение выйти на «зебру».

      Только убедившись в том, что водитель вас увидел и начал тормозить, и он от вас на достаточном расстоянии, пешеход можете начинать переходить дорогу.

      Быть внимательным: то, что водитель начал останавливаться, не гарантирует, что он на вас не наедет. Дорога может быть скользкой, резина на колёсах «лысой», тормоза плохими. Лучше дождаться, пока автомобиль не остановится полностью.

      Всегда предполагать, что по второй полосе вполне может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может вас не видеть.

      По переходу идти обычным шагом. Не стоит перебегать, но и «ползти» не надо.

      В некоторых ситуациях не лишним будет кивнуть головой пропустившему водителю в знак благодарности.

    В Правилах дорожного дви-жения сказано: «Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производя-щее на ней работу. К пешеходам приравниваются ли-ца, передвигающиеся в инвалидных колясках без дви-гателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную ко-ляску».

    Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пе-шеходы.

    В Правилах дорожного движения определены об-щие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них.

      Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обо-чинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных доро-жек или обочин, а также в случае невозможности дви-гаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)

      По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

      Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

      Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

      На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

      При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

      Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

      Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

      При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.

      Рассмотрим общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.

      При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

      Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь - нет ли за препятствием движущегося транспортного средства.

      При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.

      Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.

      Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. Повторим, что проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках.

    Перекресток - это место, на котором пересекаются две или более дорог. Если дороги сходятся с трех сторон, то перекресток называется трехсторонним. Если дороги сходятся с четырех сторон, то перекресток называется четырехсторонним. Есть перекрестки, где сходится больше четырех дорог. Такие перекрестки образуют площадь.

    Вы узнали, что:

      Пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл.

      Об-щие обязанности пешеходов определены в Правилах дорожного движения.

      Пешеходы должны двигаться при отсутствии тротуара по обо-чинам.

      Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

      Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

      При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

      Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Правила безопасного поведения на дороге и в транспорте

Правила безопасного поведения на дороге:

1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет - по обочине.

2. В случае их отсутствия можно двигаться по краю проезжей части дороги навстречу движению транспортных средств.

3. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.

4. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по подземному или надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии по пешеходному («зебра»).

5. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка. Если по близости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, дорогу переходим по кратчайшему пути. И только там, где дорога без ограждений и хорошо видна в обе стороны, посмотрев внимательно налево и направо.

6. Нельзя перелезать через ограждения.

7. Если дорога широкая, и ты не успел перейти, переждать можно на «островке безопасности».

8. Если рядом есть взрослые, попросите у них помочь вам перейти дорогу.

9. Играть в игры на дороге и на тротуаре опасно. Строго запрещено выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас вовремя.

^ Правила проведения в транспорте общественного пользования:

К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.

Пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения. Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.

Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.

^ Пассажиру запрещается:

Открывать двери транспортного средства, высовываться в оконные проемы во время его движения, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а также выбрасывать мусор и другие предметы, приводящие к загрязнению дорог и окружающей среды.

Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу. При этом лучше идти на тот пешеходный переход, который находится позади транспортного средства.

Если в салон заходят пожилые пассажиры, школьники должны уступить им место.
^ Основные правила дорожной безопасности для велосипедистов.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях погибают порядка 60 детей-велосипедистов, полторы тысячи получают травмы. Не следует забывать, что велосипед – это тоже транспортное средство, причем одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

Поэтому родителям, прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести ему велосипед, следует выполнить несколько важных правил и позаботиться о безопасности юного велосипедиста.

Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают управление велосипедом по дорогам только подросткам, которым уже исполнилось 14 лет. До этого возраста ездить на велосипеде можно только во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках.

Поэтому в первую очередь родителям необходимо обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем. При этом следует объяснить ребенку, что на Придворовых территориях преимущественным правом движения пользуются пешеходы. Кроме того, здесь ездят автомобили (пусть и с небольшой скоростью), гуляют маленькие дети и пожилые люди. То есть, даже в пределах собственного двора юный велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения – этого требуют и элементарные нормы вежливости, и правила дорожной безопасности.

Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент ребенок может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в соседний квартал. Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, даже подготовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке – одновременно крутить педали, удерживать руками руль, контролировать ситуацию вокруг себя и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно, и, как следствие, попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Однако даже подросток, которому уже исполнилось 14 лет, вряд ли осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. Дороги и улицы нашего города не слишком приспособлены для езды на велосипеде: специальные велосипедные дорожки – большая редкость, дорожное движение очень интенсивное, а о вежливости и культуре поведения водителей и вовсе говорить не приходится.

Что прежде всего следует знать велосипедистам?

Двигаться на велосипеде можно только по крайней правой полосе, по ходу движения других транспортных средств. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению. Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда нельзя перевозить пассажиров. О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке – рукой, поднятой вверх.

Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.

Кроме того, совершенно нелишними будут и специальные средства защиты: шлемы, наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении.

Во дворе

Говоря о безопасности детей на дорогах, необходимости соблюдать дорожные правила, мы часто забываем об этом у себя во дворе. Действительно, казалось бы – все привычное и знакомое, нет такого интенсивного движения автомобилей, как на дороге. Мы уверены, что находимся в безопасности, и даже не предполагаем ничего плохого. «Что может случиться с ребенком возле собственного подъезда?» - думаем мы. И ошибаемся.

Статистика показывает, что до 80-ти % детей-пешеходов, погибших или пострадавших в результате ДТП, попадают под колеса автомобилей, находясь в радиусе не более километра от своего дома – во дворе, на автомобильной парковке, по дороге в ближайший магазин или школу. Там, где машина обычно движется не очень быстро. Часто – там, где за рулем родственник. Ребенок в силу своих возрастных особенностей не осознает опасность и попадает в ловушку собственного любопытства. Ему всё кажется родным и абсолютно безобидным - он же знает, что папа и мама никогда не причинят ему вреда. И попадает - под машину своего родного отца.

Особенно это касается самых маленьких – детей до 5-ти лет. Ужасающи в своей нелепости ситуации, когда водитель (а зачастую это кто-то из самых близких людей, отец, мать, родственник или просто хороший знакомый), выезжая из гаража или с места стоянки задним ходом, попросту не заметил малыша на дороге, не подумал, не предвидел, что ребенок может находиться за машиной. Даже при минимальной скорости автомобиля исход чаще всего бывает смертельным, и такие случаи, к сожалению, не редкость.

Дело в том, что позади автомобиля, особенно при движении задним ходом, существует так называемая «мертвая зона», и большинство водителей об этом знает. При этом заметить малыша, находящегося в непосредственной близости или за машиной, практически невозможно. Более того – в такой ситуации маленького ребенка, скорее всего, не «увидят» ни специальные датчики («парктроники»), ни видеокамеры. А виновниками таких ДТП, прежде всего, являются те взрослые люди, что по невниманию или из-за собственной беспечности, безответственности оставили ребенка без присмотра.

Наши дворы давно перестали быть безопасными. Большое количество припаркованных автомобилей, деревья и кустарники, гаражи и «ракушки», а где-то между ними резвятся дети. Знакомая картина, не так ли?

А между тем все эти дворовые «нагромождения» часто создают «слепые» зоны – места с ограниченной видимостью. Даже гуляя вместе со своим ребенком и внимательно наблюдая за ним, иногда бывает трудно своевременно среагировать на то, как ребенок бросится на улицу или дорогу, пытаясь догнать ускакавший мячик или заигравшись в догонялки. А если там – машина?

Да, пешеходы во дворах пользуются преимущественным правом, а для водителей существуют специальные правила поведения во дворах. И пусть даже скорость движения автомобилей здесь, как правило, небольшая (хотя и тех, мягко говоря, безголовых лихачей, что и во дворах умудряются гонять со стрит-рейсерской скоростью, тоже не стоит сбрасывать со счетов), надеяться только на то, что водитель успеет дать по тормозам, по меньшей мере неразумно.

Необходимо, чтобы ребенок очень четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, арки, из-за гаража или стоящей машины, прятаться за автомобили, цепляться за них. Конечно, дети с трудом воспринимают «лекции» о том, как надо вести себя в той или иной дорожной ситуации и как избежать опасности. Поэтому психологи советуют объяснять ребенку эти правила с привязкой к конкретной местности и конкретным обстоятельствам. Например, во время прогулки показать ребенку опасные места, где и как можно попасть под машину. Заранее выбрать маршрут, по которому ребенок будет ходить в школу, объяснить и показать ему на конкретных примерах, как он должен вести себя в пути. Если у подъезда стоят автомобили или растут деревья, кусты, обратить на это внимание ребенка, остановиться, научить осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

Одним словом, навыки безопасного поведения, и не только на дороге, но и во дворе – это насущная необходимость. Начинать прививать их надо с самого раннего детства, и чем раньше – тем лучше.
^ Правила безопасности для детей – пассажиров общественного транспорта

Казалось бы, в поездке в общественном транспорте ничего сложного нет: сел и поехал, а наша безопасность – это забота водителя. Но это не так. Да и статистика аварийности говорит о том, что ДТП в таких ситуациях – не редкость. Поэтому при поездке на общественном транспорте забывать о собственной безопасности все-таки не стоит.

Когда мы едем в троллейбусе, трамвае или автобусе, то являемся пассажирами транспортного средства, а значит, для нас существуют определенные правила. И начинаются они с остановки.

Прежде всего – ожидаем общественный транспорт только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса. Что случится дальше, легко догадаться.

Ни в коем случае не выходим на проезжую часть, даже если не терпится посмотреть, не идет ли там нужный транспорт. Это очень опасно: в этом случае можно легко поскользнуться и упасть, либо попросту не заметить едущую машину и опять же попасть под колеса. Ведем себя спокойно, подходим к двери транспортного средства только после его полной остановки.

Вход в маршрутный транспорт – через среднюю и заднюю двери, выход – через переднюю. Не задерживаясь, следует сразу пройти внутрь салона. Не надо стоять у дверей, мешая другим людям. Это и невежливо, и небезопасно: двери закрываются и открываются автоматически, могут и прищемить.

Находясь в салоне, не стоит думать о том, что теперь-то мы в полной безопасности. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю вдруг придется резко затормозить, поэтому необходимо крепко держаться за поручни. В случае экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку - это больные и пожилые люди. Поэтому уступать им места – это, опять же, правило не только вежливости, но и безопасности.

Правила дорожного движения запрещают отвлекать водителя от вождения, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.

К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно, если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, а если это невозможно, то не раньше, чем транспорт отъедет от остановки.

Для взрослых участников дорожного движения, едущих в общественном транспорте вместе с детьми, также существуют определенные правила безопасности. Они не сложные, но, вместе с тем, их соблюдение поможет уберечь маленького пассажира от несчастного случая.

Выходить из общественного транспорта следует первым, впереди ребенка. В противном случае ребенок может упасть под колеса либо выбежать на проезжую часть.

Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки, но и садиться в общественный транспорт в последний момент не стоит – может зажать дверями.

И, наконец, следует и самому быть крайне внимательным в зоне остановки, и приучить к этому своего ребенка. Остановка – это опасное место: здесь плохой обзор дороги, к тому же пассажиры могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть либо под колеса подъезжающего транспортного средства.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

1.1. Общие правила поведения участников дорожного движения

Участники дорожного движения (водитель, пешеход и
пассажир) обязаны:

—знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра-вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

—помнить, что в нашей стране установлено правосторон-нее движение транспортных средств.

Участникам дорожного движения запрещается:

—повреждать или загрязнять покрытие дорог;

—снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста-навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические
средства организации движения;

—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для
движения.

1.2. Безопасность пешехода на дороге

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход-ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси-педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до-роги.

Вне населенных пунктов при движении по краю проез-жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс-портным средствам.

В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или
мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных
средств.

При следовании по улице пешеход должен стараться об-ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед

Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что-бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион-ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в
коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки
были свободны от сумок и прочих предметов.

При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании
земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение —
это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

1.4. Переход проезжей части дороги

Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход-ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или
надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть
можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, для перехода про-езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули-ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све-тофора.

При отсутствии в зоне видимости перехода или пере-крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к
краю проезжей части на участках с разделительной полосой
там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо-дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу-дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть
сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли-зости нет машин.

Нельзя выбегать на дорогу.

Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить
обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све-тофора необходимо осмотреться.

Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед-ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней
другую машину, идущую с большей скоростью.

Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс-
портного средства или другого препятствия, ограничивающе-го видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсут-ствии приближающихся транспортных средств.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос-тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про-тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер-жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

1.5. Безопасность пассажира

Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на
посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

Посадку в транспортное средство начинают только при
полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру-гим пассажирам.

При посадке в трамвай, если трамвайные пути располо-жены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть до-роги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.

Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра-тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто-ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе-циальное устройство.

Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на
нее, так как она в любой момент может открыться.

Передвигаться по салону в общественном транспорте ре-комендуется только при его полной остановке.

1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам,
потребовать остановить транспорт и открыть двери.

При заблокировании дверей для эвакуации из салона
транспортного средства использовать аварийные люки в кры-ше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож-но выбить стекла ногами).

При эвакуации не допускать паники и выполнять указа-ния водителя.

В любом транспортном средстве имеются материалы, ко-торые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо-димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части
могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к
ним лучше не прикасаться.

Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от
транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав-шим.

1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средст вам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз- решается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только
по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как
можно правее.

Допускается движение по обочине, если это не создает
помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

— ездить не держась за руль;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м
по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его
управлению;

— двигаться по проезжей части дороги при наличии ря-дом велосипедной дорожки.

Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол-нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею-щих трамвайного движения.

1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко-вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за-вода-изготовителя.

При движении на дорогах в темное время суток велоси-педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо-рами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — све-товозвращателем оранжевого или красного цвета.

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

Главное правило пешехода: подошёл к дороге — остановись, чтобы оценить дорожную обстановку.

И только если нет опасности, можно переходить дорогу.
Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы — подземный и надземный. Если их нет, можно перейти по наземному переходу («зебре»). Если на перекрёстке нет светофора и пешеходного перехода, попроси взрослого помочь перейти дорогу.

Переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора. Красный сигнал запрещает движение. Стой! Выходить на дорогу опасно! Жёлтый предупреждает о смене сигнала, но он тоже запрещает переходить дорогу! Но даже при зелёном сигнале никогда не начинай движение сразу, сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.

Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия! Стоящие у тротуара машина, ларёк, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Посмотри внимательно, что там, за... Убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.

Пропусти медленно едущий автомобиль, ведь он может скрывать за собой автомашину, движущуюся с большей скоростью.

Если ты на остановке ждешь автобус, троллейбус или трамвай, будь терпеливым, не бегай, не шали рядом с остановкой и не выглядывай на дорогу, высматривая нужный тебе маршрут. Это опасно.

Входи в общественный транспорт спокойно, не торопись занять место для сидения. Пусть сядут старшие.
Стоя в общественном транспорте, обязательно держись за поручни, чтобы не упасть при торможении.

Вышел из автобуса — остановись. Если на остановке стоит автобус, его нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Найди, где есть пешеходный переход, и переходи там. А если его нет, дождись, когда автобус отъедет, чтобы видеть дорогу в обе стороны, и только тогда переходи.

Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Катаясь, надевай шлем, наколенники и налокотники. Они защитят тебя при падении. Выезжать на дороги общего пользования ты сможешь, когда тебе исполнится 14 лет.

Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно! Попроси взрослых помочь тебе!
Садясь в автомашину, напомни взрослым, чтобы они пристегнули тебя в специальном детском удерживающем устройстве (автокресле). А если ты уже достаточно большой и можешь пользоваться штатным ремнём безопасности, обязательно пристёгивайся. Выходи из машины только со стороны тротуара. Это безопаснее. Так ты будешь защищён от проезжающих мимо машин.

Всегда носи светоотражающие элементы — пешеходные «светлячки». Они защитят тебя на дороге в темное время суток.

Ребята, помните!

От вас во многом зависит безопасность на дорогах!

Помните! Только соблюдение правил дорожного движения спасёт нас от бед!

Пешеходы! Будьте бдительны! Берегите и себя, и водителей!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от вас.

Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Находясь на дороге со своими детьми, применяйте некоторые методы, которые помогут вам и вашему ребёнку сформировать навыки безопасного поведения.

Никогда не спешите на проезжей части.

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми.

Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги.

Не разговаривайте при переходе дороги.

Постоянно обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации на дорогах, указывая на скрытую опасность.

Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы.

Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающегося транспорта для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина сможет доехать до вас.

Обращайте внимание на обманчивость пустых дорог. Они не менее опасны, чем оживлённые автомагистрали.

Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером!

СОБЛЮДАЙ ЗАКОН ДОРОГ -

БУДЕШЬ СЧАСТЛИВ И ЗДОРОВ!



Просмотров